Научная статья на тему 'Стоические и буддистские мотивы в лирике Б. Ю. Поплавского'

Стоические и буддистские мотивы в лирике Б. Ю. Поплавского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
400
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СТОИЦИЗМ / БУДДИЗМ / СТРАХ / ОТЧАЯНИЕ / СОМНЕНИЕ / ЗАБРОШЕННОСТЬ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ОДИНОЧЕСТВО / СТРАДАНИЕ / EXISTENCE / STOICISM / BUDDHISM / FEAR / DESPAIR / DOUBT / ABANDONMENT / ALIENATION / LONELINESS / SUFFERING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савинская Ольга Анатольевна

В статье раскрываются особенности философских взглядов Б.Ю. Поплавского (на примере лирики 19201935 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stoic and Buddhist motifs in the lyrics by B.Yu. Poplavsky

The article reflects the features of the philosophic views of B.Yu. Poplavsky (on the example of lyrics in 1920-1935).

Текст научной работы на тему «Стоические и буддистские мотивы в лирике Б. Ю. Поплавского»

место в этом мире. Следствием этого является смерть самого героя или преступление, совершенное им. Личностное начало не противопоставляется родовому, а формируется им посредством памяти, включенности человека в природу, традицию, кровную связь. В.Г. Белинский отмечал, что человек - подвижное единство видового (особого) и родового (всеобщего), подчеркивал не механическое их сосуществование, а своего рода диалогическое взаимодействие, «ибо в том-то и состоит взаимное отношение общего к особному и особного к общему, что они в человеке не приклеиваются друг к другу внешним образом... но взаимно проникают друг в друга.» [9, с. 12].

Библиографический список

1. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. - М.: Художественная литература, 1966. - Т. 4. - С.38. В статье произведения Бунина цитируются по этому изданию с указанием тома (римской цифрой) и страницы (арабской цифрой).

2. Бердникова О.А. Мотивы искушения в творчестве И.А. Бунина в аспекте христианской антропологии // Воронежский гос. университет. Вест-

ник: Научный журнал. - Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - № 1.- С. 16.

3. Жвирблинская ГМ. Родовое и личностное самосознание человека // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - .№4. - С. 268.

4. Ильин И.А. О тьме и просветлении: книга художественной критики. - М.: Скифы, 1991. -216с.

5. КарпенкоГ.Ю. Творчество И.А. Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков. -Самара: Самарская гуманитарная академия,

1998. - С. 9.

6. Кириенко В. Дохристианская, родовая культура восточных славян как фактор формирования менталитета белорусов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npoles.narod.ru/ gaz_arh/g_4_5.htm.

7. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. - М.: Посев, 1994. - С. 10.

8. Степун Ф. Иван Бунин // Ф. Степун. Портреты. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. инта, 1999. - С. 216-260.

9. Удодов Б.Т. Пушкин: художественная антропология. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унта, 1999. - С. 10.

УДК 882.09

Савинская Ольга Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СТОИЧЕСКИЕ И БУДДИСТСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ Б.Ю. ПОПЛАВСКОГО

В статье раскрываются особенности философских взглядов Б.Ю. Поплавского (на примере лирики 1920— 1935 гг.).

Ключевые слова: экзистенция, стоицизм, буддизм, страх, отчаяние, сомнение, заброшенность, отчуждение, одиночество, страдание.

Наследие Б.Ю. Поплавского - поэта и прозаика начала ХХ века - стало доступно русскому читателю только в 90-е годы ХХ века. В современном литературоведении его творчество изучено мало. А между тем многие стихотворения Поплавского интересны не только как страницы его собственной творческой биографии, не раскрытой до сих пор в её подлинной многогранности, но и потому, что они вносят свой вклад в развитие русской и мировой философско-поэтической традиции, давая оригинальную и неповторимую трактовку ряду «вечных» тем и вопросов.

Поплавскому близки пронзительное метафизическое чувство одиночества человека в этом мире, ощущение чуждости, враждебности окружения, восприятие жизни как неудачи. Для него важна идея связи Эроса и Танатоса. Всё это претворилось в философии экзистенциализма, буддизма и стоицизма.

Проблема философских основ лирики По-плавского в современном литературоведении является недостаточно изученной. Частично она рассматривалась в работах С. Семёновой [7], Е. Менегальдо [4], В.М. Жердевой [1], Ю.В. Матвеевой [3], А. Мартынова [2].

А. Мартынов, рассматривая проблемы взаимовлияния философии и литературы в книгах писателей и мыслителей первой волны русской эмиграции, особое внимание уделяет творческим исканиям представителей молодого поколения, покинувших Россию почти детьми [2].

С.Г. Семёнова замечает, что писатели-эмигранты молодого поколения «органично для себя выразили одну из важнейших черт экзистенциального сознания: отталкивание от общих понятий и идей - всего общественного, гуртового, коллективного» [7, с. 102]. По словам исследовательницы, своё творчество они воспринимали как «нечто обратное духу и процессам в магистральной линии литературы метрополии» [7, с. 102].

Сознание Поплавского, по мнению Ю.В. Матвеевой, «мистическое, романтическое и экзистенциальное одновременно» [3, с. 30]. Она обнаруживает мистическое у Поплавского «в непосредственном осязании действительности; романтическое и экзистенциальное - в формах её освоения» [3, с. 31]. А далее Ю.В. Матвеева верно указывает: «Романтизм являлся подлинной, органической частью его (Поплавского. - О.С.) личности, доминантой его натуры и отличительным признаком его творчества» [3, с. 31]. Романтическое двоемирие можно считать главным структурообразующим принципом творческого сознания Поплавского, во многом определившим его стилевую манеру, систему образов, логику оценок. Конфликт «заурядного и духовного неизменно присутствует», как точно отмечает Матвеева, во всех произведениях Поплавского, обретая первостепенное и самостоятельное значение в сборнике «Флаги» [3, с. 31].

Мысль о близости поэзии Поплавского идеям философии экзистенциализма высказывалась также Е. Менегальдо и В.М. Жердевой. Так, по словам В.М. Жердевой, Поплавскому «была близка экзистенциалистская разновидность идеализма, так как именно экзистенциализм выражает экспрессивность субъекта, погружённого в тайну существования и стремившегося преодолеть одиночество и соприкоснуться с окружающим миром» [1, с. 102].

Однако в указанных статьях лишь намечен подступ к решению вопроса об особенностях философского взгляда на мир, характерного для Поплавского. Все исследователи указывают лишь на экзистенциальную природу философии творчества поэта, а другие философские влияния ими

не рассматриваются. А между тем, понимание философских истоков творчества поэта - условие его верного истолкования.

На наш взгляд, наиболее близкими для Поплав-ского являются философские идеи стоицизма, буддизма и экзистенциализма. Основными модусами проявления этих философских течений являются состояния страха, отчаяния, сомнения, заброшенности, отчуждения и одиночества. Все они оказываются доминирующими на протяжении всего творчества поэта.

На основе генетико-типологического анализа можно выделить эстетико-философские связи лирики Поплавского с идеями буддизма и стоицизма.

Известно, что Поплавский досконально изучал труды Блаватской, Кришнамурти, Безант, Штайнера. А. Безант лично в Париже приняла поэта в члены Русского теософского общества. Именно здесь Поплавский начинает изучать сочинения стоиков, философия которых соответствует внутреннему состоянию поэта. Строки из дневника Б. Поплавского подчёркивают «стоическую» направленность творчества поэта: «Стоическое-милое - нет родины, нет своего языка, своих привычек, своей природы, своего характера, своего города - всё в становлении, всё от притяжения ценности...» [5, с. 114]. Это пафосное определение - «стоическое-милое» - значит единственно возможное и единственное человеческое перед страхом утраты.

Ключевые идеи стоицизма - телесность всего существующего, включая любые свойства души; бесстрастие; следование природе; любовь к собственной судьбе. Всё это захватывало Поплавско-го и находило воплощение в его поэзии. Так, в стихотворении «Римское утро» (1929) показан абсурд окружающего мира:

А в храме мраморном собаки лают И статуи играют на рояле. [6, с. 64].

Нелепой реальности противопоставлено созерцательное отношение ко всему Эпиктета, знаменитого античного философа-стоика, в образе которого зашифровано настроение лирического героя: Легионер грустит у входа в город Раб Эпиктет молчит в своем углу.

Рука луны блестит на одеяле.

А Эпиктет поёт. Моя судьба Стирает Рим, как утро облака [6, с. 64].

Единство христианского и античного миров показано в стихотворении «Стоицизм» (1930).

Здесь постоянно повторяется тема смерти. Поэт рисует последние дни Рима так размеренно и спокойно, как будто речь идёт не о гибели цивилизации, а об обычной воскресной молитве. В стихотворении передана бесстрастность стоицизма: Шевеля медлительно губами Мы в воде о сферах говорили.

И о том, как отшумев прекрасно

Мир сгорит, о том, что в Риме вечер [6, с. 97].

И всё это соотносится с острым ощущением приближающейся трагедии, с пронзительным пониманием того, что одна эпоха сменяет другую: Но Христос склонившийся над Летой В отдаленье страшном слушал нас.

Но уже проснувшись шли над бездной В Вифлеем индусские цари [6, с. 11].

(В стихах Поплавского сохранена авторская пунктуация. - О.С.) Главная мысль данного стихотворения заключается в следующем: человек смертен, а время бесконечно.

Поплавский разделяет философские идеи буддизма. Буддийские мотивы в творчестве Поплав-ского являются глубоко прочувствованным способом преодоления кризиса личности посредством творчества. Говоря о буддизме, стоит оговориться, что речь идёт не о вероисповедании, а о тональностях, настроении, системе духовных ценностей, восходящих к этой мировой религии и освоенных в поэзии Поплавского.

В.С. Соловьёв в статье «Буддистские настроения в поэзии» противопоставляет «буддистское» и «христианское» настроения, подтверждая, что в буддизме происходит «жизнеотрицание», а в христианстве - «жизнеутверждение». Говоря

о буддистском взгляде на мир, В.С. Соловьёв подчёркивает: «.Подобный взгляд на жизнь, с его решительным отрицанием заключает в себе относительную истину, ибо склонный субъективно к отрицательному буддийскому взгляду на мир и жизнь, поэт естественно и в предметах своего творчества находит и представляет только подтверждение этого взгляда. Всё существенное действует на него особенно своею отрицательной стороною» [9, с. 102].

Рассматривая творчество Ф. Тютчева, А.Н. Толстого и др., Соловьёв и в «жизнеотрица-нии» находит положительный момент, ибо он, по Соловьеву, есть шаг к работе сознания и, значит, есть движение к появлению «поэзии гармонической мысли» [8, с. 323].

Как известно, учение Будды стало ответом на страдания мира. «Основная мысль буддизма -

увидеть причину страданий, положить им конец и помочь другим сделать то же самое» [10, с. 26]. Поплавский также в своей поэтической философии идёт, прежде всего, от боли человеческого существования, поэтому в его художественном мире так много экзистенциальных ситуаций и реакций. Ощущение трагичности и абсурдности жизни, тяга к небытию - эти состояния духа чётко фиксируют и буддизм, и экзистенциализм.

Бытие начинается с «есть». С «есть» во мне самом, с «Я есть», с предоставленности меня самому себе. «Я есть» - это и определитель потока моего сознания, и одновременно определитель моего существования. О чем говорит это «Я есть»? Прежде всего, о моей «заброшенности» в мир сущего, предметно выраженного, наличного.

Как одолеть зло страданий? «Будда отвечает: надо погасить все желания, надо не быть» [10, с. 38]. Точно таким же вопросом открывается и движение художественно-философской мысли Поплавского.

Действительно, буддизм в значительно большей степени, чем другие философии, подчёркивает связь жизни со страданием. Более того, как замечает Е.А. Торчинов, «в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового» [10, с. 156]. Страдание - абсолютно, удовольствие - относительно. Подобными мыслями проникнута вся лирика Поплавского.

Буддизм призывает отрешиться от мира. Это отрешение символизирует одна из природных стихий - вода. В представлении буддистов, вода - это абсолютное «всеотсутствие». Предоставленная сама себе, она совершенно аморфна и безлика; её прозрачность достигает такой степени, что она становится незаметной для взгляда; вода растворяет в себе все телесное, вещественное. Ж. Эвола пишет: «Вода прежде всего символизирует жизнь на стадии индифференциации, жизнь, предшествующую всякой форме, не связанную ещё с формой; во-вторых, это символ всего движущегося, следовательно - неустойчивого и изменчивого, то есть это основа всего зарождающегося и подверженного становлению в мире, наконец она (вода) представляет собой основу всего плодоносного, т.к. вода дарит земле плодородие» [11, с. 356].

Весь мир в лирике Поплавского «устремлён на дно». Он описывается как огромная затонувшая Атлантида. В стихах поэта постоянно возникает образ утопленника. Порой таковым видит себя без всякого содрогания и лирический герой:

И ветер опускается в камин,

Как водолаз в затопленное судно,

В нём видя, что утопленник один В пустую воду смотрит безрассудно [6, с. 31].

В данном стихотворении используется один из любимых приёмов Поплавского: описать мир надводный как подводный. Отсюда дом залегает на дне дождя, как подводная лодка; кафе выглядит «подводным бутафорским гротом»; окно оборачивается «иллюминатором»; люди медленно движутся, как бы в воде:

А я лежал, водою полон сна,

Как хладный труп: раздавлен я и болен

[6, с. 193].

«Вода сна» - философская метафора. Как и вода, сон размывает предметную действительность, дарует нам иллюзию невесомости.

Интересно, что конец мира в стихах Поплавс-кого рисуется как глобальный потоп. В стихе «Жалость к Европе» нашему континенту предрекается судьба Атлантиды:

И все опускались грустя в голубую пучину

[6, с. 82].

Подобно кораблю, Европа идёт на дно. Оттого лирический герой считает этот мир абсурдом. И абсурдность мира становится условием его существования. Лирический герой живёт со следующим убеждением:

В чёрном мире, где души враждебны,

Где закаты погибнуть зовут [6, с. 81].

Всё это ведет к осознанию бессмысленности жизни.

Ощущение раздвоенности лирического героя - ещё одна черта поэзии Поплавского, заимствованная от философии буддизма. Например: Кровью чёрной и кровью белой Истекает ущербный сосуд И на двух катафалках везут Половины неравные тела.

Я на кладбищах двух погребён Ухожу я и в землю, и в небо.

И свершают две разные требы Две колдуньи, в кого я влюблён

(«Чёрный и белый») [6, с. 234].

Душевная раздвоенность лирического героя соответствует буддийским началам «янь» и «инь». Трагическое раздвоение героя свидетельствует о его глубоком духовном кризисе.

Схожее духовное состояние лирического героя передано и в стихотворении «Жизнь наполняется и тонет.». Здесь он оказывается в пограничной ситуации, на грани жизни и смерти. При-

чём смерть здесь мыслится как «преобразовательница жизни», как «трансформатор» одних ценностей в другие. Завершённая картина смерти обращается в картину новой жизни:

В саду проснётся хор цветов,

Ключ заблестит,

И соловей для тёмных слов Ко рву слетит...<... >

Огонь спускается на льдину Лица жены,

Добро и зло в звезде единой Сопряжены [6, с. 187].

Так, противоположность добра и зла успешно нейтрализуется героем. Но его удел - проживание в мире скорби:

Как непорочная комета Среди огня,

Цари, невеста Бафомета,

Забудь меня [6, с. 187].

Бафомет символизирует высшую степень развития разрозненности. Он изображён сидящим на троне, утверждённом на глобусе.

Буддисты считают, что человек находится во власти беспощадного рока; все люди будут одинаково поглощены небытием. В рок, судьбу верит и лирический герой Поплавского:

Так наша жизнь, на потешенье века, Могуществом превыше человека,

Погружена в узилище судьбы [6, с. 32].

Поэтому лирический герой Поплавского и не хочет жить в этом мире. Страх становится доминирующим чувством в мироощущении лирического героя. Это страх перед Ничто, неуверенность в завтрашнем дне. Состоянию страха сопутствует и чувство отчаяния. Отчаяние означает безнадёжность, безвыходность из ситуаций. Оттого лирический герой Поплавского стремится исчезнуть как личность, раствориться, как волна на глубине океана. Он не находит ни в себе, ни вне себя никакой возможности присоединиться к чему-либо. Отрываясь от общества, он утрачивает чувство сопричастности к жизни других людей и потому не может не ощущать своей ущербности, даже пытаясь всеми силами отстоять себя как личность. Отвращение к современности становится движущим творческим стимулом. Именно из отвращения к подобной жизни писатель ищет спасения в античной тематике.

Очень часто в стихах поэта встречаются греческие и римские имена: Клио - муза истории; Орест - герой греческой мифологии, бог войны;

Парка - в древнеримской мифологии богиня судьбы; Гекуба - в греческой мифологии жена греческого царя Приама, мать Гектора, Париса, Кассандры и др.; Лета - река забвения в царстве мёртвых, испив воду которой души забывают свою былую жизнь; Эриннии - богини мести; Кентавр - дикое существо, получеловек-полу-конь; Орфей - певец и музыкант. Поэт обращается к образам римской и древнегреческой мифологии в поисках гармонии, но и в глубинах времён её трудно отыскать. Данный тип реминисценций утверждает вечные ценности человеческого бытия, создаёт атмосферу таинственности, неожиданности.

Проблемы смысла бытия, поиска духовности, стремления к нравственному очищению и самосовершенствованию являются главными для Поплавского. Философские идеи буддизма и стоицизма заставляют поэта задуматься о кратковременности человеческого счастья, помогают заглушить глубокую душевную боль человека, потерявшего родину.

Пересозданные в авторском сознании, буддистские и стоические мотивы становятся основой художественной философии в лирике Поплавс-кого. Всё это свидетельствует о том, что Поплав-ский органично вписывается в культурно-философский и литературный контекст европейского модернизма.

Итак, перед нами мировоззрение, которое сочетает в себе буддийские, стоические и экзистенциальные мотивы и крайне своеобразно переплетает их. Экзистенциальные мотивы в творчестве Поплавского, как и созвучное им «буддийское и стоическое настроение», являются органичным отражением жизненных реалий. При

этом пессимизм, доминирующий в поэзии По-плавского, оказывается отголоском главенствующей тональности ХХ века.

Библиографический список

1. Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газ-данов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.,

1999. - 17 с.

2. Мартынов А. Литературно-философские проблемы русской эмиграции: сб. ст. - М., 2005. - 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Матвеева Ю. В. Корабли и поезда «сыновей» эмиграции // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.В. Сыро-ватко. - Калининград, 2004. - С. 28-36.

4. Менегальдо Е. Воображаемая вселенная Бориса Поплавского // Литературное обозрение. - 1996. - №2. - С. 16-34.

5. Поплавский Б. Из дневников // Звезда. -1993. - №7. - С. 112-122.

6. Поплавский Б.Ю. Сочинения / общ. ред. и комм. С.А. Ивановой. - СПб., 1999. - 448 с.

7. Семенова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газданов и Борис Поплавский) // Вопросы литературы. - 2000. -№3. - С. 67-106.

8. Соловьёв В. С. Искусство. Литература. Критика. - М., 1991. - 701 с.

9. Соловьёв В. С. О лирической поэзии // Соловьёв В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. - М., 1990. - 574 с.

10. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб., 2000 - 304 с.

11. ЭволаЖ. Метафизика секса. - М., 1968. -448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.