Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА'

НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ОБЪЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна

Внутренний и въездной туризм являются приоритетными для развития экономики территорий, важным фактором для этого является разнообразие туристско-рекреационных ресурсов, наличие туристской инфраструктуры, активность продвижения территории и другие. Регионы Российской Федерации, с одной стороны, оказываются вовлеченными в конкурентную борьбу за туристов, с другой стороны вынуждены сотрудничать для создания современного конкурентоспособного туристского продукта. В статье определены объекты межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма, которые относятся как к сфере частного предпринимательства, так и государственных учреждений федерального и муниципального уровней. Предложены направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма: информационное, организационное, политическое, профессиональное (туристическое) и экономическое (инвестиционное) взаимодействие. Проработка представленных направлений позволит регионам сформировать современный туристский рынок, стать открытыми для сотрудничества для достижения баланса целей бизнеса, туристов, государства. Максимальное удовлетворение туристских потребностей, создание оптимальных условий функционирования для субъектов туристской индустрии регионов, включение новых туристских ресурсов в маршруты и программы - важные задачи межрегионального взаимодействия в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INTERREGIONAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC AND INBOUND TOURISM

Domestic and inbound tourism is a priority for the development of the economy of the territories, an important factor for this is the variety of tourist and recreational resources, the availability of tourist infrastructure, the activity of promoting the territory, and others. The regions of the Russian Federation, on the one hand, are involved in a competitive struggle for tourists, on the other hand, they are forced to cooperate to create a modern competitive tourist product. The article defines the objects of interregional cooperation in the development of domestic and inbound tourism, which relate both to the sphere of private entrepreneurship and state institutions at the federal and municipal levels. The directions of interregional cooperation in the development of domestic and inbound tourism are proposed: information, organizational, political, professional (tourist) and economic (investment) interaction. The study of the presented directions will allow the regions to form a modern tourist market, to become open for cooperation in order to achieve a balance of the goals of business, tourists, and the state. The maximum satisfaction of tourist needs, the creation of optimal conditions for the functioning of the subjects of the tourism industry of the regions, the inclusion of new tourist resources in routes and programs are important tasks of interregional cooperation in the field of tourism.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА»

УДК 338.48:332.1(470+571) |@ Ф® TiiiFis an^enTacces

DOI' 10 26140/anie-2021-1004-0051 (https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)

НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5477-1713 AuthorlD: 631029 ORCID: 0000-0003-3674-8849

ПОЛЯКОВА Ирина Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, пр. Победы, 13, e-mail: il_polyakova@mail.ru) Аннотация. Внутренний и въездной туризм являются приоритетными для развития экономики территорий, важным фактором для этого является разнообразие туристско-рекреационных ресурсов, наличие туристской инфраструктуры, активность продвижения территории и другие. Регионы Российской Федерации, с одной стороны, оказываются вовлеченными в конкурентную борьбу за туристов, с другой стороны вынуждены сотрудничать для создания современного конкурентоспособного туристского продукта. В статье определены объекты межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма, которые относятся как к сфере частного предпринимательства, так и государственных учреждений федерального и муниципального уровней. Предложены направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма: информационное, организационное, политическое, профессиональное (туристическое) и экономическое (инвестиционное) взаимодействие. Проработка представленных направлений позволит регионам сформировать современный туристский рынок, стать открытыми для сотрудничества для достижения баланса целей бизнеса, туристов, государства. Максимальное удовлетворение туристских потребностей, создание оптимальных условий функционирования для субъектов туристской индустрии регионов, включение новых туристских ресурсов в маршруты и программы - важные задачи межрегионального взаимодействия в сфере туризма.

Ключевые слова: межрегиональное взаимодействие, развитие туризма, внутренний туризм, въездной туризм, объекты межрегионального взаимодействия, направления межрегионального взаимодействия

DIRECTIONS OF INTERREGIONAL COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC

AND INBOUND TOURISM

© The Author(s) 2021

POLYAKOVA Irina Leonidovna, candidate of economic sciences, associate Professor of the Department of

Personnel Management, Service and Tourism Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, PobedyAve., 13, e-mail: il_polyakova@mail.ru) Abstract. Domestic and inbound tourism is a priority for the development of the economy of the territories, an important factor for this is the variety of tourist and recreational resources, the availability of tourist infrastructure, the activity of promoting the territory, and others. The regions of the Russian Federation, on the one hand, are involved in a competitive struggle for tourists, on the other hand, they are forced to cooperate to create a modern competitive tourist product. The article defines the objects of interregional cooperation in the development of domestic and inbound tourism, which relate both to the sphere of private entrepreneurship and state institutions at the federal and municipal levels. The directions of interregional cooperation in the development of domestic and inbound tourism are proposed: information, organizational, political, professional (tourist) and economic (investment) interaction. The study of the presented directions will allow the regions to form a modern tourist market, to become open for cooperation in order to achieve a balance of the goals of business, tourists, and the state. The maximum satisfaction of tourist needs, the creation of optimal conditions for the functioning of the subjects of the tourism industry of the regions, the inclusion of new tourist resources in routes and programs are important tasks of interregional cooperation in the field of tourism.

Keywords: interregional cooperation, tourism development, domestic tourism, inbound tourism, objects of interregional cooperation, directions of interregional cooperation

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетность развития внутреннего и въездного туризма не вызывают сомнения ни в одном государстве: функции туризма разнообразны, их выполнение позволяет населению страны восстанавливать физические и моральные силы, поддерживать работоспособность, повышать уровень культуры и пр. Кроме того, развитие туристской инфраструктуры и устойчивость туристских потоков позволяет формировать новые рабочие места, пополнять бюджеты разных уровней и пр.

Мировые события 2020 года обусловили тенденцию активизации внутреннего туризма в Российской Федерации, актуализировали необходимость развития инфраструктуры, укрепления маркетинговых инструментов продвижения регионов и пр. Развитие въездного туризма выступает индикатором востребованности и интереса к туристско-рекреационным ресурсам и объектам туристского показа региона. В целом туристская деятельность становится важным фактором для социально-экономического развития территорий, оказывает влияние на качество и уровень жизни населения.

В связи с высокой степенью дифференциации тури-

стско-рекреационного потенциала территорий страны (природные и историко-культурные ресурсы, туристская и обеспечивающая инфраструктура), разной степенью удаленности определенных территорий от регионов-поставщиков туристов, различными организационными и финансовыми возможностями развития определенных видов туризма, важным теоретическим и практическим вопросом становится поиск новых механизмов и инструментов дальнейшего эффективного развития туристской деятельности на региональном уровне. При этом актуальным направлением является поиск новых «точек роста» в рамках межрегионального взаимодействия в сфере туризма - регионам необходимо объединять свои усилия для привлечения и удержания путешествующих граждан РФ и иностранных граждан на своих территориях, для формирования конкурентоспособных туристских продуктов, отвечающих запросам и потребностям современных туристов.

Вопросы межрегионального сотрудничества и взаимодействия, в том числе в сфере туризма, рассматривают в своих работах такие авторы как Лукин Е.В., Ускова Т.В., Сысоева Н.М., Кузнецова А.Н., Леонидова Е.Г., Ба-

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ПОЛЯКОВА Ирина Леонидовна НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО...

куменко О.А., Владиславлева Т.Б., Клейн Е.Д., Гончарова М.А., Золотарев Н.П., Латыпов Р.А., Кружалин В.И., и другие [1-11].

Например, Лукин Е.В. является автором серии научных публикаций, теоретическим и практическим проблемам межрегионального сотрудничества [9]. Леонидова Е.Г. определяет направления и перспективы развития межрегионального сотрудничества в сфере туризма [8]. Бакуменко О.А. изучает проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия в индустрии туризма на примере субъектов Северо-Западного федерального округа [1]. Клейн Е.Д. изучает проблемы развития межрегионального и приграничного туризма [5].

Анализ современного состояния исследований в области межрегионального взаимодействия показал, что отдельные направления обеспечения развития внутреннего и въездного туризма на основе межрегионального взаимодействия, являются недостаточно изученными и раскрытыми. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методическом обосновании направлений межрегионального взаимодействия в развитии внутреннего и въездного туризма в регионах Российской Федерации: информационного, политического, инвестиционного (экономического), организационного, культурного (профессионального). Изучение связи регионов, которые возникают в процессе обеспечения количественного и качественного развития внутреннего и въездного туризма, позволит существенно расширить знания о его регулировании и управлении.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования состоит в изучении теоретических и методологических аспектов сотрудничества регионов, а также определении направлений межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить понятие «межрегиональное взаимодействие» в том числе в сфере туризма;

- определить объекты межрегионального взаимодействия в сфере туризма;

- обосновать направления межрегионального взаимодействия в развитии внутреннего и въездного туризма;

- привести примеры опыта межрегионального взаимодействия субъектов РФ в рамках развития туризма.

Основой исследования стали такие методологические принципы как актуальность, комплексность, системность, объективность, объективность, управляемость и перспективность. Изучение социально-экономических характеристик регионов, перспективных для развития внутреннего и въездного туризма, актуальных для обеспечения межрегионального взаимодействия осуществлялось исходя из того, что цели и задачи отдельных регионов не противоречат, а базируются и расширяют государственные цели и задачи развития туризма.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Главной тенденцией 2020 года стало активное развитие именно внутреннего туризма, причинами данного процесса выступили как положительные факторы (активизация политики продвижения, разработка интересных и качественных туристских продуктов, информационная насыщенность и пр.), так и отрицательные факторы (закрытые до июля границы страны, немногочисленный перечень открытых для путешествий стран, боязнь вирусных заболеваний и их последствий и пр.). Важной тенденцией также является большая краткосрочность поездок (по сравнению с предыдущими годами), туристы все чаще выбирали туры выходного дня, поездки в соседние регионы. Для Оренбургской области выделяется еще одна тенденция - активное изучение жителями региона собственной территории: ландшафтный парк в поселке Луна летом стал одним из самых посещаемых мест в области, устойчивый поток наблюдался в Бузулукском бору, а также на территории заповедника «Оренбургский» (участок Предуральская степь, с цен-

тром реинтродукции лошадей Пржевальского).

Въездной туризм в 2020 году в России, несомненно, практически отсутствовал, однако его перспективность доказывают «докоронавирусные» цифры: в 2019 году: число иностранных туристов составило более 5,5 миллиона человек (туристский поток из-за рубежа увеличился на 10% в основном за счет гостей из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Евросоюза); с июля появились электронные визы в Калининград для граждан 53 государств, с октября - в Петербург; в 2019 году туроператорам въездного рынка впервые была оказана господдержка и пр. [12,13]. Первое полугодие 2021 года демонстрировало противоречивые тенденции как во внутреннем, так и выездном туризме: одни страны меняли требования к въезжающим туристам, другие закрывали границы и прекращали транспортное сообщение; вакцинация и признание вакцин отдельных стран стали важными политическими решениями; внутри страны разные регионы РФ также по-своему решали вопросы снижения заболеваемости. Однако, при условии решения проблем, связанных с распространением и лечением коронавиру-са, восстановления эпидемиологической обстановки, туристский интерес восстановится и даже возрастет (важную роль сыграет «отложенный спрос»). В связи с этим, туристская индустрия должна рассматривать данный период как подготовительный для дальнейшего развития.

Организационно-экономические отношения, возникающие в рамках межрегионального сотрудничества, характеризуют все социально-экономические аспекты деятельности общества: науку и культуру, финансы и кредит, добычу и переработку природных ресурсов, транспорт и связь, экологию и энергетику и др.

Межрегиональное взаимодействие в сфере туризма представляет собой объединение туристско-рекреаци-онных ресурсов, объектов инфраструктуры и других возможностей регионов для формирования единого туристического пространства, предоставления качественных и конкурентоспособных туристских продуктов и отдельных услуг. Условное объединение ресурсов и возможностей позволяет регионам не конкурировать друг с другом, а сотрудничать для реализации интересов по привлечению туристов в регионы [19].

Для развития межрегионального взаимодействия в сфере туризма необходимо определить объекты этого взаимодействия (рисунок 1).

Рисунок 1 - Объекты межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма

Представленные на рисунке объекты относятся как к сфере частного предпринимательства, так и государственных учреждений федерального и муниципального уровней, это обусловливает особенности функционирования каждого объекта, а также их взаимодействия между собой.

Сотрудничество регионов в рамках развития туризма охватывает достаточно большое количество различных направлений, которые взаимосвязаны между собой (рисунок 2).

Информационное взаимодействие предполагает обмен опытом между регионами в проектировании, орга-

низации и реализации разнообразных туристских проектов, фестивалей, форумов, выставок и т.д. Помимо основных целей проведения данных мероприятий, в качестве дополнительных выступают следующие: установление деловых контактов, обмен опытом и информацией, знакомство с ресурсами других регионов и вариантами их презентаций и др. Примеров подобных мероприятий достаточно много: Международный туристский фестиваль-конкурс видео, фото и анимации «Диво Евразии», фестиваль-презентация туристских ресурсов Приволжского федерального округа «Открой Приволжье». В сфере молодежного туризма в рамках информационного взаимодействия также можно выделить ежегодный проект Приволжского федерального округа - спортивно-туристский лагерь «Туриада». Также в регионах РФ проводятся многоотраслевые бизнес-мероприятия, в рамках которых прямо и косвенно создаются и обсуждаются проекты в сфере туризма, принимаются решения, подписываются контракты и прочее, а сами мероприятия становятся ядром событийного туризма - города проведения принимают делегации из других стран и регионов.

Рисунок 2 - Направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 г. № 1777 на ежегодной основе проводятся следующие мероприятия по развитию межрегионального сотрудничества: Российско-Киргизская межрегиональная конференция; Российско-Азербайджанский межрегиональный форум; Российско-Абхазский деловой форум; Российско-Армянский межрегиональный форум; Конференция по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана [14].

В Оренбургской области ярким примером является Международный форум «Оренбуржье - сердце Евразии», в 2019 году в нем приняли участие около 3 тысяч человек из 12 стран и 21 региона России. В рамках форума проходят выставка, круглые столы, деловые игры, мастер-классы, как для предпринимателей из Оренбургской области и стран СНГ, так и для чиновников и руководства муниципальных образований. Особое внимание уделяется вопросам сотрудничества с ближайшими к Оренбургской области регионами Республики Казахстан.

На наш взгляд, особое значение в рамках информационного взаимодействия принимает деятельность турист-ско-информационных центров (ТИЦ) регионов, важной задачей которых становится не только популяризация региональных туристско-рекреационных ресурсов и координация взаимоотношений туристов с представителями туристской инфраструктуры и объектов интереса, но и создание базы для расширения межрегиональных связей между ТИЦ.

Под политическим взаимодействием понимаются определенные отношения между субъектами, в рамках которых оказывается взаимное влияние друг на друга с точки зрения баланса сил и интересов. Основой данного направления являются законодательно-нормативные инструменты, касающиеся разработки и принятия правовых актов, предусматривающих развитие межрегионального взаимодействия в сфере туризма, создания правовых условий для активизации этого процесса.

Примером могут служить достаточно многочислен-

ные программы приграничного сотрудничества РФ и стран Евросоюза в период с 2014 по 2020 гг. [15]:

- Карелия (Россия - Финляндия);

- Россия - Эстония; Россия - Латвия; Россия - Литва;

- КОЛАРТИК (Россия - Финляндия - Швеция - Норвегия);

- Россия - Польша и др.

С российской стороны регионами участниками перечисленных программ являются 8 регионов, в том числе Республика Карелия, Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Архангельская области).

Примером политического взаимодействия служит Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан на 2018 - 2023 годы. Одной из приоритетных сфер выделяется туризм, совместным проектам в данном направлении должно уделяться особое внимание. Для Оренбургской области как приграничного региона, вопросы политического взаимодействия с соседними субъектами РФ и Республикой Казахстан, также являются актуальными и важными. В 2011 году между Правительством Оренбургской области Российской Федерации и Акиматом Актюбинской области Республики Казахстан подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве, в рамках которого в 2018 году состоялась масштабная международная площадка

- Дни Оренбуржья в Актобе. Протокольные и межведомственные переговоры, презентации, событийные мероприятия, выставочные и ярмарочные проекты позволили продемонстрировать имеющийся экономический, гуманитарный, культурный потенциал Оренбуржья. Совместные инициативы с казахстанскими партнерами помогут дальнейшему развитию приграничного сотрудничества, отношений дружбы и добрососедства (дни Актюбинской области в Оренбурге прошли в 2017 году).

Экономическое (инвестиционное) взаимодействие является одним из самых неоднозначных, так как развитие любого бизнеса нуждается в инвестициях, в том числе для создания инфраструктуры для ведения туристской деятельности. Инвестиционное взаимодействие

- вид экономических отношений, целью которых является рациональное распределение различных ресурсов для достижения высоких экономических показателей эффективности использования данных ресурсов.

В качестве примеров инвестиционного взаимодействия в сфере туризма выступает создание межрегиональных туристско-рекреационных кластеров и комплексов (особенно актуальным является создание автотуристских кластеров); создание общей базы инвестиционных проектов и коммерческих предложений в сфере туризма; отработка и реализация различных механизмов и инструментов сотрудничества в поиске и привлечении инвесторов.

Например, Ульяновская область совместно с Самарской, намерена создать первую в России межрегиональную корпорацию развития, ориентированную на построение новой успешной инвестиционной межрегиональной модели. Эксперты, отмечая, что в инвестиционной сфере регионы являются конкурентами (что затрудняет взаимодействие), в то же время отмечают, что в определенных сферах экономики соседние регионы могут дополнять друг друга и получать от взаимодействия синер-гетический эффект [16].

Также необходимо отметить, что межрегиональные проекты в данной сфере встречаются в сфере транспортной инфраструктуры (хотя при этом часто в рамках национальных проектов). Транспортные услуги являются основными в структуре туристского продукта (занимают большую часть затрат), кроме того обусловливают суть туризма - путешественники перемещаются в пространстве для посещения интересующих их объектов. Степень развития транспорта влияет на активность туристской

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; в-КВЫ: 2712-8482

ПОЛЯКОВА Ирина Леонидовна НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО...

деятельности, которая, в свою очередь, также оказывает влияние на развитие транспортной инфраструктуры. Часто рассматриваемым примером является опыт г. Казани - для проведения Универсиады-2013 город получил крупные денежные инвестиции (как государственные, так и коммерческие), это позволило сформировать качественную и современную инфраструктуру. Несомненно, что это стало катализатором развития туризма в регионе (не только в Республике, но и в ПФО), г. Казань устойчиво лидирует в туристских рейтингах, привлекая туристов.

Сотрудничество в сфере туризма становится стратегически важным и является катализатором гуманитарных обменов между Россией и Китаем. В связи с этим, регионы Дальнего Востока объединяются для обслуживания туристов из Китая, туристический поток из этой страны увеличивается с каждым годом. В сентябре 2020 года состоялось заседание межправительственной комиссии по сотрудничеству дальневосточных регионов России и Северо-Востока Китая, обсуждался запуск движения по трансграничному мостовому переходу через реку Амур в районе городов Благовещенска и Хэйхэ. Члены комиссии считают, что открытие моста не только укрепит добрососедские отношения с Китаем, но и будет способствовать росту взаимной торговли, развитию инвестиционных проектов, туризма и гуманитарных связей [17].

Новый шелковый путь - концепция новой (в перспективе - межконтинентальной) сети обновленных транспортных маршрутов и новых торговых узлов, продвигаемой Китаем в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Строительная индустрия, энергетика, финансы, коммуникация, логистика и туризм, сосредоточенные в участвующих в проекте регионах будут формировать интегрированный экономический коридор [18]. Данное экономическое сотрудничество России со странами Шелкового пути будет положительно влиять на развитие туристско-рекреационных отношений между ними (в особенности для делового и событийного видов туризма).

Профессиональное (туристическое) взаимодействие предполагает создание совместных межрегиональных туристических маршрутов, которые позволяют развивать такие виды туризма как экскурсионный, экологический, детский и др.

Межрегиональный туристический маршрут - это заранее спланированная представителями нескольких субъектов трасса передвижения туриста по их регионам в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг. При проектировании любого межрегионального маршрута необходимо грамотно оценивать имеющиеся в регионах ресурсы (их уникальность, потребительскую ценность, возможность показа, ограничение посещения и пр.), согласно определенному виду туризма, конкретной целевой аудитории и пр. Важную роль для эффективности данного инструмента играет определенная последовательность посещения мест туристского интереса. Для межрегиональных туристских маршрутов принципиальным фактором является выбор регионов, в которых планируется начало и завершение туристской программы, этот выбор должен соотноситься с целевой аудиторией маршрута, транспортной логистикой и другими факторами.

Примерами межрегиональных туристских маршрутов в России могут служить «Золотое кольцо России», «Серебряное ожерелье России», «Восточное кольцо России», федеральный маршрут «Русские усадьбы», культурно-познавательный туристический маршрут «Узоры городов России», железнодорожный маршрут «Большая Волга», межрегиональный проект «Золотое кольцо Боспорского царства», туристский проект «Красный маршрут» и другие [19]. Также, на наш взгляд, большое внимание со стороны органов власти и туроператоров к национальным и брендовым маршрутам является пер-

спективой развития межрегиональных маршрутов. В данные маршруты включаются самые интересные и уникальные места показа, к обслуживанию туристов привлекаются лучшие объекты туристской инфраструктуры, следовательно, в дальнейшем элементы этих маршрутов могут использоваться для формирования межрегиональных туристских маршрутов.

На наш взгляд, организованный туризм является основой развития межрегиональных маршрутов, в связи с этим, важным субъектом являются туроператоры, которые занимаются формированием, продвижением и реализацией туристских маршрутов и программ. В настоящее время в Оренбургской области зарегистрировано 10 туроператоров [20], абсолютное большинство из них занимается внутренним туризмом (9 туроператоров), 4 туроператора также указывают въездной туризм как одну из сфер туроператорской деятельности, 1 туроператор занимается исключительно въездным туризмом.

Организационное взаимодействие - основная идея данного направления состоит в согласовании и координации работы региональных и федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма, а также в сфере бизнеса и некоммерческих организаций и объединений. В настоящий момент в России действует федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» [21], требованиям которой должны отвечать все региональные программы развития туризма. Федеральная программа ориентирована на решение самых острых проблем для туристской индустрии страны, связанных с развитием приоритетных видов туризма, качеством обслуживания туристов, мероприятиями по продвижению туристских направлений и продуктов и пр. В качестве примера выступает предлагаемое некоторыми специалистами создание специализированных центров по развитию туризма в округах РФ. Предполагается, что благодаря данным центрам Федеральное агентство по туризму сможет делегировать часть своих полномочий в сфере развития регионального туризма, это позволит улучшить скорость передачи информации, координировать участие регионов округа в федеральных программах, федеральных и международных мероприятиях по туризму. В случае реализации данной идеи, сотрудничество регионов в сфере туризма может быть более активным, так как большое количество организационных вопросов смогут решать именно эти центры.

К организационному взаимодействию, на наш взгляд, относятся и кадровые механизмы:

- организация совместных программ повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений сферы туризма;

- организация и проведение межрегиональных конкурсов профессионального мастерства и студенческих конкурсов в сфере туризма;

- привлечение к работе региональных общественных советов по туризму;

- подготовка инструкторов активного туризма (в связи с их острой нехваткой эта задача может решаться регионами совместно).

ОБСУЖДЕНИЕ

Перечисленные выше направления помогут обеспечить формирование имиджа субъектов РФ как регионов с современным туристским рынком, открытыми для сотрудничества для достижения баланса целей бизнеса, туристов, государства. Важной задачей межрегионального взаимодействия в сфере туризма является создание оптимальных условий функционирования региональных субъектов для повышения эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов и объектов инфраструктуры, а также удовлетворения туристских потребностей населения. Несомненно, что дальнейшее развитие представленных направлений межрегионального взаимодействия в сфере туризма зависит от большого числа разнообразных факторов, как экономическо-

го, так и социального, демографического и политического характера. Перспективный анализ инструментов и механизмов межрегионального взаимодействия должен осуществляться с учетом изменений в тенденциях функционирования региональных туристских рынков, а также общей социально-экономической обстановке в стране и в регионах.

ВЫВОДЫ

Изучение связей регионов, которые возникают в процессе обеспечения количественного и качественного развития внутреннего и въездного туризма, позволит существенно расширить знания о регулировании функционирования и управления туристско-рекреационными системами. Результаты обсуждения представленных в статье направлений на специализированных семинарах и круглых столах с практиками в сфере туризма и сервиса, демонстрируют признание профессиональным сообществом перспективности активизации межрегионального взаимодействия (особенно в рамках решения правовых вопросов развития туризма). Таким образом, межрегиональное взаимодействие в сфере туризма является решением проблемы игнорирования природного и культурного единства некоторых территорий, позволяет более эффективно использовать потенциал отдельных регионов, создавая единое туристско-рекреационное пространство страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бакуменко О.А. Проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия периферийных регионов Северо-Западного федерального округа / О.А. Бакуменко // Региональная экономика: теория и практика, 2017. - Т. 15. - № 3 (438). - с. 459-470.

2. Владиславлева Т.Б. Межрегиональное сотрудничества как фактор интенсификации сотрудничества современных государство (на примере отношений между Российской Федерацией и Казахстаном) / Т.Б. Владиславлева // Знание. Понимание. Умение, 2016. - № 1.- с. 216225.

3. Гончарова М.А. Управление межрегиональным экономическим взаимодействием на основе интеграционного маркетинга: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, г. Орел, 2004 г. — 24 с.

4. Золотарев Н.П. Механизм межрегионального экономического взаимодействия в инновационной сфере: потребность развития, сущность, показатели оценки /Н.П. Золотарев //Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. - № 12 (127). - с. 127-132.

5. Клейн Е.Д. Некоторые проблемы развития межрегионального и приграничного туризма /Е.Д. Клейн // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня». - 2016. - с. 9.

6. Кружалин В.И. Межрегиональные туристские проекты: актуальные проблемы формирования и перспективы развития / В.И. Кружалин, Л.Ю. Мажар // Вестник Московского государственного областного университета, 2019. - № 2. — с.40-52.

7. Латыпов Р. А. Управление межрегиональными экономическими связями: монография / Р. А. Латыпов, А. П. Мищенко. - Казань: Изд-во КГФЭИ, 2005. - 146 с.

8. Леонидова Е.Г. Межрегиональное сотрудничество как ключевой инструмент в создании качественного туристского продукта в условиях импортозамещения /Е.Г. Леонидова // Экономика качества, 2016. - № 2(14). - с. 1-4.

9. Лукин Е.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография / Е.В. Лукин, Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. - 148 с.

10. Сысоева Н.М. Межрегиональное сотрудничество в системе управления пространственным развитием / Н.М. Сысоева, А.Н. Кузнецова //Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 223. - № 3. - с. 413-419.

11. Ускова Т. В. Межрегиональное сотрудничество региона: оценка и перспективы развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования, 2014. - № 5. - с. 119 - 131.

12. В 2019 году в России выросло число иностранных туристов // Специальный проект ФГБУ «Редакция «Российской газеты» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/01/24/reg-cfo/v-2019-godu-v-rossii-vyroslo-chislo-inostrannyh-turistov. html (дата обращения 05.08.2021)

13. Калининградская область вводит электронные визы для граждан 53 стран // Сетевое издание РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190701/1556070185.html (дата обращения 05.08.2021)

14. Межрегиональные форумы // Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: http://old.economy. gov.ru/minec/activity/sections/mps/forums/?presentationtemplate=m_secti on&presentationtemplateid=e35f0f004b6eb2048453b4bf2bba39dd (дата обращения 05.08.2021)

15. Программы приграничного сотрудничества Россия — ЕС на период до 2020 года // Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. URL: http://www. ved.gov.ru/interreg_cooperation/cooperation_program/cooperation_new/ (дата обращения 05.08.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Губернаторы нашли нестандартный инструмент // Официальный сайт издательского дома «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4574895 (дата обращения 09.08.2021)

17. Россия и Китай усиливают двустороннее сотрудничество на Дальнем Востоке // Вести туризм [Электронный ресурс]. URL: https://travelvesti.ru/novosti/rossiya-i-kitaj-usilivayut-dvustoronnee-sotrudnichestvo-na-dalnem-vostoke.html#:~:text=Состоялось%20засе-дание%20Российско-Китайской%20комиссии%20по,Республики.%20 1%20октября%202020%20года (дата обращения 09.08.2021)

18. Бирюков С. «Новый шелковый путь и Евразийская интеграция» // Портал «Геополитика». [Электронный ресурс]. URL: https://www. geopolitica.ru/node/63981 (дата обращения 09.08.2021)

19. Полякова И.Л. Туристские маршруты как элементы межрегионального взаимодействия в сфере туризма /И.Л. Полякова // Вестник Национальной академии туризма,2018. - № 3 (47). - с. 15-18.

20. Единый федеральный реестр туроператоров // Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov. ru/operators/ (дата обращения 13.08. 2021)

21. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/55 7414759?marker=6540IN (дата обращения 13.08.2021)

Статья поступила в редакцию 24.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.