Научная статья на тему 'Межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе'

Межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1225
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Н.М., Зайналова Л.А.

Введение. В статье рассматривается проблема межпредметной интеграции на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Цель статьи показать, что использование интеграции предполагает взаимную согласованность содержания по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определены целями образования, что обеспечивает развитие единой системы знаний, обобщенных умений и учебно-познавательных интересов на базе изучения различных дисциплин. Методология. Исследование проводилось с использованием методов анализа межпредметной интеграции как средства обучения, в основе которого положение А. В. Усовой, которая рассматривает межпредметные связи как дидактическое условие повышения уровня научных знаний, формирования научного мировоззрения, развития мышления и способностей, а также оптимизации образовательного процесса. Методологией исследования явились концепции реализации межпредметных связей в теории и практике обучения школьным дисциплинам. Результаты: заключаются в обосновании положения, что на каждом этапе обучения русскому языку интеграция с другими гуманитарными дисциплинами решает определенные учебные задачи, что позволяет обогатить словарный запас, развить умения выявлять значимые и второстепенные детали текста; способствует развитию речи (устной и письменной), мышления и формированию коммуникативных навыков школьников. Заключение. Авторами обосновывается необходимость применения в образовательном процессе межпредметной интеграции как эффективного средства обучения учащихся в основной школе. Интегрируя учебный материал уроков русского языка и музыки, учитель повышает эффективность мыслительной деятельности, использования творческого подхода по изучению программного материала, что дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL

Introduction. The article deals with the problem of interdisciplinary integration at the lessons of the Russian language in secondary school. The purpose of the article is to show that the use of integration involves the mutual consistency of content in various academic subjects, the construction and selection of material, which is determined by the objectives of education, which provides the development of a unified system of knowledge, generalized skills and educational and cognitive interests, based on the study of various disciplines. Methodology. The study was conducted on the basis of methods of analysis of interdis ciplinary integration as a means of learning, which is based on the position of A. V. Usova, who considers interdisciplinary communication as a didactic condition for increasing the level of scientific knowledge, the formation of scientific outlook, the development of thinking and abilities, as well as the optimization of the educational process. The methodology of the study was the concept of implementation of interdisciplinary connections in the theory and practice of teaching school subjects. Results: the results are to substantiate the position that at each stage of learning the Russian language integration with other human sciences solves certain educational problems, which allows to enrich the vocabulary, develop the ability to identify significant and minor details of the text; contributes to the development of speech (oral and written), thinking and communication skills of students. Conclusion. The authors substantiate the need for the use of interdisciplinary integration in the educational process as an effective means of teaching students in primary school. Integrating the teaching material of the Russian language and music lessons, the teacher increases the efficiency of mental activity, the use of creative approach to the study of the program material, which makes it possible to apply knowledge and skills in specific situations.

Текст научной работы на тему «Межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе»

инновации и технологии современного образования

innovations and technologies of modern education

удк/udc 373:811.161.1

Н. М. Абдулаева, Л. А. Зайналова

N. Abdulaeva, L. Zainalova

межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе

interdisciplinary integration as an effective means of teaching students in primary school

Введение. В статье рассматривается проблема межпредметной интеграции на уроках русского языка в общеобразовательной школе. Цель статьи — показать, что использование интеграции предполагает взаимную согласованность содержания по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определены целями образования, что обеспечивает развитие единой системы знаний, обобщенных умений и учебно-познавательных интересов на базе изучения различных дисциплин.

Методология. Исследование проводилось с использованием методов анализа межпредметной интеграции как средства обучения, в основе которого положение А. В. Усовой, которая рассматривает межпредметные связи как дидактическое условие повышения уровня научных знаний, формирования научного мировоззрения, развития мышления и способностей, а также оптимизации образовательного процесса.

Методологией исследования явились концепции реализации межпредметных связей в теории и практике обучения школьным дисциплинам.

Результаты: заключаются в обосновании положения, что на каждом этапе обучения русскому языку интеграция с другими гуманитарными дисциплинами решает определенные учебные задачи, что позволяет обогатить словарный запас, развить умения выявлять значимые и второстепенные детали текста; способствует развитию речи (устной и письменной), мышления и формированию коммуникативных навыков школьников.

Заключение. Авторами обосновывается необходимость применения в образовательном процессе межпредметной интеграции как эффективного средства обучения учащихся в основной школе. Интегрируя учебный материал уроков русского языка и музыки, учитель повышает эффективность мыслительной деятельности, использования творческого подхода по изучению программного материала, что дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях.

Introduction. The article deals with the problem of interdisciplinary integration at the lessons of the Russian language in secondary school. The purpose of the article is to show that the use of integration involves the mutual consistency of content in various academic subjects, the construction and selection of material, which is determined by the objectives of education, which provides the development of a unified system of knowledge, generalized skills and educational and cognitive interests, based on the study of various disciplines.

Methodology. The study was conducted on the basis of methods of analysis of interdis ciplinary integration as a means of learning, which is based on the position of A. V. Usova, who considers interdisciplinary communication as a didactic condition for increasing the level of scientific knowledge, the formation of scientific outlook, the development of thinking and abilities, as well as the optimization of the educational process.

The methodology of the study was the concept of implementation of interdisciplinary connections in the theory and practice of teaching school subjects.

Results: the results are to substantiate the position that at each stage of learning the Russian language integration with other human sciences solves certain educational problems, which allows to enrich the vocabulary, develop the ability to identify significant and minor details of the text; contributes to the development of speech (oral and written), thinking and communication skills of students.

Conclusion. The authors substantiate the need for the use of interdisciplinary integration in the educational process as an effective means of teaching students in primary school. Integrating the teaching material of the Russian language and music lessons, the teacher increases the efficiency of mental activity, the use of creative approach to the study of the program material, which makes it possible to apply knowledge and skills in specific situations.

Ключевые слова: интеграция, межпредметная интеграция.

Keywords: integration, interdisciplinary integration.

Введение

Школа ориентирована на интеллектуальное развитие школьников, поэтому на уроках необходимо создание условий, обеспечивающих их эффективное интеллектуальное развитие. Во ФГОС отмечается необходимость использования элементов интеграции в учебно-воспитательном процессе, что обеспечивает возможность формирования и развития единой системы знаний, обобщенных умений, мировоззренческой направленности учебно-познавательных интересов на базе изучения различных дисциплин или нескольких предметных областей (И. А. Зимняя, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, З. И. Тюмасева, А. В. Усова, Л. З. Цветанова-Чурукова и др.) [6; 8]. Анализ специальной литературы и практики дагестанских общеобразовательных школ выявил существующее противоречие между требованиями ФГОС ООО к организации интегрированного обучения и недостаточным научно-методическим обеспечением сопровождения преподавания русского языка при интеграции культуры и речевой деятельности, в частности средствами музыки [7].

Существующие условия учебно-воспитательного процесса в дагестанской общеобразовательной школе и внутренние психофизиологические механизмы развития учащихся требуют эффективной интеграции предметного содержания школьного образования. В данной статье мы попытаемся выявить условия, обеспечивающие на уроках русского языка эффективную учебную деятельность и превращающие ее в один из инструментов реализации ФГОС.

Это обусловливает актуальность исследования проблемы межпредменой интеграции как технологии обучения учащихся и их интеллектуального развития, а ее решение усиливает практическую направленность обучения и развивает способность сопоставлять теорию с практикой. Межпредметные связи рассматривались как средство развития познавательных интересов; формирования мировоззрения (и др.); усиления глубины знаний; обеспечения успешности обучения, его практической направленности; овладения обобщенными методами познания, учебными умениями и навыками; развития диалектического мышления (М. Н. Берулава, Ф. Д. Дейкина, И. Д. Зверев, И. А. Зимняя, В. П. Максимова, Г Г Недюрмагомедов, Д. Л. Тодорина, А. В. Усова и др.) [1; 2; 4; 6].

Поэтому целью интегрированного обучения на уроках русского языка являются формирование навыков по всем видам речевой деятельности и овладение основами построения текста, в том числе и музыкального, поиск условий реализации связи русского языка и предметов гуманитарного цикла (в том числе и музыки) при формировании коммуникативной компетенции.

Методология

Для разрешения указанного противоречия использовались методы исследования — анализ межпредметной интеграции как средства обучения на основе изучения специальной литературы по лингвистике, дидактике, методике преподавания русского языка; изучение программно-методических школьных документов; наблюдение на уроках за учебным процессом и его сторонами; результатов экспериментальной работы в школах республики.

Методологией исследования послужили концепции межпредметных связей в теории и практике обучения школьным дисциплинам, положения о сущности и структуре процессов речевой деятельности, ее роли в развитии личности (А. Н. Ксенофонтова, А. А. Леонтьев и др.).

Результаты

Сложное, междисциплинарное понятие «интеграция» (от лат. integrum — целое) обозначает объединение, то есть это процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Так, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева и другие ученые считают, что «интеграция — это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения. Это открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей» [5].

Согласно точке зрения М. Р. Львова, интегративный подход к обучению русскому языку — это «объединенный курс, в котором отдельные его разделы тесно слиты, где используются все возможности таких связей: фонетика помогает в усвоении морфемики и словообразования, этимологии, стилистика как бы прорастает в изучении синонимики лексической и грамматической, анализ текстов художественной литературы служит своеобразной хрестоматией к языковому курсу» [3], а в нашем случае все перечисленное интегрируется с музыкой.

Практическое применение интеграции в процессе обучения — осмысление ее функций в свете требований федерального стандарта, а эффективность зависит от слаженности взаимодействия, интеграции учебных дисциплин.

На каждом этапе обучения русскому языку интеграция решает определенные учебные задачи:

— формирование учебно-познавательного интереса учащихся;

— познание мира в его многообразии и единстве;

— развитие потенциала обучающихся, их мышления, коммуникативных способностей;

— формирование способностей активного познания окружающей действительности;

— становление активной творческой личности.

В целях повышения эффективности интегрированных уроков необходимо правильно сочетать содержание тем различных предметов и логическую связь между ними, адекватность действий учителя и школьников. Целесообразно подбирать содержание и методы с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников. Интеграция снижает перегрузки учащихся, расширяет сферы информации, получаемой учащимися, подкрепляет мотивацию обучения.

Существует несколько видов интеграции:

а) проблемная интеграция (предполагает обращение учителя к идее, которая становится примером для обнаружения новых граней изучаемого явления);

б) тематическая интеграция (тон задается общей темой урока, но при этом основное внимание уделяется отдельным аспектам);

в) межпредметная интеграция (в рамках урока сближаются определенные предметы: музыка и русский язык, русский язык и литература, литература, музыка и изо).

Также интегрировать можно различные компоненты учебного процесса (цели, принципы, содержание, методы и средства обучения). Объединяясь в единое целое, они становятся системообразующими, в результате учебный материал формирует новую систему знаний, выходящих за рамки отдельных дисциплин. При интеграции предметов происходит стирание границ между отдельными науками, предметы объединяются не по наукам, а по проблемам, решающихся посредством определенных методов и форм работы в целях комплексного их изучения.

Одна из основных целей преподавания русского языка — эстетическое воспитание, а сочетание разных видов искусства, объединенных одной мыслью, стимулирует мотивацию, способствует развитию речи, позволяет соединить изучение русского языка с усвоением духовных и культурных ценностей. При взаимодействии слова и живописи обогащается словарный запас, что способствует выявлению основной мысли текста и умению определять значимые и второстепенные детали текста, выразительные средства языка. В качестве примера приведем фрагмент сочинения

ученика 7-го класса по картине И. Попова «Первый снег» и музыкальной композиции А. Вивальди «Времена года. Зима»:

— На картине изображена прелестная зима. Снег лежит на дороге, на крышах домов, словно белое покрывало. По обе стороны дороги расположены дома. Побелели крыши, деревья. Снег еще идет и идет. Слышится легкий хруст, поскрипывание деревьев от мороза и тихий, едва уловимый, шелест падающего снега. Художник выразил мажорное настроение в насыщенно-золотистых красках. Дома, будто ведут хоровод и веселятся вместе с детьми и собакой, очарованной красотой солнечного зимнего дня. Отчего же люди и дома танцуют, если на картине нет музыки? Она есть! Просто у каждого человека (художника, писателя, композитора) она звучит по-своему. Например, в композиции А. Вивальди «Зима» с первых же нот чувствуется холодный торжественный танец зимнего ветра, который временами стихает. И в это мгновение лишь отдельные снежинки затевают сверкающий хоровод. Хрустальные лучи зимнего солнца дарят безгранично холодный, но яркий свет. Снег искрится. Лед одновременно и звенит, и поет. ...И все вокруг танцует. Композитор передал в этом «зимнем полотне» всю безудержную радость от созерцания воображаемого. А скрипка точно и ярко передала все ощущения и волнения композитора. В эту сказку, созданную музыкой и красками, хочется попасть, она живо представляется.

Также можно привести пример диалога композитора (или художника) с другом (роли исполняют учащиеся; подготовка проводится предварительно).

1-й ученик (друг композитора). Антонио, когда у тебя возникла идея воплощения состояния природы в музыке?

2-й ученик (А. Вивальди). О! Эта идея посетила меня во время путешествия по Италии!

1-й ученик (друг композитора). Зима... Завывает лютый ветер. Мрачно. Снежно. Но твоя музыка полна света?!

2-й ученик (А. Вивальди). Ведь и зимой есть радости! Например, катание на коньках! Зима — предвестник весны!

1-й ученик (друг композитора). Мне показалось, что идет незримая борьба. Это ветры боролись друг с другом?!

2-й ученик (А. Вивальди). Да, я показал настоящую борьбу северного ветра с южным. Ведь приближается весна, и никто не хочет уступать.

1-й ученик (друг композитора). Но, судя по оптимистичному настрою, эта бурная драматическая сцена закончится и рано или поздно наступит весна!

2-й ученик (А. Вивальди). Дружок, ты все правильно подметил! Зима отступит, и земля наполнится яркими красками!

Подобные задания способствуют формированию коммуникативных навыков, развивают устную и письменную речь школьников. В связи с этим при подготовке к урокам необходимо помнить о том, что основным принципом интегрированного обучения является развитие мышления учащихся. На наш взгляд, анализ произведений живописи целесообразно сопровождать словарной работой: определять эпитеты, передающие различные тона, оттенки цвета; подбирать олицетворения, оживляющие картины («лес будто звенит», «небо улыбалось», «деревья кланялись», «волны сердито наступали на берег»); украсят повествование метафоричные образы («горит закат», «волнуется трава»). К примеру, картины Б. Кустодиева «Морозный день», А. Цыплакова «Мороз и солнце», И. Грабаря «Февральская лазурь» после основательного разбора оставят незабываемые впечатления и засияют в воображении школьников новыми изумительными красками. Не всегда воображение ребенка способно воссоздать картины, описанные в текстах художественных произведений, а интегрированные уроки восполняют этот пробел. После просмотра и изучения картин учащимся легче найти отдельные детали и при чтении художественных текстов.

Таким образом, произведения живописи и музыки дополняют друг друга, способствуя эффективному восприятию произведения, активизируя мыслительную деятельность учащихся на уроках русского языка.

Заключение

В современной школе интегрированные уроки русского языка требуют трудоемкой подготовительной работы и применения разнообразного наглядного материала. Для эффективной работы немаловажно использовать технические средства для просмотра слайдов, репродукций картин,

наглядных материалов с информацией о художниках, объединенных одной тематикой. Урок при этом становится ярким, глубоким, образным, у учащихся развивается интерес к изучению дисциплины. Интегрируя учебный материал уроков русского языка и музыки (а также изобразительного искусства, литературы и других дисциплин гуманитарного цикла), учитель формирует сложный внутренний мир школьника-подростка, открывает возможности для повышения эффективности мыслительной деятельности, способствует применению творческого подхода к изучению программного материала школьниками, обеспечивает эффективное использование художественных возможностей содержания музыки и других подобных дисциплин.

Таким образом, интеграция программного учебного материала играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся и дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях.

Литература

1. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. Томск, 1988. 93 с.

2. Зверев И. Д., Максимова В. П. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 160 с.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997. 253 с.

4. Недюрмагомедов Г. Г. Основы общей педагогики. Махачкала, 2016. 106 с.

5. Педагогика / В. А. Сластенин и др. М., 1997. 512 с.

6. Интегративные формы учебных занятий в системе развивающего обучения / А. В. Усова, М. Д. Даммер и др. Челябинск, 2005. 182 с.

7. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru.

8. Цветанова-Чурукова Л. З. Интегрирано обучение в началните класове. - Благоевград, 2010. 226 с.

References

1. Berulava M. N. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya [Integration of educational content]. Tomsk, 1988. 93 p. (In Russian).

2. Zverev I. D., Maximova V. P. Mezhpredmetnye svyazi v sovremennoj shkole [Interdisciplinary communication in the modern school]. Moscow, 1981. 160 p. (In Russian).

3. Lvov M. R. Slovar'-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary reference on the method of the Russian language]. Moscow, 1997. 253 p. (In Russian).

4. Nedyurmagomedov G. G. Osnovy obshchej pedagogiki [Fundamentals of General Pedagogy]. Makhachkala, 2016. 106 p. (In Russian).

5. Slastenin V. A. et al. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1997. 512 p. (In Russian).

6. Usova A. V., Dammer M. D. et al. Integrativnye formy uchebnyh zanyatij v sisteme razvivayushchego obucheniya [Integrative forms of training in the system of developmental education]. Chelyabinsk, 2005. 182 p. (In Russian).

7. FGOS OOO [Federal State Educational Standard of General Education]. Available at: https://fgos.ru. (In Russian).

8. Tsvetanova-Churukova L. Z. Integrirano obuchenie v nachalnite klasove [Integrated learning in start of class]. Blagoevgrad, 2010. 226 p. (In Russian).

удк/udc 378.1 А. И. Попов

A. Popov

организация олимпиадного движения

по агроинженерным специальностям

на основе импульсных педагогических технологий

organization of olympic movement at agroengineering specialties on the basis of pulse pedagogical technologies

Введение. Статья посвящена разработке концептуальных положений методологии олим-пиадного движения по агроинженерным специальностям, обеспечивающего подготовку студентов к непрерывному самосовершенствованию и профессиональному творчеству, к осуществлению инновационной деятельности. Цель статьи — обосновать концептуальные подходы к организации олимпиадного движения как формы самостоятельной творческой работы в период профессионального становления и описать методику организации творческого саморазвития студентов агроинженерных специальностей посредством олимпиадного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.