Научная статья на тему 'Конференция «Культура и история» (на историческом факультете СПбГУ 29-30 ноября 2005 г. )'

Конференция «Культура и история» (на историческом факультете СПбГУ 29-30 ноября 2005 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Культура и история» (на историческом факультете СПбГУ 29-30 ноября 2005 г. )»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2. Вып. 1

КОНФЕРЕНЦИЯ «КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ»

(на историческом факультете СПбГУ 29-30 ноября 2005 г.)

29 -30 ноября 2005 г. кафедра истории западноевропейской и русской культуры исторического факультета СПбГУ провела международную конференцию «Культура и история», уже третью по счету. Традиция проведения кафедральных конференций возникла три года назад и укрепила связи кафедры с историками культуры Санкт-Петербурга, других городов и стран. В этих ежегодных конференциях принимают участие аспиранты и студенты исторического факультета СПбГУ. Конференция 2005 г. собрала большое число участников. На ней прозвучало более 60 докладов, посвященных различным проблемам и аспектам истории культуры.

Конференцию открыл заведующий кафедрой проф. Ю.К. Руденко. С огромным вниманием был выслушан доклад протоиерея Кирилла Копейкина «Слово Божие и слово человеческое». На пленарном заседании конференции с докладом «Чужое как свое: петербургское объединение "Мир искусства" и поиски самоопределения русского искусства на рубеже XIX-XX вв.» выступила д-р искусствоведения Ада Раев (Берлин, Ун-т им. А. и В. Гумбольдт). Д-р ист. наук В.А. Ушаков озаглавил свое сообщение «Д. Фонвизин и описание культурной жизни предреволюционной Франции». Своими соображениями о границах искусства в социальном аспекте поделился д-р философск. наук A.JI. Казии. Доклад д-ра филолог, наук В.Е. Ветловской был посвящен творческим связям Пушкина и Достоевского. В нем речь шла об отражении и трансформации некоторых мотивов «Пиковой дамы» и «Бориса Годунова» в романе Достоевского «Преступление и наказание». В названии доклада канд. филолог, наук О.Б. Сокуровой «Образ мира, в слове явленный» использована известная строка стихотворения Б. Пастернака. Она точно выразила идеи исследовательницы, посвятившей свой доклад традиции словоцентризма в русской культуре. Понимание философско-исторической категории «культура» известным писателем, публицистом и критиком второй половины XIX в. Н.С. Лесковым было раскрыто в докладе канд. филолог, наук А.А. Шелаевой «Концепт культуры в сочинениях Н.С. Лескова». В докладе канд. ист. наук Л.5. Березкина «Больше прав топиться и вешаться. К истории декриминализации суицида в Англии раннего Нового времени» данная тема была рассмотрена на материалах литературных и изобразительных источников. Пленарное заседание завершилось докладом проф. Ю.К. Руденко «К вопросу о жанре романа "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака», в котором была проанализирована сложная архитектоника знаменитого романа.

Секция истории русской культуры работала под руководством Л.Л. Шелаевой. На двух заседаниях секции 29 и 30 ноября прозвучали доклады, своей тематикой связанные с литературой, историей изобразительного искусства и отражающие процесс становления музыкальной культуры и журналистики. Работа секции была открыта докладом д-ра ист. наук JI.B. Выскочкова «Литераторы в придворных мундирах: придворные должности и звания писателей и поэтов в первой половине XIX в.». В поле зрения докладчика

© А.А. Шелаева, А.. Родосский, 2006

оказались судьбы деятелей русской культуры, занимавших придворные должности или имевших придворные звания камер-юнкеров или камергеров. В докладе М.А. Алякринской была дана новая трактовка очерка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Каплуны», который был рассмотрен автором не как полемическая статья 1860-х годов, а как морально-дидактический трактат, принципиально важный для понимания мировоззрения сатирика. JI.H. Шишкина на примере изображения русско-японской войны в рассказе J1.H. Андреева «Красный смех» высказала соображение о том, что она была событием не только социальным, но и общекультурным, так как обозначила проблему столкновения цивилизаций и тупики в развитии научно-технической мысли, направленной на уничтожение человечества. В свете ранее неизвестных материалов был рассмотрен вопрос об исторических источниках текста хроники А. Ремизова «Взвихренная Русь» в докладе одного из самых известных исследователей творчества А. Ремизова А.М. Грачевой. Одно из малоизвестных имен серебряного века - писательницу Ольгу Шапир - представил в своем докладе В.А. Парахуда. Актуальному значению недавно впервые опубликованной переписки М. Горького и Ромена Роллана был посвящен доклад Т.В. Савинковой. В докладе A.B. Захарова на основе малоизвестных данных была освещена роль Первого пленума оргкомитета Союза советских писателей (1932) в становлении теории соцреализма. Польская исследовательница Галина Вашкелевич (Краков, Ягеллонский ун-т) рассказала о сочинениях современной писательницы Л. Петрушевской как о правдивом зеркале ушедшей социалистической эпохи и особенностей ее культуры.

В докладе Л.Д. Шихуриной было рассмотрено значение в культуре серебряного века и организационные особенности трех ретроспективных художественных выставок (1905, 1911, 1912), проведенных по инициативе деятелей «Мира искусства». В.В. Горячих на примере личности и творчества М.И. Глинки показал важную роль композитора в культурно-историческом процессе. Доклад В.В. Васильевой касался вопроса о роли петербургской немецкоязычной музыкальной критики в формировании русской музыкальной культуры ( по материалам журнала "Russlands Musik-Zeitung")- H.A. Бергер говорила о культурных традициях классицизма в музыке и архитектуре и сопоставимости этих искусств. Т.Г. Иванова в докладе «Объявления в маршрутках как новый жанр русского фольклора» обратилась к современному фольклору, подчеркнув присутствующее в нем творческое начало, и исследовала его жанрообразующие принципы.

Ряд докладов, прозвучавших на заседаниях секции, был связан с проблемами изучения культуры Петербурга и императорского двора. Г.Г. Прошин остановился на важном и до сих пор окончательно не проясненном вопросе о времени переноса столицы в Санкт-Петербург. И.В. Иванская подчеркнула влияние французского этикета на двор Петра I. Ю.И. Чежина представила материал по истории придворных маскарадов елизаветинской и екатерининской эпох. А.Н. Андреева проанализировала значение записок английских путешественников для изучения традиций императорского двора последней трети XVIII в. Г.А. Ильина рассмотрела «Санкт-Петербургские ведомости» времени правления Павла I как важный источник, раскрывающий особенности хозяйственной деятельности, церемониала и этикета его двора. ДР. Яфарова представила сведения по истории петербургского ресторана и рассмотрела его функции в культурной жизни столицы. Николаевской эпохе в истории русской культуры были посвящены доклады М.В. Кожу-ховой («Традиции европейского портрета в иконографии Николая I и его семьи») и И.В. Кузнецовой («Крымская война и проблема экономических реформ в представлениях петербургских западников»).

*

ДА. Бадалян в докладе «Круг авторов аксаковской газеты "Русь"» (1880-е годы) расширил известные представления о газете как славянофильском издании и отметил в ее истории интересные факты, связанные с сотрудничеством B.C. Соловьева, С. Ю. Витте, Н.С. Лескова. Анализ взаимоотношений искусства и истории стал одним из основных мотивов в докладах В.О. Гусаковой («Образ Иисуса Христа в русской живописи второй половины XIX века»), Н.Г. Дружинкиной («К вопросу об историзме творчества И.Е. Репина») и Д.В. Козлова («Культурный знак. Мотивы круга и клина в искусстве советского авангарда»). Новаторски был поставлен вопрос о роли изучения личных библиотек в контексте современных гуманитарных исследований в докладе О.Н. Ильиной. Проблемам эстетики современного разговорного языка были посвящены доклады З.В. Савковой и В.М. Мультатули.

В работе секции приняли участие студенты исторического факультета СПбГУ: И.В. Макаров («Столкновение личности и государства в архаичной Спарте»), В.Ю. Ры-женков («Политическая тема в творчестве режиссера H.H. Евреинова»), A.A. Тетеревко-ва («Художественные письма» А.Н. Бенуа и их место в истории русской культуры») и O.A. Ващук («От модернизма к постмодернизму: смена исторического концепта»). Почетным гостем конференции стал старейший преподаватель факультета д-р ист. наук АД Столяр, выступивший с докладом «Критическое состояние проблемы происхождения творческого сознания». Согласно его концепции, искусство возникло в глубокой древности. В качестве ее подтверждения А.Д. Столяр представил интереснейший иллюстративный материал, с помощью которого объяснил особенности изображения человека в палеолитической Европе.

Секция истории западноевропейской культуры работала под руководством

A.B. Березкина. A.B. Родосский рассказал о португальском барокко в контексте общеевропейского, объясняя специфику этого художественного направления особенностями менталитета и творческого духа португальцев. В докладе A.B. Герм сделана попытка сопоставления процессов формирования, развития и функционирования легенд об идеальной стране в культуре России и Испании. Об античных образах как аллегории героического в испанской литературе XVI в. рассказала A.B. Морозова. Д.Ю. Шехурин посвятил свой доклад сакральности меча в культуре Германии раннего Средневековья, а недавняя выпускница кафедры Е.Э. Эльц привела данные из истории распространения французской комической оперы в России, связав его с русско-французскими отношениями 2-й половины XVIII в. О сложных отношениях протестантской ортодоксии к феномену истории рассказал И.С. Кириллов. Е.И. Вялых представила обзор критических отзывов о переводах У. Шекспира, выполненных А.Д. Радловой, и оценку А. Остужева их адекватности для сценического воплощения. Сотрудник ЪА\\А.И. Кирпиченок осветил некоторые идейные истоки историко-культурных экскурсов в «Тюремных тетрадях» А. Грамши.

В обсуждении итогов конференции приняли участие^ Вашкелевич, JI.B. Выскоч-ков, Л.И. Шишкина, A.B. Березкин. Была высказана мысль о высокой научной значимости конференции, ее демократизме, широте и важности затронутых в докладах проблем и необходимости публикации ее материалов. В завершение конференции в Петровском зале (здание Двенадцати коллегий) состоялся концерт фортепьянной музыки. Пианистка

B.В. Васильева, тонкий интерпретатор западноевропейской и русской классической музыки, исполнила сочинения Ф. Шопена, Ф. Листа, М. Глинки. Доцент Санкт-Петербург-ской государственной консерватории H.A. Бергер провела мастер-класс «Рождение музыки здесь и сейчас», в котором приняли участие инструментальное трио и вокалистка Нина Яцентковская.

A.A. Шелаева, A.B. Родосский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.