Научная статья на тему 'Межвузовская конференция «Петербург в мировой культуре» (на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2003 г. )'

Межвузовская конференция «Петербург в мировой культуре» (на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2003 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межвузовская конференция «Петербург в мировой культуре» (на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2003 г. )»

2006

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2. Вып. 1

ХРОНИКА

МЕЖВУЗОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕТЕРБУРГ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

(на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2003 г.)

14-15 апреля 2003 г. на историческом факультете Санкт-Петербургском государственного университета кафедра истории западноевропейской и русской культуры провела конференцию «Петербург в мировой культуре».

Санкт-Петербург, - подчеркнул во вступительном слове заведующий кафедрой проф. Ю.К. Руденко, - город особый. Он стал определять собой течение русской истории самим фактом своего существования.

С докладом на тему «Имперский Петербург и призвание России» выступил проф. Н.К. Симаков. По мысли докладчика, после падения петербургского абсолютизма Господь даровал России путь исповедничества. Русская Голгофа XX в. станет исходом Святой Руси и Русской Православной Церкви из петербургского синодального плена. Более по-светски прозвучал доклад А. А. Шелаевой «Старый Петербург в культурном сознании рубежа Х1Х-ХХ вв». В нем проанализирована деятельность авторского круга журналов «Мир искусства» (1898-1904) и «Старые годы» (1896-1916) по сохранению старого Петербурга и разрушению стереотипов, существовавших в его восприятии в XIX столетии.

О культурных символах Петербурга рассказала доц. О.Б. Сокурова, отводя центральное место образу Пресвятой Троицы в различных его преломлениях со времени петровского замысла новой столицы и по настоящее время. Проф. А.Л. Казин представил доклад на тему «Санкт-Петербург как явление русской культуры», а автор этого сообщения - о том, каким увидел наш город последний бразильский император дон Педру II в 1876 г. Доклад проф. В.А. Ушакова многозначительно озаглавлен «Санкт-Петербург как "окно" в Америку: к вопросу о взаимовлиянии культур России и США». О секулярном и конфессиональном в культурно-историческом облике Санкт-Петербурга рассказал доцент философского факультета М.Ю. Смирнов.

Ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН В.Е. Ветловская ретроспективно раскрыла тему Петербурга в русской классической литературе. Ст. преп. СПбГУК М.А. Дмитриева осветила неисследованные аспекты петербургской темы в творчестве А.К. Толстого; доц. СЗАГС М.А. Алякринская посвятила доклад Петербургу М.Е. Салтыкова-Щедрина, а ее коллега Л.И. Шишкина - Петербургу Евгения Замятина. Необычными соображениями о памятниках Петру Великому поделился канд. философ, наук Г.Г. Прошин. О многонациональной культуре нашего города сообщила выпускница исторического факультета СПбГУ, ныне проф. СПбГУАП Т.М. Смирнова. С большим интересом присутствующие выслушали доклады «Образ халявы в фольклоре петербургских студентов» проф. Т.Г. Ивановой и «Шампанское в культуре Петербурга» доц. Л.В. Выскочкова.

© А.В. Родосский, 2006

Проблем изобразительного искусства касались выступления аспирантки Академии художеств В.О. Гусаковой «Церковная живопись Петербурга конца XIX - начала XX в.», проф. Т.Ю. Семеновой «Парадоксы истории: "Мир искусства" и Михаил Шемякин», главного научного сотрудника Эрмитажа Л.Л. Каганэ «Картина Эль Греко "Апостолы Петр и Павел" в культурно-историческом контексте», асс. A.A. Дмитриевой «Доме-ник Виван Денон и русско-французские связи конца XVIII - начала XIX в.», доц. РГПУ им. А.И. Герцена A.B. Морозовой «Петербург рубежа XIX-XX вв. и освоение испанского художественного наследия "золотого века"», студентки кафедры истории искусства С.А. Конокотиной «Петербургская школа в изучении западноевропейского искусства средних веков», асп. Н.В. Алферовой «Апофеоз "серебряного века": портрет А.Н. Скрябина работы А .Я. Головина», преп. РГПУ им. А.И. ГерценаАА Латышева «Петербург в творчестве художника М.А. Канеева (1923-1983)». Об ораниенбаумских дворцах и парках в открытках начала XX столетия рассказал сотрудник Ораниенбаумского заповедника В.А. Парахуда. Доклад о кабаре «Бродячая собака» как культурном центре Петербурга «серебряного века» сделала студентка кафедры западноевропейской и русской культуры К.И. Шашунова. Ее коллега О.В. Шерстнева изложила историю итальянской оперы в Петербурге XVIII в., а недавняя выпускница В.В. Васильева осветила роль Клары Шуман в музыкальной культуре Петербурга. Аспирантка кафедры истории искусства Ю.И. Чежи-на обратилась к теме петербургских каруселей в русском искусстве XVIII столетия, а сотрудница РГИА Т.Г. Егорова-к истории Повивального института петербургского Воспитательного дома. Оживленное обсуждение вызвал доклад методиста СПбГУМП JI.C. Арзамасцевой «Праздники в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга начала XX века».

Для участников конференции демонстрировались фильмы «В поисках Санкт-Пе-тербурга» (сценарий О.Б. Сокуровой) и «Санкт-Петербургский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер» (сценарий A.A. Шелаевой).

A.B. Родосский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.