Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы / Евразийский экономический союз / внешнеторговый оборот / экспорт товаров и услуг / сравнительные преимущества / резервы и возможности / межрегиональное сотрудничество / перспектива повышения экспортного потенциала / regions / Eurasian Economic Union / foreign trade turnover / export of goods and services / comparative advantages / reserves and opportunities / interregional cooperation / prospects for increasing export potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Якубова Э. Т.

гл.н.с. Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве экономического

развития и сокращения бедности Республики Узбекистан

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕГИОНОВ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЕАЭС: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: регионы, Евразийский экономический союз, внешнеторговый оборот, экспорт товаров и услуг, сравнительные преимущества, резервы и возможности, межрегиональное сотрудничество, перспектива повышения экспортного потенциала.

Keywords: regions, Eurasian Economic Union, foreign trade turnover, export of goods and services, comparative advantages, reserves and opportunities, interregional cooperation, prospects for increasing export potential.

В условиях усиления процессов глобализации и регионализации вопросы территориального развития приобретают все большую актуальность в обеспечении устойчивого экономического роста страны. Регионы, обладающие природными и трудовыми ресурсами, определенными сравнительными и конкурентными преимуществами, становятся важнейшими экономическими партнерами на внешнем рынке, что, в свою очередь, отражается на повышении экспортного потенциала страны.

Дальнейшая интеграция Узбекистана в мировую экономическую систему является важнейшим элементом поэтапных структурных преобразований в экономике, обеспечивающим необходимые условия для устойчивого экономического и социального развития. Основными ориентирами развития внешнеэкономической деятельности Узбекистана в период 2017-2020 гг. были повсеместное укрепление экспортного потенциала, расширение масштабов привлечения иностранных инвестиций и углубление процессов импортозамещения. В этом плане одним из важнейших направлений повышения внешнеэкономической деятельности Узбекистана является укрепление сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

За 2017-2020 годы внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ЕАЭС возрос в 1,3 раза и составил 27,1% от общего объема торгового оборота страны. При этом на долю экспорта товаров и услуг приходится 32,3%, импорта -65%, что, в большей степени свидетельствует, об ускоренном процессе модернизации экономики в стране.

Страны Евразийского экономического союза являются важными партнерами для Узбекистана как с точки зрения экономического межрегионального развития, так и обеспечения экологической безопасности региона. Отношения между этими странами построены на исторической близости народов, взаимных политических и экономических интересах. Важным фактором расширения сотрудничества является успешная деятельность совместных и иностранных предприятий.

Обладая особенностями и конкурентными преимуществами в отдельных видах экономической деятельности, Узбекистан ведет активную внешнеэкономическую деятельность со странами ЕАЭС. Анализ экспорта товаров и услуг в разрезе товарных групп выявил, что Узбекистан обладает конкурентными преимуществами в производстве и экспорте химической продукции и изделий из нее, черных металлов, машин и оборудования, продовольственных товаров, а также транспортных услуг.

Межрегиональное сотрудничество Узбекистана и стран ЕАЭС должно быть направлено на укрепление двухсторонних отношений, на решение вопросов обеспечения устойчивого социально-экономического развития государств-партнеров. В этом плане целесообразно рассмотрение вопросов по следующим направлениям:

- совместное развитие приграничных территорий с целью обеспечения безопасности и повышения уровня жизни населения. В частности, между приграничными районами Узбекистана и стран Центральной Азии;

- восстановление автомобильного транспортного коридора в Аштском районе (Бустон-Бешарык, Бустон-Шайдон-Пап), который расположен в Ферганской долине. На севере, северо-западе, востоке и юго-востоке он граничит с Ташкентской, Наманганской и Ферганской областями Узбекистана, на юге и юго-западе - с Гафуровским и Ка-нибадамским районами Согдийской области Таджикистана.

- реализация совместных инвестиционных проектов, предусматривающих производство импортозамещающих товаров и услуг в области металлургии, текстиля, электроэнергетики, фармацевтики, агропромышленных комплексов и транспортных перевозок.

- развитие и поддержание местных традиций и обычаев, ремесленничества с целью повышения культурного развития и активности сельского населения государств.

Предложения (с учетом пандемии коронавируса и принятия соответствующих медико-санитарные и иные мер, направленные на предотвращение распространения заболеваний):

- в целях развития приграничной торговли возобновление в регионах работы всех ранее функционировавших КПП для свободного перемещения граждан двух государств между собой;

- в целях развития туризма в регионах возобновление и расширение наземных транспортных сообщений (посредством автобусов и поездов) между регионами двух соседних государств;

- в целях расширения рынка сбыта продукции субъектов малого бизнеса в регионах организация и проведение выставок-продаж товаров и услуг и открытие торговых и инфраструктурно-логистических центров в регионах двух стран.

Промышленная политика Узбекистана, направленная на углубление перерабатывающего производства на основе внедрения современных форм размещения (хлопково-текстильные и агропромышленные кластеры) является резервом сокращения сырьевой направленности экономики и повышения экспортного потенциала готовой продукции (продукция сельского хозяйства, готовые плодоовощные, мясомолочные, текстильные изделия, фармацевтические препараты и пр.) страны и ее регионов. В этом плане реализация межрегиональных проектов может заключаться в привлечении иностранных инвестиций, предоставлении накопленного опыта (например, опыта Ферганской долины по возделыванию земель, строительным работам и пр.), создании бизнес-центров и торговых домов для оказания помощи в реализации товаров и услуг в соседних странах.

Узбекистан также располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой для дальнейшего развития трансграничных перевозок пассажиров и грузов. Дальнейшая реализация проектов по восстановлению и модернизации важнейших транспортных коридоров, связующих регионы Таджикистана, развитие транспортной логистики позволят сократить транспортные издержки, повысит товарообмен между обеими странами.

Кроме этого создание единого коридора целесообразно с точки зрения организации приграничной торговли, направленных на укрепление экономического взаимодействия приграничных территорий Узбекистана и соответствующих приграничных территорий соседнего государства.

Общей проблемой регионов Центральной Азии и России является рациональное использование водных и энергетических ресурсов, стабилизация экологический ситуации. По прогнозным расчетам специалистов, к 2050 году ожидается сокращение водных ресурсов в бассейне реки Амударья на 10-15%, в бассейне реки Сырдарья - на 2-5%\ Один из вариантов решения этой проблемы - согласование единой водной конвенции для стран Центральной Азии. Также необходимо наладить механизм управления спросом на воду путем различных водосберегающих технологий и повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов.

Восстановление единой энергетической системы позволит использовать общие мощности и устранить проблемы, связанные с энергоснабжением, в том числе, в сельской местности. Единый рынок электроэнергии позволяет устанавливать прозрачные цены для потребителя электроэнергии и положительно повлияет на экономический рост государств-членов.

В рамках объединения совместных усилий в стабилизации экологический ситуации регионов Центральной Азии актуальными мерами остаются решения вопросов нехватки воды в «низовых» государствах (Казахстан, Узбекистан и Туркменистан), обеспечения стран «верховья» (Кыргызстан и Таджикистан) электроэнергией за счет гидроэлектростанций, а также снижения расходов воды за счет интенсификации сельского хозяйства.

Таким образом, усиление региональных конкурентных позиций за счет налаживания межрегиональных и межтерриториальных экономических связей заключается в рациональных межрегиональных поставках ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержек их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках; в формировании единого научно-образовательного потенциала для ускорения инновационных процессов; развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли.

1 Агальцева Н. Воздействия изменения климата на водные ресурсы Узбекистана. - Ташкент: УзГидромет, 2015.

1181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.