Научная статья на тему 'О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

О РАБОТЕ СЕКЦИЙ «ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО»

и «Церковное пение» на XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ

Заседания секции «Христианское искусство» состоялись 24 и 26 января 2013 г. в конференц-зале ПСТГУ, расположенном на территории Николо-Кузнецкого храма. Их проводили декан Факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков и зам. декана ФЦХ по научной работе А. А. Воронова.

В работе секции приняли участие преподаватели Факультета церковных художеств, постоянные гости конференций ПСТГУ и новые участники: здесь прозвучало 22 доклада ученых из Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова. Первое заседание было полностью посвящено актуальной проблематике соотношения христианского искусства Востока и Запада — с канонической точки зрения и в исторической перспективе. Отметим, прежде всего, доклад профессора протоиерея Николая Озолина, декана Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, посвященный замечательной личности — протопресвитеру Иоанну Мейендорфу — и православному богословию иконы воплощенного Логоса. Доклад протоиерея Александра Салтыкова, декана факультета Церковных художеств ПСТГУ, представил богословско-канонический и художественнотворческий анализ 82-го канона Трулльского (Пято-Шестого) собора, раскрывающий возможности символико-аллегорических изображений в церковном искусстве. О понимании и толковании теории сакрального искусства, о пределах постижения литургического пространства говорилось в сообщении зав. кафедрой истории и теории христианского искусства ФЦХ, д-ра иск. проф. протоиерея Стефана Ванеяна. Тематика межкультурных связей была затронута в докладе действительного члена Российской академии художеств, д-ра иск. проф. А. В. Рындиной об исторических и художественных параллелях и мотивациях в иконе Симона Ушакова «Древо Российского государства».

О проблеме существования христианского искусства на Западе после Второго Ватиканского собора 1962—1965 гг. говорилось в сообщении Е. Д. Шеко, зав. кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ. Стремясь выполнить постановления этого собора, многие архитекторы и художники, зачастую не имеющие отношения к христианству, в своих произведениях создавали образ, чуждый самой христианской идее, что было весьма убедительно показано автором доклада на примере церквей Франции XX века. Завершением первого этапа работы секции стал доклад соискателя кафедры ИТХИ ФЦХ и Общецерковной аспирантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия И. М. Прудникова о взаимодействии му-

Хроника

зыки, живописи и богословия (на примере сопоставления творчества художника XV—XVI вв. Иеронима Босха и французского композитора XX в. Оливье Мессиана).

Проблематика выступлений на втором заседании, состоявшемся 24 января, была многоплановой. Об искусстве Византии говорилось в сообщении аспирантки НИИ PAX Т. Ю. Малаховой, о стилеобразующей роли приемов резьбы в формировании образа и пространственной среды в византийских рельефных иконах из слоновой кости X—XI вв., и докладе научного сотрудника Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), д-ра иск. В. Н. Залесской о загадках крестов-энколпионов XI века.

Неизвестным и уникальным памятникам византийского искусства на территории современной Албании были посвящены доклады ст. преп. кафедры теории и истории искусства МГАХИ им. В. И. Сурикова П. С. Павлинова об архитектуре церкви Святой Троицы в Лавдаре и крестово-купольных храмах типа «вписанного креста» на территории Албании, а также сообщение соискателя кафедры истории искусства МГУ Р. В. Новикова о фресках нескольких албанских церквей XIV в.

Темой выступления магистранта кафедры ИТХИ М. Нецветаевой стал сравнительный анализ вариантов реконструкции церкви Святых Бориса и Глеба XII в. в Гродно, известной как Коложская церковь.

Вопросов иконографии раннего русского искусства касалось выступление преп. кафедры ИТХИ ФЦХ М. С. Медведевой, рассказавшей о стиле фресок Кирилловской церкви XII в. в Киеве. С темой исторической и художественной основ, на которых развивалось русское прикладное искусство, было связано выступление выпускника кафедры ИТХИ A. JI. Гульманова об особенностях содержания некоторых клейм на умбонах новгородских Васильевских врат 1336 г.

Исследования западного и русского церковного искусства позднего Средневековья были представлены вниманию аудитории 26 января, во второй день работы секции. Это выступление преподавателя Иконописной школы «Троица», аспирантки МПГУ и выпускницы кафедры ИТХИ ФЦХ ПСТГУ К. А. Щедриной о проблеме идеологии «Москва — Третий Рим» в художественных памятниках репрезентации власти в XVI—XVII вв.; доклад сотрудника Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, д-ра иск. И. А. Шалиной о группе псковских Царских врат XVI в., затрагивающий вопросы их иконографии и художественного стиля.

Прикладная тематика заседаний второго дня была представлена докладом канд. иск. Ю. Н. Звездиной (Музеи Московского Кремля) под названием «Деревянная резьба в убранстве церкви Святого Михаила в Лёвене: некоторые особенности символики». Доктор иск. В. В. Игошев (Государственный НИИ реставрации) предложил вниманию слушателей результаты итогов научной экспедиции 2012 г. на греческие острова, целью которой было выявление в местных храмах неизвестных прежде произведений русского церковного искусства.

Вторая половина дня работы секции была посвящена в основном проблематике русской архитектуры и иконописи Синодального периода. На семантику

О работе секций «Христианское искусство» и «Церковное пение»...

декора литургического церковного убранства обратили внимание слушателей доклады Т. Н. Нечаевой, зав. научно-фондовым отделом ЦМИАР, преп. ФЦХ ПСТГУ, и Тарасенко Л. П., канд. иск., зав. отделом древнерусского искусства ГИМ. Эти исследователи представили собравшимся вновь открытый памятник новгородской иконописи XVI в. из частного собрания. Проблематику терминологии и атрибуции памятников церковного прикладного искусства продолжил доклад зав. сектором Биографического словаря архитекторов (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева) К. В. Постернака о позднебарочной униатской алтарной преграде на территории Речи Посполитой.

В. В. Жердев, канд. иск. (Харьковская государственная академия дизайна и искусств), рассказал о художественном ансамбле русской церкви св. Елизаветы в Висбадене, уделив особое внимание персоналиям и тенденциям немецкого искусства в целом. Аспирантка кафедры этнологии МГУ им. Ломоносова, научный сотрудник Отдела исторического и культурного наследия Москвы и «Музея Москвы», А. А. Черкасова сделала сообщение об утраченной в России традиции хромографических икон кон. XIX — нач. XX в.

В завершение прозвучал доклад Е. В. Гуваковой, советника Фонда содействия в охране и реконструкции объектов культурного наследия, о подвиге христианского служения Е. С. Овчинниковой и Л. С. Ретковской, двух замечательных исследователей, заведовавших филиалами Государственного исторического музея в годы гонений.

Секция Факультета церковного пения, проходившая в рамкахXXIII Ежегодной научной конференции ПСТГУ, работала в течение двух дней — 21 и 22 января 2013 г. В ее программе было три заседания, в которых приняли участие гости конференции, преподаватели, аспиранты и студенты ПСТГУ. Заседания вели декан Факультета церковного пения протоиерей Алексей Емельянов и заведующий кафедрой хорового дирижирования доцент В. К. Любарский.

Существенная часть проблематики выступлений была связана с исследованием древнерусской певческой традиции: это доклады д-ра иск. проф. Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова 3. М. Гусейновой «Йотированные каноны в Стихираре кон. XVI в.», научных сотрудников НИЦ церковной музыки имени прот. Д. Разумовского канд. иск. О. В. Тюриной («Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева») и И. В. Стариковой («Еще раз к вопросу об авторстве “Певчей псалтири” в древнерусском певческом искусстве»), представителей кафедры старинной музыки Национальной музыкальной академии Украины канд. иск. доцента Е. Ю. Шевчук («Многораспевность в украинской литургийной гимнографии кон. XVI—XVII вв.») и В. А. Зинченко («К вопросу о самобытности фит украинобелорусской традиции XVII в.»), научного сотрудника Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева Л. В. Кондрашковой («Троестрочные песнопения из Всенощной разных напевов: по материалам ГИМ; Син. певч. 658»).

Проблеме изучения русского партесного многоголосия и, в частности, вопросам нотации посвятила свое выступление канд. иск. доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Хроника

Н. Ю. Плотникова. О псалтырных песнях в церковной практике XV—XVIII вв. центрально-европейского и восточнославянского региона рассказала канд. иск. доцент НМАУ О. Л. Зосим. Проблема стиля в богослужебном пении была поставлена в приглашавшем к размышлению и полемике выступлении соискателя кафедры церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия игумена Силуана (Туманова).

Последнее, третье заседание затронуло вопросы практики хорового исполнительства в его различных аспектах: репертуар, область музыкальной педагогики, специфика певческого звука в народнопесенной культуре: доклады ст. преп. ФЦП Е. Е. Гатовской (ПСТГУ), д-ра пед. наук проф. Б. Д. Критского (МПГУ, ПСТГУ), канд. иск. доцента Т. А. Старостиной (МГК им. П. И. Чайковского).

Важной частью программы явилась презентация книги Н. Ю. Плотниковой «Русское партесное многоголосие кон. XVII — нач. XVIII вв. Службы Бо-жии В. Титова: исследование и публикация», а ее достойным завершением стало замечательное исполнение «Ростовского действа» прот. Димитрия Ростовского детским хором «Веснянка» под управлением заслуженной артистки России Л. В. Алдаковой, состоявшееся 23 января в конференц-зале университета.

Подводя итог сказанному выше, отметим, что работа секций «Христианское искусство» и «Церковное пение» показала высокий профессиональный уровень участников. Сообщения исследователей вызывали несомненный интерес у слушателей (среди которых были студенты ФЦХ и ФЦП ПСТГУ, представители научных и высших учебных заведений, музеев и других организаций), подтверждением чего была оживленная дискуссия, неизменно сопровождавшая выступления докладчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.