МЕЖПОКОЛЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ: КОНТЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Панюкова Юлия Геннадьевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования; профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Российского государственного аграрного университета — МСХА им.К.А.Тимирязева. E-mail: apanukov@mail.ru
Аннотация. В статье представлены несколько направлений современных зарубежных экопсихологических исследований в области межпоколенных различий в проэкологических ценностях. Рассматриваются теоретические основания и эмпирические направления исследований. Выделены такие феномены, как межпоколенные различия в проэкологических ценностях, межпоколенные различия в проэкологических установках, межпоколенные различия в проэколо-гическом поведение. Анализируются связи между проэкологическими ориентациями родителей и детей с учетом пола и кросскультурных различий.
Ключевые слова: межпоколенные различия, проэкологические ценности, проэкологические установки, проэкологическое поведение, родители, дети.
INTERGENERATIONAL DIFFERENCES IN PROECOLOGICAL VALUES: THE CONTENT OF MODERN FOREIGN PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Panyukova Yulia Gennadievna (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education; professor Psychology and Professional education subdepartment, Russian State Agrarian University — MSHA by K.A.Timiryazev.
Abstract. In the article several directions of the modern foreign ecopsychological research in intergenerational differences in proecological values are presented. Theoretical grounds and directions of empirical research are considered. Such phenomena as intergenerational differences in proenvironmental values, intergenerational differences in proenvironmental attitudes, intergenerational differences in proenvironmental behavior are highlighted. The links between proecological orientation of parents and children based on gender and cross-cultural differences are analyzes.
Keywords: intergenerational differences, proecological values, proenvironmental attitudes, proenvironmental behavior, parents, children.
В настоящей статье представлены несколько тезисов, актуализирующих не типичную для отечественной экопсихологии тему эмпирического анализа взаимосвязи проэкологических ценностей, установок и поведения у родителей и детей. Проблема «сохраняющего» поведения по отношению к окружающей человека среде представляет собой самостоятельное направление исследований как в отечественной экопсихологии, так и в зарубежной "environmental psychology". Значимость академических исследований в области факторов, определяющих проэкологическое поведение человека, не подвергается сомнению, однако среди этих факторов тема межпоколенных различий во взаимодействии субъектов с окружающей средой значительно основательней отрефлексирована в зарубежной "environmental psychology".
Одно из оформленных направлений исследований в интересующей нас области — изучение влияния родительских представлений о необходимости «сохраняющего» поведения по отношению к различным ресурсам окружающей человека среды на проэколо-гические представления, установки и поведение детей. Анализ исследований показывает, что это достаточно давно оформленная и основательно интерпретированная тема в зарубежной экопсихологии. К числу наиболее цитируемых исследований относится работа, посвященная анализу взаимосвязи между проэкологическими установками родителей и их детей, выполненная в 2006 году на основательной выборке — в исследовании приняли
участие по одному родителю (средний возраст — 47 лет) и одному представителю «молодого поколения» (средний возраст — 17 лет) из 601 семьи (Дания). Предмет исследования — ценность проэкологических мировоззренческих позиций (proenvironmental orientation) в системе универсальных ценностей (по М. Шварцу), с одной стороны, и сравнительный анализ выраженности в том числе проэкологических ценностей и атти-тюдов у родителей и их детей.
Данное исследование с большой уверенностью можно рассматривать как проектирующее методологические основания для последующей интерпретации темы хотя бы в связи с тем, что проэкологические «мировоззренческие позиции» рассматриваются как «встроенные» в систему универсальных ценностей и для разных возрастных групп по-разному коррелирующие друг с другом. Именно специфика корреляционных связей (их направленность и сила) определяются учеными как основания, позволяющие вносить коррективы в организацию экологического воспитания молодого поколения. В заключение авторы подчеркивают, что связь между родительскими и подростковыми «проэколо-гическими ориентациями» носят значимый, прямой и сильный характер, что позволяет делать вывод о том, что родители являются не только «непосредственными», но и «опосредованными» агентами проэкологической социализации своих детей [2].
Чешские исследователи M. Vacinova и T. Matejec представили результаты эмпирического анализа межпоколенных различий в отношениях человека и природы. Авторы выделили несколько параметров этих отношений, среди которых «степень необходимости контакта с природой», «возможность интерпретировать природные явления», «экоориентированные установки» и др. Выборка составила 222 человека, половина из которых — учащиеся 8-9-х классов средней школы, а половина — их родители.
Сравнение полученных результатов показало, что существуют различия по многим параметрам отношений человека и природы и представителей разных поколений: молодые люди в меньшей степени, чем их родители чувствуют потребность в «прогулках на природе»; предпочитают более экстремальные практики времяпрепровождения на природе, чем взрослые; в большей степени ориентируются в информации, которую «представляет природная среда»; более дифференцированно описывают свои любимые природные места, чем взрослые и др. Ученые делают вывод, что в отношениях между человеком и природой представители разных поколений демонстрируют весьма основательные различия, но и общие черты существуют: в частности, к числу приоритетных для обеих возрастных групп является привязанность к домашним животным [4].
Одно из исследований в интересующей нас области направлено на анализ процессов, посредством которых навыки проэкологического поведения оформляются и передаются в семье от поколения к поколению. Под проэкологическими навыками эксперты понимают следующие показатели: устойчивый образ жизни (sustainable lifestyle), сокращение потребления (reducing consumption) и уменьшение воздействия на окружающую среду (reducing impact).
Полученные данные позволяют сделать вывод, что все три показателя у представителей более позднего поколения значимо связаны с аналогичными у представителей раннего поколения, сила этих связей различна в зависимости от культуры (США, Израиль, Южная Корея). В теоретическом обосновании исследования авторы со ссылкой на многочисленные исследования подчеркивают, что на сегодняшний день можно говорить о растущем интересе к проблеме межпоколенных влияний на просредовые установки и поведение, и акцентируют внимание на принятой в экопсихологическом тезаурусе модели «передачи из поколения в поколение» (Intergenerational Transmission — IGT) навыков проэкологического поведения. В качестве контекста для анализа силы воздействия особенностей проэкологического поведения родителей на детское поведение предлагается
рассмотреть несколько «форматов» социализации, каждый из которых обладает своей значимостью в проэкологической социализации: «область взаимных интересов» (the reciprocity domein), «область, где доминирует взрослый» (the guided learning domain), «область группового участия» (the group participation domein), «область конфликта интересов» (the control domein).
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости рассматривать пространство влияния родительских проэкологических установок и поведения на детские в контексте ведущих форматов социализации и с учетом культурных различий как сложную многоуровневую систему, где каждый фактор оказывает разное влияние на такие показатели сберегающего отношения к окружающей среде, как «устойчивый образ жизни», «сокращение потребления» и «уменьшение воздействия на окружающую среду» [3].
Влияние родительских проэкологических установок на формирование у детей «со-хранящего» по отношению к окружающей среде поведения с акцентом на роли пола в «экологической социализации» — предмет исследования, предпринятого испанскими учеными. Ученые выделяют несколько ракурсов такого влияния, в частности, общий характер установок родителей на установки детей по отношению к сохранению окружающей среды (environmental concern); особенности установок мальчиков и девочек по отношению к сохранению окружающей среды; степень чувствительности детей разного пола по отношению к влиянию материнских и/или отцовских проэкологических установок; специфику влияния установок матерей и/или отцов на установки девочек и мальчиков и др. Дизайн представленного исследования включает теоретический обзор, в рамках которого определены положения, которые проверяются в эмпирической части работы: родительские проэкологические установки положительно связаны с проэкологически-ми установками детей; проэкологические установки девочек сильнее, чем у мальчиков; связь между родительскими проэкологическими установками сильнее в системе «родители—девочки», нежели в системе «родители—мальчики»; проэкологические установки в системе «мать—дочь» сильнее, чем в системе «отец—сын»; проэкологические установки в системе «отец—сын» сильнее, чем в системе «мать—сын» [1].
Таким образом, на основе проанализированных нескольких исследований в области взаимосвязи проэкологических ценностей, установок и поведения родителей и детей можно сделать вывод, что для зарубежной экопсихологии обозначенная проблема представляет собой сложившуюся систему, включающую разработанные теоретические модели и дифференцированные эмпирические направления исследований.
Литература
1. Casalo L.V., Escario J.J. Intergenerational association of environmental concern: Evidence of parents and childrens concern // Journal of Environmental Psychology. 2016. Vol. 48. P. 65—74. DOI: org /10.1016/j.jenvp.2016.09.001
2. Gronhoj F., Thogersen J. Like father, like son? Intergenerational transmission of values, attitudes, and behaviors in the envaironmental domein // Journal of Environmental Psychology. 2009. Vol. 29, I. 4. P. 414-421 /doi.org/10.1016/j.jenvp.2009.05.002.
3. Kats-Gerro T., Greenspain I., Handy F., Vered Y. Envionmental behavior in three countries: The role of intergenerational transmission and domains of socialization // Journal of Environmental Psychology. 2019 (in press) / doi.org/10.1016/j.jenvp.2019.101343.
4. Vacinova M., Maeijec T. Intergenerational differences in personal relationship to nature // Envigogica. 2013. No 8. P. 1-19. URL: www.envigogica.cuni.cz. DOI: org/10.14712 /18023061.384.