Научная статья на тему 'Межсекторальное взаимодействие - важный фактор в реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан»'

Межсекторальное взаимодействие - важный фактор в реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межсекторальное взаимодействие / основные индикаторные показатели / распространение заболевания / факторы / inter-sectoral cooperation / indicator figures / factors / prevalence of diseases

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — К.К. Ташметов, К.Ш. Шайсултанов, А.Т. Темирханова, Г.Ж. Абдрахманова, Ж.Н. Нысанбекова

В статье предоставлена информация о ходе реализации в Акмолинской области Государственной программы «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 гг., утвержденной Указом главы Государства Н.А.Назарбаева №1113 от 29.11.2010г. В результате взаимодействия государственных органов и негосударственных ор-ганизаций в рамках реализации Государственной программы достигнуто сниже-ние основных показателей здоровья населения, таких как заболеваемость туберку-лезом и онкологическими заболеваниями, распространенность болезней системы кровообращения, смертность от этих заболеваний, материнская и младенческая смертность. Таким образом, тесная интеграция государственных органов и ве-домств является одним из оснвных факторов в достижении поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К.К. Ташметов, К.Ш. Шайсултанов, А.Т. Темирханова, Г.Ж. Абдрахманова, Ж.Н. Нысанбекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the implementation of the state program approved by the President of the Republic of Kazakhstan decree in November 29, 2010 № 1113 "On approval of the state program of development of health of the Republic of Kazakhstan" Саламатты Қазақстан" for 2011-2015 years was approved the plan for the implementation of the program. Implementation of the plan was carried out in close cooperation between state bodies and agencies and non-governmental organizations. Respectively, inter-sectoral collaboration has allowed to achieve performance indicator to reduce the incidence of tuberculosis, cancer pathology, system of blood circulation, reduction in mortality. Reduced infant and maternal mortality. The analysis in this article confirms a special role in the implementation of the state program of inter-sectoral cooperation.

Текст научной работы на тему «Межсекторальное взаимодействие - важный фактор в реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан»»

3

ПЕРЕДОВЫЕ СТАТЬИ

УДК 616.1

МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ «САЛАМАТТЫ ҚАЗАҚСТАН»

К.К. Ташметов, К.Ш. Шайсултанов, А.Т. Темирханова, Г.Ж. Абдрахманова,

Ж.Н. Нысанбекова, С.К. Сахиев

Управление здравоохранения Акмолинской области, г. Кокшетау

В статье предоставлена информация о ходе реализации в Акмолинской области Государственной программы «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 гг., утвержденной Указом главы Государства Н.А.Назарбаева №1113 от 29.11.2010г. В результате взаимодействия государственных органов и негосударственных организаций в рамках реализации Государственной программы достигнуто снижение основных показателей здоровья населения, таких как заболеваемость туберкулезом и онкологическими заболеваниями, распространенность болезней системы кровообращения, смертность от этих заболеваний, материнская и младенческая смертность. Таким образом, тесная интеграция государственных органов и ведомств является одним из оснвных факторов в достижении поставленных целей.

Ключевые слова: межсекторальное взаимодействие, основные индикаторные показатели, распространение заболевания, факторы

В нашей Республике ярким подтверждением проявляемой заботы Президента страны является реализация государственной программы «Саламатты Қазақстан» на 2011 -2015 годы, основной целью которой является улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития республики. В программе по всем шести основным блокам были четко определены задачи в.т.ч. усиление межсекторального взаимодействия, обеспечение санэпидблагополучия, развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения [1 ].

Достижение целевых индикаторов в рамках реализации программы определены в два этапа, которые предусматривают увеличение ожидаемой продолжительности жизни казахстанцев, снижение материнской и общей смертности, стабилизацию эпидемиологической ситуации по туберкулезу, удержание распространенности ВИЧ инфекции в возрастной группе 15-19 лет в пределах 0,2-0,6. На уровне местных исполнительных органов была запланирована реализация 73 мероприятий, в том числе со сроком завершения в 2011 году 10 мероприятий, в 2012

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015

4

году 12 мероприятий и в 2013 году 5 мероприятий со сроком завершения 34 мероприятия, остальные мероприятия со сроком завершения в 2015 году [2].

Анализ показывает, что на успех реализации необходимых мероприятий по охране здоровья влияют три основных фактора - социально-экономический, административный и медицинский.

Особое внимание уделялись укреплению материально-технической базы государственных организаций задействованных в реализации государственной программы - объектов здравоохранения и образования, физической культуры и спорта, на улучшение качества питьевой воды.

Для достижения результата необходима согласованность усилий всего общества, межсекторальное взаимодействие государственных органов и ведомств, бизнес структур и общественных организаций, способных оказать существенное влияние на состояние здоровья общества.

С учетом вышеизложенного, в области был разработан и утвержден межведомственный План мероприятий по реализации Государственной программы на 2011-2015 годы, соответственно были приняты аналогичные документы по направлениям: по профилактике и снижению уровня распространенности ВИЧ/ СПИД, туберкулеза, смертности от онкопатологии, болезней системы кровообращения, материнской, младенческой смертности, обеспечения эпидемиологического благополучия населения, пропаганды здорового образа жизни. Безусловно, проведение комплекса целенаправленных мероприятий местными исполнительными органами, ведомствами, неправительственными организациями дали свои положительные результаты, т.к. в них были предусмотрены все факторы, способствующие достижению индикаторных показателей: укрепление материально-технической базы объектов здравоохранения, укомплектование кадрами и их подготовку, совершенствование диагностики и лечения, внедрение новых технологии и т.д.

Основные демографические показатели области по итогам 2014 года представлены следующими показателями: рождаемость на 1000 населения - 2014 года - 16,0; (2011г - 11, 8-12,8, 2013г. - 12,2); общая смертность - за 2014 года - 9,5 (2011г. - 12,1). Ожидаемая продолжительность жизни возросла с 67,2 до 68,8 за аналогичный 2011 год. По итогам 2014 года в области показатель материнской смертности составил 16,9 на 100 тыс. живорожденных, против 32,3 за 2011 год. Показатель младенческой смертности по итогам 2014 года снизился на 40,5% составив 9,4 на 1000 родившихся живыми против 15,8 за аналогичный период 2011 год. За 2014 год показатель заболеваемости населения туберкулезом составил 77,6 на 100 тыс. населения против 102,3 за аналогичный период 2011 год (снижение показателя на 24,1%). Показатель смертности от туберкулеза в 2014 году составил 4,2 против 8,1 в 2011 году (снижение на 49%). Показатель смертности от болезни системы кровообращения в 2014 году составил 195,5 против 412,1 в 2011 году (снижение на 52,6%). Показатель смертности больных онкологическими новооб-

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015

5

разованиямии в 2014 году составил 125,7 против 142,02 в 2011 году (снижение на 11,5%). Распространенность ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет составила 0,09%, при запланированных 0,2-0,6% [3].

В числе индикаторных показателей на особом контроле находится снижение уровня заболеваемости туберкулезом и смертности данной инфекции. Совместная работа, проводимая всеми заинтересованными госорганами и ведомствами за период реализации государственной программы в области, позволило снизить заболеваемость туберкулезом на 10,1%, показатель составил 77,6 на 100 тыс. населения против 86,4 в 2013 году. Индикаторный показатель - 83,98. (республиканский показатель за 2014г. - 66,5). Смертность от туберкулеза снизилась на 4,5%, показатель составил 4,2 против 4,4 за аналогичный период 2013 года (республиканский показатель за 2014 год - 4,7) [4].

Необходимо отметить, что снижение заболеваемости и смертности населения от социально-значимых заболеваний в значительной степени зависит от работы ПМСП и больничной сети.

В рамках реализации этих планов в 2011 году открыта Мариновская межрайонная противотуберкулезная больница на 100 коек, отделения сестринского ухода в городской больнице №2 г. Кокшетау и отделение реабилитации и паллиативной помощи на 20 коек областного онкологического диспансера на базе Чаг-линской врачебной амбулатории. Это позволило уменьшить количество жалоб на отказ в госпитализации лицам пожилого возраста в специализированные отделения и снизилось количество обострений хронических заболеваний у данной категории лиц, что позволило увеличить пятилетнию выживаемость онкологических больных от 50,7 до 50,8%. За счет перепрофилирования и сокращения коек открыты реабилитационные отделения для лиц, перенесших туберкулез и потерявших социальные связи в двух сельских районах. Принимаемые меры позволили закрепить полученный курс лечения больным туберкулезной инфекцией, изолировать их от общества, проводить психологическую и социальную реабилитацию. По данным Всемирной организации здравоохранения, если соотношение факторов в обеспечении здоровья населения распределены следующим образом: генетические факторы - 20%, состояние окружающей среды - 20%, условия и образ жизни людей - 50%, медицинское обеспечение - 10%, то особую роль в реализации государственной программы играет межсекторальное взаимодействие.

Литература

1. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29.01.2011г. №41 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной про-

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015

6

граммы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы.

3. Постановление Правительства Республики Казахстан №1263 от 21.12. 2007г. «О мерах по защите населения от туберкулеза в Республике Казахстан».

4. Комплексный План по борьбе с туберкулезом в Республике Казахстан на 2014 - 2020 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.05.2014г. №597.

Тұжырым

Мақалада Ел басы Н.Ә. Назарбаевтың 29.11.2010ж. №1113 жарлығымен бекітілген, іске асыру мерзімі 2011-2015 жылдар аралығына белгіленген «Саламатты Қазақстан» мемлекеттік бағдарламасының Ақмола облысында жүзеге асыр-уы жайында мәлімделген. Мемлекеттік бағдарламаны іске асыру мақсатында мем-лекеттік органдар мен ведомстволар, мемлекеттік емес мекемелер бірлесе атқар-ған қызметтер нәтижесінде халық денсаулығының негізгі индикаторлық көрсет-кіштері туберкулез, онкологиялық, қан айналым ауруларының тарауы, және осы аурулардан қайтыс болу, ана мен сәбилер арасындағы өлім санын азайтуға мүм-кіндік туғызды. Демек, ведомстволар мен мемлекеттік органдар арасындағы ты-ғыз қарым-қатынас қойылған мақсаттарға жетудегі негізгі факторлардың бірі бо-лып табылады.

Түйінді сөздер: сектораралық қарым-қатынас, негізгі индикаторлық көрсеткіштер, аурудың таралуы, факторлар

Summary

For the implementation of the state program approved by the President of the Republic of Kazakhstan decree in November 29, 2010 № 1113 "On approval of the state program of development of health of the Republic of Kazakhstan" Саламатты Қазақстан" for 2011-2015 years was approved the plan for the implementation of the program. Implementation of the plan was carried out in close cooperation between state bodies and agencies and non-governmental organizations. Respectively, inter-sectoral collaboration has allowed to achieve performance indicator to reduce the incidence of tuberculosis, cancer pathology, system of blood circulation, reduction in mortality. Reduced infant and maternal mortality. The analysis in this article confirms a special role in the implementation of the state program of inter-sectoral cooperation.

Key words: inter-sectoral cooperation, indicator figures, factors, prevalence of diseases

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №4 (49), 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.