Внедрение дистанционных технологий в управление образовательной системой ДОО - сложный и многоэтапный процесс, который не может обойтись без должной поддержки со стороны государства, что и доказывает опыт Китая в освоении данной области.
Китайская Народная Республика, благодаря грамотной политике Министерства Образования была готова к последующим волнам эпидемии COVID-19, поэтому дошкольное образование Китая в 2022 году столкнулось уже с меньшим количеством проблем, чем на раннем этапе внедрения дистанционных технологий в 2020 году.
Библиографический список:
1.Циркулярный меморандум Бюро Образования №185/2020. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://applications.edb.gov.hk/circular/upload/EDBCM/EDBCM20185C.pdf. (Дата обращения 19.06.2022)
2.Официальная статистика исследования «Опрос о текущей ситуации с онлайн-обучением воспитателей дошкольного образования» Министерства Образования Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/artides/PMC8236962/table/bjet13106-tbl-0002/?report=objectonly. (Дата обращения 19.06.2022)
3.Официальная статистика исследования «Опрос о текущей ситуации с онлайн-обучением воспитателей дошкольного образования» Министерства Образования Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8236962/table/bjet13106-tbl-0004/?report=objectonly. (Дата обращения 20.06.2022)
4.Официальный сайт «LCSD» - бесплатная образовательная платформа правительства Гонконга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lcsd.gov.hk/edutainment/sc/index.html. (Дата обращения 20.06.2022)
© Т.В. Проворова, 2022
УДК 821.512.151
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА АЛТАЙЦЕВ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНО-
КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Тозыякова Екатерина Александровна Tozyiakova Ekaterina Alexandrovna
канд. филол. наук, доцент Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer Майнакова Арчинай Андреевна Mainakova Archinay Andreevna
Магистр master
Юрченко Татьяна Николаевна Yurchenko Tatiana Nikolaevna
канд. филол. наук, доцент Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer Gorno-Altaisk State University Горно-Алтайск, Россия Gorno-Altaysk, Russia
THE MYTHOLOGICAL PICTURE OF THE ALTAI WORLD AS A FACTOR OF NATIONAL AND
CULTURAL IDENTITY
(Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 20-412-040005 p_a «Концепт «алтай-кижи»/«алтаец» в фольклоре и литературе Горного Алтая в контексте национальной идентичности»)
Аннотация: В статье предпринята попытка, на основе анализа широкого круга источников, реконструировать традиционную религиозно-мифологическую картину мира алтайцев. Мир алтайской мифологии рассматривается в аспекте актуальной в современной гуманитарной науке проблемы формирования национально-культурной идентичности.
Abstract: The article attempts, based on the analysis of a wide range of sources, to reconstruct the traditional religious and mythological picture of the world of the Altaians. The world of Altai mythology is considered in the aspect of the actual problem of the formation of national and cultural identity in modern humanities.
Ключевые слова: алтайская мифология, национально-культурная идентичность, дуализм, структура мира.
Keywords: Altai mythology, national and cultural identity, dualism, structure of the world.
Базовым компонентом национально-культурной идентичности является мифология. Мифологические образы имеют вневременной универсальный характер, формируют архетипическую основу национальной культуры. Мифология транслирует архаическую картину мира, ценностные ориентиры и особенности мировоззрения этноса. Исследование алтайской мифологии, представляющей самобытный культурный феномен, особенно актуально и востребовано в контексте проблемы формирования национальной идентичности.
Уникальной особенностью мифологии алтайцев является то, что она представляет собой практически живую традицию - процесс формирования алтайских мифов продолжался вплоть до двадцатого века включительно. Да, и в настоящий момент пантеизм и дуализм, пронизывающие религиозно-мифологическую картину мира, остается актуальным для мировоззрения титульного народа Республики Алтай.
Горный Алтай представляет собой кросскультурное пространство, где пересекаются культуры Запада и Востока. Мифология и народная культура алтайцев синтезирует различные культурные и духовные традиции: шаманизм, бурханизм, буддизм, христианство. Ученые также утверждают, что в мифологии алтайцев можно найти отголоски ислама, отзвуки религий Ирана, Тибета, верований сибирской тайги. Алтайская мифология, как первооснова культуры и древнейшая форма этнического сознания, в контексте евразийской культуры обладает особым духовным потенциалом.
Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев уже давно находится в центре внимания многих исследователей. Сбор материала по алтайской мифологии был начат еще в XIX веке в основном миссионерами. Большой вклад в изучение алтайской мифологии внесли миссионеры В. И. Вербицкий, С. Ландышев, И. Завалишин и др. Здесь необходимо отметить, что в традиционной культуре алтайцев эпос и мифы всегда носили сакральный характер, в частности, магически значимые зачины и концовки, которые пропускались при пересказе людям иной веры. Собранный русскими миссионерами, проповедовавшими алтайцам христианство, богатый фольклорный материал имеет большую научную ценность, хотя некоторые фольклорные тексты отредактированы, зачастую имеют неточности и подвергнуты христианской обработке. Христианизация языческих мифов и внедрение в традиционный алтайский космогонический сюжет оппозиции добра и зла давали возможность размыть границы между двумя религиями и стать мостом перехода новокрещенных алтайцев к истинным христианам.
Не теряют своей актуальности работы В.В. Радлова, посвященные исследованию этнографии Алтая. В них автор предлагает материал по алтайскому шаманизму и описывает традиционную религиозно -мифологическую картину мира алтайцев.
Особое значение для исследования традиционной религиозно-мифологической картины мира алтайцев имеют фольклорные тексты, опубликованные Г. Н. Потаниным. Он собрал их по поручению РГО в 1876—1877, 1879—1880 гг., путешествуя по Северо-Западной Монголии, в том числе и по Горному Алтаю. В работе Потанина встречаются христианские мифы, обработанные под алтайские, большая часть фольклорного материала является уникальной. Фольклорные тексты собраны у местного населения, причем каждый миф, каждое сказание сопровождается паспортом, что делает их особенно ценными.
Значительный вклад в изучении религиозно-мифологической картины мира алтайцев внесли работы
A. В. Анохина. Имя ученого, как исследователя мировоззрения алтайцев, в частности, шаманизма, известно в мировой тюркологической и этнологической науке. Его записи камлания шаманов имеют большое научное значение и высокую источниковедческую, историко-этнологическую ценность. Мистерии шаманов остаются единственным памятником текстов шаманизма начала XX века на Алтае.
Большой интерес в изучении этой темы имеют работы Баскакова Н.А., Тощаковой Е.М., Бутанаева
B.Я., Дьяконовой В.П., Сатлаева Ф.А., Сагалаева A.M., Суразакова С.С., Каташа С.С., Каруновской Л. Э. Среди современных исследователей алтайской мифологии следует назвать имена Ойноткиновой Н.Р., Гребенниковой Н.С., Гекман Л.П. и др.
Согласно точке зрения Гекман Л.П., алтайская мифология относится к евразийским мифологическим системам [1]. Об этом говорит тот факт, что алтайские мифы в совокупности группируются в целостную сюжетно оформленную систему, дающую представление о мироздании. Космогонический цикл алтайских мифов содержит демиургический сюжет о творении мира и человека. Акт творения становится возможным благодаря первой оппозиции богов Ульгеня и Эрлика. В алтайской мифологии и фольклоре Кудай/Ульгень, вместе со своим братом Эрликом, создавал все, что есть на земле, весь растительный и животный миры. Он сотворил из глины человека, а Эрлик вдохнул в него душу [2].
Верховными, демиургами в разных религиозно-мифологических традициях считались Уч-Курбустан, Ульгень, Бурхан, Тенгри. Ульгень и Эрлик создали землю, все живое и человека. Алтай -ээзи (дух-хозяин Алтая) является сыном Кудая-бога. Всего у Ульгеня девять (семь) сыновей, которые дали начало соокам (алтайским родам). В другом варианте сначала явился Уч-Курбустан - древнее божество
всего тюрко-монгольского мира, и создал Ульгеня и Эрлика. В начале мироздания из водной стихии, над которой витал Ульгень, появилась Ак-Эне (Священная белая мать) и благословила бога на акт творения. Ульгень вступает в спор с Эрликом, благодаря чему появляется мир. Сам же процесс творения -совместный акт Кудая и его брата Эрлика, который равновелик Кудаю. Это две противоположные силы, взаимодействие между которыми создает истинную гармонию мира. Никто из них не обладает всей полнотой власти - только вместе они способны творить. Их неразрывное двуединство подтверждается алтайской пословицей «Кудай и Эрлик имеют одни двери». Они действуют по принципу дополнительности: Кудай стремится к идеальному мироустройству и создает ровную поверхность земли, а Эрлик разнообразит этот мир, создавая горы, сопки, болота, не давая ему застыть в неподвижности.
Также на близость мифологии алтайцев мифологическим системам Евразии, по мнению Гекман Л.П., указывает и упоминание оси мира, символом которой выступает посох Эрлика, с помощью которого он завершает акт творения мира. Посох Эрлика семантически близок мифологическому образу Мирового Древа [1].
Все исследователи алтайской мифологии отмечают тот факт, что модель мира представляет собой трехуровневое строение: верхний, средний, нижний миры, каждый из которых сложно устроен из различных сфер и слоев.
Устуги ороон - верхний мир, как и подземный мир, делится на сферы. В небесном мире обитают все верховные божества - Уч-Курбустан, Ульгень, Кудай, Бурхан, Тенгри. Все божества неба, имея разные имена, выполняли одни и те же функции. Выделение главного божества вовсе не исключало существование других.
Также в небесной сфере обитают светлые и благосклонные к человеку божества и духи. В небесном мире живут Тоси-покровители родов, Умай-Эне (верховное женское божество) и другие чистые духи. В этом мире не бывает ночи, а солнце и луна сияют очень ярко. Иногда люди лунно -солнечного мира попадают в верхний мир. Они видят, что люди там не болеют, молоко не прокисает, но их эти люди не видят, точно так же, как люди лунно-солнечного мира не видят людей подземного мира. Люди верхнего мира называют людей лунно-солнечного мира «кормосами», точно так же, как алтайцы называют мятущиеся души людей из мира предков. В верхнем мире живут не только боги, но и двойники-люди, которые затем переходят в земной мир.
Средний мир называется лунно-солнечной землей. Саму землю алтайцы называют ^ер-эне»(мать-земля), представляя ее как живое, человекоподобное существо. Земля имеет рот, пуповину, у нее имеется благодатная часть, связанная с жизнью, верхним миром (восточная(южная) «чистая» сторона, откуда восходит солнце, приходит счастье и богатство), и неблагодатная часть, связанная со смертью и несчастьем (западная(северная)сторона). Алтайцы всегда относились к земле с трепетом, никогда не копали ее без надобности, чтобы не тревожить ее, не сделать ей больно.
На земле живет человек и многочисленные божества и ээзи (духи - хозяева окружающей природы): огня, рек, гор, тайги, домашние духи и т.д. Алтайцы, часто возводили свое происхождение к «родовой горе», находящейся рядом с аилом, на которой обитал Ээзи-покровитель. Поэтому ежегодные жертвоприношения приносились родовым горам как прародителям и кормильцам.
Узловым сюжетом космогонических мифов народов Южной Сибири является создание первых людей на земле. Человек творится из природных материалов, что подчеркивает его причастность космическим сферам. Люди и деревья в архаической версии появляются одновременно, и это указывает на глубинную связь алтайцев с миром природы.
В мифах, посвященных современному этапу истории, рассказывается о времени после потопа. В этих мифах очевидно влияние христианских идей на традиционную языческую картину мира алтайцев. Так, в мифах этого цикла очевидны аналогии с библейскими легендами: упоминание всемирного потопа, строение плота, куда поместились люди и животные. Согласуется с известными библейскими мифами и алтайский миф о творении мира Ульгенем за шесть дней, в течение которых он создал небо, солнце, луну, звезды, а также первого человека из камыша и глины [3]. Ульгень спас человека и животных от великого потопа. Величие Ульгеня подчеркивается не только его многочисленными потомками, но и тем, как они появляются, как бы отколовшись от своего отца. Здесь также очевидны библейские аллюзии. Ульгень наделяет людей и сверхспособностями - дарует им дар шаманства, чтобы люди могли противостоять враждебным им духам, лечить болезни, используя тайное знание. Посредником между Ульгенем и людьми является дух Дьайык, который живет на земле и выражает волю Ульгеня.
Все духи в среднем мире делились на духов-защитников и враждебных человеку духов. Кроме ээзи - духов природы, на земле появлялись души умерших камов, родственников и старейшин родов. Ко всем к ним люди обращались с просьбой о защите. В некоторых мифах даже Эрлик мог выступать в роли защитника, посылая своих сыновей охранять вход в аил от злобных духов.
Несмотря на то что царство Эрлика не считалось местом, где человек мучился за свои земные грехи, это не отменяло существования морально - этических норм поведения людей по отношению к духам и богам. Нарушение норм каралось незамедлительно - любое несчастье, болезни, падеж скота или неурожай предполагало поиск некой причины, лежащей в области сакрального.
Традиционно алтайцы воспринимали окружающий мир наполненным религиозным смыслом и неотделимым от собственного существования. Мир алтайца уравновешивается существованием духов и
божеств, помогающих человеку или наносящих ему вред. Проводником между миром людей и миром духов выступал шаман. Главная цель шамана - поддержка гармонии и равновесия в мире.
В подземном мире «Алтыгы ороон» обитают боги, духи, кормосы, враждебные человеку. Подземный мир - это мир Эрлика. Вход в подземный мир находится далеко на западе, где небесный свод соединяется с землей. В пещере обитают сыновья Эрлика и охраняют вход в подземное царство. В этом мире есть болота и озера, заполненные людскими слезами и кровью. Если двигаться далее в подземный мир, то можно добраться до черного бездонного озера, через который проложен мост из единственного конского волоса. Иногда люди проникают в этот мир, проваливаясь в глубокие пропасти или опускаясь в пещеры. Живые, попадая в этот мир, ведут себя как духи по отношению к обитателям подземного мира. Если они пытаются вступить в контакт с подземными жителями, то те испытывают боль и мучения. Тогда шаманы подземного мира ловят живых и возвращают их в свой мир.
Собственно в религиозном мировоззрении алтайцев Эрлик не может быть олицетворением зла и недопустимо его противопоставлять «доброму», богу. Эрлик является одним из создателей мира, человека, он охраняет людей на земле от злых духов. С именем Эрлика алтайцы связывают смерть и болезни, которые могут быть наказаниями людей, совершивших определенные проступки, их могут посылать и светлые духи, если люди совершили что-то плохое. По представлениям алтайцев смерть, доставшаяся от судьбы, - это естественное явление, переход в мир предков, продолжение жизни в ином мире. Неестественная смерть есть наказание духов, когда человек сам заслуживает такой участи. Эрлик не является виновником такой смерти.
Эрлик не только охраняет человека от злых духов, но также наказывает его, если он заслуживает этого, он может даже, в порядке исключения, послать человеку желаемое: кут, кежик (детей, скот, богатство), если ему отказывают верхние духи.
У алтайцев не существовало понятий греха и добродетели в качестве критериев будущего загробного существования. Эрлик-хан «забирал свое» независимо от того, кем был человек и чем он занимался при жизни. В соответствии с этим формируется отношение к Эрлику как к хозяину будущего посмертного мира. Ульгень и Эрлик находятся в вечном сговоре-противоборстве - в некоторых мифах именно по поручению Ульгеня/Кудая Эрлик забирает в свой мир людей, где они продолжали жить обычной жизнью. И если Кудай отождествлялся с добрым всеблагим началом, Эрлик воплощал в себе древнюю хтоническую силу, неуправляемую и непредсказуемую, но с которой можно было договориться. По словам А.М. Сагалаева, «полной властью над миром не обладает ни один из них. Лишь вместе они способны творить. Здесь нет места абсолютному злу или добру, заблуждению или истине, где возможен компромисс между злом и добром, где царит взаимодействие» [4, с. 12].
Мир духов у алтайцев поражает своим разнообразием и сложностью. Потапов Л. П., указывал, что мир духов у алтайцев «создан по их собственному типу и образу жизни» [5]. Все духи неба, земли, мира предков - не добрые и не злые, кроме «незаконных злых духов», находящихся на земле. Духи трех сфер могут наказывать и миловать, но их действия зависят от поступков самих людей.
Таким образом, в предполагаемой работе предпринята попытка, на основе анализа широкого круга источников, реконструировать традиционную религиозно-мифологическую картину мира алтайцев. Картина мироздания в алтайском мифологическом сознании интерпретировалась и переосмысливалась многими поколениями, поэтому в ней содержатся противоречивые версии одного и того же явления, наслоения и новации соседствуют с древнейшими мифологемами.
Вся традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев базируется на дуализме, т.е. на вере в двух богов Ульгеня/Кудая и Эрлика, благодаря которым существует мироздание. Но это не абсолютный дуализм, т.к. между ними нет непримиримой вражды и нет борьбы зла и добра. Все действия (состязания-конфликты) богов подчинены достижению гармонии мира и благополучия человека. Боги создают мир вместе. Мир разделен на две части, здесь дуализм выполняет онтологическую функцию (обосновывает фундаментальную двойственность), космогоническую функцию (разъясняет возникновение и структуру мироздания), а также антропологическую функцию (рассматривает человека, состоящего из двух частей - тела, данного верхним богом, и «агару тын сунне» (душа) — подземным богом).
Дуалистический космогонический миф о создании мира двумя богами-братьями определяет уникальность не только религиозно-мифологической картины мира алтайцев, но и особенности культуры, формирует национальную идентичность. Дуализм присутствует повсюду: в создании и структуре мира, в акте творения человека, растений, животных, природных явлений и т. п., соответственно обряды, обычаи, связанные с ними, подчинены ему. Современные алтайцы исповедуют синкретическую религию, в основе которой также лежит традиционный дуализм.
Библиографический список:
1. Гекман Л.П. Евразийский контекст формирования мифопоэтической модели мира в традиционной культуре Алтая: Проблема космоантропогенеза : дис. кандидата культурол. наук : 24.00.02. Барнаул, 2000. 127 с.
2. Афанасьева Н.Ю. Архетипические мотивы и мифологические образы в современном изобразительном искусстве Алтая: дис. кандидата искусствоведения: 17.00.04. Барнаул, 2006. 251 с.
3. Кениспаев Ж.К., Серова Н.С., Тобоев А.И. Архетипы алтайских мифов // Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84): в 2-х ч. Ч. 1. С. 85-87.
4. Сагалаев, А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск, 1992.
5. Потапов Л.П. Алтайцы // Народы Сибири. /Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. — С.329—376.
© Тозыякова Е.А., Майнакова А.А., Юрченко Т.Н., 2022