Научная статья на тему 'Миф Розанова о Египте'

Миф Розанова о Египте Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3919
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миф Розанова о Египте»

Е.Ю. Груздева МИФ РОЗАНОВА О ЕГИПТЕ

В 1897 году Розанов посетил Петербургскую Публичную Библиотеку и примерно с этого же времени его внимание привлекает Египет. Древний Египет был интересен Розанову не только благодаря своей неповторимой культуре. Мыслителю казалось, что-то его роднит с этой древней цивилизацией. Об этом свидетельствует его признание в одном из писем к Э. Голлербаху: «...я вдруг увидел все, все, о чем мечтал, думал, томился. И “на египетское солнце” я взглянул “как на родное себе”» [6].

Розанов не был профессиональным египтологом, но это не помешало ему глубоко почувствовать и тонко оценить культуру Древнего Египта. Его взгляд на Египет достаточно сильно отличается от общепринятого, поскольку практически каждый элемент культуры этой цивилизации он соотносит со своей идеей плодородия как основной идеей о предназначении человека. В письмах к Э. Голлербаху он писал, что каждый человек, в сущности, изучая чью-то жизнь, историю, прежде всего описывает свои собственные ощущения, мысли, ищет в предмете изучения самого себя. Розанов, будучи известным исследователем проблем пола, семьи, тоже стремится найти основу для своих взглядов. И, как ему кажется, находит ее в культуре и мифологии Египта. Одной из самых известных работ Розанова, посвященных этой древней цивилизации, является статья «Египет», в которой он выявляет подтверждения своей идеи плодородия как основной для египтян. В итоге рождается совсем другой миф о Египте, миф Розанова.

Традиционно считается, что египетская культура является «культурой подготовки к смерти». Тема смерти была необыкновенно важна для египтян, ведь настоящая жизнь, свободная от ежедневных забот и хлопот, переживаний и бед, начинается, как им казалось, за порогом земного пребывания. Целью всей их земной жизни была подготовка к посмертному существованию. Об этом свидетельствует факт постройки захоронений, мастаб и пирамид, т.е. того места где должно найти вечный покой тело умершего человека. Считается, что сфинкс в Древнем Египте - по-египетски «шесеп» или «живая статуя» - олицетворял фараона, выражая идею сверхъестественной мощи и божественной сущности царя. Часто

в нем также видели существо, исполняющее роль охранника покоя умершего правителя, его загробного существования [1]. Целью обряда мумифицирования также было сохранение тела умершего для того, чтобы он мог воскреснуть в нем на следующем этапе своей жизни [2].

Таким образом, мы видим, что вся реальная жизнь египтянина, вся его действительность была подчинена подготовке к другой жизни, жизни после смерти. Все свои действия человек направлял на подготовку себя к жизни в ином мире.

Также считается, что основную нагрузку в египетской культуре несла ее «сакральная составляющая». Пытаясь объяснить явления окружающего мира, человек наделял каждый неодушевленный предмет свойствами одушевленного, живого. Так солнце стало не просто желтым диском, а приобрело божественный характер, стало отождествляться с богом жизни и плодородия [4].

В Древнем Египте было огромное количество богов и сопутствующих религиозных ритуалов и мифов. Многие боги выступали в образах животных. Связано это с тем, что люди считали животных своими предками. Поэтому в качестве защитника, покровителя своего племени люди выбирали животное, являющееся, как им казалось, их прародителем. Предки-животные играли огромную роль в жизни людей, покровительствовали им во всех сферах жизни [3]. Так в Египте животные были покровителями охоты. После того, как многие животные были одомашнены, они стали покровителями скотоводов. Поклонение животным как предкам и могущественным покровителям постепенно переросло в поклонение им как богам. Например, бога умерших Анубиса часто представляли либо в виде шакала или собаки, либо в облике человека с головой шакала. Другим примером служат Рути, пара богов в образе львов, которые отождествлялись с богом воздуха Шу и богиней влаги Тефнут. Бог мудрости Тот представал либо в антропоморфном облике, либо в виде ибиса или павиана [3, с. 197].

Боги были для египтян сверхсуществами, от благосклонности которых целиком и полностью зависит не только земное существование человека, но и его судьба после смерти, поскольку именно боги будут судить его. Поэтому сам человек старался во всем угождать им, приносить жерт-

230

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

© Е.Ю. Груздева, 2009

вы, посещать храмы, чтобы после смерти ему было легче заслужить их благосклонность на Страшном Суще [3].

С взглядом на культуру Египта как на «культуру смерти» категорически не согласен Розанов. Он видит в ней прежде всего культуру жизни и плодородия.

Так в своей статье «Египет» цель обожествления египтянами животных он видит не в том, что животных считали прародителями, покровителями охоты, скотоводства, сколько в том, что животные в сознании египтян символизировали плодородие. Особое внимание он обращает на множественные изображения женских фигур с головами коров, в которых «груди образуют выпуклости лба, как бы с готовыми вырасти из них рогами, бока втянуты и образуют щеки лица, а живот имитирует эту утолщенную часть коровьей морды, где соединены вместе широкие ноздри и рот» [5, с. 349].

Действительно, в Египте боги, символизировавшие культ плодородия, часто изображались в образах коров и быков. Например, священный бык Апис, почитавшийся с начала I династии и до христианской эры, или богиня Мехет Урт - «Великая Корова» - олицетворение части неба, где восходит, то есть рождается, солнце и начинает свое ежедневное движение по небосклону [3]. Возможно, именно этим объясняется столь частое изображение египтянами коров в храмах.

Розанов сумел уловить этот мотив в увиденном, подчеркивая стремление египтян к продолжению рода, которое содержали в себе «два больших овала питающих грудей и живоносящего чрева» [5, с. 349].

Культ плодородия он увидел и в каменных сфинксах, привезенных из Фив и установленных у Николаевского моста в Санкт-Петербурге.

Для Розанова фигуры сфинксов содержат нечто большее, чем роль охранников умершего царя. В своей статье, опираясь на зрительное впечатление, произведенное на него сфинксами, Розанов пишет: «В общем статуэтки не были красивы, но я не только не чувствовал, но мне и не хотелось в них изящества и красивости, как чего-то низшего и меньшего» [5, с. 348]. Можно предположить, что мыслитель проводит параллель с древними женскими изображениями - небольшими скульптурными фигурками, интерес к которым как к теме искусства был вызван работами известного археолога XIX века Эдуарда Пьет-

та. Эти женские изображения отличаются подчеркнутой пышностью тела, за что и были названы «Венерами», сильным акцентом на представлении женщины как матери и совершенным равнодушием к изображению лица. Эти фигуры также довольно сложно назвать красивыми. Тем не менее, они являются символом материнства и плодородия [2]. Возможно, поэтому и сфинксы для Розанова были охранниками не умершего фараона, культа смерти, а вечной жизни, идеи продолжения рода. Будучи верными стражами культа жизни, они кажутся мыслителю единственными действительно живыми и веселыми существами во всем Петербурге, в которых есть главная красота - красота движения жизни.

Розанов утверждает, что культ плодородия как основной культ в Древнем Египте содержат в себе и так называемые керубы, а точнее - крылатые человеческие фигуры. Необычно в них то, что крылья у этих фигур растут не за плечами, что характерно для христианских ангелов, греческой богини Ники и т.д., а в области поясницы. Даже олицетворение плодородия для египтян священный бык Апис довольно часто предстает с крыльями, исходящими из той же области его тела. Это явление, как утверждает Розанов, символизирует собой первичность и приоритет идеи радости рождения.

Таким образом, возникает противоречие между общепринятым представлением о Египте как о стране, жители которой были сосредоточены главным образом на подготовке к жизнь после смерти, и взглядом Розанова. Можно сказать, что мыслитель создал свой миф о Египте как о стране, главным в которой является не культ смерти, а культ вечной земной жизни. Египет ассоциируется для него с храмом Сераписа1, где хранится главная истина о том, что человек продолжает жить в своих потомках, а семя его - ключ к вечной жизни.

Примечание

1 Серапис явился слиянием культа быка Аписа и Осириса, бога плодородия, выступавшего символом умирающей и воскрешающей природы.

Библиографический список

1. Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиг-раф, 2001.

2. История Древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. Изд. 3-е,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

231

испр. и доп. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. [Кн. 1] Ранняя древность.

3. Лапицкая Ядвига, Марциняк Марек. Мифология Древнего Египта / Пер. с польского Э.Я. Гессен; пер. и редактирование древнеегипетских текстов О.И. Павловой; комментарии О.И. Павловой и Н. А. Померанцевой. - М.: Искусство, 1983.

4. Осаченко Ю.С. Введение в философию мифа / Ю.С. Осаченко, Л.В. Дмитриева. - 1994.

5. Розанов В.В. Собрание сочинений. Во дворе язычников / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. -М.: Республика, 1999. - С. 348.

6. http ://orel.rsl. ru/nettext/history/rosanov/ ros_gollerbax. htm.

А.Ю. Евдокимов, Е.Н. Кузнецова ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Проводится мысль об утопичности идеи построения «идеального» общества вследствие информодинамически и термодинамически обусловленных потерь информации и энергии. Однако, уникальным в мировой истории является опыт Египетской цивилизации, просуществовавшей порядка 4 тыс. лет в равновесии с биосферой.

Человечество переживает глобальный экологический кризис, являющийся следствием кризиса духовного - развития либерального мировоззрения, провозглашающего примат личности перед религией, нацией, обществом, государством и окружающей природной средой. Причину кризиса многие ученые склонны видеть в интенсивном загрязнении окружающей среды, связанном с бурным развитием промышленности со второй половины XIX века.

Однако глубокое изучение сути кризиса и культурно-исторического развития человечества говорит об изначальном противопоставлении социума и биосферы уже в период древнейших цивилизаций, многие из которых пережили региональные экологические кризисы, а некоторые -исчезли с лица планеты [9]. Причиной указанных катастроф являлось во всех случаях потребительское отношение к окружающей среде и пренебрежение законами природы. Исторический опыт говорит лишь о небольшом числе мировых цивилизаций, оказавшихся способными в течение достаточно длительного времени существовать в относительном равновесии с биосферой. К таким цивилизациям следует отнести в первую очередь Древний Египет (порядка 4 тыс. лет), Индию (порядка 3 тыс. лет), Китай (порядка 2 тыс. лет, переживший, однако, мощный эколого-соци-альный кризис на рубеже 11-1 тыс. до Р.Х.) [8]. При всей сбалансированности названных цивилизаций с биосферой, в основе их идеологий лежал гедонизм, закономерно приводивший к идее построения идеального общества.

Факт существования Египетской цивилизации на протяжении порядка 4 тыс. лет в равновесии с биосферой является уникальным в мировой истории [6]. В современных условиях глобального экологического кризиса и пока безуспешных поисков путей «устойчивого развития» опыт Египетской цивилизации весьма интересен.

Основным отличием египетской цивилизации от окружавших ее (да и от современной) является тот факт, что она не верила в их главную идею -в прогресс. Из фактов мифологии, почитания животных, отождествления их с богами, можно заключить, что у египтян был правополушарный тип мышления (образно-интуитивный, эмоциональный): человек считался частью природы, нарушение законов которой было недопустимо. Основой мировоззрения египтян была вера в необходимость циклов стабильного существования общества. Эта мысль, безусловно, была почерпнута из важнейшего природного явления, во многом определявшего саму возможность существования цивилизации - периодических разливов Нила, отождествляемых с деятельностью бога солнца Амона-Ра и получивших выражение в культе Осириса и Исиды - смерть и возрождение к новой жизни.

С другой стороны, целью жизни и высшим благом в Египте признавалось наслаждение, добро определялось как приносящее наслаждение, а зло - как нечто, влекущее за собой страдание; поэтому очевидной становилась необходимость жить в согласии с добром, не оказывая негативного влияния на биосферу. Безусловно, это так-

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

© А.Ю. Евдокимов, Е.Н. Кузнецова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.