Научная статья на тему 'Преемственность деятельности школы и вуза в изучении иностранного языка в условия реализации ФГОС'

Преемственность деятельности школы и вуза в изучении иностранного языка в условия реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCY / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / CONTINUITY STRATEGY / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доля Екатерина Викторовна

Статья посвящена проблематике реализации принципа преемственности образования в школе и вузе. Рассмотрены толкования понятия преемственности в целом и в частности на ступени школа-вуз, а также основные проблемы преемственности обучения иностранному языку на этапах школа-вуз. Автор рассматривает особенности реализации принципа преемственности в условиях современной модернизации образования и акцентирует внимание на важности решения задач, связанных с социальным и профессиональным самоопределением личности. Также проанализирована актуальность данной проблемы в связи с недостаточным уровнем знаний абитуриентов для обучения в вузе. Указаны основные причины отсутствия преемственности на данной ступени. В качестве одной из самых главных причин рассматривается разный уровень подготовки выпускников школ. Выделены основные факторы и причины разного уровня знаний в школьной подготовке студентов первокурсников. В данной статье представлены основные существующие проблемы подготовки обучающихся в контексте формирования компетентной личности, обуславливается важность формирования иноязычной коммуникативной компетенции на всех этапах образования, поднимается проблема качества образования в контексте системы «школа-ВУЗ». Для решения вышеуказанных проблем описаны основные условия формирования знаний в системе школа вуз. Проведен анализ направлений практической деятельности для реализации принципа преемственности образования в школе и вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of activity of both school and university in studying the English language in terms of the realization of Federal State Educational Standards

The article is dedicated to the problem of the realization of the continuity strategy in education at schools and universities. The author investigates different explanations of the term “continuity strategy” both in general and in the context of school and university education, also he focuses on the basic problems of continuity strategy in teaching foreign languages at the school-university level. The author covers the peculiarities of the implementation of the continuity strategy on condition of modernisation of education and emphasizes the importance of the solution of problems concerning social and professional identification of students. The author analyses the significance of the problem of the realization of the continuity strategy in connection with the insufficient level of the knowledge of school leavers. Main reasons of the absence of the continuity strategy at this level are indicated. One of the reasons is a different level of the preparation of school leavers for higher education. The main factors of this problem are revealed and discussed. In this article basic problems of preparing students to become a competent personality are described; the importance of forming a foreign communicative competence is defined; the problem of quality of education in the context of development the «school-university» system is arisen. For the solution of these problems basic conditions of forming knowledge in the system “school-university” are described. The analysis of the directions of the practical activities for the realization of the continuity strategy in education is held.

Текст научной работы на тему «Преемственность деятельности школы и вуза в изучении иностранного языка в условия реализации ФГОС»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN316.pdf Статья опубликована 01.06.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Доля Е.В. Преемственность деятельности школы и ВУЗа в изучении иностранного языка в условия реализации ФГОС // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/09PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Доля Екатерина Викторовна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону

Аспирант «Академии педагогики и психологии» E-mail: [email protected]

Преемственность деятельности школы и ВУЗа в изучении иностранного языка в условия реализации ФГОС

Аннотация. Статья посвящена проблематике реализации принципа преемственности образования в школе и вузе. Рассмотрены толкования понятия преемственности в целом и в частности - на ступени школа-вуз, а также основные проблемы преемственности обучения иностранному языку на этапах школа-вуз. Автор рассматривает особенности реализации принципа преемственности в условиях современной модернизации образования и акцентирует внимание на важности решения задач, связанных с социальным и профессиональным самоопределением личности. Также проанализирована актуальность данной проблемы в связи с недостаточным уровнем знаний абитуриентов для обучения в вузе. Указаны основные причины отсутствия преемственности на данной ступени. В качестве одной из самых главных причин рассматривается разный уровень подготовки выпускников школ. Выделены основные факторы и причины разного уровня знаний в школьной подготовке студентов первокурсников. В данной статье представлены основные существующие проблемы подготовки обучающихся в контексте формирования компетентной личности, обуславливается важность формирования иноязычной коммуникативной компетенции на всех этапах образования, поднимается проблема качества образования в контексте системы «школа-ВУЗ». Для решения вышеуказанных проблем описаны основные условия формирования знаний в системе школа вуз. Проведен анализ направлений практической деятельности для реализации принципа преемственности образования в школе и вузе.

Ключевые слова: компетенции; принцип преемственности; непрерывность образования

Необходимость реализации принципа преемственности на всех этапах непрерывного образования считается одним из важных направлений политики образования в настоящее время. Приоритетность и значимость данных аспектов подчеркивается в таких документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Изучением данной проблемы занимаются многие исследователи. Так, Е.В. Ситникова считает, что система образования должна обеспечить человеку непрерывность образования в течение всей его жизни, а также преемственность уровней и ступеней образования [8]. Зеер Э.Ф. и Сыманюк Э.Э. под непрерывным образованием понимают «процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества, тогда как целью непрерывного образования является удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни» [3]. Отмечается, что достижение вышеуказанной цели возможно при соблюдении ряда факторов, таких как «востребованность профессионально-образовательной квалификации на рынке труда, возможности организаций профессионального образования и повышения квалификаций и условия материально-технической базы профессионально-образовательных центров» [3]. А.П. Сманцер в своей работе «Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов» считает целесообразным рассмотрение преемственности как многоуровневой характеристики системы непрерывного образования. Также ученый обращает внимание на то, что «преемственность в процессе обучения устанавливает связь между старым и новым в развитии личности, обеспечивает последовательный переход количественных изменений в качественные: обновление прошлого опыта, знаний, их переосмысление и развитие во всех сферах жизни и деятельности школьников и студентов, с неизбежным изменением меры каждой ступени обучения» [9]. Данное мнение разделяет и исследователь Е.В. Бывшева, отмечая важность преемственности в системе образования для обеспечения изменений и развития самой образовательной системы на различных уровнях ее функционирования за счет баланса накопленных традиций и нововведений [2].

В современном образовании наряду с общеобразовательными задачами обучения педагогика также решает и воспитательные задачи, среди которых особый интерес вызывает формирование социального и профессионального самоопределения личности. Жизненно важно помочь в становлении и формировании личности молодому человеку, осознавшему свою социальную значимость в современном обществе. Так как подобный процесс имеет протяженность во времени, а также требует помощи на всех этапах, его реализация в рамках системы школа-вуз, представляется нам особенно актуальной.

На данный момент сложившаяся ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на различных этапах обучения. Е.И. Холмогорова отмечает отсутствие единого концептуального подхода к постановке целей и задач обучения и отбору содержания образования, что, по мнению исследователя, отрицательно сказывается на уровне подготовки обучаемых, а иногда и повторном изучении материала в вузе [10]. Решение вопросов преемственности обучения иностранному языку в средней школе и ВУЗе в контексте непрерывного образования чаще сводилось к тому, что школа подстраивалась под требования ВУЗа, однако при таком подходе проблема оставалась нерешенной. Реализация принципов преемственности подразумевает тесное взаимодействие и сотрудничество школы и ВУЗа в вопросах подготовки компетентной и высокоразвитой личности. Однако на данный момент выявлен ряд проблем языковой подготовки школьников:

• несоответствие подготовки выпускников школ и требований к абитуриентам;

• необходимость дополнительных занятий при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку;

• существование принципиальных отличий в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе;

Мир Науки

• неготовность абитуриентов к освоению учебных курсов в силу того, что они не овладели общими учебными умениями и навыками;

• отсутствие возможности использовать иностранный язык в качестве предмета для профессионального самоопределения и выбора будущей профессии;

• отсутствие потребности среди старшеклассников в изучении иностранного языка в качестве непрофилирующего предмета;

• неперспективность практического применения иностранного языка в условиях освоения будущей профессии;

• низкий уровень знаний, умений и компетенций для дальнейшего самообразования в сфере иностранного языка;

• большой объём поверхностных, не связанных между собой или не имеющих личностной подоплеки знаний.

С точки зрения Л.А. Константиновой и Т.М. Романовой всё выше перечисленное «снижает познавательный интерес, вызывает трудности в формировании целостного мировосприятия и самоопределения личности и осложняет процесс адаптации выпускников школы к условиям вузовского образования» [5]. Поэтому для модернизации образовательной системы тесное взаимодействие школы и ВУЗа представляет особую важность. Необходима реализация интеграции данной системы на всех уровнях функционирования, так как специалист, прошедший подготовку в рамках системы непрерывного профессионального образования по всем программам и ступеням, будет считаться более подготовленным и востребованным.

По нашему мнению, наиболее эффективным подходом для описания преемственности в системе «школа-ВУЗ» является компетентностный подход, поскольку сам термин «компетенция» выполняет интеграционную метапредметную ролью в общем образовании. Компетенция представляет собой основу для формирования и развития компетентности. Ключевые образовательные компетенции делятся на ценностно-смысловую, общекультурную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования. Все они относятся к метапредметному содержанию образования и представляют основу для компетенций общепредметных и предметных.

Если говорить о формировании языковой личности, то оно начинается с первых уроков иностранного языка. Это долгий процесс учебной деятельности, в котором важно учитывать принципы, особенности и закономерности становления языковой личности учащегося, которая формируется в процессе языкового образования. Согласно Гальсковой Н.Д. и Гез Н.И образование в области иностранных языков является комплексным. Особо подчеркивается, что его следует рассматривать «как процесс, результат и систему, которая функционирует и развивается для достижения определенных результатов» [4]. Также стоит отметить, что на современном этапе развития школы совокупность образовательных процессов представляется как компонент общей системы языкового образования. Целью изучения иностранного языка на базовом уровне является как овладение и совершенствование языковой коммуникативной компетенции, так и развитие, и воспитание старших школьников средствами иностранного языка.

Существует достаточно большое количество фактов, объясняющих преимущества раннего обучения иностранному языку в школьных учреждениях, реализующих принцип преемственности в обучении, и среди них тот факт, что школьники обладают достаточно высоким уровнем памяти и намного легче, и быстрее, чем взрослые усваивают лексические, грамматические и фонетические явления иностранного языка. Также стоит упомянуть о том,

что раннее обучение иностранному языку избавляет учащихся от боязни делать ошибки (по сравнению с более старшими этапами обучения), а также способствует развитию речи в целом, в том числе и на родном языке. Если говорить о психологическом компоненте, то обучение иностранному языку на раннем этапе снимает психологические барьеры, а использование иностранного языка в игровой деятельности, музыке, рисовании, художественной самодеятельности создает ситуацию психологического комфорта и непринужденности.

В настоящее время современные программы по английскому языку, составленные в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, определяют цель изучения иностранного языка в разных профильных классах на базовом и на профильном уровне. В рамках модернизации российского образования перед школьными педагогами стоит сугубо практическая задача обеспечить владение выпускников средней школы как минимум одним иностранным языком. Цель обучения иностранным языкам в рамках базового курса общеобразовательной школы -формирование основ общения на иностранном языке, овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетентностью, познание культуры страны изучаемого языка, воспитание школьников с помощью иностранного языка.

Если говорить о цели изучения иностранного языка на более высоких уровнях, то помимо развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, происходит решение задач профильной подготовки учащихся. Цель обучения иностранным языкам в высшей школе определяется личностными, профессиональными и академическими потребностями студентов. Основные образовательные программы дисциплины «Иностранный язык», составленные на основе компонента ФГОС ВПО третьего поколения, имеют своей главной целью развитие устной и письменной коммуникативной компетенции. На данном этапе ее уровень позволяет применять иностранный язык в профессиональной деятельности и повседневном общении, а также делает его одним из элементов дальнейшего самообразования студентов.

Особую актуальность вопросы преемственности приобретают для построения содержания образования на старшей ступени средней общеобразовательной школы. Старшие классы средней школы сегодня требуют особо пристального внимания. Если знания, получаемые в школе, имеют практическую ценность для старшеклассника, то его волевые усилия в процессе обучения активизируются и переносятся на учебный материал. Возрастает волевая регуляция, возрастает способность концентрировать внимание и логически выстраивать получаемую информацию. Психологическая структура личности старшеклассника характеризуется компонентами, на которые можно опираться при формировании конкурентоспособной личности и мотивации ее деятельности, направленной на будущее. Серьёзным мотивом познавательной деятельности в школе становится результативность обучения как показатель подготовки к дальнейшему профессиональному и академическому образованию. Психологическая структура личности старшеклассника определяет психологическую готовность старшеклассников к продолжению обучения в вузе. Некоторые особенности психологической структуры личности студента продолжают линию развития личности, начатую в старших классах средней школы.

Важным направлением модернизации образования в РФ в условиях реализации преемственности общего и высшего профессионального образования является обеспечение его высокого качества.

Качество языкового образования тесно связано с уровнем развития профессиональных компетенций и личностных качеств педагога. Понимание специфики иностранного языка как объекта преподавания позволяет ясно представлять сущность современного языкового

образования как ценность, результат и процесс. Необходимо отметить значимость таких элементов системы языкового образования, как совместная деятельность учителя и ученика, которая позволяет достичь высоких результатов по изучению иностранного языка. Однако помимо факторов, обеспечивающих высокую продуктивность функционирования данной системы, существуют факторы, затрудняющие процесс языкового образования в современной средней общеобразовательной школе. Среди них - низкая мотивация изучения иностранного языка, что объясняется целым рядом причин, среди которых устаревшие приемы и методы обучения, редкое и неэффективное использование современных технических средств, отсутствие возможности использования иностранного языка для непосредственного общения в реальной жизни вне классных и школьных мероприятий. Таким образом существует потребность в определении путей совершенствования взаимодействия всех систем школы для обеспечения наилучших условий, в которых языковое образование учащихся стало бы одним из приоритетных направлением образовательного учреждения.

На профильном уровне происходит дальнейшее развитие всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Оно определяется личностными, академическими и профессиональными потребностями студентов. Г.С. Архипова анализирует преемственность ключевых компетенций в школе и вузе по отношению к предметным компетенциям на примере иностранного языка. Она видит несомненную связь в овладении ключевыми компетенциями в школе и развитиями этих же компетенции на следующем этапе образования — в ВУЗе. Автор уверена, что трудности возникают с «приобретением коммуникативной и общекультурной компетенций, так как в их формировании нет преемственности между школой и вузом. Поэтому сегодня важно уделить внимание коммуникативной и социокультурной компетенциям при обучении иностранным языкам и восстановить преемственность их формирования в рамках школьной и вузовской подготовки» [1].

По мнению В.А. Малинина и Ф.В. Повшедной непрерывность в процессе обучения должна базироваться на положениях преемственности, фундаментализации и универсализации образования. Подобные положения «способствуют обеспечению высокого качества образования, развитию культуры и здорового образа жизни школьников и студентов» [7]. Кроме этого, необходим ряд программных мероприятий «для реализации программы совершенствования содержания и технологий образования, например, введение профильного обучения в старшей школе; внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода; внедрение принципов непрерывного профессионального образования, и т.д.» [7].

С точки зрения Малинина В.А., переход к системе «школа - ВУЗ» позволит окончательно решить проблему преемственности между школой и высшим учебным заведением, даст возможность учащимся получить более фундаментальные знания по различным предметам, повышать квалификацию преподавателей. Вместе с тем «развитие интегративных отношений между школой и вузом обусловливает не только общий ход развития образования, но и развитие личности в условиях инновационной деятельности школы и вуза» [6].

Общей целью педагогического процесса обучения иностранным языкам в системе «школа-ВУЗ» является формирование личности и ее готовности к дальнейшей профессиональной деятельности. Эта цель объединяет все элементы образовательного процесса на каждом этапе изучения иностранного языка. Принцип преемственности также должен быть реализован при выборе и использовании методов и форм обучения, совершенствовании методики преподавания. Поэтому учебный материал должен быть выстроен от репродуктивных к творческим методам. Необходима реализация личностно-

ориентированного подхода в условиях разработки индивидуальных учебных программ, которые оптимизируют общую программу согласно личным потребностям и возможностям каждого школьника и студента. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимальному уровню овладения студентами иностранным языком позволяют учитывать их личностные особенности и профессиональные потребности, и использовать гибкий подход к формированию программы обучения.

В этих условиях особую важность приобретают контроль, мониторинг и получение обратной связи на всех этапах обучения. Данные элементы образовательного процесса необходимы для коррекции и совершенствования процесса обучения в заданном направлении для получения высоких результатов. В качестве основных форм контроля, используются упражнения, контрольные работы, презентации, проектные работы, входное, промежуточное и итоговое тестирование, зачеты и экзамены. В современных вузах ведущее место отводится балльно-рейтинговой системе оценивания результатов учебной деятельности студентов. Помимо этих форм необходимо проведение анкетирования студентов и преподавателей с целью выявления уровней удовлетворенности качеством преподавания и образования. Также совершенствование преемственности в учебном процессе ведет к внедрению таких элементов, как самоконтроль и самопроверка обучающихся. Подобные мероприятия способствуют развитию познавательной и самостоятельной деятельности студентов и повышают уровень их ответственности за полученные результаты.

Таким образом, единство элементов системы «школа-ВУЗ», их слаженная и безупречная работа являются залогом успеха реализации принципа преемственности при обучении иностранному языку в системе непрерывного образования. Приоритетными компонентами потенциала взаимодействия школы и вуза в реализации принципа преемственности в системе непрерывного образования являются:

1. Сотрудничество педагогического состава школ и ВУЗов с целью организации единого образовательного процесса, также, как и проведение работ по разработке содержания обучения, выработке новых технологий и стратегий, составлению индивидуальных образовательных программ и соавторство преподавателей в создании УМК и учебных программ.

2. Внедрение и развитие общей системы образовательного менеджмента в рамках концепции непрерывного образования.

3. Развитие и совершенствование исследовательской деятельности школьных педагогов, а также внедрение новых технологий в исследовательскую базу школы и обогащение тематики научных исследований вузовских преподавателей.

4. Возможности для каждого педагога реализовать свои образовательные потребности, готовность к внедрению и использованию инновационных технологий как в сфере материально-технического обеспечения, так и в плане методики преподавания, создание единого социокультурного и профессионального пространства для повышения квалификации для учителей школы и преподавателей вуза.

5. Мониторинг эффективности образовательного процесса, позволяющий выявить актуальные проблемы и пути их решения.

6. Формирование мотивации учителей к научной и исследовательской деятельности.

7. Развитие различных форм научно-педагогического сотрудничества.

8. Формирование проектной культуры преподавателей вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова Г.С. Преемственность формирования компетенций в школе и ВУЗе при обучении иностранному языку // Альманах современной науки и образования. - 2011. - №7.

2. Бывшева М.В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования // Педагогическое образование в России. - 3. - № 2012.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. / Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. -2014. - №3.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2013.

5. Л.А. Константинова, Т.М. Романова, Условия преемственности формирования знаний учащихся в системе «школа-вуз» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1-2.

6. Малинин В.А. Парадигма образования в контексте общества знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. N0 3(1).

7. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Интеграция школы и вуза как фатор развития новой образовательной системы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №1.

8. Ситникова Е.В. Актуальные вопросы обеспечения единства информационного пространства "школа-вуз" // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №121.

9. Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. - Минск: БГУ, 2011.

10. Холмогорова Е.И. Преемственность школа вуз в области информатики // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1 (37).

Dolya Ekaterina Viktorovna

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Continuity of activity of both school and university in studying the English language in terms of the realization of Federal

State Educational Standards

Abstract. The article is dedicated to the problem of the realization of the continuity strategy in education at schools and universities. The author investigates different explanations of the term "continuity strategy" both in general and in the context of school and university education, also he focuses on the basic problems of continuity strategy in teaching foreign languages at the school-university level. The author covers the peculiarities of the implementation of the continuity strategy on condition of modernisation of education and emphasizes the importance of the solution of problems concerning social and professional identification of students. The author analyses the significance of the problem of the realization of the continuity strategy in connection with the insufficient level of the knowledge of school leavers. Main reasons of the absence of the continuity strategy at this level are indicated. One of the reasons is a different level of the preparation of school leavers for higher education. The main factors of this problem are revealed and discussed. In this article basic problems of preparing students to become a competent personality are described; the importance of forming a foreign communicative competence is defined; the problem of quality of education in the context of development the «school-university» system is arisen. For the solution of these problems basic conditions of forming knowledge in the system "school-university" are described. The analysis of the directions of the practical activities for the realization of the continuity strategy in education is held.

Keywords: competency; continuity strategy; continuing education

REFERENCES

1. Arkhipova G.S. Preemstvennost' formirovaniya kompetentsiy v shkole i VUZe pri obuchenii inostrannomu yazyku // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. -2011. - №7.

2. Byvsheva M.V. Problema preemstvennosti v kontekste nepreryvnosti sistemy obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 3. - № 2012.

3. Zeer E.F., Symanyuk E.E. / Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - №3.

4. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. - M.: Akademiya, 2013.

5. L.A. Konstantinova, T.M. Romanova, Usloviya preemstvennosti formirovaniya znaniy uchashchikhsya v sisteme «shkola-vuz» // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. - 2014. - № 1-2.

6. Malinin V.A. Paradigma obrazovaniya v kontekste obshchestva znaniy // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. No 3(1).

7. Malinin V.A., Povshednaya F.V. Integratsiya shkoly i vuza kak fator razvitiya novoy obrazovatel'noy sistemy // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2014. - №1.

8. Sitnikova E.V. Aktual'nye voprosy obespecheniya edinstva informatsionnogo prostranstva "shkola-vuz" // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. - 2010. - №121.

9. Smantser A.P. Teoriya i praktika realizatsii preemstvennosti v obuchenii shkol'nikov i studentov. - Minsk: BGU, 2011.

10. Kholmogorova E.I. Preemstvennost' shkola vuz v oblasti informatiki // Gumanitarnyy vektor. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. - 2014. - №1 (37).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.