Научная статья на тему 'Межвузовский научно-практический семинар «Учебно-профессиональная сфера общения в курсе русского языка как иностранного» (Санкт-Петербург, 8 декабря 2011 года)'

Межвузовский научно-практический семинар «Учебно-профессиональная сфера общения в курсе русского языка как иностранного» (Санкт-Петербург, 8 декабря 2011 года) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвузовский научно-практический семинар «Учебно-профессиональная сфера общения в курсе русского языка как иностранного» (Санкт-Петербург, 8 декабря 2011 года)»



[лингвистические заметки]

Матер. III Всеросс. науч. конф. Иваново, 5-6 апр. 2005 года. Иваново, 2006. С. 46; ср. также: Воробьева Л. Б. Пословицы с ономастическим компонентом в русском и литовском языках // В. И. Даль в парадигме идей современной науки: язык — словесность — культура — словари: Матер. II Всерос. науч. конф. Иваново, 3-5 апреля 2003 года. Иваново, 2004.

6 Шолохов М. Судьба человека // Антология русского советского рассказа (50-е годы). М., 1988, с. 352.

7 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострано-ведческая теория слова. М., 1980. С. 174.

8 Образцова О. А. Указ. соч. С. 46.

9 Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995. С. 288 — 291.

10 О своеобразии пословиц-примет как одного из паре-мических жанров см.: Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988; Халаевская С. А. Современный взгляд на разработанные классификации паремиологическо-го фонда // В. И. Даль в парадигме идей современной науки: язык — словесность — самосознание — культура: Матер. Всеросс. науч. конф., посвященной 200-летнему юбилею

B. И. Даля, Иваново, 5-7 апр. 2001 г.: В 2 т. Т. 2. Иваново, 2001.

11 О сущностии явления иррадиация в ономастике, см., напр.: Подольская Н. В. Собственное имя // Лингвистический энциклопедический словарь; Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.

C. 473-474.

12 См. об этом: Фархутдинова Ф. Ф., Фалоджу Дж. О. Имя как знак культуры // Проблемы семантики и функционирования языковых единиц разных уровней: Сб. науч. статей. Вып. 6. Иваново, 2010.

13 Фархутдинова Ф. Ф., Фалоджу Дж. О. Номинативные цепочки: лингвокультурологический аспект // Традиции и новаторство в преподавании родного и иностранного языков в вузе: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. (3-4 февраля 2011) / Сост. С. Ю. Тюрина. Иваново, 2011.

14 Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М., 1983.

15 Вежбицкая А. Личные имена и экспрессивное словообразование // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: пер. с англ. М., 1997.

16 Фразеологизмы ваньку валять и ваньку ломать остались вне поля нашего зрения.

17 Вежбицкая А. Личные имена и экспрессивное словообразование // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: пер. с англ. М., 1997. С. 141.

18 О различении имен Иван-дурак, Иван-царевич см., напр., в издании Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. (Словарные статьи «Иван-дурак» (С. 199201), «Иван-царевич» (С. 202-204).)

[хроника]

МЕЖВУЗОВСКИМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ СЕМИНАР «УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕНИЯ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

(Санкт-Петербург, 8 декабря 2011 года)

Семинар состоялся в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Он был организован совместно кафедрами русского языка Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Санкт-Петербургского государственного университета. В семинаре приняло участие 35 преподавателей русского языка разных вузов: Российского университета дружбы народов, Санкт-Петербургского государственного горного университета, Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Санкт-Петербургского государственного университета.

В своем докладе зав. кафедрой русского языка ИМОП И. И. Баранова определила актуальные проблемы подготовки иностранных студентов к обучению в вузе, познакомила слушателей с принятой в ИМОП СПбГПУ концепцией формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов в учебно-про-

фессиональной сфере общения и организацией учебного процесса по русскому языку на этапе предвузов-ской подготовки. Заведующая кафедрой русского языка факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН А. С. Иванова предложила участникам теоретическое обоснование современного учебно-методического комплекса по языку специальности для предвузовского этапа. В докладе преподавателей кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов СПбГУ М. Н. Пашковой и Е. А. Шуваловой была представлена экспериментальная программа обучения языку специальности на основном этапе, которая была создана по заказу и в тесном взаимодействии с кафедрой ядерной физики физического факультета СПбГУ. В программе нашли отражение различные варианты работы с печатным текстом и аудиотекстом. Программа прошла апробацию в группах иностранных учащихся и доказала свою эффективность.

В выступлении старшего преподавателя кафедры русского языка ИМОП К. М. Чуваевой рассматривались вопросы использования инновационных

(Окончание на с. 35)

30

[мир русского слова № 4 / 2011]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.