УДК 159.923
Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
© Дарижапова Марина Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специалистам необходимо учитывать методические рекомендации по работе с детьми данной категории, знать социально-психологические особенности детей с ОВЗ, а также уметь грамотно выстраивать взаимодействие с целью оказания им эффективной помощи. По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с ОВЗ неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и семейного воспитания и многое другое.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологические особенности, трудные жизненные ситуации, общение, помощь, нарушения в развитии.
Methodical recommendations on the work with physically challenged children
Marina N. Darizhapova
PhD in Psychology, A/Professor, Department of General and Social Psychology, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article is devoted to the problem of disabled children and children with limited opportunities of health. A special attention is paid to methodical recommendations about work with children of this category. The experts working with children with limited opportunities of health need to consider them in their work to know social and psychological features of children with limited opportunities of health, and also to be able to communicate with them for the purpose of providing the effective help to them. According to the Russian and foreign scientists, the number of children with limited opportunities of health increases steadily. It occurs due to a number of pathological factors of an endogenous (internal) and exogenous (external) origin: genetic deviations, hereditary tainted , physical and mental injuries, somatic and infectious diseases, public and family social problem ,absence normal ecological, economic, hygienic conditions for future mothers and children, shortcomings of school and family education and many other things.
Keywords: physically challenged children, social and psychological features, difficult life situations, communication, the help, violations in development.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Деятельность системы ранней помощи детям младенческого и раннего возраста с ОВЗ и их семьям осуществляется на междисциплинарной основе, то есть в сопровождении ребенка и его семьи участвуют те специалисты (дефектолог, логопед, психолог, специальный психолог, сурдопедагог, тифлопедагог, семейный психолог и т. д.), в профессиональные функции которых входит работа с проблемами как ребенка, так и его семьи. Кроме того, деятельность системы ранней помощи осуществляется на межведомственной основе. В сопровождении ребенка могут принимать участие структуры органов здравоохранения, образования, социальные службы [1, с. 251].
Первый этап реализуют учреждения здравоохранения. Именно на них лежит первичное выявление, реабилитация детей средствами медицины, направление этой категории детей в службы ранней специальной помощи и бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ).
Второй этап — ранняя специальная помощь ребенку и семье, осуществляемая службами ранней помощи, реабилитационными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения.
Третий этап — психолого-педагогическая, медицинская, социальная коррекция нарушенного развития, подготовка к школьному обучению, которая может осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;
- обучение педагогов (родителей) психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, оказание им психологической поддержки.
Реабилитация — это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности.
Целью реабилитации является восстановление социального статуса человека, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Основная задача сопровождения — создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования [2, с. 67].
Психолого-медико-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ
Система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию — коррекция, ослабление дефектов развития детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют учитель-логопед, психолог, воспитатель и другие специалисты службы сопровождения.
В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению ребенка. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — к проявлению деви-антного поведения [3, с. 98].
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми с ОВЗ социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны, и ребенка и его окружения — с другой, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Суть психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ может состоять в:
- коррекции самооценки;
- снятии нервно-психического напряжения;
- развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
- преодолении пассивности;
- формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции;
- преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические
консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки.
Многие из детей с ОВЗ с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматиза-ции. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.
Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребенка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Поэтому для педагога-психолога определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется посредством игр. Таким детям часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т. п. Но чтобы достичь ожидаемого результата, надо точно определить возможности той или иной игры [8, с. 79].
В работе можно использовать методы организации игровой деятельности, предложенные С. А. Шмаковым в книге «Уроки детского досуга»:
1. Метод игрового тренинга (например, «Съедобное/несъедобное», «Паровоз», «Ниточка/иголочка»).
2. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей.
3. Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы, команды.
4. Метод равноправного духовного контакта. Дети и взрослые «равны во всем». Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей, когда в процессе работы происходит придумывание чего-либо — стихов, сказок, праздников.
5. Метод воспитывающих ситуаций. Создание условий успеха и доверия.
6. Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего начала.
Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью детей.
Необходимо также включать в работу родителей. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у них установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у них адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.
Необходимо формировать у детей адекватные формы взаимодействия со сверстниками, включения ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, своих близких людях, а затем о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях).
В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.
Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния [4, с. 356].
Диагностическое направление
Целью диагностического направления является организация и обеспечение психолого-медико-педагогического обследования воспитанников с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогическое обследование является важным этапом системы специальной помощи ребенку с ОВЗ. Осуществляться оно должно комплексно, различными специалистами.
Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Содержанием медицинского обследования являются осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических сведений, офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка [5, с. 14].
Основное внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и др.). Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о строении черепно-лицевого скелета, пропорциональности и особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется состояние сенсорного развития — слуха, зрения. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает наличие у ребенка врожденной наследственной неполноценности: микро- или макроцефалия, синдром Дауна, отставание в росте и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм, косоглазие, амблио-пия, нарушение рефракции глаза и др.
Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тик, тремор и т. д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата.
В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка, начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, общения с детьми [9].
Психолого-педагогическое обследование проводят педагог-дефектолог и психолог. Используются следующие методы психолого-педагогического исследования:
1. Метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить то, что ему необходимо.
2. Метод наблюдения. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками, исследователь фиксирует первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Кроме наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка в ряде случаев проводится специальное обследование с помощью игрушек.
3. Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию.
4. Методы экспериментально-психологического исследования. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментальных методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.
5. Метод тестов. Этот метод используется при обследовании детей в психодиагностических целях, наиболее широкое применение получил адаптированный детский вариант теста Д. Векслера. При индивидуальных психологических обследованиях этот тест, давая необходимые дополнительные сведения о ребенке, оказывает большую помощь. Он особенно полезен при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Тест Д. Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; повторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр (например, «Кодирование»). Оценка результатов выполнения
субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций (С. Д. Забрамная).
В тех случаях, когда у ребенка есть нарушения речи, проводится логопедическое обследование. В содержание логопедического обследования входит изучение артикуляционного аппарата, импрессив-ной и экспрессивной речи. Исследуется письменная речь детей, а также речевая память. Логопед выявляет структуру речевого дефекта и устанавливает уровень речевого недоразвития детей. Он помогает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями от детей, у которых недоразвитие речи выступает как вторичный дефект [7, с. 437].
Таким образом, психолого-медико-педагогическая помощь детям с ОВЗ осуществляется на основе комплексного взаимодействия различных специалистов, а также родителей (законных представителей). Основная психологическая помощь детям с проблемами в развитии заключается в гармонизации их личностного и интеллектуального потенциала, исправлении имеющихся нарушений в психическом развитии и профилактике возможных отклонений.
Литература
1. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с.
2. Бурменская Б. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. — М., 1990.
3. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. — М., 2001. — 128 с.
4. Егоров А. Ю., Шумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2005. — 436 с.
5. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. — СПб.: Питер, 1998.
6. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пуза-нова. — М., 2001. — 320 с.
7. Кулаков С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. — СПб.: Речь, 2004. — 464 с.
8. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки: методический материал. — М.: Новая школа, 1993. — 112 с.
9. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rfdeti.ru/files/1296588517_gord.pdf (дата обращения: 15.09.2015).
References
1. Borodulina S. Yu. Korrektsionnaya pedagogika: psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya otklonenii v razvitii i povedenii shkol'nikov [Correctional Pedagogy: Psycho-pedagogical Correction of Deviations in Development and Behavior of School Children]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2004. 352 p.
2. Burmenskaya B. V., Karabanova O. A., Liders A. G. Vozrastno-psikhologicheskoe konsul'tirovanie: problemy psikhichesko-go razvitiya detei [Developemental Psychological Counseling: Problems of Child Mental Development]. Moscow, 1990.
3. Shmatko N. D. Deti s otkloneniyami v razvitii [Children with Developmental Disabilities]. Moscow, 2001. 128 p.
4. Egorov A. Yu., Shumnov S. A. Rasstroistva povedeniya u podrostkov: kliniko-psikhologicheskie aspekty [Disturbances in Behavior of Adolescents: Clinical and Psychological Aspects]. St Petersburg: Rech', 2005. 436 p.
5. Zakharov A. I. Rebenok do rozhdeniya i psikhoterapiya posledstvii psikhicheskikh travm [A Child before Birth and Therapy of Psychic Trauma Effects]. St Petersburg: Piter Publ., 1998.
6. Korrektsionnaya pedagogika: Osnovy obucheniya i vospitaniya detei s otkloneniyami v razvitii [Correctional Pedagogy: Basic Training and Education of Children with Developmental Disabilities]. Moscow, 2001. 320 p.
7. Kulakov S. A. Praktikum po klinicheskoipsikhologii ipsikhoterapiipodrostkov [Educational Aid in Clinical Psychology and Psychotherapy of Adolescents]. St Petersburg: Rech', 2004. 464 p.
8. Shmakov S. A. Igry-shutki, igry-minutki: metodicheskii material [Joke and Minute Games: Methodological Material]. Moscow: Novaya shkola Publ., 1993. 112 p.
9. Deti v trudnoi zhiznennoi situatsii: novye podkhody k resheniyu problem [Children in Difficult Situations: New Approaches to Problems Solving]. Available at: http://www.rfdeti.ru/files/1296588517_gord.pdf (accessed September 15, 2015)