М.А. Дубровина
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ
КАК ФАКТОР БЕСКОНФЛИКТНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ
В статье анализируются причины межнациональных конфликтов в России: предлагаются меры по обеспечению бесконфликтного существования народов Российской Федерации в целях формирования цивилизованного многонационального государства.
Ключевые слова: межнациональные отношения, мигранты, межнациональное согласие, национальные отношения, мультикультурное мировоззрение
M.A. Dubrovina
INTERNATIONAL CONSENT AS FACTOR OF CONFLICT-FREE DEVELOPMENT OF RUSSIA
The article outlines the causes of ethnic conflicts in Russia, calls for action to ensure a conflict-free existence of the peoples of the Russian Federation to establish civilized plurinational State.
Keywords: international relations, migrants, international consent, national relations, multicultural world view
Успешное развитие Российской Федерации в условиях ускоренной модернизации ее политической, экономической, духовной, культурной сфер зависит от многих факторов. К ним относятся социально-экономическое благосостояние граждан, политическая стабильность, установление межнационального мира и согласия, сохранение национальной и духовной идентичности народов России, активность институтов гражданского общества, последовательность конституционных реформ и т.д.
Позволим себе дать оценку лишь некоторым современным конституционным проблемам, препятствующим становлению в России сильного и стабильного государства. И хотя данные термины имеют больше политический смысл, в конституционном правовом поле они приобретают особое значение.
Острейшая для России тема межэтнических и межнациональных конфликтов остается предметом нескончаемых дискуссий на высшем политическом, научном и народном уровне. Следует признать, что данная проблема не нашла своего разрешения как во времена Советского Союза, так и в современной России. «В СССР была и «дружба народов» (скорее людей разных национальностей), и межнациональная вражда. В этом, как и во многом другом, советское общество было похоже на остальные многонациональные общества XX века»1.
А.В. Шубин справедливо называет основными полюсами этнических противоречий: русскоязычное (коренное) население; русских - «южан» (позднее — «лица кавказской национальности») в славянских республиках; «титульную нацию» — остальные народы2. На современном этапе этнонационального кризиса появляется еще один полюс - неоднородные по своему составу мигранты.
Последствия глобализационных процессов в виде крупномасштабной миграции населения затронули все страны мира. Развитые государства - реципиенты
© Дубровина Марина Анатольевна, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)
вынуждены разрабатывать системы мер по адаптации мигрантов, вырабатывать концептуальные правовые и политические установления по отношению к прибывающим иностранцам. В теории европейского права даже появился термин «постнациональное мультикультуное общество».
Обостренная миграционная ситуация в Европе давно уже стала «наднациональной» проблемой и пути ее решения рассматриваются в рамках международных объединений. Россия поддерживает инициативы международных организаций. Ижевск стал первым российским городом из 11 европейских городов, участвующим в реализации проекта Совета Европы и Европейской комиссии «Межкультурные города» по выработке всесторонних стратегий межкультурной интеграции.
На федеральном уровне предпринимаются попытки решить вопрос правовыми средствами, т.е. пересмотреть миграционное законодательство, ужесточить санкции за его нарушение. В целях реализации решений Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, отнесшие к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований укрепление межнационального и межконфессионального согласия; предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности; социальную и культурную адаптацию мигрантов. На региональном и местном уровнях создаются учреждения по урегулированию миграционных проблем (Санкт-Петербург - комитет по межнациональным и межконфессиональным * отношениям при правительстве города; комитет по местному самоуправлению, ? межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской а. области, Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям Республики Татарстан и др.).
1 В научной литературе справедливо обосновываются создание и воплощение в | жизнь программ интеграции мигрантов в общественную жизнь (курсы изучения | языка, информация о культурологических обычаях страны, образование адап-| тационных центров поддержки мигрантов). Имеются примеры деятельности | некоммерческих фондов поддержки легальных трудовых мигрантов. Все эти
2 меры направлены на минимизацию негативного отношения населения к при° бывающим в нашу страну иностранным гражданам.
« Рекомендуются спорные, на наш взгляд, кампании по легализации незакон-
| ных мигрантов. Сторонники подобной меры указывают на опыт европейских о государств — Великобритании, Испании, Португалии, не единожды легализовав° ших находящихся на их территории незаконно иностранцев ввиду дороговизны
0
° их депортации. Однако не все страны следуют названному примеру. Наиболее
го
привлекательная для миграции Германия ужесточила условия легализации и
1 миграции, предоставив большие преимущества лишь высококвалифицированна ным работникам.
Потенциальная опасность массовой легализации мигрантов заключается в отсутствии экономической обоснованности меры. Это неизбежно отразится на занятости коренного населения; многие легализованные мигранты рискуют остаться без работы, что в свою очередь ухудшит криминогенную обстановку в стране. Кроме того, логично допускать на территорию Российской Федера-178 ции только законопослушных иностранных граждан. Для этого необходим
длительный процесс истребования документов о наличии (отсутствии) у них судимости из государств их гражданской принадлежности. Справедливо также в этом вопросе учесть общественное мнение, избежав накала и без того обостренной ситуации.
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, россияне по-прежнему видят в иммиграции в основном негативные последствия: в первую очередь это рост преступности, коррупции (65% считают, что иммигранты усиливают эти проблемы), повышение конкуренции на рынке труда (56%). При этом 47% россиян полагают, что приезжие восполняют нехватку рабочих рук на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Относительное большинство респондентов не склонны думать, что иммиграция способна решить демографические проблемы страны (53%, в 2005 г. - 46%) и обогащают ее культуру (45%). Влияние иммиграции на экономику также чаще оценивается негативно (40%). Одновременно большинство россиян поддерживают идею привлечения в страну русских и русскоязычных иммигрантов при ограничении въезда представителей иных национальностей («за» - 58%, в 2005 г. - 69%), а также выступают за поддержку въезда молодых и образованных граждан и ограничение притока нетрудоспособных и малообразованных иммигрантов (53%)3.
Однако в России проблема межэтнических и межнациональных конфликтов не сводится только к проблеме упорядочения потока иностранцев, прибывающих в страну.
«Национальные отношения в многонациональной стране - один из наиболее значимых и потенциально конфликтогенных факторов, который нельзя не ш учитывать, особенно в условиях отсутствия взвешенной, юридически опосре- н дованной и эффективной государственной национальной политики»4. Высокая С
а
цель многонационального народа Российской Федерации, соединенного общей т
о
судьбой на своей земле, по обеспечению гражданского мира и согласия, сохра- к
о
няя при этом исторически сложившееся государственное единство, исходя из о' общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, имеет | существенное значение для понимания смысла Конституции и для формирова- в
ния в России согласованного многонационального и многоконфессионального нн
о
государства. Ю
Этнокультурное разнообразие России содержит высокий конфликтный и
потенциал и только лишь в развитом мультикультурном обществе способ- с
к
но играть положительную роль в укреплении единства страны. Полноцен- а ная мультикультурная политика, формирующая позитивное отношение к д
е
этнокультурному многообразию, региональные программы, включающие | национально-исторические и этнокультурные компоненты, не допускающие № преобладание прав этноса над правами личности, должны обеспечиваться 9 финансовыми, организационными и информационными ресурсами. Помимо 22 принятой федеральной целевой программы «Укрепление единства российской 4 нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы»5, почти на 6,8 млрд руб. предлагаются разработка и принятие региональных программ по национальной политике.
Подрыв межнационального согласия любого региона Российской Федерации способен дестабилизировать систему государственного управления и может стать способом оказания давления на власть. Экстремистские методы деятельности 179
националистических, этнических, религиозных и иных организаций усугубляют криминогенную обстановку в регионах. Причину этих явлений органы государственной власти видят в социальной напряженности и осуществляют дополнительное финансирование конфронтационных регионов для увеличения уровня благосостояния населения и достижения социального согласия, продуцируя тем самым в этих регионах социальное иждивенчество.
Поэтому проблема коренится не только в выравнивании экономического благосостояния субъектов РФ, даже не в потребности (либо ее отсутствии) оптимизации этнотерриториальных границ. Большая часть населения субъектов РФ, образованных по национально-территориальному принципу, привыкшая к длительному совместному многонациональному и многоконфессиональному существованию, стремится к бесконфликтной жизни на своей земле. Ситуацию обостряют различные проявления экстремистских и националистических действий, направленных на искусственное подогревание межнациональных конфликтов, побуждение власти к применению силовых методов при их разрешении. В многонациональности России многие усматривают слабость и успех сепаратистских тенденций. В научной литературе в связи с этим предлагалось ввести законодательный запрет на объявление национальности экстремистов, ведь преступность не имеет национальности.
Заметим также, что не все правовые средства оказываются эффективными в вопросах обеспечения межнационального согласия. Менталитет многонационального народа России должен стать «многонациональным», допускающим культурную неоднородность общества. Для этого, видимо, необходимо вырастить * поколение людей, воспитанных в духе толерантного отношения к представите? лям разных этносов.
а. Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую,
g национальную или религиозную ненависть и вражду (ч.2 ст. 29). «...Конституция i — это своего рода идеал должного состояния государственности, демократии,
1 гражданского общества, идеал, постоянно устремленный в будущее, а жизнь
го
J всегда богаче любых правовых форм .Реализация положений Конституции РФ
| — многогранный, длительный процесс, в основе которого лежит неуклонное со-
| блюдение конституционных норм и принципов»6.
2 Заметных изменений в характере межнациональных отношений на совре-° менном этапе не происходит. Это вопрос нескольких десятилетий. Дискуссии « о создании «безнационального» государства, основанного не на национальной | идентичности, а делающего акцент на гражданстве, утопичны для России. «На-е циональный фактор вошел в ткань российской государственности» и определяет 1 тенденции общественно-политического развития России, — утверждают авторы
0
° статьи «Конституционно-правовые основы модернизации федеративных отноше-
го
§ ний на Северном Кавказе»7. Выраженная позиция абсолютно справедлива. Раз-
1 витие межнациональных отношений необходимо учитывать не только на уровне | управления субъектом РФ, а опираться на национальный фактор в организации
системы местного самоуправления. Заинтересованность народностей России, как правило, касается сферы распределения и отстаивания территории их проживания, властных управленческих полномочий, а также оптимальной организации их жизни, часто имеющей традиционный национальный уклад. К примеру, народы республик Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи «.довольно остро
180
ощущают свое тюркское (карачаевцы, балкарцы и ногайцы) и адыгское (кабар-
А.С. Айрапетян, М.С. Бороздин • Отражение «языкового» вопроса в Посланиях Президента
динцы, черкесы, адыгейцы и абазины) единство. В особенности это касается КЧР и КБР, где существуют два этно-политических полюса: карачаево-балкарский и кабардино-черкесский»8. Пропорциональное представительство этносов в органах местной власти в совокупности с региональным справедливым учетом их интересов может гарантировать стабильность территории.
Пассивность российского народа в вопросах публичного массового обсуждения накопившихся проблем приводит к несистемным попыткам наладить межконфессиональный, межнациональный диалог в поисках путей бесконфликтного существования. Соответственно органами государственной власти, местного самоуправления, средствами массовой информации должны прорабатываться меры внедрения в общественное сознание особой ценности культурного развития народов России, популяризации идеи совместного бесконфликтного существования разных этносов, формирования мультикультурного мировоззрения населения России, побуждающих к мирному обсуждению этой проблемы на уровне каждой российской семьи.
1 Шубин А.В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2006. С. 164.
2 См: Там же. С. 165.
3 URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114322 (дата обращения: 20.11.2013). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 13-14 июля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
4 Цит. по: Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые основы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 11. Саратов, 2010. С. 151.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России:(2014-2020 годы)"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 35, ст. 4509.
6 Цит. по: Кабышев В.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 56.
7 Цит. по: Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Указ. соч. С. 164.
8 Цит. по: Боташев М.Д. Этнический конфликт в Карачаево-Черкесской республике: от истоков до наших дней // Центральная Азия и Кавказ, 2000. № 6 (12). С. 143-153.
А.С. Айрапетян, М.С. Бороздин
ОТРАЖЕНИЕ «ЯЗЫКОВОГО» ВОПРОСА В ПОСЛАНИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1994-2012)
В статье речь идет о позициях, высказываемых главой Российского государства в Посланиях Федеральному Собранию разных лет по вопросу регулирования национально-языковых отношений. Прослеживаются изменения в восприятии Президентом страны институтов государственного языка и его конституционно-правовых режимов. Рассматривается предлагаемый Президентом в Послании от 12 декабря 2012 г. взгляд на русский язык как инструмент внешней и внутренней политики России.
Ключевые слова: Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, русский язык, государственный язык, правовой режим языка.
© Айрапетян Армен Самвелович, 2014
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и международного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина (филиал ФГБОУ ВПО "РАНХиГС при Президенте РФ).; e-mail: [email protected]
© Бороздин Михаил Сергеевич,2014
Аспирант, преподаватель кафедры теории государства и права и конституционного права юридического факультета (Оренбургский государственный университет); e-mail: [email protected] 181