Кластерный подход к агрообразованию (на примере иноязычной деятельности)
Корякина Мария Ивановна,
к.п.н., доцент кафедры социальных дисциплин, ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия», [email protected]
В статье рассмотрены педагогические условия реализации кластерного подхода при изучении иностранному языку в системе непрерывного агробразования (агрошкола-агроколледж-агровуз). Авторы подчеркивают необходимость создания эффективных условий для взаимодействия между агрокластера-ми на основе иноязычного обучения с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере агропромышленного комплекса. Рассмотрены основные проблемы преемственности иноязычного обучения на этапах школа - колледж -вуз - предприятие. Даны направления практической деятельности для реализации принципа преемственности языкового образования.
Ключевые слова: кластер, преемственность, непрерывное образование, иноязычное обучение, профильная ориентация, деятельность, подход, агропромышленный комплекс.
о
Е
£
СП
0
(Ч
«9
01 Z
Одним из национальных инновационных систем в образовании нашей страны может стать кластерный подход в подготовке кадров для аграрного сектора экономики. Данная методология широко применяется в науке и практике в аспекте поиска инновационных направлений развития социально-экономической системы, повышения благосостояния общества и увеличения конкурентоспособности в рамках генезиса и развития кластеров различной природы.
С самых общих позиций «кластер» (cluster буквально - «группа», «гроздь, скопление») определяется как совокупность однородных элементов, которые могут функционировать как отдельная единица, характеризующиеся определенными свойствами. Согласно другим источникам «Кластер - это группа... взаимосвязанных организаций, действующих в определённой сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [6, с. 207]. В других исследованиях указывается на то, что кластер определяется как концентрация взаимосвязанных видов экономической деятельности позволяющих достигать наиболее высокие результаты деятельности, позволяющие повысить конкурентоспособность национальной экономики [4]. Отдельно указывает на то, что кластерный подход позволяет создавать инновационные продукты.
Образование является одной из сфер, где кластерный подход может стать перспективным. Генезис данных кластеров определяется положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 611. В данном нормативном документе определяется алгоритм формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в рамках института образования региона [7].
В своей статье мы рассматриваем кластеры, образуемые в рамках иноязычной деятельности в системе непрерывного агрообразования в Республике Саха (Якутия). Мы считаем, что деятельность первого кластера - агрошколы наиболее развита именно в этой республике. Концепция обеспечения кадрами при модернизации агропромышленного комплекса северо-восточных регионов России определяет такие цели как развитие модели непрерывного образования специалистов аграрного сектора экономики, что позволяет обеспечить инновационный характер производства, позволяет формировать научно-образовательный кластер, в
том числе такие как образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, среднеобразовательные школы, имеющие аграрный профиль, а также учреждения науки. На базе этой концепции была сформирована программа комплексной подготовки специалистов сельского хозяйства. Так, например, в рамках Союза «Агропрофилированные школы Республики Саха (Якутия)» осуществляют деятельность более 100 профильных аграрных школ. По мнению ряда исследователей их деятельность является наиболее эффективной среды инновационных агропро-фильных школ в части формирования соответствующих компетенций [1].
Процессы кластеризации в рамках агрообразова-ния основывается на реализации профильного обучения. [5]. На базе определенной территории реализуются программы развития регионов, в состав которого входят и образовательные учреждения [4]. В рамках системы «ссуз - вуз - производство» реализуются цели регионального развития экономики[9]. В нашем случае, мы исходим из системы непрерывного образования «агрошкола-агроколледж-агровуз». В современных исследованиях недостаточно разработана система агрообразования, как одного из составной части российского образования. Также не рассмотрена связь между элементами кластера, обеспечивающая обмен знаниями и технологиями по отдельным преподаваемым предметам, например по иностранному языку.
Приобретение инязычных компетенций на базе преемственности, что позволяет осуществлять сформировать компетенции специалистов агропромышленного комплекса, обладающих иностранным языком на уровне, достаточном для осуществления профессионального взаимодействия на международном уровне. Решение задач непрерывного образования на базе применения иностранного языка в рамках системы «агрошкола-агроколледж-агровуз» позволяет реализовать педагогические возможности дисциплины «Иностранный язык». Все это позволит реализовать гуманитарный и интегративный потенциал для адаптации школьников к условиям обучения в колледже и вузе сельскохозяйственного профиля.
Главным условием решения данной проблемы состоит в создании сетевой структуры специализированных образовательных организаций, в нашем случае, кластеров аграрного профиля. Внутри данной сети можно проводить ряд мероприятий по всем профильным дисциплинам. По иноязычной деятельности целесообразно проводить следующие мероприятия: проведение выездных и в режиме он-лайн консультаций по английскому языку и подготовка к еГэ для учащихся агрошкол; создание методического обьединения учителей иностранного языка агропрофилирован-ных образовательных учреждений; помощь в рецензировании и написании научных статей и аннотаций учителям, также при подготовке школьников к ежегодной научно-практической конференции «Шаг будущее»; профориентационная работа в учреждениях среднего профессионального обра-
зования и в агрошколах; руководство научно-исследовательской работой студентов на основе научных статей, написанных в школе и колледже в сравнении и сопоставлении поставленных проблем в англоязычных странах; совместное проведение учебно-методических конференций, научно-практических конференций и конкурсов; изучение образовательных программ по иностранному языку в агрошколах и агроколледжах, рабочих программ в агровузе с целью разработки совместных комплексных программ, введения в программу различных агрокомпонентов, разработки текстов по специальности, также профильных учебников и учебно-методических пособий; применение иностранной современной научной литературы в области агропромышленного комплекса и применение в образовательном процессе; проведение презентация для школьников агровуза и беседы об учебе на английском языке. На наш взгляд, данные направления практической иноязычной деятельности станут залогом будущей успешной учебы обучающихся агрошкол и агроколледжей в аг-ровузе, решат ряд проблем в непрерывной языковой подготовке. Освоение вузовского образовательного пространства требует целенаправленной подготовки старшеклассников агрошкол на базе применения потенциала отраслевого образования, которые позволяют «расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе посредством подготовки выпускников школы к формированию компетенций в рамках программ высшего профессионального образования» [9, с. 3]. Данный подход приемлем и к непрерывному языковому образованию
Таким образом, разработка и имплементация кластерного подхода в детальности по развитию системы образования позволяет формировать педагогические условия, характерные для поиска возможностей и системы агрообразования.
Литература
1. Концепция кадрового обеспечения модернизации агропромышленного комплекса Севера-Востока Российской Федерации. - Якутск: ФГБОУ ВО «Якутская ГСХА», 2014.
2. Малинин В.А. Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №1.
3. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестник КРСУ.
- 2002. - № 3.
4. Началов Н.А. Непрерывное образование: изучение иностранного языка // Вестник Томского госу- дарственного университета. - 2004. - № 282.
5. Петрович В. Г. Педагогические издательства и ИПК: кластерный подход к взаимодействию // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 9.
- С. 67-71.
6. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - С. 207.
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июля 2013г.№611 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 12 авгу-ста2013г., рег.№ 29354.
8. Чебоненко Н.И. Качество образования и проблема преемственности обучения иностранному языку в системе «школа-вуз» в условиях профильной школы // Вестник Югорского госуниверситета. - 2008. - выпуск 3. - С. 85-88.
9. Шайдуллина А. Р. Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2010. - С. 45.
10. Кукушкина В.В. Введение в специальность. менеджмент: учебник: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080200 "Менеджмент" и по специальности 080507 "Менеджмент организации" / В. В. Кукушкина. Москва, 2012. Сер. Высшее образование
Cluster approach to education of agriculture (by the example of foreign activity)
Koryakina M.I.
Yakutsk State Agricultural Academy
The article considers the educational conditions for implementing the continuity principle of learning a foreign language in the system of lifelong learning (agricultural schools - agricultural colleges - agricultural higher educational institutions). The authors emphasize the necessity of creating conditions for the effective cooperation between agrarian clusters on the base of foreign language learning with the purpose of training highly qualified specialists in the sphere of agro-industrial complex. The basic problems of the continuity strategy in teaching foreign languages at the school-university level are in the focus. Also, there are given the directions of the practical activity for implementing the continuous linguistic education principle. Keywords: cluster, continuity, lifelong learning, foreign language learning, career orientation, activity, approach, agro-industrial complex.
References
1. The concept of staffing the modernization of the agro-industrial
complex of the North-East of the Russian Federation. - Yakutsk: Yakutsk State Agricultural Academy, 2014.
2. Malinin V.A. Integration of the school and the university as a
factor in the development of the new educational system // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. -2014. - №1.
3. Migranyan A. A. Theoretical aspects of the formation of competitive clusters in countries with transition economies. Vestnik KRSU. - 2002. - № 3.
4. Nachalov N.A. Continuing education: learning a foreign language
// Bulletin of Tomsk State University. - 2004. - № 282.
5. Petrovich V. G. Pedagogical publishing houses and PKI: a cluster
approach to interaction // Primary School plus before and after. - 2010. - № 9. - P. 67-71.
6. Porter M. Competition. - M .: Publishing house "Williams", 2001. -
p. 207.
7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian
Federation (Ministry of Education and Science of Russia) dated July 23, 2013 No. 611 Moscow "On Approval of the Procedure for the Formation and Functioning of Innovative Infrastructure in the Education System" was registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on August 12, 2013, registration number 29354.
8. N.I. Chebonenko The quality of education and the problem of
continuity of teaching a foreign language in the "school-university" system in a profile school. // Bulletin of the Ugra State University. - 2008. - release 3. - p. 85-88.
9. Shaydullina, A. R. [Integration of secondary vocational schools,
higher education institutions, and production in the regional system of vocational education: Author's abstract]. dis. ... Dr. Ped. sciences. - Kazan, 2010. - p. 45.
10. Kukushkina V.V. Introduction to the specialty. management: textbook: textbook for students of higher educational institutions studying in the direction 080200 "Management" and in the specialty 080507 "Organization Management" / V.V. Kukushkina. Moscow, 2012. Ser. Higher education
о
(4
«9
SI
Z