Научная статья на тему 'Мифологема воды в творчестве Бориса Поплавского'

Мифологема воды в творчестве Бориса Поплавского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
493
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГЕМА / ВОДА / СТИХИЯ / АКВАТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / ОКЕАН / МОРЕ / ДОЖДЬ / МИРОВАЯ ПАМЯТЬ / MYTHOLOGEM / WATER / ELEMENT / OCEAN / SEA / RAIN / WORLD MEMORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болтовский Евгений Олегович

В статье проанализирована семантика образа воды в художественном мире Б. Поплавского, выявлены его мифопоэтическая природа, символические значения и смыслообразующие функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of water in artistic world of B.Poplavski is analyzed in the article, its myth-poetic character, symbolic meanings and sense-forming functions are revealed.

Текст научной работы на тему «Мифологема воды в творчестве Бориса Поплавского»

жизни - это нисколько не утопия. В «Анне Карениной» Толстой утверждает, что центром жизни человека в этом мире, в обществе должна быть семейная жизнь, которая, в свою очередь, только и способна стать достойной и прочной основой для духовного роста личности, осознающей и принимающей интересы народного мира.

По нашему мнению, параллельно представленные в линии Лёвина, линии утверждения в романе - расширение его жизни (за счет «горизонтальной» связи, причастности к народной жизни) и углубление ее (за счет «вертикальных» связей - пути к вере, самосовершенствования, осознания потомственной ответственности), - имеют особый смысл только во взаимном сцеплении и помогают писателю организовать эпическую сущность романа.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Лев Толстой в русской революции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy т/ИЬгагу/Ье^01/4. Ыт!

2. Берковский Н. О мировом значении русской литературы. - Л.: Наука, 1975. - 184 с.

3. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. -М.; Л.: Акад. наук, 1963. - 151 с.

4. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. - Л.: Сов. писатель, 1980. - 597 с.

5. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 5 ч. - Ч. IV. - М.: Христианская литература, 1998. - 720 с.

6. ЗверевА.М., ТунимановВ.А. Лев Толстой. -М.: Молодая гвардия, 2007. - 782 с.

7. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.: Современник, 1991. - 526 с.

8. Кошелёв В.А. Афанасий Фет. Преодоление мифов. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006.

9. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века: В 3 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2007. -480 с.

10. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции. Т. 8. Ч. 2. - СПб., 1911. - 256 с.

11. ТолстойЛ.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. - М.: Хуц. лит., 1928-1958.

УДК 821.161

Болтовский Евгений Олегович

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (г. Москва)

lestoat@mail.ru

МИФОЛОГЕМА ВОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА ПОПЛАВСКОГО

В статье проанализирована семантика образа воды в художественном мире Б. Поплавского, выявлены его мифопоэтическая природа, символические значения и смыслообразующие функции.

Ключевые слова: мифологема, вода, стихия, акватические символы, океан, море, дождь, мировая память.

Знакомясь с творчеством Бориса Поплавского, читатель постоянно сталкивается с мотивно-образными парадигмами, имеющими мифолого-символическую природу. Условно эти символы можно разделить на пять групп: музыкальные, солярные, акватические, а также символы, относящиеся к земле и небу Как древние религиозные и философские учения выстраивали представление о мире через взаимодействие нескольких основных стихий, так и Поплавский создает собственную космогоническую систему Это не просто творческий пассаж: автор оказывается философом, он действительно живет в этой системе координат, воспринимает каждое событие с точки зрения личной концепции мироздания.

Вода - враждебная человеку стихия. Она сковывает и подчиняет своим законам: если чело-

век еще способен выстоять перед ветром, то перед течением воды он бессилен, хотя и может покорять глубины и отправляться в дальние морские путешествия. Погружение в морские пучины для Поплавского означает поиск источников жизни, в то время как дальние путешествия предвещают смерть. Так, в одном из неназванных стихотворений:

Мальчик смотрит, белый пароходик Уплывает вдоль по горизонту...

И далее:

И столкнулся пароходик в море С ледяною синею стеной [5].

В стихотворении «Черный Заяц»:

Горы-волны ходят в океане.

С островов гудят сирены грозно.

И большой корабль затертый льдами Накренясь лежит под флагом звездным.

<...>

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

© Болтовский Е.О., 2011

А когда ночное солнце встанет Лед растает и корабль утонет [6].

Символы водяной стихии, встречаются в творчестве писателя наиболее часто. В основном, они выражены в образах водоемов и осадков. Реки, моря, озера, лужи, как и дождь, имеют водяную природу, но в зависимости от их состояния движения или покоя может меняться и смысл этих символов. Хотя принято считать, что наравне с землей, огнем и воздухом вода является стихией, создающей мир, стихией, которая в сочетании с остальными создает формы и материю, По-плавский дает воде другое значение. Она погружается в мир в виде дождя и знаменует постоянное движение и изменение. В этом Поплавский сходится с учеными: вода - это жизнь. Все живое состоит из воды, которая движет тела в непрестанном преображении. Вода выражает собой принципы размеренности и спокойствия, но иногда она может смывать города и топить поля. Эта стихия по своим качествам близка воздуху: погружаясь в воду, человек теряет земное притяжение и может свободно перемещаться в пространстве. Но когда силы оставляют пловца, Харибда легко может его поглотить. Дождь дарует полям живительную влагу, он остужает землю после зноя, но способен и затопить ее. Нужно отметить, что, вопреки общим представлениям, для Бориса Поплавского вода не самостоятельная стихия, а часть земли.

Вода во многих религиях - символ святости. Освященная вода очищает душу человека, смывая с нее грехи. Для писателя любое погружение в воду означает очищение. Человек, который несет на себе груз мирских тягот, погружаясь в воду, ощущает почти воздушную невесомость - ему возвращается невинность.

Вода может проявляться и как слезы. «А главное жалеть, жалеть без конца, обливаясь слезами, говорить восторженные вещи» [4, с. 169], - пишет Поплавский. Вода, как и слезы, может быть свята, выражая собой жалость, в которой человек обретает Христа.

«Дождь шел, не переставая. Он то отдалялся, то вновь приближался к земле, он клокотал, он нежно шелестел; он то медленно падал, как снег, то стремительно пролетал светло-серыми волнами, теснясь на блестящем асфальте. <.> Казалось, он идет над всем миром, что все улицы и всех прохожих соединяет он своею серою солоноватою тканью. <.> Казалось, грубая красота ми-

роздания растворяется в нем, как во времени. <.> И еще дальше идет, и безнадежно теряется время» [3, с. 7-8].

Этот отрывок из первой главы романа «Аполлон Безобразов» достаточно ярко иллюстрируют авторский мир. Дождь в нем идет постоянно, не прекращаясь. На протяжении всего романа дождь не утихает. От этого дождя невозможно укрыться, он идет и, питая жизнью все земное, тянет жизнь в смерть. В отрывке Поплавский несколько раз соотносит дождь со временем. В дневниковых записях Поплавского мы находим следующее рассуждение: «Дело в том, что в чистом времени кажутся нам как бы разлитые слои его, лишь самому внешнему из коих удается воплотиться в реальности» [цит. по: 2, с. 28]. Это внешнее проявление времени и отождествляется автором с дождем. Дождь - физическое проявление времени, потому что обладает качествами воды: он своим ходом стачивает природу, одновременно питая её. Дождь смывает следы, которые выражают память земли. Он идет над крышами домов, то есть телесными воплощениями людей, каждое мгновение приближая их смерть. Дождь -излюбленный образ Поплавского. Он встречается в прозе, на размышления о его природе мы наталкиваемся в дневниковых записях. Столь же часто он находит себе место в поэзии литератора. Нередко в своих стихах писатель персонифицирует время для яркости образа. Такой персоной для Поплавского становится Гераклит.

А вдалеке, где замок красных плит,

Мечтала смерть, курчавый Гераклит [6].

Гераклит «темный» Эфесский, древнегреческий философ, представитель ионийской школы, считал мир текучей материей. Его размышления о времени оказали большое влияние на развитие философии. Изречение «В одну реку нельзя войти дважды» принадлежит именно ему. Смерть и время равнозначны, потому что все течение времени ведет человека к гибели. «Недаром, -записывает Поплавский в своем “Дневнике”, -над греческим храмом Осипа Мандельштама так ясна Гераклитова надпись: “Все течет. Время шумит”» [цит. по: 2, с. 28]. Шум времени - это и ницшеанский «дух музыки», и звук дождя. Время подхватывает человека и несет к берегам неотвратимой гибели. Стена из непрекращающегося дождя и есть эта река, которая своим звучанием отсчитывает срок всего живого. Звук бьющихся о землю капель напоминает ход часов.

Дождь в романе «Аполлон Безобразов», как было уже сказано, идет постоянно, независимо от погоды. Часто бывает, что дождь смешивается с палящим солнцем, значимым символом в творчестве Поплавского, и тогда словно происходит борьба стихий. Солнце символизирует духовное начало. Солнце иссушает землю, не позволяя вечному дождю её затопить. Спасение от времени в сфере безвременной, духовной, то есть либо в солнце, к которому по лучам стремятся подняться души, либо в небе, куда тянет музыка. Дождь может быть подвержен одновременно влиянию солнца, стремящегося его иссушить, и неба, желающего превратить его в снег. В этом соперничестве двух стихий за дождь сокрыта борьба античного и христианского начал - одна из центральных тем творчества Поплавского. Дождь, во-первых, является сутью снега, во-вторых, он подобен небесным слезам, и по этим причинам он выражает вечную божественную жалость к живущим на земле.

Изливаясь, дожди создают собственные нерушимые оплоты на земле. Это реки, озера, океаны - все водоемы в мире. Значение этих символов «земной воды» несколько расширяется по сравнению со значением дождя. Море представляет собой обратную небу глубину. Образы моря могли появиться у Поплавского как следствие глубоких впечатлений, полученных в юности: в четырнадцать лет Борис с семьей совершил первое свое путешествие в Италии по морю, а затем, уже в 1921 году, второе плавание - из Константинополя в Марсель, окончательно покинув Россию.

«Для некоторых мечтателей вода - это новое движение, приглашающее нас к никогда не кончающемуся путешествию» [1, с. 102], - пишет Г. Башляр. Так и у Поплавского образ моря крайне романтизирован. Он всегда тянет его в неизведанные дали, желая навечно забрать писателя себе. «Все рыбаки - мечтатели», - думает Васенька, наблюдая за Безобразовым, сидящим в лодке [3, с. 13]. Вода - это мир невесомости, мир фантазий. Вода, как и земля, имеет свои тайны - прячет сокровища, затонувшие корабли, неизвестных человеку представителей фауны. Ловить в воде рыбу означает копаться в бескрайнем пространстве идей, пытаться поймать на крючок свободную фантазию. Поэтому «все рыбаки -мечтатели». Совмещая качества времени и памяти, вода образует некое пространство бессознательного. Солнечный свет, при взаимодействии

с водой означающий познание, проникая сквозь водную гладь, преломляется, теряясь в глубинах. Дно же находится в вечной холодной темноте, познать его невозможно без искусственного освещения, которым человек озаряет его в желании изучить.

Вода - это еще и символ материнства. Умереть в воде - значит возвратиться в материнское лоно. Г. Башляр отмечает, что погибший в волнах «возвращен матери для того, чтобы вновь превратиться в ребенка» [1, с. 100]. Таким образом, смерть в воде оказывается перерождением. Для Поплавского само погружение в воду означает изменение состояния тела - переход из физической реальности в сферу бестелесную. Писатель считает, что до появления на свет душа блуждает по внешним мирам, при рождении же соединяется с телом. Таким «внешним миром» можно назвать воду. Интересно, что упомянутый уже Гераклит считал, что человеческая душа принадлежит водной стихии.

«Вода, - пишет Ю. Эвола, - прежде всего символизирует жизнь на стадии индифференции, жизнь, предшествующую всякой форме, не связанную еще с формой; во-вторых, это символ всего движущегося, следовательно - неустойчивого и изменчивого, то есть это основа всего зарождающегося и подверженного становлению в мире <...>, наконец, она (вода) представляет собой основу всего плодоносного, т.к. вода дарит земле плодородие» [6, с. 166]. Эта цитата из Ю. Эвола наглядно объясняет одно из пониманий образа воды Поплавским.

В романе «Аполлон Безобразов» говорится, что главный герой увлекается «водолазным искусством». Это увлечение у Бориса Поплавского имеет несколько значений. Во-первых, Безобразов - один из внутренних голосов Поплавского, звучащий в его подсознании. Во-вторых, изучение глубин тождественно пребыванию в собственных размышлениях и фантазиях. Но, кроме этих «человеческих» значений, Поплавский наделяет воду новым смыслом - смыслом мировой истории. Не так давно ученые установили, что вода имеет собственную «память» - она способна вбирать энергию, вступающую с ней во взаимодействие. Поплавский тоже обращается к понятию памяти воды, но механизм работы другой. То, что было поглощено водами времени, от окончательного забвения спасает память. Вода, как было сказано, это «внешняя сфера»,

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

«жизнь на стадии индифференции», она хранитель знания о прошлом. Таким образом, водоемы - это память земли. Аполлон Безобразов, погружаясь в море, находит на дне затопленный город, который едва заметен, потому что водное пространство не позволяет солнечным лучам проникать в глубь себя. Эта «мировая память», вода, со временем прячет детали мировой истории, сначала погружая их в собственную пучину, затем начиная обтачивать её камни своим течением. Свет почти не доходит до дна, и тогда предметы теряют свои очертания, мы становимся способны различать лишь их темные силуэты. Так и наши знания об истории, во-первых, приблизительны, потому что с «высоты» лет мы различаем только очертания, во-вторых, искажены, потому что вода преломляет лучи света - мысль. Погружаться на дно могут только те, кто обучен «водолазному искусству», - историки, но и они не способны достичь самого дна, этому препятствует давление воды.

Город, который Безобразов находит на дне, совершая погружение, скорее всего, олицетворяет старую, ушедшую в пучину времени Европу. Развитие этой версии мы находим в поэзии Поплавского. Так, в стихотворении «Жалость к Европе» он сравнивает континент с затонувшим кораблем:

Европа, Европа, корабль утопал в океане,

А в зале оркестр молитву на трубах играл.

И все вспоминали трамваи, деревья и осень.

И все опускались, грустя, в голубую пучину... [6].

В потоках времени тонут могучие империи, как и все живое. Вода позволяет миру через смерть постоянно обновляться: с одной стороны, она питает землю, с другой - очищает её для

новой жизни. Вода, в зависимости от действующей на неё стихии - Неба или Солнца, может изменяться и сама: она превращается в пар или лед. Но для Поплавского лед и снег не являются только состояниями воды, они обрастают собственными значениям, одновременно связанными с мифологемами земли и неба.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в творчестве Бориса Поплавского лексема «вода» - смысловая единица, имеющая мифологическое и символическое значение. Анализ текстов автора, герметичных и достаточно темных, может значительно упроститься, если раскрыть значения всех мифологем в контексте его творчества.

Библиографический список

1. Башляр Г. Вода и грезы. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

2. Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. - СПб.: Алетейя, 2007.

3. Поплавский Б.Ю. Аполлон Безобразов // Домой с небес: романы. - СПб.; Дюссельдорф, 1993.

4. Поплавский Б.Ю. Выступление // Числа. -Париж. - 1931. - №4.

5. Поплавский Б.Ю. Дополнение к Флагам // Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.rU/p/ poplawskij_b_j/text_0020. shtml.

6. Поплавский Б.Ю. Флаги // Библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.rU/p/poplawskij_b_j/ text_0010.shtml.

7. Эвола Ю. Метафизика пола. - М., 1996. -С. 166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.