Научная статья на тему 'Мастерская живопись Сергей горбачёв. Александр ионченков. Владимир погребняк. Александр селиванов. Сергей ход (Дробноход). Валерий Шапранов'

Мастерская живопись Сергей горбачёв. Александр ионченков. Владимир погребняк. Александр селиванов. Сергей ход (Дробноход). Валерий Шапранов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ВЛАДИВОСТОКА / ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / С.Д. ГОРБАЧЁВ / С.В. ДРОБНОХОД / А.И. ИОНЧЕНКОВ / В.Н. ПОГРЕБНЯК / А.В. СЕЛИВАНОВ / В.П. ШАПРАНОВ / «МАСТЕРСКАЯ ЖИВОПИСЬ» / MODERN ART OF VLADIVOSTOK / PRIMORYE STATE ART GALLERY / S. D. GORBACHEV / S. V DROBNOKHOD / A. I. IONCHENKOV / V N. POGREBNYAK / A.V. SELIVANOV / V P. SHAPRANOV / «MASTER PAINTING”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левданская Н. А.

Статья посвящена выставке в Приморской государственной картинной галерее шести современных живописцев из Владивостока С.Д. Горбачёва, С.В. Дробнохода (Сергея Хода), А.И. Ионченкова, В.Н. Погребняка, А.В. Селиванова и В.П. Шапранова. Раскрываются концепция, характеристика каждого из экспонентов, показываются результаты. Художников объединяет принадлежность одному поколению (1950-1960-е гг.), появление на художественной сцене во второй половине 1980-х начале 1990-х годов и самоотверженный труд вместе с другими десятью-пятнадцатью художниками, благодаря которому завоёван и поддерживается высоким сегодня авторитет искусства территории в России и в странах-соседях по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MASTER PAINTING SERGEY GORBACHEV. ALEXANDER IONCHENKOV. VLADIMIR POGREBNYAK. ALEXANDER SELIVANOV. SERGEY KHOD (DROBNOKHOD). VLADIMIR SHAPRANOV

The paper is devoted to the exhibition of six contemporary artists from Vladivostok at the Primorye State Art Gallery: S.D. Gorbachev, S. V Drobnokhod (Sergey Khod), A. I. Ionchenkov, V N. Pogrebnyak, A.V. Selivanov and V.P. Shapranov. Concepts and characteristics of each of the exhibitors have been described.. The artists belong to one generation of 1950s-1960s, they appeared on the art scene of the region in the second half of the 1980s early 1990s, along with the ten or fifteen other artists theywon and now maintain the authority of the Primorye art in Russia and in neighboring countries in the Asia-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Мастерская живопись Сергей горбачёв. Александр ионченков. Владимир погребняк. Александр селиванов. Сергей ход (Дробноход). Валерий Шапранов»

МАСТЕРСКАЯ

ЖИВОПИСЬ

Сергей Горбачёв. Александр Ионченков. Владимир Погребняк. Александр Селиванов. Сергей Ход (Дробноход). Валерий Шапранов

Статья посвящена выставке в Приморской государственной картинной галерее шести современных живописцев из Владивостока - С.Д. Горбачёва, С.В. Дробнохода (Сергея Хода), А.И. Ионченкова, В.Н. Погребняка, А.В. Селиванова и В.П. Шапранова. Раскрываются концепция, характеристика каждого из экспонентов, показываются результаты.

Художников объединяет принадлежность одному поколению (1950-1960-е гг.), появление на художественной сцене во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов и самоотверженный труд вместе с другими десятью-пятнадцатью художниками, благодаря которому завоёван и поддерживается высоким сегодня авторитет искусства территории в России и в странах-соседях по Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Ключевые слова: современное искусство Владивостока; Приморская государственная картинная галерея; С.Д. Горбачёв; С.В. Дробноход; А.И. Ионченков; В.Н. Погребняк; А.В. Селиванов; В.П. Шапранов; «МАстерская живопись»

А. И. Ионченков. Жёлтый портрет. Фрагмент. 2007. Холст, масло. 120x90

Собственность Приморской государственной картиннаой галереи ПГКГ)

В ноябре-декабре 2019 года в Парадном зале Приморской государственной картинной галереи прошла выставка шести мастеров современного искусства, живущих и работающих во Владивостоке.

Выставка не была запланирована, родилась экспромтом. Тем не менее ход событий от идеи до воплощения показывает, что всё не случайно, что именно таких - групповых - выставок, какими богаты были 1990-е - начало 2000-х, не хватает в художественном процессе края. Коллективные показы, где художник представлен

одной-двумя работами, не дают возможности полноценного художественного высказывания, а персональные требуют слишком больших эмоциональных, физических и финансовых затрат, чаще всего ничем не восполняемых.

Групповая выставка - жанр особый. Согласитесь, группа складывается непременно из людей, как минимум уважающих друг друга, признающих творчество друг друга достойным того, чтобы представляться в одном пространстве, из художников, объединённых чем-то.

Сергея Горбачёва, Александра Ионченко-ва, Владимира Погребняка, Александра Селиванова, Сергея Хода (Дробнохода), Валерия Шапранова объединяет то, что рождены они в одно десятилетие от 1950-го года до 1960-го, что учились в одних и тех же учебных заведениях и, практически, у одних и тех же педагогов. На художественной сцене территории они появились в один и тот же, пожалуй, самый интересный момент истории приморского изобразительного искусства - во второй половине 1980-х - начале 1990-х. Именно этих (и ещё десяти-пятнад-цати) художников самоотверженными трудами завоёвано тогда право на творчество вне соцреализма. В итоге неомодернистские тенденции, ставшие к началу XXI века ведущими, способствовали сохранению аутентичности изобразительного искусства Приморья, сделали возможным его выход на международную арену. Да и сегодня авторитет искусства территории в России и в странах-соседях по Азиатско-Тихоокеанскому региону поддерживается не без участия этой шестёрки мастеров.

Сергей Дмитриевич Горбачев родился в Котовске Одесской области. Профессиональное образование, тем не менее, получил во Владивостоке. В художественном училище его наставником был В.Н. Старовойтов, в Дальневосточном институте искусств -В.Н. Доронин.

Становление Горбачёва как личности и как художника шло поступательно - через постижение характера природы Дальнего Востока, изучение лучших образцов мирового изобразительного искусства в центральных музеях страны во время обучения в институте искусств в 1980-е, через первые зарубежные поездки во Вьетнам, Японию, Китай в 1990-е.

С течением времени художнику становятся тесными рамки реалистической традиции, появляются картины-поэмы, картины-символы, наполненные лирическим и в то же время умозрительным переживанием красоты бытия. Пожалуй, ближе всего Горбачеву 2010-х эстетика символизма, стили-

140x200 ПГКГ

стика известного московского объединения с. Д. Горбачёв. начала ХХ века «Голубая роза». Так же, как Завтрак на траве. и «голуборозовцы», Горбачёв соединяет в 2019 ^жт масло. своей живописи декоративизм европейского постимпрессионизма с элементами восточного искусства, русской иконописи, народного лубка. Палитру художника составляют нежные разбелённые краски, накладываемые тонкими, полупрозрачными слоями, а формы, несмотря на несомненную фигура-тивность, не совсем соответствуют нарра-тиву, их смысл кажется зыбким и ускользающим. Метафоричность, свойственная образам С.Д. Горбачёва и ранее, приобретает со временем лирическую, поэтическую окраску [2, с. 281-286].

Как говорит Сергей Васильевич Дроб-ноход, натурой для его первых рисунков послужили бабушкин сервант и добрые лица родственников. Он тоже окончил художественное училище (педагоги Ф.Н. Бабанин, А.К. Жоголева) и институт искусств (мастерские А.С. Литвинова, Н.П. Жоголева) во Владивостоке.

В настоящее время это один из интереснейших приморских художников. Работает в основном сериями. Названия «Секретная пашня», «Скрытые чувства», «Музыка» свидетельствуют о страсти автора исследовать глубины подсознания, об интересе к эзотерике, к тому, чего не объяснить словами. В

С. В. Дробноход (Сергей Ход). Зелёный

натюрморт. 2015. Холст, масло. 50x100,5 ПГКГ

то же время Дробноход (или, как он теперь себя называет, Сергей Ход) не порывает с фигуративным искусством, правда, попытки зрителя «зацепиться» за предметные формы в надежде разгадать замысел художника могут ни к чему не привести: нет прямой связи между явно изображённым и тем, что хочет сказать автор... Зрителю лучше просто довериться автору, смотреть на картины и плыть по волнам этих сакральных пашен, невыразимых чувств, параллельных миров...

Ф.Н. Бабанин в художественном училище, А.С. Литвинов - в институте искусств были преподавателями Александра Ивановича Ионченкова. Творческую эволюцию этого мастера коротко можно охарактеризовать так: от абстракции цветового пятна - к абстракции пространственной, от декоративности цветовой гаммы - к богатой оттенками монохромности. Абстракции его производят впечатление почти монументальное. Конструктивистские идеи, заложенные в основание всех композиций, обнажают мощное желание автора выплеснуть в мир всю силу переживаемых ощущений. То чередование, то совмещение нескольких планов, пульсация неглубокого пространства, смещение перспективы и взаимопроникновение имеющих чёткие границы плоскостей воспринимаются как попытка автора отразить пространственно-временной срез образа сущего мира в каждой отдельно взятой работе.

Сегодня Ионченкова уже не привлекают экзерсисы на границе фигуративного и абстрактного искусства, как это было на раннем этапе творчества. На первый взгляд, он, как и его старший коллега Александр Пырков1, заинтересовался изучением и созданием своих версий метаморфоз пространства. Представляется, однако, что метаморфозы Александра Ионченкова рождаются не в космических далях, как у А.А. Пыркова, а здесь, на нашей планете, - это яркие пластические и колористические фантазии по поводу собственных переживаний автора.

Владимир Николаевич Погребняк учился во Владивостокском художественном училище у известных приморских графиков Ф.Н. Бабанина, И.В. Васильева, Л.Я. Яценко, В.С. Чеботарёва, и понятно, что он получил отличную графическую подготовку. В Дальневосточном институте искусств его вели В.А. Гончаренко и Ю.В. Собченко - великолепные живописцы. Полученное образование дало Погребняку, как и другим участникам проекта, широкие возможности для реализации своего таланта.

В начале творческого пути он, как и Сергей Горбачёв, был убеждённым реалистом, писал заказные портреты партийных деятелей, праздничные лозунги. Тем не менее с годами в нём росла неудовлетворённость собственным творчеством, назревал кризис: художник не хотел писать по-старому, а как

по-другому - не знал. Казалось бы, один из возможных путей был у него перед глазами -творчество Ю.В. Собченко2 (по воспоминаниям В.А. Гончаренко3, Юрий Валентинович выделял Погребняка среди однокурсников). Однако Владимиру Погребняку освоение и поиски своей интерпретации традиций западноевропейского искусства, характерные для его учителя и ряда других приморских авторов, не были близки.

В какой-то мере на него оказали воздействие дети - ученики его жены, Татьяны Погребняк4. Искренность, отсутствие позы и радость чистого, выплеснутого с помощью красок чувства, пусть незатейливого, но живого и непосредственного, - к этому отныне будет стремиться и Владимир Николаевич. Пожар в мастерской в 1990 году, к сожалению или к счастью для него, прервал эволюционное развитие его творчества. От раннего периода мало что осталось. Как писал искусствовед В.И. Кан-дыба, «в огне сгорела одна глава его жизни в искусстве, а после пожара открылась вторая, совсем иная, - с новым по всем параметрам художником Погребняком» [1, с.1]. Суть произошедшей перемены искусствовед видит в переходе к искусству демократичному, доступному пониманию и любви широкого круга зрителей. Сам художник говорит: «Я - насквозь литературный человек. Я ведь пытался быть даже беспредметником-абстракционистом, не говоря о пробах в других «измах». И всё же возвратился к себе, т.е. к «литературе». Очень многое в моей живописи вертится вокруг моей семьи и моих повседневных впечатлений» [там же].

Александр Владимирович Селиванов в 1978 году окончил с красным дипломом живописно-педагогическое отделение Владивостокского художественного училища (преподаватели Ф.Н. Бабанин и А.К. Жоголева), в 1984-м - художественный факультет Дальневосточного педагогического инсти-

тута искусств (мастерская Н.П. Жоголева). По направлению института работал в Художественном фонде Союза художников СССР (Приморское отделение). С 1984 года

- участник художественных выставок, с 1992-го - член Союза художников СССР. Художник-монументалист, с 1987 по 2005 годы

- главный оформитель при главном архитекторе Владивостока.

С середины 2000-х Александр Селиванов

Поехали! 2018. Холст, акрил. 140x178 ПГКГ

работает как живописец, преимущественно в. Н. Поаребняк. в жанрах пейзажа и натюрморта. И в этом качестве он уже завоевал уважительное отношение со стороны коллег, искусствоведов и публики. Стиль его пейзажей и натюрмортов близок к метафизическому искусству (Джорджо де Кирико). В реальных, узнаваемых мотивах окрестностей села Андреевка Хасанского района Приморья, визуализированных в его произведениях, присутствует, как выразился литератор и критик Александр Лобычев, «некая метафизическая отстранённость, когда привычный вроде бы ландшафт... воспринимается как пейзаж вообще, красота, преподнесённая нам в своих

А. В. Селиванов. Время покоя. 2015. Холст, масло. 60x85 ПГКГ

В. П. Шапранов. Из серии

«Новая реальность». 2018. Холст, масло. 160x140 ПГКГ

вечных формах. В этот пейзаж нельзя войти, его можно только созерцать» [4, с. 536].

Валерий Петрович Шапранов известен как художник-абстракционист. Он, как и Сергей Дробноход, работает в основном сериями: «Безграничное число», «Новая реальность»... Для него форма и цвет не нуждаются в предметной мотивировке. «Валерий Шапранов превращается в шамана живописи всякий раз, когда стремительно выливает, выдавливает, разбрызгивает краску на лист или кладёт очередной мазок, повинуясь только импульсу эмоционального напряжения. А в сердцевине его художественной интуиции таится гармония, соединяющая пятно, линию и цвет в единое целое - и живописная поверхность начинает жить, дышать, она ме-

няет тональность и фактуру, движется, как воздух» [4, с. 341].

Композиции своих картин Валерий Ша-пранов строит как взаимодействие обобщённых образов, рождённых чувствами и переживаниями, не всегда поддающимися анализу, но легко суггестивно считываемыми зрителем. Именно этими переживаниями диктуется выбор в той или иной композиции

- либо напряжённых красочных контрастов, либо спокойной палитры, мягкого ритма.

Выставка «Мастерская живопись»

- яркое свидетельство ситуации полисти-лизма в современном искусстве Приморья. Символизм - лирический у С.Д. Горбачёва и эзотерический у С.В. Дробнохода; абстракционизм - такой разный у А.И. Ионченкова и В.П. Шапранова; иронический примитивизм В.Н. Погребняка, метафизическая живопись А.В. Селиванова - демонстрируют широкий диапазон стилистических предпочтений,

вызванных своеобразием мировоззрений, жизненных позиций, социальных взглядов наших творцов - тех, кому дано воспринимать тончайшие импульсы Сознания и Бытия.

Присмотреться бы к их картинам, прислушаться бы к настроениям, не всегда лёгким и позитивным, рождённым этими картинами в наших душах, - может, и удалось бы чуть-чуть изменить что-то к лучшему, чего-то избежать в нашем общем будущем.

С надеждой на что-то подобное 5 декабря 2019 художники и зрители были приглашены на встречу «Три в одном», включающую кураторскую экскурсию, встречу зрителей с экспонентами и обсуждение выставки. Пресс-релиз гласил: «Все будем на равных, все смогут откровенно высказаться: музейщики, галеристы, художники, студенты, волонтёры, зрители. И те, кому понравилась выставка, и те, кто её не принял. В споре рождается истина. Надеемся только, что это будет культурная дискуссия, и мы дадим друг другу высказаться, с одной стороны. И не будем злоупотреблять вниманием аудитории - с другой».

Несмотря на сравнительно небольшое (порядка тридцати человек) число участников, встреча оправдала ожидания организаторов: были и студенты, и волонтёры, и коллеги-художники, и ценители творчества экспонентов. Самое замечательное, что наконец-то все говорили и спорили именно об искусстве, и не очень спешили разойтись после завершения дискуссии, стремясь поделиться друг с другом ещё какой-то важной мыслью.

Ощутимым вещественным результатом проекта стали двенадцать произведений, приобретённых и подаренных участниками выставки в коллекцию Приморской государственной картинной галереи.

Примечания

1. Пырков Александр Александрович (1946-2014)

- известный приморский художник, один из основателей и участников группы «Владивосток» (1988).

2. Собченко Юрий Валентинович (1937-2001) -студент первого набора Дальневосточного педагогического института искусств (ДВПИИ - ныне ДВГИИ), затем преподаватель этого института, участник творческой группы «Владивосток», много сделал для распространения в закрытом Владивостоке информации о модернистских течениях в мировом изобразительном искусстве.

3. Гончаренко Вениамин Алексеевич (1929-2013)

- один из основателей художественного факультета ДВПИИ (1962), позже ректор, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

4. Погребняк Татьяна Михайловна - преподаватель художественного отделения Детской школы искусств № 1 имени Сергея Прокофьева, Владиво-

Литература

1. Владимир Погребняк. Живопись / авт. вступ. ст. В.И. Кандыба. - Владивосток : ЛИТ, 2004. - 24 с.

2. Левданская, Н.А. Творчество Сергея Горбачева 1980-х - 2000-х годов: Путь к себе // Культура Тихоокеанского побережья : материалы V между-нар. научно-практ. конф.- Владивосток : Дальнау-ка, 2013. - 428 с. С. 281-286.

3. Левданская, Н.А. Изобразительное искусство Владивостока 1960 - 2000-х годов : [вступ. ст.] // Край бунтарей = Rebels at the edge : современное искусство Владивостока, 1960 - 2010-е / Фонд содействия развитию современного искусства «Заря» ; [ред.-сост. Алиса Багдонайте]. - Москва : Майер, 2016. - С. ?-?

4. Лобычев, А.М. Автопортрет с гнездом на голове: Искусство Приморья на рубеже веков / А.М. Лобычев. - Владивосток : Тихоокеанское издательство «Рубеж», 2013. -500 с. - (Серия «Архипелаг ДВ»).

Об авторе

Левданская Наталья Андреевна - кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора по научной работе Приморской государственной картинной галереи E-mail: [email protected]

► На обсуждении выставки 05.12.2019.

B.Н. Погребняк,

C.Д. Горбачёв и А.В. Селиванов

► Встреча с художниками. Вопрос автору.

THE MASTER PAINTING SERGEY GORBACHEV.

ALEXANDER IONCHENKOV.

VLADIMIR POGREBNYAK.

ALEXANDER SELIVANOV.

SERGEY KHOD (DROBNOKHOD).

VLADIMIR SHAPRANOV.

Natalia Andreevna Levdanskaya

Candidate of arts, honored cultural worker of the Russian Federation, deputy director for Research, Primorye State Art Gallery

Abstract: The paper is devoted to the exhibition of six contemporary artists from Vladivostok at the Primorye State Art Gallery: S.D. Gorbachev, S. V Drobnokhod (Sergey Khod), A. I. Ionchenkov, V N. Pogrebnyak, A.V. Selivanov and V.P. Shapranov. Concepts and characteristics of each of the exhibitors have been described..

The artists belong to one generation of 1950s-1960s, they appeared on the art scene of the region in the second half of the 1980s - early 1990s, along with the ten or fifteen other artists theywon and now maintain the authority of the Primorye art in Russia and in neighboring countries in the Asia-Pacific region.

Keywords: modern art of Vladivostok; Primorye State Art Gallery; S. D. Gorbachev; S. V. Drobnokhod; A. I. Ionchenkov; V. N. Pogrebnyak; A.V. Selivanov; V. P. Shapranov; «Master Painting"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.