Научная статья на тему 'ПОКОЛЕНИЕ Х ЛИДИЯ КОЗЬМИНА И ОЛЕГ ПОДСКОЧИН'

ПОКОЛЕНИЕ Х ЛИДИЯ КОЗЬМИНА И ОЛЕГ ПОДСКОЧИН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЛИК" / МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ "ЦВЕТЫ МИРА" / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ / ЛИДИЯ КОЗЬМИНА / ОЛЕГ ПОДСКОЧИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова О. И.

В статье исследуется творчество дальневосточных художников Лидии Александровны Козьминой и Олега Валентиновича Подскочина, становление которых происходило в конце 1980-х годов. Анализируются тематический диапазон и особенности исполнения живописных и графических работ. В связи с их произведениями рассматривается феномен «человек побережья», сложившийся в региональном дальневосточном искусстве во второй половине ХХ века, в связи с которым актуализируются понятия мифа, трансграничности.The paper examines the work of Far Eastern artists Lydia Kozmina and Oleg Podskochin, whose formation took place in the late 1980s. The thematic range and some peculiarities of creation of paintings and graphic works have been analyzed. The phenomenon of «man of the coast», which developed in the regional Far Eastern art in the second half of the twentieth century, is considered in connection with their works, which also actualize the concepts of myth and cross-bordering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКОЛЕНИЕ Х ЛИДИЯ КОЗЬМИНА И ОЛЕГ ПОДСКОЧИН»

УДК 75-76 О. И.Зотова

Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

ПОКОЛЕНИЕ Х

Лидия Козьмина и Олег Подскочин

В статье исследуется творчество дальневосточных художников Лидии Александровны Козьминой и Олега Валентиновича Подскочина, становление которых происходило в конце 1980-х годов. Анализируются тематический диапазон и особенности исполнения живописных и графических работ. В связи с их произведениями рассматривается феномен «человек побережья», сложившийся в региональном дальневосточном искусстве во второй половине ХХ века, в связи с которым актуализируются понятия мифа, трансграничности.

Ключевые слова: дальневосточное искусство; творческое объединение «ЛИК»; международная ассоциация «Цветы мира»; эстетическое освоение; Лидия Козьмина; Олег Подскочин.

Л. А. Козьмина. Времена года. 2016.

Холст, масло. 70х50

Творчество дальневосточных художников Лидии Козьминой и Олега Подскочина связано с территорией, где проживают художники, и с гуманистическим идеалом, формировавшимся в период Золотого века человечества. В произведениях Л. Козьминой и О. Подскочина отчетливо проявлен миф, в котором интерпретированы античные легенды, исторические персонажи, фольклорные герои. Сюжетика произведений полна зашифрованного смысла и обращена к вдумчивому и обладающему фантазией зрителю. Категории времени и пространства, рассматриваемые в философии как предельно общие абстракции, в рамках ментальности побережья приобретают особое измерение: время и пространство утрачивают границы. В этой ситуации формирование художников с мифопоэти-ческим видением мира является абсолютно логичным.

Известный владивостокский арт-критик Александр Лобычев назвал содружество Лидии Козьминой и Олега Подскочина трудно объяснимой загадкой, «поскольку каждый

из авторов - яркая личность и творческая индивидуальность, что чаще всего служит непреодолимой преградой для союзов разного рода» [7, с. 276]. Однако, если всмотреться пристальнее в этот союз, становятся явными нити, объединяющие двух художников. Духовная близость объясняется общим интересом к классическому искусству, уважением к хорошему литературному тексту, авторскому кино, стремлением найти творческие ориентиры, сверяясь с эпохами, в которых жили и творили великие личности. В их мастерской находится внушительная библиотека книг по искусству, в которой собраны академические труды советского периода и современные издания, фотографии особо почитаемых художников, приоткрывающие содержание внутренних размышлений и диалогов друг с другом хозяев мастерской. Одна из них с Кете Кольвиц служит косвенным указанием на глубокий интерес О. Подскочина к немецкому искусству, в котором получил развитие имперский миф [3]. В имперских амбициях Германии О. Подскочин видит античный код, который являет-

ся ключом к пониманию его собственных полотен. Здесь же, в мастерской, во множестве представлены предметы, выдающие близость азиатских культур, одновременно формирующие атмосферу пространства и используемые в качестве натюрмортного фонда.

Духовное и творческое созвучие позволили Л. Козьминой и О. Подскочину не утратить точек опор в 1990-е, к которым относится начало их творческого пути. Уклад всей жизни, художественной в том числе, десятилетиями существовавший в советский период, был сломан. Можно сравнить это время с Октябрьской революцией, перевернувшей страну. Но именно в это время социальных и общественных перемен на краю советской империи, в Приморье, сформировалась плеяда замечательных, обладающих индивидуальным творческим почерком художников, в которую вошли Л. Козьмина и О. Подско-чин. Это период развития так называемого дальневосточного авангарда, т. е. «неофициального, нонконформистского, авангардного, экспериментального искусства» [7, с. 371], представителями которого были художники творческих групп «Владивосток», «Штиль». Их стремление к обретению собственного стиля, поискам художественного языка, заключающимся в использовании особых приемов изображения натуры, декоративного цвета, социальная направленность, отражали общее настроение, характерное для художников, вошедших в искусство в 1980-х. Оно было связано с девальвацией идеалов социалистической эпохи и обусловило особую логику развития творчества художников, которых объединяла не столько общность художественной концепции, сколько общность жизненного и философского мироощущения. Молодежные выставки этого периода указывали на одновременное существование диаметрально противоположных тенденций в искусстве. В развитии художественной жизни Приморского края можно увидеть те же процессы, что и в общероссийской: «Палитра эстетических исканий молодых живописцев ...усложнилась... на место ведущего принципа претендуют

сразу несколько принципов интерпретации действительности - от безусловного раскрытия натуры и прямых высказываний о мире до иносказательных образов и символических конструкций, а также целого конгломерата приемов, заимствованных из технических арсеналов современного модернизма» [5, с. 5]. Подскочин находит точки поры в наследии классического искусства, уходящего корнями в эпоху Античности

и Возрождения, канонам которого он следует «от техники рисования и приемов письма до персонажей и сюжетов» [7, с. 279], Козь-мина - в культурном наследии разных эпох и стран, находя символы и образы, отражающие ее сложную духовную организацию. Тем самым, уже в тот период они начали формировать собственное пространство мифа, не связанное напрямую ни с эстетическими исканиями конкретного времени, ни с поиском общей идеи, проявив определенную самодостаточность, сложившуюся еще в период студенчества.

Олег Валентинович Подскочин родился в г. Ангарске Иркутской области. Выпускник Иркутского художественного училища, он учился у А. Вычугжанина, Н. Морозова, Л. Гимова, известных сибирских художников, талантливо работавших в разных жанрах и видах искусства. Их влияние на сту-

Л. А. Козьмина. Балаганчик. 2017. Бумага, тушь, перо. 50х70

О. В. Подскочин. Сон Нерона. 1998. Бумага, графит. 23х36

дентов измерялось не столько количеством учебных часов и пленэров, сколько масштабом их личностей. Так, об Аркадии Вычугжа-нине, представителе поколения шестидесятников, чьи рефлексии сформировали общую культурную ситуацию в стране, говорили, что он учил студентов «по долгу и любви» [2]. Вычугжанин умел разглядеть в ученике индивидуальность, выпестовать ее, и выпустил многих незаурядных художников. Впрочем, на атмосферу художественного училища, одного из старейших художественных заведений Сибири, влиял общий культурный фон сибирского города, традиции которого были заложены декабристами, благодаря чему училище стало местом, определившим так называемую иркутскую школу живописи, в которой педагоги училища заняли подобающее место. Думается, идея имперского величия, которая сегодня так явно наблюдается и принимает разные формы в произведениях Олега Подскочина, отчасти коренится и в характере отображения картины мира этими художниками. Эта тема отчетливо прозвучала в связи с проектом «Чтобы помнили» в Иркутском художественном музее им. Сукачева, посвященном памяти художников, внесших значительный вклад в изобразительное искусство Сибири и России [8].

Лидия Козьмина получила образование во Владивостокском художественном училище, одном из лучших средних специальных художественных заведения на Дальнем Востоке. Его традиции складывались в послевоенное время (училище было образовано в 1944 году) и отражали ментальную ауру дальневосточной земли, одной из характерных черт которой является соединение Запада и Востока.

Далее оба учились в Дальневосточном институте искусств, в который О. Подско-чин поступил в 1985 году, в мастерскую известного дальневосточного художника Кирилла Ивановича Шебеко. Здесь он и Лидия Козьмина, пришедшая в институт несколькими годами позже, в мастерскую Василия Никаноровича Доронина, усвоили нормы, которыми руководствовались педагоги: профессиональная честность и даже самоотвер-

женность. В одной из бесед Лидия вспоминала, что об искусстве спорили постоянно. И не только они в студенческой аудитории или дружеской компании, но и их педагоги: «Мы понимали, какие величины рядом...». Кирилл Шебеко и Василий Доронин приехали во Владивосток после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина и Московского художественного института им. В. Сурикова для преподавательской и творческой работы. Они заложили здесь основы высшего художественного образования, которое одновременно базировалось на традициях отечественного реалистического искусства, идущих из центра, и на особом духе свободы, свойственном дальневосточному побережью.

Этот дух свободы принимал разные формы - в творчестве и педагогов, и их учеников.

Так, Олег Подскочин стал одним из инициаторов создания и участником всех выставок творческой группы «ЛИК», художников которой отличало не столько единство эстетических и стилевых исканий, сколько стремление всерьез служить искусству. В названии «ЛИК» это понятие оказалось многослойным: лик как творческое лицо художника, лик как облик поколения, представителями которого являлись участники группы, лик как выражение внутренней сущности явления.

Произведения Олега Подскочина и в этих выставках, и в других (к настоящему времени их больше 50) говорят о наличии этого лика. Композиционно продуманные, с определенным автором замыслом, воплощенным в картинной форме, они отсылают зрителя к общефилософской концепции человека, в которой со времен Софокла сосуществуют сила и слабость, нравственное богатство и ограниченность возможностей, гений и злодейство. Литературоцентрич-ность его личности проявляется не только в выборе сюжета, воплощенного в художественном повествовании, но и названий работ и выставок («Империя мифа», «Роза и крест», «Призрак атаки», «Искушение Святого Антония»). Они тщательно обдумы-ваются и принимают единственно верную по мнению художника формулировку, являясь ключом к пониманию произведения и концепции выставки. В его живописи много экспрессии - и содержательной, и формальной, вызывающей у зрителя ощущение катарсиса.

Так, одной из центральных тем является тема войны, ее ужасов, человеческих жертв. Персональная выставка «Призрак атаки» была посвящена не только Великой Отече-

ственной войне, но войне как явлению, имеющему экзистенциальное значение. В одном из полотен две страны, вступившие в главное противоборство - Россия и Германия - изображались в аллегорическом образе женщин, примиренных художником одним терновым венцом. Подскочин не боится величия замысла, гипертрофированных форм и размеров. В 2015 году он выступил инициатором проекта «Великая Победа», приуроченного к торжествам в честь 70-летия

Победы в Великой Отечественной войне, предложив художникам создать серию тематических картин. И сам написал пятиметровое полотно «Битва», воплотив в многофигурной аллегорической композиции тему тотального зла, которым является война.

Работы разных лет говорят о многообразии и широте тем его творчества. Популярные христианские сюжеты, реализованные в постмодернистском ключе, образы женщин, реально существовавших в истории, взятых из мифологии или придуманных автором в качестве символа, положены в основу его аллегорических полотен. Теме женщины в мировой истории, также волнующей автора на протяжении многих лет, была посвящена одна из персональных выставок «Искушение Святого Антония» (состоялась в 2017 году во Владивостоке). «Легенда о Кати Сарк», «Анна Болейн. Палач из Кале», цикл «Лю-бегощи» дают представление о поистине безграничной фантазии автора, черпающего вдохновение из литературы и истории. В произведениях О. Подскочина так много отсылов в исторический и культурный контекст, что часто без комментариев самого автора сложно разобраться. И он охотно это делает, создавая короткие, но емкие ан-

Л. А. Козьмина. Морской шиповник. 2016. Холст, масло. 80х90

О. В. Подскочин. Всадник. 2017. Холст, масло. 57х57

нотации к картине. Но иногда он отступает от просветительской миссии и обращается к чистой живописи, создавая гимн жизни, полный первозданной красоты и витальности: таким гимном является его диптих «Вслед за Посейдоном». В произведениях «Печаль Афродиты», «Динарий кесаря», графическом цикле «Сон Нерона», «Прощание Гектора с Андромахой», «Три грации» и других проявлено его увлечение древним Римом и идеей имперских величия и всеохватности. Однако в своих полотнах Подскочин не реконструирует империю как таковую, а проецирует ее образ на свои ощущения, жизненный опыт и географическую принадлежность. Так, в работе «Ромул. Цезарь Августул» явно прочитывается ландшафт дальневосточного побережья.

В произведениях Лидии Александровны Козьминой мифологическая картина мира приобретает совсем другой характер: в ней есть ощущение некоего постоянства мира, который с момента сотворения и до сего дня существовал и будет существовать в его ди-ковинности и многообразии. В нем живут сирены и русалки, ежи и вороны, деревенские мужики и бабы, странствующие музыканты и актеры, китайские императрицы и волхвы, курсанты и смотритель маяка.

Рожденная и выросшая в Приморском крае, Лидия в качестве постоянной выбрала тему, дающую понимание места, в котором проживает художница. Эта тема связана с морем и побережьем. От буквального прочтения истории Владивостока Л. Козь-мина идет к созданию образов, рождающих самые разные ассоциации со стихиями земли и воды. В особой пластике раковин, в тщательно прописанной гальке на берегу, в очертаниях островов, в силуэтах судены-

шек на горизонте, в размахе крыльев чаек, в полосках воротников форменной одежды курсантов прочитывается характер местности. В свое время дальневосточный искусствовед В. И. Кандыба писал, что родной территория становится, если она не просто заселена, но эстетически освоена [6].

На эту тему в последние два года были созданы графические серии, посвященные известным личностям, внесшим свой вклад в развитие Владивостока, и его историческим местам. Одна из серий была представлена на выставке «Шкала роста. Трудами вашими здесь Россия...» в Приморском государственном музее им. В. К. Ар-сеньева в 2018 году. Идея выставки необыкновенно ясна и красива: показать Владивосток как точку роста на Дальнем Востоке через биографию тех, без кого не было бы городских улиц, морских причалов, памятников, учебных заведений, местной газеты, географических исследований, военных побед и много другого, без чего не может развиваться город, в основу и название которого была заложена идея «владения Востоком». Вторая серия была выполнена в качестве иллюстраций для литературно-краеведческого издания «Прогулка по Океанскому проспекту» [9], одной из старейших улиц Владивостока (первое название - Китайская улица), сформировавшей характерное лицо исторического центра. В работах Козьминой освоение происходит на уровне подсознательного соединения внешнего знания конкретных событий и их внутреннего ощущения.

Впрочем, этот принцип является универсальным и делает произведения Л. Козьми-ной образцом современного искусства, где переплетены культурные и художественные традиции Запада и Востока. В ее творчестве

герои европейского театра марионеток, мифологические существа и жители Китайской Венеции (город на юге Китая Чжоучжуанг, названный так за свое расположение: стоит на канале Цзинхан и окружен множеством водоемов) рассматриваются как обитатели универсальной вселенной. Таким образом, через создание художественного образа реализуется феномен трансграничности, осмысление которого применительно к Дальнему Востоку было предпринято в начале 2000-х [4].

Созданный художницей мир говорит о личном знакомстве с культурой других стран, о чутком ее восприятии. Создается ощущение, что ни одна деталь не утрачивается из памяти Лидии, эти детали входят в ткань ее художественных произведений. В ее багаже есть опыт преподавания в Китае и участие в выставках в странах Европы и Азии. Поездки становятся настоящими культурными экспедициями, в результате которых ее творчество насыщается новыми сюжетами. Одну из возможностей более глубокого знакомства с азиатскими культурами дает Международная ассоциация женщин-художников «Цветы мира», основанная в 1998 году художницей из Приморского края Ольгой Никитчик (включает художниц из Японии, КНР, Вьетнама, Республики Корея). Одним из принципов организации творческой деятельности ассоциации является не только устройство совместных выставок, но и непосредственное общение в период их проведения, дающее знание культуры другой страны даже на уровне бытовых реалий.

Азиатский культурный контекст явно более привлекателен для Л. Козьминой. Принцип естественности, положенный в основу философии даосов, оказался органично связанным с мироощущением художницы. Место человека и его мира в контексте общества, предметный мир и повседневность, которые окружает человека, - все это ложится в основу сюжетов работ Лидии. В них в самых разных формах, подчас весьма неожиданных, проявляется идеал конфуцианства - гармоничное общество, в котором

у каждой вещи и личности есть своя функция. Однажды Лидию спросили, для чего в миниатюрном двойном портрете она изобразила себя с ракушкой на голове. Она ответила: «Ракушка - чтобы не терять равновесия...» Смысл понятия «равновесие», исходя из принципов конфуцианской философии, трактуется как форма взаимодействия с жизнью в самом широком смысле - лояльности в отношениях между людьми, сохранении гармонии, добросовестности намерений. Соблюдение этих принципов позволяет не утратить лица и сохранить восприимчивость по отношению к миру. Эти качества не дают Л. Козьминой уйти в визионерство: мир, создаваемый ею, несмотря на мифоло-гичность и символический смысл образов, очень реален. Так, в человеческих лицах, изображенных на чешуе большой рыбы (триптих «Рыба»), нет страшноватой выдумки. Они иллюстрируют мысль, высказанную дальневосточным писателем Василием Ав-ченко в документальном романе «Кристалл в прозрачной оправе»: все жители побережья отчасти состоят из рыбы, которой питаются. И наоборот. [1]

Впрочем, в работах Лидии Козьминой хочется не столько искать литературный сюжет, сколько воспринимать визуально. Технологически ее работы столь совершенны, что вызывают эстетическое наслаждение. В цикле миниатюр на тему Рождества Лидии обращается к традиции европейской рукописной книги: сюжетное изображение находится в орнаментальном обрамлении, выполненном с ювелирной тщательностью. В «Морском шиповнике» предметный мир побережья настолько материален, что, кажется, при прикосновении можно ощутить песок под пальцами. Оригинальные декоративные приемы используются и в графических листах: по принципу коллажа в них вмонтированы фрагменты ручной бумаги, отдельно выполненные изображения лиц и предметов. Далекая от формализма, Лидия делает формальную составляющую произведения значительной, ведь именно в ней содержится скрытая суть предмета. Не случайно в ее творчестве одними из константных

изображений являются морские раковины, без которых трудно представить царство Посейдона.

Некоторые циклы Лидия разрабатывает на протяжении многих лет. Тематически их можно определить как циклы, посвященные Китаю, европейскому театру и дальневосточной территории. Китай, хорошо знакомый Л. Козьминой, отображен и в бытовых сценах, и в натюрмортах. Вне зависимости от жанра на первый план выходят любимые художницей колорит и атмосфера традиционного Китая: выразительно написаны сценки на улицах старого квартала, предметы в натюрморте, который можно сравнить по наполненности с антикварной шкатулкой.

Театральная тема воплощена в персонажах народного театра, одного из явлений зрелищно-игровой культуры народа. Уходящий корнями в обрядовые ритуалы и действа, народный театр был одним из любимых зрелищ для рядовых граждан и чутко откликался на любые события. В сценах, изображенных Лидией Козьминой, содержится ненавязчивый юмор и назидательность, свойственные ярмарочным представлениям («Балаганчик», «Неожиданный финал», «Ка-рабасик и Петрушка», все 2017 года).

Дальневосточная территория, то самое побережье, ментальность которого отображается в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, как отдельный феномен, предстает в работах Лидии в качестве метаобраза. Природа и человек здесь связаны многообразными узами, а морская раковина становится Ковчегом, который является спасительным символом.

Таким образом, творчество Л. Козьминой и О. Подскочина является одним из самых заметных явлений в дальневосточной художественной жизни.

Литература:

1. Авченко В. Кристалл в прозрачной оправе. Редакция Елены Шубиной, 2018. - 352 с.

2. Воротникова А. Аркадий Вычугжанин, портретист «по долгу и любви». Восточно-Сибирская правда. 15.11.2011 [Электронный

ресурс]. URL: http://www.vsp.ru/2011/11/15/arkadij-vychugzhanin-portretist-po-dolgu-i-po-lyubvi/ (дата обращения: 20.09.2019).

3. Заиченко О. В. «Германский миф». Немецкие интеллектуалы в поисках «общего прошлого» и национальной идентичности [Электронный ресурс]. URL: http://roii.ru/ dialogue/ 54/roii-dialogue- 54_15. pdf (дата обращения. 29.09.2019).

4. Зыков А. А., Шинковский М. Ю. Проблема дефиниции феномена «трансгранич-ность» [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru / article / n / problema-definitsii-fenomena-transgranichnost (дата обращения: 29.09.2019)

5. Искусство молодых художников. Живопись. Графика. Скульптура: альбом / авт.-сост. В. П. Сысоев. Москва, 1988. - 232 с.: ил.

6. Кандыба В. И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. - 175 с.

7. Лобычев А. М. Автопортрет с гнездом на голове. Владивосток: Рубеж, 2013. -559 с.

8. Мастер и мастерская: альбом /сост. Н. С. Сысоева; вступ. ст.: И. Г. Федчина, Н. С. Сысоева. Иркутск, 2017. - 208 с.: ил.

9. Мизь Н. Г. «Прогулка по Океанскому проспекту». Владивосток: Издатель Александр Филькин, 2019. - 239 с.

Об авторе

Зотова Ольга Иванова - кандидат искусствоведения, доцент Школы искусства и гуманитарных наук ДВФУ главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске E-mail: zotova-o@yandex.ru

GENERATION X: LYDIA KOZMINA AND OLEG PODSKOCHIN

Zotova Olga Ivanovna

Candidate of arts, associate professor of the School of arts and Humanities of Far Eastern federal university, main specialist of Regional branch of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of arts in Krasnoyarsk, Vladivostok

Abstract: The paper examines the work of Far Eastern artists Lydia Kozmina and Oleg Podskochin, whose formation took place in the late 1980s. The thematic range and some peculiarities of creation of paintings and graphic works have been analyzed. The phenomenon of «man of the coast», which developed in the regional Far Eastern art in the second half of the twentieth century, is considered in connection with their works, which also actualize the concepts of myth and cross-bordering.

Keywords: Far Eastern art; creative Association «LIK»; international Association «Flowers of the world»; aesthetic development; Lydia Kozmina; Oleg Podskochin.

■ г- ' "к /•■ * л- 5

- ^ £ v'' V ■■ \ ^ tí

fci * -7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.