Научная статья на тему 'Миф в западноевропейской культуре. Основные принципы мифологического мировоззрения'

Миф в западноевропейской культуре. Основные принципы мифологического мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
343
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеева Наталья Петровна

В статье рассматривается проблема функционирования мифа в западноевропейской культуре как обоснования традиций. Существенным является также момент "возвращения к истокам", на основе которого строятся наиболее крупные духовные движения позднего средневековья и периода реформации. Также затрагивается проблема основных мировоззренческих принципов мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MYTH IN THE WEST-EUROPEAN CULTURE. THE MAIN PRINCIPLES OF THE MYTHOLOGICAL WORLD OUTLOOK

The article deals with the problem of functioning myth in the West-European culture as grounding traditions. The essential is also the concept "returning to sources", on the basic of which the biggest spiritual movements of the late middle ages and period of Reforms are founded. The problem of the main world outlooking principles of mythology is touched.

Текст научной работы на тему «Миф в западноевропейской культуре. Основные принципы мифологического мировоззрения»

гих слоев общества, модернизации социальных институтов и образа жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев М. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. - М.- Воронеж,1996; Ершова Н. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома /Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. В 3 т.-М., 1984-1996; Киси-лев И. Политическая элита, ее сущность и психология. -Ярославль,1995; Микульский К., Бабаева Л., Таршис Е. и др. Российская элита: опыт социологического анализа,-М.,1995; и другие.

2. Moska G.TheRuling Class. N.V., 1939., р.212

Н.П. KOPHEEBA

ОмГТУ

УДК 292

Важнейшая функция мифа - включение человека в структуру мироздания. Миф помогал каждому индивидууму самоопределиться, создавал смыслообразующие начала бытия. Одним из аспектов этой функции является приобщение человека к традициям. Сюда входят и культ предков, и тотемические элементы, и тоска по "золотому веку" человечества. Речь идет о так называемом "возвращении к истокам". Эта идея заключается в том, что только первое явление какой либо вещи значимо, все последующие ее проявления не имеют значения. "Поэтому ребенка учат не тому, что сделал отец или дед. А тому, что было сделано предками в далекие времена, отец и дед только подражали предкам" (Элиаде М. Аспекты мифа. С. 43). Основную роль здесь играет факт первоначала, а то время, которое протекает между творением и сегодняшним днем, человек если не отменяет, то просто не замечает. В эпоху архаики эта функция мифа является если не ведущей, то одной из важнейших (См. подробнее; Элиаде М. Миф. Сновидение. Мистерия. М., 1994. , и Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995). На протяжении истории человеческой культуры постоянно присутствуют поиски "лучшего былого", попытки возвращения к "золотому веку человечества".

В западноевропейской культуре также можно проследить эту тенденцию. В средние века мы наблюдаем подъем мифологического мышления. Практически все социальные классы провозглашают собственные традиции. "Рыцарство, ремесленники, духовенство, крестьяне - все принимают "миф о происхождении" своего сословия или своего предназначения и стараются подражать некоторым образцам" (Элиаде М. Аспекты мифа. С. 174.). Наряду с мифами о происхождении, существуют мифы, поддерживающие религиозный престиж и эсхатологические функции королей. Мифологические моменты проявляются и в крестовых походах - в них воплощаются идея объединения народов вокруг священного города, центра мира. Более того, практически каждая духовная инновация в западноевропейской культуре представляла собой вариант возвращения к истокам - к Библии, к жизни раннехристианской общины, и реформационное движение представляется нам воплощением того же принципа.

3. Pareto Trattato di sociologia generale. Vol. I. Firense., 1916, p.316

4. Миллс P. Властвующая элита. - M.,1959, с.26-27.

5. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М.,1992, с.153.

6. Дарендорф Р. Дорога к свободе//Вопросы философии.-1990. - № 9.-С.28.

7. Ледонн Дж. Правящий класс России: характерная модель //Международный журнал социальных наук.-1993,-№ 3.-C.284.

8. Спиридонова В. Бюрократия и реформа. Анализ концепции М.Крозье. -М., 1997.

ПЛОСКОНОСОВА Вера Петровна - к.э.н., доцент, докторант кафедры философии ОмГТУ.

Кроме того, миф представляется многим исследователям как «комплекс верований и представлений первобытного человека». Тем неменее, существуют и другие точки зрения, например, Лосева И. Н. дает следующее определение мифа: «это реальность в которой живет человек» (Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию.//Вопросы философии. 1992. № 7. С. 65), и именно это определение кажется нам наиболее верным, наиболее соответствующим структуре мифологического мировоззрения. Подчас в нашей повседневной жизни возникают моменты мифологического поведения - в гороскопах, отголосках фетишизма и анимизма, в бытовой магии. У каждого человека в жизни существуют такие моменты, во время которых в жизнь вторгается нечто иррациональное, мифическое. И это не только «пережитки» первобытного менталитета. Дело в том, что «некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого человеческого существа» (Элиаде М. Аспекты мифа. С. 181). А потому изучение структуры мифологического мировоззрения является важной задачей исследователя, который желает разобраться в проблеме мировоззрения в целом.

Структура мифологического мировоззрения

Во-первых, необходимо дать определение мифа, исходя из которого можно будет в дальнейшем выстраивать его структурные элементы. Определение мифа, с нашей точки зрения, наиболее соответствующее его структуре и функциям: «Миф - это реальность, в которой живет человек».

Основной принцип, исходя из которого, можно извлекать остальные принципы мифологического мировоззрения, в мифе человек и природа неразделимы. Человек не только является частью природы, но и фактически равен ей, природа и человек имеют одну сущность и сущность эта духовная, Этот принцип порождает такую форму религии как анимизм, весь мир представлялся человеку одухотворенным. Луна, Солнце, звезды - живые существа, имеющие душу, и даже более - они обладают личностным началом. Луна - женским, Солнце -.мужским, те же характеристики имеют и звезды, обладающие разумное-

миф В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ_

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИФА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ - КАК ОБОСНОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ. СУЩЕСТВЕННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ МОМЕНТ "ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ", НА ОСНОВЕ КОТОРОГО СТРОЯТСЯ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ. ТАКЖЕ ЗАТРАГИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ОСНОВНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ МИФОЛОГИИ.

тью и влияющие на жизнь людей. Это приводит к появлению гороскопа; человек мифологического мировоззрения воспринимает аналогично смерть, болезнь, язву, радугу и т.д. Отсюда можно вывести еще один важнейший принцип: в мифе нет неживой природы.

Так как человек мифологического мировоззрения воспринимает себя органической частью космоса, то возникает уверенность, что мир зависит от человека в той степени, в какой и человек зависит от мира. Исходя их этого огромную важность приобретают ритуалы, повышается значимость знаний о мире. И знаний чрезвычайно точных. Это приводит к зарождению первобытной науки и первобытной магии.

Мифологическое мировоззрение основывается на системе ассоциаций. Причинно-следственные связи отсутствуют.

Исходя из того, что важнейшей функцией мифа является включение человека в структуру мироздания, миф связывает человека и природу, человека и общество, т.е. выполняет коммуникативную функцию. Помимо этого миф регулирует жизнь общины, он диктатор. Законы общества являются наивысшей ценностью для общества. Миф формирует прообраз морали через систему запретов-табу.

Если рассматривать структуру мироздания с точки зрения мифа: мир в мифе троичен: мир богов, мир человека, мир низших существ - по вертикали (градация идет в основном по ассоциации с деревом - «мировое дерево») (См. подробнее: Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ: исследования в области мифопоэтики. М. 1995.) и по горизонтали по четырем сторонам света, более того, мир богов находится сверху, на востоке, мир низших существ -внизу, на севере.

Время в мифологическом мировоззрении воспринимается, во-первых, циклично (по аналогии с природой),

во-вторых, прерывисто, распадающимся на отдельные фрагменты (например, время суток определяется по хозяйственной деятельности); в-третьих, в мифе есть представление о периоде в человеческой истории, когда времени не было - время "золотого века" человечества, мифическое время, время предков.

Главной характеристикой бога в мифе, возвышающей его над остальными, ставящего во главе пантеона, является сила.

Огромное значение для мифологического мировоззрения играет слово. Тейлор считает, что слово помогает представить мир в виде живых сущностей, например, деление природы по половому признаку.

Некоторые исследователи предполагают, что первый период мифологии был тотемным - миф об умерщвлении и воскрешении тотемного животного, покровителя рода. Возможно, это послужило источником идеи реинкарнации - через переселение души в священное животное. Этот же принцип формирует новую черту мифологического мировоззрения - эзотеричность мифа: общество делится на своих и чужих (через принадлежность к роду священного животного), на посвященных и непосвященных.

Одной из главных характеристик мифологического мировоззрения можно считать существование магического компонента, строящегося на тех же функциях, что и миф: человек и природа - одно целое, человек- часть целого, т.к. целое может воздействовать на часть, часть в той же мере может воздействовать на целое. Рождается представление о мистической сопряженности предметов и явлений, образа и действия.

КОРНЕЕВА Наталья Петровна - аспирант кафедры философии ОмГТУ.

Е С УЛЕВИЧ НИЦШЕ И БЕРДЯЕВ: ОППОНЕНТЫ

ОмГТУ

ИЛИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ?

Фридрих Ницше и Николай Бердяев - такие разные философы, что, казалось бы, сравнивать их мировоззрение невозможно. Действительно, трудно представить философию Н. Бердяева без христианского учения. В работе "Мое философское миросозерцание" одной из основных тем своего исследования он называет философию религии. Но и все другие темы - философия истории, социальная философия, этика - пронизаны христианским вероучением. Уже одно то, что человек понимается русским философом как микротеос, говорит о многом. "Личность, - пишет Бердяев, - категория духовно-религиозная." (H.A. Бердяев. Мое философское миросозерцание. - В сб. H.A. Бердяев о русской философии. 4.1. Свердловск: изд-во Уральского университета, 1991, с.21.) Но высокой оценки удостаивается не любая религия, а лишь христианская, поскольку только христианство, с точки зрения Бердяева, может спасти человечество.

Совершенно иное мы находим у Ф. Ницше. Невозможно не заметить его неприязненное отношение к религии, особенно к христианству. Уже подзаголовок "Антихристианина" - Проклятие христианству - дает общее представление об отношении автора к христианской религии. И далее он прямо говорит: "Необходимо сказать, кого мы считаем своей противоположностью, - богословов и всех, в ком течет богословская кровь" (Ф. Ницше. Антихристианин. - В сб. Сумерки богов. М., Изд. политической литературы,1990, с.23). Такая резко негативная оценка свя-

зана с тем, что "христианское - это ненависть к духу, к гордости, мужеству, свободе; ненависть к чувствам, к чувственным радостям, к радостям вообще - тоже христианское" (там же, с.36).

Переводчики работ Ницше спорили о том, какой из переводов названия будет точнее отражать основную идею работы - "Антихрист" или "Антихристианин"? По мнению одних, название "Антихристианин" отражает критику христианства в целом. При этом автор стоит как бы вне христианской религии. Антихристианин -тот, кто выступает не столько против бога, сколько против христианского вероучения в целом, как религии слабых, униженных, рабов.

Антихрист же - тот, кто хотя и против бога, но остается в рамках христианской религии. Ницше критикует христианство за то, что оно нуждается в слое подавленных людей, не заинтересовано в возвышении человека, и, более того, гордыня всегда считалась смертным грехом в христианстве. И если для Бердяева христианство - единственно подлинная религия, которая может вывести человека на путь истинный, то для Ницше такой религией выступает буддизм.

Резко отрицательное отношение к христианству присутствует у немецкого философа не только на теоретическом, но и на эмоциональном уровне: "во мне зарождается чувство презрения", "сегодня неприлично быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.