Научная статья на тему 'Межнациональное общение в молодежной среде как фактор формирования толерантных установок (на примере Забайкальского края)'

Межнациональное общение в молодежной среде как фактор формирования толерантных установок (на примере Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / толерантность / Китай / обучающиеся / межкультурный диалог / восточная культура / коммуникация / общество / Youth / tolerance / China / teaching / intercultural dialogue / eastern culture / communication / society

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелев Михаил Сергеевич, Ван Цзюньбо

Исследуются проблемы межкультурной коммуникации в современном мире, что, на наш взгляд, является важным и актуальным в настоящее время. В связи с активизацией международных контактов, развитием культурологических связей все большее значение приобретает социокультурный аспект изучения иностранного языка. Найти общий язык с представителями других культур бывает очень сложно в силу национальных особенностей, поэтому важно уметь делать это правильно. Процесс усвоения иностранного языка и дальнейшего его использования рассматривается как межкультурное взаимодействие представителей различных культур, или межкультурная коммуникация. В статье делается попытка рассмотреть лингводидактический аспект этой темы. Особенно данная тема актуальна для Забайкальского края в силу географических особенностей региона, и многолетний опыт работы с китайскими студентами позволяет сделать некоторые обобщения в области национальной специфики общения. Забайкальский край относится к числу многонациональных регионов с ярко выраженной полиэтнической ситуацией. Ввиду активных миграционных процессов в крае вопрос толерантного отношения к мигрантам, прибывающим на территорию Забайкалья и г. Читы, в особенности к трудовым мигрантам, вызывает особый интерес. За последние годы межэтническая нетерпимость и конфликтность возросли в большей степени в молодежной среде. Кроме социальных факторов на формирование межэтнических отношений и толерантности влияют и особые характеристики самой молодежи. Помимо широкого кругозора, высокого интеллекта и мобильности современную молодежь характеризуют излишняя самоуверенность, стремление к утверждению своей точки зрения, проявление агрессии и раздражительности к представителям другой культуры. Цель исследования — описать некоторые аспекты вербального и невербального коммуникативного поведения представителей китайской лингвокультурной общности, дать их лингводидактическую интерпретацию в контексте проблем межкультурного общения, подробно рассмотреть проблемы межкультурной коммуникации и взаимодействия в молодежной среде, а в дальнейшем – пути их решения. Знание специфики коммуникативного поведения позволит избежать ошибок при международном сотрудничестве. Это является важным аспектом обучения иностранному языку. Особенно ярко это проявляется на уровне вербальной коммуникации представителей западных и восточных культур. Исследование этих вопросов важно прежде всего в целях оптимизации проблемы взаимодействия иностранных обучающихся в молодежной среде Забайкалья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic communication in the youth environment as a factor in the formation of tolerant attitudes (on the example of the Trans-Baikal Territory)

In our opinion, the problem of intercultural communication in the modern world is one of the most important and relevant given the intensification of international contacts, the development of cultural links, the socio-cultural aspect of learning a foreign language is gaining more and more importance. It is very difficult to find a common language with representatives of other cultures due to national peculiarities, and it is very important to learn how to deal with it correctly. The process of learning a foreign language and its further use is considered as intercultural interaction of representatives of different cultures or intercultural communication. In this article, an attempt is made to consider the language training aspect of this topic. Especially this topic is relevant for the Trans-Baikal Territory due to geographical features of the region and long-term experience with Chinese students – all this allows to make some generalizations in the field of national specifics of communication. The Trans-Baikal Territory is one of the multinational regions with a pronounced multiethnic situation. In view of active migration processes in the region, the issue of tolerant attitude towards migrants arriving to the territory of the TransBaikal and the city of Chita, in particular, to labor migrants, is of particular interest. In recent years, interethnic intolerance and conflict have increased more in the youth environment. In addition to social factors, the formation of inter-ethnic relations and tolerance is also influenced by the special characteristics of the youth themselves. In addition to a broad outlook, high intelligence and mobility, the modern youth is characterized by excessive self-confidence, the desire to assert their point of view, the manifestation of aggression and irritability to representatives of other cultures. The aim of the study is to describe some aspects of verbal and non-verbal communication between representatives of the Chinese linguage and culture community, to give their interpretation in the context of problems of intercultural communication, to consider in detail the problems of intercultural communication and interaction in the youth environment, and in the future, ways to solve them. Knowing the features of communicative behavior will help avoid mistakes in international cooperation. This is an important aspect of teaching a foreign language. This is especially evident at the level of verbal communication of representatives of Western and Eastern cultures. Especially the issue is relevant if we consider the problems of interaction of foreign students in the youth environment of Transbaikalia. The authors also present data on the study of tolerance settings among the youth of the Trans-Baikal Territory and draw conclusions.

Текст научной работы на тему «Межнациональное общение в молодежной среде как фактор формирования толерантных установок (на примере Забайкальского края)»



УДК 338.467

Игорный бизнес: мировые тенденции и перспективы развития в условиях глобализации

И.М. Кичигина

Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация

Дата поступления: 04.06.2018

Дата принятия к печати: 23.07.2018

Аннотация. В статье дан обзор действующего законодательства в сфере игорного бизнеса в контексте мировых тенденций с упором на накопленный опыт России и Китая. На основе исторических закономерностей в развитии данной сферы деятельности выявлена взаимосвязь проводимых мероприятий по установлению контроля за игорной сферой в современной России. В статье приведена хронологическая справка формирования отдельных игорных технологий на территории Европы, Азии, США и России. Дана развернутая информация о мировой практике лицензирования игорной деятельности с учетом положительного опыта стран - держателей наиболее востребованных гемблинговых лицензий. Исходя из реформирования экономики России в последние 30 лет отражены этапы восстановления игорного бизнеса, который находился под запретом в период советской власти, а также современная практика контроля и налогообложения в соответствии с российским Налоговым кодексом, решение о выделении игровых зон в пяти регионах России. Особое внимание обращено на выделение объекта налогообложения в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса РФ, что формирует отличительную особенность России на фоне мировых тенденций в определении этого элемента налога на игорный бизнес. На основе положительного опыта азиатского региона в контроле за данным видом бизнеса, в частности особой территории Макао, определены основные рычаги воздействия на игорный бизнес в целом с учетом финансовых возможностей участников на условиях поступательного развития. В целях одновременного развития инфраструктуры муниципалитетов, повышения уровня занятости населения обращено внимание на особенности устройства игорного бизнеса в Макао и на территории острова Котай с учетом истечения в 2002 г. монополии на игорный бизнес и выделения игорных концессий. Определена необходимость развития не только игорных заведений, но и инфраструктуры территорий, включая индустрию «азартного туризма».

Ключевые слова. Игорный бизнес, закон, налоговый кодекс, налогообложение, казино, гемблинг, лицензия, концессия, Венеция, Макао, Лас-Вегас, туризм, казна, доходы бюджета

36

© И.М. Кичигина, 2018

&П&ШЙЯ

Kichigina I.M.

№0^:2018^23 0

шттш^тт.^тш^штштшто

То^ЖШТЙЖ

ышкшшт&.шъштмт.шшшш^м

ь

^Фткип

ft,

/УТЧ-Ххт

Gambling business: global trends and development prospects in the context of globalization

Kichigina I.M.

^ita Institute

Baikal State University,

Chita, Russian Federation

Received: June 04 2018 Аccepted: July 23 2018

Abstract. The article reviews the current legislation in the sphere of gambling in the context of global trends, with an emphasis on the accumulated experience of Russia and China. On the basis of historical patterns in the development of this field of activity, the interconnection of the measures taken to establish control over the gambling sphere in modern Russia is revealed. In the article the chronological description of some gambling technologies on the territory of Europe, Asia, the USA and Russia is given. The detailed information on the world practice of gambling licensing is given, taking into account the positive experience of the countries that hold the most popular gambling licenses. Given the reform of the Russian economy in the last thirty years, the stages of the restoration of the gambling business, which was banned during the Soviet era, as well as modern practice of control and taxation in accordance with the Russian Tax Code, are reflected in the decision to allocate gaming zones in five regions of Russia. Particular attention is paid to the allocation of the object of taxation in accordance with Chapter 29 of the Tax Code of the Russian Federation, which forms a distinctive feature of Russia against the backdrop of global trends in determining this element of the tax on gambling. Based on the positive experience of the Asian region in monitoring this type of business, in particular, the special territory of Macau, the main levers of influence on the gambling industry as a whole are determined, taking into account the financial possibilities of the participants on the conditions of progressive development. With a view to si-

multaneously developing the infrastructure of municipalities, increasing the level of employment, attention is paid to the peculiarities of gaming in Macao and the territory of the island of Kotay, taking into account the expiration in 2002 of a monopoly on gambling and the allocation of gambling concessions. The need to develop not only gambling establishments, but also the infrastructure of the territories, including the industry of «gambling tourism», is determined.

Keywords. Gambling business, law, tax code, taxation, casino, gambling, license, concession, Venice, Macao, Las Vegas, tourism, treasury, budget revenues

Игорный бизнес - один из тех видов предпринимательской деятельности, который связан с эксплуатацией желания человека получить выгоду (доход), не прилагая при этом усилий, но надеясь на случайность, совпадение событий в конкретной временной точке. Игорный бизнес уходит своими корнями в далекое прошлое, ведь в той или иной форме - казино, площадки, тотализаторы - он существовал и в древних Греции, Китае, Риме и Франции.

Прародителями современной организованной формы игорного бизнеса были лотереи, проводившиеся в Средние века в европейских странах. Изначально они имели исключительно благотворительную цель, но случайность выбора победителя наводила на мысль о вмешательстве каких-то высших сил, а значит, о невозможности повлиять на результат, который приравнивался к божественному проявлению или судьбе.

Постепенно, видя выгодность от проводимых мероприятий, в процесс организации и проведения лотерей активно включается государство: в XVI в. Англия, Франция, Италия (Венеция) активно использовали формы отношений, основанные на выигрыше, для пополнения казны. И если Англия настаивала на лотерее как массовом открытом мероприятии, то Венеция открыла первые казино для контроля денежных потоков от наиболее зажиточных граждан во время ежегодного карнавала. В России первые лотереи возникли при Петре I и продолжили свое существование при Екатерине II, но только с благотворительной целью. Она же инициировала выпуск игральных карт, продажа которых пополняла государственную казну.

«В Европе первое казино было основано в 1638 г. в Венеции, где открылось первое игорное заведение - «Ридотто». Его основной целью являлся контроль за азартными играми во время проведения весеннего карнавала, а строгий

дресс-код ограничивал круг игроков представителями аристократии и богатых предпринимателей». Изначально казино было размещено в левом крыле церкви Сан-Моизе, затем по решению настоятеля церкви Джорджио Пизани было закрыто. Однако репутация первого игорного заведения Европы не позволяла муниципалитету Венеции отказаться от его присутствия в черте города, поэтому в начале XX в. его перенесли на Лидо - острова, окружающие Венецию, а после Второй мировой войны муниципалитет предложил для размещения казино специально откупленный дворец Вендраминов (Ка' Вендрамин Калерджи (Ca' Vendramin Calergi)) - здание (в котором, при прочих исторических заслугах, умер композитор Вагнер), находящееся в историческом центре города, и в нем казино работает по настоящее время.

Развитие игорного бизнеса было связано и с появлением разнообразных игр, в которых не требовалось участие игрока или наличие у него особых навыков, достаточно было сделать ставку. Так, во второй половине XVIII в. появилась рулетка («магический круг» с 37 числами, одно из которых - «зеро»), в 1865 г. был зарегистрирован первый тотализатор, в 1866 г. - первые букмекерские конторы, принимавшие ставки на результаты скачек. Эра автоматов, по мнению исследователей, начинается с 1900 г. - установления первых «фруктовых машин», выдававших жевательную резинку в виде выигрыша.

В это время в России активно создавались игровые клубы для разных сословий - «английский» (для дворян), приказчичий, купеческий и пр. Период существования Советского Союза фактически зачеркнул опыт лотерейной и игорной деятельности царского периода, и только в 1980-х г. под контролем государства был организован спорттотализатор «Спортпрогноз». Полноценно игорный бизнес в открытых формах -

автоматы, казино, залы для игры в покер - пришел только с распадом СССР. Так, 18 апреля 1991 г. было открыто первое рублевое казино «Клуб №», немногим позже были открыты казино «Клуб Университетский», «Бомбей», «Рига», «Арбат», «Фортуна», а в здании гостиницы «Интурист» - казино «Габриэлла».

Основной проблемой, которая сопутствовала игорному бизнесу с момента его основания, была проблема контроля за движением денег и высокой криминализации бизнеса. Долги игорным заведениям, согласно «кодексу чести», считались «святыми», поэтому расплачиваться приходилось несмотря ни на что. Экономические и политические кризисы первой половины XX в. выявили необходимость контроля за этой сферой. Началась эра формирования специальных «игорных зон» по инициативе правительств и вывода игорных заведений за пределы зоны воздействия контролирующих органов по инициативе организаторов бизнеса. Появилось понятие «плавучих казино», а также закрытых, зачастую полностью криминализированных заведений, основной целью которых было наращение дохода любой ценой.

Сегодняшние реалии игорного бизнеса делают его возможным и вполне открытым, так как законодательство практически всех стран не отказывается от использования этого рычага воздействия на накопления граждан с целью изъятия избыточной ликвидности. Для дальнейшего анализа сосредоточим свое внимание на регулировании игорного бизнеса в России и Китае.

Официальное возрождение игорного бизнеса в России можно связать с вводом в действие Закона РФ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 20.12.2006 г. № 244-ФЗ, хотя покерные дома и казино стали работать в российских условиях гораздо раньше, что обусловливало внесение поправок в законодательство о налогообложении прибыли, что повысило ставку с данных видов деятельности в середине 1990-х гг. до 90 %.

Согласно закону, совокупность мер регулирования в РФ можно классифицировать по следующим признакам:

«1. Введение ряда требований к игорным домам, их посетителям и владельцам.

2. Создание игровых зон - территорий для организации игорной деятельности.

3. Установление правил для получения разрешений и их непосредственная выдача.

4. Нахождение и запрещение отдельным лицам, нарушившим законодательство, заниматься данным видом предпринимательства» [1]. ISSN 2587-7445

В каждом из этих направлений государство демонстрирует попытку интеграции высокодоходного бизнеса в систему общеэкономических отношений, учитывая отраслевые диспропорции, присущие многим российским регионам по причинам географической протяженности, монопродуктовой направленности развития, недостаточной транспортной инфраструктуры и др. С этой точки зрения попытка локализации бизнеса в специально отведенных зонах - идея, не лишенная смысла.

Родоначальниками решения вопроса контроля путем территориальной разобщенности являются американцы (у них за прошедшее время накопился достаточный опыт создания резерваций). Именно в США были созданы первые законодательно оформленные в правах и обязанностях игорные зоны - Лас-Вегас и менее знаменитые в Атлантик-Сити и штате Мэриленд, которые сегодня приносят в бюджет муниципалитетов доходы от организации игорного бизнеса в размере % от общего объема поступлений, а в суммовом исчислении это превышает 81 млн дол. Причем точкой роста обозначен рост не столько игорных доходов, сколько реклама и туристические сборы (с ориентацией на китайского туриста).

В РФ решение о локализации игорного бизнеса выделило следующие территории субъектов Российской Федерации: «Республика Крым; Алтайский край; Краснодарский край - подлежит ликвидации до 1 января 2019 г.; Приморский край; Калининградская область».

Каждая из этих игровых зон имеет свое название: «Янтарная (Калининградская область); Приморье (Приморский край); Сибирская Монета (Алтайский край); Азов-Сити (Краснодарский край); Крымская (Республика Крым). Из перечисленных выше игорных зон на данный момент действует только Азов-Сити и Сибирская Монета, остальные же находятся на стадии строительства или планирования» [1].

При этом заверения глав субъектов РФ позволяют судить об экономической привлекательности размещения игорного бизнеса на специально отведенных участках территории. Так, глава Крыма говорит о возможности ввода игорной зоны в действие в сентябре 2019 г., глава Приморья рапортует о значительном освоении финансирования по обеспечению транспортной доступности объектов, предназначенных для работы игровой зоны.

Заинтересованность субъектов Федерации можно понять: введение в Налоговый кодекс РФ гл. 29 о налоге на игорный бизнес и обозна-

чение в ней прав и обязанностей участников процесса налогообложения передали этот налог на уровень регионов, что дает возможность в значительной степени регулировать доходность бюджетов субъектов за счет собственных источников, а также выровнять косвенные показатели - занятость населения, уровень доходов, количество и качество объектов имущества, поставленного на кадастровый учет, изменение статуса земель в границах муниципальных образований и многие другие.

При этом перечень прямых объектов налогообложения ограничен. Так, в НК РФ указано, что «объектами налогообложения признаются: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) процес-синговый центр букмекерской конторы; 4) про-цессинговый центр тотализатора; 5) процессин-говый центр интерактивных ставок тотализатора; 6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы; 7) пункт приема ставок тотализатора; 8) пункт приема ставок букмекерской конторы».

Однако медлительность в принятии решений, высокий уровень бюрократизации на всех уровнях власти приводят к тому, что игорный бизнес, ориентированный на наиболее ликвидный ресурс собственника - его деньги, уходит в тень. Этому способствуют также и высокие темпы развития сетевых сервисов поддержки тотализаторов и букмекерской деятельности. В конечном итоге мы видим массовый расцвет электронных игровых сервисов, многие из которых в целях уклонения от налогообложения регистрируются как интернет-клубы, ночные развлекательные центры и пр. Кроме этого, даже зарегистрированные организаторы и участники игорного бизнеса зачастую размещают свои серверы не на территории РФ, а далеко за ее пределами, используя международные гемблинговые лицензии. Так, сегодня наиболее популярны следующие:

- Лицензия Британских островов требует наличия регистрации в регионе контроля, наличие не менее двух директоров, плату за рассмотрение заявки, получение лицензии и сублицензий.

- Лицензия острова Кюросао основана на соответствии следующим условиям: весь капитал разделить на акции, работать лишь в конкретной экономической зоне, способствовать развитию региона, направлять свою деятельность на жителей острова, не превышать 25 % суммарного оборота в своей сфере.

- Лицензия острова Мальта. Законы этой страны четко определяют и выделяют игорный бизнес в качестве онлайн-гемблинга. На терри-

тории Российской Федерации получить соответствующую лицензию от острова Мальты на осуществление букмекерского бизнеса можно лишь посредством компании «Worlwide Incorporation Services». Налогообложение на о. Мальта очень лояльно. На казино-Live нужно платить 7 000 евро в месяц, а букмекерские конторы выплачивают в бюджет 0,5 % от всех осуществленных ставок, для контор, которые специализируются на покере, ставки установлены выше -5 % от общего количества прибыли.

- «Лицензия Thawte - это интернет-сертификат, который выдается онлайн-ресурсу в подтверждение того, что он прошел проверку и является безопасным для пользователей. Данный сертификат выдает компания Symantec SSL. После получения этого сертификата адресная строка букмекерской конторы или другой гемблинговой организации выделяется зеленым цветом в подтверждение соответствия высокому стандарту».

Таким образом, российские участники игорного бизнеса накапливают опыт работы, который очень сложно назвать исключительно положительным, причем как со стороны налоговых и государственных органов контроля, так и со стороны организаторов бизнеса. В связи с этим хочется обратиться к опыту страны, особый подход которой к развитию многих экономических и социальных процессов, является уникальным.

«Азартные игры в Китае имеют богатое прошлое - на деньги здесь начали играть более 4 тыс. лет назад. В VII в. нашей эры на территории тогда еще империи начали появляться шикарные игорные дома для богатых китайцев и знати, а в XX в. китайские казино обрели огромную популярность среди игроков-иностранцев». Есть мнение, что в целом восточные страны, с распространенной философией буддизма, относятся к азартным играм как к неотъемлемой части бытия, что связано с верой в провидение и умысел высшей силы. Но как бы то ни было, Китай сегодня - лидер мирового игрового рынка по количеству посетителей игорных заведений и объему оборота. Сегодня Китай, обобщив опыт многих стран, пришел к выводу о безусловной необходимости локализации игорного бизнеса. Это разумное решение опирается и на факт высокой численности населения Китая, при которой лудомания - болезненная страсть к игре -сыграла бы губительную роль.

«Азартные игры в Макао были легализованы еще в 1847 г. с целью пополнения бюджета. В конце XIX в. была введена система лицензирования для игорных домов Фан-Тан, и правитель-

ственный налог пришлось платить более чем двум сотням заведений. Но настоящий взлет игорного бизнеса произошел в 1962 г., когда правительство предоставило монопольные права на все виды азартных игр синдикату Sociedade de Turismo e Diversöes de Macau (STDM). Синдикат начал внедрение популярных западных игр и инвестировал в улучшение транспортного сообщения между Макао и Гонконгом, в результате чего каждый год из Гонконга стали приезжать миллионы игроков. Когда в 1999 г. Макао перешел от Португалии к КНР, политика относительно азартных игр не изменилась (на остальной территории Китая азартные игры официально запрещены).

В 2002 г. срок монополии истек, и шесть концессий были предоставлены Sociedade de Jogos de Macau (SJM, 80 % дочерняя компания STDM), а также Wynn Resorts, Las Vegas Sands, Galaxy Entertainment Group, MGM Mirage и Pansy Ho Chiu-king и товариществу Melco и PBL. Сейчас STDM управляет шестнадцатью казино в Макао, и в индустрии игорного бизнеса они имеют решающее значение».

Сегодня в Макао насчитывается более 30 казино, расположенных на материковой части и на специально выделенной территории Котай (Zonado Aterro de Cotai), которая занимает территорию между островами Тайпа и Колоан (как в этом случае не вспомнить историю Венеции и перенос казино на Лидо). При этом развитие современной индустрии шло поэтапно. Так, популярный покер был введен только в 2007 г. в форме электронного поля стола в казино StarWorld (подразделение Galaxy на материковой части), но уже через три года «великолепная шестерка» казино Макао - Wynn Macau, Venetian, Hard Rock Casino, StarWorld и Grand Lisboa, Parisian -предложила игрокам живые столы для игры.

Поистине жемчужиной этого бизнеса и самой автономии является казино Grand Lisboa. Европейцы часто говорят, что новое здание казино -это раскрывающийся цветок, но для азиатов все гораздо глубже, основано на философии буддизма. По мнению китайцев, это рукоятка меча, воткнутого в землю Макао. Это символично, учитывая, что со стороны бухты видно огромное здание казино Wynn Macau, выполненное в форме щита. Старое же здание символизирует птичью клетку, может, это намек на то, что игроки находятся в порочном круге своих страстей? Отметим, что это не единичный случай формирования городской архитектуры на основе символизма и восточной философии. Точно так же есть взаимосвязи и между высотками Шанхая в районе Пудун.

Казино Grand Lisboa было создано человеком-легендой - Стенли Хо, родившимся в 1921 г. Потомок португальцев, он несет в себе британскую и китайскую кровь. Четырежды был женат, официально является отцом 15 детей, старший из которых играет большую роль в игорном бизнесе Макао. Его талант чувствовать бизнес, понимание необходимости создания не только объекта инвестирования, но и инфраструктуры вокруг него, оценка влияния на занятость, бюджетную обеспеченность муниципалитета - все это в совокупности позволило закрепить высокий стандарт игорного бизнеса в Макао.

По оценкам журнала Forbs, он находится в сотне самых богатых и влиятельных людей мира, обладая вложениями и управляя действующим бизнесом в Макао и Гонконге. Его четвертая жена, в непосредственном управлении которой и находится сегодня Grand Lisboa, продолжая традиции, заложенные мужем, сохраняет и развивает отношения бизнеса и власти. Она является сегодня депутатом автономии Макао, и от ее голоса зависит позиция власти по отношению к каждому посетителю - туристу или игроку Макао, а также условия налогообложения игорного бизнеса.

Формируя инфраструктурную составляющую игорного бизнеса, китайские предприниматели переняли наиболее удачный опыт заведений Европы и Америки, создав неповторимое «лицо» каждого крупного казино, которое одновременно выступает и туристической приманкой. Здание казино устроено таким образом, чтобы приехавший в Макао турист не покидал заведения. Первый этаж отведен под шоу, лобби и малые игровые залы - в них расположены автоматы, столы с небольшими ставками для игры в кости, покер, рулетку. На более высоких этажах - обычно со второго по пятый - находятся залы для более сложных и дорогих игр, а также VIP-залы с минимальными ставками от 10 000 гонконгских долларов. Денежная единица Макао - патака -в казино хождения не имеет. Выше пятого этажа находятся гостиничные номера, кафе и рестораны. В боковой части здания располагаются многочисленные ломбарды - напоминание о неудачах большинства играющих в казино, в которых за бесценок можно приобрести драгоценности и элитные марки часов - Rolex, Rado, Audemars Piguet, Patek Philippe и др.

Каким образом построено налогообложение в Макао и насколько выгодно оно для бизнеса? Система налогообложения состоит из налогов, взимаемых с игроков, а также с организаторов игры или участников (кассы тотализатора).

Ставки налогообложения в Макао следующие:

1. Основная ставка с игорного заведения-организатора - 35 % от валового дохода.

2. Дополнительная ставка налога в бюджет Макао - 1,6 %, может быть увеличена до 2 %.

3. Сборы на развитие инфраструктуры туризма и поддержание общественной безопасности составляют 2,4 %, могут быть увеличены до 3 %.

Следовательно, общая актуальная ставка налогообложения игорного бизнеса сегодня составляет 39 % от валового дохода игорного заведения.

Лицензионные сборы:

1. За основную концессию - 30 млн патак (денежная единица автономии Макао, курсовая стоимость сопоставима с китайским юанем).

2. За каждый игровой стол - 150 тыс. патак.

3. За каждый игровой стол с VIP-статусом -300 тыс. патак.

4. За каждый игровой автомат - 1 тыс. патак.

Отдельно облагаются налогами и концессионными сборами лошадиные скачки и собачьи бега, спорттотализатор на результаты матчей в футболе и баскетболе, китайские лотереи.

Для сравнения: в Лас-Вегасе отсутствует федеральный корпоративный налог на доходы казино, есть только налогообложение штата Невада, при этом уровень налогообложения крупных игорных заведений (в США действует прогрессивная система налогообложения доходов) составляет от 35 до 39 %. В Сингапуре система налогообложения дифференцирована по массовому и VIP-сегменту, и тяжесть налогового бремени достигает 17 и 32 % соответственно.

Но говоря об изъятии в бюджет, необходимо помнить и о том, каким объемом валового дохода располагает индустрия, чтобы считать ее опорной точкой для развития и формирования доходов бюджета. Так, по данным статистики, сегодня казино Макао имеют оборот более 1 млрд дол.

ежегодно, в то время как казино Лас-Вегаса дают не более 350 млн дол. облагаемого дохода.

«Азартный» туризм является самым большим источником доходов для автономии Макао, составляя около 50 % ее экономики. И несмотря на «перегрев» мировой экономики, игроков в казино Макао меньше не стало - благодаря им доходы бюджета от игорного бизнеса в 2016 г. достигли рекордного значения в 33 млрд дол., что на 42 % больше, чем годом ранее. Однако для местных аналитиков это означает замедление темпов роста по сравнению с предыдущими периодами, когда многие игорные заведения только открывались, и посещаемость была основана в том числе на эффекте новизны. Так, с 2014 по 2016 г. доходы от казино выросли на 58 %, при том что, по мнению аналитиков, неигровой компонент доходов автономии, в том числе от туризма, составляет не более 15 % от общего объема доходов. Для сравнения: в Лас-Вегасе шоу, выставки, симпозиумы и рестораны приносят в казну более половины выручки, что делает город менее зависимым от колебаний экономики и благосостояния игроков. Однако в последнее время и этот сектор активно развивается: в 2007 г., в год открытия игорного центра Азии, от туризма в доходы бюджета поступало менее 5 %. И сегодня можно уверенно сказать, что и здесь Макао готовится догнать и перегнать Америку, открывая с каждым годом все больше возможностей для проведения деловых встреч, семинаров, выставок, концертов и т.д.

Суммируя изложенное, можно сделать вывод о необходимости учета положительного опыта основных мировых центров игорного бизнеса -Лас-Вегаса и Макао, что позволит более эффективно организовать работу российских игорных зон и упорядочить учет доходов этого сегмента бизнеса в доходах бюджета.

Список использованной литературы

1. Залега А.С.,Павлова Е.В. Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение,проблемати-ка // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 435-437. - URL : https://moluch.ru/archive/138/38609 (дата обращения: 26.01.2018).

2. Семенихин В.В. Игорный бизнес. Лотереи. Лицензирование. Бухгалтерский и налоговый учет / В.В. Семенихин. - М. : Эксмо, 2005. - 128 с.

3. Коник Н.В. Игорный бизнес: бухгалтерский и налоговый учет : практ. пособие / Н.В. Коник, Н.Н. Яскевич. - М. : Омега-Л, 2008. - 124 с.

4. Борисов А.Н. Налог на игорный бизнес: Коммент. к гл. 29 ч. 2 Налогового кодекса РФ / А.Н. Борисов. - М. : Юстицинформ, 2004. - 111 с.

5. Ковтун Е.В. Налогообложение азартных игр: Игорный бизнес и арбитражная практика. Налогообложение интеллектуальных игр / Е.В. Ковтун. — М. : Налог-инфо : Статус-Кво 97, 2004. - 207 с.

6. Бирман А. Казино изнутри. Игорный бизнес Москвы. От расцвета до заката, 1991-2009 гг. -М. : Центрполиграф, 2016. - 576 с.

7. Игорный бизнес: пер. с англ. и фр. / ред.-сост. А.В. Пурник. - М. : НВЦ «Библиомаркет», 1994. - 208 с.

8. Ковтун Е.В. Игорный бизнес в России. Законодательное регулирование / Е.В. Ковтун. - СПб. : Изд-во Р. Асланова : Юрид. центр Пресс, 2005. - 196 с.

9. Токарев С.С. Справочник экономиста-афериста. - URL: http://cfin.ru/finanalysis/math/ crook-02.shtml (дата обращения 30.01.2018).

10. Стальная В.А. Оценка конкурентного потенциала предприятий индустрии развлечений // Практический маркетинг. - 2008. - № 10. - URL: http://cfin.ru/press/practical/2008-10/05.shtml (дата обращения 29.01.2018).

11. Борисов Н. Если у вас нету страсти... - URL: http://cfin.ru/management/strategy/orgstr/ no_passion.shtml (дата обращения 29.01.2018).

12. Малинина Т., Сивожелезова Е. Социальный портрет потребителей залов игровых автоматов. URL: http://cfin.ru/press/practical/2006-06/06.shtml (дата обращения 30.01.2018).

13. Сычев Н. Владельческий контроль бизнеса: когда эмоции сильнее логики // Управление компанией. - 2006. - № 5. - URL: http://cfin.ru/press/zhuk/2006-5/5.shtml (дата обращения 23.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Стальная В.А. Индустрия развлечений: понятие и основные категории // Практический маркетинг. - 2008. - № 9. - URL: http://cfin.ru/press/practical/2008-09/03.shtml (дата обращения 25.01.2018).

15. .^Т^Щ^Щ^ЩШ^Щ^^Й^ФЩ^^ТЩ (DDwangheh6ngshenzaonianchuanqijTng lijieshaotatianshengyongyoudiwangxian). - URL: http://qulishi.com/news/201601/58273_1.html (дата обращения 25.01.2018).

16. (Hehongshen). - URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%BD%95%E9%B8%BF%E7 %87%8A/1415636?fr=aladdin&fromid=1396398&fromtitle=%E6%BE%B3%E9%97%A8%E8%B5%8 C%E7%8E%8B (дата обращения 25.01.2018).

17. ¡'ЙПШТМ^Й^Щ (Aomend0wangheh6ngsh§nquanchuan). - URL: https://baike.baidu.com/ item/%E6%BE%B3%E9%97%A8%E8%B5%8C%E7%8E%8B%E4%BD%95%E9%B8%BF%E7%87%8A%E 5%85%A8%E4%BC%A0/4133189 (дата обращения 25.01.2018).

References

1. Zalega, A.S., Pavlova, E.V. Igornyj biznes v Rossii: razvitie, nalogooblozhenie, problematika [Zatega, A.S., Pavlova, E.V. Gambling business in Russia: development, taxation, problems] // Molodoj uchenyj. - 2017. - № 4. - P. 435-437. - URL : https://moluch.ru/archive/138/38609 (data obrashcheniya: 26.01.2018).

2. Semenihin, V.V. Igornyj biznes. Loterei. Licenzirovanie. Buhgalterskij i nalogovyjuchet. [Semenikhin V.V. Gambling business. Lottery. Licensing. Accounting and tax accounting] / V.V. Semenihin. - M. : Ehksmo, 2005. - 128 p.

3. Konik, N.V. Igornyj biznes: buhgalterskij i nalogovyj uchet: prakt. posobie [Konik, N.V. Gambling business: accounting and tax accounting] / N.V. Konik, N.N. Yaskevich. - M. : Omega-L, 2008. - 124 p.

4. Borisov, A.N. Nalog na igornyj biznes: Komment. k gl.29 ch.2 Nalogovogo kodeksa RF [Borisov, A.N. Tax on gambling business: Komment. to chapter 29, part 2 of the Tax Code of the Russian Federation] / A.N. Borisov. - M. : YUsticinform, 2004. - 111 p.

5. Kovtun, E.V. Nalogooblozhenie azartnyh igr: Igornyj biznes i arbitrazhnaya praktika. Nalogooblozhenie intellektual'nyh igr. [Kovtun, E.V. Taxation of gambling: Gambling business and arbitration practice. Taxation of intellectual games] / E.V. Kovtun. - M. : Nalog-info : Status-Kvo 97, 2004. - 207 p.

6. Birman, A. Kazino iznutri. Igornyj biznes Moskvy. Ot rascveta do zakata. 1991-2009 gg. [Birman, A. Casino from the inside. Gambling business in Moscow. From heyday to dusk. 1991-2009] - M. : Centrpoligraf, 2016. - 576 p.

7. Igornyj biznes. Per. s angl. i fr. [Gambling business. Trans. from English and French] / Red.-sost. A.V. Purnik. - M. : NVC «Bibliomarket», 1994. - 208 p.

8. Kovtun, E.V. Igornyj biznes v Rossii. Zakonodatel'noe regulirovanie. [Kovtun, E.V. Gambling business in Russia. Legislative regulation] / E.V.Kovtun. - SPb.: Izdatel'stvo R. Aslanova «YUridicheskij centr Press», 2005. - 196 p.

9. Tokarev S.S. Spravochnik ehkonomista-aferista. [Tokarev S.S. Reference book of the economist-scam]. - URL: http://cfin.ru/finanalysis/math/crook-02.shtml (data obrashcheniya 30.01.2018).

10. Stal'naya, V.A. Ocenka konkurentnogo potenciala predpriyatij industrii razvlechenij [Stalnaia, V.A. Evaluation of the competitive potential of the entertainment industry enterprises] // Prakticheskij marketing, № 10, 2008. - URL: http://cfin.ru/press/practical/2008-10/05.shtml (data obrashcheniya 29.01.2018).

11. Borisov, N. Esli u vas netu strasti... [Borisov, N. If you do not have passion...]. - URL: http://cfin.ru/management/strategy/orgstr/no_passion.shtml (data obrashcheniya 29.01.2018).

12. Malinina, T., Sivozhelezova, E.Social'nyj portret potrebitelej zalov igrovyh avtomatov. [Malinina, T., Sivozhelezova, E.Social portrait of consumers of gambling halls]. - URL: http://cfin.ru/ press/practical/2006-06/06.shtml (data obrashcheniya 30.01.2018).

13. Sychev, N. Vladel'cheskij kontrol' biznesa: kogda ehmocii sil'nee logiki [Sychev, N. The proprietary control of business: when emotions are stronger than logic] // Upravlenie kompaniej, № 5, 2006. -URL: http://cfin.ru/press/zhuk/2006-5/5.shtml (data obrashcheniya 23.01.2018).

14. Stal'naya, V.A. Industriya razvlechenij: ponyatie i osnovnye kategorii [Stalnaia, V.A. The entertainment industry: the concept and the main categories] // Prakticheskij marketing, № 9, 2008. - URL: http://cfin.ru/press/practical/2008-09/03.shtml (data obrashcheniya 25.01.2018).

15. BiMISS^iW^SS^nfi^^lfflW^Sl (DDwanghehongshenzaonianchuanqfjlngliji eshaotatianshengyongyoudiwangxian). - URL: http://qulishi.com/news/201601/58273_1.html (data obrashcheniya 25.01.2018).

16. MIS (Hehongshen) - URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%BD%95%E9%B8%BF%E7% 87%8A/1415636?fr=aladdin&fromid = 1396398&fromtitle=%E6%BE%B3%E9%97%A8%E8%B5%8C %E7%8E%8B (data obrashcheniya 25.01.2018).

17. /ftHBUMIS^W (AomendDwanghehongshenquanchuan) - URL: https://baike.baidu.com/ item/%E6%BE%B3%E9%97%A8%E8%B5%8C%E7%8E%8B%E4%BD%95%E9%B8%BF%E7%87%8A%E 5%85%A8%E4%BC%A0/4133189 (data obrashcheniya 25.01.2018).

Информация об авторе

Кичигина Ирина Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672000, Российская Федерация, г. Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: iraki@163.com.

Irina M. Kichigina - ^ШЙП^^ИЖ

Author

Irina M. Kichigina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chita Institute of Baikal State University, 672000, Russian Federation, Chita, Anokhina str., 56, e-mail: iraki@163.com.

Для цитирования

Кичигина И.М. Игорный бизнес: мировые тенденции и перспективы развития в условиях глобализации / И.М. Кичигина // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 1-2. — С. 36-44.

For citation

Kichigina I.M. Gambling business: global trends and development prospects in the context of globalization. Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 1-2, pp. 36-44. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.