Научная статья на тему 'О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ'

О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ»

О РАБОТЕ СЕКЦИЙ «ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ»

и «Христианское искусство» на XXV Ежегодной богословской конференции

ПСТГУ

20—21 января 2015 г. в рамках зимней сессии XXV Ежегодной богословской конференции состоялись четыре заседания, в которых приняли участие постоянные и частые гости секции «Церковное пение». Это прежде всего д. иск. зав. кафедрой истории русской музыки проф. З. М. Гусейнова (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова), д. иск. ведущий научный сотрудник ГИИ М. П. Рахманова, д. иск. проф. РАМ им. Гнесиных Н. В. Заболотная, д. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Н. Ю. Плотникова, к. иск. доцент, науч. сотрудник Т. Г. Казанцева (НГК им. М. И. Глинки, ГПНТБ СО РАН), к. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Т. Ю. Чернова, к. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Т. А. Старостина, ст. научный сотрудник ГИИ к. иск. А. В. Лебедева-Емелина, научные сотрудники НИЦ им. прот. Д. Разумовского А. А. Елисеева, к. иск. О. В. Тюрина, к. иск. И. В. Старикова (МГК им. П. И. Чайковского), к. иск. доцент И. П. Шеховцова (РАМ им. Гнесиных), науч. сотрудник Центрального музея культуры и искусства им. Андрея Рублева Л. В. Кондрашкова. В ряду впервые выступавших на конференции ПСТГУ докладчиков были к. иск. доц. кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского Е. А. Николаева и к. иск. доц. МГК им. П. И. Чайковского И. В. Вискова, а также начинающие свой творческий путь молодые исследователи — А. С. Лабазова (СПбГК), Е. Е. Гатовская, Н. Э. Рыбакова, Т. В. Скирская (аспиранты ПСТГУ).

Представляя различные кафедры Факультета церковного пения ПСТГУ, на заседаниях выступили доц. зав. кафедрой регентования, гл. регент храма свт. Николая в Кузнецах Т. И. Королёва, к. иск. доц. В. Ю. Григорьева (кафедра регентования); к. иск. доц. В. П. Павлинова (кафедра истории и теории музыки); д. пед. наук проф. Б. Д. Критский (кафедра хорового дирижирования); ст. преп. Ю. Н. Кузнецова (кафедра сольного пения).

На заседаниях присутствовали студенты II—V курсов, преподаватели и аспиранты ПСТГУ, представители других научных учреждений.

Два основных направления современной музыкологии составили доклады по различным проблемам музыкальной медиевистики и проблемам изучения партесных сочинений.

Тематика других выступлений в целом также оказалась разнообразной. Два из них посвящались регентам, чей жизненный путь стал истинным служением Богу: архимандриту Матфею (Мормылю) и «рядовому» регенту Т. И. Мищенко. Явное внимание аудитории привлекли доклады о литургических истоках творчества М. П. Мусоргского и о действительном авторстве песнопения «Ангел вопияше», долгие годы приписывавшегося Мусоргскому. О своеобразном

преломлении духовной традиции в отечественной и зарубежной музыке XX — нач. XXI в. говорилось в связи с персоналиями: ими были Николай Корндорф и Хенрик Миколай Турецкий. Два выступления касались основ педагогического и исполнительского мастерства: одно из них можно назвать приношением Учителю — А. В. Свешникову, другое приглашало к обсуждению существенных вопросов, связанных с практикой вокального интонирования. Проблематика остальных выступлений была связана с областью музыкальной эстетики и научной терминологии, отдельными методически Канд. искусст., доцент В. П. Павлинова важными аспектами анализа церков-(МГК, ПСТГУ, Москва) ных и народных напевов.

Д-р искусст-, проф. З. М. Гусейнова (СПбГК, Санкт-Петербург)

Канд. искусст., ст. науч. сотр. А. В. Лебедева-Емелина (ГИИ, Москва)

Канд. искусст., доцент В. Ю. Григорьева (ПСТГУ, Москва)

Канд. искусст., доцент Т. Г. Казанцева (ГПНТБ СО РАН, НГК, Новосибирск)

Ст. препод. Е. Е. Гатовская (ПСТГУ, Москва)

А. С. Лабазова (СПбГК, Санкт-Петербург)

Секция «Христианское искусство» работала в Конференц-зале ПСТГУ на территории храма свт. Николая в Кузнецах в течение двух дней — 23 и 24 января. В работе секции приняли участие преподаватели Факультета церковных художеств и постоянные гости конференций ПСТГУ, а также новые участники. Вниманию аудитории были представлены 25 докладов ученых из России (Москва, Санкт-Петербург), Польши (Белосток), Чехии (Брно) и Украины (Харьков). Заседания секции вели декан Факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков и и. о. зам. декана ФЦХ по научной работе А. А. Воронова.

Первое заседание секции было полностью посвящено богословской проблематике христианского искусства — с канонической точки зрения и в исторической перспективе. Первым прозвучал доклад протоиерея Александра Салтыкова, декана Факультета церковных художеств ПСТГУ. Он представлял собой глубокий богословско-канонический анализ евхаристического аспекта иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. В докладе действительного члена Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора А. В. Рындиной шла речь о русско-итальянских культурных контактах последней трети XV — нач. XVI в.

Предметы церковного искусства и сейчас нередко обнаруживаются вдали от мест своего происхождения, что было описано сотрудником Государственного НИИ реставрации доктором искусствоведения В. В. Игошевым в докладе о неизвестном древнерусском памятнике деревянной резьбы (выносном кресте) XV в. из Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Прот. Александр Салтыков, декан ФЦХ

Очевидно, что проблема исторических и художественных связей в церковном искусстве волнует как отечественных исследователей, так и зарубежных ученых. Некоторые из них уже стали постоянными участниками конференции ПСТГУ, в частности профессор Павел Бочек из Университета г. Брно (Чехия), представивший свое исследование о влиянии личности преподобного Сергия Радонежского на судьбы Московской Руси. Другой постоянный докладчик секции «Христианское искусство» — это польский профессор Ежи Устинович из Белостокского университета, известный архитектор, исследователь, автор множества научных публикаций и архитектурных проектов, член ряда научных и творческих институций. Его доклад был посвящен проекту реконструкции главной церкви монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Супрасле, а в

Проф. П.Бочек (Чехия)

Проф. Е.Устинович (Польша)

Канд. искусст. С. В. Иванова (Санкт-Петербург)

И. В. Сосновцева (Санкт-Петербург)

широком смысле — актуальной проблематике соотношения христианского искусства Востока и Запада. Данный доклад представлял собой глубокий богословско-канонический и художественно-творческий анализ развития современной церковной архитектуры и иконописи в Польше, начиная от ее византийских и западных истоков, соединившихся в неповторимый конгломерат настоящего свободного творчества в каноне.

Тема понимания и толкования теории сакрального искусства продолжила второе заседание первого дня работы секции, в начале которого прозвучал доклад научного сотрудника Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), доктора искусствоведения В. Н. Залесской. Он был посвящен недавно обнаруженному фрагменту уникального предмета прикладного искусства — ручке бронзовой курильницы с вырезанным на ней именем некоего митрополита Киприана, и связанными с этим предметом гипотезами об идентификации его личности. Проблематику исторической и художественной основы, на которой сложилось развитие византийского литургического искусства, продолжило сообщение преподавателя Исторического факультета ПСТГУ Н. Е. Гайдукова о литургической планировке доиконоборческих пещерных храмов Крыма. В докладе к. иск. Ю. Г. Матвеевой из Харьковской государственной академии дизайна и искусств говорилось об эволюции символа в виде круга с перекрестием на ранневизантийских литургических тканях.

К. иск. С. В. Иванова из Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) обратила внимание собравшихся на развитие традиции иконографии Воскресения Христова в византийских мозаиках XI-XIII вв. Тематика византийского прикладного искусства была начата в рассказе Л. В. Соловьевой из Музеев Московского Кремля, когда перед слушателями предстали образы, выполненные Флорентийской школой эмали в 1-й пол. XIV в. Эту же тематику продолжило сообще-

Канд. искусст. С. М. Новаковская-Бухман (Санкт-Петербург)

Д. В. Денисов (Москва)

Канд. искусст. Л. К. Масиель Санчес (Москва)

ние к. иск. А. М. Манукян из Музея русской иконы, посвященное запрестольным крестам из собрания этого нового частного музея. Завершило тему прикладного искусства и одновременно второе заседание первого дня работы секции выступление выпускника и преподавателя кафедры ИТХИ А. Л. Гульманова об иконографической программе некоторых клейм новгородских Васильевских врат 1336 г.

Второй день работы секции был посвящен западному и русскому церковному искусству позднего Средневековья. Заседание секции началось с сообщения к. иск. И. А. Шалиной из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, посвященного анализу иконографии и стилистики нового памятника псковской иконописи сер. XV в. — иконе «Св. Афанасий Великий». Иконографическую проблематику русского монументального искусства продолжило выступление магистранта кафедры ИТХИ Д. В. Денисова о происхождении иконографии «Великий вход» в монументальной живописи русских храмов XVI в. Открытием для собравшихся стал доклад Н. В. Бартельс из НИИ Российской академии художеств о малоизвестном и почти неизученном комплексе росписей сербского монастыря Црна Река, датируемом исследовательницей ориентировочно XVI в.

Проблемы атрибуции памятников русской церковной живописи и прикладного искусства затрагивались в сообщениях санкт-петербургских исследователей из Государственного Русского музея: И. В. Сосновцевой — о житийных иконах преподобного Никиты столпника Переяславского и С. М. Новаковской-Бухман — о реликварных крестах из собрания М. П. Боткина в Русском музее. Первую половину второго дня заседаний секции завершили доклады двух молодых ученых: С. А. Кирьяновой из Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева об иконографии и почитании в Новое время сюжета «Семь спящих отроков Эфесских» к. иск. Н. А. Абраменко из МГХПА им. С. Г. Строганова, содержащий подробный художественно-эволюционный анализ образов святых русских князей Владимира, Бориса и Глеба в контексте киевской темы в русском искусстве 2-й пол. XVII в.

Вторая половина дня работы секции была посвящена в основном проблематике русской архитектуры и иконописи Синодального периода. Ее обсуждение началось с сообщений выпускниц кафедры ИТХИ: К. А. Щедриной об истории появления иконографии «Поклонение Кийскому Кресту» и Т. А. Островской (Государственный объединенный музей), в докладе которой речь шла о мотиве венца-короны, характерном для искусства XVII в. (на примере надпрестольной Соловецкой сени 1677 г. из собрания МГОМЗ).

Архитектурную тему в позднем русском искусстве начал доклад к. иск. Л. К. Масиеля Санчеса о таком малоизвестном стилистическом явлении, как «енисейское барокко». Роль и значение мемориальных архитектурных сооружений были ярко показаны в выступлении Н. Д. Кориной из Музеев Московского Кремля, посвященном храму Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии — памятнику русской воинской славы. Проблема межкультурных взаимодействий в русской церковной архитектуре прозвучала в сообщении К. В. Постернака из Государственного музея архитектуры им. А. В. Щу-

сева об инославных элементах в русских церковных интерьерах петровского времени.

Завершил работу секции доклад К. И. Маслова, кандидата искусствоведения, который уделил особое внимание тематике возвращения к народности в церковной живописи николаевского времени.

В целом заседания секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» прошли, как обычно, на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей, вызывавшие живой интерес слушателей, были предметом обсуждения и содержательных дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.