Научная статья на тему 'МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ «СИСТЕМНЫЕ, ДИСКУРСИВНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»'

МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ «СИСТЕМНЫЕ, ДИСКУРСИВНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программа сотрудничества / МГУ / ДонГУ / деривация / словообразование / морфология / cooperation program / MSU / DonSU / derivation / word formation / morphology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрухина Елена Васильевна, Теркулов Вячеслав Исаевич

В статье описывается курс лекций «Системные, дискурсивные и когнитивные аспекты словообразовательной и морфологической деривации в русском языке», проведенный в соответствии с Программой сотрудничества между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Донецким государственным университетом с сентября 2022-го по май 2023 года в дистанционном формате кафедрами русского языка филологических факультетов МГУ и ДонГУ для студентов двух университетов. Представлены предыстория и мотивы создания курса лекций, хроника его проведения с описанием тематики лекций и лингвистической проблематики. Отмечено, что в создании курса принимали активное участие в качестве лекторов представители не только вузов-организаторов, но и профессора из других университетов России. Приведены оценки курса студентами и лекторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-UNIVERSITY LECTURE COURSE “SYSTEMIC, DISCURSIVE, AND COGNITIVE ASPECTS OF WORD-FORMATION AND MORPHOLOGICAL DERIVATION IN RUSSIAN”

The article describes the online course of lectures Systemic, Discursive and Cognitive Aspects of Word-formation and Morphological Derivation in Russian Language, held in accordance with the Program of Cooperation between Lomonosov Moscow State University and Donetsk State University. It was held in September 2022 — May 2023 by the Russian Language Departments of the Lomonosov Moscow State University and the Donetsk State University for students from the two universities. The prehistory and motives of the creation of the lecture course , a chronicle of its implementation with a description of the subjects of the lectures and linguistic problems are presented. It is noted that not only representatives of the organizing universities, but also professors from other Russian universities took an active part in the creation of the course as lecturers. The authors give the students’ and lecturers’ evaluations of the course.

Текст научной работы на тему «МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ «СИСТЕМНЫЕ, ДИСКУРСИВНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. № 2. C. 239-246 Lomonosov Philology Journal. Series 9. Philology, 2024, no. 2, pp. 239-246

МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ «СИСТЕМНЫЕ, ДИСКУРСИВНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Е.В. Петрухина, В.И. Теркулов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; elena.petrukhina@gmail.com

Донецкий государственный университет, Донецк, Россия; v.terlkulov@donnu.ru

Аннотация: В статье описывается курс лекций «Системные, дискурсивные и когнитивные аспекты словообразовательной и морфологической деривации в русском языке», проведенный в соответствии с Программой сотрудничества между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Донецким государственным университетом с сентября 2022-го по май 2023 года в дистанционном формате кафедрами русского языка филологических факультетов МГУ и ДонГУ для студентов двух университетов. Представлены предыстория и мотивы создания курса лекций, хроника его проведения с описанием тематики лекций и лингвистической проблематики. Отмечено, что в создании курса принимали активное участие в качестве лекторов представители не только вузов-организаторов, но и профессора из других университетов России. Приведены оценки курса студентами и лекторами.

Ключевые слова: программа сотрудничества; МГУ; ДонГУ; деривация; словообразование; морфология

ао1: 10.55959/М8ШШ-0075-9-2024-47-02-18

Для цитирования: Петрухина Е.В., Теркулов В.И. Межуниверситетский курс лекций «Системные, дискурсивные и когнитивные аспекты словообразовательной и морфологической деривации в русском языке» // Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2024. № 2. С. 239-246.

INTER-UNIVERSITY LECTURE COURSE "SYSTEMIC, DISCURSIVE, AND COGNITIVE ASPECTS OF WORD-FORMATION AND MORPHOLOGICAL DERIVATION IN RUSSIAN"

E.V. Petrukhina, V.I. Terkulov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; elena.petrukhina@gmail.com Donetsk State University, Donetsk, Russia; v.terlkulov@donnu.ru

© Петрухина Е.В., Теркулов В.И., 2024

The article describes the online course of lectures Systemic, Discursive and Cognitive Aspects of Word-formation and Morphological Derivation in Russian Language, held in accordance with the Program of Cooperation between Lomonosov Moscow State University and Donetsk State University. It was held in September 2022 — May 2023 by the Russian Language Departments of the Lomonosov Moscow State University and the Donetsk State University for students from the two universities. The prehistory and motives of the creation of the lecture course , a chronicle of its implementation with a description of the subjects of the lectures and linguistic problems are presented. It is noted that not only representatives of the organizing universities, but also professors from other Russian universities took an active part in the creation of the course as lecturers. The authors give the students' and lecturers' evaluations of the course.

Keywords: cooperation program; MSU; DonSU; derivation; word formation; morphology

For citation: Petrukhina E.V., Terkulov V.I. (2024) Inter-University Lecture Course "Systemic, Discursive, and Cognitive Aspects of Word-formation and Morphological Derivation in Russian". Lomonosov Philology Journal, Series 9, Philology, no. 2, pp. 239-246.

24 мая 2022 года в Москве ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий и ректор Донецкого национального университета (с 30 марта 2023 года переименованного в Донецкий государственный университет) профессор С.В. Беспалова подписали Соглашение о сотрудничестве между двумя университетами. Подписание состоялось на пленарном заседании конференции «Развитие комплексного сотрудничества в образовательной и научной сферах между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Донецким национальным университетом». Во время работы секции русской и зарубежной филологии были определены совместные мероприятия двух филологических факультетов, вошедшие в Программу сотрудничества МГУ имени М.В. Ломоносова и ДонГУ на 2022-2023 гг.

В соответствии с этой Программой кафедрами русского языка обоих вузов был создан дистанционный курс лекций (КПВ для МГУ и спецкурс для ДонГУ) «Системные, дискурсивные и когнитивные аспекты словообразовательной и морфологической деривации в русском языке». По сути, было прочитано два курса лекций: в первом семестре читался курс «Системные, дискурсивные и когнитивные аспекты словообразовательной деривации», во втором — «Морфологическая деривация в русском языке: дискуссионные вопросы» (взаимосвязанность двух курсов по проблематике позволяет их здесь объединить). Прочитанный курс лекций является

сконцентрированным продолжением более чем шестилетнего сотрудничества кафедр русского языка МГУ и ДонГУ, координаторами которого являются профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ Е.В. Петрухина и заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ДонГУ профессор В.И. Теркулов.

Предыстория выбора темы курса лекций такова. В мае 2016 года в Донецком национальном университете под руководством заведующего кафедрой русского языка профессора В.И. Теркулова была создана «Экспериментальная лаборатория исследований тенденций аббревиации» (ЭЛИТА, в дальнейшем изложении также Лаборатория). Основная цель Лаборатории — создание комплекса словарей аббревиатур русского языка. Сейчас заканчивается работа над «Толковым словарем сложносокращенных слов русского языка» (далее обозначается как Словарь сложносокращенных слов), создаваемым по новым принципам, разработанным в Лаборатории: принципам синхронно-эквивалентностного подхода. Костяк лаборатории составили студенты-русисты набора 2014 года, некоторые из которых сейчас уже являются преподавателями ДонГУ. С 2017 г. студенты и аспиранты филологического факультета ДонГУ принимают активное участие в Международной студенческой конференции «Ломоносов» в МГУ в секции «Словообразование русского языка», которой с 2017 г. руководит проф. Е.В. Петрухина при поддержке других преподавателей кафедры русского языка и деканата. Многие студенты ДонГУ были награждены грамотами конференции «Ломоносов». В 2017 году главным редактором проф. М.Л. Ремневой и редколлегией «Вестника МГУ (Серия 9. Филология)» было принято беспрецедентное решение опубликовать подборку статей представителей лаборатории ЭЛИТА — проф. В.И. Теркулова и студентов третьего курса бакалавриата ДонГУ В.А. Рязановой, Е.А. Акулич и А.И. Бровца. В 2022 г. под руководством В.И. Теркулова и Е.В. Пе-трухиной был успешно проведен круглый стол «Итоги создания "Толкового словаря сложносокращенных слов": 7 лет коллективной работы». Итоги таковы: объемный Словарь сложносокращенных слов подготовлен к печати и находится на редподготовке (на издание получен грант фонда «Русский мир»), в подготовке словаря приняли участие более 40 студентов ДонГУ, многие из которых теперь учатся в магистратуре и аспирантуре и даже стали преподавателями ДонГУ.

Итак, дистанционный курс лекций для студентов ДонГУ и МГУ, прочитанный в 2022-2023 уч. гг., был создан в соответствии с Программой сотрудничества между МГУ и ДонГУ и явился результатом многолетнего сотрудничества двух кафедр русского языка. Было

решено подготовить курс с широкой тематикой, в котором можно было бы представить, а также и обсудить наиболее актуальные научные проблемы русского словообразования и грамматики. Организатор и основной лектор данного курса лекций — профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ Е.В. Петрухина. Важно отметить, что в подготовке и реализации данного курса лекций принимали активное участие в качестве лекторов представители не только вузов-организаторов, но и профессора из Нижегородского, Саратовского, Тамбовского, Белгородского университетов, а также Московского педагогического университета.

Основное внимание в курсе было уделено актуальным и дискуссионным вопросам словообразовательной (1-й семестр) и морфологической (2-й семестр) деривации, что позволило дополнить и углубить базовые лекции по словообразованию и морфологии, читаемые для студентов 2-го курса в обоих университетах. На лекциях каждый раз в среднем присутствовало более тридцати участников, в основном студенты, аспиранты и преподаватели ДонГУ, а также студенты и преподаватели МГУ и приглашенные профессора других университетов.

В рамках вводного онлайн-занятия, состоявшегося 20 сентября 2022 г., Е.В. Петрухина обозначила проблематику курса лекций; было проанализировано широкое понимание деривации как создания в языке любых вторичных единиц на базе других, принимаемых за исходные, при помощи определенных правил и операций; охарактеризованы семантическая, словообразовательная, морфологическая и синтаксическая деривация. В.И. Теркулов представил результаты работы упомянутой выше Лаборатории, рассказал о подготовке к выходу Словаря сложносокращенных слов и дальнейших планах Лаборатории. На следующих двух лекциях (лектор — Е.В. Петрухина) были рассмотрены особенности словообразовательной деривации в русском языке на славянском фоне. Живое обсуждение вызвали вопросы аббревиации в сопоставительном аспекте: донецкие филологи отметили отличия в образовании русских, польских и чешских сложносокращенных слов. В.И. Теркулов прокомментировал словообразовательные особенности русских аббревиатур, которые нашли отражение в «Толковом словаре сложносокращенных слов русского языка».

На лекции 11 октября заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И. Лобачевского профессор Т.Б. Радбиль рассказал о результатах когнитивного анализа заимствований на словообразовательном уровне. Лектор показал, как русский язык, заимствуя лексические

единицы, осваивает их, в частности при помощи присоединения к заимствованным именам диминутивных аффиксов. По мнению Т.Б. Радбиля, выражение эмпатии является частотной реализацией прагматического и семантического освоения заимствований. На следующих двух лекциях рассматривались результаты когнитивных и дискурсивных аспектов изучения словообразования в российской лингвистике (лектор Е.В. Петрухина); семантические, ономасиологические и когнитивные параметры словообразовательной мотивации (В.И. Теркулов и Е.В. Петрухина), динамические процессы в системе словообразовательных интенсификаторов в современном русском языке (преп. Е.В. Скачкова, МГУ).

Лекции 1 и 8 ноября были посвящены динамическим аспектам русского словообразования в синхронии и диахронии. Заведующий кафедрой русской филологии и медиаобразования Саратовского национального исследовательского государственного университета (СГУ) имени Н.Г. Чернышевского профессор О.И. Дмитриева рассказала о синхронно-диахронном анализе словообразовательных процессов и семантико-словообразовательных подсистем русского языка. Были представлены динамические модели аффиксации, показывающие изменение и конкуренцию значений аффиксов в разные периоды существования языка. Заведующий кафедрой теории, истории языка и прикладной лингвистики института филологии и журналистики СГУ имени Н.Г. Чернышевского профессор О.И. Крючкова говорила о словообразовательной специфике русского языка как о результате разноуровневых динамических процессов в диахронии. 15 и 22 ноября прошли занятия, посвященные обсуждению результатов изучения аббревиации на кафедре русского языка ДонГУ. В.И. Теркулов рассказал об универбализации, компрессии и смежных с ними явлениях. Лектор представил модели сложных слов, большинство из которых стали объектом описания в создаваемом на кафедре Словаре сложносокращенных слов. Преподаватели кафедры русского языка ДонГУ В.А. Рязанова и А.И. Бро-вец представили обзор толковых словарей аббревиатур, описали особенности словаря, создаваемого Лабораторией (ЭЛИТА), и дали развернутое обоснование синхронного подхода к аббревиации.

29 ноября лекцию «Концептуальная деривация в процессах формирования значений и развития ЯКМ» прочитал профессор Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (ТГУ), почетный президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов Н.Н. Болдырев, который показал, как процессы концептуальной деривации (получения нового знания на базе уже существующего и представленного в языке), лежащие в основе формирования вторичных структур, определяют развитие языковой

картины мира. 6 декабря заведующий кафедрой современного русского языка и общего языкознания ННГУ профессор Л.В. Рацибурская представила когнитивные и дискурсивные аспекты изучения словообразовательных неологизмов в публицистическом дискурсе, их роль в экспрессивизации текста. На следующей лекции профессор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Н.А. Николина и Е.В. Петрухина рассмотрели когнитивные и дискурсивные аспекты словообразовательной неологии в современном художественном дискурсе.

20 декабря состоялся завершающий семинар первого семестра, который был посвящен обсуждению научных достижений молодого поколения исследователей — студентов ДонГУ и МГУ. ДонГУ представили студенты Т. Кириченко и А. Лашко. Т. Кириченко рассказала об особенностях образования и функционирования в русском языке сложносокращенных онимов, а доклад А. Лашко был посвящен методике определения системы значений абброконструк-тов и дешифровальных стимулов. Студентка 4-го курса филологического факультета МГУ М. Де Пой рассказала об исследовании глагольных неологизмов в неформальной онлайн-коммуникации, о номинациях действий пользователей Интернета. Представленные доклады вызвали живую дискуссию среди слушателей.

Работа спецкурса возобновилась в начале второго семестра — в 2023 г. Эта его часть была посвящена морфологической деривации. 21 февраля Е.В. Петрухина представила проблематику курса лекций во 2-м семестре, обосновав необходимость выделения морфологических деривационных категорий. Профессор кафедры русского языка ТГУ А.Л. Шарандин рассмотрел статус модификационного словообразования с точки зрения разных подходов к разграничению словообразовательных и грамматических деривационных процессов. 28 февраля В.И. Теркулов рассказал о различии грамматической и словообразовательной транспозиции. О.Ю. Крючкова описала особенности родового оформления диминутивно-оценочных дериватов в истории русского языка. 7 марта на семинаре прошло обсуждение соотношения коррелятивности номинаций лица по биологическому полу и категории рода. Лекторами выступили преподаватель кафедры русского языка ДонГУ А.И. Бровец и студентка 5-го курса вечернего отделения МГУ С.Е. Шабатина.

В лекциях 14, 21 и 28 марта Е.В. Петрухина описала типологию морфологических категорий, рассмотрев соотношение словоизменительных и деривационных категорий. Была представлена трактовка глагольного вида и залога как морфологических деривационных категорий. Были рассмотрены особенности русского вида на славянском фоне, а также аспектуальный грамматико-словообра-

зовательный комплекс в современном русском языке. Занятие 4 апреля было полностью посвящено историческим аспектам морфологического словообразования. О.И. Дмитриева и О.Ю. Крючкова рассмотрели вопросы о роли суффиксации и префиксации в истории формирования видовых корреляций и аспектуальных значений в русском языке. 11 апреля в совместной лекции профессора Белгородского государственного исследовательского университета Н.А. Бесединой и Е.В. Петрухиной обсуждались когнитивные основы морфологии. 25 апреля Н.А. Николина и Е.В. Петрухина рассмотрели употребление и функции неузуальных морфологических форм в современной поэзии. 16 мая на лекции доцентов кафедр русского языка ДонГУ и МГУ Н.П. Курмакаевой и Н.К. Онипенко обсуждались проблемы деривации в синтаксисе, прежде всего с точки зрения интерпретации системных связей между членами предложений и моделями предложений.

Спецкурс вызвал большой интерес у студентов, он обсуждался в социальных сетях (ВКонтакте) среди студентов и аспирантов ДонГУ. Например, Алина (4-й курс) написала: «Много интересного и неожиданного. Очень понравились лекции Петрухиной, Шаранди-на, Теркулова». Дарья, аспирант: «Впечатляют саратовские лекции. Мне они очень помогли. Мои семантические поля нуждаются в историческом обосновании». Богдан, 2-й курс: «Хотелось бы поработать в ЭЛИТА. Очень интересно все это».

Свое мнение о спецкурсе высказала проф. СГУ имени Н.Г. Чернышевского О.И. Дмитриева: «Спецкурс позволил не только донести до студенческой аудитории глубокую и системно организованную информацию по проблемам словообразовательной, морфологической, синтаксической деривации, но и стал по сути своеобразным семинаром для преподавателей-лекторов. Возможность длительного научного взаимодействия с коллегами, работающими в близких и смежных областях, — это очень большая удача. Еженедельно встречаться на одной онлайн-площадке с учеными из Москвы, Донецка, Нижнего Новгорода, Тамбова и других городов нашей страны — интересный и полезный опыт. Не могу не выразить самой искренней признательности организаторам спецкурса профессору МГУ Е.В. Петрухиной и профессору Донецкого университета В.И. Теркулову за то, что стали центром этого взаимодействия. Общаясь с коллегами, каждый мог по-новому оценить результаты и перспективы собственного исследования, опыт других ученых, получая при этом несомненное удовольствие от живого и очень человечного общения. Внушает оптимизм интерес, который проявляли к лекциям слушатели спецкурса — студенты и аспиранты. Их собственные сообщения, сделанные на итоговых занятиях, об-

наружили научную состоятельность и самостоятельность молодых исследователей. Хочется пожелать им больших успехов в изучении языка и новых открытий на этом пути».

В соответствии с Программой сотрудничества между МГУ и ДонГУ, организаторами и участниками курса было решено создать по его материалам коллективную монографию, план которой 10 мая 2023 г. был обсужден и одобрен на заседании кафедры русского языка филологического факультета МГУ. Было также высказано предложение в следующем году продолжить (возможно, в формате научного семинара) уникальный опыт научно-учебного сотрудничества, позволившего дать возможность студентам ДонГУ и МГУ познакомиться с новейшими достижениями российской русистики и славистики.

Поступила в редакцию 12.09.2023 Принята к публикации 13.02.2024 Отредактирована 21.03.2024

Received 12.09.2023 Accepted 13.02.2024 Revised 21.03.2024

ОБ АВТОРАХ

Петрухина Елена Васильевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; elena.petrukhina@gmail.com

Теркулов Вячеслав Исаевич — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ДонГУ; v.terlkulov@donnu.ru

ABOUT THE AUTHORS

Elena Petrukhina — Doctor of Philology, Professor, Department of the Russian Language, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University; elena.petrukhina@ gmail.com

Vyacheslav Terkulov — Doctor of Philology, Professor, Head ofthe Russian Language Department, Philological Faculty, Donetsk State University; v.terlkulov@donnu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.