Научная статья на тему 'Экономический рост стран СНГ в условиях глобальной неопределенности: геоэкономический аспект анализа потенциала и рисков'

Экономический рост стран СНГ в условиях глобальной неопределенности: геоэкономический аспект анализа потенциала и рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / БАЛАНС НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ГРАВИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / NTEGRATION PROCESS / COMPETITIVENESS / CROSS-BORDER COOPERATION / FREE-TRADE AREA / INTERNATIONAL TRANSPORTATION CORRIDORS / BALANCE OF NATIONAL INTERESTS / GRAVITY MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толмачев Петр Иванович

ВВЕДЕНИЕ. В статье анализируются интеграционный процесс и актуальные проблемы экономического роста СНГ в условиях глобальной неопределенности, роль интеграционного объединения в меняющейся архитектуре современных международных экономических отношений, пути повышения конкурентоспособности национальных экономик, превращения Содружества в региональное самодостаточное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Рассмотрены стратегии регионального развития, в том числе Концепция Большой Евразии, Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., Конвенция о приграничном сотрудничестве государств участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 г., основные принципы и направления развития приграничного сотрудничества.РЕЗУЛЬТАТЫ. Отмечен поиск оценки эффектов и подходов к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, основу которых составляет в том числе и разновекторность внешнеполитического целеполагания основных участников и потенциальных партнеров. На основе методологии гравитационной модели доказывается, что СНГ может стать одним из мировых центров экономики будущего.ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Гравитационная модель мировой торговли, рассматриваемая в статье, показывает влияние кризисов и санкций, приводящих к снижению конъюнктуры цен, прекращению иностранных инвестиций, что может ухудшить положение на рынках стран СНГ. В этой связи правительства стран СНГ осуществляют жесткие меры денежной политики, сокращая бюджетные расходы для финансирования проектов, включая проекты при участии российского капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic growth of the CIS countries in the context of global uncertainty: the geo-economic aspect of the analysis of potential and risks

INTRODUCTION.The article analyses the integration process and existing problems relating to the economic growth in the CIS countries in the conditions of global uncertainty, role of integration association in a changing architecture of modern international economic relations, ways for improving competiteviness of national economies, turning the Commonwealth into a self-suficient economic union that is able to play a significant role in the global economy.MATERIALS AND METHODS. Regional development strategies are considered, including the Big Eurasia Concept, Free Trade Area Agreement dated October 18, 2011, Convention for Cross-Border Cooperation of member states of the Commonwealth of Independent States dated October 10, 2008 as well as main principles and areas of cross-border cooperation.RESULTS. Search for evaluation of effects and approches to integration processes in the post-soviet area, particularly, based on multidementionality of external political goal-setting by key participants and prospective partners was noted. The gravity model is used to demonstrate that the CIS is able to become one of future global economy centres.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. The gravitational model of world trade, considered in the article, shows the impact of crises and sanctions, leading to lower prices and the cessation of foreign investment, which may worsen the situation in the markets of the CIS countries. In this regard, the governments of the CIS countries are implementing tough monetary policy measures, cutting budget expenditures to finance projects, including projects involving Russian capital.

Текст научной работы на тему «Экономический рост стран СНГ в условиях глобальной неопределенности: геоэкономический аспект анализа потенциала и рисков»

Экономический рост стран СНГ в условиях глобальной неопределенности: геоэкономический аспект анализа потенциала и рисков

ТОЛМАЧЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ,

профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД России,

профессор департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук,

Сайт: http://petrtolmachev.ru; [email protected] тел. 7985-77492-37 119021, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2. Сайт: http://petrtolmachev.ru E-mail: [email protected] Тел.: 8 (985) 774-92-37

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В статье анализируются интеграционный процесс и актуальные проблемы экономического роста СНГ в условиях глобальной неопределенности, роль интеграционного объединения в меняющейся архитектуре современных международных экономических отношений, пути повышения конкурентоспособности национальных экономик, превращения Содружества в региональное самодостаточное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Рассмотрены стратегии регионального развития, в том числе Концепция Большой Евразии, Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 октября 2008 г., основные принципы и направления развития приграничного сотрудничества.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Отмечен поиск оценки эффектов и подходов к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, основу которых составляет в том числе и разновектор-ность внешнеполитического целеполагания основных участников и потенциальных партнеров. На основе методологии гравитационной модели доказывается, что СНГ может стать одним из мировых центров экономики будущего.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Гравитационная модель мировой торговли, рассматриваемая в статье, показывает влияние кризисов и санкций, приводящих к снижению конъюнктуры цен, прекращению иностранных инвестиций, что может ухудшить положение на рынках стран СНГ. В этой связи правительства стран СНГ осуществляют жесткие меры денежной политики, сокращая бюджетные расходы для финансирования проектов, включая проекты при участии российского капитала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интеграционный процесс, экономический рост, конкурентоспособность, приграничное сотрудничество, зона свободной торговли, международные транспортные коридоры, баланс национальных интересов, гравитационная модель

Economic growth of the CIS countries in the context of global uncertainty: the geo-economic aspect of the analysis of potential and risks

TOLMACHEV PETER IVANOVICH,

Doctor of Economics, Professor, Department of World Economy Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Professor, Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation. 119021, Moscow, st. Ostozhenka, 53/2 37. http://petrtolmachev.ru E-mail: [email protected] Tel.: +7 (985) 774-92-37

ANNOTATION

INTRODUCTION.The article analyses the integration process and existing problems relating to the economic growth in the CIS countries in the conditions of global uncertainty, role of integration association in a changing architecture of modern international economic relations, ways for improving competiteviness of national economies, turning the Commonwealth into a self-sufficient economic union that is able to play a significant role in the global economy. MATERIALS AND METHODS. Regional development strategies are considered, including the Big Eurasia Concept, Free Trade Area Agreement dated October 18, 2011, Convention for Cross-Border Cooperation of member states of the Commonwealth of Independent States dated October 10, 2008 as well as main principles and areas of cross-border cooperation. RESULTS. Search for evaluation of effects and approches to integration processes in the post-soviet area, particularly, based on multidementionality of external political goal-setting by key participants and prospective partners was noted. The gravity model is used to demonstrate that the CIS is able to become one of future global economy centres.

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. The gravitational model of world trade, considered in the article, shows the impact of crises and sanctions, leading to lower prices and the cessation of foreign investment, which may worsen the situation in the markets of the CIS countries. In this regard, the governments of the CIS countries are implementing tough monetary policy measures, cutting budget expenditures to finance projects, including projects involving Russian capital.

KEYWORDS: integration process, competitiveness, cross-border cooperation, free-trade area, international transportation corridors, balance of national interests, gravity model

Введение

Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, образованных в результате трансформации одной из крупнейших экономик мира - СССР, развитие которого лежит в русле современных мировых трендов - глобализации и регионализации.

Эффективное использование возможностей и потенциала глобальных цепочек добав-

ленной стоимости, совместимости факторов внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество открывают перед государствами СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста в контексте поиска баланса экономических интересов в условиях суверенного развития в качестве самостоятельных акторов мирового хозяйства.

В условиях глобальной неопределенности для стран СНГ актуальны проблемы определения места в меняющейся архитектуре современных международных экономических отношений, повышения конкурентоспособности национальных экономик, превращения Содружества в региональное самодостаточное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

В ряду инициатив поиска стратегии регионального развития особое значение имеет Концепция Большой Евразии по созданию в регионе нового международного сообщества, которая была выдвинута летом 2016 г. президентом Владимиром Путиным. При этом мы разделяем оценку экспертного сообщества относительно того, что «появление концепции Большой Евразии было вызвано объективными факторами. Во-первых, необходимостью определения новой модальности взаимодействия между большой группой в принципе дружественных по отношению друг к другу государств в условиях нарастания глобальной неопределенности»1.

Наиболее значимым событием в новейшей истории СНГ является подписанный Главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации,Республики Таджикистан и Украины 18 октября 2011 г. Договор о зоне свободной торговли. Он базируется на принципах и соглашениях ГАТТ и ВТО и направлен на обеспечение свободной торговли между государствами - участниками.

Данное соглашение ратифицировали семь государств. Таджикистан до настоящего времени не завершил этот процесс.

В г. Минске 31 мая 2013 г. был подписан Протокол о применении Договора о зоне сво-

бодной торговли от 18.10.2011 г. между его Сторонами и Республикой Узбекистан. Таким образом, фактически в Договоре теперь участвуют девять государств. При этом четыре государства уже ратифицировали данный Протокол, который вступил в силу 16 мая 2014 г.

В рамках реализации положений Договора активно проводится разработка проектов Соглашения о свободной торговле услугами, Протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок. Работа над проектами соглашений о транзите трубопроводным транспортом и снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин временно приостановлена по причине отсутствия предложений и позиций ряда государств.

Не менее значимую роль в сохранении экономических отношений на постсоветском пространстве играет Конвенция о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств от 10.10.2008 г., которая является основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правовое поле приграничного сотрудничества государств - участников СНГ. Ее подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Конвенция вступила в силу для Беларуси (22.06.2009), Казахстана (19.03.2010), Кыргызстана (08.04.2013), России (22.06.2009) и Таджикистана (22.06.2009). В Республике Армения Конвенция проходит внутригосударственные процедуры. Конвенция определяет основные принципы и направления развития приграничного сотрудничества государств - участников СНГ.2

1 Бордачев Т. Большая Евразия: что еще не сделано? https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/bolshaya-evraziya-chto-eshchye-ne-sdelano/

2 Основными механизмами сотрудничества приграничных территорий в соответствии с Конвенцией являются развитие приграничной торговли, экономических зон, создание органов по управлению приграничным сотрудничеством, заключение межрегиональных соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование

Основные направления развития свободных экономических зон государств — участников СНГ

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 25 особых экономических зон (ОЭЗ) четырех типов (девять про-мышленно-производственного типа, шесть -технико-внедренческого типа, девять - тури-стско-рекреационного типа, пять из которых объединены в туристский кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, и одна -портовая). На приграничных территориях Российской Федерации расположено четыре ОЭЗ.

В рамках политики Российской Федерации в области импортозамещения и локализации производства проект ОЭЗ приобрел особый статус мощного инструмента поддержки бизнеса и развития экономики в целом. На территориях ОЭЗ успешно осуществляют свою деятельность более 670 резидентов, объем заявленных инвестиций которых составляет более 890 млрд руб., создано 25 652 рабочих места, объем налогов и таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, составляет более 67 млрд руб., а объем осуществленных инвестиций резидентов ОЭЗ - более 260 млрд руб.3

Привлечению отечественного и иностранного бизнеса в производственный сектор экономики Республики Беларусь с использованием инновационных технологий способствуют гарантированные государством благоприятные условия инвестиционного климата регионов со специальным экономическими режимами, а также развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами создано шесть свободных экономических зон, из них четыре расположены в пригранич-

ных с государствами - участниками СНГ регионах («Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Могилев»).

Свободная экономическая зона «Брест» создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 на территории Брестской области (на срок по 31.12.2049 г.). В качестве ее резидентов по состоянию на 1 января 2017 г. зарегистрированы 78 предприятий (из них 50 с участием иностранного капитала). Объем выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг, составил 1,7 млрд белорусских рублей, в том числе от реализации за пределами Республики Беларусь - 58,9%. Внешнеторговый оборот по товарам предприятий-резидентов в 2016 г. составил 958,6 млн долл. США, в том числе экспорт - 536,9 млн долл. США, импорт - 421,7 млн долл. США, соответственно, сальдо внешней торговли товарами положительное и составило 115,2 млн долл. США. Объем инвестиций в основной капитал составляет 57,8 млн белорусских рублей.

В настоящее время в Республике Казахстан функционируют 11 специальных экономических зон: «Астана - новый город», «Морпорт Актау», «Парк информационных технологий», «Онтустш», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Астана-Технополис», «Павлодар», «Сарыарка», «Хоргос -Восточные ворота», «Химический парк Тараз», «МЦПС „Хоргос"».

Из них на граничащих с государствами -участниками СНГ областях Казахстана расположены следующие специальные экономиче-

бюджетных и других инструментов региональной политики по развитию приграничного сотрудничества, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий.

3 Информация о реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств. М.:, 2018. С. 3-6. Данные по ОЭЗ других стран СНГ имеют положительную динамику; не приводятся из-за ограничений объема данной статьи.

ские зоны: «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (Атырауская область), «Морпорт Актау» (Мангистауская область), «Павлодар» (Павлодарская область), «Химический парк Тараз» (Жамбылская область), «Онтустш» (Южно-Казахстанская область), «Хоргос - Восточные ворота» (Алма-тинская область), «МЦПС „Хоргос"» (Алматин-ская область).

В Кыргызской Республике образовано пять свободных экономических зон: «Бишкек», «Каракол», «Лейлек», «Маймак», «На-рын». В приграничных районах Кыргызской Республики расположены: свободная экономическая зона «Маймак» (кыргызско-казахский участок) Управления Государственной налоговой службы по Кара-Буринскому району, в котором зарегистрированы 26 организаций; свободная экономическая зона «Лейлек» (кыргызско-таджикский участок) Управления Государственной налоговой службы по Лей-лекскому району, в котором зарегистрированы девять организаций.

Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой территории, на которой проживает примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Оценка ресурсного потенциала и его влияния на экономический рост является одной из самых востребованных научных проблем в контексте реализации целей и задач геоэкономической стратегии стран СНГ, которая не имеет однозначно признанных точек зрения, что и предопределяет разброс в оценке эффек-

тов и подходах к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, основу которых составляет разновекторность внешнеполитического целеполагания основных участников и потенциальных партнеров. При этом лидеры стран СНГ позитивно оценивают деятельность Содружества, они определили его перспективы, изложенные в Решении об адаптации Содружества к современным реалиям. Все это приводит к уверенности, что СНГ может стать одним из мировых центров экономики будущего4.

Экономика стран СНГ - часть глобальной экономической среды, где жесткая экономия считается стандартным макроэкономическим режимом, либерализация служит предпочтительным инструментом политики для достижения структурных сдвигов, а долг выступает в качестве главного локомотива роста. Попытка представить обоснование реализации Повестки дня до 2030 г. на основе «Глобального зеленого нового курса» при ведущей роли государственного сектора разделяется подавляющим большинством государств мировой экономики. В связи с этим оценка потенциала и влияния внешнеэкономических факторов на экономический рост СНГ диктует необходимость уточнения методологии их анализа, в первую очередь - механизма поиска баланса национальных интересов в условиях интеграционного процесса (рис. 1).

Наиболее очевидной проблемой для стран СНГ, как и для других стран, является необходимость инициировать «скоординированный инвестиционный рывок, особенно в направлении обезуглероживания экономики, как путем прямых инвестиций (через структуры государственного сектора), так и путем стимулирования частных инвестиций в более производительную и устойчивую экономическую

4 Лебедев С.Н. 25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы // Властная вертикаль Федерации. 2017. № 2. С. 2-3.

Показатели экономической активности СНГ

135.0

,50 Л 113.0

115,0 111?

^ г#Ш1ж

✓///////////

■ Иор^т ттрп^гжн I Иплс<гм гчтре^итчпчлшг ццн « ЧОП

Рис. 1. Показатели экономической активности СНГ. Источник: Исполком стран СНГ

активность»5. Есть ли для этого ресурсы, резервы, политическая воля в СНГ? Ниже нами предложен обзор по наиболее важным, на наш взгляд, направлениям современной экономической стратегии СНГ, которые сводятся к следующему6.

Имея исключительную ресурсную базу, государства СНГ признают необходимым осуществлять управление процессом ресурсо-и энергосбережения, создавая такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.

При этом декларируется, что экономическое развитие государств - участников СНГ будет осуществляться в рамках совершенствования технологий до уровня, позволяющего проводить абсолютное сокращение

удельного расхода сырья и отходов на единицу продукции и обеспечивать создание системы рециркуляции вторичных ресурсов, снижение воздействия на природную среду.

Это предполагает переход к рациональному использованию ресурсов, включающему следующее: создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий; создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов; сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования; увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции; развитие альтернативных источников энергии, в том числе нетрадиционных и возобновляемых источников. Очевидно, что данный подход предопределит разрыв макроэкономических показателей, позволит

5 Доклад о торговле и развитии за 2019 г. Финансирование «Глобального зеленого нового курса». ЮНКТАД/TDR/ (Overview): http://creativecommons.Org/licenses/by/3.0/igo/.

6 В странах СНГ добывается около 670 млн т нефти в год, или 16% общемировой добычи, внутренне потребление составляет немного больше половины; добывается почти четверть мировых объемов природного газа, потребляется - 23 %; угля - 545 млн т,или 12 % мировой добычи; производится 6 % мировых объемов электроэнергии, 15 % -первичного алюминия, около 30 % - никеля, свыше 10 % - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без малого 11 % стали, поставки которой в третьи страны составляют 16 % мирового стального экспорта. Около 20 % объема продаж вооружений осуществляется странами СНГ.

адаптировать национальные экономики СНГ к постиндустриальным трендам промышленной революции 4.0, цифровизации и создать

Таблица 1

в рамках Содружества бизнес на основе глобальных цепочек высокой добавленной стоимости (табл. 1).

Основные целевые макроэкономические показатели развития экономики государств - участников СНГ за 2014 2018 гг. Источник: Исполком стран СНГ

ВВП на душу населения

Государства -участники СНГ рассчитанный, исходя из среднегодового значения номинального курса национальной валюты к доллару США, долларов США рассчитанный на базе паритета покупательной способности национальной валюты и доллара, долларов США по ППС Доля валового накопления основного капитала в ВВП, % Уровень безработицы (в среднем за год; по методологии МОТ), %

2014 г. 2017 г. 2018 г. 2014 г. 2017 г. 2018 г. 2017 г. 2018 г.

Армения 3852 3869 4188 9587 17,7 16,7 17,8 16,3

Беларусь 8289 5759 6283 18 773 26,2 25,9 5,6 4,8

Казахстан 12807 9030 9462 24 549 22,5 21,9 4,9 4,9

Кыргызстан 1331 1296 1332 4421 31,5 31,2 6,9

Молдова 2674 2726 3190 6130 22,3 24,3 4,1 3

Россия 14 253 10 752 11 312 25 797 22,3 21,6 5,2 4,8

Таджикистан 1119 810 3299 28,3 6,9

Туркменистан

Узбекистан 2492 1824 1533 5,8 9,3

Украина 3123 2708 3131 15,8 17,2 9,5 8,8

Всего по СНГ 9780 7298 22 633 22,1 6 5,6

Эффективная модель интеграции как драйвер экономической динамики стран СНГ

Представляется, что основным и определяющим драйвером экономической динамики стран СНГ является, на наш взгляд, модель интеграции. В современной мировой экономике выделяют шесть основных организацион-

но-правовых форм региональной интеграции: преференциальная зона; зона свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз (ТС); единое экономическое пространство (общий рынок); экономический и валютный союз; политиче-

ский союз7. Анализ интеграционных процессов показывает, что интеграционные объединения не проходят постепенно все шесть форм интеграции. Как правило, этапы синтезируются, это происходит для наиболее полного и эффективного достижения целей интеграции. Так, существуют единое экономическое пространство, ЗСТ с элементами общего рынка, ТС с элементами экономического и валютного союза и т.д. Безусловным в этом процессе является сопряжение с внешним миром на основе межфирменных кооперационных отношений, встраивание в новую архитектуру мировых стандартов. Имплементация стандартов ОЭСР в национальные и союзные законодательства; в ключевые сферы: экологию, цифровую экономику; безбарьерная торговля с третьими странами, оптимизация налогов, защита и поощрение инвестиций.

Но СНГ является уникальным интеграционном сообществом с точки зрения его предыстории и создания. Данный процесс - объединение стран в единое сообщество стран, бывшими когда-то в составе единого мощного государства - СССР. Этот факт имеет огромное значение для интеграционного процесса СНГ. Общее историческое прошлое, сохранившиеся инфраструктурные, тесные экономические связи, менталитет, язык оказывают значительное влияние на центростремительные тенденции в трендах скрепляющей интеграции. Признается, что «скрепляющая интеграция - это проект региональной интеграции, инициированный группой стран, до недавне-

го времени входивших в состав единого политического или экономического объединения (унитарного государства или колониальной империи) и сохраняющих высокий уровень экономических, политических и культурных взаимосвязей».8 Безусловным базовым фактором интеграционных процессов является инвестиционный процесс. В этой связи существует необходимость оценки эффективности инвестиционного процесса и понимания методологии анализа данного явления, теоретическую и прикладную основу которого, на наш взгляд, объясняет гравитационная модель, основные положения которой изложены ниже. Они сводятся к следующему.

Оценка перспектив долгосрочного развития экономической интеграции в регионе СНГ в инвестиционной сфере не представляется возможным без учета особенностей механизмов подразделений внешнеэкономической деятельности, к котором относятся внешняя торговля, инвестиции, международные валют-но-кредитные отношения. Инвестиционный процесс стран СНГ и факторы, его определяющие, в значительной степени испытывают влияние гравитационной модели9, влияющей на экономическую эффективность международных инвестиционных проектов.

Основная идея, стоящая за «гравитационной моделью» международного движения капитала, инвестиционных товаров и факторов, реализуемых на основе международных сделок торговли в странах СНГ, заключается в прямо пропорциональной зависимости объ-

7 MarinovE. Economic Integration Theories and the Developing Countries // Infusing Research and Knowledge in South-East Europe: Proceedings of the 9th Annual South-East European Doctoral Student Conference. 2014. P. 164-177.

8 Винокуров Е.Ю., Перебоев В.С. и др. Евразийский экономический союз. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. 296 с. С. 203.

9 Исследованиям торговых потоков в рамках гравитационной модели посвящены работы Havrylyshin and Pitchett, 1991; Frankel and Wei, 1993; Bayoumi and Eichengreen, 1997; Evenett and Hutchinson, 2002. При этом в качестве дополнительных переменных, претендующих на объяснение двусторонних торговых потоков, использовались различные показатели - как страновые, так и двусторонние, как правило, отражающие «расстояние» между странами-партнерами в различных плоскостях: экономической развитости, культуры, исторического прошлого, политики. Лишь недавно появились теоретические работы Anderson and Van Wincoop, 2003, 2004, в которых гравитационная спецификация торговых потоков выводится из микрооснований - т.е. из структурной модели с рациональными потребителями и производителями.

емов экспорта между странами-партнерами, которой определяется уровень предложения и спроса на экспортные поставки товаров, и обратно пропорциональной зависимостью размеров территории, разделяющей эти страны, поскольку от расстояния между государствами зависит уровень издержек от торговли. Здесь можно провести аналогию с гравитационной теорией Исаака Ньютона, когда объекты притягивают друг друга силовыми взаимодействиями, пропорциональными их массе и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними10.

Помимо этого, в условиях интеграционных процессов возникают препятствия на внутреннем рынке интеграционного пространства, которые в экономической теории определяются как «барьеры», «изъятия» и «ограничения». Показательна в этом отношении практика стран ЕАЭС по минимизации и устранению их воздействия на внешнеэкономические связи. Основной причиной возникновения барьеров является стремление сторон в ущерб праву ЕАЭС отдавать приоритет интересам защиты национальных рынков, что создает препятствия для свободного движения товаров,

услуг, капитала, рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС.

В ноябре 2017 г. Коллегией ЕЭК утверждена методология разделения препятствий на категории, в соответствии с которой проведена комплексная переработка всех препятствий в Реестре препятствий (табл. 2).

Экспертная оценка выгоды, которую государства - члены ЕАЭС получат от ликвидации внутренних барьеров, сводится к следующему. Ее размер будет меньше, чем в свое время в Евросоюзе, так как таможенные границы в ЕАЭС уже устранены и резкого роста взаимного товарооборота ждать не приходится. Тем не менее определенный эффект от ликвидации существующих торговых барьеров будет. Причем самым большим он окажется для Беларуси, которая сможет увеличить свой ВВП на 2,8 %, а благосостояние (накопленным итогом) - на 7,3 %. Рост ВВП Казахстана прогнозируется на уровне 0,7 %, а благосостояния - 1,3 %. Для России же, которая сможет увеличить свой ВВП на 0,2 %, а благосостояние - на 0,5 %, эффект окажется менее заметным. Объясняется это существенным различием в объемах экономик трех стран. По раз-

Таблица 2

Определения терминов «барьеры», «изъятия», «ограничения»

Термин Определение, выработанное ЕЭК совместно с государствами - членами ЕАЭС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Барьеры Препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, не соответствующие праву ЕАЭС

Изъятия Предусмотренные правом ЕАЭС исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка ЕАЭС

Ограничения Препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом ЕАЭС

10 К числу индикаторов гравитационной модели можно отнести оценку «пограничных издержек». Хотя близость стран способствует интенсификации инвестиционных отношений между ними, тем не менее, наличие границы представляет собой некоторый барьер для движения инвестиционных факторов. Потеря части торговли между двумя районами, связанная с существованием границы между ними, называется «эффектом границы». Диапазон потерь торговых оборотов на государственных границах лежит в диапазоне от 25 до 50%. Соответствующие потери оцениваются размером эквивалентного тарифа.

меру номинального ВВП Россия почти в восемь раз превосходит Казахстан и в 24 раза -Беларусь11.

На динамику инвестиций оказывают влияние многие факторы инвестиционного механизма. Статистика ЦБ России по платежному балансу свидетельствует, чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию в третьем квартале 2019 г. составил 6,6 млрд долл. США.

За год показатель, характеризующий разницу между вложениями российских инвесторов за границу и иностранных инвесторов в Российской Федерации, увеличился в 1,8 раза -осенью 2018 г. ПИИ в Российской Федерации сократились на 2,8 млрд долл. США из-за угрозы жестких внешнеэкономических санкций. В третьем же квартале 2019 г. в Российскую Федерацию поступило ПИИ 9 млрд долл. США, из страны было инвестировано 2,4 млрд долл. США. За январь-сентябрь 2019 г. в Россию поступило ПИИ на сумму 25,9 млрд долл. США против 7,2 млрд долл. США за тот же период 2018 г., а из страны за границу инвестировано 16,8 млрд долл. США против 19,5 млрд долл. США, соответственно12.

По данным Bloomberg, компании из индекса Московской биржи выплатили в 2018 г. 1,8 трлн руб. дивидендов. В 2019 г. цифра будет еще больше - 2,7 трлн. Рост индекса Мосбир-жи за год составил 33%. Основные плательщики дивидендов в России - компании индустриальных секторов. Базовый фактор роста дивидендной доходности связан с макроэкономической ситуацией, а также недооценен-ностью российских активов и валюты. В 20002007 гг. среднегодовой показатель динамики рынка акций в среднем за год составлял 3090%, в 2012-2019 гг. он снизился до уровней 10-20%. Компании вынуждены обеспечивать

привлекательность своих активов в условиях кризисных явлений в экономике, повышая дивиденды.

Если интеграционные процессы ускорятся, то в СНГ можно ожидать сохранения более высоких показателей притока прямых иностранных инвестиций к ВВП. Особое значение в этом процессе имеют инфраструктурные проекты и создание благоприятного регионального инвестиционного климата.

Очевидно, что инфраструктура должна обслуживать стратегическое планирование производительных сил, базовую основу для развития стратегии пространственного развития, для разработки всех стратегических проектов.

В Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики, для раскрытия потенциала наших регионов, признано одним из национальных приоритетов.

«На базе передовых технологий нужно форсировать модернизацию инфраструктуры. Это имеет огромное значение для укрепления связанности страны, особенно это важно для нас, для страны с самой большой территорией в мире, с такой огромной территорией. Это имеет огромное значение для укрепления всего каркаса государства, для раскрытия потенциала территории, для роста экономики Российской Федерации. За шесть лет по всей стране будет реконструировано более 60 аэропортов, в том числе строятся международные аэропортовые комплексы в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчат-ском. В 2025 г. более чем в полтора раза (до 210 млн т) вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба. Все это крайне важно для развития Сибири и Дальнего Востока. Вновь повторю: все дальневосточные субъекты Фе-

11 Опыт работы Евразийской экономической Комиссии по выявлению и устранению препятствий на внутреннем рынке Евразийского Экономического Союза. Исполнительный комитет СНГ. М., 2018. С. 9.

12 Коммерсантъ. № 3.13.01.2020. С. 2.

дерации должны выйти на уровень выше среднероссийского по ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей. Это общенациональная задача, это чрезвычайно важное направление нашей работы, стратегическое направление - Восточная Сибирь и Дальний Восток. Надо постоянно иметь это в виду всем ведомствам»13.

Решение этих задач предопределяет необходимость поиска оптимальной стратегии, создания новой архитектуры пространственных транспортно-логистических коридоров, которая, на наш взгляд, будет успешной, если рассматривать транспорт и логистику, а также факторы, определяющие их конкурентоспособность, как единое экономическое явление. Геоэкономические интересы современной России в значительной мере сосредоточены в странах Евразийского региона (рис. 2).

Государства СНГ Прикаспийского региона сотрудничают с третьими странами14 в создании международно-правового механизма ре-

гулирования крупнейшего водного объекта -Каспийского моря. Подписание 12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау президентами Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана Конвенции о правовом статусе Каспийского моря завершило процедуры двадцатилетнего переговорного процесса Прикаспийских государств. Вопросы использования Каспия регулировались в рамках двусторонних договоров между СССР и Ираном 1921 и 1940 гг., в которых Каспийское море было определено как закрытое (внутриконтинентальное) море, а каждое прикаспийское государство имело суверенные права на 10-мильную зону и равные права на оставшуюся часть моря. После подписания Конвенции за каждой страной закреплены свои территориальные воды (зоны шириной 15 миль). Кроме этого, к Каспийскому морю не будут применяться положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., дно моря будет разграничиваться на секторы, как это делает-

1 Рис. 2. Мировой товарооборот и перспективы ВВП

13 http://transport-news.ru/20190220/6880.html

14 Толмачев П. Иран в энергетической стратегии стран Каспийского региона // Энергия. 2015. № 8. С. 2-11.

ся соседями по морям, а суверенитет в отношении водной толщи будет установлен на основании принципа, что это озеро. Основные положения Конвенции:

• основная площадь водной поверхности Каспийского моря остается в общем пользовании сторон;

• там не будет других военных, кроме тех, которые представляют страны, подписавшие Каспийское соглашение;

• ответственность за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами несут пять прикаспийских государств;

• дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права;

• судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов должны осуществляться по согласованным сторонами правилам;

• экологический фактор должен учитываться при реализации масштабных морских проектов; все стороны несут ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.

Помимо распределения долей каждой страны в нефтегазовых месторождениях Прикаспийского бассейна Конвенция также регулирует предполагаемое строительство трубопроводов. Правила их прокладки предусматривают согласие только соседних стран, а не всех стран Каспийского моря.

В своем Заявлении по итогам Пятого каспийского саммита 12.08.2018 г. Президент России В.В. Путин заявил: «Мы стремимся интегрировать российские портовые мощ-

ности в глобальные и евразийские транспор-тно-логистические цепочки, повысить конкурентоспособность грузовых и пассажирских перевозок, кратно увеличить объемы обрабатываемых грузов. Мы поддерживаем проект международного коридора „Север-Юг", он предусматривает железнодорожное, паромное, автомобильное сообщение, которое мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы - ежегодно это 25 млн т из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию»15.

В современных международных экономических отношениях международные транспортные коридоры и транспортно-коммуни-кационные системы государств - участников СНГ играют исключительную роль в глобальной транспортной инфраструктуре16.

Среди государств - участников СНГ наиболее активно во взаимодействие с Китаем в реализации транспортно-логистических проектов, в том числе в рамках Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП), вовлечен Казахстан. Беларусь, Туркменистан и Узбекистан расширяют масштабы сотрудничества. На пути реализации инициативы возникают серьезные проблемы экономического характера, которые пока замедляют продвижение ее проектов. Экономическая интеграция в рамках ЕАЭС стала важным фактором стимулирующего развития транспорта в рамках СНГ (табл. 3).

Примеры запуска движения по новым маршрутам носят пробный, демонстрационный характер. Серьезных экономических вы-

15 www.kremlin.ru/events/president/transcripts/58296

16 Для целей настоящего исследования МТК рассматриваются как совокупность магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь создаваемых) с соответствующим обустройством и инфраструктурой, в рамках которой используются различные наземные виды транспорта, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации. Международные механизмы становления МТК были заложены на второй (Критская) и третьей (Хельсинская) общеевропейских конференциях по транспорту в 1994 и 1997 гг., соответственно. Основным итогом их работы стало выстраивание системы панъевропейских (критских) коридоров, уточнение и продление ряда направлений МТК, а также формирование новых международных маршрутов.

Таблица 3

Перевозки грузов на территории стран ЕАЭС всеми видами транспорта в 2013-2017 гг. (млн т). Источник: Евразийская экономическая комиссия17

Страна 2013 2014 2015 2016 2017 2018 (январь -июнь)

Армения 12,3 10,2 11,1 20,5 28 14,4

Беларусь 471,2 467,5 447,2 417,6 439,5 221,6

Казахстан 3508 3749,8 3733,8 3729,2 3916,2 1838,6

Кыргызстан 41 28,9 29,7 31,2 31,9 14,4

Россия 8264 8006 7579 7695 7985 3740,5

ЕАЭС 12 296,5 12 262,4 11 800,8 11 893,5 12 400,6 5829,5

год от налаживания новых маршрутов доставки грузов из Китая в Европу и обратно пока не вырисовывается. В этой ситуации в рамках концепции ЭПШП на первый план, по всей видимости, выйдут стратегии переноса из Китая производственных мощностей на территориях стран-соседей.

Примечательно, что «если прежде китайских инвесторов привлекали в основном добывающие отрасли, то теперь сферой их интересов становятся электроника, телекоммуникация, высокие технологии, энергетическая инфраструктура, агробизнес и здравоохранение. Объем зарубежных инвестиций китайского бизнеса в ближайшие десять лет может достигнуть 1,5 трлн долл. - на 70% больше, чем в 2007-2016 гг., - говорится в исследовании международной компании Linklaters LLP. -Только в рамках мегапроекта „Один пояс и один путь" уже объявлено об инвестициях на сумму более 900 млрд долл. в 65 странах. По официальной оценке, в ближайшую пяти-

летку объем китайских вложений составит 600-800 млрд долл. США»18.

Показательна в этом отношении инвестиционная стратегия Китая в Казахстане. В 2015 г. Казахстан принял предложенную КНР инвестиционную программу по переводу и размещению производственных мощностей в Казахстане. В настоящее время в Казахстане действуют более 2600 китайских предприятий, и количество постоянно увеличивается. В Казахстане планируется создать Ассоциацию китайских предпринимателей для координации их деятельности на местном рынке, содействия в соблюдении ими местных законов и их участия в социальных программах.

Предусматривалось строительство в Казахстане нескольких десятков предприятий несырьевого сектора в таких отраслях, как металлургия, энергетика и нефтепереработка, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. В рамках этой программы стороны согласовали перечень 52 проектов,

17 Евразийский экономический союз: цифры и факты. Библиотека евразийской интеграции. 2018. http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/ЕЭК (дата обращения: 18.10.2019).

18 АкаевА.А., СадовничийВ.А. Математическое моделирование и прогнозирование китайского мегапроекта «Один пояс, один путь» и его влияние на долгосрочное экономическое развитие Евросоюза, Китая и России. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (Проект № 14-11-00634). МГУ им. М.В.Ломоносова. С. 29.

Рис. 3. Типы коридоров развития19

реализация которых оценивается в 24 млрд долл. США, заключили ряд предварительных соглашений и договоров. Ведутся переговоры по вопросам финансирования проектов, реализации некоторых началась в 2016 г., одновременно обсуждаются новые проекты. Эволюционные параметры коридоров развития представлены на рис. 3.

Планируется, что финансирование будет в основном проводиться через казахстанское АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», созданное в 2013 г. в целях оказания содействия развитию и диверсификации экономики, привлечения инвестиций, развития кластеров. В частности, достигнута договоренность о выделении Банком Китая холдингу «Байтерек» около 5 млрд долл. США на цели развития Республики Казахстан по программе в соответствии с перечнем проектов.

Средства будут поступать как в виде прямых инвестиций, т.е. в уставный капитал компаний, так и в виде кредитов. Состоялось так-

время

же подписание Меморандума о привлечении китайских инвестиций до 2 млрд долл. США. В 2017 г. валовой приток прямых иностранных инвестиций из Китая в экономику Казахстана составил 998,7 млн долл. США, что на 3,8% больше, чем в 2016 г. (по данным аналитического портала Finprom со ссылкой на данные Национального Банка РК). Обязательства Казахстана перед китайскими инвесторами в общей сложности увеличились до 15,8 млрд долл. США. Министерство инвестиций и развития контролирует 51 казахстанско-китай-ский пакет на сумму 27 млрд долл. США.

В рамках инициативы «Один пояс - один путь» в августе 2017 г. в Министерстве транспорта РФ уже обсуждалось предварительное ТЭО высокоскоростного железнодорожного коридора «Евразия»: Пекин-Москва-ЕС. Он предполагает перевозку как пассажиров, так и грузов. Согласно ТЭО к 2050 г. по «Евразии» будут перевозить 20 млн т грузов и почти 37 млн пассажиров в год. Плановая выручка «Евразии» в 2050 г. составит почти

19 Источник: Development Corridors. Coffey International Development // Albie Hope, John Cox. Development Corridors. Coffey International Development. December 2015. 45128 [Электронный ресурс]. https://assets.publishing.service.gov.uk Topic Guide Development Corridors.pdf (дата обращения 10.07.2018).

2,8 трлн руб. Основная часть грузов будет приходиться на маршрут КНР-ЕС (около 8 млн т). Создание российской части международного автотранспортного маршрута Европа - Западный Китай также является одним из приоритетных проектов развития транспортной системы России в XXI в. Все это приведет к тому, что транспортные услуги превратятся в одну из крупнейших после нефтегазового комплекса статьей российского экспорта20.

Область Великого шелкового пути включает 61% мирового населения со значительным и растущим влиянием на мировое сельское хозяйство (51,2%), промышленность (31,7%), импорт (31,8%), экспорт (38%), приток чистых инвестиций (40,8%) и ВВП (28,6%)21.

Становится очевидным, что необходимым условием стратегического развития взаимодействия в сфере транспорта является системное и последовательное совершенствование проводимой государствами СНГ согласованной транспортной стратегии путем осуществления следующих ее приоритетных направлений:

• формирование на пространстве СНГ сети транзитных транспортных магистралей континентального значения, транс- и евроазиатских транспортных коридоров;

• повышение эффективности тарифной политики;

• разработка концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств СНГ;

• устранение негативного влияния фискально-административных барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок;

• гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств СНГ в соответствии со Стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, создание условий для развития авиационных перевозок;

• повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при осуществлении международных перевозок на мульти модальной основе;

• совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта на основе норм международного права;

• формирование согласованной политики в области транспортной безопасности и защиты окружающей среды.

Реализация приоритетных направлений транспортной стратегии диктует необходимость в краткосрочной перспективе разработать и осуществить мероприятия, направленные на решение следующих основных задач:

• подготовка проекта межправительственного соглашения о согласованном развитии транспортных коридоров на пространстве СНГ;

• формирование рынка транспортных и экспедиторских услуг на пространстве железных дорог колеи 1520 мм.

Сегодня объединение РИК (Россия, Индия, Китай) представляют собой крупнейшие страны в мире, совокупное население этих стран составляет 40% о мирового, а суммарное ВВП 20% мирового показателя. РИК ставит перед собой общие задачи, среди которых повышение уровня экономического и инвестиционного сотрудничества, реализация инфраструктурных проектов, а также обеспечение безопасности в регионе стран и в мире. Страны

20 Акаев А.А., Садовничий В.А. Математическое моделирование и прогнозирование китайского мегапроекта «Один пояс, один путь» и его влияние на долгосрочное экономическое развитие Евросоюза, Китая и России. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (Проект № 14-11-00634). МГУ им. М.В.Ломоносова. С. 23.

21 ТолмачевП.И. Инфраструктурный фактор конкурентных преимуществ международных транспортных услуг России // Вопросы новой экономики. 2018. № 3 (47). С. 35-48

РИК, несмотря на существующие противоречия внутри объединения, имеют ряд стратегических направлений сотрудничества и сфер совместных интересов. Исследование потенциала этого перспективного объединения представляет особый интерес.

Становится очевидным необходимость создания совместной транспортной инфраструктуры, пространственно транспортно-ло-

Заключение

В российском экспертном сообществе в основном сформировалось видение современных оценок стратегии развития СНГ. Политические стратегии связаны с желанием сделать более эффективным интеграционное объединением в Евразийском регионе, в том числе в предоставлении услуг в транспортном и торговом обмене между Западной Европой и Китаем.

Функционирование и перспективы развития международных транспортных коридоров (МТК) следует рассматривать в контексте основных аспектов эволюции мировой транспортной системы, имея в виду прежде всего рост товарообмена в треугольнике центров торгово-экономического развития Северная Америка - Европейский союз - Азиатско-Тихоокеанский регион, одна из сторон которого проходит по территориям государств - участников СНГ.

гистического коридора, единого высокоскоростного железнодорожного комплекса России, Индии, Китая, международных мультимо-дальных транспортно-логистических центров, которые позволили бы обеспечить стыковку высокоскоростной магистрали со всей инфраструктурой территории Сибири, Дальнего Востока России с транспортной инфраструктурой Китая и Индии.

Создание российской части международных транспортных маршрутов Европа - Западный Китай также является одним из приоритетных проектов развития транспортной системы России в XXI в. Все это приведет к тому, что транспортные услуги превратятся в одну из крупнейших после нефтегазового комплекса статьей российского экспорта.

Мы разделяем точку зрения, что «Азиатский вызов для России - неспособность воспользоваться гигантскими новыми возможностями, которые предоставляют новые быстро развивающиеся рынки.... Этот вызов - вполне реальная возможность превратиться в сырьевой, а потом и политический придаток великой державы будущего, Китая»22. Но это уже тема для другой статьи.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/

2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. 20.02.2019 г. http://kremlin.ru/ events/president/news/59863

3. Акаев А.А..,Садовничий В.А. Математическое моделирование и прогнозирование китайского ме-гапроекта «Один пояс, один путь» и его влияние на долгосрочное экономическое развитие Евросоюза, Китая и России. Исследование выполнено

при поддержке Российского научного фонда (Проект № 14-11-00634). МГУ им. М.В.Ломоносова. 2018.

4. Глазьев С.Ю. Почему «Один пояс - один путь» не сопрягается с Россией? // Вольная экономика. http://freeconomy.ru Источник - сайт Вольного экономического общества России http://www.veorus. ш/библиотека-вэо/журнал-вольная-экономика

5. Морозов Ю.В. К вопросу о влиянии на интересы России и Китая стратегии Трампа в АТР. Электронная библиотека ИДВ РАН.[Электронный ресурс]. http://www.ifes-ras.ru/publications/ online/2281-morozov-yuv-k-voprosu-o-vliyanii-na-

22 Караганов С. Вперед в Азию? https://rg.ru/2008/07/22/karaganov.html (дата обращения: 12.11.2019).

interesy-rossii-i-kitaya-strategii-trampa-v-atr (дата обращения: 22.12.2017).

6. Уянаев С. «Пояс и путь» сомнет ЕАЭС? 2019. http://www.veorus.ru/библиотека-вэо/журнал-воль-ная-экономика

7. Толмачев П.И. Инфраструктурный фактор конкурентных преимуществ международных

Normative legal acts and literature

1. Message from the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly dated 01.15.2020 "Message from the President to the Federal Assembly" http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_342959/

2. Message from the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly. February 20, 2019 // http://kremlin.ru/events/president/ news/59863;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Akaev A.A.., Sadovnichy V.A.. Mathematical modeling and forecasting of the Chinese megaproject "One belt, one way" and its impact on the long-term economic development of the European Union, China and Russia. The study was supported by the Russian Science Foundation (Project No. 14-11-00634). Moscow State University M.V. Lomonosov. 2018

4. Glazyev S.Yu. Why doesn't "One Belt, One Way" mate with Russia? "Free economy"; http://freecono-my.ru Source - the site of the Free Economic Society of Russia, http://www.veorus.ru/ library- veo / journal-voluntary- economy

транспортных услуг России // Вопросы новой экономики. 2018. № 3(47). С. 35-48.

8. Караганов С. Вперед в Азию? https:// rg.ru/2008/07/22/karaganov.html (дата обращения: 12.11.2019).

5. Morozov Yu.V. "On the issue of the impact on the interests of Russia and China of Trump's strategy in the Asia-Pacific region." Electronic Library of the Institute of Applied Problems, RAS [Electronic resource]. Access Mode: http://www.ifes-ras.ru/publications/on-line/2281-morozov-yuv-k-voprosu-o-vliyanii-na-intere-sy-rossii-i-kitaya-strategii-trampa-v-atr (Date of appeal: 12/22/2017)

6. Uyanaev S., Deputy Director of the Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences. Belt and the way "EAEU thinks ?; http://freeconomy.ru Source -site of the Free Economic Society of Russia, http:// www.veorus.ru/ library- veo / journal- voluntary- economy, 2019.

7. Tolmachev PI. Infrastructure factor of competitive advantages of international transport services in Russia. Questions of the new economy. 2018, No. 3 (47). S. 35-48

8. Karaganov S. A., Deputy Director of the Institute of Europe, RAS. Forward to Asia? // http://www.rg.ru/ (accessed: 11/12/2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.