Научная статья на тему 'МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ РОССИИ'

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
271
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / РЕГИОНЫ-ПОБРАТИМЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА "ПОБРАТИМСКОГО" СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макеева Светлана Борисовна

Анализ современных тенденций российско-китайского межрегионального "побратимского" сотрудничества на основе изучения мнения 123 экспертов из административных органов 77 российских городов-побратимов и регионов-побратимов, имеющих опыт взаимодействия с городами и регионами Китая на протяжении более 5 лет показывает, что прочной основой "побратимских" связей РФ и КНР является гуманитарное сотрудничество. Определенные ожидания и дальнейшие перспективы эксперты связывают с торгово-экономическим сотрудничеством, которое удалось развивать на взаимовыгодных условиях с Китаем далеко не всем российским городам и регионам. Это в определенной степени зависит не от приграничного положения российских регионов, а от общего уровня социально-экономического развития, инвестиционной привлекательности и активности административных органов власти, бизнес-кругов в российских регионах и городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL RUSSIAN-CHINESE COOPERATION: AN EXPERT VIEW FROM THE REGIONS AND CITIES OF RUSSIA

An analysis of current trends in Russian-Chinese interregional "sister" cooperation based on a study of the opinions of 123 experts from the administrative bodies of 77 Russian sister cities and sister regions who have experience of interaction with cities and regions of China for more than 5 years shows that a solid foundation of "sister cities" " Relations between Russia and China is humanitarian cooperation. Experts associate certain expectations and future prospects with trade and economic cooperation, which far from all Russian cities and regions managed to develop on mutually benefcial terms with China. To a certain extent, this does not depend on the border position of Russian regions, but on the general level of socio-economic development, investment attractiveness and activity of administrative authorities, business circles in Russian regions and cities. In their responses, the experts assign a signifcant place to listing numerous diffculties and problems on the path of mutually benefcial Russian-Chinese interregional cooperation.

Текст научной работы на тему «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ И ГОРОДОВ РОССИИ»

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 2. С. 147-156.

Ojkumena. Regional researches. 2023. No. 2. P. 147-156.

Научная статья

УДК (910) + 331.5.024.54

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-2/147-156

Межрегиональное российско-китайское сотрудничество: экспертный взгляд из

регионов и городов России

Светлана Борисовна Макеева Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Анализ современных тенденций российско-китайского межрегионального "побратимского" сотрудничества на основе изучения мнения 123 экспертов из административных органов 77 российских городов-побратимов и регионов-побратимов, имеющих опыт взаимодействия с городами и регионами Китая на протяжении более 5 лет показывает, что прочной основой "побратимских" связей РФ и КНР является гуманитарное сотрудничество. Определенные ожидания и дальнейшие перспективы эксперты связывают с торгово-экономическим сотрудничеством, которое удалось развивать на взаимовыгодных условиях с Китаем далеко не всем российским городам и регионам. Это в определенной степени зависит не от приграничного положения российских регионов, а от общего уровня социально-экономического развития, инвестиционной привлекательности и активности административных органов власти, бизнес-кругов в российских регионах и городах. Ключевые слова: российско-китайские отношения; межрегиональное сотрудничество; города-побратимы; регионы-побратимы; социологическое исследование; экспертный опрос; межмуниципальное взаимодействие; система "побратимского" сотрудничества

Благодарности: выражаем особую признательность администрациям российских городов-побратимов1 и реги-онов-побратимов2 в содействии, организации и активном участии в социологическом исследовании, проведенном с марта 2021 по декабрь 2022 гг.

Для цитирования: Макеева С. Б. Межрегиональное российско-китайское сотрудничество: экспертный взгляд из регионов и городов России // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2023. № 2. С. 147-156. https:// doi.org/10.24866/1998-6785/2023-2/147-156

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-2/147-156

Interregional Russian-Chinese cooperation: an expert view from the regions and cities

of Russia

Svetlana B. Makeeva

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. An analysis of current trends in Russian-Chinese interregional "sister" cooperation based on a study of the opinions of 123 experts from the administrative bodies of 77 Russian sister cities and sister regions who have experience of interaction with cities and regions of China for more than 5 years shows that a solid foundation of "sister cities" " Relations between Russia and China is humanitarian cooperation. Experts associate certain expectations and future prospects with trade and economic cooperation, which far from all Russian cities and regions managed to develop on mutually beneficial terms with China. To a certain extent, this does not depend on the border position of Russian regions, but on the general level of socio-economic development, investment attractiveness and activity of administrative authorities, business circles in Russian regions and cities. In their responses, the experts assign a significant place to listing numerous difficulties and problems on the path of mutually beneficial Russian-Chinese interregional cooperation.

Gratitude: we express special gratitude to the administrations of Russian twin cities and twin regions in the assistance, organization and active participation in a sociological study conducted from March 2021 to December 2022.

Key words: Russian-Chinese relations; interregional cooperation; "sister cities"; "sister regions"; sociological research; expert survey; inter-municipal interaction; '"twinning" system

For citation: Makeeva S. B. Interregional Russian-Chinese cooperation: an expert view from the regions and cities of Russia // Ojkumena. Regional researches. 2023. No. 2. P. 147-156. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2023-2/147-156

Российские города-побратимы китайских городов: Ангарск, Артём, Астрахань, Балашиха, Бердск, Биробиджан, Благовещенск, Братск, Великий Новгород, Владимир, Волжский, Вязьма, Дубна, Жуковский, Звенигород, Ижевск, Искитим, Калининград, Кемерово, Кинель, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Краснокаменск, Красноярск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Махачкала, Москва, Мурманск, Находка, Новоалтайск, Омск, Пенза, Подольск, Рубцовск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Серпухов, Сочи, Ставрополь, Суздаль, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Тверь, Тольятти, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Череповец, Элиста, Энгельс, Якутск.

2 Российские регионы-побратимы китайских регионов: Алтайский край, Амурская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Приморский край, Республика Тыва, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ярославская область.

© Макеева С. Б., 2023

Значительную роль в развитии сотрудничества между городами и регионами РФ и КНР в период с 1990-хгг. По настоящее время играет система взаимодействия между "породнёнными" регионами (^Ш^Ш) и "городами-побратимами" (ЖШШФ). Это особое направление межрегиональных и межмуниципальных российско-китайских отношений. Система "побратимско-го" сотрудничества закрепляла за каждым крупным городом, областью, краем, а также приграничным городом в России — город-побратим или регион-побратим в КНР. Изначально межрегиональное "побратимское" взаимодействие было ориентировано на гуманитарное сотрудничество, но в дальнейшем направления и формы связей касались и торгово-экономических аспектов. Всего в период с 1988 по 2021 годы между Россией и Китаем было образовано 122 пары городов-побратимов и регионов-побратимов. Изучение российско-китайского межрегионального сотрудничества представляет собой одно из актуальных научных направлений в условиях ежегодного наращивания стратегического партнерства с КНР. При большом количестве публикаций, посвящённых межгосударственному российско-китайскому сотрудничеству, практически отсутствуют работы, в которых использованы результаты социологических исследований, позволяющих провести комплексный анализ межрегионального российско-китайского сотрудничества в различных сферах по линии побратимства российских и китайских городов и регионов. В работах отечественных исследователей С.А. Иванова [4], Д.А. Изотова [5], А.Н. Новопашиной [9] представлены различные аспекты взаимодействия российских городов и регионов. Стоит отметить, что российские авторы в основном уделяют внимание роли Дальневосточного федерального округа в развитии российско-китайского межрегионального сотрудничества. Так, в работах А.Б. Андреева [1], С.Н. Грибовой [2], О.В. Дубровиной [3] представлены особенности взаимодействия Дальнего Востока России в сфере экономики, гуманитарного сотрудничества. Особое место отечественные исследователи отводят роли приграничных российских городов в развитии межмуниципального взаимодействия с Китаем. Заслуживает особого внимания вклад отечественного китаеведа В.Л. Ларина в использовании социологических методов при изучении динамики российско-китайского взаимодействия [6; 7; 8]. Рассматривая китайские исследования, необходимо отметить, что в основном межрегиональное китайско-российское сотрудничество с 1990-х гг. анализируется в рамках изучения региональной экономической политики России (Гэ Синьжун [10], Тянь Чунь-шэн [13]). Особое внимание китайские ученые уделяют анализу китайско-российского сотрудничества между Северо-Восточным регионом КНР и Дальним Востоком России (Хэ Жэнься [11]). Одной из самых актуальных тем в рамках изучения китайско-российского межрегионального сотрудничества является исследование эффективности взаимодействия Китая с Россией в области энергетических ресурсов (Се Вэньсинь [12], Янь Вэй [14], Чжэн Юй, Пан Чанвэй [15], Чжу Сяньпин [16]). Целью данной статьи является комплексная оценка современного состояния, проблем и перспектив развития российско-китайского межрегионального сотрудничества на основе результатов социологического исследования в форме экспертного опроса 123 специалистов из 77 российских городов-побратимов и регионов-побратимов, имеющих опыт сотрудничества с КНР более пяти лет.

Методы и материалы. В ходе проведения комплексной оценки современного состояния российско-китайского межрегионального сотрудничества нами было организовано с марта 2021 по декабрь 2022 гг. социологическое исследование, которое проводилось методом экспертного опроса в форме личного интервью, в рамках посещения российских городов-побратимов и регионов-побратимов, а также интервью по телефону, скайп-связи и через письменные ответы экспертов. Объектами экспертного опроса выступали сотрудники администраций российских городов-побратимов; заместители губернаторов; главы городских округов; главы муниципальных образований; начальники территориального управления; руководители управления обеспечения деятельностью глав администрации; руководители агентств международных связей, комитетов по внешнеэкономическим связям и конгрессной деятельности, комитетов по туризму и зарубежным связям; начальники отделов международных связей, комитетов экономической политики и развития; начальники управления международного управления и внешнеэкономических

связей; руководители отделов зарубежных связей и протоколов управления; начальники отделов международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей; руководители агентств международного сотрудничества областей, краев РФ. Количество респондентов экспертного опроса составило 123 специалиста, ответственных за развитие сотрудничества с КНР на уровне российских городов-побратимов и регионов-побратимов. Опрос проходил на базе Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (г. Москва), а также в 77 городах-побратимах и регионах-побратимах России. Критерием выборки стал опыт поддержания межрегиональных связей с КНР по линии побратимства более пяти лет. Разработанная анкета включала 7 вопросов, позволяющих оценить нынешнее состояние, проблемы, возможности и перспективы развития межрегионального российско-китайского сотрудничества. Предметом исследования экспертного опроса являлся процесс организации и реализации разнообразных форм межрегионального сотрудничества в различных сферах с КНР на уровне российских городов-побратимов и регионов-побратимов.

Экспертная оценка современного состояния межрегионального российско-китайского-сотрудничества. Большинство опрошенных нами экспертов указало, что межрегиональное и межмуниципальное российско-китайское сотрудничество развивается достаточно активно. Из 123 опрошенных экспертов, практически все в своих ответах представили накопленный опыт по развитию сотрудничества с КНР, выразив готовность к продолжению взаимодействия с регионами и городами Китая. Эксперты утверждают, что система "побратимского" сотрудничества с КНР представляет собой надежный механизм межрегионального взаимодействия. Как отмечает Н.Г. Родина, ведущий советник отдела регионального маркетинга и внешнеэкономической деятельности департамента экономического развития Воронежской области, "побратимские отношения, как один из инструментов народной дипломатии, поощряют прямые контакты жителей и/или общественных организаций регионов-побратимов, способствуют улучшению взаимоотношений, взаимовыгодного сотрудничества, лучшему пониманию культуры, традиций и особенностей жизни граждан разных стран, что, безусловно, важно в текущей геополитической обстановке". Выделяя ключевые направления российско-китайского "побратимского" сотрудничества, эксперты В.С. Резниченко (первый заместитель главы администрации города Комсомольск-на-Амуре), В.А. Василевская (директор Департамента внешнеэкономических, межрегиональных связей и международного сотрудничества Министерства экономического развития Сахалинской области), Е.С. Скрябина (сотрудник Администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области), Ю.М. Казетов (заместитель мэра города Магадан), Н.А. Христ (руководитель Департамента международных и межрегиональных связей администрации города Тольятти), Е.А. Делиу (начальник управления экономического развития администрации Уссурийского городского округа), О.Н. Васильева (председатель комитета по туризму и зарубежным связям Администрации города Великий Новгород), М.Ю. Оголёва (начальник управления международных, внешнеэкономических, межрегиональных связей и бюджетного планирования комитета экономической политики и развития Волгоградской области), Е.Ю. Га-лятина (главный специалист отдела инвестиций и предпринимательства управления экономики и инвестиций администрации города Магнитогорск) определяют, что межрегиональное сотрудничество городов и регионов с КНР зачастую осуществляется по образовательным, культурным и туристическим направлениям.

Система российско-китайского межрегионального "побратимского" сотрудничества в российских городах и регионах касается реализации различных проектов, при этом в каждом регионе или городе наблюдаются свои специфические особенности взаимодействия с КНР. Эксперт О.Ю. Гусева (Директор Департамента внешних связей правительства Нижегородской области) утверждает, что взаимодействие с Китаем является одним из наиболее активных направлений международного межрегионального сотрудничества Нижегородской области, основные контакты с которым происходят на площадке Совместной рабочей группы по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной областях регионов Приволжского федерального округа и

Верхнего и Среднего течения реки Янцзы. Оценивая состояние российско-китайского межрегионального сотрудничества, эксперт И.А. Петрова (консультант отдела международных отношений и протокола управления организационной работы администрации города Благовещенск) отмечает, что "города Благовещенск и Хэйхэ — это города-побратимы. С каждым годом растет количество традиционных мероприятий, в которых участвует все больше детей, школьников и жителей двух городов, появляются новые мероприятия в области спорта, культуры, экономики и т.д.". Эксперт П.Ю. Чугуев (начальник отдела инвестиции и инноваций Управления экономики города Жуковский Московской области) отмечает, что "город Жуковский и город Чжухай объединяет авиационная направленность городов и проведение авиасалонов. В большей степени взаимосвязь и визиты делегаций связаны с обменом опытом в сфере культуры и образования. При этом несмотря на теплые, дружественные отношения это не привело к росту экономических связей". А.В. Мажулина (ведущий специалист Отдела внешнеэкономической деятельности Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия)) отмечает, что работа с китайскими регионами/городами-побратимами ведётся довольно активно. "Плотно идёт сотрудничество с провинцией Хэйлунцзян по оказанию совместной поддержки во время пандемии COVID-19. Активно развивается установление побратимских связей между муниципальными районами Якутии и КНР. Но при этом после подписания соглашений/протоколов/меморандумов активная работа чаще всего ведется только первые два-три года. Из восемнадцати муниципальных районов на данный момент активную связь с КНР поддерживают всего семь-восемь районов".

Таким образом, экспертный опрос показал, что российские города и регионы проявляют заинтересованность в поддержании межрегионального сотрудничества, имеют значительный опыт в развитии взаимодействия с КНР в гуманитарной области. Все опрошенные эксперты рассматривают отношения между городами-побратимами, регионами-побратимами России и Китая как надёжную основу партнёрских связей на уровне регионов в сферах экономики, торговли, инвестиций, туризма, образования и культуры. Российские города и регионы имеют свои особенности и перспективы развития, поэтому механизм взаимодействия с КНР по линии "побратимского" сотрудничества позволяет использовать экономические возможности конкретного региона. Большинство экспертов отмечают, что межрегиональное "побратимское" сотрудничество может способствовать развитию экономического, инвестиционного и транспор-тно-логистического потенциала субъектов двух государств.

Экспертное восприятие проблем российско-китайского межрегионального взаимодействия. На протяжении длительного периода с 1988 г. по настоящее время в процессе формирования системы российско-китайского межрегионального "побратимского" сотрудничества у российских регионов и городов возникали различные трудности и проблемы во взаимодействии с КНР. К основным проблемам больше половины опрошенных экспертов (69 специалистов) относят географическую удалённость от КНР российских городов и регионов, расположенных в европейской части России, а также ограниченность транспортно-логистических связей с Китаем. Кроме того, эксперты выделяют в качестве проблемы на пути межрегионального российско-китайского сотрудничества отсутствие квалифицированных кадров со знанием иностранных языков. Эксперт Н.Г. Родина (ведущий советник отдела регионального маркетинга и внешнеэкономической деятельности департамента экономического развития Воронежской области) отмечает, что "в контексте взаимодействия Воронежской области и Гуанси-Чжуанского автономного района КНР определенные трудности создает географическая удаленность регионов-партнеров сама по себе, сложная транспортная логистика и связанные с ней финансовые аспекты, а также языковой вопрос (необходимость владения китайским языком или одним из европейских языков как рабочим языком переговоров ограничивает спектр и динамику сотрудничества), поэтому у приграничных регионов-побратимов больше шансов на успешное сотрудничество". Эксперт О.Н. Васильева (председатель комитета по туризму и зарубежным связям Администрации города Великий Новгород) к основным трудностям и проблемам в механизме взаимодействия между регионами-побратимами, городами-побратимами России и Китая относит языковой

барьер и культурные различия, проблемы внешнеторговых отношений двух стран, недостаточное развитие транспортно-логистической и таможенной инфраструктуры, сложности в установлении связей на уровне малого и среднего бизнеса. Среди основных трудностей в механизме взаимодействия между городами-побратимами России и Китая эксперт Н.А. Христ (руководитель Департамента международных и межрегиональных связей администрации города Тольятти) отмечает следующие: "высокие транспортные расходы при организации поездок делегаций и сложные логистические маршруты, которые связаны с тем, что большинство авиарейсов Китая и России выполняются через аэропорты Пекина и Москвы. Отсутствие прямого авиасообщения между регионами-побратимами, городами-побратимами России и Китая; повышенные профессиональные требования к сотрудникам, осуществляющим прием и сопровождение китайских делегаций в России, включая наличие опыта, знание языка, культурных и национальных особенностей Китая. Например, диалекты китайского языка, распространённые в разных провинциях КНР, усложняют работу переводчиков".

Большинство экспертов (42 опрошенных специалиста) утверждают, что различия в менталитете двух государств также выступают основной проблемой во взаимодействии с КНР. Эксперт Е.А. Делиу (начальник управления экономического развития администрации Уссурийского городского округа) отмечает, что "уровень взаимодействия между российским и китайским народами в рамках стратегического партнерства требует дальнейшего повышения. Различия в культурных кодах между русскими и китайцами и некоторый недостаток взаимного интереса оказывают сдерживающее воздействие на развитие сотрудничества во всех сферах. Важными направлениями работы представляются как постоянное и широкое информирование об особенностях менталитета в государстве-партнере, так и создание положительного образа России и Китая у китайцев и россиян соответственно. Для углубления взаимопонимания должен быть задействован весь спектр инструментов, в частности туристические обмены, взаимодействие в области СМИ, образования, телевидения, кинематографа, книгоиздания и др.". Эксперт И.В. Середюк (глава города Кемерово) на примере взаимодействия Кемеровской области (Кузбасса) с КНР определяет варианты решения проблемы в различиях менталитета двух стран с помощью создания "межрегионального медиацентра как специальной площадки для информационного сопровождения комплекса вопросов, касающихся межрегионального сотрудничества и развития общественной дипломатии, развитие медиацентров на базе научно-образовательных центров региона, проведение на региональном уровне обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов для журналистов и редакторов изданий по различным направлениям, связанным с комплексом вопросов в сфере информационного сопровождения".

Комплекс проблем в развитии российско-китайского межрегионального сотрудничества связан с непреемственностью и финансовыми аспектами реализации взаимодействия двух сторон. Эксперт А.В. Мажулина (ведущий специалист Отдела внешнеэкономической деятельности Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия)) к основным трудностям в межрегиональном сотрудничестве России и КНР относит "недостаточное финансирование, отсутствие совместной заинтересованности и глубокой вовлеченности с обеих сторон. Проблема заключается в непреемственности, так как после смены главы района, у нового руководителя при принятии должностных обязанностей международное сотрудничество откладывается на долгий срок". Эксперт П.Ю. Чугуев (начальник отдела инвестиции и инноваций Управления экономики города Жуковский, Московская область) заявляет, что "правительство КНР полностью оплачивает визиты делегаций как с нашей стороны в Китай, так и своих делегаций в города-побратимы. При этом у нас отсутствуют программы финансирования таких мероприятий как на муниципальном, так и региональном уровнях. Большую инициативу по заключению соглашений проявляют города КНР, но в связи с отсутствием программ по международному сотрудничеству муниципалитеты и бизнес не проявляют большой заинтересованности. Бизнес-структуры КНР с большой осторожностью относятся к размещению бизнеса на территории РФ, но реализуют бизнес-проекты российских организаций на своей территории, что не

выгодно муниципалитетам". Как утверждает эксперт А.Ю. Чирва (главный специалист отдела международного сотрудничества Департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по внешним связям и протоколу), "несмотря на перечень имеющихся городов-побратимов, сотрудничество с Синьцзяном на муниципальном уровне в последние годы по ряду объективных причин не осуществляется, соглашения остаются фактически неактивными. Ограниченность муниципальных бюджетов, а также социальная направленность их административной деятельности не позволяют органам местного самоуправления проводить активную работу по развитию внешних связей. Отсутствие квалифицированных кадров со знанием иностранных языков, а также механизма поддержки развития международного сотрудничества в структуре муниципалитета приводит к невозможности поддержания связей как с городами Китая, так и других стран". Эксперт О.М. Буртакова (главный специалист отдела потребительского рынка, международных связей и поддержки предпринимателей, управления экономики мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан") к основным проблемам в поддержании сотрудничества с КНР относит "дисбаланс в финансировании, повышенный интерес Китая в реализации проектов, ориентированных на добычу сырья на территории Еврейской автономной области".

Несовершенство механизма поддержания российско-китайского межрегионального сотрудничества, по мнению большинства экспертов, выступает также основной проблемой во взаимодействии российских и китайских регионов. Трудности во взаимодействии между Нижегородской областью и регионами Китая, как отмечает эксперт О.Ю. Гусева (Директор департамента внешних связей Правительства Нижегородской области), заключаются в том, что не все области сотрудничества развиты одинаково. "Некоторые из них, например, сотрудничество в сфере инвестиций, инновационных технологий, здравоохранения, транспорта и инфраструктуры, нуждаются в дальнейшем количественном и качественном росте и интенсификации. Инвестиционное сотрудничество Нижегородской области и Китая развито в меньшей степени, чем торговля, что не в полной мере отвечает уровню сложившихся двусторонних торговых отношений". Эксперт Д.А. Дашиев (начальник Управления внешних связей Администрации г. Улан-Удэ) выделяет некоторые трудности в законодательной сфере по вопросам инвестиций в ходе осуществления межрегионального российско-китайского сотрудничества. К основным трудностям и проблемам в механизме межрегионального побратимского взаимодействия эксперт Ю.М. Казетов (заместитель мэра города Магадан) относит отсутствие необходимой законодательной базы, регулирующей деятельность, порядок для взаимодействия между "городами-побратимами". По мнению А.Ю. Чирва (главный специалист отдела международного сотрудничества Департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по внешним связям и протоколу), "последние несколько лет, несмотря на предпринимаемые Правительством края попытки активизации сотрудничества, наблюдается снижение заинтересованности со стороны руководства китайского региона в сотрудничестве с Алтайским краем. Запросы Правительства края регулярно остаются без ответа, официальные приглашения перенаправляются в уездные администрации".

Каждый из участников экспертного опроса, к одной из самых сложных современных проблем, ограничивающих российско-китайское межрегиональное сотрудничество, относит эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространением COVID-19. Эксперты О.М. Буртакова (главный специалист отдела потребительского рынка, международных связей и поддержки предпринимателей, управления экономики мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан"), Е.Ю. Галятина (главный специалист отдела инвестиций и предпринимательства управления экономики и инвестиций администрации города Магнитогорск), Р.И. Габдулбасырова (главный специалист Отдела внешних экономических связей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан) утверждают, что на сегодняшний день основная проблема взаимодействия между городами России и Китая связана с распространением коронавирусной инфекции, в связи с которой введены ограничения на проведение совместных мероприятий. Эксперт С.А. Федотов (заместитель министра, начальник управления финансовой политики

Министерства экономического развития и промышленности Калужской области) отмечает, что "на сегодняшний день уверены, что после снятия всех коронавирусных ограничений субъекты и города России и Китая продолжат расширять сферы сотрудничества, искать новые механизмы взаимодействия и всеми силами налаживать прямые и эффективные связи друг с другом". Эксперт О.Н. Васильева (председатель комитета по туризму и зарубежным связям Администрации города Великий Новгород) отмечает, что пандемия С0У10-19 оказала негативное воздействие на развитие межмуниципального и межрегионального сотрудничества, т.к. в 2020—2021 годах не состоялись и были перенесены запланированные обмены официальными делегациями, молодежными, школьными и туристическими группами, художественными коллективами. Тем не менее в настоящее время обе стороны проявляют готовность возобновить обмены и приступить к реализации отложенных проектов в 2022 году. Эксперт А.В. Луговский (заместитель начальника управления, начальник отдела зарубежных связей и протокола управления контроля и протокола администрации муниципального образования город Краснодар) отмечает, что по линии взаимодействия Краснодара с городом-побратимом Харбин наблюдается сокращение количества двусторонних проектов в связи с закрытием границ и нестабильной эпидемиологической обстановкой в мире. С двух сторон имеется заинтересованность в реализации новых онлайн-про-ектов, готовность к дальнейшему сотрудничеству.

С одной стороны, эксперты из российских регионов выделяют от двух до целого комплекса проблем на пути развития российско-китайского межрегионального сотрудничества, а с другой стороны, многие специалисты считают, что все трудности разрешимы и проблем в основном не возникает. Так, например, эксперт В.С. Резниченко (первый заместитель главы администрации города Комсомольск-на-Амуре) выделяет комплекс проблем, стоящих перед городами-побратимами и регионами-побратимами России и Китая на пути поддержания сотрудничества: "недостаточное освещение в медиа-пространстве инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов; недостаточное информирование жителей российских и зарубежных городов о туристическом потенциале; недостаточное имиджевое позиционирование городов-регионов за рубежом, в том числе на международных конференциях, выставках, форумах при участии как городов, так и правительств областей и краёв; недостаток эффективных инвестиционных проектов у предприятий и организаций городов для коммерческого инвестирования; узкий круг форм сотрудничества с городами-побратимами; недостаточное использование предприятиями и организациями городов механизма выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения своей продукции на внешний рынок". Кроме того, большинство экспертов, выделяя проблемы межрегионального российско-китайского сотрудничества, отмечают, что значительная часть трудностей разрешается в рабочем порядке. Эксперт Е.Б. Молин (Председатель комитета по международному сотрудничеству мэрии города Новосибирск) считает, что поскольку взаимодействие в рамках "побратимских" отношений является добровольным и взаимовыгодным, все возникающие вопросы решаются сторонами в рабочем порядке. Эксперт А.А. Абубакаров (заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, начальник Управления внешнеэкономического сотрудничества) утверждает, на этапе подготовки соглашения стороны определяют те отрасли, сотрудничество в которых будет взаимовыгодным и интересным друг другу, поэтому трудностей не возникает". По мнению экспертов И.А. Петрова (консультант отдела международных отношений и протокола управления организационной работы администрации города Благовещенск), Е.С. Скрябиной (сотрудник Администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области), проблем и трудностей не возникает в процессе поддержания межрегионального сотрудничества по линии побратимства с КНР.

Таким образом, анализ результатов экспертного опроса по определению проблем в российско-китайском межрегиональном "побратимском" сотрудничестве позволяет выделить целый комплекс трудностей, решение которых может значительно повысить эффективность межрегионального взаимодействия. Дальнейшая разработка рекомендаций на основе данных экспертного опроса позволит сформировать "дорожную карту" в совершенствовании меха-

низма российско-китайского межрегионального побратимского сотрудничества.

Результаты. Характеризуя исследуемые российские города-побратимы и регионы-побратимы, поддерживающие сотрудничество с китайскими городами и регионами соответственно, стоит отметить, что особую активность в развитии межрегионального и межмуниципального сотрудничества с КНР проявляют города и регионы европейской части России. Из 122 российско-китайских побратимских пар, только 15 российских приграничных с КНР городов поддерживают сотрудничество с китайскими городами и регионами. Необходимо выделить ведущую роль руководств Хабаровского края, Самарской области, Нижегородской области, города Читы, города Биробиджана, развивающих российско-китайское сотрудничество с 2 и более китайскими городами и регионами.

Сравнительный анализ степени вовлеченности российских городов и регионов европейской части России и приграничной территории с КНР, показывает, что в современной ситуации все российские города и регионы заинтересованы в поддержании побратимского движения по образовательным, культурным и туристическим направлениям. Особую роль российские города и регионы придают масштабному расширению экономических связей с КНР. Руководства российских городов и регионов выделяют общий перечень проблем от разного восприятия менталитета двух стран до несовершенства нормативно-правовой базы некоторых направлений сотрудничества, решение которых возможно после создания крупного российско-китайского межрегионального медиацентра. Эффективная работа Центра позволит освещать в медиа-пространстве инвестиционную привлекательность регионов и городов, полноценно информировать жителей российских и китайских городов о региональном потенциале; формировать положительную имиджевую позициюрос-сийских городов/регионов в КНР; расширять список инвестиционных проектов у предприятий и организаций городов для коммерческого инвестирования; развивать новые формы сотрудничества с городами-побратимами КНР; эффективно использовать предприятиями и организациями городов механизма выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения своей продукции на китайский рынок.

Анализ современных тенденций российско-китайского межрегионального "побратимского" сотрудничества на основе изучения мнения 123 экспертов административных органов 77 российских городов-побратимов и регионов-побратимов, имеющих опыт взаимодействия с городами и регионами Китая на протяжении более 5 лет, показывает, что прочной основой "побра-тимских" связей РФ и КНР является гуманитарное сотрудничество. Большие надежды российские регионы возлагают на такие крупные российско-китайские межрегиональные проекты, как Международный координационный совет "Наш общий дом — Алтай", Совместная российско-китайская рабочая группа по сотрудничеству в торгово-экономической и гуманитарной областях регионов Приволжского федерального округа и Верхнего и Среднего течения реки Янцзы (формат "Волга-Янцзы"). Определенные ожидания и дальнейшие перспективы эксперты связывают с торгово-экономическим сотрудничеством, которое удаётся развивать на взаимовыгодных условиях с Китаем далеко не всем российским городам и регионам. Что в определенной степени зависит не от приграничного положения российских регионов, а от общего уровня социально-экономического развития, инвестиционной привлекательности и активности административных органов власти, бизнес-кругов в российских регионах и городах. При этом большинство экспертов определяют большие перспективы в сотрудничестве с Китаем и утверждают, что множество проблем можно решить в рабочем порядке. Кроме того, эксперты взаимозаменяют термины город-побратим и город-партнер, регион-побратим и регион-партнер, что свидетельствует о том, что постепенно межрегиональное "побратимское" сотрудничество как механизм народной дипломатии начнет выполнять более широкие функции.

По нашему мнению, использование результатов социологического исследования, проведённого в 2021—2022 гг., позволяет комплексно проанализировать современное состояние, проблемы, перспективы и возможности российско-китайского межрегионального взаимодействия 122 пар городов-по-

братимов и регионов-побратимов. На основе результатов данного экспертного опроса представляется возможным формирование "дорожной карты" преобразований, составляющих программы "побратимского" сотрудничества каждого города и региона РФ, стремящихся к качественному и количественному наращиванию темпов стратегического партнерства с КНР. В современных геополитических условиях взаимоувязанного соразвития с КНР ведущее значение отводится различным механизмам межрегионального сотрудничества, включая побратимское движение. Использование накопленного исторического опыта российско-китайского взаимодействия и решение возникающих проблем побратимского сотрудничества через создание крупного российско-китайского межрегионального медиацентра позволит вывести на новый уровень связи городов / регионов-побратимов России и Китая.

Литература

1. Андреев А.Б. Геополитический аспект развития трансграничной территории России и Китая (на примере Байкальского региона и Автономного района Внутренняя Монголия) // Вестник Читинского государственного университета.№ 3.2012.С. 3-12.

2. Грибова С.Н. Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс региона // Известия Уральского государственного экономического университета.2008. № 3 (22).С. 94-99.

3. Дубровина О.В., Плотников В.С. Модель международного сотрудничества Амурской области России с регионами Китая // Власть. 2019.№ 5 (27). С. 93-100.

4. Иванов С.А. Программа сотрудничества восточных регионов России и северо-восточных регионов Китая: политическая значимость и экономическая эффективность // Таможенная политика России на Дальнем Востоке.2018. № 1.С. 54-65.

5. Изотов Д.А. Проблемы экономического взаимодействия сопредельных регионов России и Китая // Регионалистика. 2014.№ 1 (1). С. 48-70.

6. Ларин В.Л., Ларина Л.Л. Китай в общественном мнении жителей Тихоокеанской России (по итогам опроса 2017 г.) // Россия и АТР. 2018.№ 2 (10). С. 5-33.

7. Ларин В.Л., Ларина Л.Л. Меняющиеся образы Восточной Азии в сознании жителей Тихоокеанской России: срезы последних лет // Россия и АТР. 2020. № 4 (110). С. 15-45.

8. Ларин В.Л., Ларина Л.Л. Экспертное сообщество Тихоокеанской России о внешней политике, международных отношениях и развитии Дальнего Востока (по итогам опроса 2014-2015 гг.) // Россия и АТР. 2016.№ 1 (91). С. 5-29.

9. Новопашина А.Н. Прямые инвестиции из Китая в регионах России: субституты или комплименты внешней торговли? // Пространственная экономика. 2012. № 4. С. 67-86.

10. ШШШ = Гэ = Исследование влияния региональной экономической политики России на китайско-российское межрегиональное сотрудничество. ЖЙ^А^ЖШЙ, 2020„ 304 Ж„

11. ЙН-Я = Ху ЖэньсяоФВШЬ-^Ж^ЖиЖКМШЙ^ЗД^ = Исследование регионального экономического сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России. 2014„212Ж„

12. = Се ВэньсиньоЙ^ЭДЙТФН—Ж^Жй.ФШ^Ш^)®'^ = Энергетическое сотрудничество Китая, России и стран Центральной Азии с геополитической точки зрения. Ш

2013„ 287Ж„

13. = Тянь = Российская экономическая дипломатия и модель китайско-российского сотрудничества.

2015 „418 Ж„

14. Г^ = Янь = Исследование энергетической стратегии России и китайско-российского энергетического сотрудничества.

2013 „ 146Ж„

15. ЭДЗД.ЙШ^ = ЧжэнЮй, Пан ^Российская энергетическая дипломатия и китайско-российское нефтегазовое сотрудничество.

2003„ 427Ж„

16. Чжу = Взаимодействие и сотрудничество Востока России и Китая в сфере разработки энергетических ресурсов. ■£#:

2009„ 257 Ж„

References

1. Andreev A.B. Geopolitical aspect of the development of the cross-border territory of Russia and China (on the example of the Baikal region and the Autonomous region of Inner Mongolia // Bulletin of the Chita State University. 2012. No. 3. P. 3-12. (In Russ.).

2. Dubrovina O.V., Model of international cooperation of the Amur region of Russia with the regions of China // Power. 2019. No. 5 (27). P. 93-100. (In Russ.).

3. Gribova S.N. Cross-border cooperation as a competitive resource of the region // Proceedings of the Ural State University of Economics. 2008. No. 3 (22). P. 94-99. (In Russ.).

4. Ivanov S.A. Program of Cooperation between the Eastern Regions of Russia and the North-Eastern Regions of China: Political Significance and Economic Efficiency // Customs policy of Russia in the Far East. 2018. No. 1. P. 54-65. (In Russ.).

5. Izotov D.A. Problems of economic interaction between adjacent regions of Russia and China // Regionalistics. 2014. No. 1 (1). P. 48-70. (In Russ.).

6. Larin V.L., Larina L.L. China in the public opinion of the inhabitants of Pacific Russia (according to the results of a survey in 2017) // Russia and the Pacific. 2018. No. 2 (10). P. 5-33. (In Russ.).

7. Larin V.L., Larina L.L. Expert community of Pacific Russia on foreign policy, international relations and development of the Far East (according to the results of the survey in 2014-2015) // Russia and the Pacific. 2016. No. 1 (91). P. 5-29. (In Russ.).

8. Larin V.L., Larina L.L. Changing images of East Asia in the minds of the inhabitants of Pacific Russia: slices of recent years // Russia and the Pacific. 2020. No. 4 (110). P. 15-45. (In Russ.).

9. Novopashina A.N. Direct investments from China in the regions of Russia: substitutes or compliments of foreign trade? // Spatial economics. 2012. No. 4. P. 67-86. (In Russ.).

10. Ge Xinrong. Research on the evolution of Russia's regional economic policy and its impact on Sino-Russian regional cooperation. Harbin: Heilongjiang University Press, 2020. 304 р. (In Chin.).

11. Hu Renxia. Research on Regional Economic Cooperation between Northeast China and Russian Far East. Beijing: Social Sciences Literature Publishing House, 2014. 212 р. (In Chin.).

12. Xie Wenxin. Energy cooperation between China, Russia and Central Asian countries from a geopolitical perspective. Beijing: Xinhua Publishing House, 2013. 287 р. (In Chin.).

13. Tian Chunsheng. Russian economic diplomacy and Sino-Russian cooperation model. Beijing: China Social Sciences Press, 2015. 418 р. (In Chin.).

14. Yan Wei. Research on Russian energy strategy and Sino-Russian energy cooperation. Shenyang: Northeastern University Press, 2013. 146 р. (In Chin.).

15. Zheng Yu, Pang Changwei. Russian energy diplomacy and Sino-Russian oil and gas cooperation. Beijing: World Knowledge Publishing House, 2003. 427 р. (In Chin.).

16. Zhu Xianping. The interaction and cooperation between Eastern Russia and energy development and China. Changchun: Changchun Publishing House, 2009. 257 р. (In Chin.).

Информация об авторе

Светлана Борисовна Макеева, канд. ист. наук, доцент, заведующий отделом исторической и региональной демографии Института демографических исследований ФНиСц РАН, Москва, Россия, e-mail: msbmag9581@ yandex.ru

Information about the author

Svetlana B. Makeeva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Historical and Regional Demography, Institute for Demographic Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, RAS, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 07.02.2023 Одобрена после рецензирования 08.05.2023 Принята к публикации 18.05.2023 Received 07.02.2023 Approved 08.05.2023 Accepted 18.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.