Научная статья на тему 'Конференция «Культура и История» (на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2004 г. )'

Конференция «Культура и История» (на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2004 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Культура и История» (на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2004 г. )»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2. Вып. 1

КОНФЕРЕНЦИЯ «КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ»

(на историческом факультете СПбГУ 14-15 апреля 2004 г.)

14-15 апреля 2004 г. кафедра истории западноевропейской и русской культуры исторического факультета СПбГУ провела международную конференцию «История и культура», уже вторую со времени своего основания.

Со вступительным словом выступил заведующий кафедрой, д-р филолог, наук профессор Ю.К. Руденко. Наша нынешняя конференция проходит в Светлую Седмицу, в обстановке пасхальной радости, - подчеркнул он.

Первое заседание открыла доцент кафедры A.A. Шелаева. В докладе «Николай II и интеллигенция» она отметила, что на царствование последнего российского монарха пришелся «серебряный век» русской культуры, и сделала попытку объяснить этот исторический феномен и ролью императора в культурном процессе начала XX в. «О словоцен-тризме в русской культуре» поделилась своими соображениями доц. О.Б. Сокурова. По ее словам, недавняя публикация повести В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» показывает, что в современной отечественной словесности возрождается традиционный нравственный пафос русской классической литературы и что слово (Логос) вновь становится смысловой доминантой культуры. Наша гостья из Ягеллонского университета (Краков) пани Халина Вашкелевич в своем докладе «История в жизни одной литературной героини: "Маленькая Грозная" Л. Петрушевской» на примере одной литературной героини поставила вопрос о менталитете русской культуры и влиянии «культурного опыта» на современного человека.

Магистрант А.В. Бондарев из РГПУ им. А.И. Герцена озаглавил свое выступление «Л.Н. Гумилев о корреляции процессов этногенеза и культурогенеза в историческом синтезе». Докладчик применил взгляды Л.Н. Гумилева, его учение о пассионарности и фазах этногенеза к конкретным историческим фактам, относящимся к разным эпохам и различным культурам.

Проф. Ю.К. Руденко рассказал об «Исторической эволюции типов художественной культуры», показав их иерархичность, сменяемость и эволюционный принцип культурно-исторической изменчивости. Проф. В.А. Ушакова в своем докладе «Феномен удовольствия на сломе эпох» раскрыла взаимосвязь и взаимовлияние двух культур -официальной и народной - в разные периоды европейской истории, уделив особое внимание «карнавальной культуре» и «мироощущению карнавала». Проф. Т. Г. Иванова, повествуя о «Плачах о Ленине в свете фольклорной традиции и советской идеологии», высказала мнение, что тезис о «спровоцированности» советских плачей нуждается в уточнении и следует различать в них фольклорные и псевдофольклорные начала.

«Творению и творчеству как категориям культуры» посвятил свой доклад проф. A.J7. Казин, сопоставляя Восток как родину всех монотеистических религий, понимающих Бога как Абсолют, античность как циклическую структуру, где олимпийско-капито-лийский сонм богов представлял собою «круг без центра», и Запад, который со средних

О A.B. Родосский, 2006

веков абсолютизирует человека. Говоря о русском типе культуры и творчестве Пушкина, докладчик подчеркнул, что в лице Фауста Пушкин выбрал Бога, а не Мефистофеля.

«Образ неплательщика как социокультурный тип в романе H.A. Некрасова "Тонкий человек, его приключения и наблюдения"» раскрыла в своем выступлении доцент Воронежского педагогического университета Г.А. Шпилевая. «Неплательщик», с ее точки зрения,-это персонаж, сменивший в русской литературе «лишнего человека» и «мечтателя». Впервые этот образ выведен в некрасовской прозе. Доклад «К вопросу об историческом сознании М.Е. Салтыкова-Щедрина» прочла доцент СЗАГС М.А. Алякринская. По мысли докладчицы, в «Истории одного города» выведены все русские цари, кроме Петра I, хотя некоторые его черты прослеживаются в образе Угрюм-Бурчеева.

Несколько неожиданно прозвучала тема «Пиво в Санкт-Петербурге при императоре Петре I», заявленная доц. JI.B. Выскочковым, который сообщил множество любопытных сведений об употреблении этого популярнейшего напитка, о пивоварении и пиво-торговле в XVIII столетии.

Доцент Государственной академии культуры Л.Д. Шехурина в докладе «"Особое совещание по делам искусств" в 1917 г. и его значение в истории художественной жизни России» описала настроение художественной интеллигенции после низложения самодержавной власти, ссылаясь на материалы прессы той поры, опубликованные дневники А.Н. Бенуа и его переписку, а также архивные документы. Работу первого дня конференции завершили доклады студенток кафедры истории западноевропейской и русской культуры А.Е. Недвиги и Н.В. Икко, озаглавленные соответственно «Казак Крючков: историко-культурный комментарий к образу героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"» и «Тема "границы" в частушках восточной Латгалии (1920-1930 гг.)».

Необыкновенно содержательным оказался доклад главного научного сотрудника Государственного Эрмитажа JI.JI. Каганэ «Испанские картины в частных собраниях Санкт-Петербурга конца XVIII - начала XIX в.», сопровождавшийся показом слайдов. Автор данного сообщения на второй день конференции прочел доклад «Менталитет западноевропейских народов и его отражение в художественной культуре», где изложил свою концепцию генезиса национальных культур на основе идей В. Гумбольдта, К.Г. Юнга и г-жи де Сталь.

Доц. Е.С. Кащенко коснулась «Проблем литературной экранизации в западном кинематографе конца XX-XXI вв.». Рассказав о попытках (не всегда удачных) переосмысления литературного материала кинематографистами, докладчица предложила присутствующим посмотреть фрагменты фильмов «Девятые врата» (реж. Р. Полански) и «Братство Кольца» (реж. П. Джексон).

О «Преступном мире тюдоровской Англии в свете памфлетного жанра» рассказал доц. A.B. Березкин, сопоставляя литературные памятники Англии XVI - начала XVII в. с традицией плутовского романа. О «Влиянии Ферраро-Флорентийского собора на русскую и итальянскую культуры» рассказала студентка O.E. Шерстнева, ее коллега Е.Ю. Грибкова - о «Феномене передвижной звонницы в современной культуре Петербурга», а студент Л.В. Захаров озаглавил вызвавший острую дискуссию доклад «К вопросу о возникновении термина "социалистический реализм"». Недавняя выпускница кафедры, соискатель А.Р. Круглова сделала доклад на тему «Неизвестная светлица XV в.», а другая наша недавняя выпускница, аспирантка В.В. Васильева - «Немецкоязычная музыкальная критика Петербурга второй половины XIX - начала XX в. как объект исследования».

Большой интерес вызвал доклад итальянского аспиранта РГХИ Стефано Мария Капиули «Вопрос об отношении грехопадения и спасения у русских мыслителей до и после Ф.М. Достоевского (в свете отношений между восточным и западным богословием в связи с научной экзегетикой XX в.)». Докладчик полагает, что традиционные рецепты православной концепции для героев Достоевского оказываются недостаточными, особенно если их воспринимать как однозначные ответы. Религиозную тему раскрыли наши коллеги М.Ю. Смирнов («Культура общественной мысли и социологии религии в России») и C.B. Иванова («"Слово огласительное на пасху" Иоанна Златоуста»), а также В.О. Русакова, выступление которой было посвящено соотнесению понятий «икона» и «религиозная картина» в истории русского искусства с XVII в. до наших дней.

В докладе о драме A.C. Пушкина «Моцарт и Сальери» ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН В.Е. Ветловская обратила внимание слушающих на некоторые детали пушкинского текста, комментируя их историческими реалиями - фактами биографий обоих композиторов. По мнению докладчицы, Пушкин был убежден в виновности Сальери и строил сюжет трагедии, опираясь на реальные факты. Доц. В.В. Горячих в выступлении, посвященном незавершенной пушкинской драме «Русалка» и одноименной опере A.C. Даргомыжского, коснулся проблемы ее финала, а также уникальности для русской музыкальной культуры «присутствия» творчества Пушкина в жизни A.C. Даргомыжского.

Весомый вклад в реабилитацию генеалогии - этой «репрессированной науки» -внесла доцент Невского института языка и культуры Н.И. Озерова, прочитав доклад «Родословная как культурная традиция в России (По материалам дворянской семьи Сабли-ных)». Об Императорском дворе в Царском Селе со второй четверти XIX в. рассказала преподаватель Института экономики и управления JI.3. Большакова. Сотрудник Ораниенбаумского заповедника В.А. Парахуда сделал доклад на тему «Культура и быт Ораниенбаума по материалам дневника генерала Н.Г. Анкудинова». Конференция завершилась выступлением студентки СЗАГС Т.А. Королевой «Современный театр как выражение социокультурной ситуации».

A.B. Родосский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.