Научная статья на тему 'Межведомственное взаимодействие или управление при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций?'

Межведомственное взаимодействие или управление при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1036
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межведомственное взаимодействие или управление при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций?»

оборудования) зависит от конструкции шасси и особенностей стрелы автовышки.

Список использованной литературы

1. Безбородько М.Д. Пожарная техника. - М.: АГПС МЧС России, 2004. - С. 550.

2. Виноградов А.Ю., Аварийно-спасательные и специальные машины для оснащения формирований МЧС России. / Технологии гражданской безопасности, № 1. Т. 3. - 2006. - С. 33-39

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ?

Н.Н. Павлова, старший юрисконсульт, Главное управление МЧС России по Воронежской области,

г. Воронеж

С современном мире достаточно часто используется термин «взаимодействие» органов государственной власти, местного самоуправления. Но что он значит применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

В ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности (пункт «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации), в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов Российской Федерации -осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации). Наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Возможность определения принципа построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предоставляется Российской Федерации (статья 4). Одним из основных нормативных актов федерального значения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций является постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на

федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Положение). На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

- Воронежская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне объединяет координационный орган - комиссию правительства Воронежской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- постоянно действующий орган управления - Главное управление МЧС России по Воронежской области и казенное учреждение Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» в части возложенных на них полномочий;

- орган повседневного управления - федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Воронежской области» (далее - ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области»), дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, дежурно-диспетчерский отдел казенного учреждения Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области»;

- специально подготовленные силы и средства федеральных органов (в пределах полномочий), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Проанализируем систему отношений между координационным органом, органами управления, силами Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положение о комиссии правительства Воронежской области по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденное Постановлением Правительства Воронежской области от 26.08.2010 № 706, закрепляет такие задачи, как координация деятельности органов управления и сил Воронежской ТП РСЧС и обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

В качестве постоянно действующего органа управления рассмотрим Главное управление МЧС России по Воронежской области, которое осуществляет управление в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пп. 2 п. 11 раздела II Положения, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372).

ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» (возьмем его как подчиненное подразделение Главного управления МЧС России по Воронежской области) организует работу по обеспечению управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, информационного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти на территории Воронежской области, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности.

В состав сил и средств Воронежской ТП РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности), перечень которого утвержден Постановлением Правительства Воронежской области от 02.10.2015 № 766.

Из содержания приведённых выше норм права следует, что комиссия Правительства Воронежской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляет координацию и обеспечивает согласованность действий, Главное управление МЧС России по Воронежской области - управление, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» - организует работу по обеспечению управления и информационному взаимодействию силы постоянной готовности проводят аварийно-спасательные и других неотложные работы в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из теории управления, «управление» - это совокупность последовательных целенаправленных действий органа управления в интересах достижения определённых целей или результата управления. То есть, возникает

вертикаль отношений органа управления - Главного управления МЧС России по Воронежской области с силами и средствами, привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тогда возникает закономерный вопрос: «для чего законодатель предусмотрел возможность Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации осуществлять свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями?». Понятие «взаимодействия» - это взаимная связь, взаимная обусловленность; согласованные действия при выполнении общей задачи; воздействие объектов друг на друга, выступающее универсальной формой движения и развития? То есть, предусматриваются отношения равных, не подчиненных друг другу, участников процесса.

В рамках совершенствования государственного управления и динамично меняющихся условий реализации политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения широкое применение получили соглашения о взаимодействии между Главным управлением МЧС России по Воронежской области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Воронежской области, которые в обязательном порядке не привлекаются (не утверждены постановлением правительства Воронежской области от 02.10.2015 № 766), но могут оказать содействие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органами местного самоуправления.

По состоянию на конец 2015 года Главным управлением МЧС Росси по Воронежской области заключено 158 Соглашений с представителями органов государственной власти, расположенных на территории Воронежской области, но с постановкой новых задач и развитием техногенной сферы их количество с каждым днем увеличивается, так как в целом единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций направлена на переход от принципа оперативного реагирования к принципу профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Заключение соглашений (договоров) всегда предполагает согласованность действий, принятие совместных решений, в том числе и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учитывая необходимость публичной власти решать задачи по обеспечению безопасности населения и самостоятельность органов местного самоуправления, Главным управлением МЧС России по Воронежской области заключены соглашения и с органами местного самоуправления о взаимодействии.

Стороны принимают все необходимые меры, направленные на снижение риска возникновения пожаров, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение количества погибших и пострадавших, предотвращение экономического, экологического ущерба от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что,

подписывая соглашения, стороны не освобождаются от ответственности за решение стоящих перед ними задач.

Поэтому можно сказать, что соглашения, заключенные между неподчиненными друг другу сторонами, определяют (расширяют, конкретизируют) взаимные права и обязанности и координируют деятельность.

На основании изложенного, полагаю, что оптимальное, оперативное и своевременное управление силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также другими участниками отношений в соответствии с соглашениями о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Главным управлением МЧС России по Воронежской области (как постоянно действующим органом управления) возможно и необходимо при построении не только отношений «власть - подчинение», но и «партнерства».

Заранее спланированная схема отношений между субъектами соглашений, как правило, сокращает время принятия решений, которое очень дорого не только для координационного органа - комиссии правительства Воронежской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, но и для граждан в целом.

Экономическое, политическое развитие страны, вероятность появления новых опасностей и угроз, увеличение рисков возникновения и масштабов бедствий являются предпосылками для возникновения, построения новых отношений, и как следствие - заключение новых соглашений (внесение изменений в уже заключенные), в которых четко разграниченные полномочия каждой из сторон вступают во взаимодействие в целях решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Список использованной литературы

1. Остапович И.Ю. К вопросу о взаимодействии Конституционного Суда РФ с высшим органом законодательной власти России // Актуальные проблемы российского права. 2015. - № 8. - С. 194-202.

2. Пучков В.А. МЧС-2030: современные технологи государственного управления в сфере безопасности жизнедеятельности населения. Семинар с руководящим составом МЧС России 2015 г. //www.mchs.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.