Научная статья на тему 'Межнациональное согласие как фактор бесконфликтного развития России'

Межнациональное согласие как фактор бесконфликтного развития России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1020
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / МИГРАНТЫ / MIGRANTS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / NATIONAL RELATIONS / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / MULTICULTURAL WORLD VIEW / INTERNATIONAL CONSENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровина Марина Анатольевна

В статье анализируются причины межнациональных конфликтов в России: предлагаются меры по обеспечению бесконфликтного существования народов Российской Федерации в целях формирования цивилизованного многонационального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Consent as Factor of Conflict-Free Development of Russia

The article outlines the causes of ethnic conflicts in Russia, calls for action to ensure a conflict-free existence of the peoples of the Russian Federation to establish civilized plurinational State.

Текст научной работы на тему «Межнациональное согласие как фактор бесконфликтного развития России»

М.А. Дубровина

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

КАК ФАКТОР БЕСКОНФЛИКТНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИИ

В статье анализируются причины межнациональных конфликтов в России: предлагаются меры по обеспечению бесконфликтного существования народов Российской Федерации в целях формирования цивилизованного многонационального государства.

Ключевые слова: межнациональные отношения, мигранты, межнациональное согласие, национальные отношения, мультикультурное мировоззрение

M.A. Dubrovina

INTERNATIONAL CONSENT AS FACTOR OF CONFLICT-FREE DEVELOPMENT OF RUSSIA

The article outlines the causes of ethnic conflicts in Russia, calls for action to ensure a conflict-free existence of the peoples of the Russian Federation to establish civilized plurinational State.

Keywords: international relations, migrants, international consent, national relations, multicultural world view

Успешное развитие Российской Федерации в условиях ускоренной модернизации ее политической, экономической, духовной, культурной сфер зависит от многих факторов. К ним относятся социально-экономическое благосостояние граждан, политическая стабильность, установление межнационального мира и согласия, сохранение национальной и духовной идентичности народов России, активность институтов гражданского общества, последовательность конституционных реформ и т.д.

Позволим себе дать оценку лишь некоторым современным конституционным проблемам, препятствующим становлению в России сильного и стабильного государства. И хотя данные термины имеют больше политический смысл, в конституционном правовом поле они приобретают особое значение.

Острейшая для России тема межэтнических и межнациональных конфликтов остается предметом нескончаемых дискуссий на высшем политическом, научном и народном уровне. Следует признать, что данная проблема не нашла своего разрешения как во времена Советского Союза, так и в современной России. «В СССР была и «дружба народов» (скорее людей разных национальностей), и межнациональная вражда. В этом, как и во многом другом, советское общество было похоже на остальные многонациональные общества XX века»1.

А.В. Шубин справедливо называет основными полюсами этнических противоречий: русскоязычное (коренное) население; русских - «южан» (позднее — «лица кавказской национальности») в славянских республиках; «титульную нацию» — остальные народы2. На современном этапе этнонационального кризиса появляется еще один полюс - неоднородные по своему составу мигранты.

Последствия глобализационных процессов в виде крупномасштабной миграции населения затронули все страны мира. Развитые государства - реципиенты

© Дубровина Марина Анатольевна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)

вынуждены разрабатывать системы мер по адаптации мигрантов, вырабатывать концептуальные правовые и политические установления по отношению к прибывающим иностранцам. В теории европейского права даже появился термин «постнациональное мультикультуное общество».

Обостренная миграционная ситуация в Европе давно уже стала «наднациональной» проблемой и пути ее решения рассматриваются в рамках международных объединений. Россия поддерживает инициативы международных организаций. Ижевск стал первым российским городом из 11 европейских городов, участвующим в реализации проекта Совета Европы и Европейской комиссии «Межкультурные города» по выработке всесторонних стратегий межкультурной интеграции.

На федеральном уровне предпринимаются попытки решить вопрос правовыми средствами, т.е. пересмотреть миграционное законодательство, ужесточить санкции за его нарушение. В целях реализации решений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, отнесшие к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальную и культурную адаптацию мигрантов. На региональном и местном уровнях создаются учреждения по урегулированию миграционных проблем (Санкт-Петербург - комитет по межнациональным и межконфессиональным * отношениям при правительстве города; комитет по местному самоуправлению, ? межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской а. области, Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям Республики Татарстан и др.).

1 В научной литературе справедливо обосновываются создание и воплощение в | жизнь программ интеграции мигрантов в общественную жизнь (курсы изучения | языка, информация о культурологических обычаях страны, образование адап-| тационных центров поддержки мигрантов). Имеются примеры деятельности | некоммерческих фондов поддержки легальных трудовых мигрантов. Все эти

2 меры направлены на минимизацию негативного отношения населения к при° бывающим в нашу страну иностранным гражданам.

« Рекомендуются спорные, на наш взгляд, кампании по легализации незакон-

| ных мигрантов. Сторонники подобной меры указывают на опыт европейских о государств — Великобритании, Испании, Португалии, не единожды легализовав° ших находящихся на их территории незаконно иностранцев ввиду дороговизны

0

° их депортации. Однако не все страны следуют названному примеру. Наиболее

го

привлекательная для миграции Германия ужесточила условия легализации и

1 миграции, предоставив большие преимущества лишь высококвалифицированна ным работникам.

Потенциальная опасность массовой легализации мигрантов заключается в отсутствии экономической обоснованности меры. Это неизбежно отразится на занятости коренного населения; многие легализованные мигранты рискуют остаться без работы, что в свою очередь ухудшит криминогенную обстановку в стране. Кроме того, логично допускать на территорию Российской Федера-178 ции только законопослушных иностранных граждан. Для этого необходим

длительный процесс истребования документов о наличии (отсутствии) у них судимости из государств их гражданской принадлежности. Справедливо также в этом вопросе учесть общественное мнение, избежав накала и без того обостренной ситуации.

По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, россияне по-прежнему видят в иммиграции в основном негативные последствия: в первую очередь это рост преступности, коррупции (65% считают, что иммигранты усиливают эти проблемы), повышение конкуренции на рынке труда (56%). При этом 47% россиян полагают, что приезжие восполняют нехватку рабочих рук на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Относительное большинство респондентов не склонны думать, что иммиграция способна решить демографические проблемы страны (53%, в 2005 г. - 46%) и обогащают ее культуру (45%). Влияние иммиграции на экономику также чаще оценивается негативно (40%). Одновременно большинство россиян поддерживают идею привлечения в страну русских и русскоязычных иммигрантов при ограничении въезда представителей иных национальностей («за» - 58%, в 2005 г. - 69%), а также выступают за поддержку въезда молодых и образованных граждан и ограничение притока нетрудоспособных и малообразованных иммигрантов (53%)3.

Однако в России проблема межэтнических и межнациональных конфликтов не сводится только к проблеме упорядочения потока иностранцев, прибывающих в страну.

«Национальные отношения в многонациональной стране - один из наиболее значимых и потенциально конфликтогенных факторов, который нельзя не ш учитывать, особенно в условиях отсутствия взвешенной, юридически опосре- н дованной и эффективной государственной национальной политики»4. Высокая С

а

цель многонационального народа Российской Федерации, соединенного общей т

о

судьбой на своей земле, по обеспечению гражданского мира и согласия, сохра- к

о

няя при этом исторически сложившееся государственное единство, исходя из о' общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, имеет | существенное значение для понимания смысла Конституции и для формирова- в

ния в России согласованного многонационального и многоконфессионального нн

о

государства. Ю

Этнокультурное разнообразие России содержит высокий конфликтный и

потенциал и только лишь в развитом мультикультурном обществе способ- с

к

но играть положительную роль в укреплении единства страны. Полноцен- а ная мультикультурная политика, формирующая позитивное отношение к д

е

этнокультурному многообразию, региональные программы, включающие | национально-исторические и этнокультурные компоненты, не допускающие № преобладание прав этноса над правами личности, должны обеспечиваться 9 финансовыми, организационными и информационными ресурсами. Помимо 22 принятой федеральной целевой программы «Укрепление единства российской 4 нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы»5, почти на 6,8 млрд руб. предлагаются разработка и принятие региональных программ по национальной политике.

Подрыв межнационального согласия любого региона Российской Федерации способен дестабилизировать систему государственного управления и может стать способом оказания давления на власть. Экстремистские методы деятельности 179

националистических, этнических, религиозных и иных организаций усугубляют криминогенную обстановку в регионах. Причину этих явлений органы государственной власти видят в социальной напряженности и осуществляют дополнительное финансирование конфронтационных регионов для увеличения уровня благосостояния населения и достижения социального согласия, продуцируя тем самым в этих регионах социальное иждивенчество.

Поэтому проблема коренится не только в выравнивании экономического благосостояния субъектов РФ, даже не в потребности (либо ее отсутствии) оптимизации этнотерриториальных границ. Большая часть населения субъектов РФ, образованных по национально-территориальному принципу, привыкшая к длительному совместному многонациональному и многоконфессиональному существованию, стремится к бесконфликтной жизни на своей земле. Ситуацию обостряют различные проявления экстремистских и националистических действий, направленных на искусственное подогревание межнациональных конфликтов, побуждение власти к применению силовых методов при их разрешении. В многонациональности России многие усматривают слабость и успех сепаратистских тенденций. В научной литературе в связи с этим предлагалось ввести законодательный запрет на объявление национальности экстремистов, ведь преступность не имеет национальности.

Заметим также, что не все правовые средства оказываются эффективными в вопросах обеспечения межнационального согласия. Менталитет многонационального народа России должен стать «многонациональным», допускающим культурную неоднородность общества. Для этого, видимо, необходимо вырастить * поколение людей, воспитанных в духе толерантного отношения к представите? лям разных этносов.

а. Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую,

g национальную или религиозную ненависть и вражду (ч.2 ст. 29). «...Конституция i — это своего рода идеал должного состояния государственности, демократии,

1 гражданского общества, идеал, постоянно устремленный в будущее, а жизнь

го

J всегда богаче любых правовых форм .Реализация положений Конституции РФ

| — многогранный, длительный процесс, в основе которого лежит неуклонное со-

| блюдение конституционных норм и принципов»6.

2 Заметных изменений в характере межнациональных отношений на совре-° менном этапе не происходит. Это вопрос нескольких десятилетий. Дискуссии « о создании «безнационального» государства, основанного не на национальной | идентичности, а делающего акцент на гражданстве, утопичны для России. «На-е циональный фактор вошел в ткань российской государственности» и определяет 1 тенденции общественно-политического развития России, — утверждают авторы

0

° статьи «Конституционно-правовые основы модернизации федеративных отноше-

го

§ ний на Северном Кавказе»7. Выраженная позиция абсолютно справедлива. Раз-

1 витие межнациональных отношений необходимо учитывать не только на уровне | управления субъектом РФ, а опираться на национальный фактор в организации

системы местного самоуправления. Заинтересованность народностей России, как правило, касается сферы распределения и отстаивания территории их проживания, властных управленческих полномочий, а также оптимальной организации их жизни, часто имеющей традиционный национальный уклад. К примеру, народы республик Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи «.довольно остро

180

ощущают свое тюркское (карачаевцы, балкарцы и ногайцы) и адыгское (кабар-

А.С. Айрапетян, М.С. Бороздин • Отражение «языкового» вопроса в Посланиях Президента

динцы, черкесы, адыгейцы и абазины) единство. В особенности это касается КЧР и КБР, где существуют два этно-политических полюса: карачаево-балкарский и кабардино-черкесский»8. Пропорциональное представительство этносов в органах местной власти в совокупности с региональным справедливым учетом их интересов может гарантировать стабильность территории.

Пассивность российского народа в вопросах публичного массового обсуждения накопившихся проблем приводит к несистемным попыткам наладить межконфессиональный, межнациональный диалог в поисках путей бесконфликтного существования. Соответственно органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации должны прорабатываться меры внедрения в общественное сознание особой ценности культурного развития народов России, популяризации идеи совместного бесконфликтного существования разных этносов, формирования мультикультурного мировоззрения населения России, побуждающих к мирному обсуждению этой проблемы на уровне каждой российской семьи.

1 Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2006. С. 164.

2 См: Там же. С. 165.

3 URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114322 (дата обращения: 20.11.2013). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 13-14 июля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

4 Цит. по: Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые основы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11. Саратов, 2010. С. 151.

5 См.: Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России:(2014-2020 годы)"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 35, ст. 4509.

6 Цит. по: Кабышев В.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 56.

7 Цит. по: Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Указ. соч. С. 164.

8 Цит. по: Боташев М.Д. Этнический конфликт в Карачаево-Черкесской республике: от истоков до наших дней // Центральная Азия и Кавказ, 2000. № 6 (12). С. 143-153.

А.С. Айрапетян, М.С. Бороздин

ОТРАЖЕНИЕ «ЯЗЫКОВОГО» ВОПРОСА В ПОСЛАНИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1994-2012)

В статье речь идет о позициях, высказываемых главой Российского государства в Посланиях Федеральному Собранию разных лет по вопросу регулирования национально-языковых отношений. Прослеживаются изменения в восприятии Президентом страны институтов государственного языка и его конституционно-правовых режимов. Рассматривается предлагаемый Президентом в Послании от 12 декабря 2012 г. взгляд на русский язык как инструмент внешней и внутренней политики России.

Ключевые слова: Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, русский язык, государственный язык, правовой режим языка.

© Айрапетян Армен Самвелович, 2014

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и международного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина (филиал ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте РФ).; e-mail: [email protected]

© Бороздин Михаил Сергеевич,2014

Аспирант, преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права юридического факультета (Оренбургский государственный университет); e-mail: [email protected] 181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.