Научная статья на тему 'Межпредметные связи информатики и математики в подготовке современного специалиста'

Межпредметные связи информатики и математики в подготовке современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Л. Г.

Статья посвящена проблеме проектирования современных технологий обучения специалистов с учётом межпредметных связей. Научная новизна исследования заключается в том, что определены принципы построения методической системы информационно-математической подготовки экономистов, которая является открытой динамической системой, функционирующей по законам нелинейной динамики. Интеграция математики и информатики осуществляется исходя из общности языковых аспектов этих дисциплин, принципа редукционизма, идеи математического моделирования, необходимости использования средств информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intersubject communications of computer science and mathematics in training of modem specialists

This article is devoted to the problem of training of specialists in modem technologies by taking into account intersubject communications. The scientific novelty of this research is consisted in that there have been determined the principles of integration of mathematics and informatics based on generality of the language aspects of these disciplines: the principle of reductionism, the idea of mathematical modeling, the applying of the means of information technologies. There have been determined the principles of the constructing of the methodical system of computer science and mathematical preparation of economics students whish is the open dynamic system functioning according to the laws of the nonlinear dynamics.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи информатики и математики в подготовке современного специалиста»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК378 14 Л.Г.КУЗНЕЦОВА

Омский экономический институт

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА_

Статья посвящена проблеме проектирования современных технологий обучения специалистов с учётом межпредметных связей. Научная новизна исследования заключается в том, что определены принципы построения методической системы информационно-математической подготовки экономистов, которая является открытой динамической системой, функционирующей по законам нелинейной динамики. Интеграция математики и информатики осуществляется исходя из общности языковых аспектов этих дисциплин, принципа редукционизма, идеи математического моделирования, необходимости использования средств информационных технологий.

В современных условиях к специалисту-эконо- заставляет совершенствовать систему подготовки мисту предъявляются высокие требования. Компе- будущих экономистов, в том числе разрабатывать и тентность экономиста и его конкурентоспособность внедрять новые технологии обучения, учитывающие на рынке труда зависят оттого, насколько он владеет межпредметные связи (МПС). практическими умениями и навыками математичес- Идея межпредметных связей имеет давнюю истового моделирования, может применять их в своей рию, она рассматривалась ещё в трудах классиков непрофессиональной деятельности: в проведении эко- дагогикиЯ.А. Коменского, И.Г. Пестолоцци, И.Ф. Гер-номических расчётов, анализе, планировании, прог- барта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Однако наибо-ноэировании, принятии оптимальных стратегий и ре- лее широкого масштаба получили исследования проб-Ч'ений. Кроме того, сегодня невозможно представить лем МПС во второй половине XX века, причём они | Работу экономиста без использования информадион- касались в основном школьных дисциплин. В 90-е го-Нь'х и коммуникационных технологий (ИКТ). Это ды появились научные исследования, посвященные

Е

вопросам реализации МПС в вузе при подготовке учителей, а также специалистов разных профилей (В.Е. Медведев, В.К. Кириллов, В.Н. Келбакианиидр.).

Несмотря на большое число работ, посвященных МПС, до сих пор не существует единого подхода к их трактовке. В педагогической литературе межпредметные связи рассматриваются как

• проявление одной из сторон принципа системности и последовательности (Б.П. Есипов, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Т.А. Ильина и др.);

• самостоятельный дидактический принцип (М М. Левин, H.A. Лошкарева, С.А. Рашковаидр.);

• дидактическое условие (Д.М. Кирюшкин, H.A. Сорокин, A.B. Усова, Н.М. Черкес-Заде и др.);

■ педагогическое условие, которое нельзя рассматривать в отрыве от воспитательного аспекта (Ф.П. Соколова);

• дидактический эквивалент межнаучных связей и понятий (Н.Ф. Борисенко, В.Н. Федороваидр.);

• межпредметное отношение, обнаруженное и доведённое до учащихся; средство для решения воспитательных и общеобразовательных задач школы (Л.Я. Зорина);

• педагогическая категория для обозначения синтезирующих, ин гегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-восиитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве (Г.Ф. Федорец).

Каждый из приведённых подходов отражает лишь отдельную часть проблемы МПС. Для получения наиболее полной характеристики важнейших свойств и проявлений МПС все определения следует рассматривать не в отдельности, а в совокупности.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» также нет чёткого определения МПС, однако дано следующее пояснение межпредметным связям в обучении: «МПС отражают комплексный подходк воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. МПС формируют конкретные знания учащихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук. МПС включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и пр.). Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами» [1, с. 140].

Поскольку проблема МПС возникла в связи с необходимостью устранения разрозненности учебных предметов друг от друга, то МПС определяют как «взаимосвязь между компонентами предметной структуры образования, то есть между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку» [2, с. 36],

В настоящее время проблеме двусторонних связей математики и информатики в условиях вузовского обучения посвящено неоправданно мало исследований (A.A. Коротченкова, Н.Ф. Неклюдова и др.), хотя идея МПС .математики и информатики возникла почти одновременно с введением общеобразовательного курса информатики в 1985 году. Более того, долгое время математика и информатика рассматрива-

лись как элементы одной образовательной области. Однако никакой интеграции не произошло, более того — взаимоотношение этих дисциплии вошло в резкую конфронтацию. Суть возникшего противоречия можно свести к следующему.

Информатика — это многоплановая научная дисциплина. Её можно рассматривать как дисциплину, близкую к computer science в технологическом аспекте; как естественно-научную дисциплину (А.И. Ми-зин, H.H. Моисеев и др.); как дисциплину языкового плана, изучающую различные формализованные и формальные языки (В.К. Белошапка и др.).

С другой стороны, математика также весьма мно-гопланова: можно говорить об абстрактной, теоретико-множественной, прикладной математике, об универсальном языке математики. Различие этих аспектов очень значительно. Например, прикладная математика — это вовсе не предметно-ориентированная абстрактная математика, а область со своими принципами и методами, отличными от принципов и методов абстрактной математики, что очень убедительно показал выдающийся учёный В.И. Арнольд.

Таким образом, говоря о МПС математики и информатики в рамках вузовской системы, необходимо чётко представлять какие из названных выше аспектов математики и информатики рассматриваются. Неуспех прошлых попыток интеграции математики и информатики заключается, на наш взгляд, в том, что интеграции подвергались абстрактная математика и информатика, понимаемая в аспекте конструктивной математики. Однако именно эти области, со времён знаменитой дискуссии Д. Гильберта и Я. Бра-уэра, находятся в состоянии антагонизма. Переходя на другие аспекты понимания как математики, так и информатики, например, на «языковой» аспект, можно увидеть значительные возможности для развития информационно-математической подготовки в процессе обучения студентов различных специальностей [3].

Заметим, что информатика и математика опираются на фундаментальный принцип редукционизма — сведения сложного объекта к совокупности более простых объектов. В математике этот принцип в максимальной степени реализуется в теории множеств, где непрерывный объект представляется бесконечным множеством точек. В информатике принцип редукционизма фактически составляет содержание принципа «цифровизиции» — возможности представления сколь угодно сложного объекта совокупностью комбинаций «О» или «1».

Кроме того, межпредметные связи информатики и математики актуализуются при математическом моделировании с использованием средств информационных технологий.

Таким образом, нами определены принципы интеграции математики и информатики, основанные на:

• общности языковых аспектов этих дисциплин;

• принципе редукционизма;

• идее математического моделирования;

• необходимости использования средств информационных технологий.

В настоящее время имеются работы, в которых исследуется общеобразовательный, в частности гуманитарный, потенциал математики (Г. В. Дорофеев, А.Г. Мордкович, A.C. Симонов [4], В.В. Фирсови др.) и информатики (В.К. Белошапка, С.А. Бешенков [5], A.C. Лесневский и др.). Вместе с тем в большинстве вузов курсы математики и информатики читаются либо отдельно, без учёта межпредметных связей, либо интегрируются на основе различных програм-

мных средств при решении математических задач. Это касается, в частности, и подготовки студентов экономических специальностей.

Цели информационно-математической подготовки будущих экономистов реализуются через методическую систему обучения. При этом качество обучения зависит от того, на каких принципах эта система построена.

Методическая система обучения, как совокупность иерархически подчинённых компонентов: целей, содержания, методов, средств и форм обучения (по A.M. Пышкало), относительно эффективно функционирует в стабильном окружении. В настоящее время методическая система обучения математике и информатике находится под влиянием многочисленных факторов. Учёные, анализируя тенденции развития современного общества и образования, отмечают, что на современном этапе образование из средства усвоения готовых общепризнанных знаний превращается в способ информационного обмена личности с окружающим миром. Образовательная среда при этом трансформируется в многокомпонентную информационно-образовательную среду. Это приводит к необходимости рассмотрения методической системы обучения в более широком контексте, чем у A.M. Пышкало.

Традиционная «жёсткая» структура методической системы не учитывает возможные изменения других её компонентов в процессе реализации. Происходит нарушение основного принципа эффективного функционирования системы — адекватности условиям функционирования, а именно условиям быстро изменяющейся информационной среды. Таким образом, задачи, стоящие перед системой ин-формационпо-математической подготовки, ведут к поиску не только нового содержания обучения, но и новой структуры методической системы, построенной на основе открытости и самоорганизации.

В области исследования открытых динамических систем в педагогике имеются основополагающие работы М.В. Рыжакова, К.Н. Соловьенко, В.Г. Буданова, Е.Г: Пугачевой, П.В. Окулова и др. Вместе с тем отсутствуют комплексные исследования проблем создания адекватной современным условиям методической системы информационно-математической подготовки специалистов экономического профиля.

Открытость методической системы обучения, как системы, «погруженной» в многокомпонентную информационно-образовательную среду, проявляется через внутреннюю динамику ее элементов; целей, удержания, методов, средств и форм обучения, а также информационных связей между ними.

Следует заметить, что стратегические цели обучения корректируются с учетом регионального и вузовского компонентов, а также особенностей контингента обучаемых и образовательной среды непосредственно в ходе учебного процесса. Корректировка целей обучения приводит к изменению всех компонентов методической системы: изменение целей влечет за собой изменение содержания, что, в свою очередь, приводит к изменению методов, средств и форм обучения дисциплине, а соответственно, связей между ними.

Следовательно, методическая система обучения Должна рассматриваться в динамике, а ее проектирование включать анализ и коррекцию компонентов и снмзей между ними как один из необходимых этапов технологической цепочки построения, обеспечива-юЧих продуктивное функционирование системы; Учитывать её взаимодействие с окружающей сре-

дой, изменения времени, возможность эволюционирования.

В основе ;ффо"тивно- о функционирования всякой сложно;": сиг темы лежи принцип динамического баланса, который проя!;\кется в стремлении системы с однпй стороны, достичь гармонического сос-тг* лия, с другой — изменить «точку равновесия» при изменении внешней среды. Реализация этого принципа является актуальной и в дидактических системах Общий принцип нами конкретизирован применительно " ус лоциям эффективного функционирования методический системы обучения как необходимый баланс между компонентами системы следующим образом. Между всеми компонентами методической системы должен существовать динамический баланс - состояние системы, которое характеризуется:

• оптимальным наполнением содержания компонентов методической системы;

• потенциальными возможнос тями их изменения;

• стремлением методической системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет использования как традиционных, -так и новых методических ресурсов.

Стабильность системы трактуется нами как состояние устойчивого движения, развития системы, обусловленного взаимодействием компонентов системы, а также взаимодействием системы с внешней информационной средой.

Нами разработаны основные положения, определяющие прогрессивное направление развития методической системы интегрированного обучения информатике и математике, которые вытекают из анализа тенденций развития как методик обучения конкретным дисциплинам, так и современного образования в целом.

1. Модель методической системы интегрирован -ного обучения информатике и математике строится с учетом того, что она, с одной стороны, представляет собой сложную значимую систему, с другой - сама является компонентом более сложных систем.

2. Проектируемые структурные и функциональные изменения компонентов методической системы интегрированного обучения информатике и математике должны быть направлены с одной стороны па развитие общеобразовательных компонентов содержания, с другой - на формирование профессионально- значимых видов деятельности.

3. Компоненты методической системы интегрированного обучения информатике и математике моделируются с учетом дифференциации как ведущего современного принципа организации обучения в вузе.

4. Модель методической системы учиты вает необходимость перехода к новым принципам и технологиям отбора содержания, обеспечивающих его постоянную модификацию, гибкое структурирование, позволяющее студенту выбирать индивидуальные траектории обучения.

5. Компоненты методической системы проектируются с учетом основных факторов, влияющих на их динамику. Среди внешних факторов в первую очередь следует выделить факторы, связанные с уровнем информатизации профессиональной области, информатизации образования и информатизации общества в целом, быстрое изменение предметной области информатики и установление новых связей с областью математики, а также быстрое изменение социума.

Таким образом, нами определены принципы построения методической системы информационно-ма-

тематической подготовки экономистов, основанной на учёте взаимовлияния её основных компонентов. При этом методическая система, реализующая идею межпредметных связей, рассматривается в качестве открытой динамической системы, функционирующей по законам нелинейной динамики.

Библиографический список

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова ндр - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

2. ДалингерВ А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредмет-ных связей. - Омск: ОмИПКРО, 1993. - 323 с.

3. Кузнецова Л.Г. Интеграция математики и информатики в обучении студентов экономических специальностей // Информатика и образование. — 2006. — №7. — С. 102.

4. Симонов АС. Математические модели экономики в курсе математики: Автореф.дис.... д-ра пед. наук: 13.00.02. — М., 2000.-40 с.

5. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 336 с.

КУЗНЕЦОВА Лариса Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент,заведующая кафедрой информационно-вычислительных систем.

Поступила в редакцию 09.06.06. © Кузнецова Л. Г,

УД" 378 О. С. ДВОРЖЕЦ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕДИДОБРЛЗОВЛНИЕ: ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВИДЕОЗАПИСЕЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ_

Статья посвящена вопросам использования видео в обучении иностранному языку. Рассматриваются проблемы, связанные с изменением роли преподавателя, автономией учащихся, взаимосвязь современного образовательного процесса и системы средств массовой коммуникации. Приведенные примеры осуществления учебной деятельности по овладению иностранным языком на базе видео в ОмГУ могут быть использованы в учебном процессе по иностранному языку в языковых и неязыковых вузах.

Сформированные благодаря работам Д. Белла, А. Турена, А. Тоффлера и др. представления о социально-преобразующей! роли информационных технологий сегодня обретают контуры реальности: очевидна взаимосвязь современного образовательного процесса и системы средств массовой коммуникации [1 ].

В настоящее время система средств массовой коммуникации превратилась в огромную индустрию. По мнению известного социолога А.Моля, в наше время знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой комму-

I никации. Сегодня происходит формирование, «по | существу, необъятного образовательного прост; ранства, охватить которое даже вполне разумными, ; предлагаемыми авторами системами «непрерыв-| ного», «проективного» образования невозможно». [3; ¡4,0.29]

! Несмотря ня большое число публикаций на тему ' информационного общества, интерес к такому фе-! номену современной культуры, как информацион-: ные технологии, их влияние на все сферы жизни че-

II л&века и общества, к настоящему времени изучены

далеко не полностью. Быстрое, динамичное и в большой степени непредсказуемое для человека развитие информационной среды, обилие медиапродук-ции (телевизионных программ, аудио-, видеозаписей и т. д.) сопровождаются разрывом между системой образования в стране и средствами массовой информации и коммуникации.

Разработанные в России модели медиаобразова-ния можно разделить на образовательно-информационные (включающие изучение теории и истории, атакжемедиаязыка); воспитательно-этические (моральная, религиозная и философская на медиамате-риале); практико-утилитарные (практическое изучение и применение медиасредств); эстетические (развитие художественного вкуса и анализ произведений медиакулътуры) и модели развивающего обучения (главный акцент на развитии восприятия, воображения, критического мышления по отношению к медиатекстам любого типа) [5].

В рамках данной статьи мы будем рассматривать медиаобразование как систему использования средств массовой коммуникации (видео- и компьютерной техники) для формирования поликультурной языке-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.