Научная статья на тему 'Межпоколенный семейный контракт: представления молодого поколения'

Межпоколенный семейный контракт: представления молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY / INTERGENERATIONAL RELATIONS / INTERGENERATIONAL CONTRACT / A MODEL OF SOLIDARITY / MUTUAL OBLIGATIONS / GENERATION / VIEWS / THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бурмыкина Ольга Николаевна

The article presents an empirical analysis of the intergenerational family contract, which is a set of norms, expectations and obligations regulating relations between generations and age groups. As a theoretical design, the “solidarity model” was used. The views of young people on mutual kinship obligations of adult children and their parents, as well as behavior in a specific situation, were studied. Empirical analysis has shown that student's views on mutual obligations of generations retain their traditional features and at the same time have their own characteristics that allow us to identify possible vectors for changes in the intergenerational contract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intergenerational family contract: the views of young generation

The article presents an empirical analysis of the intergenerational family contract, which is a set of norms, expectations and obligations regulating relations between generations and age groups. As a theoretical design, the “solidarity model” was used. The views of young people on mutual kinship obligations of adult children and their parents, as well as behavior in a specific situation, were studied. Empirical analysis has shown that student's views on mutual obligations of generations retain their traditional features and at the same time have their own characteristics that allow us to identify possible vectors for changes in the intergenerational contract.

Текст научной работы на тему «Межпоколенный семейный контракт: представления молодого поколения»

О. Н. Бурмыкинл

межпоколенный семейный контракт: представления молодого поколения1

В статье представлены результаты исследования межпоколенного семейного контракта, под которым понимается комплекс норм, ожиданий и обязательств, регулирующих отношения между поколениями и возрастными группами. В качестве теоретической конструкции использовалась «модель солидарности». Изучались взгляды молодых людей на взаимные родственные обязательства взрослых детей и их родителей, а также поведение в конкретной ситуации. Эмпирический анализ показал, что представления студенческой молодежи о взаимных обязательствах поколений сохраняют традиционные черты и в то же время имеют свои особенности, позволяющие выявить возможные векторы изменений межпоколенного контракта.

Ключевые слова: семья, межпоколенные отношения, межпоколенный контракт, модель солидарности, взаимные обязательства, поколения, представления, молодое поколение.

Межпоколенный контракт представляет собой комплекс норм, ожиданий и обязательств, регулирующих отношения между поколениями и возрастными группами (Вещ180п 1993). По своей сути понятие «межпоколенного контракта» является социальной метафорой взаимных обязательств поколений. Этот комплекс разделяемых норм действует на микро- и макроуровнях социальной структуры в данном социально-историческом контексте. На микроуровне — уровне семьи и индивидов — традиционный контракт между поколениями включает в себя нормы социализации (семейная социализация); нормы, связанные с доступностью ресурсов для разных поколений (семейная поддержка и помощь); нормы, касающиеся ухода за пожилыми людьми (семейный уход); культурные нормы, отражающие гендерные ролевые различия. На макроуровне — уровне общества — контракт выступает в виде существующей системы социального обеспечения и образования. Межпоколенный контракт нацелен на создание справедливого,

1 Работа выполнена по государственному заданию (тема «Демографическое и социальное воспроизводство российской семьи и благополучия детей: публичное и приватное измерения» № государственной регистрации АААА-А17-117030110147-4).

с точки зрения каждого поколения, распределения и перераспределения семейных и общественных ресурсов.

В российском контексте контракт поколений как реальная практика существует скорее «на микроуровне — уровне межпоколенных отношений в семье (где также не имеется общепринятых нормативных оснований, на которых распределяются потоки помощи между поколениями). Контракт поколений "прописывается" и выстраивается в каждой семье по-своему как попытка собственного (внутрисемейного) решения проблемы межпоколенческой помощи и поддержки скорее на моральном, чем на материальном уровне» (Семенова 2009: 67-68).

Изучение нормативных представлений относительно родственных обязательств и ответственности, взаимной поддержки и готовности к конкретным действиям между разными поколениями семьи имеет особую значимость в странах с высоким уровнем традиционности взглядов на семейные и гендерные отношения, к каковым относится Россия (Фабрикант, Магун 2014). Международные сравнительные исследования, проведенные в европейских странах, в том числе и в России, также показали, что в странах с ограниченной социальной поддержкой люди придерживаются более строгих норм родственной ответственности (Karpinska, Dykstra et al. 2016). Было установлено, что строгое следование нормам родственного долга взрослыми детьми ведет к расширению инструментальной и финансовой поддержки, которую они оказывают своим стареющим родителям (Muresan and Haragus 2015).

Глобальные демографические тренды (увеличение продолжительности жизни, уменьшение рождаемости, старение) и локальный социальный контекст (общественные трансформации) приводят к изменениям возрастной структуры наций, политики распределения и перераспределения общественных ресурсов и доступа к ним, изменениям семейной, родственной структуры, межпоколенных отношений, соответственно — и к изменению семейного межпоколенного контракта. Особенностью современного этапа развития России является и то, что в активную жизнь вступает молодежь, социализация которой пришлась на начало нового века. Это молодое поколение отличается поведением, ценностями, взглядами на социальную реальность. Можно полагать, что сосуществование в обществе столь разных генераций приводит и к изменениям традиционного семейного контракта.

Межпоколенные взаимодействия в российских семьях трансформируются, становятся разнообразными и одновременно проблематичными, характеризуются противоречивостью и вариативностью (от взаимопонимания до разрыва). В современной социологической литературе отношения разных поколений членов семьи трактуются в рамках континуума «солидарность — амбивалентность — конфликт (кризис)». По мнению одних исследователей, российские семьи традиционно отличаются тесными межпоколенными связями, которые поддерживаются в случае как совместного, так и раздельного проживания разных поколений. Соответственно, межпоколенные отношения трактуются как солидарные (Синявская, Гладникова 2007; Корчагина, Прокофьева 2007, 2009; Миронова 2014; Настоящее и будущее семьи... 2015). Выводы этих ученых созвучны результатам исследований, проводимых в разных странах и свидетельствующих, что внутрисемейная солидарность между поколениями не ослабевает, а, наоборот, усиливается (Rossi and Rossi 1990; Bengtson & Roberts 1991; Bengtson 1993; Silverstein & Bengtson 1997; Silverstein, Gans & Yang 2006; Fokkema, Bekke and Dykstra 2008; Dykstra, Broek, Muresan, Haragus, Haragus, Abramowska-Kmon, Kotowska 2013). Родственная семейная солидарность во многом позволяет решать ряд социальных проблем, которые не в состоянии полностью взять на себя социальные институты, в частности проблемы поддержки пожилых людей (Прокофьева, Миронова 2015). Так, по результатам микропереписи населения 2015 г., население с хроническими заболеваниями, ограничивающими жизнедеятельность, получает помощь в повседневной жизни в первую очередь от родственников, проживающих совместно (61%) и живущих отдельно (24%), и во вторую — от социальных работников, медиков (13,6%) и специально нанятых людей (1,4%)2. Другие исследователи говорят о межпоколенном конфликте в современной российской семье (Вдовина 2005), межпоколенческом дистанцировании и ослаблении близких родственных связей (Старчикова 2012), о кризисе межпоколенных отношений (Синельников 2015).

Теоретической конструкцией, позволяющей верифицировать основные компоненты контракта поколений на уровне семьи, является «модель солидарности», поскольку включает ее нормативное измерение —

2 Рассчитано по: Итоги «Социально-демографического обследования (микроперепись населения) 2015 года». URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/ micro-perepis/finish/micro-perepis.html (дата обращения: 02.11.2017).

нормы родственного долга, реципрокности и ожиданий относительно собственного будущего, значимости семейных отношений (Bengtson & Mangen 1988; Roberts, Richards & Bengtson 1991; Bengtson 2001).

Одна из задач исследования3, посвященного изучению межпоколенных отношений в семье, — описание норм, ожиданий и обязательств разных поколений членов семьи относительно друг друга. Изучались взгляды молодых людей на взаимные родственные обязательства взрослых детей и их родителей, а также поведение в конкретной ситуации. Предполагалось, что в этих представлениях сохранится высокая приверженность моральному долгу, обязанностям, взаимной заботе. И в то же время — отразится неопределенность относительно готовности к конкретным действиям, которые во многом будут обусловлены ситуативными факторами.

Представления о родственных обязательствах взрослых детей по отношению к родителям таковы. Подавляющее большинство молодого поколения считает долгом и обязанностью каждого нормального сына или дочери помогать своим родителям (92%), брать на себя ответственность за заботу о них, независимо ни от каких обстоятельств и жизненных ситуаций (93%). Несправедливо перекладывать заботу о престарелых родителях только на плечи дочерей, поскольку принято считать это женской работой (82%). Дочери и сыновья должны нести равную ответственность и за уход, и за материальное обеспечение пожилых родителей (68%). Признавая моральный долг перед старшим поколением семьи, молодое поколение не всегда готово поступиться собственными интересами, в частности материальными и профессиональными. Так, вариативность проявилась в вопросах финансовой помощи родителям. Две трети полагают, что даже при ограниченных возможностях следует помогать деньгами родителям, треть — только при наличии таких возможностей. Молодые люди экономически более активны и лучше адаптированы к условиям рынка, но изменения потока материальной помощи от детей к родителям не наблюдается.

Отправление пожилых родителей доживать свой век в дом престарелых — сложная проблема не только в силу недостаточного развития подобных социальных учреждений с высоким качеством обслуживания и финансово доступных, но и в силу явной моральной подоплеки. В России было не принято отдавать стариков в «богадельню»,

3 Исследование проведено в трех вузах Санкт-Петербурга (РГПУ имени А. И. Герцена, СПбГУКИ, СПбГЭУ) в апреле-июне 2014 г., N = 122, средний возраст — 19,5 лет.

это считалось неприличным, и семьи, как правило, сами ухаживали за своими стариками. При постановке вопроса на абстрактном уровне («В целом...») большинство респондентов (83%) считает ненормальным и недопустимым, когда пожилой человек живет в доме престарелых, хотя у него есть дети и близкие родственники. Если речь заходит о ситуациях, допускающих те или иные исключения, то только 58% опрошенных «ни в каких случаях» не отправили бы пожилых родителей в дом престарелых. Когда же респонденты сталкиваются с реальной ситуацией выбора между «работой в престижной фирме и проживанием больной мамы в специальном доме-интернате»4, то только половина из них (51,6%) откажется от выгодного предложения в пользу мамы, а 28,7% — предложение примут и 19,7% — не смогут сделать выбор. Таким образом, при переходе от абстрактной ситуации к реальной доминирование «морально детерминированных» оценок не столь очевидно, а рост прагматичных оценок налицо.

Оценки реальной ситуации выбора между профессиональной карьерой и проживанием мамы в интернате статистически значимо связаны с теми представлениями о взаимных обязательствах разных поколений членов семьи, которые делают акцент на долге. Респонденты, которые считают взаимным долгом старших и младших поколений членов семьи помогать друг другу; долгом взрослых детей брать на себя ответственность за заботу о престарелых родителях независимо от жизненных обстоятельств и финансовых возможностей, быть готовым изменить привычную жизнь; недопустимым ни в каких случаях проживание пожилых родителей в доме престарелых — скорее откажутся от заманчивого предложения, чем отправят маму в специализированный интернат, несмотря на нормальные условия жизни в нем и постоянный уход. Однако обстоятельства реальной жизни, как показано

4 Полное описание ситуации дано Н. А. Нечаевой: «Моя подруга окончила университет и получила приглашение на работу в престижной фирме, победив в большом конкурсе. Она живет с мамой, которая больна и не может сама за собой ухаживать, а будущая работа требует частого длительного отсутствия. Родственников, которые могли бы помогать, нет. Однако для мамы появилась возможность проживания в специальном доме-интернате. Условия там вполне нормальные. Что делать?» Респонденту предлагалось выбрать одно из двух суждений: «Жаль, конечно, но мне кажется, что надо искать другую работу. Как бы ни было хорошо в доме-интернате, лучше, если мама останется жить дома» / «А я думаю по-другому. Такого удачного предложения работы может больше никогда не быть. Надо воспользоваться возможностью проживания мамы в интернате: там будт обеспечен постоянный уход». В случае невозможности выбора допускался вариант ответа «затрудняюсь ответить».

выше, заставляют действовать вопреки общим представлениям, что говорит о роли ситуации в выборе того или иного поведения, о ее способности изменять намерения и общие ценностные диспозиции человека.

Взгляды молодого поколения на отношения родителей и взрослых детей отличаются большей дифференцированностью и неоднозначностью, особенно в том, что касается морального долга и обязанно -стей. В большинстве семей студентов помощь родителей взрослым детям принята, но эта помощь не считается обязанностью и долгом старшего поколения, а рассматривается как дело добровольное (84%). Взрослые дети вправе рассчитывать лишь на отдельные услуги, а не на постоянную помощь родителей (71%). Родители должны оказывать скорее моральную поддержку (77%), материальная же помощь может быть предоставлена только при наличии финансовых возможностей (72%). Хотя по многим вопросам студенты выражают скорее традиционные взгляды, значительна и доля тех, кто придерживается иных мнений или затрудняется ответить. Так, 55% респондентов считают, что независимо от жизненной ситуации детей родители всегда должны им помогать, а 40% допускают помощь только в тяжелых жизненных случаях. Две трети респондентов полагают, что мамы и папы должны помогать взрослым детям, пока те «не встанут на ноги» в материальном смысле. Треть же считает, что этого делать не стоит: родители должны дать только образование; 57% искренне не понимают тех родителей, которые не помогают своим детям, убеждая их, что они сами должны всего добиться, а 35% — могут понять таких родителей. Более 63% молодых людей допускают, что родители должны помогать, даже если не получат ответную помощь, остальные же либо сомневаются в этом, либо подобной ситуации не приемлют: родители вправе ожидать ответную помощь. Большая часть студентов (80%) придерживается традиционных взглядов на делегирование ответственности и заботы о младшем поколении членов семьи на старшее, полагая, что дедушки и бабушки должны брать на себя заботу о внуках, если их родители не могут этого сделать в силу разных обстоятельств.

Наибольшая вариативность и противоречивость проявились в ответах на вопросы о взаимной готовности взрослых детей и их родителей изменить свою жизнь, чтобы помочь друг другу в сложной ситуации. Причем распределение ответов на эти вопросы практически одинаково. Чуть больше половины молодых людей полагают, что и взрослые дети должны изменить привычную жизнь, сменить работу, чтобы заботиться о престарелых родителях (55%), и родители должны изменить

свои жизни, чтобы выручить взрослых детей, оказавшихся в трудном положении (51%). Почти четверть опрошенных не разделяет потенциальную готовность потерять профессиональный статус и доходы, кардинально поменять жизнь (26% и 28%). Каждый пятый — затруднился ответить на вопросы. Это свидетельствует об амбивалентности представлений о готовности к поведению — одновременном поддержании «противоположных» чувств и эмоций, которые следуют из-за противоположных ожиданий относительно того, как человек должен действовать. На наш взгляд, именно в таких случаях влияние ситуативных факторов становится весомым.

Исследование влияния пола, индикаторов проживания в родительском доме или вне его, места рождения респондентов и их родителей на представления о взаимных родственных обязательствах выявило следующее. Данные представления оказались гендерно не дифференцированными. Факт совместного с родителями или самостоятельного проживания студентов также не сказался на них. Фактор «место рождения» респондента и его родителей (Санкт-Петербург, другие крупные города / средние, малые города, села и деревни) дифференцировал некоторые взгляды, выявив статистически значимые, хотя и несильные связи. Студенты — коренные горожане, в отличие от студентов, родившихся в деревне, скорее считают, что родители должны изменить свою жизнь ради взрослых детей, оказавшихся в трудной ситуации. Участники опроса, оба родителя которых имели сельское происхождение, с большей вероятностью согласятся с тем, что родители должны помогать взрослым детям, пока те не достигнут материального благополучия. Респонденты, чьи матери горожанки, скорее поймут родителей, не помогающих своим детям, полагая, что они сами должны всего добиться; будут считать долгом взрослых детей заботиться о престарелых родителях даже в ущерб своей работе. Молодые люди, отцы которых родились в городе, вероятнее сочтут недопустимым проживание стариков-родителей в доме престарелых при живых детях даже в исключительных случаях.

Проведенный анализ представлений молодых людей о родственных обязательствах, ответственности и поддержке между разными поколениями членов семьи показал высокую степень согласия с общими положениями о моральном долге, обязанности, ответственности, заботе независимо ни от каких жизненных обстоятельств и ситуаций. В то же время выявились и особенности этих представлений. Наблюдается четкое разграничение «долговых обязательств» в вопросах взаимопомощи взрослых детей и их родителей: помощь родителям —

безусловный долг детей, помощь детям — дело добровольное, зависит от сложившихся взаимоотношений и чувств, испытываемых друг к другу. В вопросах, касающихся материальной взаимопомощи, молодое поколение прагматично считает, что помогать надо только при определенных условиях, по возможности. Большинство молодых людей придерживается гендерного равенства относительно заботы о престарелых родителях, не считая справедливым перекладывать ее на плечи дочерей, поскольку принято считать это женской работой. Сыновья и дочери должны нести равную ответственность и за уход, и за материальное обеспечение пожилых родителей. Представление о потенциальной взаимной готовности к конкретному поведению (изменить свою жизнь, чтобы помочь друг другу; принять или отклонить предложение о выгодной работе в ущерб интересам семьи) амбивалентно, т. е. одновременно поддерживаются «противоположные» чувства и эмоции, которые следуют из противоположных ожиданий относительно должных действий человека. Отметим, что к аналогичному выводу пришли российские исследователи при сравнении данных трех волн обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе», выделяя тенденцию «перетекания» ответов в промежуточную позицию (Народонаселение современной России... 2013). Большее значение имеют контекстуальные факторы — ситуации и конкретные обстоятельства в отношениях разных поколений членов семьи, когда жизнь заставляет действовать вопреки общим представлениям.

Вариативность взглядов молодого поколения на отношения родителей и взрослых детей, по-видимому, может объясняться отсутствием реального опыта родительства и собственным опытом отношений между поколениями в семье. Влияние фактора «места рождения» говорит о воспроизводимости практик межпоколенных отношений в семье.

Таким образом, представления молодого поколения о родственном долге, обязательствах и заботе разных поколений семьи сохраняют традиционные черты и в то же время имеют свои особенности, позволяющие выявить возможные векторы изменений межпоколенного контракта. Проведенный анализ эмпирически доказал, что межпоколенный семейный контракт меняется, но не «переписывается».

Источники

Вдовина М. В. Межпоколенный конфликт в современной российской семье //

Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102—104.

Корчагина И. И., Прокофьева Л. М. Население России: о роли общества и семьи в поддержке детей и престарелых || Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования: Сборник аналитических статей. Вып. 1. Под науч. ред. Т. М. Малевой и О. В. Синявской. М.: НИСП, 2007. С. 313-344.

Корчагина И. И., Прокофьева Л. М. Россияне о роли общества и семьи в поддержке детей и престарелых: изменения последних лет || Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования: Сборник аналитических статей. Вып. 2. Под науч. ред. С. В. Захарова, Т. М. Малевой и О. В. Синявской. М.: НИСП, 2009. С. 247-264.

Миронова А. А. Родственная межпоколенная солидарность в России || Социологические исследования. 2014. № 10. С. 136-142.

Народонаселение современной России: риски и возможности. М.: Экономическое обозрение, 2013. С. 96-108.

Настоящее и будущее семьи в меняющемся мире. М., 2015.

Прокофьева Л., Миронова А. Роль межсемейного обмена в системе материальной поддержки и ухода за пожилыми в современной России || Демографическое обозрение. 2015. № 3. С. 69-86.

Семенова В. Социальная динамика поколений. Проблема и реальность. М.: РОСПСПЭН, 2009. С. 67-68.

Синельников А. Б. Кризис брачно-семейных и межпоколенных отношений и приоритетные направления демографической политики в России: авто-реф. докт. дис. М., 2015.

Синявская О. В., Гладникова Е. В. Взрослые дети и их родители: интенсивность контактов между поколениями // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. По материалам одного исследования: Сборник аналитических статей. Вып. 1. Под науч. ред. Т. М. Малевой и О. В. Синявской. М.: НИСП, 2007. С. 517-544.

Фабрикант М., Магун В. Семейные ценности россиян и европейцев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:||demoscope.ru|weekly|2014|0613| tema01.php (дата обращения: 02.11.2017).

Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:||www.gks.ru| free_doc|new_site|population|demo|micro-perepis|finish|micro-perepis.html (дата обращения: 02.11.2017).

Старчикова М. В. Межпоколенное взаимодействие в современной России || Социологические исследования. 2012. № 5. С. 140-144.

Bengtson V L., & Mangen D.J. Family intergenerational solidarity revisited || D. J. Mangen, V. L. Bengtson, & P. H. Landry (Eds.). Measurement of intergenerational relations. Newbury Park, CA: Sage, 1988. P. 222-238.

Bengtson V. L., & Roberts R. E. L. Intergenerational solidarity in aging families: An example of formal theory construction || Journal of Marriage and the Family. 1991. No. 53. P. 856-870.

Bengtson V. L. Is the «Contract Across Generations» Changing? Effects of Population Aging on Obligations and Expectations Across Age Group // Bengtson V. L. and W. A. Achenbaum (eds.). The Changing Contract Across Generation. N. Y., 1993.

Bengtson V. L. Beyond the nuclear family: the increasing importance of multigenera-tional bonds // Journal of Marriage and Family. 2001. Vol. 63. P. 1-16.

Dykstra Pearl A., Thijs van den Broek, Cornelia Muresan, Mihaela Haragus, Paul-Teodor Haragus, Anita Abramowska-Kmon, Irena E. Kotowska. State-of-the-art report Intergenerational linkages in families (Families and Society). Working Paper Series 1. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fami-liesandsocieties.eu/?page_id=131 (дата обращения: 02.11.2017).

Fokkema Tineke, Bekke Susan ter, Dykstra Pearl A. Solidarity between Parents and their adult children in Europe // Netherlands interdisciplinary Demographic institute Report. Knaw Press, Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences, Amsterdam, 2008. No. 76.

Karpinska Kasia, Dykstra Pearl A., Thijs van den Broek, Djundeva Maja, Abramowska-Kmon Anita, Kotowska Irena I., Haragus Michaela, Haragus Paul-Teodor, Muresan Cornelia and Pau Mari-Klose. Intergenerational linkages in families: The organization of caring and financial responsibilities: Summary of results (Families and Society). Working Paper Series Changing families and sustainable societies: Policy contexts and diversity over the life course and across generations 61. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.familiesandsocieties. eu/?page_id=131 (дата обращения: 02.11.2017).

Muresan C., & Haragus P-T. Norms of family obligation and actual giving and receipt of financial support and care. [Familie sand Societies deliverable 7.4] 2015.

Roberts R. E. L., Richards L. N., & Bengtson V. L. Intergenerational solidarity in families: Untangling: the ties that bind // S. K. Pfeifer & M. B. Sussman (Eds.). Marriage and Family Review. Binghamton, N. Y.: Haworth Press, 1991. Vol. 16. P. 11-46.

Rossi A. and Rossi P. Of Human Bonding. Parent — Child relation across the Life Course. N. Y.: Aldine de Gruyter, 1990.

Silverstein M., & Bengtson V. L. Intergenerational solidarity and the structure of adult child-parent relationships in American families // American Journal of Sociology. 1997. No. 103. P. 429-460.

Silverstein M., Gans D., & Yang F. M. Filial support to aging parents: The role of norms and needs // Journal of Family Issues. 2006. No. 11. P. 1068-1084.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.