Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ И ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ И ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / туристская индустрия / межрегиональное взаимодействие / межрегиональные туристские кластеры / region / tourism industry / interregional cooperation / interregional tourism clusters

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Абесалашвили Маринэ Зауровна, Кидакоева Милана Рустамовна

В статье рассматриваются вопросы реализации межрегионального взаимодействия в туристской сфере. Показано, что одной из форм подобного взаимодействия выступает реализация межрегиональных туристских проектов. С экономической точки зрения межрегиональное взаимодействия в туристской сфере может быть признано целесообразным в том случае, когда ему присуща синергия, которую можно достигнуть в рамках создания межрегиональных туристских кластеров, продуцирующих синергетический эффект, используя и обогащая существующий потенциал развития их резидентов посредством реализации совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Абесалашвили Маринэ Зауровна, Кидакоева Милана Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COOPERATION IN THE TOURISM SECTOR AND ITS INSTITUTIONAL SUPPORT

The article deals with the implementation of interregional cooperation in the tourism sector. It is shown that one of the forms of such interaction is the implementation of interregional tourism projects. From an economic point of view, interregional cooperation in the tourism sector can be considered appropriate if it is characterized by synergy, which can be achieved through the creation of interregional tourism clusters producing a synergetic effect, using and enriching the existing development potential of their residents through the implementation of joint activities.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ И ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

УДК 336.144.2

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор (e-mail: zahar-e@yndex.ru)

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия Абесалашвили Маринэ Зауровна, к.ю.н, доцент, заместитель директора по научной работе и дополнительному образованию (e-mail : abesala_m@mail.ru)

Кубанский казачий государственный институт пищевой индустрии и бизнеса (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Темрюк, Россия

Кидакоева Милана Рустамовна, магистрант (e-mail: milana_milana01@mail.ru)

Адыгейский государственный университет, г.Майкоп, Россия

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ И ЕГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы реализации межрегионального взаимодействия в туристской сфере. Показано, что одной из форм подобного взаимодействия выступает реализация межрегиональных туристских проектов. С экономической точки зрения межрегиональное взаимодействия в туристской сфере может быть признано целесообразным в том случае, когда ему присуща синергия, которую можно достигнуть в рамках создания межрегиональных туристских кластеров, продуцирующих синергетический эффект, используя и обогащая существующий потенциал развития их резидентов посредством реализации совместной деятельности.

Ключевые слова: регион, туристская индустрия, межрегиональное взаимодействие, межрегиональные туристские кластеры.

В современных условиях эффективное управление развитием туристской индустрии все в большей степени выступает в качества одного из важнейших драйверов экономического и социокультурного развития регионов. Однако реализация туристского потенциала территорий в контексте привлечения максимального количества туристов представляется возможной в рамках организации межрегионального взаимодействия в данной сфере.

Каждый отдельно взятый регион наделен уникальными достопримечательностями, культурой, традициями и туристскими ресурсами. Взаимодействие между несколькими регионами позволяет создавать, с одной стороны, уникальный, а с другой стороны -комплексный туристский продукт, интегрирующий характерные черты, присущие различным дестинациям. Кроме того, подобное взаимодействие существенно облегчает продвиже-

ние как подобного комплексного продукта, существенно повышая его конкурентоспособность, так и непосредственно самих регионов, объединенных в рамках его производства. При этом совокупный эффект от его практической реализации, по мнению Г. А. Карповой, В. А. Ткачева и Г.Е. Дол-женко, обретает свое проявление в рамках трех ключевых аспектов - пространственно-территориального, кумулятивного и синергетического [1].

При этом межрегиональное взаимодействие в туристской сфере обретает свое проявление в разрезе нескольких ключевых направлений, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные направления межрегионального взаимодействия в туристской сфере [2]

Одной из форм подобного взаимодействия выступает реализация межрегиональных туристских проектов, которые, по мнению специалистов, оказывают непосредственное воздействие на повышения степени конкурентоспособности туристской индустрии в масштабах всего государства[3]. При этом к числу основных целевых направлений реализации подобных проектов можно отметить формирование туристских маршрутов в пределах федеральных округов, развитие событийного и круизного туризма, интеграция этнокультурной составляющей, совершенствование туристской и транспортной инфраструктуры, координация деятельности туристско-информационных центров [4].

Представляется необходимым отметить, что с экономической точки зрения межрегиональное взаимодействия в туристской сфере может быть признано целесообразным в том случае, когда ему присуща синергия, проявляющаяся в том, что объединение имеющихся ресурсов и усилий позволяет получить относительно больший эффект по сравнению с ситуацией, в рамках которой реализация проектов в туристской сфере осуществляется на уровне региона в индивидуальном формате. Одним из направления

обеспечения проявления подобной синергии является реализация процессов межрегионального взаимодействия в рамках определенных институциональных форм, среди которых наиболее значимой можно признать создание межрегиональных туристских кластеров.

Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», принятый в 2014 году, закрепляет понятие кластера как совокупности промышленных предприятий, расположенных в пределах одного или нескольких субъектов РФ, связанных тесными связями в силу географической близости и наличия функциональной зависимости. Указанное нормативное определение признает возможность формирования межрегиональных кластеров, которые интегрируют предприятия и организации, расположенные в различных субъектах Российской Федерации.

Формирование межрегиональных кластеров оказывает существенное позитивное воздействие на социально-экономическое развитие взаимодействующих регионов, включая повышение производительности в отраслях, непосредственно связанных с кластером, а также стимулирование бизнес-процессов с участием организаций, не входящих в кластер, но взаимодействующих с его участниками.

Межрегиональные кластеры также продуцируют синергетический эффект, используя и обогащая существующий потенциал развития их резидентов посредством реализации совместной деятельности. Однако, обеспечение достижения этого эффекта непосредственно связано с исполнением ряда условий, в ряду которых, прежде всего, следует выделить наличие отличающихся определенной спецификой активов, которые могут генерировать мультипликативные и синергетические эффекты в рамках межрегионального пространства. В контексте развития регионов ЮФО и, особенно, СКФО, это целиком и полностью относится к туристско-рекреационному потенциалу, которым обладают эти территории.

Некоторые регионы уже начали реализацию программных инициатив по созданию и развитию межрегиональных кластеров. В частности, СевероКавказский федеральный округ (СКФО) является примером макрорегиона, где реализация подобных инициатив была определена в числе важнейших направлений территориального развития [5].

Подобная ориентированность нашла поддержку и на федеральном уровне. Так, Правительством Российской Федерации уже более десяти лет назад было принято решение о создании межрегионального туристского кластера на территории Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Адыгеи. Таким образом, указанная инициатива была ориентирована на создание кластера на территории сразу двух макрорегионов. Ключевая направленность ее реализации связана с созданием сети горнотуристских комплексов в пяти регионах [6].

При этом, отмечая появление отдельных инициатив подобного время, приходится констатировать, что поддержка развития систем межрегиональных кластеров различной отраслевой направленности вплоть до на-

стоящего времени не носит комплексного и стратегического характера. В частности, не разработаны методологические принципы и концептуальные схемы формирования подобных кластеров [7]. В значительной степени по этой причине большая часть проектов, связанных с формированием межрегиональных кластеров, не получили своего полноценного воплощения.

В частности, Северо-Кавказский туристический кластер представляет собой совокупность нескольких особых экономических зон, предоставляющих своим резидентам, которые специализируются в сфере предоставления туристских услуг, соответствующий комплекс закрепленных на законодательном уровне льгот. Однако взаимодействие между данными ОЭЗ, в совокупности формирующих данный кластер, в той степени, которая позволяет говорить о нем как об едином образовании, не поддерживается.

Позитивным исключением можно назвать разработку рекламным агентством VolgaVolga Brand Identity в 2014 году зонтичного бренда «Курорты Северного Кавказа», который, несомненно, способствует совместному продвижению туристского продукта. При этом графическое воплощение данного бренда учитывало уникальность каждого из регионов, входящих в данный кластер, делая акцент на ее специфических особенностях [8].

Также с положительной стороны следует отметить формирование в конце 2021 года единого института развития рассматриваемого кластера, которым стало АО «Кавказ РФ».

По мнению специалистов, к числу направлений, реализация которых должна способствовать более эффективному развитию рассматриваемого кластера, следует отнести модернизацию системы управления, формирование стратегии продвижения предлагаемого кластером туристского продукта, создание цифровой платформы, ориентированной на повышение привлекательности территорий, входящих в кластер [9].

Отметим, что в настоящее время одной из ключевых задач является необходимость формирования защитных и стабилизационных механизмов, обеспечивающих устойчивое и сбалансированное развитие туристской сферы в условиях проявления неблагоприятных внешних факторов. Указанное обстоятельство требует изменения модели управления управления туристической отраслью. В частности, необходим переход к адаптивной модели управления.

Адаптивная модель управления развитием индустрии туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях в данном контексте является наиболее эффективным решением, ориентированным на преодоление негативных воздействий, связанных с трансформационными процессами во внешней среде. Такой подход сводит к минимуму необходимость постоянной корректировки стратегических целей развития отрасли, а также способствует наиболее полному раскрытию туристического потенциала, которым обладает любой отдельно взятый регион Российской Федерации.

В данном контексте в нынешних социально-экономических условиях технологии импортозамещения, несколько ранее использованные во многих других секторах национальной экономики, становятся востребованным инструментом реализации концепции адаптивного развития российской туристической отрасли. Сложившаяся ситуация предоставляет достаточно благоприятные возможности для интенсивного развития туризма в стране как наиболее адекватной форме реакции на существенное изменение конфигурации рынка туристских услуг.

Резюмируя, следует отметить, что использование кластерного подхода и современных моделей управления обеспечивает реализацию более комплексного подхода к обеспечению межрегионального взаимодействия в туристской сфере, в частности, проявляющееся в более четкой ориентацию поставщиков туристских услуг на актуальные запросы потребителей и их достаточно оперативной адаптации к изменению этих запросов.

Список литературы

1. Карпова Г.А., Ткачев В.А., Долженко Д.Е. Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов // Сервис plus. - 2018, № 2. - С. 68

2. Полякова И.Л. Направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021, № 4. - С. 222.

3. Семеркова Л.Н., Зинченко С.В. Проектирование туристских маршрутов как направление повышения конкурентоспособности национальной туристской индустрии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016, №3. - С. 221.

4. Юрина В.С. Межрегиональный туризм как направление устойчивого развития территорий России // Россия - Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сборник статей международной научно-практической конференции. Вып. 1. -Самара: Самарский государственный экономический университет, 2016. - С. 99.

5. Андреев Е. Развитие СКФО запускается через кластеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://expertsouth.ru/main/razvitie-skfo-zapuskaetsya-cherez-klastery.

6. Багирян В. А. Туристический кластер как механизм привлечения инвестиций в экономику региона // Финансовые исследования. - 2016, № 4.

7. Новокшенова Е.Н. Кластерная политика и экономический рост // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2017, № 2.

8. Долгова И.В.Бренд «Курорты Северного Кавказа»: кластерный подход к позиционированию и продвижению // Вестник экспертного совета. -

2017, № 2. - С. 108.

9. Гасиева З.И., Гиголаев Г.Ф., Тегетаева О.Р.Механизм функционирования Северо-Кавказского туристического кластера // Управленческий учет. - 2022, № 9. - С. 166.

10. Светская теология на современном рынке труда: проблемы и перспективы/ Грязнова Е.В., Березкин К.С., Колесников Д.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 52-57

11. Пути совершенствования мотивационной системы организации/ Кротенко Т.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 121-126

12. История трансформации рынка корпоративного контроля США/ Ро-маненко О. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 153-160

13. Принципы построения информационной логистической системы на предприятии/ Хайбуллина А.Н., Барсегян Н.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 180-185

14. Дорожная карта роста цифровой зрелости бренда/ Куликова О.М., Суворова С.Д. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 8 (66). с. 52-57

15. Современные проблемы малого предпринимательства в России/ Абе-салашвили М.З.// В сборнике: Интеграция науки и практики в условиях развития современного общества. Сборник научных статей. 2013. С. 110111.

16. Роль сферы услуг в воспроизводстве человеческого капитала/ Захарова Е.Н., Абесалашвили М.З., Шарова Е.И.// Уральский научный вестник.

2018. Т. 9. № 2. С. 003-008.

17. Оценка конкурентоспособности региональных систем высшего образования на уровне федерального округа/ Силантьев М.Н., Захарова Е.Н., Абесалашвили М.З.// Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 3-1. С. 264-273.

18. The role of the intellectual services sector in the development of innovative processes of the modern "knowledge economy"/ Zakharova E.N., Chistova M.V., Abesalashvili M.Z., Gonenko D.V.// Espacios. 2019. Т. 40. № 40. С. 27.

19. Использование механизма государственно-публично-частного партнерства в социальной сфере/ Захарова Е.Н., Абесалашвили М.З., Извекова И.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 3 (69). С. 44-51.

20. Some aspects of the creation of an environmental and economic risk management system in the context of the laboration of regional sustainable development instruments/ Silantyev M.N., Zakharova E.N., Abesalashvili M.Z., Bagova Ir., Tutarishcheva S.M.// Ad Alta. 2020. Т. 10. № 2 S12. С. 24-28.

Zakharova Elena Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor,

(e-mail: zahar-e@yndex.ru )

Adygea State University, Maykop, Russia

Abesalashvili Marina Zaurovna, Candidate of Law, Associate Professor,

Deputy Director for Research and Additional Education of the Kuban Cossack

State Institute of Food Industry and Business (branch) Moscow State University

of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack

University), Temryuk, Russia

(e-mail: abesala_m@mail.ru)

Kidakoeva Milana Rustamovna, Master 's student

(e-mail: milana_milana01@mail.ru)

Adygea State University, Maykop, Russia

INTERREGIONAL COOPERATION IN THE TOURISM SECTOR AND ITS INSTITUTIONAL SUPPORT

Abstract: The article deals with the implementation of interregional cooperation in the tourism sector. It is shown that one of the forms of such interaction is the implementation of interregional tourism projects. From an economic point of view, interregional cooperation in the tourism sector can be considered appropriate if it is characterized by synergy, which can be achieved through the creation of interregional tourism clusters producing a synergetic effect, using and enriching the existing development potential of their residents through the implementation of joint activities.

Keywords: region, tourism industry, interregional cooperation, interregional tourism clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.