Научная статья на тему 'УЛУХАНОВ И.С. ГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Т. 1, 2. М.: АЗБУКОВНИК, 2015; 2017'

УЛУХАНОВ И.С. ГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Т. 1, 2. М.: АЗБУКОВНИК, 2015; 2017 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ГЛАГОЛ / МОТИВИРОВАННЫЙ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП / ОККАЗИОНАЛИЗМ / ИСЧИСЛИТЕЛЬНО-ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / WORD FORMATION / MOTIVATED / WORD-FORMATION TYPE / NONCE WORD / ENUMERATIVE AND EXPLANATORY METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрухина Елена Васильевна, Ремчукова Елена Николаевна

В рецензии представлена изданная в двух томах монография известного исследователя русского словообразования И.С. Улуханова, посвященная описанию словообразовательной системы русского глагола. В первом томе описаны глаголы, мотивированные именами и междометиями, во втором - глаголы, мотивированные глаголами. Системный метод в данном исследовании комбинируется с ономасиологическим и функциональным. При описании некоторых словообразовательных типов применяется также исчислительно-объяснительный метод, позволяющий определить все потенциальные глаголы и объяснить их реализацию или нереализацию в речи, что вносит большой вклад в русскую неологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ULUKHANOV I.S. VERBAL WORD FORMATION OFTHE MODERN RUSSIAN LAN-GUAGE. V.1, 2. M.: AZBUKOVNIK, 2015, 2017

The review presents a two-volume monograph on the word-formation system of the Russian verb by the famous researcher I.S. Ulukhanov. The first volume describes verbs motivated by names and interjections. The second volume describes verbs motivated by verbs. This study combines the systemic method with the onomasiological and functional methods. The enumerative and explanatory method is also used in the description of some word-formation types, making it possible to identify all potential verbs and explain their implementation or non-implementation in speech, which contributes greatly to Russian neology studies.

Текст научной работы на тему «УЛУХАНОВ И.С. ГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Т. 1, 2. М.: АЗБУКОВНИК, 2015; 2017»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 2

РЕЦЕНЗИИ

Е.В. Петрухина, Е.Н. Ремчукова

УЛУХАНОВ И. С. ГЛАГОЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Т. 1, 2. М.: АЗБУКОВНИК, 2015; 2017. 330 с.; 432 с.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Российский университет дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

В рецензии представлена изданная в двух томах монография известного исследователя русского словообразования И.С. Улуханова, посвященная описанию словообразовательной системы русского глагола. В первом томе описаны глаголы, мотивированные именами и междометиями, во втором - глаголы, мотивированные глаголами. Системный метод в данном исследовании комбинируется с ономасиологическим и функциональным. При описании некоторых словообразовательных типов применяется также исчислительно-объяснительный метод, позволяющий определить все потенциальные глаголы и объяснить их реализацию или нереализацию в речи, что вносит большой вклад в русскую неологию.

Ключевые слова: словообразование; глагол; мотивированный; словообразовательный тип; окказионализм; исчислительно-объяснительный метод.

В рецензируемой монографии известного лингвиста И.С. Улуханова, труды которого внесли значительный вклад в развитие русистики, представлено полное описание системы словообразовательных типов, словообразовательной семантики и формальных средств образования глаголов в русском языке. Один из авторов раздела «Словообразование» в академической грамматике русского языка [Русская грамматика, 1980] И.С. Улуханов продолжил исследование словообразовательной системы русского языка, проводившееся в его многочисленных, более ранних, публикациях [Улуханов, 1996; 2005; 2012]. Системный семасиологический подход в его работах комбинируется с ономасиологическим и функциональным, при этом большое внимание уделяется окказиональному словообразованию, которое играет важную роль в современном русском языке, расширяя свое пространство за счет развития медийной сферы и Интернета.

В обоих томах исходное деление мотивированных глаголов проводится по способам словообразования - чистым (суффиксальным и префиксальным)

Петрухина Елена Васильевна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: elena.petrukhina@gmail.com).

Ремчукова Елена Николаевна - доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН (e-mail: remchukova.lena@yandex.ru).

и смешанным (префиксально-суффиксальным, суффиксально-префиксальным и др.). Глаголы каждого словообразовательного способа делятся на семантические группы, а затем на словообразовательные типы, классификация которых, в отличие от более ранних авторских классификаций словообразовательных типов, отражает их объединение на основе сходной семантики. Например, во втором томе в разделе 2.1.1 рассматриваются глаголы со значением направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления: с префиксами до- (добрести, добежать, добросить); над-/надо- (надстроить дом, надвязать, надшить); под-/подо- (подойти, подвести, подгрести); при- (приехать, пританцевать, пригнать) и др. Такой ономасиологический принцип наглядно демонстрирует разные способы выражения сходных словообразовательных значений.

И.С. Улуханов большое внимание уделяет функционированию мотивированных глаголов в тексте и влиянию на семантику глаголов их ближайшего окружения. Так показано, что мотивация отадъективных глаголов с формантами о- + -и-, у- + -и- и др. зависит от контекстного окружения. Например, мотивация глаголов типа осложнить зависит от наличия / отсутствия в сочетании с данным глаголом показателей непредельной (ещё, значительно, незначительно и др.) или предельной (крайне, предельно, окончательно, совсем) степени приобретения признака. Если при глаголе подобных слов нет (контекстно независимая, или сильная, позиция), то глагол осложнить (например, в предложении Это осложнило нашу задачу) не содержит информации, стала ли задача сложной или только сложнее. Конкретизация этого значения происходит в контекстно-зависимой позиции: в сочетании со словами слегка, значительно глагол осложнить означает 'делать сложнее' (т.е. мотивируется сравнительной степенью прилагательного), а в сочетании со словами предельно, крайне глагол означает 'делать сложным', т.е. мотивируется положительной степенью прилагательного.

Анализ большого количества контекстов употребления глаголов выявляет особенности функционирования изучаемой лексики и степень продуктивности типов и словообразовательных формантов. Большое число окказионализмов, почерпнутых из текстов последних десятилетий (начиная с 1970-х годов и кончая современностью), доказывает появление и активное функционирование новых словообразовательных типов (в основном смешанных) и новых формантов.

В монографии также применяется «исчислительно-объяснительный» метод описания русского словообразования, детально разработанный ранее, в частности [Улуханов, 1996]. Данный метод позволяет исчислить все возможные потенциальные единицы глагольной словообразовательной подсистемы, сопоставить узуальные и окказиональные производные и предсказать основные направления деривации окказионализмов. Например, с помощью упомянутого выше метода в 3-й главе первого тома исчислены все потенциально возможные комбинации префиксов пере- и раз- и суффикса -и- в префиксально-суффиксальных формантах пере- + -и-, раз- + -и- и выявлены причины реализации / нереализации данных моделей в узуальной и окказиональной лексике. Так, математически возможно 45 комбинаций пяти значений префикса раз- с девятью значениями суффикса -и-. Из них в узуальной лексике реализовано семь (т.е. примерно 15%) комбинаций, в

окказиональной - еще пять. В книге рассматривается каждая из реализованных комбинаций (с. 281) и возможности реализации нереализованных комбинаций. Из 90 математически возможных комбинаций десяти значений префикса пере- и девяти значений суффикса -и- узуально реализовано семь комбинаций и окказионально - одна. Столь же детально рассматриваются возможности и других комбинаций.

Детально в монографии описаны все морфонологические явления, сопровождающие образование глаголов. При этом выявлены не описанные ранее зависимости между свойствами мотивирующего слова и местом ударения мотивированных глаголов. Большое внимание уделено обратным способам словообразования - десуффиксации, депрефиксации, декомпозиции и др. (т. I, с. 90-105; т. II, с. 260-273). Эти типы представляют собой результат лексического заполнения потенциально возможных пустовавших клеток глагольной словообразовательной системы.

И.С. Улуханов обосновал возможность разнонаправленных производных отношений не только в дискурсе, но и в самой словообразовательной системе, разделив транспозиционные словообразовательные значения на прямые (читать - чтение, белый - белизна) и обратные. Введенный автором термин «обратная транспозиция» употребляется по отношению к таким словообразовательным парам, как салют - салютовать и мужество - мужественный. Существительные - названия действия и признака, выступают здесь в качестве мотивирующих по отношению к глаголам (т. I, с. 75-77). Обратная транспозиция реализуется тогда, когда имя существительное не мотивировано глаголом или прилагательным. В противном случае речь не идет об обратной транспозиции, так как мотивированное слово приобретает дополнительные элементы значения, например: монтировать - монтаж -монтажничать, где глаголы на -ничать, в отличие от монтировать, содержат компонент 'заниматься чем-н.' и не указывают на наличие объекта действия; влажный - влажность - влажностный, где влажностный, в отличие от влажный, «употребляется в специальных стилях и означает 'характеризующийся определенной влажностью' (влажностный режим, влажностная характеристика)» (т. I, с. 6).

Считаем необходимым обратить внимание на соотношение терминов «мотивированность» и «производность». Последний термин в анализируемой монографии И.С. Улуханова, посвященной синхронному словообразованию, практически не используется, так как термин «производность» автор связывает исключительно с историей образования слова, которая часто не тождественна синхронным словообразовательным отношениям, подробнее об этом см. [Улуханов, 2005: 23]. Однако отдельные употребления термина «производность» в общепринятом смысле (так, как он понимается, например, в [Винокур, 1946: 317]), в монографии все же встречаются (с. 226, 234 и др.).

В заключении второго тома И.С. Улуханов называет проблемы глагольного словообразования, нуждающиеся в дополнительном изучении, в частности, исследование синонимичных словообразовательных типов и разного рода ограничений в образовании глаголов. Большие перспективы

связываются с возможностью корпусных и более обширных статистических исследований словообразования (в монографии количественные данные приводятся преимущественно в связи с префиксацией глаголов).

Таким образом, монография И.С. Улуханова «Глагольное словообразование современного русского языка» (в двух томах) демонстрирует возможности и перспективы комплексного изучения русского словообразования, а также новые подходы в решении традиционных вопросов. В ней системный аспект исследования сочетается с функционально-ономасиологическим, а полнота описания словообразовательных типов глаголов - с большим объемом проанализированного языкового материала. Большое внимание к окказиональной глагольной лексике позволяет И.С. Улуханову исследовать те свойства русской словообразовательной системы, которые обеспечивают огромный словотворческий потенциал русского языка.

Список литературы

1. ВинокурГ.О. Заметки по русскому словообразованию // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т. V. Вып. 4. М., 1946.

2. Русская грамматика. Т. I. М., 1980.

3. Улуханов И. С. Глагольное словообразование современного русского языка. Т. 2: Глаголы, мотивированные глаголами. М., 2017.

4. Улуханов И.С. Глагольное словообразование современного русского языка. Т. 1: Глаголы, мотивированные именами и междометиями. М., 2015.

5. Улуханов И.С. Словообразование. Морфонология. Лексикология. М., 2012.

6. Улуханов И.С. Мотивация в словообразовательной системе русского языка. М., 2005.

7. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.

Elena Petrukhina, Elena Remchukova

U L U K H A N O V I. S. VERBAL WORD FORMATION

OF THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE.

V. 1, 2. M.: AZBUKOVNIK, 2015, 2017. 330 p.; 432 p.

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

Peoples' Friendship University of Russia,

6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198

The review presents a two-volume monograph on the word-formation system of the Russian verb by the famous researcher I.S. Ulukhanov. The first volume describes verbs motivated by names and interjections. The second volume describes verbs motivated by verbs. This study combines the systemic method with the onomasiological and functional methods. The enumerative and explanatory method is also used in the description of some word-formation types, making it possible to identify all potential verbs and explain their implementation or non-implementation in speech, which contributes greatly to Russian neology studies.

Key words: word formation; motivated; word-formation type; nonce word; enu-merative and explanatory method.

About the authors: ElenaPetrukhina - Prof. Dr., Department of Russian Linguistics, Lomonosov Moscow State University (e-mail: elena.petrukhina@gmail.com); Elena Rem-chukova - Prof. Dr., Department of General and Russian Linguistics, RUDN University (e-mail: remchukova.lena@yandex.ru).

References

1. Vinokur G.O. Zametki po russkomu slovoobrazovaniyu [Notes on Russian word formation] // Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya literatury i yazyka. M., 1946. T. V. Vyp. 4. (In Russ.)

2. Russkayagrammatika. [Russian grammar] T. I. M.: Nauka, 1980. (In Russ.)

3. Uluhanov I.S. Glagol'noe slovoobrazovanie sovremennogo russkogo yazyka. [Verbal word formation of the modern Russian language] T. 2: Glagoly, motivirovannye glagolami. M.: Azbukovnik, 2017. (In Russ.)

4. Uluhanov I.S. Glagol'noe slovoobrazovanie sovremennogo russkogo yazyka. [Verbal word formation of the modern Russian language] T. 1: Glagoly, motivirovannye imenami i mezhdometiyami. M.: Azbukovnik, 2015. (In Russ.)

5. Uluhanov I.S. Slovoobrazovanie. Morfonologiya. Leksikologiya. [Word formation. Morphology. Lexicology] M.: Logos, 2012. (In Russ.)

6. Uluhanov I.S. Motivaciya v slovoobrazovatel'noj sisteme russkogo yazyka. [Motivation in the word formation system of the Russian language] M.: Librokom, 2005. (In Russ.)

7. Uluhanov I.S. Edinicy slovoobrazovatel'noj sistemy russkogo yazyka i ih leksicheskaya realizaciya. [Units of the word-formation system of the Russian language and their lexical realization] M.: Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova, 1996. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.