Всего слов, из них:
«Российская газета»
360/311 539/467 234/214
«советская Чувашия»
1146/1051 226/219 226/204
«Алатырские вести»
240/228 153/136 271/194
сущест. 129 179 82 316
прилаг. 26 29 25 141
числит. 26 15 2 17
местоим. 13 40 12 109
глаголов 40 71 33 164
наречий 13 16 10 71
СКС 1 4 0 6
служ. слов 63 113 50 227
ходе внутригосударственного диалога отношения между его участниками. Примерно равное соотношение именных частей речи и глаголов в текстах «РГ» и «СЧ» может свидетельствовать о равноправных позициях федерального и регионального СМИ, о стремлении к диалогу в решении общегосударственных задач. Выявленная тенденция увеличения преобладания именных форм над глагольными в местной прессе демонстрирует высокую степень зависимости местного печатного СМи от регионального и общегосударственного, неспособность выступать на позициях равноправного участника политического диалога.
Таким образом, предложенный нами метод исследования текстов, являющихся составными частями политического диалога, представленного в печатных СМи, позволяет выявить состав и структуру самого диалога, что , в свою очередь, будет способствовать конструированию риторически грамотных текстов-реплик, обеспечивающих эффективное управление государством.
Примечания
1 «Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) це-
90 75 121 64 111
18 17 30 8 17
4 5 5 19 1
20 14 9 3 9
35 34 26 14 22
8 2 3 1 5
1 1 1 0 0
43 56 33 27 29
лое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения» [4; 74].
2 См.: URL : www.digest.ru.
Список литературы
1. Аверьянов, Л. Я. Контент-анализ [Электронный ресурс]. URL : http://www.i-u.ru/bib-lio/archive/averjanov_kontent.
2. Аристотель. Политика / Аристотель // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. М. : Мысль, 1984. С. 375-644.
3. Аристотель. Топика / Аристотель // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 2. М. : Мысль, 1978. С. 347-531.
4. Ломоносов, М. В. Книга первая // Антология русской риторики. М. : Университетский гуманитарный лицей, 1997. С. 71-210.
5. Рождественский, Ю. В. Лекции по общему языкознанию. М. : Высшая школа, 1990. 381 с.
и. А. Голованов
особенности реализациимифо-фольклорных мотивов в медиадискурсе
В статье рассматриваются вопросы значимости средств массовой информации в сохранении и возможностях использования мифо-фольклорной составляющей современного человеческого сознания.
Ключевые слова: сознание, фольклор, миф, современность, медийные тексты, эксплуатируе-мость, пророчества и провидцы.
Данная статья продолжает тему, поднятую в нашем предыдущем исследовании [2]. Важным компонентом сознания современного человека, помимо структур обыденного и научного знания, являются восходящие к древности мифо-фольклорные мотивы. Это наиболее архаическая часть человеческого сознания, которая по-прежнему активно участвует в познании мира, его отдельных фрагментов, в понимании его единства и целостности.
Роль средств массовой информации в сохранении значимости мифологического и тесно связанного с ним фольклорного уровней сознания человека сегодня чрезвычайно велика. Именно через медийные тексты эксплуатируются, приводятся в движение существующие в дремлющем состоянии архетипы сознания современных читателей.
Обратимся к особенностям освещения в печатном медиадискурсе наиболее характерной в этом отношении темы - провидцы и пророчества.
В одном из выпусков «Комсомольской правды» (2008, 9-18 октября) целый разворот посвящен феномену московской Матроны, которая, как следует из заголовка статьи, «превзошла Вангу» (общеизвестный персонаж эзотерической и светской литературы на протяжении десятилетий).
данный материал претендует на исчерпывающее раскрытие тайны личности Матроны. Вот начало статьи: «В последние несколько лет в Москве стало особо почитаемо одно место -Покровский монастырь, что находится недалеко от Таганки. С раннего утра и до позднего вечера туда сплошным потоком стекаются люди со всей России, чтобы поклониться мощам святой праведницы Матроны. Ее останки перевезли с даниловского кладбища почти десять лет назад, и теперь они находятся в храме монастыря. Люди, приходящие к ней, просят счастья, благополучия в семье, здоровья и удачи в делах. Потому что еще при жизни о Матроне ходили легенды, что у нее ни попросить, она все исполнит. По слухам, особенно провидица помогает влюбленным. Сегодня мы решили рассказать, чем же знаменита эта святая». обратим внимание на мотив «помощи влюбленным», который, как нам представляется, играет роль своеобразной приманки для читателя: кто ж не любил?
далее в материале неоднократно представлено развернутое сравнение героини со знаменитой зарубежной прорицательницей: «Ее
многие сравнивают с Вангой. они родились в бедных крестьянских семьях. У обеих на теле были странные родинки: у Ванги - в центре лба, на месте «третьего глаза», и на левом виске, а у Матроны - посередине груди в форме креста. Обе были слепые: Матрона - от рождения, Ванга - в 11 лет, после того как смерч поднял ее и ударил о землю. У той и другой были проблемы с ногами: у Матроны они отнялись в 17 лет, а у Ванги пальцы на ногах были сросшиеся. Феноменальные способности проявили уже в детстве: исцеляли, видели прошлое, предсказывали будущее. Жили практически в одно время: «захватили» революцию, Великую Отечественную войну, строительство социализма. Были девственницами. Обеих церковь признала святыми». Перед нами традиционный близнечный мотив. Сходство жизни и внешних характеристик героев трактуется как их «внутренняя» близость, «удвоение» феноменальных способностей. Правда, если одна из них уже давно известна широкому читателю, то о второй ему предстоит узнать из этой статьи.
Упоминание о «знаках» на теле провидиц связано с реализацией одного из древних мотивов божественной отмеченности героев (сравни, например, в русском фольклоре предания и легенды о Петре I [1. С. 70; 3. С. 197-200]).
Удивительно, что авторы статьи и лица духовного звания, привлеченные к повествованию о Матроне, рассказывая о чудесах, апеллируют к новейшим средствам коммуникации
- в частности, к Интернету, ссылаются на официальные источники (пресс-служба Московской патриархии): «Все беды Матрона отводит? - интересуются у отца Александра. - Если бы чудес не происходило, то люди не шли бы к ней, - ответил батюшка. - Зайдите на сайт, посвященный Матроне (matrona.ru), увидите, сколько там благодарностей в ее адрес. Разговаривают, как с живой. Ее беспокоят даже по пустякам: просят избавить от бородавки, заделать трещину на потолке, починить насос и даже разродиться кошке. И смею вас уверить
- это подтверждают и мои разговоры с прихожанами, - она всем помогает. По данным пресс-службы Московской партриархии, поток страждущих прикоснуться к мощам с каждым годом все возрастает. Если лет пять назад монастырь посещали около тысячи - двух человек ежедневно, то сегодня - уже более шести тысяч. И поклоняться ей приходят не только больные и немощные, но и молодые, здоровые люди». как видим, здесь вновь реализована
попытка расширить круг заинтересованных в информации читателей (потенциальных приверженцев культа Матроны): к ней за помощью идут даже «молодые, здоровые».
Текст статьи сопровождается документальными фотографиями, призванными подчеркнуть фактологическую основу описываемых событий: «Прижизненное фото блаженной старицы, нательный крест, с которым она была похоронена и икона с ее ликом», «Патриарх Алексий II перед ракой с мощами святой».
В статье подробно описана биография старицы: «Родилась Матрона Дмитриевна Нико-нова в 1881 году в селе Себино Тульской губернии. Перед родами мать увидела странный сон: еще не родившаяся дочь в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами села ей на руку. Девочка появилась на свет слепой. При ее крещении, когда батюшка погружал малютку в купель, над младенцем взметнулся столп света, от которого шло благоухание. Пораженный священник признался, что видит подобное впервые, и предположил, что девочка может стать святой». Слепота от рождения или вдруг наступившая слепота - древний мифологический мотив, его использование в данном случае, безусловно, связано с апелляцией к подсознанию читателей, к хранящимся в их памяти архетипическим образам.
Что касается связи с фольклорной традицией, то здесь воспроизведен известный легендарный мотив, восходящий к христианской символике птицы - как посредника (медиума) между миром богов и миром живых. Столп света над купелью и благоухание - знак божественной избранности.
«В семь лет Матрона огорошила мать заявлением: «Готовься, у меня скоро свадьба». «Не иначе дочка умом тронулась», - расстроилась та. Но на следующий день она удивилась еще больше. К их дому друг за другом стали подкатывать повозки, и сидящие в них люди спрашивали: «Не здесь ли живет прозорливая девица, которая исцеляет болезни?» «Это ко мне, - кричала родителям Матронушка. - Я ведь говорила, что будет свадьба». «Понятно, - подумала мать, - свадьба со всеми хворыми». С тех пор в их дом стали привозить больных, которых девочка молитвами и одним прикосновением руки исцеляла». В данном фрагменте мы обнаруживаем реализованный мотив предвидения, осложненный образом божьей невесты.
Образ святой провидицы дополняется фактами ее мучений: «В 1925 году ей пришлось
уехать в Москву, потому что братья ее были коммунистами и не верили в ее «фокусы». В столице скиталась по углам и подвалам, скрываясь от милиции, которая недолюбливала ее за отсутствие прописки и за то, что у нее вечно толпился народ. Однажды ей даже пришлось перезимовать в деревянной щелястой теплушке. Как-то к ней зашла знакомая и увидела, что Матрона лежит на топчане лицом к стене и не может повернуться - волосы примерзли к фанере. Лишь к концу жизни она нашла пристанище на Старом Арбате у односельчанки, ставшей москвичкой».
Мотив предсказания смерти - один из важнейших легендарных мотивов - также представлен в данной статье: «Смерть свою предсказала за три дня с точностью до минуты. Посетителям сказала: «Приходите на мою могилку. Как принимала, так и буду принимать, помогать и молиться за вас. Что душе вашей скажу, то и делайте».
Заканчивается публикация следующими строками: «Более чем за сто лет до ее канонизации всенародную славу слепой девочке предрек еще святой Иоанн Кронштадский. По окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта он подозвал ее к себе и сказал: «Вот идет моя смена - еще один столп России».
На этих же страницах газеты, рядом со статьей, под заголовком «Истории верующих» помещены повествования «очевидцев» о чудесах Матроны, а рядом приведены предсказания старицы - «Прогнозы Матроны», которые сопровождены подзаголовком: «По свидетельству родственников, знакомых и посетителей записала односельчанка Зинаида жданова». В последнем материале реальные исторические события рассматриваются как «результаты предсказаний провидицы» (по мнению журналистов).
Примечательна также Справка «КП», носящая информационно-рекламный характер: «Покровский женский монастырь расположен в пяти минутах ходьбы от станции метро «Пролетарская», открыт с 7.00 до 20.00 без выходных. Бывшая могила Матроны находится на Даниловском кладбище по адресу: Духовской пер., 10, ст. метро «Тульская», трамваи № 1 и № 8. Частичка мощей провидицы есть и на Курском вокзале в Москве, вход с 10.00 до 16.00, кроме воскресенья. Дни памяти Матроны: 8 марта - обретение мощей, 2 мая - день канонизации, 22 ноября - день тезоименитства». Как видим, здесь слились в одном тек-
сте элементы трех стилей: информационный (восходящий к деловому жанру объявления, с точными координатами и другими данными), разговорный («в пяти минутах ходьбы») и религиозный («дни памяти Матроны, обретение мощей, день канонизации, день тезоименитства»). Примечательна также характерная для современности эклектичность, ср. «Пролетарская» и «мощи».
Завершает разворот расположенный в левой части страницы столбец с «мнениями ученых» (именно так названа данная рубрика): биохимика, кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой и врача-психотерапета Алексея Сдобырева. Названные лица пытаются дать естественно-научное объяснение загадочным фактам исцеления людей возле святых мощей.
Главный вывод, который позволяет сделать данная статья: в современном мире наблюдается движение науки и религии навстречу друг другу. В обыденном сознании людей почва для такой встречи уже готова. Среди представителей научного сообщества также немало тех, кто видит возможность для сотрудничества. О выявленной тенденции свидетельствует еще одна публикация, сделанная в том же, 2008 году.
«Мозг видит без глаз» - так назван материал в «Аргументах и фактах», помещенный под двумя рубриками «наука» (в правой части страницы) и «Тайное и явное» (в левой части) (АиФ. 2008. № 13. С. 58). Это интервью с Натальей Бехтеревой, нейрофизиком, академиком Российской академии наук, основателем и научным руководителем института мозга человека. В качестве эпиграфа к статье помещены слова: «Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму». Разговор ведется о «странных» явлениях, связанных со способностями человеческого мозга (в частности, о возможности «видеть» с плотно закрытыми глазами: читать, различать цвета, хорошо ориентироваться в пространстве), о
встрече ученого с Вангой и непонимании со стороны коллег.
Показательно, на наш взгляд, обращение интервьюируемого к авторитету президента России: «о методе Бронникова я писала открытое письмо Владимиру Путину. - Что ответил Путин? - Институт не лишили финансирования». Когда недостаточно авторитета ученого, даже если его личность окружена легендами (в одном из вопросов так сформулирована значимость Бехтеровой: «какова цена уважаемому собранию, если под подозрение попала легенда мировой науки Бехтерева»), то можно заручиться поддержкой президента.
Таким образом, мифо-фольлорные мотивы оказываются значимыми и востребованными в современном медийном дискурсе в тех случаях, когда авторы поднимают актуальные для читателей «пограничные» темы: жизнь - смерть, счастье - несчастье, здоровье - болезнь. За каждой из этих тем кроется по-прежнему непознанное человеком, а потому притягательное, как любая тайна. Древние мифологические и традиционные фольклорные мотивы оказываются своеобразным способом удовлетворить психологический интерес к непознанному, а также отчасти снять страхи, охватывающие современного жителя городов и мегаполисов, дать ему возможность разгрузиться от стрессов.
Список литературы
1. Голованов, И. А. Мифологические мотивы и образы в фольклорной прозе Урала (ХХ век) : дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 1998. 178 с.
2. Голованов, И. А. Мифо-фольклорный компонент современного сознания (на материале текстов СМИ) // Знак. 2009. № 1 (3). С. 32-37.
3. Криничная, Н. А. Русская народная историческая проза : вопросы генезиса и структуры. Л. : Наука, 1987. 227 с.
Л. н. давлеткулова
классификация УрБАнонимов Лондона
Урбанонимы как языковые единицы обладают способностью к хранению общественно-исторического опыта и культурной информации. Эта работа помогает сформировать представление о многообразии культур и особенностей миропонимания, характеризующих то или иное языковое общество. В работе раскрыта смысловая сторона названий некоторых улиц и переулков Лондона, а также дана их классификация.
Ключевые слова: топонимика, урбанонимы, Лондон, язык города.