Научная статья на тему 'ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / ДОЛЖНОСТНОЙ ОКЛАД / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов Александр Львович, Долженкова Юлия Вениаминовна

Объектом исследования является новая система оплаты труда (НСОТ) в бюджетной сфере РФ и ее основные элементы. Цель - анализ системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы и разработка предложений по ее совершенствованию. Использованы методы количественного и качественного и критического анализа научных, нормативноправовых источников и статистических данных. Результаты исследования выявили ряд проблем в применении НСОТ в бюджетной сфере, что приводит к оттоку кадров из организаций, ухудшению качества предоставляемых услуг населению. Одной из таких проблем является децентрализация организации заработной платы, когда учреждения получили право самим определять структуру заработка, систему должностных окладов. В итоге возникла ситуация, когда компенсационные и стимулирующие выплаты стали составлять более половину денежного вознаграждения, что привело к сильнейшей дифференциации в заработной плате, ее различиям по регионам, т. е. нарушениям принципов «равная оплата за равный труд» и «социальной справедливости». Должностные оклады работников бюджетной сферы в большинстве случаев не обеспечивали реализацию воспроизводственной функции заработной платы. В результате авторы пришли к выводу о необходимости усиления государственного регулирования при построении окладов работников, сокращения количества компенсационных и стимулирующих выплат и обеспечения единообразия при их расчетах. Полученные теоретические и практические результаты исследования могут использоваться при реализации и развитии политики оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечении кадрами и повышении эффективности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафонов Александр Львович, Долженкова Юлия Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMUNERATION IN THE PUBLIC SECTOR: STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

The object of the study is the new system of remuneration (NSOT) in the public sector of the Russian Federation and its main elements. The goal is to analyze the system of remuneration for employees of public sector institutions and develop proposals for its improvement. Methods of quantitative and qualitative and critical analysis of scientific, regulatory and legal sources and statistical data were used. The results of the study revealed a number of problems in the application of NSOT in the public sector, which leads to an outflow of personnel from organizations, a deterioration in the quality of services provided to the population. One of these problems is the decentralization of the organization of the salary payment process when institutions received the right to determine the structure of earnings, the system of remuneration themselves. As a result, a situation arose when compensation and incentive payments began to account for more than half of the monetary remuneration, which led to the strongest differentiation in salaries, its differences across regions, i.e. violations of the principles of «equal pay for equal work» and «social justice». Fixed official salaries of public sector employees in most cases did not ensure the implementation of the reproductive function of remuneration. As a result, the authors concluded that it is necessary to strengthen state regulation in the field of remuneration, reduce the number of compensation and incentive payments and ensure the unity of their calculation. The obtained theoretical and practical results of the study can be used in the implementation and development of the policy of remuneration in the public sector, staffing and improving the efficiency of their use.

Текст научной работы на тему «ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-64-71 УДК 331.22, 331.28 ^ ^1, ^3

ОПЛАТА ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

А.Л. Сафонов а, Ю.В. Долженкова ь

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0003-0262-3968; ь https://orcid.org/0000-0003-1949-4867

АННОТАЦИЯ

Объектом исследования является новая система оплаты труда (НСОТ) в бюджетной сфере РФ и ее основные элементы. Цель - анализ системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы и разработка предложений по ее совершенствованию. Использованы методы количественного и качественного и критического анализа научных, нормативно-правовых источников и статистических данных. Результаты исследования выявили ряд проблем в применении НСОТ в бюджетной сфере, что приводит к оттоку кадров из организаций, ухудшению качества предоставляемых услуг населению. Одной из таких проблем является децентрализация организации заработной платы, когда учреждения получили право самим определять структуру заработка, систему должностных окладов. В итоге возникла ситуация, когда компенсационные и стимулирующие выплаты стали составлять более половину денежного вознаграждения, что привело к сильнейшей дифференциации в заработной плате, ее различиям по регионам, т. е. нарушениям принципов «равная оплата за равный труд» и «социальной справедливости». Должностные оклады работников бюджетной сферы в большинстве случаев не обеспечивали реализацию воспроизводственной функции заработной платы. В результате авторы пришли к выводу о необходимости усиления государственного регулирования при построении окладов работников, сокращения количества компенсационных и стимулирующих выплат и обеспечения единообразия при их расчетах. Полученные теоретические и практические результаты исследования могут использоваться при реализации и развитии политики оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечении кадрами и повышении эффективности их использования. Ключевые слова: новая система оплаты труда; бюджетная сфера; должностной оклад; компенсационные и стимулирующие выплаты.

Для цитирования: Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В. Оплата труда в бюджетной сфере: состояние и тенденции развития. Социально-трудовые исследования. 2022;46(1):64-71. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-64-71.

ORIGINAL PAPER

REMUNERATION IN THE PUBLIC SECTOR: STATE AND DEVELOPMENT TRENDS

A.L. Safonov а, Yu.V. Dolzhenkova b

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia а https://orcid.org/0000-0003-0262-3968; b https://orcid.org/0000-0003-1949-4867

ABSTRACT

The object of the study is the new system of remuneration (NSOT) in the public sector of the Russian Federation and its main elements. The goal is to analyze the system of remuneration for employees of public sector institutions and develop proposals for its improvement. Methods of quantitative and qualitative and critical analysis of scientific, regulatory and legal sources and statistical data were used. The results of the study revealed a number of problems in the application of NSOT in the public sector, which leads to an outflow of personnel from organizations, a deterioration in the quality of services provided to the population. One of these problems is the decentralization of the organization of the salary payment process when institutions received the right to determine the structure of earnings, the system of remuneration themselves. As a result, a situation arose when compensation and incentive payments began to account for more than half of the monetary remuneration, which led to the strongest differentiation in salaries, its differences across regions, i.e. violations of the principles of «equal pay for equal work» and «social justice». Fixed official salaries of public sector employees in most cases did not ensure the implementation of the reproductive function of remuneration. As a result, the authors concluded that it is necessary to strengthen state regulation in the field of remuneration, reduce the number of compensation and incentive payments and ensure the unity of their calculation. The obtained theoretical and practical results of the study can be used in the implementation and development of the policy of remuneration in the public sector, staffing and improving the efficiency of their use.. Keywords: new system of remuneration; public sector; fixed official salary; compensation and incentive payments.

Для цитирования: Safonov A.L., Dolzhenkova Yu.V. Remuneration in the public sector: State and development trends. Social and labor research. 2022;46(1):64-71. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-64-71.

© Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В., 2022

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время работники бюджетной сферы составляют около 20 % всех занятых в экономике. При этом труд большинства из них, относящийся к категории сложных, ответственных, напряженных видов деятельности, с высокой степенью интеллектуальной нагрузки, в условиях глобализации, цифровизации и информатизации стал более интеллектуальным, творческим, требующим не только специфических знаний в сфере информационных технологий, но и значительных физических усилий, высокой работоспособности [1]. Зачастую им приходится быть в непосредственном контакте с потребителями услуг, что обусловливает обязательное наличие у них высокого уровня образования и профессионализма, коммуникабельности и морально-этических качеств. Эти тенденции усиливаются в условиях пандемии коронавируса, когда, например, преподаватели значительную часть учебной нагрузки осуществляют при помощи дистанционных технологий, а в здравоохранении активно развивается телемедицина. Все это требует непрерывного приобретения и обновления знаний в области цифровых технологий, навыков коммуникаций в интернет-среде [2, 3].

Изменение содержания и характера труда бюджетных работников обусловливают необходимость определенных изменений в его оплате, так как действующая с 2008 г. система оплаты труда (НСОТ), призванная обеспечить конкурентную заработную плату, учитывающую уровень квалификации и степень нагрузки персонала, а также повысить уровень обеспеченности бюджетной сферы требуемыми кадрами1' 2, не достигла поставленных целей, поскольку процесс сокращения численности работников бюджетных отраслей не уменьшается, а нарастает с каждым годом.

В соответствии с НСОТ в структуре дохода работников в организациях бюджетной сферы

1 О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 - Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71464/ (дата обращения: 17.13.2022).

2 О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 10.12.2016) - Текст: электронный // КонсультантПлюс - справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_79087/ (дата обращения: 17.01.2022).

выделяется ряд элементов, среди которых оклад (тарифная ставка), а также различные выплаты, направленные на компенсацию и стимулирование труда [4]. Исходя из классического постулата, постоянная часть заработка позволяет обеспечивать только простое воспроизводство рабочей силы, а целью внедрения и реализация стимулирующего механизма выступает обеспечение расширенного воспроизводства посредством улучшения качества и достижения более высоких результатов трудовой деятельности. Однако, данное условие не всегда очевидно, поскольку размер должностных окладов в организациях отдельных отраслей бюджетной сферы весьма небольшой и только благодаря стимулирующим выплатам, составляющим переменную часть дохода или выплачиваемым в качестве дополнительного денежного вознаграждения, обеспечивается (зачастую не в полной мере) требуемый стандарт уровня жизни [5, 6].

ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как показал анализ практики применения НСОТ, во многих регионах должностные оклады работников бюджетных отраслей составляют в общем объеме оплаты труда менее 40 %. При этом у некоторых из них на стимулирующие выплаты, распределяемые зачастую по формальному принципу и не связанные с конкретными результатами труда, приходится до 60% заработка. При этом большая доля стимулирующих выплат вызвана необходимостью сокращения текучести и закрепления наиболее ценных кадров в организации при недостаточном ее финансировании [7].

Сложившаяся ситуация в оплате труда, когда наблюдается асимметрия в структуре заработка в сторону переменной части, снижается воспроизводственная функция заработной платы и ее конкурентоспособность на рынке труда, требуется скорейшее реформирование системы заработной платы работников в бюджетной сфере в целях преодоления негативных тенденций. При этом определять денежное вознаграждение работников бюджетной сферы, устанавливать и обеспечивать рациональную дифференциацию при построении новой системы заработной платы надо исходя из классических функций оплаты труда и на основе принципов гарантирования работнику основной заработной платы на уровне воспроизводства рабочей силы при выполнении им норм труда независимо от результатов деятельности организации, социаль-

Таблица 1 / Table 1

Средняя заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы в целом по РФ, руб./месяц / The average salary of certain categories of public sector employees in the Russian Federation, rubles/month

Категория работников/ Employee categories 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23 363 25 592 26 553 27 476 29 027 31 670 33 985 35 714

Педагогические работники образовательных учреждений общего образования 29 038 31 535 32 638 33 338 34 921 38 419 41 116 43 664

Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 21 593 25 324 26 846 27 989 32 263 35 954 38 509 40 469

Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования 25 144 27 691 28 684 29 848 32 212 36 536 39 147 41 685

Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования 40 428 47 188 50 703 55 028 63 831 82 486 89 851 94 573

Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) 42 253 46 231 47 874 50 667 56 445 75 007 80 756 91 688

Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 24 102 26 310 27 001 28 174 30 246 36 965 39 573 46 974

Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) 14 313 16 130 16 820 18 436 21 413 34 254 35 870 41 038

Социальные работники 14 759 18 291 19 766 21 601 25 654 33 113 35 180 37 136

Работники учреждений культуры 21 072 23 879 25 485 27 080 32 466 38 971 41 878 43 014

Научные сотрудники 41 623 48 212 51 780 53 836 63 430 100 081 106 011 111 114

Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 24 177 28 586 29 729 30 034 33 869 36 965 38 959 43 271

Средняя заработная плата в бюджетной сфере 26 822 30 414 31 990 33 626 37 981 48 368 51 736 55 862

Средняя заработная плата в целом по стране 29 792 32 495 34 030 36 709 39 167 43 724 47 867 51 083

Источник/Source: составлено авторами по данным: Рынок труда, занятость и заработная плата - Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики. [электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения 27.12.2021) / compiled by the authors according to "Labor market, employment and wages "- Text: electronic // Federal State Statistics Service. [electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_ market_employment_salaries (accessed on 27.12.2021).

ной справедливости, применения единых основ регулирования оплаты труда работников во всех отраслях бюджетной сферы и др. О необходимости реформирования оплаты труда указывают ведущие специалисты в этой сфере [8].

На совещании по вопросам формирования заработной платы бюджетников с участием представителей министерств и профсоюзных органов в августе 2020 г. партия «Единая Россия» выступила с инициативой об увеличении доли оклада в заработной плате работников бюджетной сферы до 70 % и, соответственно, стимулирующей ее части - 30 %. Эту инициативу поддержали и независимые профсоюзы. По их мнению, повышение доли постоянной гарантированной части в структуре заработной платы поможет сделать процедуру формирования заработной платы более прозрачной и понятной для работников.

На основании имеющихся статистических данных, представленных в открытом доступе3, был проведен анализ динамики заработной платы отдельных категорий работников образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной сферы (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1 до 2018 г. оплата труда в бюджетной сфере отставала от аналогичных показателей в целом по российской экономике. Резкий скачок темпов прироста заработной платы бюджетников произошел в 2017-2018 гг. благодаря майским президентским указам от 2012 г., обеспечившим опережающий рост заработной платы в бюджетной сфере. При этом из всех категорий работников бюджетной сферы наибольшие доходы имеют врачи, а также

3 Рынок труда, занятость и заработная плата - Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики. [электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения 27.12.2021).

ш

90 000 80 000 70 000

60 000 П

50 000 п

40 000 30 000

20 000 П

10 000 0

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО □ 2015 ■ 2016 □ 2017 «2018 И2019 И2020

Рис. 1 / Fig. 1. Средняя заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования по федеральным округам за 2015-2020 гг., руб. / The average salary of teachers of educational organizations of higher professional education by federal districts for 2015-2020, rubles.

Источник/Source: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт - Москва. - обновляется в течение суток. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2022) / compiled by the authors according to the Federal State Statistics Service (Rosstat): official website - Moscow. - daily updates. URL: https://rosstat.gov.ru / (accessed on 12.01.2022).

работники науки и системы высшего образования, а наименьшие - педагогические работники дошкольного образования и социальные работники, а также младший медицинский персонал. Вместе с тем надо учитывать, что многие учреждения для достижения требуемых показателей по заработной плате использовали «оптимизацию» численности, когда работники из одних категорий переводились в другие, а также на неполную ставку. В результате в больницах практически не стало санитарок, а их функции передали среднему медицинскому персоналу. А в отсутствии обязательных требований к нормированию труда значительно выросла его интенсивность, что приводит к профессиональному выгоранию и оттоку кадров.

Если же рассматривать показатели по регионам, то диапазоны размеров оплаты там существенно различаются, что видно на примере заработной платы преподавателей высшей школы (рис. 1). Самый высокий уровень заработной платы в УРФО и ДФО, а самый низкий в СКФО и ЮФО, что приводит к оттоку работников из вузов. Однако в отдельных регионах ситуацию с заработной платой необходимо рассматривать отдельно от общей тенденции. Так, лидером по уровню денежного вознаграждения остается Москва, где преподаватель в среднем получает 150 тыс. руб. Таким образом, в 2020 г. московская заработная плата была в 2 раза выше средней по Центральному федеральному округу. Аналогичная ситуация с зарплатой и в других бюджетных отраслях столицы.

По данным Росстата, размер среднемесячной заработной платы на одного работника в здравоохранении за 2019 г. составил 44 581,1 руб. (по полному кругу организаций), что на 7,5 % выше показателя за 2018 г. (41 451,9 руб.).

Исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, регионального состояния рынка труда, размер среднемесячной заработной платы в регионах Российской Федерации в 2019 г. варьировался от 25 938 руб. (Карачаево-Черкесская Республика) до 90 401,5 руб. (г. Москва). Таким образом, уровень оплаты труда отличался в 3,5 раза.

При этом в 66 регионах России диапазон среднемесячной заработной платы 1 работника в здравоохранении за 2019 г. был ниже среднего уровня оплаты труда в экономике Российской Федерации, которая, по данным Росстата, составляла в этот период - 47867 руб.4. Только в 15 субъектах уровень был выше общероссийского. Самый низкий уровень среднемесячной заработной платы в здравоохранении был в 2 субъектах РФ - Республике Карачаево-Черкесия и Республике Калмыкия (до 27 тыс. руб.).

Таким образом, выше приведенные данные свидетельствуют о системной проблеме в политике оплаты труда работников бюджетной сферы, когда происходит нарушение основного принципа: равная оплата труда за равный труд.

НСОТ предполагает децентрализацию оплаты труда в бюджетной сфере, т. е. с момента ее вне-

4 Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт - Москва. - обновляется в течение суток. URL: https:// rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2022)

Выплаты работникам, :

работах, на работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда

Выплаты работникам,

работах, на работах с вредными и/или

1 особыми условиями труда

Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных

\

Выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

- надбавка за интенсивность труда;

- премия за высокие результаты работы;

- премия за выполнение особо важных и ответственных работ.

Выплаты за качество выполняемых работ:

- надбавка за наличие квалификационной категории;

- премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания.

^Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет:

- надбавка за выслугу лет;

- надбавка за стаж непрерывной работы.

Премиальные выплаты по итогам работы:

- премия по итогам работы за месяц;

- премия по итогам работы за квартал;

- премия по итогам работы за год.

Рис. 2/ Fig. 2. Перечень видов выплат компенсационного характера в бюджетной сфере / Types of compensation payments in the public sector

Источник/ Source: составлено авторами по данным: Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях: При- каз Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (ред. от 20.02.2014) Текст: электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [электронный ресурс] - URL: https:// legalacts.ru/ doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-29122007-n-822/ (дата обращения 20.01.2022)/ compiled by the authors according to "On approval of the of types of compensation payments in federal budgetary, autonomous, state institutions and clarifications on the procedure for establishing compensation payments in these institutions" Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated December 29, 2007 N 822 (as amended on February 20, 2014) Text: electronic // Laws, codes and regulations of the Russian Federation [electronic resource] - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz- minzdravsotsrazvitija-rf-ot-29122007-n-822/ (accessed on 20.01.2022).

дрения, на федеральном и региональном уровне применяются различные системы расчета и выплаты заработной платы. Регионы самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работникам бюджетной сферы, что приводит к тому, что ставки по одним и тем же должностям в разных регионах отличаются в разы.

Указанные региональные различия в оплате труда в значительной степени объясняются особенностями формирования переменной части заработной платы в каждом отдельном субъекте федерации, которая складывается из компенсационных доплат и стимулирующих надбавок. Данные выплаты в соответствии с ТК РФ являются частью заработка, и должны быть отражены в трудовом договоре. В практической деятельности используется более 50 наименований доплат и надбавок. При этом в законодательстве нет четкого определения понятий «надбавка» и «доплата». В соответствии с Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местных уровнях, на 2005 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию соци-

Рис. 3 / Fig. 3. Перечень видов выплат стимулирующего характера в бюджетной сфере / Types of incentive payments in the public sector

Источник/ Source: составлено авторами / compiled by the authors.

ально-трудовых отношений, термин «надбавка» используется как стимулирующая выплата, а «доплата» как компенсационная5. Часто используются термины «компенсационные выплаты» и «стимулирующие выплаты», в том числе и трудовом законодательстве. На наш взгляд, использование данных дефиниций более соответствует требованиям современной экономики.

На сегодняшний день в бюджетной сфере действует Перечень видов выплат компенсационного характера 6 7 (рис. 2).

Перечень видов стимулирующих выплат представлен на рис. 3.

Анализ практики применения систем оплаты труда в субъектах Российской Федерации в части

5 Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местных уровнях, на 2005 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2004, протокол № 4) - Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51466/ (дата обращения: 19.03.2021).

6 Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях: Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (ред. от 20.02.2014) Текст: электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [электронный ресурс] URL: https://legalacts.ra/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-29122007-n-822/(дата обращения: 20.01.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в

федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях): Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 (ред. от 17.09.2010) - Текст: электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-

29122007-n-818/ (дата обращения: 20.01.2022).

установления компенсационных и стимулирующих выплат выявил существенные межрегиональные различия. Например, доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в разных регионах РФ варьируются от 4 % до 25 % тарифной ставки (базового оклада), что не противоречит законодательству. А многие субъекты воспользовались правом устанавливать дополнительные выплаты, помимо тех, которые обозначены в основном Перечне стимулирующих выплат, утвержденном на федеральном уровне. В ряде регионов соответствующими постановлениями региональных правительств утверждены дополнительные выплаты. Наиболее распространенные из них: за ученую степень, за квалификационную категорию, за почетное звание и другие.

Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что многие субъекты Российской Федерации устанавливают свои надбавки за интенсивность труда, которые отличаются от перечня, отраженного в Приказе Минтруда и Рекомендациях № 167н8. К примеру, в Забайкальском крае применяется надбавка за перевыполнение отраслевых норм нагрузки, в Ямало-Ненецком автономном округе - надбавка за специфику работы. Имеются и иные названия надбавок:

• «за выполнение особо важных и срочных работ»9;

• «за выполнение особо важных и сложных работ» (Архангельская область, Ненецкий автономный округ);

• «за выполнение особо важных, ответственных и сложных работ» (Республика Мордовия). Имеются проблемы и в практике установления

надбавок за работу в сельской местности и стимулирующих надбавок молодым специалистам. Это связано с тем, что действующее федеральное законодательство практически не регулирует ни порядок доплат за работу на селе, ни размер надбавки. Выплата такой надбавки возможна на основании законодательства субъектов федерации, действующем только в конкретном регионе, отраслевых ведомственных нормативных документов, а также может вводиться на отдельном предприятии локальными нормативными актами. В результате

8 Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником го сударственного(муниципального) учреждения при введении эффективного контракта: Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 №167н (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н) - Текст: электронный // КонтурНорматив: справочно-правовой сервис - URL: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=233230 (дата обращения: 20.01.2022).

9 В 19 субъектах РФ, в том числе Республиках Алтай, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республике, Камчатском и Краснодарском краях, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Кировской, Магаданской, Свердловской, Томской и Тюменской областях.

возникает ситуация, когда практика применения этих выплат существенно различается. Например, установление стимулирующих выплат молодым специалистам учреждений здравоохранения применяется очень разная (используется в 26 субъектах РФ) и дифференциация размеров данных выплат существенна10. Устанавливаются и абсолютные размеры выплат (например, Московская и Ярославская область).

В субъектах РФ предусмотрены дополнительные выплаты компенсационного характера за особенности и специфику работы в образовательных организациях. В Республике Бурятия за особенности и специфику работы в образовательных организациях (классах, группах) предусмотрены повышающие коэффициенты к окладу (например, за работу в общеобразовательных интернатах - 0,1; педагогическим работникам лицеев-интернатов, колледжей - 0,1)11. В Республике Северная Осетия - Алания за специфику работы в образовательных организациях также предусмотрено большое количество различных надбавок12. Таким образом, в образовательных учреждениях субъектов установлено большое количество дополнительных выплат компенсационного характера. При этом их размеры исчисляются как в процентном соотношении к окладу, так и в абсолютном выражении. Стимулирующие выплаты работникам в сфере образования в большинстве субъектов РФ устанавливаются в соответствии с Перечнем 2-с13. Они значительно различаются по размеру и порядку начисления по регионам.

10 50% от оклада - надбавки в Тверской области; 30% - надбавки в Республике Коми и Еврейской автономной области; 30-10% надбавки в Ненецком автономном округе; 20% - надбавки в г. Севастополь; 10% -надбавки в Республике Дагестан, Республике Саха (Якутия), Калужской области; 5% - надбавки в Республике Башкортостан.

11 О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 27.04.2015 №972 "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников республиканских государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Бурятия": Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.11.2020 № 1253 - Текст: электронный // Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/571018446 (дата обращения: 26.04.2021)

12 Об оплате труда работников организации, подведомственных Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания: Постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 24.12.2019 № 461 - Текст: электронный // Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/561670049 (дата обращения: 26.04.2021)

13 Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в

федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 (с изменениями и дополнениями от 17.09.2010) - Текст: электронный // Гарант: справочно-правовая система. URL: https://base.garant.ru/192714/ (дата обращения: 26.04.2021).

Таким образом, как показал проведенный анализ, стимулирующие выплаты в образовании в различных регионах как правило не стандартизированы, в связи с чем могут значительно различаться не только в разных субъектах РФ, но и на уровне образовательных учреждений.

Анализ компенсационных выплат работникам учреждений культуры по регионам РФ показал, что виды и размеры этих выплат в основном соответствуют законодательству. Однако их размер сильно варьируются от одного региона к другому14. Размеры стимулирующих выплат, установленных сотрудникам бюджетных организаций в сфере культуры в соответствии с федеральным перечнем, также отличаются по регионам.

Значительное количество выплат компенсационного и стимулирующего характера и значительную их долю в структуре заработной платы, кроме всего прочего, можно объяснить и недостаточностью финансирования бюджетной сферы. Кроме того, в условиях небольшой дифференциации по должностям работников с близкой квалификацией введение стимулирующих выплат позволяет увеличить различие в оплате труда таких работников до ощутимых значений [7].

Финансирование учреждений из бюджетов разных уровней привело к парадоксальной ситуации, когда работники одной категории, имеющие одинаковый уровень квалификации, но осуществляющие свою деятельность в учреждениях, финансируемых из разных бюджетов, получают заработную плату, отличающуюся в разы. К примеру, работники федеральных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории субъектов, зачастую оплачиваются выше, чем работники учреждений, учредителями которых являются сами субъекты РФ. И обратный пример, размер ЗП работников учреждений г. Москвы может быть выше, чем у той же категории работников федеральных учреждений.

14 В Томской области минимальный размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляет не более 5 % от оклада, а в Ставропольском крае и Ярославской области компенсационные выплаты по данному критерию достигают 12 %.

ВЫВОДЫ

Децентрализация заработной платы в бюджетной сфере, когда регионы и отдельные учреждения получили возможность самостоятельно определять ее размеры и условия выплаты, привела к значительной дифференциации, к тому, что на многих предприятиях и в организациях окладная часть заработной платы не обеспечивает реализацию воспроизводственной функции заработной платы, которая, по мнению ведущих специалистов [9, 10, 11], играет важнейшую роль в обеспечении отраслей требуемой рабочей силой. Это связано с тем, что в долевом отношении в денежном вознаграждении за труд в бюджетной сфере преобладает переменная часть, составляющая более 50 % от всего заработка, что делает его непрозрачным, зависящим от воли руководства организаций. При этом размеры и порядок компенсационных и стимулирующих выплат, установленные региональными нормативно-правовыми актами, формируют значительную дифференциацию в оплате труда работников в зависимости от места проживания и нарушают принцип равной оплаты за равный труд. Предлагается сократить количество и размер компенсационных и стимулирующих выплат, сократить их долю в общей структуре заработка.

В целях совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере представляется важным принятие Федерального закона от 09.11.2020 г.

№ 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»15. Согласно закону, требования к отраслевым системам оплаты труда будет устанавливать федеральное правительство, это призвано уменьшить разницу в зарплатах бюджетников разных регионов. На федеральном уровне будет регулироваться дифференциация окладов (ставок) бюджетных работников, а также определяться компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

15 О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 09.11.2020 г. № 362-ФЗ - Текст: электронный // Кон-сультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_367136/ (дата обращения: 21.03.2021).

БЛАГОДАРНОСТИ

Настоящая статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации в 2021 г.

ACKNOWLEDGMENTS

This article has been prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2021.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Жуков А.Л. Современные методы регулирования заработной платы: монография. Москва; Берлин: Директ-Медия, 2019.

2. Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В., Чуб А.А. Проблемы оплата труда в бюджетном здравоохранении: вызовы пандемии//Про-блемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;(29, S1):720-725.

3. Камнева Е.В., Долженкова Ю.В., Полевая М.В., Симонова М.М. Векторы формирования и развития кадров в цифровой экономике: монография. М.: Изд-во «Прометей», 2020.

4. Оплата и организация труда: правовые и экономические вопросы: Е.А. Саркисянц, Л.В. Щур-Труханович. М.: Финпресс, 2006. (ФГУП Изд-во и тип. Красная звезда).

5. Пуляева В.Н., Иванова И.А. Эволюция системы оплаты труда работников бюджетной сферы // Креативная экономика. 2021;15(5): 1897-1912. doi: 10.18334/ce.15.5.112120

6. Иванова И.А., Пуляева В.Н. Концептуальные подходы к определению механизма оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и обоснованию структуры их заработной платы// Самоуправление. 2021;3(125):324-327.

7. Афанасенко Е.В. Развитие системы оплаты труда в бюджетных учреждениях здравоохранения (на примере стоматологии). / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2018.

8. Волгин Н.А. Неравенство и уравнительность в оплате труда: тенденции и противоречия. Социально-трудовые исследования. 2020;1(38):5.

9. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. М.: Экзамен, 2004. 224 с.

10. Тихомирова Т.П. Функции заработной платы: теоретический аспект и анализ реализации/Экономика регионов. 2010;(4):46-52.

11. Руденко Г.Г., Гудков А.О. К проблеме трансформации функций заработной платы. В сборнике: Современные проблемы экономики и менеджмента. Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021; 227-231.

REFERENCES

1. Zhukov A.L. Modern methods of wage regulation: monograph. Moscow; Berlin: Direct-Media. 2019. (In Russ.).

2. Safonov A.L., Dolzhenkova, Y.V., Chub, A.A. The wages in the public healthcare: The pandemic challenges. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, public health and the history of medicine. 2021;(29, S1):720-725. (In Russ.).

3. Kamneva E.V., Dolzhenkova Yu.V., Polevaya M.V., Simonova M.M. Vectors of formation and development of personnel in the digital economy: monograph. M.: Publishing house "Prometheus"; 2020. (In Russ.).

4. Payment and organization of work: Legal and economic issues: E. A. Sarkisyants, L. V. Shchur-Trukhanovich. M.: Finpress; 2006 (FSUE Publishing House and type. Red Star). (In Russ.).

5. Ivanova I.A. Pulyaeva V.N. Evolution of the system of remuneration of public sector employees. Creative Economy. 2021;15(5):1897-1912. (In Russ.),doi: 10.18334/ce.15.5.112120.

6. Ivanova I.A. Pulyaeva V.N. Conceptual approaches to determining the mechanism of remuneration of employees in public sectors and substantiating the structure of its wages. Self-management. 2021;3(125):324-327. (In Russ.).

7. Afanasenko E.V. Development of the remuneration system in public health institutions (on the example of dentistry) Moscow. 2018. (In Russ).

8. Volgin N.A. Inequality and equalization in wages: Trends and contradictions. Social and Labor Research. 2020;1(38):5. (In Russ.).

9. Volgin N.A. Remuneration of labor: Production, social sectort, public service. Analysis, problems, solutions. M.: Exam; 2004. p.224. (In Russ.).

10. Tikhomirova T.P. Wage functions: Theoretical aspect and analysis of implementation. Economy of regions.2010;(4):46-52. (In Russ.).

11. Rudenko G.G., Gudkov A.O. On the problem of the transformation of wage functions. In the collection: Modern problems of economy and management. Materials of the international scientific-practical conference. Voronezh; 2021.p. 227-231. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS Александр Львович Сафонов - доктор экономических наук, профессор,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Aleksandr L. Safonov - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Юлия Вениаминовна Долженкова - доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Yuliya V. Dolzhenkova - Dr. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof., Department of Psychology and Human Capital Development, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.01.2022; после рецензирования 02.02.2022, принята к публикации 03.02.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 26.01.2022; revised on 02.02.2022 and accepted for publication on 03.02.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.