Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПАРАДИГМЫ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
57
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / межрегиональное сотрудничество / Арктический регион / Северный морской путь / инфраструктурное развитие / The EEU / inter-regional cooperation in the Arctic region / the Northern sea route / infrastructure development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПАРАДИГМЫ»

Бирюков А.Л.

д.т.н., профессор, академик ВАНКБ

azchs@mail.ru

Савостова Т.Л.

к.э.н., доцент кафедры государственного управления МГИМО МИД России. t.savostova@inno.mgimo.ru.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПАРАДИГМЫ

Ключевые слова: ЕАЭС, межрегиональное сотрудничество, Арктический регион, Северный морской путь, инфраструктурное развитие.

Keywords: The EEU, inter-regional cooperation in the Arctic region, the Northern sea route, infrastructure development.

Одной из основных целей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), признается согласованная политика в интересах устойчивого социально-экономического развития. За прошедшие 5 лет экономическая интеграция постепенно сменила отрицательную динамику ВВП в сторону роста, что является серьезным стимулом для продолжения развития рынков товаров, услуг и капитала Союза.

Так, объем взаимного товарооборота в странах ЕАЭС по итогам 2019 года составил 61 миллиард долларов; объем внешней торговли товарами с третьими странами - 733,1 миллиарда долларов (экспорт - 459,3 миллиарда долларов, импорт - 273,8 миллиарда долларов)1. Подписаны торговые соглашения с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Сингапуром и Сербией, меморандумы с 8 региональными интеграционными объединениями, с 14 правительствами третьих стран, с 11 министерствами и ведомствами третьих стран, 38 торговых соглашений - с международными ор-ганизациями2. Статус государства-наблюдателя ЕАЭС в 2018 году получила Молдавия. О своем желании сотрудничать с ЕАЭС заявили порядка 50 стран3. Подобные Соглашения укрепляют позиции ЕАЭС в региональной и мировой экономике, способствуют расширению рынков сбыта национальных экономик.

Однако динамика развития стран Союза в 2020 году характеризуется снижением экономического роста по разным оценкам от 3,2, до 7,2%, ослаблением национальных валют, сокращением экспорта из ЕАЭС. Эти процессы связаны, в том числе, с распространением коронавирусной инфекции в мире, которая привела к изменениям на глобальном финансовом рынке, замедлению экономик, ухудшению платежного баланса стран ЕАЭС. Для исключения подобных ситуаций в странах Содружества и организации устойчивого, опережающего развития ЕАЭС нужна новая стратегия, предусматривающая реальную модернизацию на основе нового технологического уклада. Формирование такой стратегии ЕАЭС должно быть ориентировано на долгосрочное социально-экономическое развитие4.

На этом экономическом фоне представляется целесообразным странам ЕАЭС принять активное участие в проектах по освоению колоссальных запасов углеводородов в Арктике, расширять сотрудничество в энергетических и других стратегических проектах, связанных с экологией, наукой, туризмом и т. д. Такой подход даст возможность странам ЕАЭС на основе интеграции банковских систем, формирования единого цифрового пространства, стать более независимыми от мировой политической и экономической конъюнктуры. Освоение Арктической зоны является важной задачей нашего государства, так как слишком сложные условия, отсутствие инфраструктуры, трудовых ресурсов, социально-экономические и другие проблемы невозможно решить только привлечением инвесторов. В то же время государство должно обеспечить создание благоприятного инвестиционного климата. Это, прежде всего, касается налоговых, регуляторных условий, обеспечения стабильности проектов на весь период их реализации.

Геополитика и экономика

В Арктике сталкиваются интересы многих стран. В регионе идет борьба за контроль над недрами. Вопросы, которые можно было бы урегулировать путем дипломатического сотрудничества, зачастую решаются с применением различных механизмов юридического и регуляторного воздействия. ЕАЭС занимает «срединное положение» между Европой и АТР, где проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные транспортные коридоры. Имеющийся международный транспортный потенциал стран Содружества с 2020 года дополняется северным мор-

1 ЕЭК. Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза. - http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2019/Analytics_E_201912.pdf

2 Мясникович М. Шесть лет Договору о ЕАЭС. - http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-05-2020-1.aspx

3 Новости ЕАЭС. ЕАЭС открыт для новых стран. - https://www.alta.ru/ts_news/72945/

4 Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. - № 1. - С. 11-30. - https://doi.org/10.22394/2073-2929-2020-1-11-30

ским путем (СМП), который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 в качестве эффективного евроазиатского транспортного коридора к 2030 году должен быть интегрирован в мировую транспортную систему1.

Учитывая, что в настоящее время на Арктических территориях России ведется активная добыча углеводородов, угля, других полезных ископаемых, развивается нефтехимическая отрасль, транспортные системы ЕАЭС и СМП России, объединенные в единую логистическую структуру, могут обеспечить существенный рост международных связей стран ЕС и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Такая систематизация транспортных коридоров приведет к увеличению перевозок между странами ЕАЭС, росту международного транзита и торговли, развитию всех стран Содружества.

В соответствии с принятой Стратегий развития Арктической зоны РФ, объем перевозок по СМП к 2024 году должен составить около 80 млн. тонн грузов, к 2035 году - 160 млн. тонн. Такие планы могут быть реализованы только при условии обеспечения круглогодичной и ритмичной навигации по СМП за счет ввода в строй новых атомных ледоколов, судов обеспечения, необходимых для постоянной и безопасной ледокольной проводки судов различного предназначения.

В интересах развития СМП и инфраструктуры арктических территорий Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 3120-р, утвержден «План развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года», который предусматривает меры по развитию судоходства в Арктике. В этот же период времени должны быть последовательно введены в строй три новейших атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Срок сдачи ледоколов планируется в период с 2020 по 2022 годы соответственно. В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе 26 мая 2020 года состоялась техническая закладка четвертого атомного ледокола «Якутия» проекта 22220. Ввод в эксплуатацию атомного ледокола «Якутия» запланирован на 2026 год2.

3 ноября 2020 года спущен на воду самый мощный не атомный ледокол «Виктор Черномырдин», который способен двигаться через ледяной покров двухметровой толщины, проводить ледокольные работы во льдах до трех метров, освобождая маршрут для судов3. Наличие новейших ледоколов позволит обеспечить круглогодичную транспортировку СПГ в ЕАЭС, Европу, Китай, другие страны АТР.

В период январь-август текущего 2020 года, несмотря на пандемию, на Китай приходилось 20,1% внешнеторгового товарооборота ЕАЭС. Таким образом, КНР по-прежнему остается главным торговым партнером Содружества. Поэтому, одной из задач транспортной сети стран ЕАЭС является необходимость увеличить и обеспечить «точно в срок» транзитные грузопотоки ЕС-Китай сухопутным маршрутом через Транссиб и далее в страны АТР, а также морским транспортным коридором СМП и международными транспортными коридорами МТК «Приморье-1» и «Примо-рье-2».

Одним из важных направлений развития инфраструктуры СМП предусматривается транспортировка сжиженного природного газа (СПГ), газо- и нефтехимии проектов «Ямал СПГ», что может быть полезно для реализации совместных проектов стран ЕАЭС, ориентированных на развитие электроэнергетического рынка Союза, выстраивания взаимовыгодных отношений внутри Союза и исключения энергетических рисков.

Таким образом, дальнейшее развитие инфраструктуры СМП может быть связано, в том числе, с реализацией совместных проектов стран ЕАЭС, ориентированных на развитие энергетических проектов в Арктике, обеспечения трансграничного и трансконтинентального морского транзита, а также возможности инвестирования в разработку арктических месторождений и логистику. Что будет способствовать выстраиванию взаимовыгодных отношений внутри Союза и получения экономической выгоды.

Межрегиональные логистические коридоры

Через территории ЕАЭС проходит сеть важнейших трансконтинентальных международных транспортных коридоров в составе автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей и воздушных трасс. Однако существующие нестыковки, «разрывы» в транспортных коммуникациях Союза не позволяют всем странам-участникам использовать имеющийся потенциал для выстраивания оптимальных логистических цепочек и повышения эффективности, внутренних и международных грузовых и пассажирских перевозок (в некоторых случаях могут приводить к транспортной изолированности отдельных территорий).

Благоприятное географическое положение стран ЕАЭС, при логистически правильной организации транзитного регулирования движением между странами ЕС и АТР через территории стран Содружества позволяет создать новые экономические возможности для реализации важных транснациональных проектов, связанных с развитием инфраструктуры регионов, производством наукоемкой продукции и ее экспортом в страны ЕС и АТР. Благодаря своему географическому положению Россия, может замкнуть на себя доставку грузов с Арктических территорий, необходимых странам ЕАЭС через порты СМП: Мурманск, Архангельск Нарьян-Мар, Диксон, Певек. Для увеличения грузопотоков дополнительно ведется строительство железнодорожного Северного широтного хода. Этот маршрут существенно сокращает транспортные коммуникации от западносибирских месторождений до северных морских портов -

1 Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. - http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255

2 Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 3120-р «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 г.». - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73261725/

3 Ледокол «Виктор Черномырдин» передан Росморпорту. https://portnews.ru/news/304208/

Балтийского, Белого, Баренцева и Карского, решит проблему перегруженности южного маршрута, который выходит на Транссиб. Одним из факторов, положительно влияющих на транспортное обеспечение грузовых перевозок, может быть сопряжение транспортных маршрутов ЕАЭС, дополненных колоссальными возможностями транспортировки грузов СМП с элементами железнодорожного «Пояса и пути» Китая. Отметим, что для эффективного функционирования СМП необходима реализация вывоза растущих объемов грузов с портовых территорий на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали для дальнейшей доставки в страны ЕАЭС, ЕС, АТР. Опорными портами могут быть, например, Ванино, Советская Гавань и другие.

Таким образом, устойчивое развитие ЕАЭС зависит от комплексного подхода, плотной интеграции и расширения областей межрегионального сотрудничества. Развитие Арктической зоны может стать одной из важнейших «точек экономического роста» стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.