Научная статья на тему 'МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА'

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
262
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖ.Р.Р. ТОЛКИН / «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» / «СИЛЬМАРИЛЛИОН» / АВТОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ / НЕОМИФ / ФЭНТЕЗИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Струк Анна Андреевна, Гиренко Дарья Сергеевна

В статье рассматривается мифологическая модель мира в творчестве английского писателя Дж.Р.Р. Толкина. Конструируя мир Средиземья, Толкин создает оригинальную авторскую мифологию, ставшую образцовой для жанра фэнтези. Модель мира Толкина опирается на европейскую мифологическую и религиозную традицию. История и космогония мира Средиземья, описанные в «Сильмариллионе» и «Властелине колец» позволяют провести анализ неомифологии Толкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MYTHOLOGICAL MODEL OF THE WORLD IN THE WORKS OF J.R.R. TOLKIEN

The article examines the mythological model of the world in the works of the English writer J.R.R. Tolkien. Constructing the world of Middle-earth, Tolkien creates an original author's mythology, which has become a model for the fantasy genre. Tolkien's model of the world is based on the European mythological and religious tradition. The history and cosmogony of the Middle-Earth world described in The Silmarillion and The Lord of the Rings allow us to analyze Tolkien's neo-mythology.

Текст научной работы на тему «МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА»

ГА

Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 821.111

DOI 10.55186/27131424_2023_5_7_1

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. Р.

Р. ТОЛКИНА

THE MYTHOLOGICAL MODEL OF THE WORLD IN THE WORKS

OF J. R. R. TOLKIEN

Струк Анна Андреевна, старший преподаватель кафедры литературы и журналистики, Тихоокеанский государственный университет, Россия, г. Хабаровск

Гиренко Дарья Сергеевна, студент, 5 курс, факультет филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации, Тихоокеанский государственный университет, Россия, г. Хабаровск

Anna Andreevna Struk, Senior Lecturer of the Department of Literature and

Journalism, Pacific National University, Russia, Khabarovsk

Girenko Darya Sergeevna,student 5th year, Faculty of Philology, Translation

Studies and Intercultural Communication, Pacific National University, Russia,

Khabarovsk

3765

Аннотация

В статье рассматривается мифологическая модель мира в творчестве английского писателя Дж.Р.Р. Толкина. Конструируя мир Средиземья, Толкин создает оригинальную авторскую мифологию, ставшую образцовой для жанра фэнтези. Модель мира Толкина опирается на европейскую мифологическую и религиозную традицию. История и космогония мира Средиземья, описанные в «Сильмариллионе» и «Властелине колец» позволяют провести анализ неомифологии Толкина.

Summary

The article examines the mythological model of the world in the works of the English writer J.R.R. Tolkien. Constructing the world of Middle-earth, Tolkien creates an original author's mythology, which has become a model for the fantasy genre. Tolkien's model of the world is based on the European mythological and religious tradition. The history and cosmogony of the Middle-Earth world described in The Silmarillion and The Lord of the Rings allow us to analyze Tolkien's neo-mythology.

Ключевые слова: Дж.Р.Р. Толкин; «Властелин колец»; «Сильмариллион»; авторская мифология; неомиф; фэнтези.

Keywords: J.R.R. Tolkien; "The Lord of the Rings"; "Silmarillion"; author's mythology; neo-myth; fantasy.

Джон Рональд Руэл Толкин - один из самых известных писателей жанра фэнтези, автор более двухсот различных публикаций и множества незавершённых работ. Произведения Дж.Р.Р. Толкина являются объектом многочисленных заимствований и подражаний в современной массовой культуре начиная от типажей героев и заканчивая способом конструирования фэнтезийного мира в целом. Тем не менее, несмотря на широкую известность художественных произведений Дж.Р.Р. Толкина, исследованию его творчества посвящено не так много русскоязычных литературоведческих работ,

3766

мифологическая модель мира в творчестве Толкина не имеет целостного освещения в литературоведении.

Мысли о том, что творчество Дж.Р.Р. Толкина связанно с мифом и народным эпосом, начинают появляться в зарубежных критических статьях после публикации цикла романов «Властелин колец». Литературовед Р. Рейли, увидев значение мифа в книге Толкина, написал так: «Властелин колец» - это, конечно же, не реалистический роман, не символичный роман, возможно, не роман вообще, с точки зрения привычного понимания термина. Кажется, это ближе всего к «мифу», но не в его обиходном значении как искажение того, что некогда было фактом или претендовало им быть. Это совсем не проблема факта. Это чистой воды вымысел, и тут-то и проходит острие бритвы, по которому должен идти и дружественный, и враждебный критик. Трилогия ставит вопрос о ценности вымысла в нашу эпоху» [2]. Понимая и воспринимая миф как основу творчества Толкина, можно рассматривать особенности авторского мифа и мифологического мира в целом.

Конструируя мир Средиземья, Толкин создает оригинальную авторскую мифологию, ставшую образцовой для жанра фэнтези. Модель мира Толкина опирается на европейскую мифологическую и религиозную традицию. История и космогония мира Средиземья, описанные в «Сильмариллионе» и «Властелине колец» позволяют провести анализ неомифологии Толкина.

В сказочной повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин Колец» и «Сильмариллион» Толкин описывает вымышленные этносы, созданные с опорой на мифологические традиции, в частности, на кельтскую, финскую, скандинавскую и греческую мифологические системы.

Пространством, в котором развивается сюжет «Сильмариллиона», «Хоббита, или Туда и обратно», трилогии «Властелин Колец», является главный континент мира Арды - Средиземье. Этот континент изменялся на протяжении Трех Эпох, менялся как его облик, так и жители. Основными его жителями и

3767

непосредственно персонажами являются: энты, истари (волшебники или колдуны), эльфы, гномы, люди, хоббиты, драконы, орки.

Космогонический миф и модель мира, созданные Толкиным, описаны в первой части «Сильмариллиона», названной «Айнулиндалэ». В этой части описывается мотив первотворения в мире Толкина и создание мира Арды. Был некто Эру Илуватар (Бог-творец в легендариуме Толкина), создавший высших духов (айнур), впоследствии расселившихся по Средиземью и продолживших акт творения.

Важную роль в сюжете «Властелина колец» играют эльфы и гномы. Эти персонажи традиционны для западноевропейской литературы и фольклора и, скорее всего, были заимствованы Толкиным из германо-скандинавской мифологии [3].

Эльфы в произведениях Толкина являются Перворожденными детьми Эру Илуватара, они бессмертны и существуют до тех пор, пока существует мир. Автор наделил их любовью к красоте мира, утонченностью, мудростью, острым слухом и зрением, способностью управлять силами природы, способностью обучать и наставлять другие народы. Эльфы выступают учителями людей в ремеслах и знаниях, сокрытых изначально от разума людей. Впоследствии эльфы уступают место людям, передав им все, что возможно было дать, и «угасают». Эльфы покидают Средиземье и вместе с ними из мира уходит часть изначального волшебства. Внешность эльфов и их способности гармоничны: они высокие и стройные, чаще всего с длинными, ухоженными волосами, облик их настолько прекрасен, что излучает чудесное свечение. В «Сильмариллионе» дается родословная эльфов, описывается их роль и участие в жизни Арды.

Еще один из древних народов Средиземья - гномы или Наугрим. Гномы в произведениях Толкина антропоморфны, всегда низкого роста (до 150 сантиметров), с длинными бородами (как у женщин, так и у мужчин). Они живут в горах, под землей и в лесу, род их деятельности связан с обработкой сырья: они могут быть рудокопами, камнерезами, ювелирами и кузнецами. Согласно

3768

легендам, после смерти гномы превращаются в камень. Отличительная черта гномов - жажда богатства. Они алчны и упрямы, но при этом доброжелательны и неагрессивны.

Гномы в произведениях Толкина являются сборным образом из разных мифологических традиций. Образы эльфов и гномов созданы Толкиным с опорой на скандинавскую мифологию, в частности, «Старшую Эдду», и гномов можно соотнести с черными альвами. Черные альвы невелики ростом, темны лицом, из-за проклятия богов превращаются в камень, если до утра не успеют спрятаться в пещеры. Помимо этого, Толкин позаимствовал имена для гномов из той же «Старшей Эдды». Например, он взял оттуда такие гномьи имена, как Торин, Дурин, Бомбур, Фили, Кили (персонажи повести «Хоббит или Туда и обратно»). Также, гномы Толкина схожи с нибелунгами из «Песни о Нибелунгах», которые описываются как карликовый народ, обладавший неисчислимыми подземными сокровищами [4].

Еще один народ, населяющий Средиземье - Энты. Энты один из древнейших народов, внешне они напоминают ожившие деревья. Создателем энтов был Эру Илуватар. Создал он их с целью охранять природу, в частности деревья, поэтому их еще называют «пастыри деревьев». В Первой Эпохе энты охраняли лес только от неразумных, недавно созданных праотцов гномов, а в последующие Эпохи - от злых сил. Внешность энтов, в отличие от эльфов и гномов, не была антропоморфной: огромный рост, кожа в виде коры, ноги и руки похожи на корни с пальцами (от трех до девяти), тем не менее, они умели говорить (эту способность приобрели у эльфов). Делились они на разные породы. Мужские особи жили в лесах, представляли собой дикие деревья, а женские особи - культурные растения, обитали в садах и полях, больше общались с людьми. Энты были разумными существами, им дана была длинная жизнь, но они не были бессмертны. Потеряв свой разум и остолбенев от стояния на одном месте, этот народ мог превратиться в обыкновенные деревья и больше никогда не ожить.

3769

Первое упоминание энтов происходит в книге «Властелин Колец: Две крепости». Там описывается эпизод из жизни энтов - их участие в борьбе со злыми силами Саурона. Так же там описываются черты характера энтов -медлительность речевых и мыслительных операций, консерватизм и упрямство. Главный энт, в честь которого назван целый лес, - Фангорн или Древоброд, появился в Первую эпоху и был одним из древнейших созданий Средиземья. Именно Древоброд руководит оставшимися энтами и решается, послушав хоббитов, вступить в борьбу против Сарумана, разоряющего и сжигающего леса. У Древоборода есть соратники-энты: Финглас, Фладриф, Буковень, Брегалад (Скородум).

Как и в случае с эльфами и гномами, при описании народа энтов, Толкин опирается на широкий ряд мифологических, фольклорных и литературных заимствований, которые он причудливо комбинирует и дополняет оригинальным содержанием. Возможным прототипом энтов могут являться древнегреческие дриады. Дриады - нимфы, покровительницы деревьев. Дриады были неотделимы от дерева, с которым связаны. В целом, деревья и священные рощи являются объектом поклонения и олицетворяют светлые силы во многих мифологических системах. Например, для кельтской мифологии характерно представление о растениях и деревьях, как об особой природной силе, наделенной мудростью и целебными свойствами. Силами деревьев пользовались друиды, их священным деревом был дуб, который являлся центром вселенной и воротами в потусторонний мир. В одном из мифов об основании Ирландии деревья играют ключевую роль: из ветви тиса великан «Три Ростка» (Тгео^а1г) стряхнул на землю яблоки, орехи и желуди. Их посадили в центре Ирландии и в четырех ее углах, они выросли и стали священными деревьями, Великими Покровителями Земли. О родстве людей и деревьев говорят древнескандинавские мифы: в «Старшей Эдде» прорицательница вёльва рассказывает о том, как боги создали первых людей Аска и Эмблу из мёртвого

3770

дерева, одушевив его. Аск в переводе с древнеисландского - «ясень», Эмбла -«ива», в их именах осталась память о происхождении от деревьев.

Образ энтов, созданный Толкиным, укладывается в мифологическую традицию об одушевленных деревьях и их положительном влиянии на жизнь людей.

Так же в мифологическом мире Толкина есть хоббиты, персонажи, которые являются авторскими мифоподобными существами, ранее не встречающимися в мифологических традициях и в литературе. Стоит отметить, что, несмотря на заимствование из различных мифологий, персонажи Толкина полностью адаптированы к созданному мифологическому миру, у каждого из народов есть свой язык, определенный ареал обитания, они взаимодействуют друг с другом, некоторые народы даже роднятся (эльфы и люди).

Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина является своеобразной художественной системой, оно вбирает в себя многообразные творческие опыты и открытия минувших литературных эпох, а также теорию мифа XX века. В создании авторского мифологического мира Толкин опирался на мифы и сказания различных народов (германо-скандинавские, кельтские, финские, греческие и др.), архетипические мифологические универсалии, на философско-эстетический опыт предшествующих эпох.

Таким образом, в работе была выявлена ориентация писателя на архаическую мифологическую образность при попытке создать индивидуальный авторский миф и стремление восстановить воспитательные функции мифа, а также при помощи вечных ценностей, закрепленных в мифологии, повлиять на нравственное развитие общества. Творческий опыт Толкина оказался гораздо более удачным, нежели у многих его предшественников и современников, доказательством чего служит огромная популярность его произведений в пространстве современной массовой культуры и безусловный потенциал влияния этико-эстетических ценностей авторского мифологического мира писателя на воспитание молодежи.

3771

Литература

1. Галиев С.С. Мотив Зла в мифологической системе Толкина // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 1. С.56-61.

2. Карпентер X. Джон Р.Р. Толкин. Биография. М.: АСТ, 2020. 432 с.

3. Королев К.М. Скандинавская мифология. М.: Эксмо, 2004. 592 с.

4. Красюков В.А. Семантика западноевропейского мифа в произведениях Дж. Р. Р. Толкина [Электронный ресурс]. URL: https://school-science.ru/2/20/29806 (дата обращения: 23.09.2022).

5. Кулакова О.К. Авторское мифотворчество в жанре фэнтези // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 1(9). С. 189-194.

6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 406 с.

7. Потапова О.С. Мифотворчество Дж. Р. Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа [Электронный ресурс] URL: http: //culture-code.ru/wp-content/uploads/2015/12/Потапова-О.С. -Автореферат.pdf (дата обращения: 22.09.2022).

8. Скороденко В.А. Открытие мира // Иностранная литература. 1983. № 5. С. 237-239.

Literature

1. Galiev S.S. The Motive of Evil in Tolkien's Mythological System // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2010. № 1. P.56-61.

2. Karpenter X. Dzhon R.R. Tolkien. Biography. M.: AST, 2020. 432 p.

3. Korolev K.M. Norse mythology. M.: Eksmo, 2004. 592 p.

4. Krasyukov V.A. Semantics of the Western European Myth in the works of J. R. R. Tolkien Available at: https://school-science.ru/2/20/29806.

5. Kulakova O.K. Author's myth-making in the fantasy genre // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2010. № 1(9). P. 189-194.

6. Meletinskij E.M. The Poetics of myth. M.: Nauka, 1976. 406 p.

3772

7. Potapova O.S. J. R. R. Tolkien's Myth-Making: The Silmarillion in the Context of Modern Myth Theory. Available at: http://culture-code.ru/wp-content/uploads/2015/12/Potapova-O.S. -Avtoreferat.pdf.

8. Skorodenko V.A. Discovery of the world // Inostrannaya literatura. 1983. № 5. P. 237-239.

© Струк А.А., Гиренко Д.С., Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2023

Для цитирования: Струк А.А., Гиренко Д.С. Сергеевна МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2023

3773

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.