Научная статья УДК 141
https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.10
Межпоколенческий дискурс в обществе постмодерна Лейла Бунияминовна Омарова
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность проблемы адаптации и трансляции духовно-практического опыта между поколениями возросла в современной России в связи с изменившейся социально-экономической и политической ситуацией на мировой арене и необходимостью акцентировать внимание молодого поколения на важности сохранения уникальной идентичности России, которая заключена в традиционных социально-культурных и ценностных формулах. Методологической основой исследования стал системно-структурный подход к исследованию культуры и традиций, а также диалектический и герменевтический методы. Цель исследования - анализ духовной составляющей современного общества через призму межпоколенческого дискурса, связанного с трансляцией духовного опыта поколений. Достижение ее предполагает решение следующих задач: показать особенности отношений представителей разных поколений современного общества, связанные с изменившейся динамикой исторического времени; рассмотреть особенности межпоко-ленческой связи в разных типах культур; показать фундаментальное значение семьи в процессе становления «Я» и здоровой аксиосферы общества; выявить возможные пути сохранения фундаментальных ценностей в условиях назревающего аксиологического кризиса. Отмечается, что современный мир находится в состоянии «социальной турбулентности», что сопровождается изменением скорости течения времени и сжатием пространственно-временных парадигм. Правильно выстроенные в этих условиях межпоколенче-ские отношения и акцент на преемственности духовного опыта поколений являются важными условиями сохранения социокультурного кода народа и общества в целом.
Ключевые слова: традиция; духовность; инновации; преемственность; трансляция духовного опыта; общество; ценность, культура, поколение
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Для цитирования: Омарова Л.Б. Межпоколенческий дискурс в обществе постмодерна // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 76-82. https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.10.
Original article
Intergenerational Discourse in the Spiritual Sphere of Postmodern Society Leyla B. Omarova
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, Leylaomarova1 @gmail.com
Abstract. The relevance of the problem of adaptation and translation of spiritual and practical experience between generations has increased in modern Russia due to the changed socio-economic and political situation in the world arena and the need to emphasize to the younger generation the importance of preserving the unique identity of Russia, which lies in traditional socio-cultural and value formulas. The system-structural approach to the study of culture and traditions, as well as dialectical and hermeneutic methods became the methodological basis of the research. The aim of the study is to analyze the spiritual component of modern society through the prism of intergenerational discourse related to the transmission of generations' spiritual experience. Achieving it involves solving the following tasks: to show the peculiarities of relations of representatives of different generations of modern society, associated with the changed dynamics of historical time; to consider the features of intergenerational communication in different types of cultures; to show the fundamental importance of the family in the process of formation of the "Self" and a healthy axiosphere of society; to identify possible ways to preserve fundamental values in the emerging axiological crisis. It is emphasized that the modern world is in a state of "social turbulence", which is accompanied by changing the velocity of time flow and compression of time-space paradigms. Properly built in these conditions intergenerational relations and emphasis on the continuity of spiritual experience of generations are essential conditions for the preservation of the socio-cultural code of the people and society as a whole.
Keywords: tradition; spirituality; innovation; continuity; transmission of spiritual experience; society; value, culture, generation
Funding: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.
© Омарова Л.Б., 2023
For citation: Omarova, L.B. (2023) Intergenerational Discourse in the Spiritual Sphere of Postmodern Society. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 76-82. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.8.10 (In Russian).
История человечества - это вечное изменение, заключенное в единстве прерывности и непрерывности, которые реализуется как чередование поколений, социально-экономических формаций, а также цивилизаций. Каждый этап в истории общества включает в себя инерциальную силу прошлого и системы, действующие и актуальные в настоящем, которые формируют некую культурно-историческую матрицу и идентичность народа. Социальные механизмы, способствующие связи прошлого, настоящего и будущего стоят на фундаменте духовной связи поколений. Преемственность культуры, реализующаяся в последовательной диалектической рефлексии общества и смене поколений, является одной из закономерностей истории. Имея свои ценности, свой опыт, каждое поколение преобразует социальное и духовное пространство (Грязнова, 2010).
Проблема преемственности духовного опыта в современном российском обществе актуализировалось закономерно, так как изменения в социально-политическом и экономическом пространстве, вызванные внутренними или внешними причинами, всегда заставляют обратить особое внимание на вопросы преемственности и новаторства.
В истории любого общества можно выделить как социальные (социальные изменения структуры общества), так и культурные циклы (повторяющиеся процессы, следствием чего является культура как таковая). Если до XX столетия эти явления находились в постоянной связи между собой, то с его наступлением в их интеграции произошел разрыв, который был обусловлен изменением скорости протекания политических, экономических и научно-технических трансформаций. Мы можем говорить о том, что представители поколения второй половины прошлого столетия успели застать несколько культурных циклов, сменяющих друг друга в относительно неизменной социальной структуре. Именно эта скорость и идеализированный образ будущего, основанного на идеях универсализации и глобализации, был предметом озабоченности А. Печчеи когда он писал, что «развитие технологической цивилизации, экономический рост, возрастающая мобильность людей, чьи поселения занимают большую часть твердой поверхности планеты, расширение средств массовой информации - все это сулит в будущем исполнение мрачных пророчеств окончательного и безжалостного исчезновения с лица земли львиной доли того, что еще осталось от свидетельств веры, любви, эмоций, гордости, чувства прекрасного и стремления к добру прошлых поколений» (Печчеи, 1985: 204).
Трансляторами социально-практического и духовного опыта от одного поколения к другому служат традиции. «Содержание понятия "поколение" обширно, так как под ней подразумевается целый комплекс психологических, нравственных качеств как социального пространства, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей» (Капица, 2004: 16). Именно традиции и духовные ценности являются хранилищами культурно-исторического или цивилизационного кода народа.
Историю можно смело назвать устойчивым видом бытия, так как, фиксируясь в прошлом, реализованные возможности становятся социально-культурным полотном как отдельного народа, так и общечеловеческой цивилизации в целом.
Культурное пространство, включая в себя все грани социального, материального и духовного бытия, являет себя как онтологическая реальность, в которой общество реализуется, воплощаясь в различных формах человеческого самовыражения, накапливает навыки, способности и ценности, а также способы их передачи от одного поколения к другому. Эта онтологическая реальность невозможна без межпоколенческой коммуникации.
Одной из актуальных проблем современных гуманитарных наук является анализ коммуникативных методов взаимодействия между представителями разных поколений и определение возможности адаптации и трансляции духовного опыта для сохранения культурного кода и диалектического его развития на более совершенном уровне с учетом современных тенденций и запросов, а также угроз. Междисциплинарные исследования, связанные с трансформацией форм коммуникации в современном социокультурном пространстве, помогают всесторонне изучить и выявить вопросы, связанные с этой проблемой.
Несмотря на то, что в России на законодательном уровне ставится проблема сохранения традиционных ценностей1, сама задача естественного и гармоничного сочетания исторического опыта и новаторского творческого начала нового поколения для конструирования полноценной культурной матрицы народа остается нерешенной в социокультурном и образовательном пространстве.
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
Сохранение традиционной культуры, в которой реализуются определенные модели поведения и деятельности, осуществляется на практическом и теоретическом уровнях. Традиция заключают в себе идеи, ценности, семантические образы, герменевтические представления и архетипы, передаваемые от поколения к поколению, что способствует ее жизнеспособности. В герменевтическом понимании «познающий субъект становится творцом, истолковывая прошлый опыт в духовной или практической плоскости, плоды творчества обусловлены той социально-культурной средой, которая окружает познающего субъекта и частью которой он сам является» (Окороков, 2002: 230).
Культурная эволюция представляет собой явление, в которой не только сохраняются традиции и духовно-практический опыт прошлого, но и рождаются новые традиции и социальные установки. При нарушении этого принципа существует риск возникновения исторического провала, в котором теряется связь между поколениями и разрушаются уникальные коды культуры, характер отношений между поколениями становится ситуативным процессом, утрачивается постоянство и целостность, что влечет за собой ложную интерпретацию культуры и истории собственного народа. «Преемственность поколений носит как осознанный, так и неосознанный характер и имеет сложную структуру, характеризующуюся непрерывностью, последовательностью, поступательностью, относительным постоянством, отклонением от однозначной ретрансляции, творчеством и инновациями» (Степанова, 2015: 123).
Противоречивые мировоззренческие установки и сопутствующие им ценностные ориентации каждого нового поколения делают проблему «отцов и детей» актуальной в любую эпоху. И каждый раз она разрешается по-разному - соответственно социально-культурным установкам исторического периода. В современном обществе эта проблема может быть разрешена за счет создания в социокультурном и образовательном пространстве условий, способствующих взаимодействию многомерной реальности, которая объединяет в себе опыт, установки прошлого и тенденции, запросы настоящего. Проблема, связанная с конфликтом поколений, должна быть рассмотрена как часть цикла культурной эволюции.
Американский антрополог Маргарет Мид типологизировала культуры через способ взаимодействия поколений. «Разграничение, которое я делаю между тремя типами культур - постфигуративной, где дети прежде всего учатся у своих предшественников; кофигуративной, где и дети, и взрослые учатся у сверстников; и префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей, -отражает время, в котором мы живем» (Мид, 1988: 325). Особое значение М. Мид придает пос-фигуративной культуре, говоря, что «условия, ведущие к переменам, всегда существуют в скрытой форме, даже в простом повторении традиционных действий, так как никто не может вступить в один и тот же поток дважды» (Мид, 1988: 323-361), культура становится вневременной. «Особенностью префигуративного типа культуры является наличие обратного информационно-ценностного потока, который направлен от младшего поколения к более старшим генерациям» (Шну-ренко, 2019: 391).
Дофигуративная культура - это совершенно новая модель, которая создает необычные и ранее неизвестные механизмы изменения и передачи культуры, объявляет о новых человеческих возможностях. М. Мид считает, что происходит определенная миграция во времени (Мид, 1988). Быстро меняющаяся реальность делает будущее неизвестным и непредсказуемым, заставляя человека мобилизовывать скрытые ресурсы и укреплять свои жизненные и духовные силы.
В условиях стремительного преобразования социальных и экономических реалий, связанного с информационно-технологическим и цифровым прогрессом, префигурация как модель передачи знаний становится наиболее востребованной. Эта тенденция, возникшая в прошлом столетии, и сегодня продолжает набирать темпы. В условиях, когда необратимо меняется мир, сложился новый способ взаимодействия поколений - «отцы» учатся у своих «детей», которые стали носителями и творцами новой, непонятной старшим реальности. Последние, по словам М. Мид, могут стать «иммигрантами во времени», если им не удастся перенять опыт нового поколения и адаптироваться к новой жизни (Мид, 1988: 360).
Префигуративная модель передачи знаний свойственна, по мнению М. Мид, обществам с высоким уровнем индустриализации и стремительным ростом информационных технологий, цифровизации, характеризующимся их растущим влиянием на массовое сознание (Мид, 1988). Но возьмём на себя смелость не согласиться с госпожой Мид и в качестве аргумента приведем пример японской культуры, которая, несмотря на сверхвысокий уровень цифровизации и информатизации, основана на посфигуративной модели коммуникации поколений. В Японии традиционализмом пронизаны все сферы общества (духовная, экономическая, социальная, политическая), он становится основной чертой как индивида, так и общества в целом. Долгом чести (гири), морально-этической необходимостью продиктованы любые действия японца. Это действующий регламент отношений между людьми в обществе Страны восходящего солнца, и его необходимо
придерживаться вопреки собственному «Я». Можно предположить, что именно этот традиционализм и явился причиной устойчивого развития японского общества. Но наряду с этим оно смело внедряет инновации в свое социальное бытие, но при этом адаптирует их так, чтобы они становились конструирующим элементом японской культуры.
Отечественный социолог и философ В.Г. Ядов отмечает, что убедительным историческим аргументом в пользу национально-культурного своеобразия трансформаций выступает опыт Японии и Китая. В первой традиционный корпоративизм является опорой национального экономического чуда, а второй - осуществляет реформы при сохранении мощной «пирамидальной» основы общественного устройства: руководящей роли компартии и идеи «Великого кормчего» (Ядов, 1999: 66).
Сегодняшнее социальной пространство в силу объективных причин (это прежде всего информационно-сетевая среда) не может быть ограничено только одним типом культуры. Сосуществуя, все три парадигмы являются единой формулой для сохранения и обновления культуры.
Современное молодое поколение находится в уязвимом положении касательно культурного наследования, так как глобальная культура, инновационные тенденции сего-дня становятся определяющими, молодым людям сознательно или бессознательно навязывается радикальный культурный разрыв с предыдущими поколениями через информационно-цифровую среду, применяя множество софистических уловок, с помощью которых истинные ценности подменяются ложными приоритетами одномоментных, кратковременных псевдокультурных конструкций.
Социокультурная, духовная и даже экономическая сферы в постмодернистском обществе, каковым оно сегодня является, на наш взгляд, все больше стараются отойти от старых традиций, приветствуя креативность и отождествляя ее с творчеством. Однако между ними есть различие. Креативность направлена на создание временного элемента, который направлен на получение индивидуальной выгоды, когда как творческий акт априорно вечен и актуален во все эпохи.
Постмодернистское общество демонстрирует интенсивный темп социальных изменений. В исторических рамках одного лишь поколения кардинально могут изменяться основные мировоззренческие константы, ценности и ориентиры. При этом важно заметить, что не сами изменения создают пропасть между поколениями, а их стремительность.
История развития человеческого общества показывает, что подобный разрыв между цен-ностно-мировозренческими константами нового и старого является вполне естественным, но в то же время современность демонстрирует причудливые мутации ценностного ядра, создаваемые искусственным образом с применением информационно-цифровых технологий. Это и является ключевой проблемой современного постмодернистского общества, где симулякры симуля-кров принимаются за истинные ценности.
Данные мутации трансформируют эссенцию и экзистенцию человека и влекут за собой разрушение фундаментальных ценностей, которые являются основными элементами в «социально-генетическом коде» здорового общества.
Говоря о стремительности перемен, С.П. Капица отмечает, что современное общество - это образец предельно сжатого социально-исторического времени (Капица, 2004). Ученый утверждает, что, «живя свою собственную эпоху, каждое поколение может отказаться от наследия предыдущих поколений, так как ценности, установки адаптируются под потребности поколения и изменяются». (Капица, 2004). Но, как отмечалось выше, в современном обществе эти изменения происходят с предельной скоростью, а такие резкие социально-исторические переходы, по мнению Капицы, приводят к тому, что их влияние на жизнь человека становится настолько значительным, что ни отдельный индивид, ни общество в целом не успевают адаптироваться к новому мировому порядку (Капица, 2004). Ускорение темпа роста общественной системы влечет за собой укорачивание жизненных циклов цивилизаций и, следовательно, приводит к упадку культуры и потере ценностного ядра, которое является смыслообразующим для социально-культурного кода народа и общественного сознания. Это и приводит к кризисным явлениям в обществе.
Парадигмальные изменения, продиктованные сжатием социально-исторического времени, делают еще более значимыми вопросы сохранения культурно-цивилизационного и социально-ценностного кода народа. В связи с этим важность приобретает проблема сохранения ценностей и традиций, которые являются фундаментальными и узловыми для сохранения целостности народа и общества.
Одной из существенных подсистем социума, которая способна сохранить социокод через межпоколенческую связь, является семья. Многочисленные философские, социологические и психологические исследования общественных систем показывают, что именно она имманентно формирует у человека представления о том, как он должен коммуницировать с внешним миром. Семья влияет на ориентирование человека в аксиосфере, ориентируя на те или иные ценностные нормы и установки. «Большую роль в становлении молодого человека и культивировании
духовного наследия в качестве жизненном опоры играет семья, так как выстраивание индивидуальной жизненной карьеры зависит от позиции семьи, объёма и качества ее материальных и интеллектуальных ресурсов» (Воскресенская, Ялозина, 2022). В процессе передачи опыта между поколениями в семье важна не только оценка опыта предков потомками, но и то, как он представлен и какими методами транслируется, какие механизмы при этом задействованы. Если опыт и ценности реально значимы для предыдущего поколения, то вполне вероятно, что они будут восприняты и последующим.
Семья является одной из самих ранних форм организации жизни общества. «Это своеобразная минимодель общества, где присутствуют все виды социальных связей и отношений. В семье всегда существуют отношения, которые содержат духовно-нравственные, экономические, социально-образовательные и другие аспекты» (Николаев, 2006: 184).
Культурологический подход к анализу феномена семьи помогает рассмотреть ее в различных вариациях и выделить несколько типов межпоколенческих взаимоотношений внутри данного института, условно обозначив их как «сохраняющуюся», «одностороннюю» и «нарушенную преемственность». При первом типе взаимоотношений обмен опытом происходит с двух сторон одновременно, то есть как для потомков, так и для предков данный процесс является осознанным и значимым, в нем выделяются наиболее важные установки для дальнейшего сохранения внутрисемейных и общественных ценностей. «Односторонняя преемственность» демонстрирует превалирование только патерналистских установок и ценностей во взаимоотношениях, имеет место навязывание их следующему поколению, при этом приоритеты молодежи не учитываются. В семьях с нарушенной преемственностью, относящихся к третьему типу взаимодействия, слабо выражена передача опыта как с одной, так и с другой стороны.
Очевидно, что тип семьи с «сохраняющейся преемственностью» больше способствует трансляции и адаптации традиций и ценностей, а следовательно, и сохранению социокультурного кода народа. Родовое бессознательное, которое формирует способ взаимоотношений в семье, выстраивает сложную социально-генетическую цепочку, в рамках которой сохраняется и передается из поколения в поколение определенное отношение к людям, обществу, истории собственного народа и его ценности.
Осознанный и осмысленный подход к мировоззренческим проблемам разных поколений и умение правильно обмениваться опытом - это необходимое условие не только для формирования личности, но и для сохранения культурно-исторических норм и социально-ценностных установок общества.
Межпоколенческий дискурс способствует реализации культурно и исторически обусловленных идеалов, норм, установок и ценностей. Сегодня его наличие становится обязательным для обеспечения существования жизнеспособного и безопасного общества, способствующего сохранению, трансляции и адаптации истинных ценностей.
Многомерное человеческое существо, конструирующее общество и являющееся основной движущей силой социальной эволюции и истории, несмотря на то, что ограничено промежутком времени, называющимся человеческой жизнью, несет ответственность не только за него, но и за последующие промежутки бесконечного времени. Homo Etikus - это не только биологический вид, а нечто большее, создающее духовную сферу и посредством своей деятельности способное разрушить или расширить пределы этой сферы.
Передачу духовно-практического опыта от поколения к поколению современные специалисты называют «культурной трансмиссией». Анализом явлений, входящих в содержательное поле этого понятия, занимаются не только гуманитарные науки (культурология, социология, философия, экономика, психология и т.д.), но и некоторые естественно-научные направления знания.
Переходя к выводам, можно отметить следующее:
1. Межпоколенческий дискурс в области трансляции социокультурного опыта формирует тот пласт человеческой жизни, в котором реализуются исторически обусловленные ценности и идеалы общества, методы накопления и передачи опыта, которые уникальны для каждой исторической эпохи. «Уважение к опыту предшественников остается важной ценностью новых поколений, однако ослабевает ввиду меняющейся окружающей среды, а также исторических процессов, к которым молодое поколение причастно» (Джанджгава, Ореховская, 2022: 16). В связи с этим важной задачей воспитательного и образовательного процесса в современном обществе становится актуализация проблемы сохранения традиционных ценностных ориентиров и адаптация их под новые современные реалии.
2. Семья - это «социальный атом», в котором существует сильная эмоциональная связь между его членами, за счет чего сознательно или бессознательно значимая ценностная инфор-
мация передается от одного поколения к другому, закрепляются определенные формы поведения (родовое бессознательное). В связи с этим условия, создаваемые для поддержания здоровой, традиционной семьи, являются важным культурообразующим фактором.
3. Особенностью межпоколенческого дискурса в современном обществе является то, что он осуществляется иным образом, чем в социальных пространствах, ушедших в историческое прошлое. Это обусловлено ускорением темпа жизни, причины чего можно найти как в связанности времени и политических процессов, так и в глобальной технологизации: «человечество и жить торопится, и чувствовать спешит, не успевая за правилами жизни, за им же самим созданным прогрессом» (Капица, 2004: 13).
В современную эпоху, когда время соответствует объему информации, уплотненной до предела, происходит сокращение диапазона памяти. В связи с этим процесс культурной трансмиссии связан должен быть не столько с естественной передачей фундаментальных ценностей и традиций народа, сколько со специальным научением нового поколения им. Без этого этнос рискует потерять идентичность и раствориться в общей массе. Историческое развитие любой культуры возможно именно благодаря взаимосвязи наследия и новаторства. «Исторический процесс - это беспрерывное преобразование условий, знания, содержания в их непосредственном явлении, но такое преобразование, при котором возможно и необходимо отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация» (Ясперс, 1994: 347).
Результаты настоящей работы могут найти применение при разработке принципов и мер социальной политики в сфере нормализации и стабилизации жизни и деятельности различных поколений и их взаимодействия на основе создания единого духовно-воспитательного пространства.
Список источников:
Воскресенская Н.О., Ялозина Е.А. Проблема преемственности духовного опыта поколений в зарубежной историографии // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8 (100). С. 104-110. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.17.
Грязнова Ю.Г. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания и форм передачи знаний и опыта между поколениями // Молодежь современной России: альтернативы выбора духовных убеждений. М., 2010. С. 163-169.
Джанджгава Л.Т., Ореховская Н.А. Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № 6. С. 12-18. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18.
Капица С.П. Об ускорении исторического времен // Новая и новейшая история. 2004. № 6. С. 3-16.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 429 с.
Николаев М.Н. Вечная ценность семьи. М., 2006. 184 с.
Окороков В.Б. К проявлению темпоральной структуры герменевтики в концепции П. Рикера // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия : в 3 т. Ростов н/Д., 2002. Т. 1. С. 230-238.
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. 310 с.
Степанова Г.С. Особенности поколенной преемственности и рассогласованности ценностных ориентаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 5-3 (36). С. 123-125.
Шнуренко Т.И. Особенности проявления межпоколенных взаимоотношений в условиях префигуративной культуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 4 (29). С. 390-392. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0092.
Ядов В.Я. Россия как трансформирующее общество (резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. № 10-11. С. 65-72.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 с.
References:
Dzhandzhgava, L. T. & Orehovskaya, N. A. (2022) Historical Continuity of the Spiritual Experience of Generations in Modern Russian Society. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 12 (6), 12-18. Available from: doi:10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18. (In Russian).
Gryaznova, Yu. G. (2010) Mezhpokolennaya transmissiya kul'tury: genezis soderzhaniya i form peredachi znaniï i opyta mezhdu pokoleniyami [Intergenerational transmission of culture: genesis of content and forms of intergenerational transfer of knowledge and experience]. Molodezh' sovremennoi Rossii: al'ternativy vybora dukhovnykh ubezhdenii. Moscow, рр. 163-169. (In Russian).
Jaspers, K. (1994) Smysl i naznachenie istorii [The meaning and purpose of history]. Moscow. 527 p. (In Russian).
Kapitsa, S. P. (2004) Historical Time: Acceleration Thereof. Modern and Contemporary History. (6), 3-16. (In Russian).
Mid, M. (1988) Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow. 429 p. (In Russian).
Nikolaev, M. N. (2006) Vechnaya tsennost' sem'i [The eternal value of the family]. Moscow 184 p. (In Russian).
Okorokov, V. B. (2002) K proyavleniyu temporal'noi struktury germenevtiki v kontseptsii P. Rikera [On the manifestation of the temporal structure of hermeneutics in the concept of P. Riker]. In: Ratsionalizm i kul'tura na poroge tret'ego tysyacheletiya. Vol. 1. Rostov-on-Don, рр. 230-238. (In Russian).
Pechchei, A. (1985) Chelovecheskie kachestva [Human qualities]. Moscow. 310 p. (In Russian).
Shnurenko, T. I. (2019) Peculiarities of Display of Inter-Generational Mutual Relationships in the Conditions of Prefigurative Culture. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 8 (4 (29)), 390-392. Available from: doi:10.26140/anip-2019-0804-0092. (In Russian).
Stepanova, G. S. (2015) Osobennosti pokolennoi preemstvennosti i rassoglasovannosti tsennostnykh orientatsii [Features of generational continuity and inconsistency of value orientations]. International Research Journal. (5-3 (36)), 123-125. (In Russian).
Voskresenskaya, N. O. & Yalozina, E. A. (2022) The Problem of Intergenerational Continuity of Spiritual Experience in Foreign Historiography. Society: Philosophy, History, Culture. (8 (100)), 104-110. Available from: doi:10.24158/fik.2022.8.17. (In Russian).
Yadov, V. Ya. (1999) Rossiya kak transformiruyushchee obshchestvo (rezyume mnogoletnei diskussii sotsiologov) [Russia as a transforming society (summary of a long-term discussion of sociologists)]. Society and Economy. (10-11), 65-72. (In Russian).
Информация об авторе Л.Б. Омарова - кандидат философских наук, доцент департамента гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=703273
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author L.B. Omarova - PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=703273
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.