Научная статья на тему 'Межпоколенные взаимоотношения как фактор социализации молодого поколения'

Межпоколенные взаимоотношения как фактор социализации молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
564
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПОКОЛЕНИЕ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова О. Н.

В качестве важнейшего фактора социализации молодого поколения указывается на такую ценность общества, как уважение к старшим. Анализируется понятие "поколение", в статье рассматриваются три основных поколения, которые существуют в современном российском обществе с их различными взглядами, ценностными ориентациями, в связи с чем возникает основа для конфликта поколений и в то же время возможен поиск путей сотрудничества и взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN GENERATIONS AS THE FACTOR OF YOUNG GENERATION SOCIALIZATION

This article touches upon the problem of young generation socialization. The main factor of socialization of young generation is the respect to old people. The article analyses such notion as generation; shows 3 main generations in modern Russia with their own values; reveals conflicts and ways to mutual understanding.

Текст научной работы на тему «Межпоколенные взаимоотношения как фактор социализации молодого поколения»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 77-83 77

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2008 г. О.Н. Морозова

Казанский государственный медицинский университет aon77@mail.ru

Поступила в оедащию 15.04.2008

В качестве важнейшего фактора социализации молодого поколения указывается на такую ценность общества, как уважение к старшим. Анализируется понятие «поколение», в статье рассматриваются три основных поколения, которые существуют в современном российском обществе с их различными взглядами, ценностными ориентациями, в связи с чем возникает основа для конфликта поколений и в то же время возможен поиск путей сотрудничества и взаимопонимания.

Ключевые слова: социализация, молодежь, поколение, межпоколенные конфликты.

Молодежь как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку в кризисных условиях она больше всего подвержена крушению идеалов, обострению апатии, так как система ее ценностей подвижна, мировоззрение еще не устоялось. Это приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Чтобы эффективней помогать молодежи в ее становлении, необходимо всестороннее изучение данной социально-демографической группы.

Социология молодежи исследует молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. От того, насколько изучены мир ценностей современной молодежи, её установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разработки и реализации нормативно-правовой базы, создание социальных учреждений, деятельность которых направлена на решение проблем молодежи в области образования, в сфере труда и занятости, здравоохранения, социальной защиты.

Во всех сферах жизнедеятельности общества молодежь является одним из основных ресурсов, необходимых для целей развития, а также одним из главных проводников социальных преобразований, экономического развития и технического прогресса. Молодежь можно определить как особую социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной зрелости, положение

которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Определение молодежи постоянно трансформировалось в зависимости от меняющихся политических, экономических и социально-культурных условий и социальных процессов и по-разному трактуется в различных странах мира.

Молодежь имеет подвижные границы возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учебы или работы). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации. Социализация - это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и

целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1]. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной социализации;

относительно направляемой социализации; относительно социально контролируемой социализации; более или менее сознательного самоизменения человека.

Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его взаимодействия с обществом.

Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать семья, родственники, соседское окружение, группы сверстников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соученики, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы временного пребывании (в больнице, в местах проведения отдыха и пр.), ситуативные общности (в поезде, в театре, на стадионе, в бассейне) [2].

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека набор сегментов общества, с которыми он взаимодействует, существенно различается по количеству и специфическим особенностям.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и средств. Причем даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, стихийная социализация в них все равно происходит наряду с относительно социально контролируемой социализацией.

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме).

Относительно направляемая социализации человека происходит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в совокупности осуществляют управление обществом. Термин «относительно направляемая социализация» определяет деятельность государства, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональным и иным слоям населения.

Относительно направляемая социализация отличается от стихийной и относительно социально контролируемой социализации как минимум двумя признаками [4].

Во-первых, стихийная социализация

происходит во взаимодействии человека с обществом в целом и с его отдельными сегментами (о чем шла речь выше), в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества.

Относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями как структурами, осуществляющими управление обществом и его гражданами.

Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государственной политикой и законодательством, а также их реализацией в социальной практике государства, его административных субъектов и муниципальных образований.

Относительно социально контролируемая социализация - это воспитание, которое можно определить как осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется.

Воспитание человека осуществляется в процессе его взаимодействия в нескольких сегментах общества: семьей, религиозными организациями, государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных разнопрофильных

организациях, в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных

сообществах.

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме [5].

Человек в своей жизни проходит через ряд воспитывающих его общностей различного типа и в каждый период жизни одновременно входит в несколько из них. Между этими общностями нет и не может быть жесткой связи и преемственности, а часто нет вообще никакой связи (что может быть и благом, и злом в зависимости от обстоятельств). В процессе социализации человек так или иначе

самоизменяется. Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным [1].

Итак, основными факторами стихийной социализации российской молодежи являются: политика государства во всех сферах общественной жизни, уровень жизни различных слоев населения, социальная дифференциация общества, взаимоотношения между людьми в повседневной жизни, уровень культуры общества в целом, который проявляется в деятельности различных учреждений (больниц, магазинов, государственных учреждений), доступность образования, жилья, работы, распространенность в обществе моральноэтических норм и идеалов, отношение к старшему поколению, отношение к женщинам и детям, работа СМИ, учреждений культуры и т.д. [6].

Молодежь видит обстановку в обществе, оценивает ее, особенно чутко реагируя на проявления двойных стандартов в политике и морали.

Относительно направляемая социализация молодежи происходит в учебном заведении, по месту работы, в семье и в результате взаимодействия с государством и государственными органами. Например, в учебном заведении очень важно создавать атмосферу уважения к учащимся и в то же время четко требовать от них исполнения своих обязанностей. В этой связи если молодые люди видят, что их воспитатели (педагоги, деканы и т.д.) сами проявляют недобросовестное отношение к работе, допускают грубость, склонны к вымогательству, то никакие воспитательные лозунги не смогут придать социализации молодежи нужное направление

[5].

Наконец, воспитание как относительно социально контролируемая социализация - это вся система воспитательных мер, с помощью которых общество пытается воздействовать на молодежь в нужном ему направлении.

Большое значение имеет вопрос о целях социализации. Общей целью является формирование способности человека жить в современном, быстро меняющемся обществе. Эта способность включает самые разнообразные умения, знания и навыки, в том числе способность к социальному творчеству, инновациям. Все это

предполагает определенный разрыв с

ценностями и установками прежнего общества. Но, с другой стороны, без

прошлого нет будущего, развитие общества всегда предполагает определенную преемственность. Общество не отбрасывает старые ценности, оно лишь смотрит на них по-иному, по-своему интерпретирует, но тем не менее все старые ценности исчезнуть не могут. В качестве примеров можно привести большое количество фактов.

Когда в СССР началась перестройка, многие советские ценности были вычеркнуты из жизни, казалось, навсегда, наблюдались

многочисленные попытки подвергнуть сомнению абсолютно все завоевания Советского государства. Но прошло время, эмоции несколько поутихли, возникли новые острые социальные проблемы, и мы наблюдаем возрождение интереса к традициям советского общества - вновь востребована идея патриотизма, воинского долга, идея ответственности государства за решение многих социальных проблем - это нашло свое выражение, например, в идее национальных проектов здравоохранения, образования, в жилищной политике [7].

Это свидетельствует о том, что идеалы рыночной экономики, демократии и свободы личности должны иметь «человеческое» лицо, т.е. не должны противоречить таким ценностям, как забота о наиболее слабых членах общества, о детях, создание в обществе возможности жить, учиться и работать для всех членов общества, а не только для избранных.

Соблюдение данных ценностей влечет за собой и признание такой ценности, как уважение к старшим. Эта ценность связывает прошлое с настоящим и позволяет людям оставаться людьми в условиях конкуренции, борьбы за свои материальные интересы. Уважительное отношение к старшим является, во-первых, одним из условий преемственности в развитии общества; во-вторых, важнейшим позитивным фактором социализации молодежи; в-третьих, уважение к старшим не противоречит развитию таких требуемых от молодежи качеств, как активность и конкурентоспособность. Уважение к старшим позволяет придать указанным качествам «человеческий» характер. Поэтому

необходимо разобраться, какова ситуация взаимоотношений поколений в современной России, для этого надо пояснить само понятие «поколение».

Поколение, по определению М.Б. Глотова, это «объективно складывающаяся социальнодемографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами

возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени» [1]. Поколению присущи типичные антропогенетические, социально-психологические, идейнонравственные и этнокультурные

характеристики, сходные духовные ценности, социальный опыт и образ жизни.

Этимологический анализ понятия «поколение» представлен в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой отмечается, что понятие «поколение» происходит от общеарийского корня «§ап», означающего «производить потомство» [1].

Понятие «поколение» полисемантично, междисциплинарно и интегрально. Уже в древних библейских и евангельских текстах встречается многозначное употребление термина «поколение» для обозначения потомков, сверстников и современников. Понимание поколения как историко-демографической общности впервые встречается у «отца истории» Г еродота.

Научный интерес к анализу поколения и его проблем проявился в западноевропейской социальной философии во второй половине XIX века. В трактатах этого периода кроме биолого-генетического аспекта определения понятия «поколение» представлены еще три: позитивистско-натуралистическое - как пространственно-хронологическая общность; романтико-гуманитарное - как идейнодуховная общность; историко-политическое -как временно господствующая общность. С одной стороны, подчеркивалась прерывность поколений (Ж. Дромель), а с другой -преемственность и сосуществование поколений (А. Курно). Наиболее явно выраженный демографический подход в понимании поколения характерен для Г. Рюмелина, который предложил количественное понятие длины поколения, определяя ее как среднюю возрастную разницу между родителями и детьми в данный исторический период [1]. К. Маркс и Ф. Энгельс объединили культурноисторическое понимание поколения с классовоэкономическим. В. Дильтей акцентировал внимание на духовной общности поколений и ее исторической обусловленности. По К. Маннгейму, поколение характеризуется определенным положением, специфической взаимосвязью и известным единством [9].

У каждого поколения есть свое временное измерение и историко-культурное

пространство. С точки зрения К. Маннгейма, смена поколений - универсальный процесс,

основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого в культурном процессе появляются новые участники, тогда как старые факторы этого процесса постепенно исчезают; члены любого данного поколения могут действовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса, и необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследство.

В советской литературе демографическое понимание поколения было изложено Я.С. Улиц-ким в статье «Демографическое понятие поколения» (1959).

Анализ существующих определений поколения и его проблем представлен И. С. Коном в монографии «Социология личности» (1967) и в статье «Понятие поколения в современном обществоведении» (1979).

В современном отечественном

обществоведении существует несколько подходов к пониманию понятия «поколение».

Впервые в отечественной литературе классификация поколений была предложена в XIX веке демографом А.П. Рославским-Петровским, который разделил все население на подрастающее поколение (до 15 лет), цветущее поколение (от 16 до 60 лет) и увядающее поколение (старше 60 лет). Советский демограф Б.Ц. Урланис в работе «История одного поколения (социально-

демографический очерк)» (1968) предложил разделить население на три поколения:

дорабочего возраста (до 15 лет), рабочего возраста (от 16 до 59 лет) и послерабочего возраста (старше 60 лет) [10].

Характеризуя поколения людей за 50-летний период существования СССР, Г.Л. Смирнов и И.Ю. Корж считают необходимым различать поколение участников Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны; поколение участников первых пятилеток строительства основ социализма; поколение участников Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства; поколение участников освоения

целинных земель и космоса [11].

В «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985) представлена следующая

классификация поколений: реальное поколение (совокупность ровесников), гипотетическое поколение (совокупность современников), нулевое поколение (совокупность супружеских пар), первое поколение (совокупность потомства супружеских пар), второе поколение

(совокупность внуков), третье поколение (совокупность правнуков).

«Социологический энциклопедический

словарь» (1988) предлагает различать

генеалогическое поколение (происходящее от одного предка), реальное поколение (совокупность сверстников), условное поколение (совокупность современников), хронологическое поколение (совокупность соратников).

Социологические исследования

внутрипоколенных и межпоколенных взаимодействий, преемственности и

конфликтов поколений способствуют познанию специфики исторического развития общества как системы, его структуры и организации.

В учебнике «Социология молодежи» в современном российском обществе выделяются три основных поколения. К первому поколению авторы относят тех, кто вырос, получил воспитание и образование в советское время и в силу этих обстоятельств сформировал свое мировоззрение под воздействием марксистско-ленинской идеологии, тоталитарной системы, характерной особенностью которой был страх человека за свою жизнь и судьбу своих близких, причем страх этот носил массовый характер. В Советском Союзе в результате коммунистического эксперимента сложился определенный статус человека,

детерминированный спецификой тоталитарной системы. Советские люди, живя в столь специфических условиях, по словам А.А. Зиновьева, стали носителями так называемой идеологической морали, которая, в отличие от морали традиционной, предусматривающей добровольное решение людей ограничивать свои действия по отношению к другим, руководствуясь в поведении законами коммунальности, избавляет людей от внутренних самоограничений. Идеологическая мораль оправдывает любые преступления руководства страны как в отношении своего населения, так и в отношении других народов. Руководство действует во имя «прогресса», «освобождения трудящихся от эксплуатации и колониализма», построения самого

«справедливого» общества, т. е. во имя самых благородных целей. Низшие слои населения, в свою очередь, вынуждены правдами и неправдами приспосабливаться к условиям жизни, платя ложью, ленью, воровством, пьянством, халтурой и пр. за потоки лжи и насилия, обрушивающиеся на них сверху [2].

Ко второму поколению, представляющему собой наиболее активную часть населения

современной России, авторы учебника относят представителей той возрастной группы, которая вошла в период гражданской зрелости в 1980-е годы. В это время, коммунистическая власть в СССР в поисках средств вывода общества из состояния «застоя» (а на самом деле глубокого экономического и идеологического кризиса) инициировала политику перестройки. Однако попытка ограничить процессы, протекающие в стране, рамками перестройки оказалась неудачной, обнаружив как утопичность преобразования общества в соответствии с определенными планами, так и глубину кризиса советского общества, который перестройка еще более усилила [12].

Завершающий этап перестройки

ознаменовался новой социальной иллюзией о возможности выхода агонизирующей коммунистической системы из исторического тупика посредством репродуцирования моделей экономического, социально-политического управления обществом наиболее развитых государств планеты. Этому способствовало и то обстоятельство, что нередко из конъюнктурных, политических соображений реформационный порыв в гуманитарных науках направлялся на отрицание позитивного опыта в историческом развитии нашей страны в советское время и переоценку перспектив его досоветского периода, на фетишизацию западных моделей социально-экономического развития. Таким образом, представители второго поколения, пытаясь критически осмыслить опыт советского прошлого страны, оказались жертвами наивной веры в непогрешимость рецептов западной демократии, в приемлемость для России стандартов западного образа жизни и мысли [13].

Когда речь заходит о втором поколении, то в целом можно согласиться с авторами. Именно второе поколение было морально готово выйти из условий жизни при социализме, не рассматривая это как катастрофу. Это объяснялось тем, что второе поколение было больше информировано о жизни в мире, оно воспитывалось в более гуманную «брежневскую» эпоху, когда идеологические доктрины все же во многом ослабли и почтение к коммунистической власти существовало лишь на словах, тогда как неофициально в стране пышным цветом развивалось анекдотическое творчество, высмеивающее эту власть. Именно второе поколение «устало» от двойной морали и тянулось к более свободной жизни как в духовном, так и в материальном плане. Люди второго поколения в основном не представляли

себе тех новых условий и тех трудностей, с которыми им придется столкнуться в условиях рыночного общества.

Третье поколение входит в социальную реальность в период вторичной социализации, имея отличные от первых двух поколений представления об этой реальности и о перспективах общественною развития. Формирование мировоззрения этого поколения происходило в условиях болезненного отрезвления массового сознания, его избавления от мифа о закономерной обусловленности построения коммунизма по советской модели в отдельно взятой стране (СССР) с последующим ее продуцированием во всем мире. Такое отрезвление сопровождалось критическим осмыслением истории страны, роли в ней отдельных личностей. В результате представители третьего поколения в основной массе обладают устойчивым иммунитетом к идеям достижения материального

благополучия, высокого социального статуса за короткий временной отрезок под влиянием внешних факторов (государственной власти, счастливой случайности, чьей-то помощи).

В отличие от второго поколения, для которого в конце 1980 - начале 1990-х гг. среднее и высшее профессиональное образование имело столь низкий рейтинг в структуре социальных ценностей, что в эти годы российские сузы и вузы испытывали хронический дефицит студентов, третье поколение возвело профессиональное образование в ранг неотъемлемого условия успешной самореализации личности. Именно этим обстоятельством объясняется взрыв в нашей стране в последние годы интереса населения к высшему образованию, что привело к росту количества вузов, появлению негосударственных учебных заведений, численность которых достигает в настоящее время 40% от общего количества вузов [2].

Отличительной особенностью третьего поколения является и то, что его первичная социализация проходила в весьма специфических условиях - невостребованности большей части социального опыта старшего поколения, накопленного им в условиях иной, уже не существующей системы социальноэкономических отношений. Это обстоятельство вынуждает третье поколение перенимать единственно доступный ему опыт через средства массовой информации и интерпретированный ими опыт общества массового потребления, которое в российском варианте характеризуется рядом исследователей

как общество западноцивилизационного типа, но в виде уже исчерпавшей свою историческую перспективу формации. Отличие условий жизни третьего поколения от двух предыдущих заключается также в том, что именно в этот исторический отрезок времени существенной является тенденция изменений во взаимоотношениях человека и общества, когда происходит сдвиг приоритета в сторону индивида. Эта тенденция непосредственно затронула и российский социум, о чем свидетельствует структура ценностных ориентаций представителей третьего поколения, для которого все большую ценность приобретают такие понятия, как «богатство», «индивидуализм», «личное достоинство»,

«предприимчивость» и «свобода».

Симптоматично, что возглавляет иерархию их ценностей «личное достоинство» [3].

Такие различия в условиях формирования и жизни представленных трех поколений не могли не породить и конфликт поколений.

Негативное отношение старшего поколения к молодому поколению и противостояние между ними констатировалось мыслителями с древнейших времен. Научный интерес к проблеме конфликта поколений возник в западной психологии и социологии второй половины XX столетия и был обусловлен массовыми студенческими волнениями и молодежными эпатажными движениями, а также стремлением противопоставить теории «конфликта», «кризиса», «разрыва» поколений марксистскому учению о классовой борьбе.

В «Социологическом энциклопедическом словаре» (1998) представлены 16 видов

социальных конфликтов, однако отсутствует упоминание о конфликте поколений. В постсоветское время проблема конфликта поколений в России представлена в публикациях В.И. Чупрова, Г.Г. Феоктистова, Т.А. Трофимовой, В.Т. Лисовского, которые отмечают, что объективной основой конфликта поколений служит нестабильность российского общества, а субъективной - утрата идейнонравственных ориентиров, недостатки семейного и школьного воспитания, намеренное противопоставление поколений средствами массовой информации.

Характеризуя «трансформирующееся

современное российское общество», И.М. Ильинский утверждает, что в нем «налицо не конфликт, а разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы иного экономического, общественно-политического

строя» [4]. И.М. Ильинский объясняет «разрыв поколений» тем, что «поколение отцов» оказалось в положении, когда материальное и духовное наследие, которое оно по законам преемственности развития должно и обязано передать своим преемникам, практически отвергнуто. Социальные ценности, которыми жили прежние советские поколения, «в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили свой смысл и практическое значение и в силу этого не могут быть унаследованы «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни». Верно отмечая проявление данной тенденции, на наш взгляд, И.М. Ильинский ее гиперболизирует, отрицая таким образом ценность всего материального и духовного отечественного наследия.

Подводя итоги сказанного, можно констатировать следующее.

Во-первых, социализация молодежи предполагает формирование определенного отношения к ценностям старшего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, независимо от принятия или непринятия ценностей старшего поколения, уважение к старшим - это то, что связывает прошлое с настоящим, позволяет людям оставаться людьми и обеспечивает преемственность поколений.

В-третьих, конфликт поколений следует понимать как вид социального конфликта, детерминируемый объективными условиями и субъективными факторами межличностного, группового и институционального

взаимодействия представителей разных поколений.

В-четвертых, конфликт поколений может протекать латентно, как скрытая социальная напряженность, или происходить открыто как столкновение мнений, представлений, взглядов, идей, и может перерасти в открытое противостояние поколений.

В-пятых, конфликты чаще возникают и более интенсивно протекают между поколениями переходного возраста (молодежь -взрослые) и поколениями переходного исторического периода (поколение периода застоя - поколение периода перестройки в России), реже и слабее проявляются между отдаленными поколениями (дети - пожилые, современная молодежь - поколение участников Великой Отечественной войны).

Обострению межпоколенных конфликтов

способствуют масштабные динамические

изменения в политической и экономической структурах общества, смена бытовых и культурных стандартов, а также сопутствующие им социальные конфликты, такие как, например, семейные, этнические, классовые,

профессиональные. Запретительно-

административное воздействие господствующего поколения на другие сосуществующие поколения усиливает напряженность межпоколенных отношений. Ослаблению этой напряженности могут способствовать обоюдная толерантность, диалог между поколениями, компромиссы,

достижение консенсуса.

Список литературы

1. Мудрик А.В. Социализация человека. М. 2004. 425 с.

RELATIONS BETWEEN GENERATIONS AS THE FACTOR OF YOUNG GENERATION SOCIALIZATION

O.N. Morosova

This article touches upon the problem of young generation socialization. The main factor of socialization of young generation is the respect to old people. The article analyses such notion as “generation”; shows 3 main generations in modern Russia with their own values; reveals conflicts and ways to mutual understanding.

2. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность. М.: Юрайт-Издат 2001. С. 264-265.

3. Ковалева А.И. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Мысль, 2002. С. 82-85.

4. Глотов Г. Поколение как категория населения // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 47.

5. Муругова В. В. Этапы реализации позитивной жизненной стратегии личности. Казань, 2006. С. 209.

6. Волков Ю., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. С. 414.

7. Андреенкова Н.В. Социальные исследования. М.: Юрайт-Издат, 2003. 303 с.

9. Смелзер Н. Социология. М.: Юрайт-Издат, 1994. С. 315.

10. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социальнополитический журнал. 2002. № 6. С. 16-22.

11. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. С. 245.

12. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. М.: Просвещение, 2000. 546 с.

13. Волков, Ю. Г. Социология молодежи. Ростов/н/Д: Феникс, 2001. С. 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.