Научная статья на тему 'Миф как социокультурный феномен'

Миф как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1826
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / КОГНИТИВНОЕ / ОНТОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / MYTH / COGNITIVE / ONTOLOGY / EPISTEMOLOGY / AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Николай Валерьевич, Тимофеев Владимир Георгиевич

Изучены роль и статус мифологии как социокультурного феномена. Миф как феномен рассмотрен в онтологическом, гносеологическом и социокультурном аспектах. Отмечено, что миф играет важную роль в современном обществе, выполняя когнитивную, мировоззренческую, аксиологическую и социально-регулятивную функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTH AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

The role and status of mythology is considered to be a sociocultural phenomenon in the article. Myth as a phenomenon is studied from ontology, epistemology, sociocultural viewpoint. It is noted that myth plays an important role in the contemporary society having cognitive, philosophical, axiological and sociocultural functions.

Текст научной работы на тему «Миф как социокультурный феномен»

работай механизм, который обеспечил бы равноправное представительство наций, народностей и этнических групп в органах государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Практика разработки и применения законодательства в сфере государственной национальной политики, особенно в субъектах Российской Федерации, показала острую необходимость не только принятия федеральных законов по конкретным проблемам межэтнических отношений, но и закрепления на законодательном уровне основных принципов государственной национальной политики, которые могли бы стать ориентиром при решении конкретных задач обеспечения конституционных прав граждан и народов на национальное развитие и многие другие.

Ряд важных вопросов, относящихся к правам человека, по-прежнему, регулируются не федеральными законами, а постановлениями и инструкциями правительства, различных министерств и ведомств. Пока концептуально не будет отражена стратегия цивилизованного решения национально-региональных проблем, прочной федерации, сильной национальной политики не будет. Тем более, что главной задачей Конституции РФ является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание социального государства, цель которого конкретный человек, а не интересы федерального центра или субъекта федерации. Следует помнить, что нет государства без идеологии, как нет человека без национального самосознания. Государство есть организм, и идеология государства во многом определяет его целостность, являясь связующим центром общественной жизни. Поэтому и важно понимание того, как власть и общество являются факторами обеспечения прав народов и человека.

Литература

1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909.

2. Мурзабеков М.Р. Правоотношение и самосознание / М.Р.Мурзабеков // Советская Россия. 1989. № 194/100045,

22 авг.

4. Советская Россия. 1990. № 96, 26 апр.

5. Учительская газета. 1990. № 15, апр. С. 5.

МИХАЙЛОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры средств массовой информации и публицистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (lrigel@rambler.ru).

MIKHAYLOVA LIDIA IVANOVNA - candidate of fllologlcal sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 2-264:316

H.B. ПЕТРОВ, В.Г. ТИМОФЕЕВ МИФ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Ключевые слова: миф, когнитивное, онтология, гносеология, аксиология.

Изучены роль и статус мифологии как социокультурного феномена. Миф как феномен рассмотрен в онтологическом, гносеологическом и социокультурном аспектах. Отмечено, что миф играет важную роль в современном обществе, выполняя когнитивную, мировоззренческую, аксиологическую и социально-регулятивную функции.

N.V. PETROV, V.G. TIMOFEEV MYTH AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Keywords: myth, cognitive, ontology, epistemology, axiology.

The role and status of mythology is considered to be a sociocultural phenomenon in the article. Myth as a phenomenon is studied torn ontology, epistemology, sociocultural viewpoint. It is noted that myth plays an important role in the contemporary society having cognitive, philosophical, axiological and sociocultural functions.

В современном обществе миф является значимой реалией, природа и специфика функционирования которой требуют осмысления и социальнофилософского исследования.

Рассматривая миф в контексте социокультурной действительности, необходимо обратиться к эпохе архаики, в которой миф играл первостепенную роль. «Миф - это первая форма рационального постижения мира, его образно-симво-лического воспроизведения, выливающаяся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая может претворятся в магическое действие как средство покорения непостижимого» [1, с. 53]. Исходя из данного определения, которое было дано Б.Л. Губманом, можно выделить основные характеристики и функции мифа в первобытной культуре.

Миф предстает как особый способ познания мира, обладающий своей собственной рациональностью. Долгое время в философии мифологии основной была точка зрения, согласно которой миф есть нечто субъективное, иррациональное и фантастическое. Исходя из такого понимания мифологическое сознание, отражающее представление о действительности в виде иллюзий и домыслов, не могло претендовать на объективное постижение реальности и истинность. Однако в современных исследованиях такой взгляд постепенно преодолевается. Начиная с К. Леви-Строса, который впервые увидел в мифологическом мышлении способность к классификации и обобщениям, начинает открываться особая логика и структура мифа, обосновываются его рациональность и эвристическая значимость. В работе «Истина мифа» К. Хюбнер показал, что миф выполняет когнитивную функцию в обществе: наряду с наукой он является способом познания мира, в основе которого лежит собственная априорная система координат, обуславливающая мышление и опыт человека эпохи архаики. Он утверждает, что миф «обладает априорным фундаментом, посредством которого определяется то, что есть объект в рамках его интерпретации реальности» [8, с. 170].

Миф представляет собой особый способ освоения и осмысления мира, посредством которого человек упорядочивает все многообразие бесконечной сложности окружающей действительности и вносит в нее определенный смысл. Так, В.М. Пивоев одну из важных функций мифа видит в «придании человеческого смысла хаосу», мифологическое сознание предстает здесь как «коллективное эмоционально-рефлексивное отражение результатов освоения мира, которое позволяет человеку адаптироваться к природной и социальной среде» [6, с. 99]. Миф действительно превращает хаос в осмысленный космос, структурирует его, придает ему человеческую форму, происходит антропологизация. И в этом смысле мир конструируется мифологическим сознанием как освоенный, осмысленный и понятый образ, другими словами, миф формирует картину мира человека первобытной эпохи, выполняя тем самым мировоззренческую функцию.

Мифологическое сознание, конструируя картину мира, определяет и способ мышления человека, и его образ жизни в этом мире. В этой связи миф выполняет следующие важные функции в первобытном обществе: аксиологическую - утверждает систему ценностей, задает нормативные образы поведения и практическое руководство к действию; социально-регулятивную - обеспечивает единство и целостность общества, способствует передаче социокультурного опыта, поддерживает существующий порядок в социуме посредством обряда и ритуала (что было отмечено такими исследователями, как Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Э. Дюрк-гейм, М. Эдиадэ). Таким образом, миф структурирует всю первобытную культуру и наполняет ее своеобразным содержанием.

Уже не вызывает сомнений то, что в современном обществе так же, как и в эпоху архаики, активно функционирует мифологическое сознание. Именно в XX в. происходит возрождение мифа в связи со сменой прежней социокультурной парадигмы, ориентированной на рациональность, и современному человеку открывается таинственный мир мифа, который проявляется во всех сферах его жизнедеятельности. В отличие от первобытной эпохи, миф в современности присутствует как

вполне осознанный феномен: его существование признается большинством исследователей в различных областях социогуманитарного знания, которые отмечают универсальный характер мифологических структур и их неустранимость в обществе.

Несмотря на наличие многочисленных исследований в области современного мифотворчества, проблема определения статуса мифа, его роли и функции в обществе представляется малоизученной. Достаточно хорошо исследованы природа мифа и специфика мифологического сознания, однако и здесь нет единой точки зрения. Лингвистическая (М. Мюллер), ритуально-социологическая (Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Б. Малиновский), психоаналитическая (3. Фрейд, К.Г. Юнг), символическая (Э. Кассирер), структуралистская (К. Леви-Строс), трансцендентальная (К. Хюбнер) концепции раскрывают различные стороны функционирования мифологического сознания. Имеются работы, направленные на исследование мифа как неотъемлемого свойства человеческого сознания и значимого элемента любой культуры (А.Ф. Лосев, Э.Я Голосовкер).

Следует отметить то, что вопрос о месте и роли мифа в культуре был поставлен основоположником функциональной школы в этологии Б. Малиновским. Он рассматривает культуру как систему взаимосвязанных институтов, направленных на реализацию базовых и производных потребностей человека. «Каждая культура обязана своей целостностью и самодостаточностью тому факту, что она служит удовлетворению всего спектра базовых, инструментальных и интегральных потребностей» [3, с. 9]. В этой системе каждое культурное явление выполняет определенную функцию, поэтому, исследуя архаические общества, Б. Малиновский отмечает социально-психологическую функцию мифа: миф обеспечивает непрерывность культурной традиции и служит средством регламентации социального поведения за счет обращения к сверхъестественной реальности.

Особенности функционирования мифа в современной социокультурной действительности, на наш взгляд, исследуются фрагментарно, так как в отличие от универсального характера и тотальности мифа в рамках архаической этики, современная ситуация, как кажется, позволяет говорить только о существовании мифоподобных идей и представлений в отдельных областях общественного сознания. В этой связи миф рассматривается как орудие власти и идеологического господства в политической сфере, как способ манипулирования массовым сознанием с помощью обращения к архетипам коллективного бессознательного в области социальной коммуникации и рекламы, как художественно-поэтическое средство в искусстве, как неотрефлексированные идейные установки в научном познании. В целом понятие мифа здесь противопоставляется понятию реальности и истины, и миф определяется как иллюзорное отражение действительности, характерное для нерефлексирующего сознания.

Но необходимо обратить внимание на иной аспект в понимании природы мифа и его роли в современном обществе, а именно на его онтологическую, гносеологическую и социальную значимость.

Исходя из этого, миф следует трактовать не как чистое порождение фантазии, фикцию и иллюзию, не совместимую с реальностью, а как неотъемлемый феномен сознания, обладающей собственной онтологией. С позиций феноменолого-диалектического подхода А.Ф. Лосева миф раскрывается как «логически, т.е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще» [3, с. 10]. Миф является специфическим опытом сознания, который характеризуется непосредственностью взаимодействия с миром как целым и реализует себя как пространство смыслообразов, образующих контекст и структуру жизненного мира человека.

С точки зрения феноменологического подхода (Э. Гуссерль, Ю.С. Осаченко), в основе которого лежит утверждение о том, что мир дан человеку только через феномены сознания, и который стремится понять, каким образом человек вое-

принимает действительность и наделяет ее смыслом, миф предстает как горизонт сознания, внутри которого живет и действует человек. «Миф как реальность есть нечто целое, некий жизненный мир, мир жизни человека и его смыслов, мир, который каждый раскрывает с особой стороны, видит со своей точки зрения. Каждый человек погружен в миф как в свое первопространство видения, как в свое поле зрения, поле открывающихся перспектив, как в свой жизненный горизонт» [7, с. 115]. Миф раскрывается здесь как первичное переживание реальности, как изначальное недифференцированное отношение к миру, которое является предельно реальным, очевидным и несомненным для человека, погруженного в данное мифологическое пространство. В этом смысле можно говорить о мифологизации как свойстве сознания, которое определяет весь строй миропонимания человека и его способ мышления. Таким образом, в онтологическом плане миф выступает как некая мегаструктура, присущая любому способу познания и понимания мира и пронизывающая абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности.

В гносеологическом аспекте миф раскрывается как запечатленное в образносимволической форме познание мира. Воображение как высшая познавательная и творческая способность человека реализуется не только в первобытной культуре, но присуща и современности. По мнению Э.Я Голосовкера, основополагающим принципом любой культуры является стремлении к постоянству, к «имагинативному абсолюту». Логика мифологического сознания основана на деятельности воображения, которое играет существенную роль в освоении и познании действительности и по сей день. В противовес изменчивости мира современный человек так же, как и человек эпохи архаики, создает в воображении мир неизменного, постоянного и абсолютного. «Потребность в выдумывании, само желание выполнения невыполненного, в конце концов есть выражение деятельности нашего высшего инстинкта -имагинативного абсолюта» [2, с. 140]. Посредством образного мышления происходят осмысление мира, его систематизация и упорядочивание, создание целостной картины мира, что, в свою очередь, воплощается в смыслообразах культуры.

Как способ построения картины мира миф функционирует не только в первобытной культуре, но и активно реализует себя в современном обществе. Одна из самых важных функций мифа в обществе - это конструирование осмысленного образа мира и нахождение своего места в нем. Мир не дан человеку полностью, как он есть сам по себе, поэтому с помощью мифа происходит не только познание мира, но и конструирование его образа в сознании. Можно утверждать, что миф является основой нашего восприятия действительности, и посредством воображения как мышления в образах он творит картину мира человека определенной культурно-исторической эпохи.

Благодаря мифу образуется такая картина мира, в которой все элементы мироздания упорядочены, структурированы и соотнесены с человеком. Уже сформированный мифический образ мира абсолютно идентифицируется с самим миром и не рассматривается как его интерпретация. Это подтверждают слова А.Ф. Лосева: «...с точки зрения самого мифического сознания ни в коем случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии», «но - наиболее яркая и самая подлинная действительность» [3, с. 9]. Миф рассматривается здесь как реальность, непосредственно ощущаемая человеком и воспринимаемая как очевидная данность.

Картина мира представляет собой совокупность представлений о мире и о месте человека в нем. Так, С.В. Лурье, исследуя формирование и изменение этнических картин мира, выделяет два структурных элемента в их основе: во-первых, это когнитивные константы, которые образуют ядро картины мира, и часто носят бессознательный характер, во-вторых, это ценностные доминанты, которые вполне осознаны и выражены вербально. «Этническая картина мира - сформировавшиеся на основании этнических констант, с одной

стороны, и ценностных доминант, с другой, представления человека о мире -отчасти осознаваемые, отчасти, бессознательные» [4, с. 228].

Миф функционирует и играет конструктивную роль на первичном уровне констант картины мира, так как в онтологическом плане миф является неотъемлемым элементом сознания и выступает истоком всех форм миропонимания. Согласно терминологии Ю.С. Осаченко, это синкретический опыт переживания мира именуется «mythos», который в потенции содержит в себе все возможные комбинации бессознательный и осознанных представлений о мире. На уровне поверхностных структур - ценностных доминант - также активно действует мифологическое сознание. В аспекте культуры это позволяет говорить об аксиологической и социально-регулятивной функции мифа. Соглашаясь с В.М. Пивоевым, который определяет мифологическое сознание как «способ аксиологической интерпретации мира (социально-природной среды), главная задача которой - положительное самоопределение человека» [7, с. 100], можно утверждать важную роль мифа в создании ценностных ориентиров, определяющих образ жизни и поведение человека определенной социокультурной эпохи.

Необходимо отметить, что миф является механизмом переработки социокультурного опыта в образы реальности и способом создания определенной картины мира. Миф выражает экзистенциальную потребность человека в осмыслении и структурирования своего бытия, а также в обеспечении стабильности и постоянства созданного социального порядка. В этой связи миф является важной антропологической категорией, феноменом не только первобытной и современной культуры, но и культуры любой исторической эпохи. Миф выступает в современном обществе особым способом освоения и познания действительности, существующим наряду с наукой, искусством, политикой и проникающим в различные сферы и формы культуры. К настоящему моменту различие между конструктивным и деструктивным влиянием мифа на современное общество пока не вполне определено, но, на наш взгляд, миф не разрушает общество, а, напротив, поддерживает и воспроизводит его, выполняя следующие функции: когнитивную (духовно-практическое освоение действительности), мировоззренческую (формирование картины мира), аксиологическую (создание ценностных ориентиров), социально-регулятивную (поддержание существующего порядка в обществе).

Литература

1. Губман Б.Л. Культурология XX век. Энциклопедия / Б.Л. Губман. СПб: Университетская книга, 1998. Т. 2.

2. Голосовкер Э.Я. Логика мифа / Э.Я. Голосовкер. М.: Наука, 1987.

3. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность/А Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994.

4. Лурье С.В. Историческая этнология / С.В. Лурье. М.: Аспект-Пресс, 1997.

5. Мелетинский Б. Научная теория культуры / Б. Мелетинский. М.: ОГИ, 2000.

6. ПивоевВ.М. Мифологическое сознание как способ познания мира/В.М. Пивоев. Петрозаводск: Карелия, 1991.

7. Осаченко Ю.С. Введение в философию мифа /Ю.С. Осаченко, Л.В. Дмитриева. М.: Интерпракс, 1994.

8. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. М.: Республика, 1996.

ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - ассистент, Региональный институт технологии и управления, Россия, Новочебоксарск (sof06y07@mail.ru).

PETROV NIKOLAY VALERYEVICH - assistant, Regional Institute of Management and Technology, Russia, Novocheboksarsk.

ТИМОФЕЕВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ - старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Региональный институт технологии и управления, Россия, Новочебоксарск (nowch@cap.ru).

TIMOFEEV VLADIMIR GEORGIEICH - senior lecturer of Humanities and Science Department, Regional Institute of Management and Technology, Russia, Novocheboksarsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.