Научная статья на тему 'Межсословные браки татар Киргизской поземельной волости Уфимского наместничества (по ревизским сказкам 1795 г.)'

Межсословные браки татар Киргизской поземельной волости Уфимского наместничества (по ревизским сказкам 1795 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Киргизская поземельная волость / татары башкирского сословия / татары тептярского сословия / единое татарское этнокультурное пространство / служилые татары / ясачные татары / Kirgiz land volost / tatars of the bashkir class / tatars of the teptyar class / unified tatar ethnocultural space / yasak tatars / service tatars

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тагир Тимергазимович Каримов

В статье рассматриваются межсословные браки татар, проживавших в Киргизской поземельной волости, на основе данных ревизских сказок 1795 года, которые неоднократно привлекали внимание автора. Анализируются деревни Зириклы, Нижнезаитово, Килькабызово, Ябалаково, Илишево, Урметово, Куручево, Куяново, Сакатово, Актаныш, Кадыкеево, Каракашлы, Кугарчин-Буляк, Уруссу и Ютаза, относящиеся к трем «округам» Уфимского наместничества. Исследование показывает, что население этих деревень, зачастую неоднородное по своему сословному составу, вступало в браки с татарами башкирского, тептярского и мещерякского сословий, а также с ясачными татарами из разных регионов. Факты свидетельствуют о тесных связях и общности менталитета татар, имеющих общую историю и происхождение и проживающих в едином этнокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-class marriages of tatars of the Kirghiz land volost of the Ufa viceroyalty (according to the census records of 1795)

This article studies inter-class marriages of tatars living in the Kirghiz land volost, based on the data of the 1795 census tales, which have repeatedly attracted the author’s attention. The villages of Zirikly, Nizhnezaitovo, Kilkabyzovo, Yabalakovo, Ilishevo, Urmetevo, Kuruchevo, Kuyanovo, Sakatovo, Aktanysh, Kadykeevo, Karakashly, Kugarchin-Bulyak, Urussu and Yutaza, belonging to three «districts» of the Ufa viceroyalty, are analyzed. The study shows that the population of these villages, often heterogeneous in its class composition, intermarried with tatars of the bashkir, teptyar and meshcheryak classes, as well as with yasak tatars from different regions. The facts testify to the close ties and common mentality of the tatars, who have a common history and origin and live in a single ethnocultural space.

Текст научной работы на тему «Межсословные браки татар Киргизской поземельной волости Уфимского наместничества (по ревизским сказкам 1795 г.)»

УДК 94 (470.41)

Дата поступления (Submitted) 04.09.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 11.09.2024

Межсословные браки татар Киргизской поземельной волости Уфимского наместничества (по ревизским сказкам 1795 г.)

ТАГИР ТИМЕРГАЗИМОВИЧ КАРИМОВ

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики

Татарстан

420111, г. Казань, ул. Батурина, 7А e-mail: tkarimov@bk.ru

Аннотация. В статье рассматриваются межсословные браки татар, проживавших в Киргизской поземельной волости, на основе данных ревизских сказок 1795 года, которые неоднократно привлекали внимание автора. Анализируются деревни Зириклы, Нижнезаитово, Килькабызово, Ябалаково, Илишево, Урметово, Куручево, Куяново, Сакатово, Актаныш, Кадыкеево, Каракашлы, Кугарчин-Буляк, Уруссу и Ютаза, относящиеся к трем «округам» Уфимского наместничества. Исследование показывает, что население этих деревень, зачастую неоднородное по своему сословному составу, вступало в браки с татарами башкирского, тептярского и мещерякского сословий, а также с ясачными татарами из разных регионов. Факты свидетельствуют о тесных связях и общности менталитета татар, имеющих общую историю и происхождение и проживающих в едином этнокультурном пространстве.

Ключевые слова: Киргизская поземельная волость, татары башкирского сословия, татары тептярского сословия, единое татарское этнокультурное пространство, служилые татары, ясачные татары

Inter-class marriages of tatars of the Kirghiz land volost of the Ufa viceroyalty (according to the census records of 1795)

TAGIR TIMERGAZIMOVICH KARIMOV

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher Institute of History. Sh. Marjani AS RT (Kazan) 420111, Kazan, st. Baturina, 7A e-mail: tkarimov@bk.ru

Abstract. This article studies inter-class marriages of tatars living in the Kirghiz land volost, based on the data of the 1795 census tales, which have repeatedly attracted the author's attention. The villages of Zirikly, Nizhnezaitovo, Kilkabyzovo, Yabalakovo, Ilishevo, Urmetevo, Kuruchevo, Kuyanovo, Sakatovo, Aktanysh, Ka-dykeevo, Karakashly, Kugarchin-Bulyak, Urussu and Yutaza, belonging to three «districts» of the Ufa viceroyalty, are analyzed. The study shows that the population of these villages, often heterogeneous in its class composition, intermarried with tatars of the bashkir, teptyar and meshcheryak classes, as well as with yasak tatars from different regions. The facts testify to the close ties and common mentality of the tatars, who have a common history and origin and live in a single ethnocultural space.

Keywords: Kirgiz land volost, tatars of the bashkir class, tatars of the teptyar class, unified tatar ethnocultural space, yasak tatars, service tatars

Архивные источники опровергают попытки представить сословные наименования как этнос (этническую группу), наблюдаемые в башкирской исторической литературе. Они показывают, что подавляющее большинство поземельных волостей были татарскими, где существовало единое татарское этнокультурное пространство. Это подтверждается материалами переписей и метрическими книгами, которые многократно использовались в наших исследованиях.

Мы уже отмечали ранее единство татарского

этнокультурного пространства, уделяя внимание сибирским, приуральским и казанским татарам разных сословий, по материалам переписи 1762 г. (III ревизия) [2; 3; 4]. Важным дополнительным источником для изучения этой темы служат документы переписи 1795 г. (V ревизия). Ранее мы уже изучали этот источник по материалам Булярской, Еланской и Гарейской поземельных волостей [5; 6]. Теперь нам предстоит сделать то же самое для Киргизской волости.

В качестве объекта исследования были выбраны деревни Зириклы, Нижнезаитово, Киль-

кабызово, Ябалаково, Илишево, Урметово, Куру-чево, Куяново, Сакатово, Актаныш, Кадыкеево, Каракашлы, Кугарчин-Буляк, Уруссу и Ютаза, относящиеся к трем «округам» Уфимского наместничества и в настоящее время входящие в состав современных Бакалинского, Илишевско-го, Шаранского районов Башкортостана, а также Актанышского и Ютазинского районов Татарстана. В таком порядке они будут рассмотрены далее.

В д. Ериклы Зириклы тож (ныне с. Зириклы Шаранского района РБ) в 1795 г. было зафиксировано 58 душ муж. и 40 жен. пола (в 1782 г было соответственно 51 и 49) ясачных татар. Первым в списке стоит двоеженец Ахмер Смаилов (68 лет), состоящий во втором браке с дочерью татарина башкирского сословия д. Ильчимбетово. Двоеженцами были Габдулсалих Сатыев (30 лет), Рамгул Кутуев (34), Рамазан Сафаров (56), Ахмер Сафаров (51). Зириклинцы вступали в браки с татарами тептярского (дд. Абдуллино «Бирской округи», Зигитяково, Тавларово, Ямады (2 брака) и башкирского (дд. Ильчимбетово, Киска Илга) сословий, а также с ясачными татарами дд. Ад-нагулово, Атня (Забида Гайсина и Мряс Мусали-мова; «Казанской губернии Арской округи»), Бай-ряка, Дюрменево, Заитово (5 браков), Кырлаево (Шербан Ишмратова; «Казанской губернии Арской округи»), Мичен (Махтум Рякеева; «Арской округи»), Серды (Ханифа Тюкеева; «Арской округи»), Сикертан (Зюлкагда Илимова; «Казанской губернии Арской округи»), Стерли («Бугульмин-ской округи»), Ташлы, Тойкино («Бугульминской округи»), Токаево, Туба (2 брака; Вятского наместничества «Елабужской округи»), Туба («Казанской губернии Малмыжской округи»), Шитово (Габида Халилова; «Казанской губернии Арской округи»), Ядигарово (Солтана Бектемирова; «Ар-ской округи»). Как видно, из дальних деревень зириклинцы были особенно тесно связаны с жителями близлежащей к г. Казань территории. Всего по этой сказке было 47 душ муж. и 36 душ жен. пола. Далее приводятся сведения о семье Габдуллатыфа Гайсина (42 года), о нем говорится следующее: «Сверх сего показанные в третью ревизию в Ериклы же по особой скаске, но после записавшиеся в мещанство. Напоследок же по указу Уфимской казенной палаты от числа июля 1795 год,а включенные опять в первобытное состояние - ясашные татара». Последними записаны сыновья отставного солдата Абдуша Ураза-ева и «перешедшие в 1795 году... Бирской округи из деревни Гулюковой ясашные татары» (семья Адила Бикметева (66 лет)) [16, л. 837-844].

В последней цитате необходимо обратить внимание на д. Гулюково (ныне Дюртюлинско-го района РБ), которая, по нашим сведениям, относится к Шамшадинской волости. По сведениям 1816 г. в этой деревне проживали «тептяри из татар» (20 душ муж. пола), «мещеряки» (17) и «башкиры» (12) [1, с. 117]. Теперь мы знаем, что в

сословный состав деревни в XVIII в. входили и ясачные татары, но к 1816 г. они ее покинули.

Кроме ясачных татар, в д. Зириклы в 1795 г. проживали жители тептярского сословия (37 душ муж. и 45 душ жен. пола) - потомки ясачных татар, учтенных в ревизской сказке 1762 г. Первой в списке стоит семья Усмана Умерова (71 год), его сын двоеженец Бектемир (23) женат на 13-летней Минлибеке Сулеймановой («деревни Кучуковой тептярская дочь») и 20-летней Голте Субханкуловой (дочь «тептяря» д. Верхней Ташлы). Далее даны сведения о семьях Смаила Атнашева (45), братьев Ермухаммета (28) и Зяр-кея (23) Сафаралеевых, Мавлюта Камаева (58), Габита Килменева (56), двоеженца Забира Камаева (43), Калчебая Камаева (скончался в 1783 г.), братьев Гамара (63), Башира (53; сын Хабибулла женат на дочери татарина башкирского сословия д. Ильчимбетово), Гусмана (скончался в 1788 г.), Галия (51) и Егафера (48) Кутлуметовых, Апса-ляма Аблаева (35), Мустакима Мустафина (38) и Гайсы Госманова (в источнике «Гойсманов»; скончался в 1783 г.) [15, л. 317 об.-321].

Итак, в д. Зириклы по сведениям 1795 г. общая численность населения составляет 95 душ муж. и 85 душ жен. пола обеих сословий. Эту информацию из первоисточника следует взять за основу; другая опубликованная информация не отражает точной численности. Например, энциклопедический портал «Башкортостан» сообщает, что «в 1795 году в 30 дворах проживало 139 человек» [23], что неверно.

В 1795 г. зафиксированы две деревни Заито-во с татарами тептярского сословия. Здесь речь пойдет о д. Заитово (ныне Нижнезаитово Шаранского района РБ), расположенной на территории Киргизской волости (другая относится к Кыр-И-ланской волости). Заитовцы вступали в брак с татарами тептярского (дд. Аюпово «Бугульминской округи», Бятки, Заитово, Калшалы («Тал-талы»), Ксюково, Куручево, Куяново, Кызыльяр «Бугульминской округи» (2 брака), Наратасты, Новое «Бугульминской округи» (2 брака), Сапее-во «Бугульминской округи», Сарсаз, Смаилово (2), Стерлитамак «Бугульминской округи» (2 брака), Ташлы, Тупеево, Улканово, Чуево, Янтемирово, Япрыково) и башкирского (дд. Букаево, Заитово, Исергапово «Бугульминской округи», Кугар-чин-Буляк, Кызыльяр «Бугульминской округи», Муллино, Новое «Бугульминской округи», Тупее-во) сословий, а также с ясачными татарами дд. Байряка («Бакрыклы»), Еремкино, Исергапово «Бугульминской округи», Кугарчин-Буляк. Мин-лигул (27 лет) женился на Минлибике Миняевой (35), дочери ясачного татарина д. Чутай Вятского наместничества. Двоеженец Валит Халилов (43 года) имел жен из разных сословий: первая жена Рабига Ягоферова была дочерью татарина башкирского сословия д. Исергапово, а вторая жена - дочерью ясачного татарина д. Нурбер Вятского наместничества. Двоеженец Мансур

Ильметев (1735-1790), который в ревизской сказке 1762 г. значился под фамилией Юлметев [4, с. 16], также сочетался браком с жителями разных сословий: в первый раз он женился на дочери татарина тептярского сословия д. Токта-гулово, а во второй раз - на жительнице д. Курса Казанского наместничества. Всего в д. Заитово в 1795 г. проживало 35 души муж. и 43 души жен. пола (в 1782 г. - 36 мужчин и 34 женщины) татар тептярского сословия [15, л. 234 об. - 238].

Браки жителей д. Заитово показывают тесное общение татар башкирского, тептярского и других сословий из разных наместничеств (губерний). Расстояния никогда не были для них преградой. Трудно представить, сколько дней и ночей заитовцы проводили в пути, чтобы добраться до Корсы (ныне Арского района РТ) или Чутая (Балтасинского района РТ) и привезти оттуда невесту.

Другую группу в рассматриваемой д. Заитово в 1795 г. составляли ясачные татары, насчитывавшие 41 душу муж. (семьи Араслана Исянгулова (1727-1784 гг.), Султаная Курбанаева (1728-1789), братьев Субханкула и Салиха Ис-ламгуловых, Насыпа Уразаева и др.) и 34 души жен. пола (в 1782 г. их было 38 и 35 соответственно). Ранее мы видели Султаная Курбанаева в ревизской сказке 1762 г. среди жителей Казанского уезда, которые по припуску вотчинника Киргизской волости Заита Устимова и его товарищей переселились в его д. Заитово [3, с. 26-27]. В 1795 г. брачные отношения наблюдались с татарами тептярского сословия (дд. Еремкино, Зириклы (2 брака), Кас-Илга), с ясачными (дд. Байряка, Еремкино, Зириклы (2), Кугарчин-Буляк) и служилыми (дд. Верхние Ташлы (2 брака), Ташлы) татарами [16, л. 846-849 об.].

В д. Ебалаково (ныне с. Ябалаково Илишев-ского района РБ) в 1795 г. насчитывалось 26 душ муж. и 21 душа жен. пола татар тептярского сословия команды старшины Ибатуллы Илкеева «Бирской округи» (в 1782 г. их было соответственно 20 и 18). Первыми в список жителей включены наследники Исхака Асянова (1714-1794). Жена Исхака была дочерью татарина тептярского сословия д. Киргизово, его сыновья Ильяс и Идрис женились на дочерях татар этого сословия, соответственно Аккузево и Киргизово. Остальные жители создали семьи с татарами тептярского (дд. Аишево (2 брака), Базытамак, Исансупово («Исянсифово», Янгызнаратово), Илишево, Киргизово, Нугаево), башкирского (д. Ябалаково) и мещерякского (д. Киргиз) сословий разных деревень. Кроме перечисленных, названы также дд. Кадыкеево, Новое и Токмаково (в них сословие жителей не показано) [13, л. 342-343 об.].

В д. Илишево (ныне Илишевского района РБ) в 1795 г. проживало 36 душ муж. и 42 души жен. пола татар тептярского сословия команды старшины Ибатуллы Илкеева «Бирской округи» (в 1782 г. их было соответственно 33 и 34). Или-

шевцы женились на татарках башкирского (дд. Апсалямово, Аткулово, Зигитово, Илишево (2 брака), Исеметево, Исенбаево, Кадыкеево, Кузе-каево, Мрясево, Токтагулово, Чириккул, Шада-ли), тептярского (дд. Атасево, Биктовово, Ебалаково, Иркаево, Бишкумачево, Киргизово (2), Надырово) и мещерякского (дд. Кипчаково (3), Надырово) сословий разных деревень. Мрадым Муртазин (45 лет) отмечен как троеженец, но его вторая жена вышла замуж за другого «после увольнения мужа», а третью жену он взял из д. Бишкумачево (в источнике «Кумачево») «Мензе-линской округи». Габдулзялил Ибрагимов (34), женился на дочери ясачного татарина д. Мам-ляш («округи» не указано) [13, л. 346-349].

Кроме них здесь проживали еще ясачные татары (24 души муж. и 25 душ жен. пола) [12, л. 161162 об.], тесно связанные с Казанским уездом (известно, что они переселились оттуда еще до III ревизии).

Итак, ревизские сказки дд. Илишево и Ябалаково содержат множество названий деревень «Мензелинской округи», что указывает на тесные связи и общность менталитета татар двух территорий, имеющих общее происхождение и историю.

Кроме Илишево, в команду старшины Ибатуллы Илкеева входили татары тептярского сословия следующих деревень: Абдуллино (102 души муж. и 96 душ жен. пола в 1795 г.), Игметово (72 и 56), Киргизово (99 и 75), Кошбахтино (33 и 30), Смаилово (52 и 45), Алькашево (72 и 68), Чюево (71 и 51), Базытамаково (100 и 104), Надырово (46 и 39), Меняузово (27 и 32), Телекеево (30 и 34), Аю (22 и 22), Ебалаково (26 и 21), Синиряново (2 и 1), Аккузево (36 и 40), Турачево (94 и 101), Исем-метово (43 и 30), Буралино (4 и 6), Еркеево (45 и 48), Биктово (19 и 6 соответственно), Актаныш (4 душ муж. пола), всего 1035 душ муж. и 947 душ жен. пола (в 1782 г. их было соответственно 845 и 714) [13, 2 об.-3]. В списке 1816 г. они записаны «из татар тептярями и бобылями» в следующих деревнях: Абдуллино (136 душ муж. пола), Аккузево (55), Актанышево (1), Алькашево (86), Базытамаково (128), Биктово (19), Буралино (6), Ебалаково (35), Еркеево (50), Игметово (94), Илишево (29), Исемметово (51), Киргизово (111), Медведе-во (30), Меняузово (28), Надырово (39), Смаилово (48), Телекеево (49), Турачево (93), Чуево (77 соответственно) [19, л. 75 об.-115 об.]. В этом источнике также приводятся списки «из вотяков тептя-рей» и «из черемись тептярей» [19, л. 119 об., 139 об.]. Последние были в дд. Ебалаково (64 души муж. пола), Илишево (18), Киргизово (28), Менеуз (20) [19, л. 139 об. - 158 об.]. Кроме того, в д. Илишево учтены ясачные татары (13 душ муж. пола) [19, л. 163 об.], но их численность меньше, чем в 1795 г.

Заслуживают внимания итоговые сведения V ревизии по «Белебеевской округи», содержащие сведения о количестве душ обоего пола по

деревням и командам. Одна часть татар тептярского сословия Киргизской волости относилась к команде старшины Абдюса Мурсалимова и показана в дд. Иштеряково на речке Курпе (59 душ муж. и 46 душ жен. пола), Камаево (86 и 66; в 1810 г. 15 душ муж. пола перешла в д. Ермекеево [7, с. 121]), Тупеево (53 и 41), Токтагулово (57 и 44), Урметево (145 и 137 соответственно) [14, л. 124 об. - 126 об.].

Другая часть татар тептярского сословия Киргизской волости «Белебеевской округи» находилась в команде старшины Бикбатыра Бек-темирова. В 1795 г. они были записаны в дд. Бет-ки (31 душа муж. и 37 душ жен. пола), Заитово (35 и 43), Катаево (64 и 78), Килькабызово (99 и 92), Куяново (31 и 28), Куручево (102 и 93), Сакатово (39 и 37), Нижние Ташлы (56 и 55), Верхние Ташлы (30 и 30), Устюмово (31 и 31), Янтемирово (55 и 55 соответственно), всего 613 душ муж. и 614 душ жен. пола [14, л. 137 об.-141].

Основная особенность ревизских сказок 1795 г. заключается в том, что они содержат информацию не только о именах, возрасте и семейном положении населения обоего пола, но и о географии браков и межсословных отношениях. Ниже мы сообщим о некоторых наших наблюдениях по дд. Урметово, Килькабызово, Куручево, Куя-ново и Сакатово.

По численности татар тептярского сословия (всего 145 душ. муж. и 137 душ жен. пола) д. Урметево (ныне с. Урметово Илишевского района РБ) была крупнейшей в Киргизской волости. Возглавляет список старшина Абдюс Мурсали-мов (43 года; двоеженец). Его первая жена была односельчанкой тептярского сословия, вторая - дочерью татарина башкирского сословия д. Буртюк. Своих дочерей он выдал замуж за татар башкирского сословия из дд. Дюмеево и Ерме-кеево. Жители деревни поддерживали тесные связи с Мензелинским краем, заключая браки с татарами башкирского (дд. Кубяково (2), Урса-лы, Чурашево и др.) и тептярского (дд. Алимово, Амекеево) сословий, а также с ясачными татарами (д. Чубар-Абдуллино и др.) разных деревень [15, л. 27-39].

В д. Килькабызово (ныне Бакалинского района РБ) основное население составляли татары тептярского сословия. В 1795 г. здесь записано 99 душ муж. и 92 души жен. пола (в 1782 г. их было 73 и 54 соответственно). Килькабызовцы вступали в брак с татарами тептярского (дд. Аднагулово, Амекеево, Арасланово (2 брака), Байбулатово (2), Байсарово, Биткинино, Букаево, Заитово, Зигитяково («Ягитяково»), Ишметево, Иштеряково, Камаево (2), Кас-Илга, Катаево (3), Куручево, Куяново (3), Метавтамак, Сюрметево (2), Токтагулово, Тузлукушево (2), Тулеганово «Бирской округи», Тупеево (4), Урметево (2), Устю-ба, Чекаево, Чупты («Бирской округи»), Янабер-дино), башкирского (дд. Биккинино, Ишметево, Калмаш, Катаево (3), Куручево, Сабаево, Тлянчи

«Мензелинской округи», Токтагулово, Тупеево, Уразметево «Мензелинской округи», Урметево, Урсаево, Чакмагуш, Шигаево (2)) и мещерякско-го (д. Янабердино) сословий и ясачными татарами дд. Анаково («Анакаево Мензелинской округи»), Ташлы «Бугульминской округи» и Улязово. Троеженец Мухаммет Акметев (1710-1789) имел молодых жен (30 и 20 лет) родом из дд. Чупты и Куручево соответственно. После смерти мужа «отошли к отцу в 1789 г.», поэтому их сословие не указано. Не известно также сословие первой жены (Базиха Алпаутова из д. Исансупово; в источнике «Исянсисово Мензелинской округи») двоеженца Минликея Бикеева (53), так как она умерла в 1784 г. Обе жены (первой 43 года, второй - 23) Юзея Айдагулова (48) были дочерьми татар башкирского сословия дд. Тлянчи и Ура-зметево «Мензелинской округи». Балта Бекчу-рин (73) и его жена, дочь татарина башкирского сословия д. Качкиново «Мензелинской округи» Алтынбика Сулейманова (58), воспитали троих сыновей, старший Юзекей (31) женился на дочери татарина башкирского сословия д. Урсаево «Бугульминской округи» Гулистан Абдулменевой (23) [15, л. 214-220 об.].

При изучении ревизской сказки 1795 г. по д. Килькабызово нами было обнаружено ранее неизвестное имя вотчинника Карачмана из д. Ка-таево. Его дочь Муслима (23 года) вышла замуж за «тептяря» Ишкильды (24 года), сына Мукая Ишеева. Род Карачмана по д. Катаево можно проследить только по этому источнику, а сам вотчинник Карачман Московов упоминается в документе от 23 марта 1782 г. [9, с. 23]. Однако потомков Карачмана в Киргизской волости не обнаружено, что говорит о том, что сыновей у него могло и не быть.

Кроме татар-«тептярей», в д. Килькабызово Тойкаабызово тож в 1795 г. проживало 2 души муж. и 1 душа жен. пола (в 1782 г. их было соответственно 2 и 3) ясачных татар. Это Забир Ами-ров (57 лет) и члены его семьи. Две дочери Заби-ра вышли замуж за татар тептярского сословия их деревни, а младшая «выдана в замужство в 795-м году сей же округи в деревне Аташеву за башкирца». Сын Гайса (37) женился на дочери ясачного татарина д. Еремкино Бике Габдулме-невой (20) [16, л. 866-866 об.]. Вот так в одной семье оказались татары трех сословий.

Мы провели подробный анализ браков жителей д. Килькабызово и других деревень. Цель данного анализа - показать, что татары разных сословий и уездов жили в едином этнокультурном пространстве, и сословные различия не были препятствием для заключения браков и общения. На примере д. Килькабызово мы видим тесные духовные связи между татарами Белебеевского, Бирского, Бугульминского и Мензелинского «округов», которые укрепились благодаря бракам.

Другой пример - деревня Куручево (ныне

Старокуручево Бакалинского района РБ) где мы видим духовные связи татар разных сословий, выходящие за пределы указанных территорий. Например, Юлдаш Уразгилдин (1732-1794) женился на дочери жителя тептярского сословия из д. Казарма «Уфимской округи» Тутлугуш Резяповой. Двоеженец Бурангул Урагильдин (52 года) имел второй женой (28) дочь ясачного татарина из «Малмыжской округи» Вятского наместничества.

Кроме деревень Белебеевского уезда, мы также видим браки с участием татар башкирского сословия из деревень Иликово, Яркеево «Бирской округи», Агбясево, Зейлево, Кадикеево, Чу-ракаево «Мензелинской округи», Стерлитамак «Бугульминской округи». Среди ясачных татар упоминается «Бугульминской округи деревни Куптяка татарская дочь» [15, л. 223-230].

Небольшая по сравнению с ранее рассмотренными поселениями численность татар теп-тярского сословия зафиксирована в д. Куяново (ныне Бакалинского района РБ), где в 1795 г. насчитывалось 30 душ муж. и 27 душ жен. пола (в 1782 г. их было 32 и 21 соответственно). В список включены семьи Максюта Бикметева (17111794; жена была дочерью татарина башкирского сословия д. Бурсуклы), Карагула Муксимова (40 лет; жена - «башкирка» д. Куручево), Максюта Маметьева (1731-1787; жена - «тептярка» д. Сарлы), братьев Тоиша (67) и Юлдаша (53) Кама-ковых, Иманая Уразметева (77), Суюндука Ама-наева (1747-1787), Исламгула Юсупова (40; жена Мухиббя Зюсикеева (33) была дочерью татарина башкирского сословия своей же деревни), Кут-лумета Кутлугушева (25), братьев Ишмухаммета (40) и Искендера (34) Юсуповых и др. Габдрашит Гумеров в 1795 г. переехал в д. Тамьян «Мензе-линской округи». В этой деревне зафиксирован редкий случай: у Ишмухаммета Юсупова жена Залифа Кулгаринова (40) отмечена как «Катай-ской линии киргиская дочь». Кроме названных, куяновцы имели также брачные отношения с татарами тептярского (дд. Агир, Азмеево, Азнака-ево, Баиково, Катаево (3 брака), Килькабызово, Наратлы Елга, Нижнее Ташлы, Сарлы) и башкирского (дд. Балак[ово], Дюрменево, Кальмеево, Какрибашево, Куручево (2), Урметево) сословий других деревень [15, л. 221-223].

Ревизская сказка 1795 г. д. Сакатово (ныне Бакалинского района РБ) Белебеевского уезда начинается с Биктимера Ахметова (1724-1794). Его женой была Ишбика Аитовна (1738-1789), родом из д. Чершилы (ныне Чершелы Тукаевского района РТ) «Мензелинской округи», где в 1744 г. был записан его брат Сафар Аитов [8, с. 31]. Род Биктимера продолжил его 48-летний сын старшина Бикбатыр Биктимеров, который был грамотным (о чем свидетельствует его собственноручная подпись в ревизских документах) и зажиточным (имел 2-х жен). Вторым записан двоеженец Кут-лугуш Бикметев (52 года), вторая жена которого Забига Уразметева (46) была дочерью ясачного

татарина д. Ядигерово «Арской округи» Казанской губернии. Жители д. Сакатово вступали в брак с татарами тептярского (дд. Баиково, Еремкино, Катаево, Кучуково, Наратлы, Наратлы-Илга «Бугульминской округи», Стерлитамаково «Бу-гульминской округи», Ташлы (2 брака), Устюмово (3), Учали, Чугана «Мензелинской округи», Яма-ды (2), Янтемирово (4)) и башкирского (Куяново, Тупеево) сословий, а также с ясачными татарами из дд. Зириклы, Карамалы, Учалле («Учели») [15, л. 207-211].

Итак, сведения о брачных отношениях деревень «Белебеевской округи» отражают единое этнокультурное пространство татарского народа. То же самое можно сказать и о материалах «Мензелинской округи». Например, в д. Актаныш обращает на себя внимание тройной брак Мин-лиша Абзаева (56 лет), третья жена которого На-зира Яхеева (43 года) - «тарханская дочь», взятая после смерти «тептяря» Ишкини Уразаева, известного в 1762 г. как старшины ясачных татар большой территории, в т. ч. Гарейской волости [6, с. 15]. Жители деревни имели брачные отношения с татарами башкирского (дд. Азяккулево (2 брака), Аиткулово, Актанышбаш, Мрясево, Сул-теево, Усы, Янзигитово) и тептярского (дд. Аише-во, Базытамаково (2 брака), Кабаново, Кужбахты, Кыргызово (2), Мрясево, Надырово, Талнамас, Татыш, Усы, Чюгана (2), Шидали) сословий, а также с ясачными (дд. Адаево, Медведево) и служилыми (д. Адаево) татарами. Названная здесь д. Адаево относится к «Малмыжской округи», а дд. Аиткулово, Базытамаково, Кабаново, Кужбахты, Кыргызово, Надырово, Султеево, Янзигитово -к «Бирской округи». Всего в д. Актаныш насчитывалось 99 душ муж. и 80 душ жен. пола [17, л. 430-435 об.]. Позже к этому числу мужчин прибавилось еще 3 души, поэтому другие источники указывают на 102 души.

Ревизская сказка 1795 г. д. Кадыкеево (ныне Казкеево Актанышского района РТ), насчитывая 13 душ муж. и 15 душ жен. пола татар тептярского сословия, указывает на брачные отношения жителей с татарами башкирского (дд. Исамбето-во, Татышево, Шидали, Янзигитово) и тептярского (дд. Базытамак, Ябалаково) сословий «Бирской округи». Выборной Гали Ахмеров приложил свою тамгу в виде буквы «Н» [17, л. 186-187 об.], которая встречается у татар разных сословий и территорий.

В д. Каракашлы (ныне Ютазинского района РТ) «Бугульминской округи» в 1795 г. впервые зафиксированы 4 души муж. и 3 души жен. пола (семья Салима Мухамметова) татар тептярско-го сословия 6-й тептярской команды «начальника» Ишмрата Ишбулдина, переселившихся из д. Ямашево после покупки земли полковником Сумароковым [11, л. 121-121 об.]. Кроме них в деревне проживали также татары башкирского сословия, ясачные (8 душ муж. пола в 1816 г.) и служилые (12) татары. Припущенники жили, вы-

плачивая оброк вотчинникам [21, л. 496 об. - 497].

Перейдем к ясачным татарам. Ревизская сказка д. Кугарчин-Буляк (ныне Кугарчи-Буляк Шаранского района РБ) показывает, что в межревизский период сюда переселилось 3 семьи ясачных татар (6 душ муж. и 7 душ жен. пола) из д. Бикташево. В прошлом они были выходцами из Казанского уезда, о чем свидетельствуют сведения о бракосочетании (среди деревень разных местностей упоминаются Кургупясь, Ку-терня, Юшбаш Казанского наместничества) [16, л. 918-918 об.]. А куда делись ясачные татары, записанные в III ревизии (1762 г.), источники не говорят.

Кроме ясачных татар, в д. Кугарчин-Буляк в 1795 г. были записаны служилые татары (25 душ муж. и 26 жен. пола; в 1782 г. их было соответственно 62 и 55), часть из которых переселилась в местную д. Ильчимбетово (семьи Нигметул-лы Бакирова и Абдулмена Кутуево в 1785 г.) и дальную д. Маскара «Вятского наместничества Малмыжской округи» (Ибрагим Бакиров и семья Мурадыма Сеитова в 1788 г.). Среди оставшихся отметим семьи Габдулкарима Темирова (48 лет; двоеженец), Курбангалия Аминева (27; женат на Гульзагире Мусиной из д. Сазтамаково «Казанского наместничества Мамадышевской округи»), Махмута Рысева (48), Масягута Бигашева (43; женат на Гульзагире Юзеевой из д. Васькино «Вятского наместничества Малмыжской округи»), Нигматуллы Шарипова (38). Столь значительное сокращение населения было связано не столько с отъездом части населения, сколько с большим количеством умерших домохозяев (среди них Ахмер Кутуев, Резя[п] и Дамин Муслю-мовы, Муксин Урусов, Ибрай Сеитов, Габдулгази Темиров) и детей. Сведения о браках свидетельствуют о том, что жители заключали браки как с татарами из Казанского и Вятского наместни-честв, так и с местными жительницами. Одна из женщин была замужем за «башкирцем» из д. Ка-ракашлы [16, л. 1071-1074].

В д. Уруссу Ютазы тож в 1795 г. зарегистрировано 48 душ муж. и 44 души жен. пола ясачных татар, в т. ч. наследники Абдулхалика Терзинова, Хамита Рысаева, Ишмухаммета Юсупова (его жена Медина Апкина, которой в 1795 г. было 43 года, происходила из д. Крым-Сарай «Бугульминской округи»), Сагита Сеиткулова, Габдулкарима Сулейманова и др. [10, л. 109-112 об.] Как дочь ясачного татарина из д. Крым-Сарай Ново-Московской дороги, Медина Апкина названа и в ревизской сказке 1762 г. [22, л. 464 об.]

В той же д. Уруссу Ютаза тож зафиксировано

Литература и источники

также 31 душа муж. и 33 души жен. пола служилых татар («оные переименованы и[з] служилых в служилы[е] татара по указу Уфимской казенной палаты в 1781 году»; в 1782 г. их было 31 и 22 соответственно). Это были Аблези Шукуров (60), Бикта Урсаев (55; жена из д. Балтачево Арской округи) и др. Дочь одного жителя вышла замуж за «башкирца» д. Катаево [20, л. 83-85 об.].

В д. Уруссу в 1795 г. показано 7 душ муж. и 7 душ жен. пола (Халит Юсупов и другие) служилых татар, перешедших из д. Еланкул в 1783 г. «по приему мирских людей». В их числе была и семья Бакира Аипова, однако «оные по указу казенной палаты выключены в Белебеевское купечество в [1]792 году» [20, л. 222-222 об.].

Там же, в другой сказке записаны наследники Бакира Асеинова (1711-1788 гг.) в количестве 8 душ муж. и 5 душ жен. пола, которые «по прошедшей ревизии состояли в Белебеевском купечестве, а ныне по указу Уфимской казенной палаты в 1795 году причислены Бугульминской округи в деревню Уруссу» [20, л. 250-250 об.]. Также отдельно зафиксирована семья (2 душ муж. и 2 жен. пола) служилого татарина Абдулмена Искендерова (44 года), переселившегося в д. Уруссу из д. Тюнтер «Вятского наместничества Малмыжской округи» [20, л. 304].

В д. Ютаза «Верхней Балы кичу тож» зафиксированы семьи Муртазы (55) и Мухамметкарима (31) Ибрашевых, перечисленных «по указу Уфимской казенной палаты в 1795 года июля 26 дня из Белебеевской третей гильдии купечества в служилые татара», всего 11 душ муж. и 9 душ жен. пола [20, л. 295-295 об.]. В 1811 г. в деревне с точно таким же названием будет 22 души муж. пола [18, л. 86-86 об.]. Тогда же в д. Ютаза «Верхней Балы кичу тож» насчитали 10 душ муж. пола ясачных татар, в число которых вошли наследники Рафика Абдулова, а также Хабибулла и Губейдулла Са-фиевы, переселившиеся из д. Искендерово [18, л. 135].

Итак, ревизские сказки 1795 г. содержат сведения о численности, миграции и брачных отношениях татар тептярского сословия, ясачных и служилых татар. Они демонстрируют существенный рост населения по сравнению с данными 1782 г. К этому времени завершилось формирование тептяро-бобыльской сословной группы татар, которая стала именоваться «из татар тептяри и бобыли», чтобы отличать их от марийцев и удмуртов. Анализ брачных отношений между татарами разных сословий и территорий позволяет сделать вывод о существовании единого татарского этнокультурного пространства.

1. Каримов Т.Т. Население Шамшадинской поземельной волости Бирского уезда Оренбургской губернии (по «Ведомости» 1825 г.) // Клио. 2024. № 8 (212). С. 115-121.

2. Каримов Т.Т. Булярская поземельная волость: припуск ясачных татар Казанского уезда (по материалам III ревизии) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 5-2. С. 13-16.

3. Каримов Т.Т. Киргизская поземельная волость: припуск ясачных татар и черемисов Казанского уезда (по

материалам III ревизии) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 12. С. 26-30.

4. Каримов Т.Т. Ясачные татары команды Аднагула Сюлюкова Киргизской поземельной волости Уфимского уезда (по материалам III ревизии) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 2-2. С. 12-17.

5. Каримов Т.Т. Булярская и Еланская поземельные волости: межсословные браки (по ревизским сказкам 1795 г. «Бирской округи» Уфимского наместничества) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 12-2. С. 28-30.

6. Каримов Т.Т. Внутрисословные и межсословные браки татар тептяро-бобыльской сословной группы Гарей-ской поземельной волости Уфимского наместничества (по ревизским сказкам 1795 г.) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 5. С. 14-17.

7. Каримов Т.Т. Ярмекей Суюндуков - основатель деревни Ермекеево Кыр-Еланской поземельной волости Уфимского уезда // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 2-2. С. 18-22.

8. Каримов Т.Т. К истории д. Чершилы Саралиминской поземельной волости (первая четверть XVIII - середина XIX вв.) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 2. С. 30-33.

9. Каримов Т.Т. Киргизская поземельная волость Уфимского уезда в последнем тридцатилетии XVIII в. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 12. С. 21-25.

10. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-138. Оп. 2. Д. 23.

11. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 24.

12. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 25.

13. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 29.

14. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 33.

15. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 34.

16. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35.

17. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 51.

18. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 84.

19. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 158.

20. НА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 22.

21. НА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1755.

22. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3795.

23. Зириклы, село в Шаранском р-не. URL: http://bashenc.online/ru/articles/85819/(дата обращения: 15.02.2024). Reference

1. Karimov T.T. Population of the Shamshadin land volost of the Birsk district of the Orenburg province (according to the Vedomosti of 1825) // Clio. 2024. No. 8 (212). P. 115-121. (In Russ.)

2. Karimov T.T. Bulyar land volost: allowance of yasak Tatars of the Kazan district (based on the materials of the 3rd revision) // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 5-2. P. 13-16. (In Russ.)

3. Karimov T.T. Kyrgyz land volost: allowance of yasak Tatars and Cheremis of the Kazan district (based on the materials of the 3rd revision) // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 12. P. 26-30. (In Russ.)

4. Karimov T.T. Yasak Tatars of the Adnagul Syulyukov Team of the Kirghiz Land Volost of the Ufa District (Based on the Materials of the III Revision) // Modern Science: Current Issues of Theory and Practice. Series: Humanities. 2024. No. 2-2. P. 12-17. (In Russ.)

5. Karimov T.T. Bulyarskaya and Yelanskaya Land Volosts: Inter-Class Marriages (According to the Revision Tales of 1795 of the «Birsk District» of the Ufa Viceroyalty) // Modern Science: Current Issues of Theory and Practice. Series: Humanities. 2023. No. 12-2. P. 28-30. (In Russ.)

6. Karimov T.T. Intra-class and inter-class marriages of Tatars of the Teptyar-Bobyl class group of the Gareisk land volost of the Ufa viceroyalty (according to the census tales of 1795) // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2024. No. 5. Pp. 14-17. (In Russ.)

7. Karimov T.T. Yarmekey Suyundukov - the founder of the village of Ermekeyevo, Kyr-Elan land volost, Ufa district // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2024. No. 2-2. Pp. 18-22. (In Russ.)

8. Karimov T.T. On the history of the village of Chershily, Saraliminsky land volost (first quarter of the 18th - mid-19th centuries) // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2024. No. 2. P. 30-33. (In Russ.)

9. Karimov T.T. Kyrgyz land volost of Ufa district in the last thirty years of the 18th century // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. No. 12. P. 21-25. (In Russ.)

10. National Archives of the Republic of Bashkortostan (NA RB). F. I-138. Op. 2. D. 23. (Unpublished)

11. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 24.

12. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 29.

14. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 33.

15. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 34.

16. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 35.

17. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 51.

18. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 84.

19. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 158.

20. NA RB. F. I-138. Op. 2. D. 22.

21. NA RB. F. I-2. Op. 1. D. 1755.

22. RGADA. F. 350. Op. 2. D. 3795.

23. Zirikly, a village in the Sharansky district. Available at: http://bashenc.online/ru/articles/85819/(date of access: 15.02.2024).

© «Клио», 2024 © Каримов Т.Т., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.