Научная статья на тему 'Побратимские российско-китайские отношения как форма международного сотрудничества'

Побратимские российско-китайские отношения как форма международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
685
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОБРАТИМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / INTERNATIONAL TWIN-CITY RELATIONS / TWIN-CITIES / INTERNATIONAL RELATIONS / INTER-MUNICIPAL INTERNATIONAL RELATIONS / INTERNATIONAL INTEGRATION PROCESSES / INTERNATIONAL COOPERATION PROJECTS / 国际友好关系 / 友好城市 / 国家相互作用 / 政府间的 / 各国间的关系 / 国家间一体化进程 / 国际合作项目

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макаренко Тамара Дмитриевна, Ожегова Любовь Алексеевна

В статье представлены сущностные характеристики, особенности, тенденции и направления развития побратимских российско-китайских отношений. Показаны достигнутые результаты, представлены новые возможности с учетом происходящих структурных преобразований международных отношений. Определены специфические черты побратимских отношений по сравнению с другими формами и видами международного взаимодействия. Отмечаются широкие возможности использования данного вида международных отношений при условии развития, в первую очередь, нормативно-правовой основы. Подробно исследованы нормативно-правовые акты побратимских международных отношений городского округа «Город Чита» с городами КНР Хайлар, Маньчжурия, Хулунбуир, изучены структура и содержание этих документов. Сделан вывод об отсутствии системного подхода к реализации мероприятий в рамках международных побратимских отношений. Дано обоснование направлениям развития их с учетом углубления межгосударственных интеграционных процессов. Международные побратимские отношения представлены как межмуниципальные взаимоотношения, условием реализации которых выступают намерения и желания органов управления к взаимному сотрудничеству. В тоже время это объясняет низкий уровень ответственности, необязательный характер выполнения, предусмотренных планом мероприятий. В большей части ставка делается на культурные и спортивные связи. Сформулирована цель побратимских международных отношений, которая состоит в создании условий повышения благосостояния населения взаимодействующих городов на основе интеграции социально-экономических процессов. Представленная цель обусловливает круг задач, направленных на улучшение данного вида международного сотрудничества: совершенствование нормативно-правовой основы международных побратимских отношений; снижение уровня языкового барьера; повышение уровня информированности населения городов-побратимов о существующем взаимодействии, что будет способствовать росту вовлеченности населения городов-побратимов в реализацию намеченных мероприятий. Исследуемый вид международных отношений предлагается строить не на основе разрозненных мероприятий, а посредством реализации проектов, представляющих комплексное достижение локальных целей. Преимущество проектного международного сотрудничества городов-побратимов прежде всего состоит в расширении источников необходимых ресурсов за счет местных и региональных бюджетов, а также финансов бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Twin-City Russian-Chinese Relations as a Form of International Cooperation

The article describes essential characteristics, peculiarities, tendencies and development directions of twin-city Russian-Chinese relations. The results achieved are given in the article, new opportunities are described taking into account current structural changes of international relations. Peculiarities of twin-city relations compared with other forms and types of international interactions are defined. The article states broad opportunities to use this type of international relations on condition an appropriate legislation base is developed. The laws and regulations of twin-city international relations between the City of Chita and the Chinese cities of Khailar. Manzhouli and Hulunbuir are studied in detail in terms of their structure and contents. The authors make a conclusion that there is no systemic approach to organizing events in the framework of twin-city international relations. The grounds are given for vectors of their development taking into account deepening of international integration processes. International twin-city relations are represented as inter-municipal relations conditioned by intentions and wishes of authority bodies aimed at mutual cooperation. At the same time, this explains a low level of responsibility of event organizers and often not keeping the events planned. Mostly, cultural and sports events are emphasized. The goal of twin-city international relations is stated, which is to create conditions for increasing well-being of twin-cities population on the basis of integration of social-economic processes. The goal stated specifies tasks aimed at improving this type of international cooperation: improving the legislative basis for international twin-city relations; overcoming the language barrier; increasing the level of the population being informed of the current twin-city cooperation. All this will contribute to the increased involvement of the population of twin-cities in realization of the events scheduled. The type of international relations under study is supposed to be built not on the basis of unrelated events, but via realization of projects that represent complex achieving of local goals. The advantage of project international cooperation of twin-cities is, first of all, extension of sources of necessary resources by the help of local and regional budgets as well as enterprises.

Текст научной работы на тему «Побратимские российско-китайские отношения как форма международного сотрудничества»



УДК 327(470+510)

Побратимские российско-китайские отношения как форма международного сотрудничества

Т.Д. Макаренко

Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация

Л.А. Ожегова

Администрация городского округа, Чита, Российская Федерация

Дата поступления: 28.03.2019

Дата принятия к печати: 03.06.2019

Аннотация. В статье представлены сущностные характеристики, особенности, тенденции и направления развития побратимских российско-китайских отношений. Показаны достигнутые результаты, представлены новые возможности с учетом происходящих структурных преобразований международных отношений. Определены специфические черты побратимских отношений по сравнению с другими формами и видами международного взаимодействия. Отмечаются широкие возможности использования данного вида международных отношений при условии развития, в первую очередь, нормативно-правовой основы. Подробно исследованы нормативно-правовые акты побратимских международных отношений городского округа «Город Чита» с городами КНР Хайлар, Маньчжурия, Хулунбуир, изучены структура и содержание этих документов. Сделан вывод об отсутствии системного подхода к реализации мероприятий в рамках международных побратимских отношений. Дано обоснование направлениям развития их с учетом углубления межгосударственных интеграционных процессов. Международные побратимские отношения представлены как межмуниципальные взаимоотношения, условием реализации которых выступают намерения и желания органов управления к взаимному сотрудничеству. В тоже время это объясняет низкий уровень ответственности, необязательный характер выполнения, предусмотренных планом мероприятий. В большей части ставка делается на культурные и спортивные связи. Сформулирована цель побратимских международных отношений, которая состоит в создании условий повышения благосостояния населения взаимодействующих городов на основе интеграции социально-экономических процессов. Представленная цель обусловливает круг задач, направленных на улучшение данного вида международного сотрудничества: совершенствование нормативно-правовой основы международных побратимских отношений; снижение уровня языкового барьера; повышение уровня информированности населения городов-побратимов о существующем взаимодействии, что будет способствовать росту вовлеченности населения городов-побратимов в реализацию намеченных мероприятий. Исследуемый вид международных отношений предлагается строить не на основе разрозненных мероприятий, а посредством реализации проектов, представляющих комплексное достижение локальных целей. Преимущество проектного международного сотрудничества городов-побратимов прежде всего состоит в расширении источников необходимых ресурсов за счет местных и региональных бюджетов, а также финансов бизнес-структур.

42

© Макаренко Т.Д., Ожегова Л.А., 2019

Ключевые слова. Международные побратимские отношения, города-побратимы, международные взаимодействия, межмуниципальные международные отношения, межгосударственные интеграционные процессы, проекты международного сотрудничества.

Makarenko T.D.

шэд т.ттт

Ozhegova L.A.

ткшш^ ш.тт

£110^:2019^280 №0^:2019^30

ШШо

жш^штш^т&тттшш.штшт ш.шш&шштшт&шшяжтъгтт ^mM&fommm.wfäftftmitämm^mfoZMmfe

Mm^-.^mmvmm^Mmmim-.mmmmm;

«JJIStZo

што m^-mzrn.mviïm.mmmmm.mfà mm.&mmm^M.mmrn-mmm.mw^ímSo

Twin-city Russian-Chinese Relations as a Form of International Cooperation

Makarenko T.D.

Chita Institute of Baikal State University, Chita, Russian Federation

Ozhegova L.A.

Department of International Cooperation and Protocol of Management of Foreign Economic Relations of the City of Chita, Chita, Russian Federation

Abstract. The article describes essential characteristics, peculiarities, tendencies and development directions of twin-city Russian-Chinese relations. The results achieved are given in the article, new opportunities are described taking into account current structural changes of international relations. Peculiarities of twin-city relations compared with other forms and types of international interactions are defined. The article states broad opportunities to use this type of international relations on condition an appropriate legislation base is developed. The laws and regulations of twin-city international relations between the City of Chita and the Chinese cities of Khailar.

Received: March 28 2019 Manzhouli and Hulunbuir are studied in detail in terms of

Accepted: June 3 2019 their structure and contents. The authors make a conclusion

that there is no systemic approach to organizing events in the framework of twin-city international relations. The grounds are given for vectors of their development taking into account deepening of international integration processes. International twin-city relations are represented as inter-municipal relations conditioned by intentions and wishes of authority bodies aimed at mutual cooperation. At the same time, this explains a low level of responsibility of event organizers and often not keeping the events planned. Mostly, cultural and sports events are emphasized. The goal of twin-city international relations is stated, which is to create conditions for increasing well-being of twin-cities population on the basis of integration of social-economic processes. The goal stated specifies tasks aimed at improving this type of international cooperation: improving the legislative basis for international twin-city relations; overcoming the language barrier; increasing the level of the population being informed of the current twin-city cooperation. All this will contribute to the increased involvement of the population of twin-cities in realization of the events scheduled. The type of international relations under study is supposed to be built not on the basis of unrelated events, but via realization of projects that represent complex achieving of local goals. The advantage of project international cooperation of twin-cities is, first of all, extension of sources of necessary resources by the help of local and regional budgets as well as enterprises.

Keywords. International twin-city relations, twin-cities, international relations, inter-municipal international relations, international integration processes, international cooperation projects.

Исследование тенденций и проблем развития международных интеграционных процессов приобретает всё большую актуальность, поскольку наблюдается значительный разрыв между практикой использования различных форм и методов межгосударственного сотрудничества и их научным обоснованием. Важнейшей предпосылкой ускорения указанных процессов выступает глобализация, которая обусловила не только положительные, но и отрицательные результаты для развития государств. Отрицательные касаются в большей части решения экономических задач. В перспективе для повышения уровня управления международными интеграционными процессами необходимо расширять границы системного под-

хода, предполагающего учет влияния традиций и культур государств не только на внешнеэкономические связи, но и на общий уровень межгосударственных взаимоотношений.

В целях аналитической оценки считаем целесообразным выделить следующие виды международных взаимоотношений:

— межгосударственные;

— межрегиональные;

— межмуниципальные;

— межхозяйственные.

Из вышеперечисленных в меньшей степени изученными выступают международные межмуниципальные взаимоотношения. Межгосударственные

охватывают преимущественно военно-политические, торгово-экономические, производственно-технические и спортивные международные связи. Межрегиональные и межхозяйственные взаимоотношения делают акцент на торгово-экономические. Важнейшей особенностью межмуниципальных международных отношений является их приоритетная ставка на культурные связи, учет традиций во взаимоотношениях. Данная особенность придаёт указанным взаимоотношениям некоммерческий характер, а, следовательно, делает их низкорискованными.

Ключевую роль в развитии межмуниципальных международных отношений играет так называемая добрая воля руководителей муниципальных образований. Данное обстоятельство обусловливает другую особенность: исследуемый вид международных взаимоотношений носит субъективный характер, а их развитие в большей степени определяется интересами, личностными качествами руководителей муниципальных образований.

С учетом вышеизложенного, для развития межмуниципального международного сотрудничества требуется формирование нормативно-правовой основы, выступающей в качестве мотивационного механизма развития данных взаимоотношений.

Актуальность совершенствования теоретико-методической, нормативно-правовой основы взаимодействия муниципальных образований Российской Федерации с соответствующими организационно-структурными территориальными единицами зарубежных стран обусловлена наличием успешной практики такого сотрудничества на двусторонней договорно-правовой базе. Предпосылками развития исследуемых процессов выступает опыт широкого использования такой формы межмуниципального международного сотрудничества как побратимские отношения («народная демократия»).

Показательным примером многолетнего, плодотворного международного сотрудничества, основанного на побратимских отношениях, выступают взаимоотношения между городским округом «Город Чита» Российской Федерации, районом Хайлар, городами Маньчжурия и Хулунбуир Китайской Народной Республики.

Взаимодействие перечисленных муниципальных образований осуществляется более 20 лет. Так, соглашение о дружбе и сотрудничестве между городским округом «Город Чита» и районом Хайлар заключено в 1992 г., городом Маньчжурия — в 1999 г., городом Хулунбуир — в 2001 г. Много-

летнее сотрудничество подтвердило практическую значимость исследуемого вида международных отношений. Не взирая на неразвитость нормативно-правовой основы, отсутствие достаточного научного обоснования, побратимские отношения остаются жизнеспособными и развиваются в практической плоскости на основе соглашений о дружбе и сотрудничестве. По причине неразвитости правовой основы отсутствует единство по срокам заключения, структуре и содержанию данных соглашений.

Между тем, если проанализировать указанные документы с точки зрения совместного решения социально-экономических задач развития территорий, то не сложно установить их значимость и роль в реализации указанных проблем.

Считаем необходимым из числа названных задач выделить следующие группы:

— создание условий бизнес-структурам для взаимного обмена информацией в целях установления долгосрочного сотрудничества;

— расширение сотрудничества между учебными заведениями посредством организации взаимных стажировок учителей и учащихся, культурных и спортивных мероприятий;

— взаимный обмен делегациями для участия в международных выставках-ярмарках, научных конференциях, значимых юбилейных мероприятиях;

— развитие новых форм сотрудничества в области туризма;

— осуществление сотрудничества в сфере пропаганды культуры и традиций городов-побратимов;

— организация совместных спортивных мероприятий.

Перечисленные задачи решаются в рамках полномочий, которыми обладают муниципальные образования Сторон. Обращает на себя внимание, что исследуемый вид международного сотрудничества создаёт широкие возможности для взаимодействующих Сторон в решении социально-экономических задач местного значения [2; 16; 17].

Соглашение о дружбе и сотрудничестве между городами-побратимами заключается обычно сроком на 3-5 лет и в нём оговаривается механизм подведения результатов сотрудничества. Опыт городского округа «Город Чита» показывает, что в целях контроля за выполнением мероприятий соглашения Стороны оговаривают порядок регулярных встреч, как правило, не реже двух раз в год: в начале и в конце.

Установить, проводятся ли такого рода встречи и имеет ли место подведение итогов взаимодействия Сторон, согласно составленному графику не представляется возможным, поскольку отсутствуют протоколы или другие соответствующие документы, подтверждающие факты подобных встреч.

Интересы и намерения к заключению соглашения конкретизируются планом мероприятий, который разрабатывается и согласовывается в ходе рабочих переговоров Сторон. По форме обычно данный план структурирован по направлениям сотрудничества: в области экономики, культуры, образования, спорта, других областях. Кроме того, предусматриваются сроки проведения мероприятий и ответственные лица.

Однако необходимо констатировать, что содержание анализируемого документа выглядит формальным. Так, обозначается обмен делегациями в конференциях, выставках без конкретных пояснений: какая конференция, когда пройдет и др. В области экономического взаимодействия чаще всего обозначается организация деловых встреч для обмена опытом и «возможного посещения предприятий». Можно и далее приводить примеры запланированных мероприятий, и все они будут демонстрировать отсутствие сущностного содержания намечаемых мер. Причина такого положения, на наш взгляд, состоит в том, что реализация рассматриваемых планов мероприятий не носит обязательного характера, а, следовательно, за их невыполнение ни одна из Сторон не несёт ответственности. На это обстоятельство делается акцент в соглашении, где указано, что любой пункт данного документа может быть дополнен или изменён.

Между тем, несмотря на вышеназванные недостатки, побратимские отношения, как форма международного сотрудничества остаётся жизнеспособной, востребованной, о чём свидетельствует множество реализованных мероприятий городским округом «Город Чита» совместно с городами-побратимами КНР.

В среднем в год осуществляется более 30 мероприятий. За долгие годы сотрудничества стало традицией участие Сторон в праздновании с городским округом «Город Чита» таких масштабных праздников, как День города, День Победы. Каждые пять лет проводятся Дни Читы в гг. Маньчжурия и Хайлар. Это достаточно масштабные мероприятия, включающие презентации товаров, туристских маршрутов, проводятся спортивные состязания, даются концерты, организуются семинары по русскому языку. 46

Особо хочется выделить мероприятия по обмену делегациями ветеранов и молодежи в сфере военно-патриотического воспитания, в частности, организацию международной факельной эстафеты «Бег мира».

Высокая степень интенсивности взаимосвязей между исследуемыми городами-побратимами достигнута в области спортивных мероприятий. Проводятся ежегодно международные соревнования по спортивным танцам «Разрешите пригласить», боксу на Кубок Главы города Читы, турниры по зимнему футболу, бадминтону. Необходимо отметить интересную форму проведения комплексных спортивных мероприятий «Неделя спорта». Данное направление включает соревнования по более пятнадцати видам спорта: футбол, бокс, спортивные танцы, аэробика, ушу, дартс и др.

Решение экономических задач осуществляется через организацию международных ярмарок, выставок, форумов. Ежегодно в г. Маньчжурия проходит международная научно-техническая выставка, на которой традиционно представляются товары Забайкалья, аналогичные выставки организуются в г. Хайлар. Представители бизнеса придают большую значимость данным мероприятиям, поскольку многим из них предоставляется возможность начать сотрудничество с иностранными партнёрами. Об этом свидетельствует постоянное увеличение числа участников-предпринимателей в подобных мероприятиях. За исследуемый период (20 лет) их число возросло в 11 раз и в 2017 г. составило в совокупности 87 чел. С целью выявления эффективности подобной формы международного сотрудничества среди экспонентов-участников выставок-ярмарок был проведен социологический опрос. Каждому был задан вопрос о результатах участия в таких мероприятиях. Из числа опрошенных 35 чел. отметили, что участие в мероприятии положило начало сотрудничеству с иностранными партнёрами-участниками выставок.

8 человек подписали контракты, а 15 предпринимателей находятся в активной стадии переговоров (см. рис.).

Торгово-промышленной палатой Забайкальского края, АО « Корпорация развития Забайкальского края», органами местного самоуправления городского округа «Город Чита» организуются встречи и переговоры между предпринимателями городов-побратимов КНР. Результатами подобных встреч являются протоколы намерений, развитие которых проявляется в разработке и реализации международных проектов.

Рис. Результаты участия читинских предприятий в международных выставках

В 2011 г. был создан сайт инвестиционных и туристических ресурсов городского округа «Город Чита» на трёх языках: русском, китайском и английском (www.visitchita.ru). На интернет-ресурсе размещается информация по двум направлениям: для туристов и для инвесторов.

Одним из перспективных направлений международного сотрудничества между городским округом «Город Чита» и правительствами городов-побратимов КНР стало развитие туризма. Туристическая отрасль активно развивается в Забайкальском крае. Так, по итогам 2017 г. туристический поток в крае вырос на 70 %, причем основной прирост был обеспечен за счет туристов из КНР, их число составило 36,4 тыс. чел. Для жителей Забайкалья выездной туризм на протяжении долгих лет остаётся самым популярным. Положительная динамика наблюдается и по въездному туризму, стабильно возрастает число китайских туристов. Городской округ «Город Чита» обладает высоким туристическим потенциалом, поскольку имеет выгодное геополитическое расположение, развитую рекреационную инфраструктуру. В настоящее время администрацией города совместно с туристическими фирмами разработаны такие маршруты, как: «красный туризм», событийный, экологический VIP-туризм, религиозный, «трансфертный». Инновационным выступает международный проект по развитию туризма между Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Монголией. Вопросы реализации данного проекта активно обсуждаются на международных туристических форумах, проводимых, в том числе в Забайкалье [1].

Имеются существенные результаты взаимодействия городов-побратимов в области культуры. Следует отметить, что данный вид международных отношений в большей степени, чем другие, характерен для так называемых «побратимских» взаимодействий. В рамках культурного обмена Стороны организуют концертные программы, художественные выставки, выставки детских рисунков, танцевальные конкурсы, конкурсы вокалистов, презентации книг, включая произведения, отражающие историю дружественных народов. Реализуются мероприятия по увековечиванию памяти о героях, участвовавших в освобождении КНР от японских милитаристов. Правительство г. Хулунбуир способствовало возведению в г. Чите мемориального комплекса, посвященного победе советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол в 1939 г. Жители г. Читы внесли большой вклад в создание Мемориала антифашистской борьбы в г. Хулунбуире. В 2008 г. в музей Мемориала были переданы картины, личные вещи участников боевых сражений.

В рамках побратимских отношений динамично развивается сотрудничество в области образования. Более 20 лет проводятся обмены преподавателями, школьниками, студентами колледжей и вузов Забайкальского края. С обеих Сторон наблюдается рост числа желающих изучать китайский, русский языки.

Подводя итог аналитической оценке сущностного содержания побратимских отношений городского округа «Город Чита» с городами Китайской Народной Республики, следует констатировать, что эти отношения достаточно обширны и вклю-

чают взаимоотношения в сферах экономики, туризма, науки, культуры, образования, спорта. Значительные достижения городского округа «Город Чита» в развитии побратимских отношений были отмечены в г. Шанхае КНР, где ему вручили награду «За сотрудничество и обмен с китайским городом-побратимом». Для справки следует указать, что из 1 700 городов-побратимов России и Китая этой наградой отмечены только три российских города: г. Москва, г. Санкт-Петербург и г. Чита.

Представленные доводы подтверждают положительные тенденции в развитии побратимских взаимоотношений как одного из видов международных отношений. Следовательно, условием их развития выступает необходимость обоснования перспективных направлений, обеспечивающих углубление международных интеграционных процессов городов-побратимов с учетом традиций и культуры населения. Поскольку ключевым основанием для установления побратимских отношений выступает позиция руководителей административно-территориальных образований Сторон, то в круг решаемых проблем включаются, в первую очередь, социальные задачи, которые могут быть решены в рамках полномочий органов самоуправления городов-побратимов. Данный аспект, на наш взгляд, вводит различие между исследуемым видом международных отношений и межрегиональным, а также приграничным сотрудничеством. Два последних направлены, в первую очередь, на решение экономических задач [4; 11-13].

Цель побратимских международных отношений состоит в создании условий повышения благосостояния населения муниципальных образований на основе интеграции социально-экономических процессов городов-побратимов. Представленная цель обусловливает следующие основные направления улучшения условий взаимодействия Сторон сотрудничества:

1. Совершенствование нормативно-правовой основы международного сотрудничества городов-побратимов.

2. Развитие информационной базы побратимских международных отношений.

3. Снижение уровня языкового барьера между участниками международных отношений городов-побратимов.

Наличие особенностей побратимских международных отношений предполагает формирование нормативно-правовой основы, учитывающей их специфику. В настоящее время данный вид отношений регулируется соглашениями о дружбе

и сотрудничестве. Анализируя такого рода международные соглашения между административно-территориальными единицами, приходишь к выводу об отсутствии единого подхода к структуре и содержанию документов. Мы полагаем, что данный уровень международных отношений имеет единую цель и задачи, решение которых должно основываться на соответствующей единой нормативно-правовой базе.

Более того, необходимо системное совершенствование нормативно-правовой основы международного межрегионального, приграничного сотрудничества, а также взаимодействия между административно-территориальными единицами муниципального уровня. Системный подход обеспечит комплексность в решении социально-экономических задач взаимодействующих Сторон.

Достаточно значимой задачей в направлении развития информационной базы побратимских отношений выступает повышение уровня вовлеченности населения в данные взаимодействия. Понятие «вовлеченность», его влияние на результативность системы, на наш взгляд, детально представлено исследователями С. Календжян и Т. Кузьминой [5]. Предложенный данными авторами механизм может быть, при определенной корректировке, использован для развития исследуемых отношений. Основным условием его применения выступает повышение уровня информированности населения городов-побратимов о наличии соответствующих отношений и проводимых в этой связи мероприятиях.

Следует отметить, что подобный уровень информированности в городском округе «Город Чита» критически низкий. Считаем, что такое положение необходимо незамедлительно изменить. Основная особенность международных побратимских отношений состоит в том, что они осуществляются на муниципальном уровне,характерной особенностью которого выступает широкое участие населения в управлении муниципальным образованием.

Данная принципиальная основа не должна игнорироваться и при осуществлении международных взаимодействий. В этой связи первостепенной задачей становится информирование большей части населения городов-побратимов о проведении мероприятий в рамках побратимских отношений. На наш взгляд, наиболее эффективно эту задачу могут решить СМИ каждой из Сторон. Как вариант—можно создать телевизионные программы, которые на постоянной основе обоюдно знакомили бы жителей городов-побра-

тимов с традициями, культурой, представляли информацию событийного характера. Поскольку в настоящее время формируются огромные потоки информации, необходимо организовать и регулировать передачу соответствующего информационного ресурса через сеть Интернет. Следует подчеркнуть, что значение мирового информационного пространства, неуклонно возрастает, наблюдается интенсивный рост числа интернет-пользователей [6]. В целях повышения уровня информированности населения можно также использовать печатные издания взаимодействующих Сторон.

Условием успешного сотрудничества выступает максимально возможное преодоление языкового барьера. Практика сформировала определенные методы решения проблемы, но они требуют совершенствования. Главным их недостатком является отсутствие системности в проводимых мероприятиях. Мероприятия разобщены и носят разовый характер. Представляется, что изучение китайского языка в школах должно стать нормой, поскольку Забайкальский край является приграничным регионом с КНР. Аналогичные меры необходимо предпринимать и другой Стороне. Системность предполагает осуществление комплекса мероприятий для достижения целей: обучение в школе необходимо координировать с проведением межкультурных взаимодействий, стажировками, спортивными мероприятиями, встречами делегаций и др. Другими словами, при разработке планов взаимодействия Сторон необходимо соблюдать принцип системности. При этом следует координировать усилия муниципальных и краевых органов управления в решении задач гуманитарного сотрудничества с КНР. Комплексное использование полномочий и ресурсов позволит расширить круг взаимодействий, повысить значимость и качество проводимых мероприятий [3]. Интересен в этом направлении опыт Ульяновской области, руководство которой в развитии международных отношений с КНР делает ставку на молодежь [7].

В целом следует подчеркнуть, что потенциал побратимских международных отношений далеко не исчерпан как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Для их развития требуется оптимизация ресурсов Сторон с целью изыскания дополнительных источников, методов и технологий их привлечения и использования. Развитие традиционных российско-китайских отношений

в настоящее время рассматривается как одно из основных направлений социально-экономического развития Забайкальского края, вывода его из депрессивного состояния [8]. Необходимым условием реализации данного направления выступает обоснование приоритетных форм и методов международного сотрудничества. В их числе во взаимоотношениях между городским округом «Город Чита» и городами Хайлар, Маньчжурия, Хулунбуир Китайской Народной Республики следует выделить взаимодействия в области обмена образовательными услугами. Эта сфера деятельность обеспечивает не только языковую подготовку, но и способствует межкультурному обмену. Данный приоритет как в пределах Российской Федерации, так и на уровне регионов подтверждается учеными-исследователями [9].

Другим перспективным направлением выступает сфера туризма. Залогом успеха здесь выступает знание интересов китайских туристов и их реализация. Требуется организация туристических маршрутов в соответствии с традициями, привычками, потребностями жителей КНР [14; 15].

Как уже отмечалось, приоритеты во взаимоотношениях побратимов должны принадлежать не отдельным разрозненным мероприятиям, а проектам, включающим несколько направлений деятельности. Например, проект, содержащий обмен школьниками для прохождения определенной программы обучения. Данный проект может содержать не только программы обучения, включая языковую подготовку, но и спортивные, культурные программы, экскурсии, туристические маршруты, медицинское обследование и др.

Подобные проекты представляют собой экспорт услуг, которым в настоящее время придаётся особое значение [10]. Значимость обусловлена стратегической ориентацией России на рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Преимущество проектного сотрудничества при побратимских отношениях прежде всего состоит в возможности комплексного использования имеющихся ресурсов на региональном и муниципальном уровнях в целях развития указанного вида международного взаимодействия.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что побратимские отношения при всех присущих им особенностях будут играть всевозрастающую роль в развитии международного сотрудничества на уровне муниципальных образований, если придать им регулируемый системный характер.

Список использованной литературы

1. Ковальчук Л.Б. Китайский выездной туризм в Забайкальском крае: проблемы и перспективы развития / Л.Б. Ковальчук // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т.2, № 1-2. — С. 45-53.

2. Пруцких Т.А. Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере образования (на примере Байкальского государственного университета) / Т.А. Пруцких, А.А. Пруцких // Российско-китайские исследования. — 2019. — Т. 3, № 1. — С. 42-48.

3. Кошелев М.С. Межнациональное общение в молодёжной среде как фактор формирования толерантных установок (на примере Забайкальского края) / М.С. Кошелев, Ван Цзуньбо // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 1-2. — С. 73—80.

4. Государственная внешнеэкономическая политика Российской Федерации : учебник / под ред. А.Г. Авшарова. — СПб. : Питер, 2012. — 528 с.

5. Жилина Л. Тенденции и проблемы развития российско-китайской приграничной торговли / Л. Жилина, Е. Красова // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 3. — С. 53-63.

6. Тарасюк А. Россия и Китай: межрегиональное и приграничное сотрудничество. Проблемы, приоритеты, перспективы / А. Тарасюк // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 8. — С. 95-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Грибова С.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор развития приграничных регионов в условиях экономики переходного типа / С.Н. Грибова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 177 с.

8. Грибова С.Н. Приграничная интеграция Забайкальского края: состояние и перспективы / С.Н. Грибова. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 177 с.

9. Суходолов Я.А. Российско-китайское внешнеторговое сотрудничество в контексте повышения национальной конкурентоспособности / Я.А. Суходолов. — Новосибирск : Наука, 2016.—200 с.

10. Календжян С. Вовлеченность персонала как основа культуры соучастия / С. Календжян, Т. Кузьмина // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 10. — С. 112-125.

11. Ткаченко И.Ю. Проблемы развития цифровых технологий / И.Ю. Ткаченко / Ткаченко // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. — № 9. — С. 76-87.

12. Башаева С.Г. Россия и Китай: молодежь, культура, образование / С.Г. Башаева, Л.Н. Бело-ногова, Е.С. Нагаткина // Власть. — 2014. — № 11. — С. 115-118.

13. Гришина И.В. Перспективы диверсификации внешнеэкономической деятельности Забайкальского края / И.В. Гришина, А.В. Котов // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. — № 11. — С. 73-84.

14. Андреева Е.А. Развитие экспорта образовательных услуг России и её регионов / Е.А. Андреева, М.И. Масленников, Ю.Г. Мыслякова // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. — № 8. — С. 32-45.

15. Жулябина К.Э. Информация о реализации ключевых проектов Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 гг.) в 2013 г. / К.Э. Жулябина // Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2013 г. : сб. ст. / под ред. А.В. Дроботушенко. — С. 23-27.

16. Макаров А.В. Вопросы регионального взаимодействия РФ и КНР в современных условиях (правовой аспект) / А.В. Макаров // Приграничное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай : сб. докл. / под ред. О.Б. Ломаевой. - Чита, 2007. — С. 52-56.

17. Спартак А.Н. Стратегические аспекты российского экспорта услуг / А.Н. Спартак // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. — № 12. — С. 7-29.

References

1. Kovalchuk L.B. Chinese Inbound Tourism: Problems and Prospects of Development in the TransBaikal Territory. Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 1-2, pp. 45-53. (In Russian).

2. Prutskikh T.A., Prutskikh A.A. Development of Russian-Chinese Cooperation in Education (the Case of Baikal State University). Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 42-48. (In Russian).

3. Koshelev M.S., Wang Junbo. Interethnic Communication in the Youth Environment as a Factor in the Formation of Tolerant Attitudes (on the Example of the Trans-Baikal Territory). Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 1-2, pp. 73-80. (In Russian).

4. Avsharov A.G. (ed.). Gosudarstvennaya vneshneekonomicheskaya politika Rossiiskoi Federatsii [State foreign economic policy of the Russian Federation]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2012. 528 p.

5. Zhilina L., Krasova E. Trends and Problems of Russian-Chinese Boundary Trade Development. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2017, no. 3, pp. 53-63. (In Russian).

6. Tarasyuk A. Russia and China — Interregional and Boundary Cooperation: Problems, Priorities, Prospects. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2017, no. 8, pp. 95-99. (In Russian).

7. Gribova S.N. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya prigranichnykh regionov v usloviyakh ekonomiki perekhodnogo tipa [Foreign economic activities as a factor of cross-border regions development in the context of transition economy]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2003. 153 p.

8. Gribova S.N. Prigranichnaya integratsiya Zabaikal'skogo kraya: sostoyanie i perspektivy [Cross-border integration of Zabaikalsky Krai: current situation and prospects]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007. 177 p.

9. Sukhodolov Ya.A. Rossiisko-kitaiskoe vneshnetorgovoe sotrudnichestvo vkontekstepovysheniya natsional'noi konkurentosposobnosti [Russian-Chinese foreign trade cooperation in the context of increasing national competitiveness]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2016. 200 p.

10. Kalendzhyan S., Kuzmina T. Employee Involvement — Foundation for Culture of Participation. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2017, no. 10, pp. 112-125. (In Russian).

11.TkachenkoI.Yu.ProblemsofDigitalTechnologiesDevelopment. Rossiiskiivneshneekonomicheskii vestnik = Russian foreign economic journal, 2018, no. 9, pp. 76-87. (In Russian).

12. Bashaeva S.G., Belonogova L.N., Nagatkina E.S. Russia And China: Young People, Culture, Education. Vlast' = Power, 2014, no. 11, pp. 115-118. (In Russian).

13. Grishina I.V. Kotov A.V. Prospects for Foreign Trade Diversification of Zabaykalsky Krai. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian foreign economic journal, 2018, no. 11, pp. 73-84. (In Russian).

14. Andreeva E.L., Maslennikov M.I., Myslyakova Yu.G. Development of educational services exports of Russia and its regions. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian foreign economic journal, 2018, no. 8, pp. 32-45. (In Russian).

15. Zhulyabina K.E. Information on realization of key projects of the Programme of cooperation between regions of the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation and Northeast China (2009-2018) in 2013. In Drobotushenko A.V. (ed.). Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo, vneshneekonomicheskie svyazi i turizm Zabaikal'skogo kraya v 2013 godu [International cooperation, foreign economic relations and tourism of Zabaikalsky Krai in 2013]. Chita, 2014, pp. 23-27. (In Russian).

16. Makarov A.V. Issues of regional interaction of Russia and China in modern conditions (law aspect). In Lomaeva O.B. (ed.). Prigranichnoe sotrudnichestvo: Rossiya, Mongoliya, Kitai [Cross-Border Cooperation: Russia, Mongolia, China]. Chita, 2007, pp. 5256. (In Russian).

17. Spartak A.N. Strategic Aspects of Russia's Services Exports. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian foreign economic journal, 2018, no. 12, pp. 7-29. (In Russian).

Информация об авторах

Тамара Дмитриевна Макаренко—доктор экономических наук, профессор, директор, Читинский институт (филиал) Байкальский государственный университет, 672000, Российская Федерация, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: [email protected]

Любовь Алексеевна Ожегова — начальник отдела международного сотрудничества и протокола управления внешнеэкономических связей администрации городского округа «Город Чита», 672090, Российская Федерация, Чита, ул. Бутина, 39, e-mail: [email protected].

шкшшт

T.D. Makarenko — ШЩШ±,ШЛШ,ттШ 672000,Ш^ЩШ$,^Щ, Anokhin 56 [email protected]

L.A. Ozhegova —^ШЕвШ^Ш^^ЭДЙ^^^МЖМ^П^Щ, 672090, Ш^ШШЪ.^Ш, Butin 39 [email protected]

Autors

Tamara D. Makarenko — DSc in Economics, Professor, Director, Chita Institute of Baikal State University, 56 Anokhin str., Chita, 672000, Russian Federation, e-mail: [email protected]

LyubovA. Ozhegova — Head of Department of International Cooperation and Protocol of Management of Foreign Economic Relations of the City of Chita, 39 Butin str., Chita, 672090, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Для цитирования

Макаренко Т.Д. Побратимские российско-китайские отношения как форма международного сотрудничества / Т.Д. Макаренко, Л.А. Ожегова // Российско-китайские исследования. — 2019. — Т. 3, № 2.— С. 42-52.

For citation

Makarenko T.D., Ozhegova L.A. Twin-city Russian-Chinese Relations as a Form of International Cooperation. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2019, vol. 3, no. 2, pp. 42-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.