Научная статья на тему 'Межпредметный подход в преподавании экономики'

Межпредметный подход в преподавании экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАНИИ / ЭКОНОМИКА / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топунова Ирина Романовна

Современный образовательный процесс должен не только соответствовать запросам современного общества, но и максимально учитывать наличие и влияние накопленных культурных ценностей, в частности, значимых произведений мировой и отечественной художественной литературы. Экономические дисциплины, как и любые другие, отличаются индивидуальными особенностями, и для их раскрытия необходимо проведение комплексной работы, заключающейся в практическом использовании междисциплинарного подхода. Это позволяет органично соединить экономику и литературу, что, в конечном итоге, способствует не только полноценному взаимодействию между педагогическим работником и обучающимся, но и позволяет получить хорошие результаты в процессе данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметный подход в преподавании экономики»

Межпредметный подход в преподавании экономики

Топунова Ирина Романовна

к.э.н., доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Государственный университет управления, sls12@yandex.ru

Современный образовательный процесс должен не только соответствовать запросам современного общества, но и максимально учитывать наличие и влияние накопленных культурных ценностей, в частности, значимых произведений мировой и отечественной художественной литературы. Экономические дисциплины, как и любые другие, отличаются индивидуальными особенностями, и для их раскрытия необходимо проведение комплексной работы, заключающейся в практическом использовании междисциплинарного подхода. Это позволяет органично соединить экономику и литературу, что, в конечном итоге, способствует не только полноценному взаимодействию между педагогическим работником и обучающимся, но и позволяет получить хорошие результаты в процессе данного взаимодействия.

Ключевые слова: экономическая теория, экономические науки, педагогический работник, образовательный стандарт, междисциплинарный подход, позитивный метод в образовании, экономика, литература.

Внедрение в образовательный процесс новых стандартов приводит к необходимости пересмотра сложившихся стереотипов преподавания экономической теории. Это дает возможность по-новому выстраивать образовательное пространство в рамках преподаваемых экономических дисциплин, в частности, использовать междисциплинарный подход, который предполагает, что в ходе изучения экономики осуществляется параллельное рассмотрение смежных тем, связанных с литературой и историей. Через призму подобного соприкосновения с художественной (и не только) литературой и соответствующим историческим контекстом возможно не только полноценное усвоение различных экономических вопросов и повышение экономической грамотности, но и повышение общего культурного уровня обучающихся.

Вопрос об экономическом содержании художественных литературных источников и их практической ценности не нов, он не раз поднимался и рассматривался. В частности, сравнительно недавно была приведена заслуживающая внимания классификация, которая предполагает деление литературных источников, имеющих экономическое содержание, на три раздела. В рамках данной классификации к первому разделу относятся книги-аллегории, при знакомстве с которыми необходимы специальные экономические знания. Примером могут служить «Приключения Гулливера» Д.Дефо, которые фактически представляют повествование автора о войне за испанское наследство между Англией и Испанией в начале XVIII века. [1, с.11]

Ко второму разделу предлагается отнести литературу, автор которой напрямую транслирует читателю свои социальные и экономические взгляды, при этом действие произведения может происходить как в реальном, так и в вымышленном мире. Таким примером является фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого, в котором читатель может ознакомиться с взглядами автора на систему золотого стандарта, связанной с использованием определенного стандартизированного количества золота при расчетах в экономике.

Третий раздел книг, согласно предложенной классификации, - это собственно художественные произведения, авторы которых на высоком художественном и литературном уровне отражают различные аспекты экономической жизни общества. Именно этот раздел является самым массовым и наиболее удобным для ознакомления и дальнейшего изучения. Примером в данном случае могут служить производственные романы А.Хейли, в частности, роман «Колеса», который досконально показывает изнанку производственной и экономической деятельности участников «Большой детройтской тройки» во второй половине ХХв.

К сожалению, представленная классификация лишь затрагивает вопрос о наличии в литературе такого жанра, как экономические сказки. А ведь их много, особенно у советских и российских авторов. Достаточно вспомнить уральские сказы П.Бажова

или поучительные сказки Е.Пермяка, представляющие читателю более чем исчерпывающую информацию о формах общественного хозяйства. Более того, помимо прозы существует ведь и поэзия, и она также рассматривает различные экономические вопросы. Например, у В.Маяковского в поэме «Владимир Ильич Ленин» очень ярко представлены основные этапы эволюции капитализма и монополизации экономики.

При использовании межпредметного подхода в образовательном процессе необходимо учитывать, что представленные для анализа отрывки могут трактоваться по-разному. Это во многом связано и с имеющимся уровнем подготовки обучающегося, и с его индивидуальными особенностями, и с общей картиной восприятия мира конкретным индивидом. Как справедливо было отмечено в 1910 г. Н.Крупской в статье, посвященной использованию позитивного метода в преподавании, «понимание произведений великих писателей - вещь очень субъективная. Для одних эти произведения - простая словесность, не возбуждающая в них никаких чувств, не оставляющая никакого следа в их душе, для других это - целый мир, полный образов, глубоко действующий на их психику. В понимании одного и того же произведения отдельными людьми существует целая гамма оттенков». [2, с. 163]

Действительно, при прочтении художественных текстов важен не только сам факт данного действия. Более того, очень желательно, чтобы у потенциального читателя изначально была сформирована определенная база, которая способствовала бы максимальному пониманию сути художественных (и не только) произведений. Если такой базы у обучающегося нет, это может затруднить и само восприятие текстов, и дальнейшую работу с ними.

Тем не менее, несмотря на определенные сложности практического использования в учебной практике литературных источников, следует признать, что данный процесс во многом носит универсальный характер. К тому же при использовании текстов в процессе изучения курса экономической теории не обязательно задавать четкие критерии выставления оценок и определять их вес в баллах. Причин этому две: во-первых, чтобы не было ограниченности в действиях у педагогического работника, тем более, что использование в процессе изучения курса экономической теории литературных источников дает практически неограниченные возможности для работы. Во-вторых, чтобы у обучающегося, как у субъекта образовательной деятельности, был бы действительно реальный стимул для дальнейшего саморазвития в изучении экономической теории.

Таким образом, осуществление комплексной работы с различными литературными текстами по экономической тематике при изучении курса экономической теории в конечном итоге будет способствовать не только полноценному усвоению и закреплению изученного теоретического материала по базовым „ темам курса, но и дополнению и расширению круго-£ зора обучающегося. Тем самым будет дан обратный Ф отклик на важную посылку ключевых образователь-ч- ных запросов и в полной мере выполнена задача N воспитания компетентного гражданина, являющего-ш ся не только личностью с развитым экономическим и 2 культурным мышлением, но и личностью, готовой к

жизни и хозяйственной деятельности в современных условиях конкурентной экономики.

Литература

1. Чиркова Е. От золотого тельца до «Золотого теленка». Что мы знаем о литературе из экономики и об экономике из литературы / Елена Чиркова. Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2018.

2. Крупская Н. Воспоминания / Позитивный метод в преподавании / [сост. И.Андреев]. - М.: РИПОЛ классик, 2013.

3. Социология управления: Учебник для аспирантов / Афонин И.Д., Бузмакова Т.И., Кирилина Т.Ю., Мумладзе Р.Г., Смирнов В.А. Москва, 2016

4. Кукушкина В.В. Введение в специальность. менеджмент: учебник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 "Менеджмент" и по специальности 080507 "Менеджмент организации" / В. В. Кукушкина. Москва, 2012. Сер. Высшее образование

5. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций / Журавлева Г.П., Александров Д.Г., Громыко В.В., Забелина М.И., Прохорова М.С., Добрынин А.И., Дубовик М.В., Киселева Т.Ю., Лонская Г.М., Лычков-ская М.А., Мильчакова Н.Н., Ракута Н.В., Рябова Г.В., Савинова М.В., Сапор А.К., Синев В.М., Сма-гина В.В., Тихонова О.Б., Чередниченко Л.Г., Чередниченко Т.М. и др. Москва, 2011. (3-е издание)

Interdisciplinary approach in teaching Economics Topunova I.R.

State University of management

The modern educational process should not only meet the needs of modern society, but also take into account the presence and influence of accumulated cultural values, in particular, significant works of world and domestic literature. Economic disciplines, like any other, differ in individual characteristics, and for their disclosure it is necessary to conduct a comprehensive work, which consists in the practical use of an interdisciplinary approach. This allows you to organically combine Economics and literature, which ultimately contributes not only to the full interaction between the teacher and the student, but also allows you to get good results in the process of this interaction. Keyword. Economic theory, Economics, pedagogical worker, educational standard, interdisciplinary approach, positive method in education, Economics, literature. References

1. Chirkova E. from the Golden calf to the "Golden calf". What we know about literature from Economics and Economics from literature / Elena Chirkova. Moscow: Publishing house AST: CORPUS, 2018.

2. Krupskaya N. Memories / Positive method in teaching / [comp. I. Andreev]. - Moscow: RIPOL classic, 2013.

3. Management Sociology: Textbook for graduate students / Afonin

I.D., Buzmakova T.I., Kirilina T.Yu., Mumladze R.G., Smirnov V.A. Moscow, 2016

4. Kukushkina V.V. Introduction to the specialty. management: textbook: textbook for students of higher educational institutions studying in the direction 080200 "Management" and in the specialty 080507 "Organization Management" / V.V. Kukushkina. Moscow, 2012. Ser. Higher education

5. Economic theory. Macroeconomics-1, 2. Megaeconomics. Transformation Economics / Zhuravleva G.P., Alexandrov D.G., Gromyko V.V., Zabelina M.I., Prokhorova M.S., Dobrynin A.I., Dubovik M.V., Kiseleva T.Yu. , Lonskaya G.M., Lychkovskaya M.A., Milchakova N.N., Rakuta N.V., Ryabova G.V., Savinova M.V., Sapor A.K., Sinev V.M., Smagina V.V., Tikhonova O.B., Cherednichenko L.G., Cherednichenko T.M. et al. Moscow, 2011. (3rd edition)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.