Научная статья на тему 'О научных конференциях высшей школы международных образовательных программ'

О научных конференциях высшей школы международных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О научных конференциях высшей школы международных образовательных программ»

УДК 378.1

В.В. Краснощекое

О НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КРАСНОЩЕКОВ Виктор Владимирович - кандидат технических наук, доцент, директор Высшей школы международных образовательных программ; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Политехническая ул., 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: victor@imop.spbstu.ru

KRASNOSHCHEKOV Victor V. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

29, Polytechnicheskaya ul., St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: victor@imop.spbstu.ru

Немного истории. Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ВШ МОП СПбПУ) имеет более, чем полувековую историю, которая начиналась с организации кафедры «Русский язык как иностранный». В те годы в Ленинграде это была единственная кафедра, на которой иностранные студенты, впервые приехавшие в нашу страну, начинали изучать русский язык с «нуля». Перед кафедрой стояла важная государственная задача - за 10 месяцев подготовить иностранных студентов к обучению на первом курсе вузов и техникумов на русском языке. В 1960-е годы подготовительные факультеты были в начале пути; организационный, методический и научно-исследовательский опыт обучения и воспитания иностранных студентов был небольшим [1].

В 1965 г. в Ленинградском политехническом институте имени М.И. Калинина был создан Подготовительный факультет (в просторечии «подфак, - автор) для иностранных граждан. До эпохи интернационализации высшей школы еще было далеко, поэтому развитие подфака протекало в некотором отрыве от университетской жизни. За это время сложились определенная организационная культура, ориентированная на адаптацию иностранцев, выработались стереотипы педагогического стиля, щедро сдобренного идеологическими императивами, а также были заложены основы методики подготовки иностранных граждан в вуз, главенствующую роль в которой играло изучение русского языка как иностранного. Один из первых в стране, наш Подготовительный факультет для иностранных граждан стал крупным методическим центром по распространению и внедрению опыта подготовки иностранных абитуриентов.

За 30 лет развития подфака оформилась его структура с кафедрами русского языка, математики и информатики, физики, химии, общественных (впоследствии - гуманитарных) наук, физической культуры. Преподаватели высокой квалификации не только готовили иностранных абитуриентов в России, но и внесли заметный вклад в развитие международного образования - преподавали и принимали участие в создании подготовительных отделений на Кубе, во Вьетнаме, Лаосе, Афганистане, Иордании, других странах Азии, Африки, социалистических государствах Европы, а также в Швеции и Италии.

До сих пор выпускники подготовительного факультета советских времен приезжают сказать слова благодарности своим педагогам. Об этих трогательных встречах подробнее

1 2

можно прочитать на сайте ВШ МОП. '

Деканами Подготовительного факультета в разные годы последовательно были: Н.А. Носов (1965-1966), В.Э. Лесюис (1966-1974), М.Ф. Рябов (1975-1979), В.Г. Крупин (1979-1985), А.В. Кожевин (1985-1992) [2].

С наступлением Перестройки все изменилось. С одной стороны, льготы и гарантии, подчеркивающие особое государственное значение подготовки иностранцев, были отменены. Наши преподаватели в то непростое время учились выживать наравне с другими работниками университета. С другой стороны, подфак оказался в числе наиболее инновационных подразделений вуза, а именно, в 1989/90 учебном году для участия в краткосрочных программах приехали американцы и итальянцы, были заключены первые контракты на платное обучение арабских и африканских студентов. Тогда же началось сотрудничество с Американским институтом обучения за рубежом (АИФС), которое продолжается и по сей день. АИФС является крупнейшей в США рекрутинговой и аккреди-тационной компанией, реализующей образовательные программы разного уровня и разной направленности по всему миру. Специально для обучения мобильных студентов из США был создан Центр русского языка (впоследствии Центр русского языка, литературы и культуры - ЦРЯЛК), поскольку основной сферой сотрудничества с АИФС являются программы изучения русского языка и русской культуры, интерес к которым в мире в 1990-х годах был колоссальным. Необходимо отметить, что с самого начала эти программы, в основном обеспечивались преподавателями нашего университета, в то время, как в других вузах они носили франчайзинговый характер. В 1992 г. Подготовительный факультет и ЦРЯЛК были объединены в Международный центр обучения (МЦО), директором которого стал А.В. Кожевин, а после его безвременной кончины - Д. Г. Арсеньев.

Новый этап развития международной образовательной интеграции привел к созданию в 1996 г. на базе МЦО Института международных образовательных программ (ИМОП). В составе ИМОП одна за другой стали появляться кафедры, реализующие основные образовательные программы для иностранных и российских студентов: управления международным образованием, информационных технологий в дизайне, международных отношений, распределенных интеллектуальных систем. После падения численности иностранных обучающихся, имевшей место в 1990-е годы, наметилась тенденция к их росту, которая действует и сейчас.

Только за последние пять лет абсолютное количество иностранных студентов увеличилось до четырех с половиной тысяч человек... Такой прирост произошел не сам по себе [3]. Постоянно развивались краткосрочные программы, которые в настоящее время вносят около 50% в суммарный контингент обучающихся ВШ МОП. Директором ИМОП стал Д.Г. Арсеньев, который в связи с назначением на должность проректора, в 2004 г. передал бразды правления В. А. Долгополову. С 2014 г. ИМОП возглавлял А.М. Алексанков.

В 2012 г. в университете начались преобразования с целью оптимизации его структуры, приведения ее в соответствии с реализуемыми направлениями подготовки. В резуль-

1 https://iep.spbstu.ru/news/vypuskniki_podgotovitelnogo_otdeleniya_posetili_vsh_mop/;

2 https://iep.spbstu.ru/news/vypuskniki_podgotovitelnogo_fakulteta_grazghdane_bangaladesh_poseti li_vsh_mop/

тате кафедры ИМОП одна за другой оказались в составе других институтов: ГИ, ИКНТ, ИММиТ и ИФКСиТ. Оставшиеся кафедры русского языка и базовой подготовки иностранных граждан в конце 2016 г. были объединены в Высшую школу международных образовательных программ, директором которой был назначен В.В. Краснощеков.

Организация и проведение научных конференций. Как и в любом крупном методическом центре, на подготовительном факультете велась научная работа, в основном, связанная с развитием методики обучения иностранных граждан на подготовительном этапе. Отдельным направлением было изучение процессов адаптации иностранных обучающихся. В Советском Союзе научные конференции по методике преподавания в вузе были крайне редки, тем более по такой достаточно узкой тематике как обучение иностранцев. В начале 1990-х подготовительным факультетом было проведено две конференции по пред-вузовской подготовке иностранных граждан, носивших локальный характер. Ситуация изменилась с образованием ИМОП. Актуальными стали вопросы интернационализации вуза, разработки и реализации международных образовательных программ и проектов, академических обменов. Подфаковская тематика стала лишь частью проблем, обсуждение которых было важно для развития ИМОП. Соответственно, было принято решение о проведении конференций с международным участием «Международное сотрудничество в образовании и науке». Первая конференция, собравшая более сотни участников, прошла в 2002 г., их проведение стало регулярным с двухлетней периодичностью. Название конференций не всегда было постоянным, но и не отличалось существенно от образца 2002 г. Свою роль в популярности конференций сыграла развития инфраструктура ИМОП с актовым залом, оборудованными аудиториями и гостиницей в общежитии, условия проживания в которой соответствовали запросам того времени. Вдохновителем и организатором конференций был доктор педагогических наук, профессор Александр Игоревич Сурыгин, чья монография «Основы теории обучения на неродном для учащихся языке» [4] рассматривается в профессиональном сообществе «подфаковцев» России и стран постсоветского пространстве как эталонная3.

Значимыми также были и результаты исследований по комплексной адаптации иностранных студентов, которые проводились в ИМОП. Эти исследования начались еще в советский период, и для своего времени являлись пионерскими. Развитие теории адаптации иностранных обучающихся прочно связано с именами профессоров доктора биологических наук Анатолия Викторовича Зинковского и доктора психологических наук Маргариты Александровны Ивановой, чьи идеи воплотились в монографии [5], которая и сейчас цитируется исследователями. Возможность личного общения с авторитетными специалистами есть и остается сильным мотиватором для участия в конференциях.

Конференции сыграли огромную роль в развитии теории и практики международного образования, совершенствовании методики преподавания на неродном языке в широком смысле.

Последняя конференция этой серии прошла в 2012 г. Основных причин приостановки этого успешного проекта было три. Во-первых, за десятилетие окрепли подфаки и сход-

3 Монография с 2000 г. многократно переиздавалась, в том числе и как электронное издание: Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке [Электронный ресурс]: электронное издание/ Сурыгин А.И. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Златоуст, 2015. -226 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67991.html. - ЭБС «IPRbooks».

ные структуры во многих вузах, оживилась деятельность «традиционных» подготовительных факультетов. Конкуренцию нашей конференции стали составлять аналогичные мероприятия в Российском университете дружбы народов, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Московском техническом университете «МАДИ», Томском политехническом университете, Волгоградском государственном техническом университете и многих других вузах России. Такое распыление сил привело к значительному сокращению числа участников отдельных конференций. Во-вторых, в 2012 г. в СПбПУ начались преобразования, существенным образом изменившие структуру ИМОП, поэтому прежняя идейная база конференции перестала соответствовать направлениям деятельности института. В-третьих, А.И. Сурыгин перешел на работу в органы государственной власти4 в связи с чем прекратил руководить подготовкой конференций.

С 2014 г. в СПбПУ стали проводиться Международные политехнические недели, собирающие преподавателей и представителей администрации партнерских вузов всего мира. О проблематике и участниках Международных политехнических недель можно узнать на сайте5.

Свое место в Международных политехнических неделях обрел и ИМОП и его преемница ВШ МОП - это ежегодная конференция «Актуальные вопросы обучения иностранных студентов». Была несколько сужена тематика конференции, зато в ее состав были включены программы повышения квалификации «Организация международной научно-образовательной деятельности в вузе» и «Русский язык как иностранный и методика его преподавания», которые были проведены уже 4 раза. Организаторами обновленных конференций стали заместитель директора ИМОП В.В. Краснощеков и заведующая кафедрой русского языка как иностранного И.И. Баранова. Более подробная информация по конференциям «Актуальные вопросы обучения иностранных студентов» размещена на сайте ВШ МОП: https://iep.spbstu.ru/conferences/. Там же можно найти и полные тексты всех сборников статей и докладов, представленных на конференциях.

В 2018 г. избранные статьи участников конференции любезно согласился опубликовать рецензируемый журнал «Вопросы методики преподавания в вузе», за что автор данной статьи от лица всего коллектива ВШ МОП выражает искреннюю признательность главному редактору журнала Надежде Ивановне Алмазовой, ответственному редактору Нине Васильевне Поповой и Ирине Викторовне Манцеровой.

В настоящее время в связи с обострением конкуренции между вузами было решено сузить тематику конференции с целью придания ей уникальности. Предлагаемая тематика - «Проблемы предмагистерской подготовки иностранных граждан» была объявлена на II Международном конгрессе преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ в октябре 2018 г. и с энтузиазмом поддержана представителями ряда вузов, играющих ведущие роли в сфере международного образования. Конференция будет проведена под руководством директора ВШ МОП В.В. Краснощеко-ва и директора Центра русского языка как иностранного В. Д. Горбенко. Информационное письмо о конференции 2019 г. опубликовано в конце настоящего выпуска журнала «Вопросы методики преподавания в вузе».

4 В экспертно-аналитическое управление Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Санкт-Петербург).

5 https://www.spbstu.ru/international-cooperation/international-activities/international-polytechnic-week/

С 2017 г. ВШ МОП приступил к организации видеоконференций, целью которых является расширение состава участников обмена мнениями по важным вопросам обучения иностранных студентов с использованием возможностей дистанционного общения. Кроме того, инициируя видеоконференции, ВШ МОП подтверждает свой статус методического центра и носителя лучших практик в сфере обучения иностранных студентов. Организатор видеоконференций - директор Центра русского языка как иностранного, ныне директор Центра тестирования зарубежных граждан по русскому языку И.И. Баранова. Было проведено 3 видеоконференции: «Адаптация иностранных студентов в вузах России и Белоруссии», «Методика обучения иностранных студентов научному стилю речи», телемост «Беларусь - Индия -Россия». Более подробную информацию о них можно получить на сайте ВШ МОП 6,7,8:

Наконец, третьим видом конференций, проводимых в ВШ МОП являются секционные заседания в традиционной конференции с международным участием «Неделя науки СПбПУ». Участие ИМОП в «Неделе науки» началось в 2001 г. под руководством В.В. Краснощекова, в то время ответственного за НИРС ИМОП. Тематика секций отражала исследования, проводимые на выпускающих кафедрах ИМОП: распределенные интеллектуальные системы, вычислительная механика, информационный дизайн, международные отношения, реклама, управление международным образованием, краткосрочные программы обучения. Уже тогда отличительной чертой секционных заседаний было участие в них студентов не только российских, но и зарубежных университетов, обучающихся в СПбПУ по программам академической мобильности. В настоящее время в связи проведенными в СПбПУ структурными изменениями ВШ МОП представлена в «Неделе науки» двумя секциями: «Качество преподавания естественно научных и гуманитарных дисциплин» и «Методика преподавания русского языка как иностранного». Традиционно к участию в секционных заседаниях привлекаются студенты и аспиранты Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и преподаватели Российского университета дружбы народов.

Более подробно с проблематикой докладов «Недели науки» 2018 г. можно ознакомиться на сайте ВШ МОП9. Полнотекстовые сборники докладов за 2016-2018 гг. доступны на адресах указанных ниже ссылок10,11,12.

По материалам участия педагогического коллектива ВШ МОП в «Неделе науки-2017» журнал «Вопросы методики преподавания в вузе» опубликовал обзорную статью [6].

Даже столь беглое перечисление научно-практических мероприятий, описание организационной активности и участия в конференциях позволяет заключить, что вопросы повышения качества подготовки иностранных обучающихся являются приоритетными для ВШ МОП. Большое внимание уделяется также передаче накопленного опыта молодым преподавателям, что, несомненно служит залогом дальнейшего устойчивого развития Высшей школы международных образовательных программ.

6 https://iep.spbstu.ru/conferences/adaptatsiya_inostrannykh_studentov_v_vuzakh_rossii_i_belarusi/

7 https://iep.spbstu.ru/news/metodika_obucheniya_inostrannykh_studentov_nauchnomu_stilyu_rechi _news/

8 https://iep.spbstu.ru/news/telemost_belarus_indiya_rossiya/

9 https://iep.spbstu.ru/news/42_ya_nedelya_nauki_spbpu/

10 http://week-science.spbstu.ru/userfiles/volumes/57/file.pdf

11 http://week-science.spbstu.ru/userfiles/volumes/16/file.pdf

12 http://week-science.spbstu.ru/userfiles/volumes/84/file.pdf

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранова И.И. 50 лет деятельности кафедры «Русский язык как иностранный» по обучению и воспитанию иностранных студентов // Актуальные вопросы международной деятельности. Том 1: сб. науч.-метод. трудов. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. ISBN 978-5-7422-5254-2. -С.44-54.

2. Никитина Е.А. 50 Лет подготовительному факультету иностранных граждан Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого // Актуальные вопросы международной деятельности. Том 2: сб. науч.-метод. трудов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. ISBN 978-5-7422-5256-6 (Т.2). - С. 344-364

3. Арсеньев Д.Г. Интернационализация СПбПУ как фактор повышения международной конкурентоспособности университета // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2016. №4(254). С.256-266. DOI: 10.5862/JEST.254.26

4. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке: монография. -СПб, Златоуст. - 2015. - 226 c. ISBN: 978-5-86547-908-6

5. Арсеньев Д.Г., Зинковский А.В., Иванова М.А. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов: монография. - СПб, СПбГПУ. - 2003. -160 с. ISBN 5-7422-0399-3.

6. Баранова И.И., Глущенко А.А., Краснощеков В.В. Участие Высшей школы международных образовательных программ в международном научном форуме «Неделя Науки - 2017» // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т.7. № 24. С. 80-91. ISSN: 2227-8591. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.