нок, карикатура), и содержит минимум вербальной информации в виде слогана или призыва. Данный жанр ориентирован преимущественно на эмоциональное воздействие, поэтому должен отвечать целому ряду требований, среди которых центральное место занимает положение о том, что плакат должен поражать, интриговать, вызывать любопытство. На достижение должного эффекта работают все изобразительные компоненты плаката.
В данном типе изображение самостоятельно формирует образ товара, играя ведущую роль, а текст лишь дополняет и направляет читателя к заданному смыслу, являясь лишь связующим звеном.
Симбиоз текста и изображения. В данном типе текст и изображение равноправны, поровну разделяют информационную функцию и распределяют коммуникативную нагрузку. Такое взаимодействие вербальной и визуальной информации распространено в рекламных объявлениях. Так как рекламное послание часто сложно воспринимается аудиторией только исходя из информации, которую доносит только заголовок или только визуальный образ.
Можно сказать, что ядро в рекламном плакате реализуется в визуальном образе, а вербальный компонент - служит обязательным дополнением и продолжением.
Коммуникативный потенциал рекламного плаката можно определить через его коммуникативную направленность. В данном случае элементами коммуникативной направленности могут выступать простота, доступность, выразительность, зрелищность, массовость рекламного плаката, а так же воздействие плаката на подсознание и эмоции аудитории.
Список литературы
1. Кшенина, Н. Креолизованные рекламные тексты. Типы отношений между вербальными и визуальными компонентами / Н. Кшенина // Меди@льманах. - 2006. - № 2 [13].
2. Тульсанова, О. Л. Взаимосвязь текста и изображения как основа комплексного рекламного воздействия / О. Л. Тульсанова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. -1996. - Вып.3.
И. А. Голованов
мифо-фольклорный компонент современного сознания
(на материале текстов сми)
В статье анализируются мифологические и фольклорные мотивы, использованные авторами при освещении ряда тем в печатных материалах, показана актуальность мифо-фольклорного уровня сознания как на этапе создания текстов, так и на этапе их восприятия читателем.
Ключевые слова: миф, фольклор, массовое сознание, информация.
Сознание современного человека представляет собой сложное, многомерное образование, в структуре которого, помимо обыденного и научного компонентов, особое место занимает мифо-фольклорная составляющая. Это наиболее архаическая часть человеческого сознания, которая по-прежнему активно участвует в познании мира, его отдельных фрагментов, в понимании его единства и целостности, а также взаимообусловленности его частей.
По мнению известного фольклориста Е. А. Костюхина, «древнейшие мифологические представления не умирают» [2. С. 43], «стереотипы мифологического мышления живы в нашем сознании» [2. С. 41]; «массовое сознание наполнено архетипами (по определению пси-
хологов, древними психолого-мыслительными шаблонами), еще мало исследованными, коренящимися в глубинах коллективного бессознательного» [2. С. 41-42]. Характеризуя культурную ситуацию рубежа ХХ-ХХ1 веков, ученый отмечает: «Современные философы видят еще более серьезные основания для существования мифологического мышления в наши дни» [2. С. 43]. Причины этого, на наш взгляд, коренятся в растущем культурном пессимизме людей, утрате авторитета науки и научного знания, во фрагментарности и эклектичности представлений о мире у современного человека в целом.
В сохранении значимости мифологического и тесно связанного с ним фольклорного уровней сознания человека значительна роль
средств массовой информации. Так, например, многие фольклорные произведения об НЛО и энлонавтах, снежном человеке, «барабашке» и других загадочных явлениях возникают под влиянием средств массовой информации. Публикации журналистов в доступной и занимательной форме доводят до читателей те или иные события, возбуждая их воображение и творческую фантазию (см. подробнее [1. С. 7-10]). Через медийные тексты «эксплуатируются», приводятся в движение существующие в дремлющем состоянии архетипы сознания современных читателей.
Цель статьи - установить мифологические и фольклорные мотивы, использованные авторами при освещении ряда тем в печатных материалах, и на этой основе показать актуальность мифо-фольклорного уровня сознания как на этапе создания текстов, так и на этапе их восприятия читателем.
Нами выделены пять основных тем, в рамках которых традиционно реализуются мифо-фольклорные мотивы в медиадискурсе: древние цивилизации и культуры, зомби («живые мертвецы»), внеземные существа и цивилизации, «проклятые» места, провидцы и пророчества. Рассмотрим их на примере публикаций в центральных газетах за 2008 год.
Древние цивилизации и культуры. Одна из излюбленных тем рубрики «Непознанное. Тайное и явное» - загадки древних цивилизаций. Чаще всего объектом внимания становятся египетские пирамиды. Так, в целом ряде номеров «Аргументов и фактов» за прошлый год этой теме посвящены статьи с характерными названиями «Проклятие фараона или происки мафии?», «Была ли в Древнем Египте машина времени?», «Пирамиды построены до потопа?», «Солнечной ладьей управляли гиганты?», «Пирамиды Египта родом из Вселенной». Объединяет все без исключения статьи то, что, помимо «тайн» и «загадок», в них четко репрезентирована установка на достоверность описываемого, что проявляется в 1) использовании специальной терминологии (например, строительной, камнерезной и проч.); 2) опоре на частные факты; 3) привлечении авторитетного мнения ученых; 3) ссылке на традицию; 4) в изложении новых, «правдоподобных» версий и гипотез.
Проиллюстрируем выделенные нами характеристики конкретными примерами. В статье «Пирамиды построены до потопа?» привлечен целый ряд специальных терминов: «цикле-
вать», «сплавы», «пропилы», «дисковая пила», «фреза», «алмазное напыление» и т. п. В качестве фактов в разных статьях использована следующая информация: точные сведения об отдельных артефактах (например, 43-метровая длина ладьи Хеопса), точные даты и имена («17 февраля исполняется 85 лет с того дня, как экспедиция во главе с английским археологом Ха-уардом Картером распечатала потайную дверь сокровищницы фараона Тутанхамона»), недоступные для проверки аналогии с параметрами и характеристиками иных объектов («бельгийский архитектор Роберт Бьювел обнаружил, что пропорции трех великих пирамид в долине Гизе и соотношении их масс в точности соответствуют параметрам трех больших звезд созвездия Орион, а протекающий у подножия пирамид Нил отображает Млечный Путь»). Последний пример граничит с выделенной нами тенденцией к привлечению мнения ученых (которые мало что проясняют, но усиливают достоверность представленной в статье в целом информации и значимость приводимых гипотез).
В качестве других примеров авторитетного мнения специалистов перечислим ссылки на неизвестных в среде непрофессионалов, но от этого «еще более авторитетных» (так как имеют высокие научные регалии) доктора искусствоведения, профессора Андрея Пунина из Санкт-Петербурга, автора двухтомной монографии об искусстве Древнего Египта; на египетского археолога Рудван аш-Шаму, кандидата технических наук Дмитрия Павлова, исследователя истории и мифологии древнего Египта Виктора Хорькова, американского геолога Роберта Шоха, шведского эксперта по античному судоходству Бьерна Ландрстрема и других. Аллюзии к научности подчеркиваются также и тем, что материалы о загадках древних цивилизаций нередко помещаются на одной странице с реальными «новостями науки» (название рубрики). Причем все это объединено общей рубрикой «Тайное и явное. Непознанное». В результате у читателя закономерно рождается убеждение, что все написанное - правда. Хотя на самом деле должны возникнуть сомнения: что из этого правда, а что маскируется под нее?
В случае, если автору не хватает научной эрудиции, он опирается на традицию. Так, говоря о «технологии размягчения камня» при строительстве пирамид, журналист апеллирует к опыту уральских камнерезов: «Фантастики в таком предположении нет - уральским
камнерезам известны травы для размягчения камней». Отметим, что в обыденном сознании россиян укоренился образ уральского мастерового, профессионала с большой буквы. Этот-то суггестивный образ и эксплуатируется. В особо сложных случаях автор обращается к распространенным гипотезам об инопланетянах («Это все строили неведомые нам разумные существа»; «это могли быть немногочисленные пришельцы, сбежавшие или намеренно заброшенные на Землю с другой планеты») или обсуждает новые версии, в частности, о возможной связи пирамид с существованием Атлантиды: «Ничем не хуже другая столь же популярная у интеллектуалов, не связанных с официальной историей, - это могли сделать жители погибшей Атлантиды»; или о совпадении истории двух соседних древних государств
- Египта и Израиля.
Следует отметить, что небесные светила, боги, инопланетные пришельцы и цивилизации стали частью мифологического сознания давно (см. [3. С. 28-29]) и обращение к ним в медиадискурсе, конечно же, не случайно. В нашем случае мысль о внеземном происхождении пирамид «рассеяна» по тексту разных статей: «Ученые, разгадывающие шарады древней цивилизации, уже не готовы соглашаться с утверждением, что первое чудо света - дело рук древних египтян <.. .> шесть сохранившихся великих пирамид Гизы, Дашура и Медума
- так пока и остаются непонятными «подарками» от тех, кто умел гораздо больше, чем мы»; «Ровные, как стекло, полы из базальта, тонкостенные блюда из кварца - эти и другие предметы, встречающиеся в Египте, наводят на мысль о высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей древнеегипетской»; «Да и чья это была цивилизация? Далеко не факт, что египетская. Строители пирамид владели такими технологиями, которые и сегодня представляются немыслимыми».
Зомби («живые мертвецы»). Эта тема представлена в нескольких выпусках «Аргументов и фактов». Первая публикация серии была представлена в 9-м номере за 2008 год в рубрике «Тайное и явное» по соседству с под-рубрикой «Новости науки». Над заголовком статьи «Остров зомби» помещена строка «Что требуется для превращения в живых мертвецов». Сам текст совсем небольшой, но весьма показательный. Приведем его полностью: «Держа в руке тряпичную куклу, женщина вонзила ей в голову длинную иглу. Изо рта ле-
жащего рядом человека фонтанчиком выплеснулась кровь. Колдунья нанесла второй укол -жертва с криком схватилась за глаз. Последний удар - и все было кончено. Женщина отбросила окровавленную куклу в сторону.
- Подходит? - спросила она бизнесмена в дорогом костюме, сидевшего перед ней. - Да,
- ответил тот и полез за деньгами. - Он точно подохнет?
- Не сомневайся, - ответила женщина и повернулась к «покойнику». - Ты можешь встать.
«Труп» поднялся.
- На кукле не было его волос или обрезков ногтей, - сказала женщина бизнесмену, заказывающему смерть конкурента - торговца оружием. - Но я показала тебе, КАК умрет твой враг. Не забудь завтра принести двух черных петухов: мне нужно выпить их кровь.
...Вуду - старинный зловещий культ, пришедший из глубин Западной Африки вместе с вывезенными в Новый Свет чернокожими рабами, является официальной религией карибского государства Гаити. В столице страны Порто-Пренс каждый день работает вуду-рынок, где желающие могут купить все для колдовства: средства, превращающие человека в зомби -живого мертвеца, зелье для разрушения жизни врага и умерщвления всей его семьи и, конечно, кукол вуду. Посетив серию жертвоприношений, я теперь знаю точно: ВУДУ - ЭТО НАСТОЯЩЕЕ ЗЛО. Скептикам скажу одно: смотреть по ТВ ужастики легче, нежели видеть действие загробного культа воочию. Подобную связь мира живых с миром мертвых можно найти только здесь, ибо Гаити - это ад на Земле».
Статья Горгия Зотова сопровождается редакционной припиской: «Подробный репортаж с уникальными фотографиями читайте в ближайших номерах «Аргументов и фактов». Иллюстрацией к этой статье стала фотография с характерным текстом «Кровь черного петуха и чьи-то ногти - все, что нужно для колдовства».
В 11-м и 12-м номерах «АиФ» заявленная тема представлена публикациями «Жрецы вуду могут убить словом» и «Живым трупом вас сделают быстро». Обе статьи моделируются по общей схеме: 1 - краткая презентация темы, 2
- экзотическая затравка, 3 - исторический экскурс, 4 - подробности, детали; 5 - «душещипательные» примеры.
Вслед за традиционным началом о способностях вуду «оживлять мертвецов» в материа-
лах дается описание «общения» с умершими, в котором реализуются характерные для фольклорного жанра былички (повествующей о встречах с мертвецами, домовыми и природными духами) мотивы «опасного» места и времени - ночью на кладбище, в склепе. При этом оговариваются определенные «правила» поведения: «необходима ритуальная маска в виде черепа: иначе мертвецы из других могил, опознав живого, попытаются забрать его жизнь». Журналист подчеркивает мысль, что в карибском государстве Гаити «все может быть»: в частности, мы узнаем, что даже диктатор Франсуа Дювалье регулярно ночевал на могиле императора Жан-Жака Дессалина, дух которого давал ему советы.
Примечателен псевдоисторический комментарий к статье: «...ВУДУ - средневековый мистический культ племен берега Западной Африки: на Гаити его завезли черные рабы, работавшие на сахарных плантациях. Со временем он перемешался с верованиями индейцев и католичеством, включив в себя магические ритуалы и колдовство. Коктейль получился немыслимым: чего стоит только продаются на вуду-рынках черные кресты, украшенные изображениями распятых младенцев и отрубленных голов. Поклонники вуду почитают «доброго бога» - Бон Дье и «повелителя мертвых» - Барона Субботу: его изображают в виде скелета в цилиндре и темных очках.» Данная справка ориентирована на то, чтобы укрепить «веру» читателя. Дальнейшие подробности «практики» колдунов вуду также рассчитаны на достоверность. Обобщающий вывод журналиста в конце первой из двух статей: «Но - так или иначе - они существуют.» Вторая статья, как уже было сказано выше, строится по той же схеме. Отличие лишь в объеме субъективно-авторских комментариев: во второй статье их больше. «Но самые шокирующие вещи я увидел в Гонаиве...» Все это дает установку на достоверность повествования, чем полностью соотносится с фольклорными жанрами предания и былички.
Обращает на себя внимание «комментарий специалистов», сопровождающий промежуточную статью. В нем кандидат психологических наук Валерий Сары-Гузель высказывает свои суждения по поводу способности колдунов вуду влиять на человека. Психолог со ссылкой на физиков определяет суть данного явления как «взаимодействие квантово-коррелированных систем». Еще одно мнение - историка Алек-
сандра Байрамова, преподавателя МГУ им. М. В. Ломоносова - указывает на первобытный характер культа вуду (в основе которого лежит закон аналогии). Приведенные здесь мнения специалистов призваны, по-видимому, «придать больший вес» описываемым событиям.
Как видим, в центре внимания этого цикла статей оказываются «пограничные» темы: жизнь - смерть, счастье - несчастье, здоровье
- болезнь, что объясняется особенностями психологии человека. Не случайно повествования с подобными мотивами наиболее востребованы в современных условиях в таком традиционном жанре фольклора, как быличка.
Космос. Из необозримого потока материалов о внеземных цивилизациях хотелось бы выделить публикацию под рубрикой «Непознанное. Тайное и явное» в «Аргументах и фактах» (2008, № 12). Статья названа «Вот дырка пролетела - и ага...» (явная аллюзия к фильму «Служили два товарища.», имеющему вполне реалистическую основу), подзаголовок: «Чем опасны встречи с осколками сверхплотной материи». В публикации рассказывается о таком загадочном явлении, как «черная микродыра, или "отон"». Текст статьи представляет собой авторское изложение интервью с белорусским физиком-теоретиком, ведущим научным сотрудником Института философии Национальной академии наук Александром Трофименко.
Начинается материал с интригующего повествования: «Два авиалайнера сталкиваются в небе. Корабли таранят друг друга или разламываются надвое в открытом море. В океане рождается гигантская волна-убийца.» Далее автор переходит к научному описанию: «Термин «отон» (сокр. - «общая теория относительности») ввел в обиход один из создателей советской атомной бобмы академик Яков Зельдович. Ему же принадлежит фраза: «черные дыры есть везде, где не доказано обратное». Примерно то же утверждал отец американской атомной бомбы и руководитель манхэттенского проекта Юлиус Оппенгеймер. А первоначально существование черных дыр в космосе предсказал в своей знаменитой теории сам Альберт Эйнштейн. По одной из версий, черные дыры
- это осколки сверхплотной материи, разлетевшиеся по Вселенной после Большого взрыва. В космосе они пожирают звезды, а на Земле вызывают крушения и катаклизмы.
Наиболее показательна следующая цитата А. Трофименко: «Невидимые глазу микроскопические черные дыры пронизывают все, в том
числе земной шар и живущих на нем людей. Есть предположение, что, прилетев из глубин мироздания, они как бы осели, застряли в нашей планете, будто мухи в паутине. Но не застыли на месте, а вращаются по своим орбитам, незримо воздействуя на окружающий мир.»
В статье журналистом разворачивается целая теория: «Согласно «отонной» гипотезе, мощь этих частиц, даже самых мелких, колоссальна. «Большие» дыры-отоны по размеру схожи с бактериями, вирусами, молекулами, а по массе - с океанами. «Маленькие» сопоставимы по размеру с протонами и нейтронами, по массе - с пирамидой Хеопса или небоскребом.
«Таинственный природный «террорист»-убийца самолетов разгадан, - заключает мой собеседник. - Их сталкивает непреодолимая сила гравитации отонов. Даже очень краткое нахождение черной микродыры между самолетами, летящими в соседних воздушных коридорах, приводит к неизбежной авиакатастрофе. Первые признаки «отонной» катастрофы -мгновенность происходящего и все, что противоречит земному притяжению. По словам очевидцев, зачастую такие события сопровождают «два странных хлопка».
Этот материал - еще одно свидетельство тяги нашего сознания к непознанному: на земле, в космосе, в экзотических странах и удивительном далеком прошлом, в сознании человека, в его внутреннем пространстве - везде непознанное, тайное, неявное.
Объяснить непонятное современное сознание читателя готово через мифо-фольклорные мотивы и образы, которые оказываются своеобразным способом удовлетворить интерес к непознанному, снять страхи, которые охватывают современного жителя городов и мегаполисов, дать возможность разгрузиться от стрессов.
«проклятые» места. Особая тема для завлечения читателя - политика. В последние десятилетия произошло столько важных, судьбоносных событий, что ни один журналист не может отказать себе в удовольствии привлечь внимание к себе, своей персоне через популярную тему: «Я и большая политика» или «Я и глава государства». Так, в «Аргументах и фактах» (№ 11, 2008) опубликован материал «Пуща с привидениями» с характерной строкой-привязкой: «Беловежская резиденция Вискули стала проклятым местом». Как известно, разрушение Советского Союза началось именно с Беловежской Пущи: здесь было принято судьбоносное для миллионов людей решение.
Мотив распада звучит в самом начале статьи: «Из камина легендарного павильона до сих пор тянет холодом распада». Журналист приводит предысторию событий: «17 лет назад на Всесоюзном референдуме в марте 1991 г. 76,4 % жителей СССР проголосовали за сохранение единой страны. Через год, тоже в марте, в Москве был подписан федеративный договор, определивший границы России. Между двумя этими событиями - встреча «трех зубров» в Беловежской Пуще, поставившая точку в развале Советского Союза.»
«С тех пор секретная правительственная резиденция на хуторе Вискули обладает особой, почти мистической притягательностью (здесь и далее подчеркнуто нами. - И. Г.). Там и сейчас гостит элита, но уже с опаской озираясь на тени прошлого. По слухам, поздней ночью в поставленном по приказу Н. С. Хрущева охотничьем дворце-павильоне иногда является призрак Ельцина, размашисто подписывающий призрачные бумаги.» В дальнейшем тексте неспокойный дух первого президента России будет упомянут не раз: «А иногда. вроде никого и нету, а в лесу, как эхо, зычный рык Бориса Николаевича». Так рассказывает местный житель, подвозивший журналиста до «павильона, где развалили империю» (так названа фотография, помещенная рядом с материалом).
Мотив проклятого места вербализован в тексте неоднократно: «Мы едем по пустой дороге сквозь «зону покоя» - сердцевину Пущи. По обочинам - сплошной бурелом, вывороченные корни, вековые стволы, внахлест лежащие друг на друге. «Ураганы зачастили», - комментирует мой гид.»; «Судьба не по-хорошему отметила Вискули еще в XIX веке, когда там провели первое лесоустройство. Малоизвестный факт: Пуща оказалась разбита на 666 (!) кварталов размером две на одну версту. А в 1939-м сюда неслучайно приезжал страстный охотник Герман Геринг, позже повелевший создать в Беловежье образцовое охотничье хозяйство рейха»; «Везде трехсотлетние липы, посаженные для разведения пчел. «А сейчас все дохнут пчелы, - прибавляет он (зам. директора). Клещ, зараза, заводится в улье и зимой поедает весь рой. А пошла эта напасть лет 15 назад - после той вечеринки в Вискулях.»; «Похороны союза» напоминают здесь о себе на каждом шагу»; «<.> Чувствовалось, что люди чего-то боялись и спешили как можно скорее покинуть роковое место.»; «На прощание старожилы продолжают перечислять местные
беды: «в прудах на карасей напал мор», «расплодились хищные птицы», «кабаны болеют чумой». Все березы облепили круглые метлы омелы - растения паразита. «А из польской части Пущи, указывает на запад зам по идеологии, - повадились «натовские» волки. Недавно застрелили двух!».
Завершается статья тем же мотивом проклятого места: «Но прошлое так же не застрелишь. «Если честно, - признался, оглядываясь инспектор нацпарка, - мне тут иногда даже с оружием не по себе.»
Подобные публикации увлекают читателей, а точнее отвлекают от реальных проблем в государстве, от насущных вопросов к власти и правительству, а константные стереотипы, основанные на мифо-фольклорных традициях, помогают добиться этих «благих» целей. У читателя возникает «искривленное» сознание: он думает, что все понимает в происходящем, во всем разбирается, так как порог сложности входящей информации снижен до массового, обыденного уровня, до коллективного бессознательного. Таким читателем (а у популярных газет типа «Аргументы и факты» и «Ком-
сомольская правда» их сотни тысяч, а может, миллионы) легче управлять. В результате цель достигнута, журналистские задачи решены.
Итак, мифо-фольклорные мотивы как составляющая современного сознания выполняют в медиадискурсе и жизни человека в целом ряд функций: 1) удовлетворяют тягу людей к удивительному, необъяснимому, непознанному; 2) снимают страхи и стрессы; 3) уводят в область эзотерического знания, отвлекая от реальных проблем.
Список литературы
1. Голованов, И. А. Проблема фольклориза-ции событий и героев местной истории в новейшее время / И. А. Голованов // Литература в контексте современности : сб. материалов IV Междунар. науч.-метод. конф. - Челябинск, 2009.
2. Костюхин, Е. А. Лекции по русскому фольклору / Е. А. Костюхин. - М., 2004.
3. Рыбаков, Б. А. Космогония и мифология земледельцев неолита / Б. А. Рыбаков // Советская археология. - 1965. - № 1.
Е. И. Голованова
лингвокультурная компетенция имедиатекст: полемические заметки
Статья раскрывает нюансы «культурного иммунитета» в профессиональной деятельности журналиста. Совресенные особенности работы с текстами представлены в бравадной манере основных информационных источников.
Ключевые слова: текст, речевое поведение, язык.
Только ленивый, пожалуй, не писал о проблемах языка современных СМИ. Ошибки разного рода - орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические - наводнили газетные и журнальные тексты; правильная и сбалансированная по использованию средств речь стала редкостью на телевидении и радио. Все это свидетельствует об общей деградации языковой культуры журналистов, об утрате ими в целом ориентации на нормативную речь, о возведении в журналистской среде в ранг приемлемого и предпочтительного речевого поведения носителя среднелитературной или даже просторечной речевой культуры (по концепции О. Б. Сиротининой), а не элитарной, как это было раньше. Между тем, публичная речь на
радио, телевидении, в печатных средствах массовой информации была и остается зоной повышенной речевой ответственности, поскольку слово журналиста, стиль его мышления и поведения, этические установки (хочет он того или нет) по-прежнему остаются в восприятии большинства россиян актуальными и значимыми. Особенно пагубно влияние «ущербного» языка СМИ на молодое поколение, на тех, у кого еще не выработан культурный иммунитет.
К сожалению, во многом «благодаря» СМИ в сознании современных носителей русского языка утрачено противопоставление «приличного» и «неприличного», «пристойного» и «непристойного» - в поведении человека в целом, и в речевом поведении в частности. Эти кате-