Научная статья на тему 'СКОЛЬКО СТОИТ ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

СКОЛЬКО СТОИТ ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / ДОЛЖНОСТНОЙ ОКЛАД / СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / SYSTEM OF REMUNERATION OF MEDICAL WORKERS / OFFICIAL SALARY / INCENTIVE PAYMENTS / COMPENSATION PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова Ольга Валерьевна, Ендовицкая Юлия Владимировна

Авторами актуализированы и статистически обоснованы основные проблемы системы оплаты труда медицинских работников, заключающиеся в значительном разбросе размеров должностных окладов как между субъектами Российской Федерации, так и внутри одной территории между медицинскими организациями, низкой доле должностного оклада в структуре заработной платы. Проведен расчет финансовой потребности для доведения окладов медработников до 55% в структуре заработной платы. Сформулированы предложения по совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Обухова Ольга Валерьевна, Ендовицкая Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW MUCH A NEXT ATTEMPT IS TO CHANGE THE PAYMENT SYSTEM FOR MEDICAL WORKERS

The authors actualized and statistically substantiated the main problems of the system of remuneration of medical workers, consisting in a significant spread in the sizes of official salaries both between the subjects of the Russian Federation and within the same territory between medical organizations, and a low share of official salaries in the structure of wages. The financial need was calculated to bring salaries of health workers up to 55% in the structure of wages. The proposals on improving the system of remuneration of medical workers are formulated.

Текст научной работы на тему «СКОЛЬКО СТОИТ ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Сколько стоит очередная попытка изменить систему оплаты труда медицинских работников

Обухова О.В., Федеральное государственное бюджетное учреждение

ЕНд0ВИцкая Ю.В. «Центральный научно-исследовательский институт

организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127254, г. Москва, Российская Федерация

Авторами актуализированы и статистически обоснованы основные проблемы системы оплаты труда медицинских работников, заключающиеся в значительном разбросе размеров должностных окладов как между субъектами Российской Федерации, так и внутри одной территории между медицинскими организациями, низкой доле должностного оклада в структуре заработной платы. Проведен расчет финансовой потребности для доведения окладов медработников до 55% в структуре заработной платы. Сформулированы предложения по совершенствованию системы оплаты труда медицинских работников.

Ключевые слова:

заработная плата, система оплаты труда медицинских работников, должностной оклад, стимулирующие выплаты, компенсационные выплаты

Финансирование. Данная статья не имела спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Обухова О.В., Ендовицкая Ю.В. Сколько стоит очередная попытка изменить систему оплаты труда медицинских работников // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6, № 3. С. 44-52. 001: https://doi.org/10.24411/2411-8621-2020-13002 Статья поступила 29.04.2020. Принята в печать 01.09.2020.

How much a next attempt is to change the payment system for medical

workers

Obukhova O.V., Public Health at the Federal Research Institute for

Endovitskaya Yu.V. Health Organization and Informatics of Ministry

of Health of the Russia, 127254, Moscow, Russian

Federation

The authors actualized and statistically substantiated the main problems of the system of remuneration of medical workers, consisting in a significant spread in the sizes of official salaries both between the subjects of the Russian Federation

and within the same territory between medical organizations, and a Low share of official salaries in the structure of wages. The financial need was calculated to bring salaries of health workers up to 55% in the structure of wages. The proposals on improving the system of remuneration of medical workers are formulated.

Keywords:

system of remuneration of medical workers, official salary, incentive payments, compensation payments

Funding. This article was not sponsored.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V. How much a next attempt is to change the payment system for medical workers. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2020; 6 (3): 44-52. DOI: https://doi.org/10.24411/2411-8621-2020-13002 (in Russian) Received 29.04.2020. Accepted 01.09.2020.

Целью деятельности утвержденной в феврале 2020 г. внутриотраслевой рабочей группы при Министерстве здравоохранения РФ является разработка предложений по установлению требований к отраслевой системе оплаты труда медицинских работников, включая подходы к формированию должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, и условий их осуществления, структуры заработной платы.

Задача совершенствования отраслевой системы оплаты труда медицинских работников была актуализирована в связи с прокатившейся в 2019 г. волной протестных акций среди медицинского профессионального сообщества. Так, во II квартале 2019 г. прошло 49 акций трудового протеста среди медиков, выразившихся в виде итальянских забастовок, митингов, сходов и обращений, реже - массовых увольнений и забастовок1.

По данным Центра социально-трудовых прав, трудовой протест медиков в 2019 г. был спровоцирован прежде всего низким уровнем зарплаты,

высокой трудовой нагрузкой и зарплатным неравенством между регионами. Основными претензиями медиков стало то, что незначительное повышение заработной платы осуществлялось за счет повышения окладов при непропорциональном сокращении надбавок, доплат за сверхурочные и т.п. Особенно серьезные проблемы отмечены в отношении медицинских работников скорой помощи.

На основе исследования материалов из средств массовой информации2, доступных источников литературы [1-3], нами выделены следующие проблемы в системе оплаты труда медицинских работников:

■ средняя зарплата врача по России привязана к среднему доходу по региону, который у разных субъектов сильно отличается;

■ выявляется значительная разница в размере базового (должностного) оклада;

■ отмечается различный перечень надбавок к заработной плате в субъектах Российской Федерации;

1 Доклад о протестной активности россиян в четвертом квартале 2019 г. Электронный ресурс: URL: http:// trudprava.ru/news/protestnews/2182 (дата обращения: 20.04.2020).

2 Реальные цифры: зарплаты медиков. Электронный ресурс: URL:http://www.przrf.ru/info/full/osnovy_ohrany_ zdorovya_grazhdan/Realnye-tcifry-zarplaty-medikov/ (дата обращения: 23.04.2020); Справедлив ли разрыв в зарплатах врачей и руководителей медучреждений? Электронный ресурс: URL:https://regnum. ru/news/ polit/2743258.html (дата обращения: 23.04.2020) и др.

■ налицо сильная дифференциация в оплате труда рядового медицинского персонала и главных врачей.

Цель настоящего исследования - обосновать низкий уровень должностных окладов и оценить финансовую потребность в доведении уровня должностного оклада до 55% заработной платы

Объектом исследования является система оплаты труда медицинских работников. Предмет исследования - элементы структуры заработной платы.

Материал и методы

Для исследования использованы данные:

■ о размерах должностных окладов и численности работников по каждой квалификационной группе по всем субъектам Российской Федерации, собранные Министерством здравоохранения Российской Федерации по специальному запросу на 2020 г.;

■ итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в орга-

низациях социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. с сайта Росстата.

Данные предварительно были верифицированы на предмет достоверности. Полученные результаты обработаны статистически, в том числе с применением математических методов в среде Excel.

Результаты

Анализ размеров должностных окладов (с учетом территориальных коэффициентов) показал значительный разброс по профессиональным квалификационным уровням между субъектами Российской Федерации (табл. 1).

Наименьшие значения должностных окладов по всем профессионально-квалификационным группам отмечены в основном в Республике Алтай, наибольшие размеры должностных окладов практически по всем профессиональным квалификационным группам (ПКГ), и это ожидаемо, -в г. Москве.

Такая же ситуация с разбросами значений размеров должностных окладов отмечается более чем в половине субъектов Российской Федерации, где параметры оплаты труда до сегод-

Профессиональная квалификационная Профессиональный Размер оклада, руб.

группа квалификационный уровень min max

Медицинский и фармацевтический персонал 1-го уровня 1-й 1650,00 37 500,00

1-й 2158,00 48 000,00

Средний медицинский 2-й 1088,00 49 000,00

и фармацевтический 3-й 2588,00 54 000,00

персонал 4-й 2805,00 59 000,00

5-й 3020,00 141 450,00

1-й 3769,00 32 769,00

Врачи и провизоры 2-й 4311,00 85 000,00

3-й 4111,00 85 000,00

4-й 4454,00 4454,00

Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским 1-й 4822,00 110 000,00

и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) 2-й 3000,00 90 000,00

Таблица 1. Разброс значений должностных окладов работников медицинских организаций по профессиональным квалификационным группам и уровням

Таблица 2. Разброс значений должностных окладов работников медицинских организаций по профессиональным квалификационным группам и уровням на примере Рязанской области

Профессиональная квалификационная Профессиональный Размер оклада, руб.

группа квалификационный уровень min max

Медицинский и фармацевтический персонал 1-го уровня 1-й 3770,00 14 600,00

1-й 4777,90 15 130,00

Средний медицинский и фармацевтический персонал 2-й 4760,00 18 084,00

3-й 4970,00 19 668,00

4-й 5190,00 18 150,00

5-й 6689,09 21 528,00

1-й 12 696,00 20 000,00

Врачи и провизоры 2-й 7720,00 28 877,00

3-й 8089,00 30 128,00

4-й 8390,00 29 417,00

Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским 1-й 8424,00 35 000,00

и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) 2-й 9688,00 37 000,00

няшнего дня утверждаются на уровне каждой медицинской организации. Пример такой ситуации по Рязанской области приведен в табл. 2.

Как видим, значения максимального размера должностного оклада почти в 3 раза превосходят минимальные.

В одной из последних своих работ мы подробно разбирали вопрос о минимальном размере должностного оклада и доказали, что данный показатель должен быть установлен на уровне не ниже официально утверждаемого минимального размера оплаты труда. Как известно, в соответствии с Трудовым кодексом3, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В свою очередь, величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины4. На 2020 г. МРОТ утвержден в размере 12 130 руб.5.

Нами проведен анализ численности медицинских работников, должностной оклад у которых менее МРОТ. Результаты показали, что практически у 60% медицинских работников размер должностного оклада ниже значения МРОТ.

Поэтому считаем вполне обоснованным в качестве базового или минимального оклада установить размер утверждаемого Правительством Российской Федерации МРОТ на соответствующий год с ежегодной индексацией. Такой же позиции придерживается Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), предложив внести уточнение в Трудовой кодекс об определении минимального размера оплаты труда как наименьшей возможной зарплаты «неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда,

3 Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

4 Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"».

Таблица 3. Субъекты Российской Федерации с минимальным и максимальным значением доли должностного оклада в структуре заработной платы по основным категориям медицинских работников

Субъект Российской Доля оклада В том числе по основным категориям

Федерации в зарплате, % м едицинского персонала

врачи средний медперсонал младший медперсонал

Карачаево-Черкесская Республика 48,65 50,81 51,00

Тамбовская область 43,76 53,41 44,38

Пензенская область более 50% 35,04 50,29 44,35

Белгородская область 48,52 50,94 44,19

Республика Ингушетия 50,75 49,71 44,06

Тюменская область 21,53 50,87 19,02

Еврейская автономная область 9,17 17,31 14,64

Ненецкий автономный округ 8,71 13,03 11,12

Красноярский край 8,92 10,90 10,90

Мурманская область 9,24 12,07 10,32

Приморский край менее 10% 9,40 12,37 10,30

Магаданская область 9,66 12,54 10,11

Ямало-Ненецкий автономный округ 9,59 13,05 9,56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чукотский автономный округ 8,14 9,56 9,12

Камчатский край 9,02 13,14 8,81

Республика Алтай 7,36 8,85 6,02

в величину которого не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты»6.

Важным предметом исследования является доля должностного оклада в размере заработной платы. Для исследования нами были рассчитаны средние значения должностных окладов по основным ПКГ (врачам, среднему и младшему медперсоналу) по всем субъектам Российской Федерации. На основании данных с сайта Рос-стата7 нами рассчитаны долевые соотношения должностного оклада и прочих выплат в разрезе основных категорий медицинских работников по всем субъектам Российской Федерации (табл. 3).

Как видим, размер должностного оклада составляет в среднем менее 30%, а в ряде субъектов (Республика Алтай, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Красноярский и Камчатский край, Еврейская автономная область, Мурманская область, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область) -ниже 10% в зарплате врачей, в Республике Алтай и Чукотском автономном округе - в зарплате среднего медперсонала, в Республике Алтай, Камчатском крае, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах - в зарплате младшего медперсонала.

6 Профсоюзы предложили установить бюджетникам базовые оклады. Электронный ресурс: URL:http://www. przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye/ (дата обращения: 24.04.2020).

1 Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. Росстат. Электронный ресурс: URL: https://www.gks.ru/ storage/mediabank/itog-monitor05-19.htm (дата обращения: 23.04.2020).

Таблица 4. Предлагаемая структура должностных окладов медицинских работников

Профессиональная Профессио- Плановый Тарифный

квалификационная группа нальный оклад коэффи-

квалификаци- (должностной циент, %

онный оклад), руб.

уровень

Медицинский и фармацевтический персонал 1-й 12 130,00 1,00

2-й 12 300,00 1,01

1-й 12 430,00 1,02

2-й 13 630,00 1,12

Средний медицинский и фармацевтический персонал 3-й 14 630,00 1,21

4-й 15 630,00 1,29

5-й 16 630,00 1,37

1-й 18 630,00 1,54

Врачи и провизоры 2-й 21 130,00 1,74

3-й 23 130,00 1,91

4-й 24 630,00 2,03

Руководители структурных подразделений учреждений 1-й 25 630,00 2,11

с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор) 2-й 27 630,00 2,28

Более 50% размера должностного оклада в заработной плате медработников отмечено лишь в Республике Ингушетия (врачи и младший медперсонал), в Тамбовской, Белгородской, Пензенской областях, а также в Тюменской области и в Карачаево-Черкесской Республике (средний медперсонал).

Данные показали, что ни в одном субъекте Российской Федерации нет медицинских работников, у которых размер должностного оклада был бы >55% среднемесячной заработной платы.

Для оценки потребности средств, необходимых для доведения уровня должностного оклада медицинских работников до размера 55% среднемесячной заработной платы, проведен расчет по следующей формуле:

ДоМРОТ= Щофакт^факт*0,55)* 12/1 000 000 000,

где 1 - данные по субъекту Российской Федерации, ДоМРОТ - объем средств, необходимый для

доведения должностного оклада соответствующей категории медицинских работников (врачей и среднего медперсонала) до размера 55% средней заработной платы, млрд руб.; Дофакт -средний размер должностного оклада соответствующей категории медицинских работников, руб.; Зпфакт - среднемесячная заработная плата соответствующей категории медицинских работников, руб.

Проведенные нами расчеты показали, что для решения данной задачи ежегодно требуется порядка 300 млрд руб.

Нами разработана структура обновленной системы оплаты труда в части должностного оклада с учетом следующих условий.

■ Предлагаемая система оплаты труда должна наследовать лучшие практики существующей системы оплаты труда: структуру ПКГ, включая профессиональные квалификационные уровни, учитывающие в том числе уровень квалификации, стаж работы, тарифные коэффициенты по подобию единой тарифной сетки.

Таблица 5. Результаты расчета дополнительной потребности в финансовых средствах для доведения размеров окладов до уровня не ниже плановых значений

Профессиональная квалификационная группа ■ л ПЗ I £ 8 1 * * £ £ 3 1 * § 1 о * с а о 2 . '5 1 * ¡8 1 * Количество медработников с окладом менее планового Дофакт медработников с окладом менее планового, руб. , а- - 3 £ § ю уд ен ул урб ур пе м р тр моп тим рд * 8 £ I СО СО 5 < Ф X "■< § з £ о- б.у п р я д ар нл Й = £ * ис

£1 И ? £ « £ Э <5 3 § 5 с 5 о I * § Я © с я о. полн ебнос Допо треб

Медицинский и фармацевти- 1-й 12 130,00 148 167 8 018,14 35,94 12,18

ческий персонал 1-го уровня 2-й** 12 300,00 - - - -

1-й 12 430,00 58 271 8114,15 14,49 5,03

Средний медицинский и фармацевтический персонал 2-й 13 630,00 51 602 9096,24 14,07 4,68

3-й 14 630,00 507 332 9769,13 148,44 49,32

4-й 15 630,00 265 362 10 158,06 82,95 29,04

5-й 16 630,00 83 023 10 935,44 27,61 9,45

1-й 18 630,00 1515 12 658,30 0,56 0,18

Врачи и провизоры 2-й 21 130,00 156 483 13 957,17 66,13 22,45

3-й 23 130,00 110 280 14 817,59 51,01 18,33

4-й 24 630,00 65 839 15 836,05 32,43 11,58

Руководители структурных

подразделений учреждений 1-й 25 630,00 40 626 16 842,57 20,82 7,14

с высшим медицинским

и фармацевтическим обра-

зованием (врач-специалист, 2-й 27 630,00 13 095 17 303,65 7,24 2,70

провизор)

Итого 501,68 172,09

Примечание. * ФОТ рассчитан с учетом начислений на оплату труда (1,302), значения среднего коэффициента территориальной дифференциации (1,28). ** На момент проведения исследования данные о фактической численности медперсонала по данному профессионально-квалификационному уровню отсутствовали.

В качестве минимального должностного оклада по первой ПКГ «Медицинский и фармацевтический персонал 1-го уровня» необходимо использовать размер МРОТ на соответствующий год. Шаг значения должностного оклада по каждой следующей ПКГ по каждой квалификационной группе должен учитывать специфику трудовой деятельности категорий медицинского персонала, сгруппированных в ПГК.

При установлении значений должностного (минимального) оклада должны учитываться соотношения между ПКГ среднего медперсонала и врачей в соответствии с Указом Президента 2012 г.8 исходя из условия, что должностной оклад в заработной плате составляет 55% заработной платы [усредненные должностные (минимальные) оклады: врачи - 23 тыс. руб., средний медперсонал - 14,9 тыс. руб., младший медперсонал - 12,5 тыс. руб.].

8 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Предлагаемая структура должностных окладов, включая предложенные размеры тарифных коэффициентов (шагов), приведена в табл. 4.

Результаты расчета потребности в увеличении окладов до уровня не ниже приведенного в табл. 4, представлены в табл. 5.

Таким образом, ежегодная финансовая потребность в увеличении окладов до уровня не ниже планового может составить порядка 172,1 млрд руб.

Заключение

Предложения о совершенствовании отраслевой системы оплаты труда в части должностных окладов медицинских работников должны предусмотреть единую структуру заработной платы на всей территории Российской Федерации; нормативы минимального должностного оклада медицинского работника.

Новая система оплаты труда, на наш взгляд, должна объединить существующую систему профессиональных квалификационных групп, расширив количество квалификационных уровней, и единую тарифную сетку.

В результате исследования сформулированы следующие предложения совершенствования системы оплаты труда медицинских работников в части должностных окладов:

1. Для изменения структуры заработной платы в сторону увеличения доли оклада до 55% следует значительно (минимум в 2 раза относительно фактических значений) увеличить оклады в разрезе ПКГ.

2. Переход на обновленную систему оплаты труда выполнять пошагово:

■ установить минимальный должностной оклад в размере не менее федерально утвержденного размера МРОТ с условием установления размеров должностных окладов в субъектах Российской Федерации не менее федерально установленных по каждой квалификационной группе и не менее установленных в настоящее время в субъекте Российской Федерации значений окладов;

■ по каждой ПКГ в разрезе квалификационных категорий установить значения должностного (минимального) оклада с соблюдением соотношений между ПКГ среднего медперсонала и врачей в соответствии с Указом Президента 2012 г. исходя из условия, что должностной оклад в заработной плате составляет 55% заработной платы [усредненные должностные (минимальные) оклады: врачи - 32 тыс. руб., средний медперсонал - 16,5 тыс. руб., младший медперсонал - 15,5 тыс. руб.], уровень заработной платы по ПКГ по каждому субъекту Российской Федерации сохраняется на уровне 1 января 2020 г. с последующей ежегодной индексацией.

3. Ежегодная финансовая потребность в увеличении окладов до уровня не ниже планового, может составить порядка 172,1 млрд руб.

Выработанные предложения полностью соотносятся с предложениями ФНПР по установлению базовых окладов для бюджетников, в том числе по квалификационным уровням9. Такая инициатива должна усилить социальные гарантии медработников по оплате труда и снизить зарплатное неравенство между регионами.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Обухова Ольга Валерьевна (Olga V. Obukhova) - кандидат политических наук, заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: obuhova@mednet.ru https://orcid.org/0000-0002-2745-8383

9 Профсоюзы предложили установить бюджетникам базовые оклады .Электронный ресурс: иНЬЬир://пгпгпг. przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye/ (дата обращения: 24.04.2020).

Ендовицкая Юлия Владимировна V. Endovitskaya) - младший научный сотрудник отде-

ления экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, Москва, Российская Федерация Е-таН: kuftova@mednet.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 № 197-ФЗ.

3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"».

5. Власова О.В. Динамика заработных плат в здравоохранении и в других отраслях народного хозяйства // Региональный вестник. 2020. № 1 (40). С. 63-65.

6. Чистякова Е.А. Оплата труда в медицинских учреждениях: состояние и перспективы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 1. С. 193.

7. Долженкова Ю.В., Полевая М.В., Руденко Г.Г. Новая система оплаты труда в бюджетном здравоохранении: анализ практики и проблемы внедрения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. Т. 27, № 4. С. 452-458.

8. Доклад о протестной активности россиян в четвертом квартале 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://trudprava.ru/news/protestnews/2182. (дата обращения: 20.04.2020)

9. Реальные цифры: зарплаты медиков [Электронный ресурс]. URL: http://www.przrf.ru/info/full/osnovy_ohrany_ zdorovya_grazhdan/Realnye-tcifry-zarplaty-medikov/ (дата обращения: 23.04.2020); Справедлив ли разрыв в зарплатах врачей и руководителей медучреждений? [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/ polit/2743258.html. (дата обращения: 23.04.2020) и др.

10. Профсоюзы предложили установить бюджетникам базовые оклады [Электронный ресурс]. URL: http:// www.przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye/ (дата обращения: 24.04.2020)

11. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/ storage/mediabank/itog-monitor05-19.htm (дата обращения: 23.04.2020)

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 597 «On measures for the implementation of state social policy». (in Russian)

2. The Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 No. 197-FZ. (in Russian)

3. Federal Law of October 24, 1997 No. 134-FZ «On the Living Wage in the Russian Federation».(in Russian)

4. Federal Law of December 27, 2019 No. 463-FZ «On Amendments to Article 1 of the Federal Law "On the Minimum Wage"». (in Russian)

5. Vlasova O.V. The dynamics of wages in health care and in other sectors of the economy. Regional'nyy vestnik [Regional Bulletin]. 2020; 1 (40): 63-5. (in Russian) (in Russian)

6. Chistyakova EA Remuneration in medical institutions: status and prospects. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy [Bulletin of Medical Internet Conferences]. 2016; 6 (1): 193. (in Russian) (in Russian)

7. Dolzhenkova Yu.V., Polevaya M.V., Rudenko G.G. A new wage system in budgetary health care: analysis of practice and implementation problems. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2019; 27 (4): 452-8. (in Russian) (in Russian)

8. Report on the protest activity of Russians in the fourth quarter of 2019 [Electronic resource]. URL: http:// trudprava.ru/news/protestnews/2182 (date of access April 20, 2020) (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Real numbers: salaries of doctors [Electronic resource]. URL: http: //www.przrf.ru/info/full/osnovy_ohrany_ zdorovya_grazhdan/Realnye-tcifry-zarplaty-medikov/ (date of access April 23, 2020); Is the pay gap between doctors and heads of medical institutions fair? [Electronic resource]. URL: https: //regnum.ru/news/polit/2743258.html. (date of access april 23, 2020), etc. (in Russian)

10. Trade unions proposed to establish basic salaries for state employees [Electronic resource]. URL: http: //www. przrf.ru/news/full/inform/Profsoyuzy-predlozhili-ustanovit-byudzhetnikam-bazovye/ (date of access April 24, 2020) (in Russian)

11. The results of federal statistical monitoring in the field of remuneration of certain categories of workers in the social sphere and science for January - December 2019. Rosstat [Electronic resource]. URL: https://www.gks.ru/ storage/mediabank/itog-monitor05-19.htm. (date of access April 23, 2020) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.