Научная статья на тему 'Онтологическая функция мифа: миф как бытийная связь между «Мифосом» и «Логосом»'

Онтологическая функция мифа: миф как бытийная связь между «Мифосом» и «Логосом» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1029
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онтология / миф / "мифос" / "логос" / "mythos" / "logos" / ontology / myth

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раздьяконова Екатерина Владимировна

Показана необходимость пересмотра онтологического статуса мифа в связи с кризисом идеалов классического рационализма. Автор раскрывает смысл мифа как онтологической реальности на основе анализа взаимосвязи «мифоса» и «логоса». Выявляется роль «мифоса» в аспекте культурного смыслополагания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of re-examination of myth ontological status subject to the crisis of ideals of classical rationalism has been shown. The author discloses the sense of myth as ontological reality on the basis of the analyzing «mythos» and «logos» relation. The role of «mythos» in the aspect of cultural sense supposition is determined.

Текст научной работы на тему «Онтологическая функция мифа: миф как бытийная связь между «Мифосом» и «Логосом»»

УДК 111

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МИФА: МИФ КАК БЫТИЙНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ «МИФОСОМ» И «ЛОГОСОМ»

Е.В. Раздьяконова

Томский политехнический университет E-mail: razdyakonova@tpu.ru

Показана необходимость пересмотра онтологического статуса мифа в связи с кризисом идеалов классического рационализма. Автор раскрывает смысл мифа как онтологической реальности на основе анализа взаимосвязи «мифоса» и «логоса». Выявляется роль «мифоса» в аспекте культурного смыслополагания.

Ключевые слова:

Онтология, миф, «мифос», «логос». Key words:

Ontology, myth, «mythos», «logos».

Неклассическая культурная парадигма, утверждающая «разложение» смыслового центра картины мира, актуализирует сегодня проблему онтологического статуса универсалий культуры. Кризис классического рационализма позволил увидеть наличие архаических структур в современном мышлении, признать универсальный характер мифа. Многие исследователи (М. Элиадэ, К.Г. Юнг, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев) отмечают связь мифа с целостностью человеческого существования. Сегодня на смену господству ratio в культуре приходит, на наш взгляд, mythos как имманентно присутствующее основание любой смыслосозидательной деятельности.

Каков онтологический статус мифа? Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, связан с необходимостью исследования мифа как бытийного единства «мифоса» и «логоса».

Миф есть онтологическая реальность, это отмечает К. Хюбнер в работе «Истина мифа». Миф является самодостаточной онтологической системой, так как обладает априорным фундаментом, посредством которого происходит интерпретация реальности [1. С. 170]. Миф рассматривается как конститутивное мировидение, содержащее в себе онтологическую модель истолкования, детерминированную историко-культурным контекстом. Для человека, включенного в пространство мифа, это пространство и есть объективная реальность, целостная и непосредственно данная. И в этом смысле миф является значимым феноменом и в сфере повседневного опыта, и на уровне абстрактно-теоретических конструкций.

В наиболее полной мере проблема мифа как формы бытия человека нашла отражение в концепции А.Ф. Лосева, которому принадлежит формула мифа как «в словах данной чудесной личной истории» [2. С. 195]. Он исследует миф в онтологическом плане как устойчивую структуру человеческого сознания через личностное бытие и в сравнении с религией, искусством, наукой.

Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями, он есть само бытие, кото-

рое выступает основой целостного существования личности и культуры. Миф предстаёт сознанию в качестве «жизненно ощущаемой и творимой вещественной реальности» [2. С. 36]. Миф обладает своей истинностью, достоверностью и закономерностью, в нем присутствуют собственные принципы построения и взаимоотношения отдельных мифических образов, которые реальны, вещественны, телесны.

Итак, опираясь на работы А.Ф. Лосева и К. Хюбнера, мы приходим к необходимости пересмотра онтологического статуса мифа: миф более не следует рассматривать с рационалистических позиций как фикцию или познавательную ошибку, он бытийно укоренен. Онтологический смысл мифа для его субъекта предполагает достоверность и очевидность его образов. Миф раскрывает смысловой потенциал вещей и приобщает человека к созданному мифологическому контексту.

Как отмечает А.Ф. Лосев, это возможно благодаря мифической отрешенности, которая есть, по сути, отрешенность от повседневной жизни, от обыденного смысла вещей. Предметы и явления мира в рамках мифологического сознания приобретают совершенно иное значение, объединяются в новом смысловом контексте, подчиняются особой мифологической идее. В результате сама фактичность вещи воплощает в себе более общий смысл, который включает эту вещь в мифологическую действительность. Все существующее, как отмечает А.Ф. Лосев, от мельчайших вещей до мира в целом - есть та или иная степень мифической отрешенности. «Мифическая «отрешенность», таким образом, есть форма в высочайшей мере универсальная; и нет ни одной вещи, которую мы воспринимали бы только как голое и отвлеченное понятие» [2. С. 70].

С нашей точки зрения, именно эта «первичная реакция сознания на вещи, какое-то первое столкновение с окружающим» (которую А.Ф. Лосев обозначил как «мифическую отрешенность», а в терминах Ю.С. Осаченко это «туйоя») выступает ядром мифологических представлений [2. С. 68].

Такое мифологическое восприятие вещей заключено в интуитивной непосредственности соприкосновения человеческого сознания и мира, поэтому все вещи нашего опыта по своей природе мифичны. Это означает то, что миф с необходимостью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека.

Следует обратить внимание на значимый момент в бытийном понимании мифа: миф объединяет обособленные вещи и включает их в единый жизненный процесс. Миф, таким образом, может рассматриваться как «смысловая матрица» культуры, необходимый компонент, ответственный за появление и воспроизводство схем понимания мира.

Однако, что именно позволяет мифу наделять статусом онтологической реальности вещи окружающего мира, придавать жизненность различным формам культурного опыта человека? На наш взгляд, этому способствуют два аспекта: присутствие «мифоса» как первичного опыта сознания, истока культурного смыслогенеза и «логоса» как проговаривания данного опыта. Миф понимается нами как результат попыток человеческого сознания схватить и вербализовать в ментальных конструктах то, как открывается бытие.

Далее мы рассмотрим бытийную взаимосвязь «мифоса» и «логоса», что проявляет себя, прежде всего, на уровне культурного смыслополагания. И сделаем вывод о том, что способность к мифотворчеству не противоречит разуму как таковому. Миф органично включен в архитектонику разума, является его неотъемлемым компонентом.

Человек живет в смысловом универсуме, что было отмечено А.Н. Леонтьевым при исследовании проблемы восприятия человеком мира как процесса построения многомерного образа реальности. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это - смысловое поле, система значений» [3. С. 253]. Именно процесс смы-слообразования составляет первичный и фундаментальный принцип бытия человека в мире культуры. Внебиологическое существование человека непосредственно характеризуется возможностью формирования смыслового пространства культуры. Видение, понимание, осмысление окружающего мира основано, на наш взгляд, на чем-то более значительном в антропологическом плане, чем принципы формально-логического мышления, а именно на мифологическом переживании мира как непосредственной и самоочевидной данности.

Термин «мythos» в качестве обозначения специфики целостного опыта экзистенциального переживания мира, являющегося синтетическим истоком всех форм постижения мира, был введен Ю.С. Осаченко в книге «Введение в философию мифа» [4]. «Мифос» является базисом сознания, это первичный и недифференцируемый опыт переживания мира в его целостности. «Мифос» при-

сутствует в культуре до всякого оформления в слове и семиотических конструктах, генетически предшествуя любой дифференциации, артикуляции и расчленениям. Эта первичная целостность, нерасчленённость и непротиворечивость является фундаментом культурного смыслополагания: син-крезис содержит в себе весь космос потенциальных возможностей.

Именно «мифос», на наш взгляд, как недифференцированное отношение к миру дает возможность появления любого смыслового конструкта. «Мифос» обуславливает образование культурного смысла, онтологически предшествуя рождению любых инноваций, оформляющихся в результате аналитической деятельности сознания. Всякая форма человеческого логоса, рациональность, рефлексия имеют своим основанием некое первичное переживание реальности, которое открывается до всякого оформления и описания в слове. И в этой связи Ю.С. Осаченко отмечает «мифичность» любого дискурса в смысле его укоренённости в некотором первичном опыте сознания-переживания, в котором мир дан (видится) как целое» [4. С. 7].

Каждое сознание обладает собственным «ми-фосом», который формирует стиль мировосприятия, мироощущения и миропонимания, каждая культура живет в пространстве своего мифа, который отражает её сущность, специфику и судьбу. «Любой миф может стать и становится центром раскручивания мира, mythos - жизненное пространство и условие существования любой культуры, он - горизонт сознания и существования, создающий контекст восприятия реальности самого бытия» [4. С. 9].

«Мифос» как первичный опыт жизни сознания и бытия культуры приводит нас к очевидности как некому предельному основанию любого знания, обнаруживает себя как сфера непосредственного данного, истинного и реального. Другими словами, «мифос» есть переживание человеком предельной очевидности бытия и собственной вовлеченности в это целостное переживание.

Существует три стадии образования культурных смыслов, их можно представить в виде цепочки: синкрезис (первичная нерасчлененность, заключающая в себе потенциальные смысловые возможности, «мифос») - анализ (разделение смыслов в мифологическом сознании) - синтез (соединение этих расчленений в мифе). Данный триадиче-ский принцип описан А.А. Пелипенко и И.Г. Яко-венко в работе «Культура как система» в виде мифологемы «рай первозданный - рай потерянный -рай обретённый» [5. С. 36]. С их точки зрения эволюция культуры предстает как перманентный процесс распада синкрезиса на производные дуально-смысловые структуры и воспроизведение его на базе синтеза предшествующих противоречивых начал.

Пространство человеческой культуры строится на основании дуальных оппозиций, первичные антиномии культурного смыслообразования в онто-

логическом аспекте представлены как оппозиция имманентного и трансцендентного, в операционном аспекте - оппозиция дискретного и континуального, и в аксиологическом аспекте - как оппозиция сакрального и профанного [5. С. 38]. Данные первичные антиномии являются инвариантным структурным основанием всякой семантической деятельности в культуре, которое производно от первоначальной и базовой метаоппозиции «Я -Другое».

Преодоление дуального состояния бытия человека в культуре происходит посредством ситуативного состояния экзистенциального единения себя с «другим», снятия крайних пределов и достижения нерасчленённого первопереживания. Данный механизм установления субъектно-объектных отношений по принципу гармонии части и целого широко использовался в архаическую эпоху, и был назван Л. Леви-Брюлем «законом партисипации». Действие механизма партисипации способствует максимальному приближению к достижению не-дуально-го, непротиворечивого бытия, характеризующегося снятием всех дуальных расчленений. «Партисипа-ция, таким образом, есть форма экзистенциального переживания ситуативного снятия субъектно-объектных отношений и достижения синтетически-нерасчленённого состояния» [5. С. 56].

Партисипация является универсальной интенцией человеческого сознания, основополагающей антропологической константой. В моменты такого единения человеческого сознания с целым, погружения в пространство собственного «мифоса», открываются новые горизонты смысловых возможностей, происходит возврат к спонтанному состоянию сознания, которое бесконфликтно созерцает непосредственные очевидности.

Таким образом, в основе культурного смысло-образования лежит целостное переживание предельной очевидности бытия, а пространство культуры предстает как сфера полагания, становления и реализации дуальных оппозиций, снятие которых и синтезирование новых смыслов происходит с помощью процедуры медиации. «По сути синтезирование и переживание медиативных форм и есть новационно-творческий процесс в культуре. Медиация, как универсальный принцип культуро-генеза, связывает интенциональные установки сознания с семантикой объектов культуры» [5. С. 69].

На наш взгляд, переход от непосредственного недифференцированного переживания мира («ми-фоса») к семантико-семиотическому конституиро-ванию пространства культуры («логосу») осуществляет мифологическое сознание, которое формирует смыслы посредством расстановки акцентов внимания в сплошном континууме переживаемо-сти и закрепления этого опыта сознания в знаковую форму. «Логос» в данном случае понимается как словесное оформление, упорядочивание бытия и сознания.

Вопреки традиционным представлениям о противопоставленности «мифоса» и «логоса», преодо-

лении мифа посредством дискурсивного мышления в истории культуры, мы утверждаем их диалектическое единство. «Мифос» перманентно соприсутствует «логосу», выступая источником самой смысловой субстанции и предпосылкой осмысления человеком мира. Всякая форма человеческого логоса укоренена в первичном переживании реальности, которое открывается до оформления в слове. Человеческое сознание погружено в бессловесное переживание мира как непосредственной данности, именование, проговаривание этого опыта сознания порождает весь смысловой универсум. «Мифос» - это основа создания нового мира как универсума смыслов и воплощения его в феномен культуры.

Мы можем отметить вторичность знакового характера слова по отношению к глубинному бытий-ственному переживанию, которое затем дифференцируется мифологическим сознанием. Сдру-гой стороны, именно в языке «мифос» обретает объективированную форму, является миру как культурный текст.

Следует отметить то, что на ранних этапах развития культуры язык с его полисемантизмом был максимально адекватен потоку реальности, непосредственно отсылая сознание к первичному переживанию. Однако в процессе эволюционного развития культурной системы язык становится более дифференцирорванным, замыкается в себе, образуя самостоятельную область культуры. Как отмечает А.А. Пелипенко, «увеличение конкретности семантики обратно пропорционально энергетической и экзистенциальной связи между языковыми формами и живой и непосредственно переживаемой реальностью» [6. С. 14].

Таким образом, мы видим, что смысл образуется в результате взаимодействия человеческого сознания с миром, и является частью первичного недифференцированного переживания. На наш взгляд, «мифос» непосредственно соотносится со сферой предсознательного или сумеречного сознания. Этот момент помогает нам определить специфику мифологической установки сознания -это синкрезис созерцаемого, переживаемого и мыслимого, это целостный, сингулярный характер мировосприятия. Мифологическое сознание производит первичное осмысление мира как некоего организованного целого.

А.Н. Книгин в работе «Философские проблемы сознания» раскрывает понятие «сумеречного сознания» как ряд промежуточных состояний между ясным сознанием и бессознательным, которые представляют собой, по сути, сознание, однако в особом модусе [7. С. 140]. Если в сфере бессознательного Я не знает себя и мир, ясное сознание предстает как рефлексирующее Я, то сумеречное сознание отражает Я, переживающее мир, в силу чего оно характеризуется неясностью и размытостью феноменов сознания.

Сумеречное сознание, как и ясное сознание, существует в тех же ипостасях: это созерцание, пе-

реживание, мышление, однако оно отличается их синкретизмом. Сумеречное сознание это еще и сфера свободы от определённостей и контроля ясного сознания, «любимое место воображения» [7. С. 145]. Сумеречное сознание как область творческой свободы, является фундаментом образования культурных смыслов. И в этом плане, рассматривая бытийную взаимосвязь «мифоса» как области предсознательного и «логоса» как аналитической деятельности сознания, мы можем рассмотреть миф как воображаемое, воплощенное в слове.

Именно на уровне предсознательного мысль способна творить новые смысловые миры. На уровне предмышления, как утверждает В.В. Налимов в работе «Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности», вырабатываются основные постулаты, на которых впоследствии будет базироваться формально-логическое мышление. Здесь действует вероятностный язык смыслов, который характеризуется спонтанной перестройкой смысловых квантов, безразличием к противоречиям, свободой от закона исключенного третьего и разграничения истинности и ложности [8].

По сути, В.В. Налимов говорит о том, что на уровне предмышления, где смыслы обретают свою действенную силу, царствуют законы мифологического мышления. Процесс рождения смыслов и обращения к «дологическим» уровням сознания носит часто неосознанный характер, это творческое действие является источником культурного смыслообразования.

В заключение следует отметить, что миф - онтологическая реальность, предстающая для мифологического субъекта как подлинное бытие в силу того, что мифологическое сознание в момент столкновения с миром отличается синкретизмом своих ипостасей и отождествлением образа реальности с самой реальностью. Миф синтетичен (характеризуется единством идеального и реального, мыслимого и желаемого), динамичен (изменяется в истории) и универсален (пронизывает все сферы культурной деятельности). Именно взаимосвязь «ми-фоса» и «логоса» в мифе, а не их традиционное разграничение, позволяет по-новому взглянуть на проблематику онтологического статуса мифа. Оба компонента целостного человеческого разума оказываются равноправными, их диалектическое единство воплощает само бытие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хюбнер К. Истина мифа. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

2. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994. -919 с.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.

4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. - М.: Интерпракс, 1994. - 173 с.

5. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. Структурная морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизм мышления и историко-культурной феноменологии. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 371 с.

6. Пелипенко А.А. Генезис смыслового пространства и онтология культуры // Человек, 2002. - № 2. - С. 6-21.

7. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск: ТГУ, 2006. - Ч. 1. (Конспект лекций). - 248 с.

8. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, 1989. - 288 с.

Поступила 15.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.