Научная статья на тему 'Межпрофессиональное взаимодействие специалистов как условие действенной помощи детям с проблемами развития'

Межпрофессиональное взаимодействие специалистов как условие действенной помощи детям с проблемами развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
654
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМАНДНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усанова Ольга Николаевна

Статья посвящена проблемам совершенствования видов помощи детям с нарушениями развития в свете гуманизации взглядов современного общества на таких детей. С позиций гуманистической психологии и современных представлений о комфортности жизни человека можно выделить такие задачи помощи подобным детям, как изменение качества жизни детей с проблемами развития, укрепление их физического и психологического здоровья и достижение социального благополучия. Речь идет о «принятии» ребенка с проблемами обществом, о направленности коррекционно-развивающей работы на удовлетворенность ребенка качеством своей жизни, о его социальной успешности в деятельности и общении. Условия для эффективной помощи детям с проблемами в развитии могут быть созданы только за счет грамотного межпрофессионального взаимодействия и сотрудничества таких служб, как психологическая, социально-педагогическая, педагогическая (в том числе коррекционно-педагогическая и логопедическая), медицинская. В рамках концепции параллельных служб, разработанной автором, межпрофессиональное взаимодействие анализируется как системная деятельность специалистов. Приводится описание их пошаговой деятельности, даются схемы обобщения результатов совместной работы. Итоги внедрения системы внутрипрофессионального и межпрофессионального взаимодействия специалистов создают условия для получения качественно нового результата в свете современных акцентов задач помощи детям с нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Усанова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPROFESSIONAL INTERACTION BETWEEN SPECIALISTS AS A CONDITION FOR EFFICIENT SUPPORT FOR CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS

The article deals with the issues of improvement of the kinds of support for children with developmental disorders in the light of humanization of the views of the modern society upon such children. From the positions of humanistic psychology and the modern beliefs about the comfortable life of a person, the tasks of the provision of support to such children may be defined as alteration of the quality of their lives, promotion of their physical and psychological health, and acquisition of social well-being. This means the “acceptance” of the child with disabilities by the society, about the orientation of the rehabilitation-educational work towards the child’s satisfaction with their life, and about their social achievements in activity and communication. The conditions for effective support for children with developmental disorders can be created only via correct interprofessional interaction and cooperation between such services as psychological, socio-pedagogical, pedagogical (and specifically rehabilitative-pedagogical and logopedic), and medical ones. Within the framework of the conception of parallel services worked out by the author interprofessional interaction is analyzed as systemic activity of specialists. The article describes their activity step by step, and provides the schemes of summarizing the results of their joint activity. The results of implementation of the system of intraprofessional and interprofessional interaction between specialists create the conditions for obtaining new outcomes in terms of the modern accents in the sphere of support for children with developmental disorders.

Текст научной работы на тему «Межпрофессиональное взаимодействие специалистов как условие действенной помощи детям с проблемами развития»

УЧЕНЫЕ — ПРАКТИКАМ

УДК 376.1 DOI 10.26170/sp19-01-12

ББК Ч450 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 19.00.10; 19.00.07

О. Н. Усанова O. N. Usanova Москва, Россия Moscow, Russia

МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК УСЛОВИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ

ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

INTERPROFESSIONAL INTERACTION BETWEEN SPECIALISTS AS A CONDITION FOR EFFICIENT SUPPORT FOR CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS

Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования видов помощи детям с нарушениями развития в свете гуманизации взглядов современного общества на таких детей. С позиций гуманистической психологии и современных представлений о комфортности жизни человека можно выделить такие задачи помощи подобным детям, как изменение качества жизни детей с проблемами развития, укрепление их физического и психологического здоровья и достижение социального благополучия. Речь идет о «принятии» ребенка с проблемами обществом, о направленности коррекционно-развивающей работы на удовлетворенность ребенка качеством своей жизни, о его социальной успешности в деятельности и общении. Условия для эффективной помощи детям с проблемами в развитии могут быть созданы только за счет грамотного межпрофессионального взаимодействия и сотрудничества таких служб, как психологическая, социально-педагогическая, педагогическая (в том числе коррекционно-педагогическая и логопедическая),

Abstract. The article deals with the issues of improvement of the kinds of support for children with developmental disorders in the light of humanization of the views of the modern society upon such children. From the positions of humanistic psychology and the modern beliefs about the comfortable life of a person, the tasks of the provision of support to such children may be defined as alteration of the quality of their lives, promotion of their physical and psychological health, and acquisition of social well-being. This means the "acceptance" of the child with disabilities by the society, about the orientation of the rehabilitation-educational work towards the child's satisfaction with their life, and about their social achievements in activity and communication. The conditions for effective support for children with developmental disorders can be created only via correct interprofessional interaction and cooperation between such services as psychological, socio-pedagogical, pedagogical (and specifically rehabilitative-pedagogical and logopedic), and medical ones. Within the framework of the conception of par-

медицинская. В рамках концепции параллельных служб, разработанной автором, межпрофессиональное взаимодействие анализируется как системная деятельность специалистов. Приводится описание их пошаговой деятельности, даются схемы обобщения результатов совместной работы. Итоги внедрения системы внутри-профессионального и межпрофессионального взаимодействия специалистов создают условия для получения качественно нового результата в свете современных акцентов задач помощи детям с нарушениями развития.

Ключевые слова: качество жизни; социальное благополучие; педагогическое взаимодействие; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; профессиональное мышление; командная работа.

Сведения об авторе: Усанова Ольга Николаевна, доктор психологических наук.

Место работы: профессор каф. специального (дефектологического) образования, негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа».

Контактная информация: 121170, д. 34, стр. 14.

E-mail: olgausanova@jandex.ru.

Нарушения психического развития детей и подростков привлекали внимание разных специалистов в связи с решением разных социальных задач. Поэтому в научной литературе содержится ряд подходов к описанию этих нарушений и их клас-© Усанова О. Н., 2019

allel services worked out by the author interprofessional interaction is analyzed as systemic activity of specialists. The article describes their activity step by step, and provides the schemes of summarizing the results of their joint activity. The results of implementation of the system of intraprofessional and interprofessional interaction between specialists create the conditions for obtaining new outcomes in terms of the modern accents in the sphere of support for children with developmental disorders.

Keywords: life quality; social well-being; pedagogical interaction; children with disabilities; disabilities; professional thinking; team work.

About the author: Usanova Ol'ga Nikolaevna, Doctor of Psychology.

Place of employment: Professor of Department of Special (Defectological) Education, Private Higher Education Institution "Moscow Institute of Psychoanalysis".

Россия, г. Москва, Кутузовский пр-т,

сификации (клинический, клини-ко-педагогический, психологический, психолого-педагогический).

Примечательно, что в каждой из описательных характеристик таких детей содержатся прямые или косвенные указания на многомерность рассматриваемых нару-

шений, не сводимых только к одному из их профилей, представленных в классификации.

На современном этапе развития медицины, психологии и педагогики (дефектологии) достаточно четко прослеживается стремление максимально полно зафиксировать соматические, психофизиологические и психологические характеристики ребенка в связи с их влиянием на возможности обучения и социальной адаптации.

Это, в свою очередь, приводит к переосмыслению сущности помощи таким детям, к стремлению повысить прогнозируемость результатов помощи и коррекцион-но-развивающих программ.

Само понятие «помощь» значительно расширяется: увеличивается и количество профилей специалистов, участвующих в помощи таким детям, и содержание помощи внутри каждого из профилей. При многопрофильно-сти видоизменяется структура помощи.

В содержании помощи таким детям отражается деятельность специалистов, обеспечивающих медикаментозную, соматическую и церебральную терапию детей, психологическую, в том числе ней-ропсихологическую и психотерапевтическую, коррекцию нарушений личностного и познавательного развития, социально-педагогические мероприятия, направленные на обучение детей, их

образование в широком смысле слова и социальную адаптацию.

В настоящее время в системе помощи детям с отклонениями в развитии представлены, наряду с традиционными, относительно новые направления воздействия, которые ранее либо совсем не применялись в практике, либо присутствовали ограниченно.

Так, в последние десятилетия активно развивается и внедряется в практику помощи детская нейропсихология. Значительное количество научных публикаций посвящено арт-терапии. В практике помощи детям применяются сказкотерапия, игротерапия, му-зыкотерапия и т. п. Во многих публикациях указывается на важность применения при отдельных нарушениях психотерапии.

Эта расширенная палитра помощи помогает более глубокому познанию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей. Она превращает саму помощь в занимательный для ребенка динамический процесс, интересный по содержанию, увлекающий воспитанника, постоянно обучающий и вместе с тем значительно отличающийся от традиционных занятий по обучению. Возникающий при этом эмоциональный эффект является своеобразным ориентиром при построении поведения ребенка, его «мотиватором» к дальнейшему взаимодействию с помогаю-

щим ему взрослым и повышает эффективность коррекционно-раз-вивающей работы.

Все больше в практике применяются электронные средства помощи. Изменились и условия оказания помощи: в стране активно развивается инклюзивное образование. Возникают новые формы социализации детей, например, развитие и публичная презентация их творческих возможностей (творческие конкурсы, выставки, концерты и др.).

Все это показывает растущее внимание ученых и общества в целом к детям с «инакостью», отражает изменение взглядов общества на «инакость» (по отношению к проблемным детям), а именно гуманизацию этих взглядов, чем вызвана необходимость выработки на современном этапе нового подхода к оказанию помощи таким людям и выдвижения соответствующих актуальных задач.

С учетом гуманистической психологии и современных представлений о комфортности жизни человека эти задачи должны быть направлены на изменение качества жизни детей с проблемами развития, укрепление их физического и психологического здоровья и достижение социального благополучия. Речь идет о «принятии» ребенка с проблемами обществом, о направленности коррекционно-развивающей работы на удовлетворенность ре-

бенка качеством своей жизни, его социальную успешность в деятельности и общении. Именно этим глобальным задачам должны быть подчинены задачи обучения и развития детей и подростков.

Увеличение направлений помощи детям с проблемами развития, новое структурирование данной сферы и акцентуирование задач требует организации взаимодействия специалистов разного профиля, а также ведомств, связанных с оказанием помощи указанным категориям лиц.

Кроме того, решение новых задач предполагает изменение профессионального мышления специалистов, оказывающих помощь детям и подросткам, и организацию таких форм взаимодействия работников данной области, при которых лица с нарушениями развития будут соответствовать предъявляемым к ним современным обществом требованиям за счет компетентной и продуктивной деятельности специалистов.

Современная школа, призванная осуществлять такую гуманитарную миссию, как инклюзивное образование, обеспечивающее равные возможности для всех детей, нуждается в структурах, способных на основе комплексных действий специалистов разного профиля обеспечить успех интегрированного обучения и социализации и нормально развивающихся детей, и детей с

проблемами психического развития. При этом выгоды от интегрированного обучения должны получать дети обеих категорий.

Комплекс необходимых мероприятий требует слаженной работы психологической, социально-педагогической, педагогической (в том числе коррекционно-педагогической и логопедической), медицинской служб, организационно и содержательно-деятельностно объединенных в единую систему. В условиях инклюзивного образования они могут обслуживать всех участников образовательного процесса, начиная от учащихся и заканчивая административно-управленческим аппаратом, осуществляя функции просвещения и профилактики.

Эти службы традиционно существуют в нашем обществе, но взаимодействие их достаточно ограниченно и не всегда оптимально синхронизировано. Однако именно грамотное межпрофессиональное взаимодействие и сотрудничество создают условия для эффективной помощи детям с проблемами в развитии.

Нами разработана и внедрена в практику ряда территорий России концепция комплекса параллельных служб. Суть концепции состоит в координации усилий специалистов разного профиля для реализации комплексного научно обоснованного подхода к содержательному и организацион-

но-методическому обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с непременным учетом особенностей и уровня их развития.

Структурная организация параллельных служб может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов (модулей). В каждом из них выделяются специальные задачи, решение которых позволяет развивать индивидуальные возможности учащихся. Нами выделены следующие модули:

• комплексной диагностики и консультации;

• медицинский;

• психологический;

• социально-педагогический;

• коррекционно-педагогический.

Термин «модуль» употребляется нами для обозначения функционального узла, блока или направления совместной многоаспектной деятельности субъектов. Такая деятельность обеспечивает возможность соразмерного сочетания взаимодействия с максимальной реализацией профессиональных усилий специалистов (учителей, психологов, логопедов, нейрофизиологов, врачей и др.). Работа специалистов строится на основе внутри- и межпрофессионального взаимодействия.

Ведущим принципом данной концепции является идея ком-

плексности, требующая скоординированного взаимодействия субъектов при оказании поддержки и помощи детям разных возрастных групп, преемственности в работе, а также взаимодействия образовательных учреждений.

Конструктивными категориями концепции являются взаимодействие и сотрудничество.

Взаимодействие как философская категория — это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга и на другие объекты. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время подразумевает, что каждый из них также связан с другим взаимным воздействием. Эти философские представления определяют сущность взаимодействия и сотрудничества специалистов разного профиля.

В качестве субъектов взаимодействия в системе параллельных служб выступают специалисты разных профилей, которые на разных этапах оказывают помощь ребенку с атипией развития. Такими субъектами могут быть и институты, объединяющие специалистов помощи проблемным детям или оказывающие содействие в такой деятельности.

Организация профессионального взаимодействия специалистов разного профиля в своей

сложности и многомерности требует разрешения вопросов о структуре, механизмах, технологии и эффектах взаимодействия. Такой подход позволяет проанализировать систему детерминант, обусловливающих профессиональное взаимодействие и возникновение значительного числа психологических феноменов, не укладывающихся в жесткие рамки одной концепции.

Мы рассматриваем взаимодействие как особый вид деятельности специалистов, имеющий многоуровневую структуру. Эта деятельность содержит как ряд отдельных действий каждого из участников, так и совместные их действия, направленные на процесс реализации общей цели. Взаимодействие содержит также ряд операций — способов выполнения этих действий. Механизм взаимодействия заключается в обеспечении согласованности действий специалистов при решении общих задач.

Поиск детерминант межпрофессионального взаимодействия потребовал провести психологический анализ межпрофессиональной деятельности как системы, содержащей определенные психологические структуры, или блоки.

В рамках этой системы межпрофессиональное воздействие рассматривается как комплекс детерминант, определяющих как

статус участников взаимодействия, так и его специфику. В связи с этим эффективность межпрофессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми с проблемами развития, представляет собой, с одной стороны, модус системного действия, комплексов общих целей в процессе взаимодействия, а с другой — профессиональных межпредметных знаний.

Для успешности совместных действий необходимы умения сочетать в своей работе осуществление информационной, прогнозирующей функции и функции управления психическим развитием детей.

Таким образом, межпрофессиональное взаимодействие-сотрудничество выражается в последовательных и параллельных совместных действиях специалистов по программам многоаспектной диагностики, профильного консультирования и поддержки проблемного ребенка, направленных на решение глобальных задач помощи ему. Это обеспечивает успешность кор-рекционно-развивающей работы и преодоление трудностей ребенка во всех аспектах его развития. Важным при этом становится условие согласованности действий при четком распределении

обязанностей специалистов. Для этого необходимо последовательно реализовать ряд шагов, придающих разнонаправленной коррекционной работе системность. К ним относится:

- проведение многоаспектного, комплексного обследования ребенка (результат — согласование и постановка диагноза);

- выделение его прямых и косвенных проблем (результат — обозначение общих и частных задач помощи);

- выделение главной проблемы ребенка и описание ее с точки зрения разных специалистов (результат — определение главной «мишени» для построения программы помощи);

- разработка вариантов стратегии помощи (ближайшие и отдаленные цели и пути их достижения; результат — составление общего плана помощи с обозначением времени и степени участия каждого из специалистов);

- принятие решения и распределение функций (результат —

создание тактических планов специалистов).

Результаты такого взаимодействия могут быть отражены в виде диагностической карты ребенка и в виде стратегического плана работы с ним разных специалистов.

Система параллельных служб. Модуль комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и консультации

I

Изучение ребенка

Медицинское Психологическое Педагогическое Социальное

1 . г 1 г 1 г

Выявление состояния физического и психического здоровья

X

Педиатрическое обследование

Психоневрологическое обследование

Коллегиальное заключение

Обследование актуального уровня психического развития

Выявление уровня знаний, умений, навыков

Обследование уровня социальной адаптиро-ванности

Определение зоны ближайшего развития

Определение уровня

социально-нравственной зрелости

Изучение семейно-бытовых условий

Составление итогового психологического заключения

Определение оптимального типа обучения

Составление итоговой педагогической характеристики

Составление итоговой

социально-педагогической характеристики

Составление экспертного заключения с рекомендациями по поддержке и помощи

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Рис. 1. Схема обследования и формирования итогового экспертного заключения о состоянии здоровья, психического развития и об уровне адаптированности ребенка

Взаимодействие-сотрудничество определяется интересами повышения качества жизни детей, психологической экологии их здоровья, оптимального развития и строится на основе:

- общности взглядов на проблемы ребенка и возможности помощи ему;

- принятия и уважения личности и прав ребенка с проблемами развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умения понимать и применять в своей области заключения субъектов комплексного воздействия, грамотно строить межпрофессиональное общение;

- понимания роли и ответственности каждого из участников взаимодействия в диагностике, консультировании и реализации коррекци-онно-развивающих программ.

Конечным эффектом взаимодействия является качественно новый результат решения проблемы, отражающий помощь ребенку в изменении качества его жизни, укреплении здоровья и достижении социального благополучия. Результат взаимодействия может быть не только непосредственным, но и опосредованным, отсроченным в пространстве и времени.

На этапе становления системы параллельных служб первоочередными становятся задачи подготовки кадров, особенно в направлении обеспечения тесного их сотрудничества. Прежде всего это подготовка не отдельных специалистов, а подготовка команд. Одна из основных проблем заключается в выработке целостного, комплексного мышления субъектов в условиях преобладания специализации и разграничения функций и овладение технологиями взаимодействия.

Все субъекты деятельности в этих службах работают с проблемными детьми, поэтому:

1) должны получить глубокие и разносторонние знания о ребенке;

2) глубокие профессиональные знания должны у них сочетаться со знаниями в области смежных профессий;

3) им необходимо владеть технологией профессионального общения и взаимодействия (как внутри каждого учреждения, так и между учреждениями разного профиля для разных возрастных групп);

4)переподготовку кадров для параллельных служб важно базировать на результатах психологических и социально-психологических исследований, вооружать субъектов деятельности необходимой технологией.

Такая подготовка обеспечивает направление вектора профессионального мышления в сторону взаимодействия и вооружает субъектов помощи детям необходимыми технологиями.

Литература

1. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1995. — 525 с.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 2011. — 352 с.

3. Грудинина, О. А. Взаимосвязи семейного благополучия и уровня жизненной удовлетворенности матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии / О. А. Грудинина, Т. И. Шульга // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. — 2017. — № 2. — С. 38—50.

4. Детская и подростковая психиатрия / ред. Ю. С. Шевченко. — М. : Медицинское информационное агентство, 2017. — 1122 с.

5. Карабанова, О. А. Конструирование социальной реальности, обеспечивающей безопасность и психологический комфорт, как педагогическая проблема / О. А. Карабанова, Т. П. Скрипкина // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. — 2014. — Т. 5. — № 73. — С. 8—14.

6. Карабанова, О. А. Детско-родитель-ские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект / О. А. Карабанова // Современная зарубежная психология. — 2017. — Т. 6. — № 2/20. — С. 15—26.

7. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М. : ПЕР СЭ, 2002. — 191 с.

8. Методы эффективной психокоррекции / сост. К. В. Сельченок. — М. : Хар-вест Аст, 2001. — 812 с.

9. Никитин, В. Н. Образ и сознание в арт-терапии / В. Н. Никитин, П. Цанев. — М : Когито-Центр, 2018. — 271 с.

10. Нестерова, А. А. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра / А. А. Нестерова,

B. В. Хитрюк // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. — 2018. — № 4.

11. Преодоление отчуждения с помощью инклюзивных подходов в образовании. Задача и концепция ее решения : концептуальный доклад / ЮНЕСКО. — М., 2003. — 32 с.

12. Раттер, М. Помощь трудным детям / Майкл Раттер. — М. : Эксмо-Пресс, 1999. — 430 с.

13. Семенович, А. В. Метод замещающего онтогенеза. Сборник нейропсихологи-ческих программ : в 4 т. / А. В. Семенович. — Казань : Центр социально-гуманитарного образования, 2016.

14. Усанова, О. Н. Проблемы психологического здоровья ребенка в специальной психологии / О. Н. Усанова // Социогене-тический и персоногенетический потенциал личности как приоритет образовательной деятельности / Витебск. гос. ун-т им. П. М. Машерова. — Витебск, 2008. —

C. 132—135.

15. Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. — М. : Питер, 2006. — 395 с.

References

1. Vygotskiy, L. S. Problemy defektologii / L. S. Vygotskiy. — M. : Prosveshchenie, 1995. — 525 s.

2. Bozhovich, L. I. Lichnost' i ee formiro-vanie v detskom vozraste / L. I. Bozho-vich. — M., 2011. — 352 s.

3. Grudinina, O. A. Vzaimosvyazi semey-nogo blagopoluchiya i urovnya zhiznennoy udovletvorennosti materey, vospityvayu-shchikh detey s narusheniyami v razvitii / O. A. Grudinina, T. I. Shul'ga // Vestn. Mos-kov. gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. — 2017. — № 2. — S. 38—50.

4. Detskaya i podrostkovaya psikhiatriya / red. Yu. S. Shevchenko. — M. : Meditsinskoe informatsionnoe agentstvo, 2017. 1122 s.

5. Karabanova, O. A. Konstruirovanie sotsial'noy real'nosti, obespechivayushchey bezopasnost' i psikhologicheskiy komfort, kak pedagogicheskaya problema / O. A. Ka-rabanova, T. P. Skripkina // Vestn. Un-ta Ros. akad. obrazovaniya. — 2014. — T. 5. — № 73. — S. 8—14.

6. Karabanova, O. A. Detsko-roditel'skie otnosheniya i praktika vospitaniya v sem'e: kross-kul'turnyy aspekt / O. A. Karabanova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. —

2017. — T. 6. — № 2/20. — S. 15—26.

7. Korobeynikov, I. A. Narusheniya razvi-tiya i sotsial'naya adaptatsiya / I. A. Koro-beynikov. — M. : PER SE, 2002. — 191 s.

8. Metody effektivnoy psikhokorrektsii / sost. K. V. Sel'chenok. — M. : Kharvest Ast, 2001. — 812 s.

9. Nikitin, V. N. Obraz i soznanie v art-terapii / V. N. Nikitin, P. Tsanev. — M : Kogito-Tsentr, 2018. — 271 s.

10. Nesterova, A. A. Stigmatizatsiya i pred-rassudki v otnoshenii roditeley, vospity-vayushchikh rebenka s rasstroystvom auti-sticheskogo spektra / A. A. Nesterova, V. V. Khitryuk // Vestn. Moskov. gos. obl. un-ta. Ser.: Psikhologicheskie nauki. —

2018. — № 4.

11. Preodolenie otchuzhdeniya s pomo-shch'yu inklyuzivnykh podkhodov v obra-

zovanii. Zadacha i kontseptsiya ee resheni-ya : kontseptual'nyy doklad / YuNESKO. — M., 2003. — 32 s.

12. Ratter, M. Pomoshch' trudnym detyam / Maykl Ratter. — M. : Eksmo-Press, 1999. — 430 s.

13. Semenovich, A. V. Metod zameshchayu-shchego ontogeneza / A. V. Semenovich // Sbornik neyropsikhologicheskikh programm / Tsentr sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya. — Kazan', 2016. — T. 1-4. — 490 s.

14. Semenovich, A. V. Metod zameshcha-yushchego ontogeneza. Sbornik neyropsi-

khologicheskikh programm : v 4 t. / A. V. Se-menovich. — Kazan' : Tsentr sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya, 2016.

15. Usanova, O. N. Problemy psikhologi-cheskogo zdorov'ya rebenka v spetsial'noy psikhologii / O. N. Usanova // Sotsiogene-ticheskiy i personogeneticheskiy potentsial lichnosti kak prioritet obrazovatel'noy deyatel'nosti / Vitebsk. gos. un-t im. P. M. Masherova. — Vitebsk, 2008. — S. 132—135.

16. Usanova, O. N. Spetsial'naya psikholo-giya / O. N. Usanova. — M. : Piter, 2006. — 395 s.

146

СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2019. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.