Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА БЮДЖЕТНИКОВ: ПРИЧИНЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ УМЕНЬШЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА БЮДЖЕТНИКОВ: ПРИЧИНЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ УМЕНЬШЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференциация / заработная плата / бюджетная сфера / федеральный округ / регион / отрасль / врачи / средний медицинский персонал / младший медицинский персонал. / differentiation / wage / public sector / federal district / region / industry / doctors / mid-level health professionals / junior health professionals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Агарычева, В.П. Старокожева

Предмет исследования – заработная плата работников бюджетной сферы экономики. Цель – анализ дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы в различных разрезах для разработки предложений по ее снижению. Актуальность исследования обусловлена тем, что неоднородность российских регионов, развитость их инфраструктуры, отдаленность от центральной России, совокупность спроса и предложения на рынке труда и другие факторы влияют на формирование различий в социально-экономическом положении субъектов РФ и, как следствие, ведут к социальному неравенству, выражающемуся в том числе в диспропорции заработных плат. В научной литературе разработан обширный арсенал методов анализа межрегионального неравенства по доходам. По большей части они призваны дать ответ на вопрос, имеет ли место конвергенция регионов по доходам, т.е. становится ли распределение доходов по регионам более равномерным. В рамках данного исследования авторами использован статистический метод – сопоставление статистических показателей по заработной плате, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), т.е. метод ранжирования, а также контент-анализ научной литературы. Сделана попытка объяснить, чем определяется межрегиональное, межотраслевое и внутрикатегорийное неравенство заработных плат. В ходе работы получены следующие результаты: подробно рассмотрена складывающаяся в 2019-2022 гг. межрегиональная и межотраслевая дифференциация в оплате труда работников бюджетной сферы и, в частности, проведен анализ заработных плат отдельных категорий работников отрасли здравоохранения в региональном разрезе. Результаты исследования позволили сделать вывод, представляющий интерес для государственных органов власти по сглаживанию межрегиональной дифференциации между уровнями заработных плат работников разных бюджетных учреждений сферы здравоохранения с одинаковой квалификацией и специальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL AND INTERINDUSTRY DIFFERENCES IN REMUNERATION OF PUBLIC SECTOR EMPLOYEES: CAUSES AND NEW APPROACHES TO THEIR REDUCTION AND ELIMINATION

The subject of the research is the remuneration of employees in the public sector of the economy. The objective is to analyze the pay disparity for public sector employees in various aspects to develop proposals for its reduction. The relevance of the study is due to the fact that the heterogeneity of Russian regions, the development of their infrastructure, remoteness from central Russia, the combination of supply and demand in the labor market, and other factors influence the formation of differences in the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation and, as a consequence, lead to social inequality, expressed, among other things, in pay disparity. A wide range of methods for analyzing interregional income inequality have been developed in the scientific literature. For the most part, they are designed to answer the question of whether there is a convergence of regions in income, i.e. whether the distribution of income across regions is becoming more uniform. In this study, the authors used a statistical method a comparison of statistical indicators on wages published by the Federal State Statistics Service (Rosstat), i.e. the ranking method, as well as a content analysis of scientific literature. An attempt was made to explain what determines interregional, interindustry, and intra-category wage inequality. The following results were obtained in the course of the work: the interregional and interindustry differentiation in the remuneration of public sector employees that developed in 2019-2022 was examined in detail and, in particular, an analysis of the salaries of certain categories of employees in the healthcare industry was carried out in the regional context. The research results allowed us to draw a conclusion that is of interest to government authorities in terms of smoothing out interregional differentiation between the wage levels of employees of different budgetary institutions in the healthcare sector with the same qualifications and specialty.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА БЮДЖЕТНИКОВ: ПРИЧИНЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ УМЕНЬШЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83

УДК 331.2

JEL J31, J33, J38

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА БЮДЖЕТНИКОВ: ПРИЧИНЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ УМЕНЬШЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ

А.В. Агарычева, В.П. Старокожева

Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - заработная плата работников бюджетной сферы экономики. Цель - анализ дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы в различных разрезах для разработки предложений по ее снижению. Актуальность исследования обусловлена тем, что неоднородность российских регионов, развитость их инфраструктуры, отдаленность от центральной России, совокупность спроса и предложения на рынке труда и другие факторы влияют на формирование различий в социально-экономическом положении субъектов РФ и, как следствие, ведут к социальному неравенству, выражающемуся в том числе в диспропорции заработных плат. В научной литературе разработан обширный арсенал методов анализа межрегионального неравенства по доходам. По большей части они призваны дать ответ на вопрос, имеет ли место конвергенция регионов по доходам, т.е. становится ли распределение доходов по регионам более равномерным. В рамках данного исследования авторами использован статистический метод - сопоставление статистических показателей по заработной плате, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), т.е. метод ранжирования, а также контент-анализ научной литературы. Сделана попытка объяснить, чем определяется межрегиональное, межотраслевое и внутрикатегорийное неравенство заработных плат. В ходе работы получены следующие результаты: подробно рассмотрена складывающаяся в 2019-2022 гг. межрегиональная и межотраслевая дифференциация в оплате труда работников бюджетной сферы и, в частности, проведен анализ заработных плат отдельных категорий работников отрасли здравоохранения в региональном разрезе. Результаты исследования позволили сделать вывод, представляющий интерес для государственных органов власти по сглаживанию межрегиональной дифференциации между уровнями заработных плат работников разных бюджетных учреждений сферы здравоохранения с одинаковой квалификацией и специальностью.

Ключевые слова: дифференциация; заработная плата; бюджетная сфера; федеральный округ; регион; отрасль; врачи; средний медицинский персонал; младший медицинский персонал.

Для цитирования: Агарычева А.В., Старокожева В.П. Межрегиональные и межотраслевые различия в оплате труда бюджетников: причины и новые подходы к их уменьшению и устранению. Социально-трудовые исследования. 2024;56(3):73-83. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83.

ORIGINAL PAPER

INTERREGIONAL AND INTERINDUSTRY DIFFERENCES IN REMUNERATION OF PUBLIC SECTOR EMPLOYEES: CAUSES AND NEW APPROACHES TO THEIR REDUCTION AND ELIMINATION

A.V. Agarycheva, V.P. Starokozheva

All-Russian Research Institute of Labor, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the research is the remuneration of employees in the public sector of the economy. The objective is to analyze the pay disparity for public sector employees in various aspects to develop proposals for its reduction. The relevance of the study is due to the fact that the heterogeneity of Russian regions, the development of their infrastructure, remoteness from central Russia, the combination of supply and demand in the labor market, and other factors influence the formation of differences in the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation and, as a consequence, lead to social inequality, expressed, among other things, in pay disparity. A wide range of methods for analyzing interregional income inequality have been developed in the scientific literature. For the most part, they are designed to answer the question of whether there is a convergence of regions in income, i.e. whether the distribution of income across regions is becoming more uniform. In this study, the authors used a statistical method - a comparison of statistical indicators on wages published by the Federal State Statistics Service (Rosstat), i.e. the ranking method, as well as a content analysis of scientific literature. An attempt was made to explain what determines interregional, interindustry, and intra-category wage inequality. The following results were obtained in the course of the work: the interregional and interindustry differentiation in the remuneration of public sector employees that developed in 2019-2022 was examined in detail and, in particular, an analysis of the salaries of certain categories of employees in the healthcare industry was carried out in the regional context. The research results allowed us to draw a

© Агарычева А. В., Старокожева В. П., 2024

conclusion that is of interest to government authorities in terms of smoothing out interregional differentiation between the wage levels of employees of different budgetary institutions in the healthcare sector with the same qualifications and specialty. Keywords: differentiation; wage; public sector, federal district; region; industry; doctors; mid-level health professionals; junior health professionals.

For citation: Agarycheva A.V., Starokozheva V.P. Interregional and interindustry differences in remuneration of public sector employees: Causes and new approaches to their reduction and elimination. Social and labor research. 2024;56(3):73-83. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-73-83.

ВВЕДЕНИЕ

Неравномерность распределения ресурсов, инвестиций, доходов и др. является характерной чертой развития социально-экономических систем на межстрановом / межрегиональном уровне. Например, 20 крупных городов США, в которых проживает почти треть населения страны, производят около 50% ВВП страны, Париж (примерно 1/5 часть населения страны) - более 30% ВВП Франции [1], Москва (примерно 1/10 часть населения страны) - более 20%х. То есть, межрегиональные различия по уровню развития, особенно в больших по территории государствах, могут быть столь же значительными, как и между странами.

В России, где пространственные диспропорции обусловлены историческими (советское наследие) и географическими (разнообразный ландшафт, суровые климатические условия, доминирование сырьевых ресурсов в периферийных регионах) факторами, проблема межрегиональной дифференциации - является особенно острой, поскольку значительный уровень регионального неравенства мешает экономическому росту и развитию человеческого потенциала в стране, приводит к снижению привлекательности регионов2.

В этой связи вопросы смягчения регионального неравенства в России постоянно находятся в центре внимания научного сообщества, государственных органов власти и общества в целом. Основные направления решения данной проблемы заложены в Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, в Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р), которые нацелены на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ, а также на снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.

1 Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу. Профиль региона (г. Москва). URL:https://cbr.ru/cfo/ekonom_ profil_mosk/ (дата обращения: 01.02.2024).

2 Rolling Back Russia's Spatial Disparities: Re-assembling the Soviet Jigsaw Under a Market Economy, 2018. 58 p. URL:https://openknowledge.worldbank. org/entities/publication/213de8e7-049f-5f84-b150-2ce6aa31240b (дата обращения: 26.03.2024).

Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития обусловлена в том числе и межрегиональными различиями в уровнях заработных плат работников. К факторам дифференциации заработной платы работников относятся: уровень их квалификации, условия труда, отрасль и другие, в том числе непосредственно не связанные с характером и содержанием самого труда. При этом практика показывает, что в сложившихся условиях работники ориентированы не на повышение своей квалификации и соответствующий ей более высокий уровень заработной платы в целях улучшения качества жизни, а на изменение профессии, смену места работы, а нередко и переезд в другой регион, что зачастую ведет к потере трудового потенциала. Современная модель дифференциации заработной платы в России характеризуется высокими различиями в территориальном и отраслевом разрезах, низким уровнем квалификационных различий в организациях и учреждениях, значительной величиной дифференциации заработной платы между работниками одной квалификации и специальности на разных предприятиях. Однако существует ряд факторов, которые могут поспособствовать изменению неравенства в заработной плате: они связаны с технологическим прогрессом, глобализацией, институциональными изменениями в установлении заработной платы (например, повышением минимальной заработной платы, активностью профсоюзов и сокращением необо-снованнных надбавок к окладам руководителей компаний), миграцией и снижением мобильности рабочих мест в целом и географически [2].

В проведенном нами исследовании мы попытались выявить основные тенденции, позволяющие объяснить причины сложившегося в 2019-2022 гг. социального неравенства регионов, измеряемое заработной платой, - межрегиональная и межотраслевая дифференциация в бюджетной сфере экономики в целом, а также в одной из социальных сфер - здравоохранении, в разрезе категорий работников: врачей, среднего и младшего медицинского персонала (далее, соответственно, - СМП и ММП).

Для исследования выбран бюджетный сектор и система здравоохранения, т.к. около 40% занятого населения страны - бюджетники, а наиболее

многочисленная их часть - медицинским персонал. В последние годы системе здравоохранения со стороны государства уделяется особое внимание, в том числе вопросам оплаты труда медицинских работников.

Дело в том, что в результате оптимизации системы здравоохранения в 2011-2014 гг., когда предлагалось упразднить учреждения с низкой загрузкой, были закрыты отдельные больницы и фельдшерско-акушерские пункты на селе, несвоевременно выполнялся ремонт больниц и поликлиник, допущено отставание во внедрении новой медицинской техники, во многих субъектах РФ (особенно в сельской местности) сократилась численность медицинского персонала. Плановый дефицит медработников в 2022 г. согласно программе «Развитие здравоохранения» (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1640) составлял более 84 тыс. человек (сокращение идет и в настоящее время, но в значительно меньших масштабах) [3]). Актуальность данной сферы также была усилена пандемией COVID-19, которая продемонстрировала важность медицинских работников для безопасности страны и значимость эффективного механизма их поощрения.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Для России характерна поляризации регионов, т.е. «неравномерность размещения различных отраслей и сфер хозяйственной системы страны, видов деятельности и производительных сил и пр.» [4]. В том числе это связано с концентрацией производств в регионах с высоким природно-ресурс-ным потенциалом. Кроме того, усиливают социально-экономическую дифференциацию и такие факторы, как различия в транспортной доступности, самостоятельность регионов в проведении хозяйственной политики. На неравенство регионов также влияют и естественные факторы, в частности, природно-ресурсные особенности и географическое расположение субъектов РФ. Все это ведет к различию в уровнях среднемесячных номинальных начисленных заработных плат как по федеральным округам (табл. 1), так и субъектам РФ.

Наиболее высокие значения заработной платы в бюджетной сфере на протяжении многих лет фиксируются в одних и тех же регионах: так, в 2022 г. уровень заработной платы для работников г. Москвы, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов составляет - 113,8 тыс. руб., 117,0 тыс. руб. и 132,0 тыс. руб., соответственно. Повышенная заработная плата в столичном ре-

гионе обусловлена тем, что он является центром промышленных агломераций (обладает высоким уровнем территориальной концентрации управляющих компаний различных отраслей экономики, инфраструктурных объектов, научных учреждений, а также высокой плотностью населения). Не маловажен и такой фактор как «рента столичного статуса», т.е. возможность получать незаработанные доходы благодаря существующей в нашей стране институциональной среде [5]. В Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах высокие значения обусловлены «северными» выплатами к заработной плате работников (районными коэффициентами и северными надбавками) за работу и проживание в условиях сурового климата.

Самый низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере на конец исследуемого периода зафиксирован в аграрных регионах России: Республике Ингушетия (33,6 тыс. руб.), Чеченской Республике (33,8 тыс. руб.) и Республике Мордовия (34,7 тыс. руб.).

Статистические данные за 2019-2022 гг. показывают устойчивую тенденцию повышения заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений во всех ее сегментах и разрезах. Однако несмотря на ее ежегодное повышение темпы роста зарплаты в бюджетной сфере относительно небольшие и варьируются от 0,5 до 4,9 п.п. (2020 г./2019 г.), от 2,3 до 6,2 п.п. (2022 г./2021 г.). Наиболее высокий темп роста зафиксирован в СКФО +4,9 п.п. (2020 г./2019 г.) и +6,2 п.п. (2022 г./2021 г.) при среднероссийском значении - +3,7 п.п. (наименьшее значение в ЦФО - +2,3 п.п).

Вместе с тем при более детальном рассмотрении темпов роста заработной платы в разрезе федеральных округов, бросается в глаза дифференциация уровня повышения оплаты труда по субъектам РФ. Например, темпы ее роста в разрезе регионов СКФО (в котором мы отметили наивысший уровень) варьировались от 99,8% и 104,5% в Республике Ингушетия до 106,1% и 111,9% в Ставропольском крае, соответственно, в 2021 и 2022 гг.

Кроме того, при оценке заработной платы в абсолютных значениях, отмечается ее существенная разница. Например, уровни зарплат в г. Москве и Московской области отличаются более чем в 1,7 раза, а в ЦФО и УФО между самой высокой заработной платой и самой низкой зафиксирована дифференциация, соответственно, в 3,21 и 3,16 раза. Расчеты показывают, что межрегиональные различия

Таблица 1 / Table 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений в целом по России и федеральным округам за 2019-2022 гг., в тыс. руб. и в % к предыдущему году / Average monthly wage of employees of the public sector in Russia and federal districts in 2019-2022 in rubles and in % compared to the previous year

№ п/п/ No Федеральный округ1/ Federal district 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

(руб.) / RUB (%)

1 Российская Федерация 43,2 47,1 50,2 55,2 107,6 109,0 106,5 110,2

2 Центральный федеральный округ 53,8 58,9 63,3 69,5 108,0 109,5 107,5 109,8

3 Северо-Западный федеральный округ 51,2 55,4 58,9 64,5 107,6 108,2 106,2 109,5

4 Южный федеральный округ 32,8 35,3 37,7 41,8 107,3 107,6 106,1 110,9

5 Северо-Кавказский федеральный округ 29,3 32,5 33,6 36,5 105,9 110,8 103,8 108,7

6 Приволжский федеральный округ 32,7 35,7 38,0 42,0 107,0 109,0 106,6 110,5

7 Уральский федеральный округ 46,2 50,5 53,2 58,0 106,8 109,2 105,3 109,1

8 Сибирский федеральный округ 38,7 42,2 44,7 50,2 108,0 108,6 106,3 112,5

9 Дальневосточный федеральный округ 52,7 57,2 60,7 66,1 108,0 108,5 106,2 108,9

Источник/Source: составлено авторами на базе данных Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru / compiled by the authors based on Rosstat data. URL: https://rosstat.gov.ru.

1 По тексту федеральные округа сокращены следующим образом: Центральный федеральный округ - ЦФО, Северо-Западный федеральный округ - СЗФО, Южный федеральный округ - ЮФО, Северо-Кавказский федеральный округ - СКФО, Приволжский федеральный округ - ПФО, Уральский федеральный округ - УФО, Сибирский федеральный округ - СФО, Дальневосточный федеральный округ - ДФО.

в последние годы сокращаются, но очень медленно. Полученные результаты коррелируются с данными ранее проведенного исследования, в рамках которого сделан вывод о существенном уровне расслоения населения по заработной плате и его усугублении в период пандемии ШVГО-19 [6].

С одной стороны, мы наблюдаем, что межрегиональная дифференциация позволяет выявить сильнейшие регионы, а также выделить потенциал отдельного субъекта РФ, который может конкурировать в системе экономического хозяйствования. С другой стороны, имеются и отрицательные последствия, в частности, для государства, которое будет вынуждено стимулировать отстающие регионы и направлять на их развитие дополнительные бюджетные средства.

Не секрет, что в большинстве стран проблема низкой заработной платы не относится к приоритетным направлениям социальной политики государства. А сам факт наличия работы рассматривается как средство защиты от рабочей бедности [7]. В свою очередь Правительство России уделяет огромное внимание установлению на уровне законодательства единых на всей территории страны минимальных гарантий по оплате труда работников, в частности, минимального размера оплаты труда, который не ставится в зависимость от источников финансирования организации, что подтверждают темпы его повышения - опережающие инфляцию.

Для учета межрегиональных различий принимаются во внимание базовые показатели, характеризующие стоимость жизни в регионах, такие как прожиточный минимум (рассчитанный по ранее действующей методике, на основе продуктовой

корзины), стоимость условного (минимального) набора продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг, рассчитываемых Росстатом, с помощью которых сложившаяся дифференциация в уровнях заработных плат может быть снивелирована [8]. По мнению отечественных исследователей, показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы необходимо корректировать на уровень цен в регионе, поскольку без этого могут быть даны неверные представления о реальных денежных доходах населения. Корректировка исчисляется как соотношение номинальной величины заработной платы в текущем периоде и индекса потребительских цен. Данный показатель на регулярной основе также рассчитывается Росстатом и представляет собой реальную заработную плату. Однако результаты некоторых исследований показывают, что уровень цен в регионах хотя и различен, но существенно не влияет на индикаторы межрегиональной дифференциации [9].

С целью подтверждения или опровержения гипотезы о влиянии уровня цен на покупательскую способность в регионе, и, как следствие, на нивелирование межрегиональной дифференциации, проведем расчеты корректировки заработной платы на стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг3 (далее - ФНТУ), т.к. данный

3 Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, исчисленная по субъектам РФ, является показателем, который может быть использован как вспомогательный инструмент при оценке уровня материального благосостояния населения, отражая сложившийся уровень цен как на продовольственные, так и непродовольственные товары, а также услуги («Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен», утвержденная приказом Росстата № 734 от 30 декабря 2014 г.).

Ямало-Ненецкий АО 5,16

Тюменская область 4,61

г. Москва 4,33

Чукотский АО 4,29 Сахалинская область 4,17

Магаданская область 4,04 Брянская область 2,08 Кабардино-Балкарская Республика 2,07

Смоленская область 2,05 Карачаево-Черкесская

республика 2,04

Ненецкий АО 4,02 Республика Калмыкия 2,03 Чеченская республика 1,95

Чеченская республика Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская Республика Смоленская область Кабардино-Балкарская Республика Брянская область Ненецкий АО Магаданская область Сахалинская область Чукотский АО г. Москва

Тюменская область Ямало-Ненецкий АО

Рис. 1. / Fig. 1. Субъекты РФ с максимальным и минимальным количеством ФНТУ в заработной плате за 2022 г., руб. / The subjects of the Russian Federation with the maximum and minimum number of fixed sets of consumer goods and services in wages for 2022, RUB.

Источник/Source: составлено авторами на базе данных Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) / compiled by the authors based on Rosstat data and the Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS).

показатель в большей степени соответствует решаемой задаче. Так, минимальная стоимость ФНТУ на одного человека в 2022 г. составила 15,6 тыс. руб. в Республике Ингушетия, максимальная - 30,8 тыс. руб. в Чукотском автономном округе. Кстати, г. Москва (со значением 26,3 тыс. руб.), традиционно отличающаяся высокими ценами, по данному индикатору не является регионом-лидером. Различия между минимальным и максимальным значениями ФНТУ в субъектах России не достигают и двух раз (1,97), т. е. имеют незначительный характер. Далее, используем исходный показатель - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и умножим его на соотношение стоимостей ФНТУ в России (в 2022 г. составлял 18,8 тыс. руб.) и соответствующего региона. Расчеты показали, что заработная плата действительно скорректирована, но ожидаемый эффект не получен, т.к. высокооплачиваемые регионы с точки зрения заработной платы после корректировки, так и остались «дорогими», а регионы со сравнительно низкой заработной платой, сохранили свои позиции в аутсайдерах, что отражено на рис.1.

Таким образом, для оценки сложившейся дифференциации внутри отраслей и категорий работников бюджетного сектора экономики продолжим использовать среднемесячную номинальную начисленную заработную плату.

ОТРАСЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Различия в заработной плате работников бюджетной сферы наблюдаются не только между субъектами РФ и федеральными округами, но и в разрезе видов экономической деятельности учреждений

бюджетного сектора экономики, т.е. по отраслевому признаку. В настоящее время в статистическом учете представлен в укрупненном разрезе 21 вид экономической деятельности (99 по второму признаку классификации). В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). Вместе с тем в законодательстве не установлено ограничений по количеству видов деятельности, которыми может заниматься организация, и используемый внушительный список кодов ОКВЭД может затруднять определение конкретных направлений их деятельности.

На базе данных Росстата авторами проведен анализ состояния уровня заработной платы работников бюджетной сферы, формируемых по ОКВЭД за 2019-2022 гг. Анализ статистических данных в целом отражает положительную динамику роста заработных плат - от 105,3% в деятельности финансовой и страховой до 116,0% в обрабатывающем производстве (рис. 2).

Данные на рис. 2 отражают межотраслевую дифференциацию в бюджетной сфере, которая также как и региональная, является существенной, и демонстрируют тенденцию к ее снижению: в 2019 г. - в 3,7 раза, в 2020 г. - 3,5 раза, в 2021 г. -2,8 раза, в 2022 г. - 2,7 раза, в стоимостном выражении, соответственно, +73,0, +76,7, +62,5 и +63,7 тыс. руб.

В этой связи можно согласится с точкой зрения Селивановой О.В. и Разумова А.А., что отраслевая дифференциация оплаты труда играет

110 000 100 000 90 000 80 000 70 000 60 000 50 000

40 000 — 30 000 -

20 000 10 000

- &J?

# A?/?

'Г//

в

Ж

#

ff A? -X -a // //

?/ // J //

//it ////

#

0

M

S i / /

y // // / ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f / / //'// ^ / //

/ / // // /J

д V if g ЯЯ && # / / //

' лГг Л, irf л ,*у л- .¿У

о* to

cf

/ ///*

°V // / //

/

# J £ J

J

#

#

/

/

/

/ / ///^

& H Л $ / /

//

// /

t // /

у-

/

Т £

Z .

¿S в ê £

4 4

i

S ff №

# // f /о^

/

¥ 4

£

/

/

ф /

■2019

2020

2021

<f

2022

Рис. 2. / Fig. 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений в целом по России и видам экономической деятельности за 2019-2022 гг., руб. / Average monthly nominal accrued wages of employees of budgetary institutions in Russia as a whole and by types of economic activity for 2019-2022, RUB.

Источник/Source: составлено авторами на базе данных Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru / compiled by the authors based on Rosstat data. URL: https:// rosstat.gov.ru.

значительную роль в формировании бедности трудоспособного населения в регионах [10]. Согласно данным ВНДН-2021, количество работающих граждан трудоспособного возраста, имеющих низкие доходы, составляет около 16,7 млн человек.4 Стоит отметить, что низкую заработную плату также получают работники, имеющие высшее профессиональное образование и не являющиеся низкоквалифицированными. Несмотря на то, что высшее образование «традиционно страхует от этих рисков, хотя и не в полной мере» [11], в России с середины 2000-х гг. фиксируются рост безработицы среди лиц с высшим

4 ВНДН-2021 - это «Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах» за 2021 г., отражающее ситуацию за 2020 г. К гражданам с низкими доходами предлагается отнести граждан трудоспособного возраста, работающих, имеющих среднедушевой доход ниже либо равный двум размерам прожиточного минимума соответствующего субъекта РФ. В составе доходов граждан учитываются доход по основному месту работы, доход за выполнение дополнительной работы, доход за выполнение другой работы, сумма денежных выплат по другому месту работы в связи с нахождением в вынужденном отпуске и увольнением, не входящих в фонд оплаты труда, пенсии, социальные выплаты и выплаты в связи с потерей работы.

образованием и снижение отдачи от этого уровня образования [12].

Анализируя соотношение заработных плат в отраслях с господдержкой и в бюджетном секторе экономики, мы видим, что в большинстве из 19 отраслей, финансируемых из бюджетов разных уровней (в 2021 г. - в 11 отраслях, в 2022 г. - в 12 (добавилась отрасль по добыче полезных ископаемых в связи с сокращением добычи нефти), уровень заработной платы ниже среднероссийского. Наблюдается отставание в таких социально значимых отраслях бюджетной сферы как здравоохранение, предоставление социальных услуг, образование, культура. Невысокий уровень заработной платы в непроизводственных отраслях экономики оказывает неблагоприятное влияние на престиж труда врачей, педагогов, ученых. Кроме того, низкооплачиваемый труд дорого обходится обществу, он малопроизводителен, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы и консервирует низкое качество условий труда [13].

0

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Оплата труда медицинских работников существенно и напрямую влияет на качество предоставляемых ими услуг, поэтому механизмы ее установления в разных странах являются объектом для изучения [14-22]. Согласно Бьюкен Дж., Кумар А., Шенштейн М., в большинстве стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития уровень оплаты труда медицинских работников государственных больниц определяется на уровне страны. Однако в Польше, США и Швеции размер зарплаты медперсонала устанавливается непосредственно в медицинских учреждениях, т.е. на локальном уровне [23].

Что касается нашей страны, то на текущий момент нормативными правовыми актами субъектов РФ - устанавливаются общие подходы к системам оплаты труда в здравоохранении, а на локальном уровне фиксируются конкретные условия и размеры заработной платы в отдельно взятом госучреждении. Регионам разрешается самостоятельно устанавливать размеры должностных окладов медицинских работников по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 526, в зависимости от своих финансовых возможностей. Таким образом, отсутствие единых подходов к установлению размеров должностных окладов на федеральном уровне, породило высокий уровень дифференциации заработной платы работников одной профессиональной квалификационной группы между субъектами РФ одного федерального округа и между федеральными округами.

Для оценки уровня должностной дифференциации заработной платы по регионам России в рамках одной сферы авторами статьи проанализированы данные Росстата, который с 2013 г. публикует статистику среднемесячных заработных плат отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в частности, по врачам, СМП и ММП, а также среднюю заработную плату всех наемных работников, в том числе тех, которые трудятся у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (далее - ЗНР). В рамках данной статьи рассмотрены сведения по вышеперечисленным категориям работников (врачи, СМП, ММП) за 2019-2022 гг. по 85 субъектам РФ. Средние значения минимальных и максимальных заработных плат в разрезе отдельных категорий медицинских работников представлены в табл. 2.

Сравнивая минимальные и максимальные значения среднемесячных заработных плат медицинских работников учреждений бюджетной сферы в разрезе категорий и субъектов РФ, можно сделать вывод, что в период 2019-2022 гг. наблюдалась существенная дифференциация внутри каждой из них, т. е., по существу, отмечается поляризация по регионам страны уровня заработных плат медицинских работников одинаковых по квалификации и другим характеристикам труда. Так, разрыв между минимальными и максимальными размерами зарплаты колебался: у врачей - от 4,3 до 4,9 раза, при этом в 2021 г. достигая значения 5,1 раза; СМП - от 4,2 до 5,0 раза (с максимальным разрывом в 2021 г. 5,2 раза); ММП - 4,3 до 5,1 раза, постепенно нарастая. Табл. 2 демонстрирует отставание национальных республик Северного Кавказа, что связано с тем, что данные территории преимущественно являются сельскохозяйственными, в них низкая доля присутствия таких секторов как машиностроение, энергетика, добыча полезных ископаемых, финансового сектора, где, как правило, высокие заработные платы. Максимальные суммы среднемесячных заработных плат чаще выявлены в северных регионах, таких как Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Одной из основных причин высоких уровней заработных плат является то, что как уже обозначалось выше, в сумму заработных плат работников данных регионов включаются районные коэффициенты и северные надбавки5.

Разброс заработных плат внутри одной медицинской категории подтверждает коэффициент вариации (рассчитанный как отношение стандартного отклонения по генеральной совокупности заработных плат и средней заработной платы), который по рассматриваемым категориям за все 4 года (2019-2022 гг.) составил более 40%. Можно сделать вывод о неоднородности полученных значений и, как следствие, о высоком уровне дифференциации заработных плат в бюджетной сфере среди медицинских работников.

5 Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом их размеры и порядок применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, размеры районных коэффициентов варьируются от 1,15 в Алтайской крае до 2,0 в Чукотском автономном округе (приведенные примере субъектов РФ не являются исчерпывающимся списком регионов, для которых установлены приведенные коэффициенты, а представлены в качестве примеров), а процентная надбавка к заработной плате за стаж работы на Севере устанавливается в диапазоне от 10% до 100% в зависимости от района.

Таблица 2 / Table 2

Минимальные и максимальные размеры средних заработных плат врачей, среднего и младшего медицинского персонала учреждений бюджетной сферы в 2019-2022 гг., тыс. руб. / Minimum and maximum average salary of doctors, mid-level and junior health professionals of budgetary institutions in 2019-2022, thousand rubles

Год / Year Врачи, тыс. руб. / Doctors, thousand rubles Средний медицинский персонал, тыс. руб. / Mid-level health professionals, thousand rubles Младший медицинский персонал, тыс. руб. / Junior health professionals, thousand rubles

Мин.знач. / Min. value Макс.знач. / Max. value Мин.знач. / Min. value Макс.знач. / Max. value Мин.знач. / Min. value Макс.знач. / Max. value

2019 г. 44,6 Республика Ингушетия 191,5 Чукотский авт. округ 22,2 Республика Ингушетия 94,0 Чукотский авт. округ 21,8 Республика Ингушетия 93,5 Ямало-Ненецкий авт. округ

2020 г. 51,9 Республика Северная Осетия - Алания 256,2 Ямало-Ненецкий авт. округ 28,2 Карачаево-Черкесская Республика 133,3 Ямало-Ненецкий авт.округ 25,6 Республика Северная Осетия - Алания 120,4 Ямало-Ненецкий авт. округ

2021 г. 47,6 Республика Ингушетия 240,5 Чукотский авт. округ 24,1 Республика Ингушетия 125,8 Чукотский авт. округ 23,0 Республика Ингушетия 110,9 Ямало-Ненецкий авт. округ

2022 г. 51,2 Республика Ингушетия 251,5 Чукотский авт. округ 25,7 Республика Ингушетия 128,4 Чукотский авт. округ 24,6 Республика Ингушетия 126,5 Чукотский авт. округ

Источник/Source: составлено авторами на базе данных Росстата. https://rosstat.gov.ru / compiled by the authors based on Rosstat data URL: https://rosstat.gov.ru

Серьезный разрыв в размерах заработных плат в 2019-2022 гг. наблюдался у врачей с СМП / ММП, чего нельзя сказать о соотношении зарплат работников, относящихся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Сложившаяся ситуация является следствием реализации регионами Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ № 597), который установил необходимость обеспечения уровня средней заработной платы врачей в размере 200% от ЗНР, а среднего и младшего медицинского персонала - 100%. Т. е. изначально было заложено нивелирование различий в заработной плате СМП / ММП, не учитывая, что к среднему медицинскому персоналу предъявляются более высокие квалификационные требования по сравнению с младшим, что, безусловно, снижает ценность труда первых.

Условия оплаты труда, действующие в отношении медицинских работников бюджетной сферы, жестко регламентированы нормативными правовыми актами РФ (в т. ч. Указом №597), субъектов РФ, и органов местного самоуправления с учетом уровня финансирования. В этой связи медицинские организации вынуждены использовать тот объем денежных средств, который получен из соответствующего бюджета, а получая доход от оказания предпринимательской деятельности не вправе частично направлять его на заработную плату.

По мнению экспертов все чаще и чаще низкая зарплата является одной из основных причин перетока работников бюджетной сферы из одного региона в другой (особенно в центральных и южных субъектах РФ), т. е. роста трудовой миграции, и, как следствие, дефицита трудовых ресурсов в отдельных регионах. Например, в Республике Та-

тарстан, которая относится к субъектам РФ - донорам, средняя заработная плата СМП в 2022 г. была выше, чем в соседней Республике Мордовия, примерно в 1,4 раза, а в г. Москве по сравнению с Тульской областью - в 2,7 раза. Нельзя также исключать и более активный переход работников из здравоохранения (сегодня такая практика уже есть) в другие более прибыльные сферы, либо в частный сектор медицины, что может способствовать возникновению перекоса в структуре экономики.

На актуальность проблемы обратил внимание Президент РФ. Выступая на ежегодной итоговой пресс-конференции 19 декабря 2019 г. он отметил, что необходим единый подход по всей стране к установлению окладов (должностных окладов), стимулирующих выплат работникам здравоохранения6, а в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г., поручил Правительству России продолжить работу по разработке новых отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы и отработать их в рамках пилотных проектов в субъектах РФ в 2025 г., а в 2026 г. новые отраслевые системы оплаты труда (далее - НСОТ) внедрить во всех государственных и муниципальных учреждениях страны.'

В этой связи коллективом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (в т. ч. авторами статьи) для новой отраслевой системы оплаты труда медицинских работников была предложена методика расчета региональных коэффициентов (Крэд), учитывающая экономическую дифференциацию субъектов РФ за счет «подтягивания» наиболее

6 Владимир Путин: «В документах Второй мировой все написано. Читайте» // Российская газета. 20 декабря 2019. № 287(8045). С. 1-3. URL: https://rg.ru/2019/12/19/vladimir-putin-v-dokumentah-vtoroj-mirovoj-vse-napisano-chitajte.html (дата обращения: 29.08.2023).

7 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г.

отстающих с точки зрения оплаты труда регионов, которая нашла свое отражение в проекте нормативного правового акта Правительства РФ.8 Основной для определения межрегиональной дифференциации послужил показатель медианной заработной платы, «очищенной» от выплат по районированию. Далее, все субъекты РФ были поделены на группы по размерам медианной заработной платы, при этом по статистическому правилу Стерджесса определена группа из 12 субъектов РФ с наименьшими значениями медианной заработной платы, в которой коэффициент региональной экономической дифференциации (Крэд) принят за единицу.

Для устранения дисбаланса в заработных платах медицинских работников в НСОТ предлагается применить фиксированную расчетную величину, которая будет стартовой для всех учреждений здравоохранения и использована в качестве минимального должностного оклада работника, умноженного на межуровневый коэффициент (коэффициент сложности труда). К полученной величине планируется применять коэффициент региональной экономической дифференциации (Крэд), что позволит сформировать должностной оклад медицинского работника, находящегося в определенном субъекте РФ. Кроме того, планируется уточнить перечни выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат и условия их осуществления. Стоит отметить, что это не окончательный вариант методики расчета НСОТ.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования позволили уточнить и расширить сделанные нами ранее выводы, связанные с изучением проблем дифференциации заработной платы [8]. Например, мы полагаем, что несмотря на явные минусы дифференциации как для отдельных регионов России, так и в целом для экономики страны (значительный разрыв в заработной плате граждан плохо влияет на моральное состояние людей, порождает неравенство в обществе и бедность, концентрирует население на определенных территориях), она тем не менее может стать стимулом к развитию отдельных отраслей и регионов. Однако уровень разрыва должен быть при этом объективным, для чего необходимо контролировать и регулировать дифференциацию в оплате труда. Снижать же целесообразно только

8 Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2021 г. URL: https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202110/09/ PR0EKT_NS0T_MED_091021_GP7.pdf (дата обращения: 16.01.2024).

неоправданную дифференциацию. Например, размеры заработной платы работников, занимающих аналогичные должности в однотипных учреждениях внутри региона, не должны существенно различаться, т. к. они обусловлены одинаковыми требованиями к их квалификации и условиям их труда.

Поскольку существующий низкий уровень заработной платы в отдельных, дотационных субъектах РФ обусловлен невысокими темпами их развития, «подтягивание» заработных плат бюджетников к уровню соседних более успешных регионов позволит сократить «перетягивание» кадров, упразднить недоплату за труд в бюджетном секторе экономики. Что касается устранения или смягчения социального неравенства регионов в более широком аспекте, то оно возможно главным образом при создании в них благоприятного инвестиционного климата, привлекательности труда в той или иной сфере занятости.

В ходе исследования авторами статьи обосновывается допустимость использования при измерении дифференциации исходного показателя - среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, путем проведения соответствующей корректировки данного показателя на стоимость ФНТУ. Расчеты показали, что субъекты РФ с самыми высокими значениями стоимости ФНТУ имеют такие же высокие значения и по заработной плате, и на оборот.

Действующая на сегодняшний день модель регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы, как показало исследование, порождает диспропорции внутри профессиональных квалифицированных групп, обусловленные в большей степени финансовым и экономическим положением отдельных отраслей, субъектов РФ, а не сложностью труда и уровнем квалификации работников. В ходе изучения было также установлено, что имеются тенденции к росту заработной платы работников бюджетной сферы и медленному снижению дифференциации.

Полагаем, что результаты исследования могут быть учтены при разработке и принятии новой системы оплаты труда в здравоохранения, что позволит преодолеть необоснованную дифференциацию в уровне заработной платы медицинских работников в разных субъектах РФ, а также в пределах одного региона, предоставит одинаковые условия оплаты труда, при необходимости будет способствовать «оперативной» индексации заработной платы, а в конечном итоге позволит реализовать принцип равной оплаты за

труд равной ценности на всей территории страны. При внедрении НСОТ необходимо соблюдать два главных принципа: не снижать достигнутый уровень заработной платы работника и снимать ограничения по уровню зарплаты - 100% и 200% от ЗНР. Убеждены, что внедрение НСОТ с приме-

нением методики расчета региональных коэффициентов (Крэд), коэффициентов сложности труда и расчетной величины обеспечит единый подход к регулированию оплаты труда медработников в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Proost S., Thisse J.-F. What can be learned from spatial economics? Basic research program working papers. Series: Economics, 2017. 63 p. URL:https://Wp.hse.ru/data/2017/07/17/1170749993/167EC2017.pdf#:~:text=Spatial%20economics%20aims%20to%20 explain,are%20peaks%20and%20troughs%20in (дата обращения: 01.02.2024).

2. Gravelle J.G. Wage Inequality and the Stagnation of Earnings of Low-Wage Workers: Contributing Factors and Policy Options, February 5, 2020. 30 p. URL:https://www.everycrsreport.com/files/20200205_R46212_1f3b076fbd318e142f4cd3e04c4c813cdda1d9a8. pdf (дата обращения: 01.02.2024).

3. Е.Г. Котова, О.С. Кобякова, В.И. Стародубов и др. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Медицинские кадры: статистические материалы. Часть 1. М.: ЦНИИОиЗ. 2022. 284 с.

4. Чебунина Н.М. Сущность поляризации развития регионов и направления ее сглаживания в современной экономике. Проблемы экономики и менеджмента. 2012;10(14):112-117.

5. Зубаревич Н.В. Рента столичного статуса. Pro et Contra. 2012;16(6):6-18.

6. Старокожева В.П., Агарычева А.В., Прошин И.А. Зарплатное неравенство: дифференциация уровней заработной платы в регионах и отраслях России. Экономика труда. 2022;9(2):463-484. DOI: 10.18334/et.9.2.114190

7. Ефимова Е.А. Дифференциация средней начисленной заработной платы в Российской Федерации: региональный аспект. Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2015;9-2(131):26-32.

8. Зоидов К.Х., Остапенко В.А., Урунов А.А. Дифференциация заработной платы в регионах как фактор развития экономического пространства России. Экономика труда. 2023;10(4):577-594. DOI: 10.18334/et.10.4.117593

9. Бенц Д.С. Долгосрочные тренды межрегиональной дифференциации. Вестник Челябинского государственного университета. 2022;4(462):56-71. DOI: 10.47475/1994-2796-2022-10406

13. Селиванова О.В., Разумов А.А. Бедность работающего населения: анализ основных тенденций и опыт регионов по снижению ее уровня. Экономика труда. 2023;10(2):279-296. DOI: 10.18334/et.10.2.117385

14. Аникин В.А., Слободенюк Е.Д. Бедность работающих: как изменились детерминанты в России за последние 20 лет? Социологическая наука и социальная практика. 2021;4(36):23-41. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8603

15. Тихонова Н.Е., Слободенюк Е.Д. Бедность российских профессионалов: распространенность, причины, тенденции. Мир России. Социология. Этнология. 2022;31(1):113-137. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-113-137

16. Жуков А.А. Современные методы регулирования заработной платы. М.: Берлин: Директ-Медиа; 2019. 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А. Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ. ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023;1(31):4-25. DOI: 10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25.

18. Сочкова Л.В., Ким А.В., Шарафутдинова Л.Л., Гурьева Н.А., Смирнова В.И. Система оплаты труда как инструмент влияния на качество первичной медико-санитарной помощи. Менеджер здравоохранения. 2023;(3):32-43. DOI: 10.21045/1811-01852023-3-32-43.

19. Пиньковецкая Ю.С. Оценка развития региональных систем здравоохранения в России. Вопросы управления. 2022;5(78):34-46. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-5-34-46.

20. Орел В.И., Ким А.В., Сочкова Л.В., Гурьева Н.А., Смирнова В.И., Шарафутдинова Л.Л. Актуальные проблемы оплаты труда в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Медицина и организация здравоохранения. 2022;7(3):12-19. DOI: 10.56871/1026.2022.93.11.002

21. Симонова М.В., Адыкова Д.Б. Анализ структуры заработной платы врачей до и после внедрения системы эффективного контракта. Экономика труда. 2021;8(8):881-896. DOI: 10.18334/et.8.8.113242

22. Serje J., Bertram M. Y., Brindley C., Lauer J. A. Global health worker salary estimates: an econometric analysis of global earnings data. 2018;16(10):9. URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5845154/ (дата обращения: 01.02.2024). DOI: 10.1186/ s12962-018-0093-z

23. Khim K. Are health workers motivated by income? Job motivation of Cambodian primary health workers implementing performance-based financing. 2016;9(31068):11. URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/gha.v9.31068 (дата обращения: 01.02.2024). DOI: 10.3402/gha.v9.31068

24. Hasnain Z. How to increase compensation for health workers during COVID-19, April 2020. URL:https://blogs.worldbank.org/gov-ernance/how-increase-compensation-health-workers-during-covid-19 (дата обращения: 01.02.2024).

25. Ferrinho P., Van Lerberghe W., Fronteira, I., Hipólito F., Biscaia A. Dual practice in the health sector: review of the evidence. 2004;(14):17. URL:https://human-resources-health.biomedcentral.com/articles/10.1186/1478-4491-2-14 (дата обращения: 01.02.2024). DOI: 10.1186/1478-4491-2-14

26. Buchan J., Kumar A., Schoenstein M. Wage-setting in the Hospital Sector. OECD Health Working Papers No. 77, 2014. 51 p. URL:https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/wage-setting-in-the-hospital-sector_5jxx56b8hqhl-en (дата обращения: 01.02.2024).

REFERENCES

1. Proost S., Thisse J.-F. What can be learned from spatial economics? Basic research program working papers. Series: Economics. 2017. 63 p. URL:https://wp.hse.ru/data/2017/07/17/1170749993/167EC2017.pdf#:~:text=Spatial%20economics%20aims%20to%20 explain,are%20peaks%20and%20troughs%20in (дата обращения: 01.02.2024).

2. Gravelle J.G. Wage Inequality and the Stagnation of Earnings of Low-Wage Workers: Contributing Factors and Policy Options. February 5, 2020. 30 p. URL:https://www.everycrsreport.com/files/20200205_R46212_1f3b076fbd318e142f4cd3e04c4c813cdda1d 9a8.pdf (accessed on 01.02.2024).

3. Kotova E.G., Kobyakova O.S., Starodubov V.I. et al. Resources and activities of medical health care organizations. Medical personnel: Statistical materials. Part 1. Moscow: Central Scientific Research Institute of Health Care Organizations. 2022. 284 p.

4. Chebunina N.M. Essence of polarization of regional development and directions of its smoothing in the modern economy. Problems of Economics and Management. 2012;10(14):112-117. (In Russ.).

5. Zubarevich N.V. Renta metropolitansogo statusa = The rent of metropolitan status. Pro et Contra. 2012;16(6):6-18. (In Russ.).

6. Starokozheva V.P., Agarycheva A.V., Proshin I.A. Zarlatnoe inequality: Differentiation of wage levels in regions and industries of Russia. Labor Economics. 2022;9(2):463-484. DOI: 10.18334/et.9.2.114190. (In Russ.).

7. Efimova E.A. Differentiation of average accrued wages in the Russian Federation: Regional aspect. Vestnik Samara State University. Series "Economics and management". 2015;9-2(131):26-32. (In Russ.).

8. Zoidov K.Kh., Ostapenko V.A., Urunov A.A. Differentialization of wages in the regions as a factor in the development of economic space of Russia. Labor Economics. 2023;10(4):577-594. DOI: 10.18334/et.10.4.117593. (In Russ.).

9. Benz D.S. Long-term trends of interregional differentiation. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022;4(462):56-71. DOI: 10.47475/1994-2796-2022-10406. (In Russ.).

13. Selivanova O.V., Razumov A.A. Poverty of the working population: analysis of the main trends and experience of regions to reduce its level. Labor Economics. 2023;10(2):279-296. DOI: 10.18334/et.10.2.117385. (In Russ.).

14. Anikin V.A., Slobodenyuk E.D. Poverty of workers: how have the determinants changed in Russia over the past 20 years? Sociological science and social practice. 2021;4(36):23-41. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8603. (In Russ.).

15. Tikhonova N.E., Slobodenyuk E.D. Poverty of Russian professionals: prevalence, causes, trends. The world of Russia. Sociology. Ethnology. 2022;31(1):113-137. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-113-137. (In Russ.).

16. Zhukov A.A. Modern methods of wage regulation. Moscow: Berlin: Direct Media; 2019. 412 p.

17. Ulumbekova G.E., Vlasov Ya.V., Domnikov A.I., Gaponova E.A. Scientific justification of the need to increase the remuneration of medical workers in the Russian Federation. ORGZDRAV: News. Opinions. Training. Bulletin of the Higher School of Economics. 2023;1(31):4-25. DOI: 10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25.

18. Sochkova L.V., Kim A.V., Sharafutdinova L.L., Guryeva N.A., Smirnova V.I. The wage system as an instrument of influence on the quality of primary health care. Health Care Manager. 2023;(3):32-43. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-3-32-43. (In Russ.).

19. Pinkovetskaya Yu.S. Assessment of the development of regional health systems in Russia. Management Issues. 2022;5(78):34-46. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-5-34-46. (In Russ.).

20. Orel V.I., Kim A.V., Sochkova L.V., Guryeva N.A., Smirnova V.I., Sharafutdinova L.L. Actual problems of remuneration in medical organizations providing primary health care. Medicine and Healthcare Organization. 2022;7(3):12-19. DOI: 10.56871/1026.2022.93.11.002. (In Russ.).

21. Simonova M.V., Adykova D.B. Analysis of the salary structure of doctors before and after the introduction of an effective contract system. Labor Economics. 2021;8(8):881-896. DOI: 10.18334/et.8.8.113242. (In Russ.).

22. Serje J., Bertram M. Y., Brindley C., Lauer J. A. Global health worker salary estimates: An econometric analysis of global earnings data. 2018;16(10):9. URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5845154/ (accessed on 01.02.2024). DOI: 10.1186/ s12962-018-0093-z.

23. Khim K. Are health workers motivated by income? Job motivation of Cambodian primary health workers implementing performance-based financing. 2016;9(31068):11. URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/gha.v9.31068 (accessed on 01.02.2024). DOI: 10.3402/gha.v9.31068.

24. Hasnain Z. How to increase compensation for health workers during COVID-19, April 2020. URL: https://blogs.worldbank.org/ governance/how-increase-compensation-health-workers-during-covid-19 (accessed on 01.02.2024).

25. Ferrinho P., Van Lerberghe W., Fronteira, I., Hipólito F., Biscaia A. Dual practice in the health sector: Review of the evidence. 2004;(14):17. URL: https://human-resources-health.biomedcentral.com/articles/10.1186/1478-4491-2-14 (accessed on 01.02.2024). DOI: 10.1186/1478-4491-2-14.

26. Buchan J., Kumar A., Schoenstein M. Wage-setting in the Hospital Sector. OECD Health Working Papers, No 77. 2014. 51 p. URL:https://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/wage-setting-in-the-hospital-sector_5jxx56b8hqhl-en (accessed on 01.02.2024)..

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Анна Витальевна Агарычева - эксперт отдела трудовых отношений, оплаты и нормирования труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Anna V. Agarycheva - expert of the Department of Labor Relations, Remuneration and Labor Rationing, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia Federation, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-0667-5423 aagarycheva@vcot.info

Виктория Павловна Старокожева - младший научный сотрудник отдела трудовых отношений, оплаты и нормирования труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Viktoria P. Starokozheva - junior researcher of the Department of Labor Relations, Remuneration and Labor Rationing, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia Federation, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4762-2187 starokozheva.vika@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 05.04.2024; после рецензирования 09.07.2024, принята к публикации 12.07.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 05.04.2024; revised on 09.07.2024 and accepted for publication on 12.07.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.