Научная статья на тему 'Межмуниципальное взаимодействие в системе стратегического управления развитием муниципальных образований'

Межмуниципальное взаимодействие в системе стратегического управления развитием муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1264
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межмуниципальное взаимодействие / Стратегическое управление / принципы управления / Межмуниципальное сотрудничество / муниципалитет / прямые издержки / горизонтальные связи / inter-municipal interaction / Strategic management / managerial principles / Inter-municipal cooperation / municipality / Direct costs / horizontal ties

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жабрев А. А.

В статье рассматривается сущность межмуниципального взаимодействия в контексте стратегического государственного и муниципального управления: представлена система научных принципов управления, определены задачи межмуниципального взаимодействия стратегического характера и издержки, сопряженные с их решением, дано обоснование возрастающей значимости развития горизонтальных связей на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the essence of inter-municipal interaction in the context of strategic state and municipal management, presents the system of scientific principles of management and defines the tasks of inter-municipal interaction of strategic character, as well as the costs related to them. The author stresses the ever growing significance of horizontal ties on the municipal level.

Текст научной работы на тему «Межмуниципальное взаимодействие в системе стратегического управления развитием муниципальных образований»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

A.A. Жабрев,

глава муниципального образования муниципального округа Полюстрово г. Санкт-Петербурга, докторант Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт-Петербург),

кандидат социологических наук [email protected]

В статье рассматривается сущность межмуниципального взаимодействия в контексте стратегического государственного и муниципального управления: представлена система научных принципов управления, определены задачи межмуниципального взаимодействия стратегического характера и издержки, сопряженные с их решением, дано обоснование возрастающей значимости развития горизонтальных связей на муниципальном уровне.

Ключевые слова: межмуниципальное взаимодействие, стратегическое управление, принципы управления, межмуни-ципальное сотрудничество, муниципалитет, прямые издержки, горизонтальные связи.

УДК 332.02; ББК 65.04

Управление муниципальным образованием как территориальной социально-экономической системой осуществляется в рамках закономерностей общей теории управления применительно к сложным системам, под которыми мы понимаем системы, характеризующиеся недостатком информации для эффективного управления [1]. Практика межмуниципального сотрудничества значительно опередила научное обоснование данного направления деятельности, которое следует рассматривать как часть объекта муниципального управления. Законодательная трактовка этого понятия отсутствует, формулирование научных определений находится в стадии поиска. Эксперты [2], комментирующие процесс и перспективы межмуниципального сотрудничества, как правило, говорят о взаимодействии муниципальных образований в лице их представителей или органов управления в целях координации, более эффективного осуществления своих прав и интересов, совместного решения различных вопросов и проблем.

Представляется, что более точно можно было бы определить межмуниципальное взаимодействие как совокупность правовых и социально-экономических отношений, установленных между муниципальными образованиями и реализуемых на принципах социального партнерства. Данное определение предполагает комплексность и многоаспектность объекта управления, который представляет собой сферу полномочий властных и управленческих структур муниципального уровня власти и управления.

Следует отметить, что сложность современного государственного и муниципального управления во многом обусловлена неоднородностью субъекта управления и увеличением числа субъектов влияния на принятие управленческих решений (политические партии, профессиональные союзы, неправительственные, общественные организации, финансовые корпорации, мощные бизнес-структуры, институты гражданского общества и т.д.). В рамках задачи межмуниципального взаимодействия субъект управления носит комплексный характер и включает органы местного самоуправления тех муниципалитетов, которые это взаимодействие осуществляют, а также субъекты влияния в той мере, в которой они реализуют свои интересы в данной сфере.

Тогда сущность управления межмуниципальным взаимодействием в рамках каждого муниципального образования может состоять в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления этого муниципального образования на использование технологий межмуниципального сотрудничества в интересах местного сообщества.

Говоря о задаче управления межмуниципальным взаимодействием, следует отметить, что речь идет лишь об одном из направлений управленческой деятельности органов муниципальной власти, которое осуществляется в рамках управления социально-экономическим развитием муниципального образования в целом. При этом социально-экономическое развитие муниципального образования мы рассматриваем как объект непосредственного управленческого воздействия и как объект влияния факторов внешнего и внутреннего характера. Межмуниципальное взаимодействие как объект управления также представляет собой комплекс весьма динамичных процессов различной степени сложности, которые априори предусматривают наличие, как минимум, двух субъектов управления, поскольку мы имеем

дело с взаимодействием. Однако для каждого из этих субъектов интересы партнера по межмуниципальному сотрудничеству можно рассматривать как фактор внешнего влияния, причем весьма существенный. При этом можно говорить о двух уровнях управления применительно к различным объектам управления. Один из них — уровень муниципалитета, который определяет цели, направления, партнеров, формы и методы межмуниципального сотрудничества для реализации собственных полномочий и решения проблем социально-экономического развития муниципального образования. Второй уровень управления возникает на этапе реализации межмуниципальных проектов и программ, где речь может идти о совместном управлении партнеров конкретными продуктами первого уровня взаимодействия.

В данном исследовании мы рассматриваем, в основном, первый уровень управления, то есть управление межмуниципальным взаимодействием как одним из направлений деятельности муниципалитета. Множественность и неоднородность объекта управления в совокупности с уровнем его зависимости от воздействия внешних факторов обуславливает необходимость говорить о стратегическом характере управления, под которым понимаем целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления на основе управляющего воздействия и обратной связи с учетом влияния внешней среды. Управление межмуниципальным взаимодействием должно опираться на систему взаимоувязанных научных принципов. К числу основных принципов, требования которых необходимо учитывать, следует отнести: целенаправленность, системность, комплексность, баланс интересов, инновационность, эффективность.

Ведущее место в рассматриваемой системе принципов занимает принцип целенаправленности, следование которому означает необходимость формирования научно обоснованного целевого блока, определяющего качественно, количественно и во времени результаты становления и развития межмуниципального взаимодействия в целом и в разрезе ее составляющих.

Следование этому принципу означает, что разработке и реализации управленческих решений, направленных на использование технологий межмуниципального сотрудничества, должен предшествовать этап целеполагания, в рамках которого осуществляется выбор и обоснование целей межмуниципального взаимодействия.

Следование принципу системности в управлении межмуниципальным взаимодействием означает необходимость постановки и решения задач в контексте принятой муниципальной социально-экономической политики.

Принцип комплексности чрезвычайно актуален для управления межмуниципальным взаимодействием ввиду сложного, многоаспектного характера, как субъекта, так и объекта управления. Это связано с тем, что использование технологий межмуниципального сотрудничества возможно практически во всех сферах социально-экономического развития муниципального образования Следование принципу комплексности означает: во-первых, необходимость рассмотрения всех направлений и форм межмуниципального взаимодействия во взаимосвязи; во-вторых, исследование всех факторов, оказывающих влияние на реализацию и результаты этого взаимодействия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Принцип баланса интересов играет особую роль в осуществлении межмуниципального взаимодействия, которое предусматривает установление, реализацию и развитие партнерских отношений между муниципалитетами. По сути, речь идет о создании традиционных в сфере бизнеса «стратегических альянсов», под которыми в общем случае понимают «долгосрочные кооперативные соглашения, в рамках которых ресурсы и управленческие структуры автономных организаций используются для достижения индивидуальных целей, связанных со стратегическими миссиями партнеров» [3]. Самое сложное в установлении стратегических партнерских отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере муниципального управления, это необходимость сочетания конкуренции и кооперации. Это становится возможным в том случае, если достигнут баланс интересов и на этой основе установлен высокий уровень взаимного доверия, позволяющий снизить риск получения нежелательных побочных эффектов. Таким образом, выявление, анализ и согласование интересов муниципальных образований является непременным условием использования технологий межмуниципального сотрудничества.

Принцип инновационности в управлении межмуниципаль-ным взаимодействием проявляется в двух плоскостях: во-первых, в использовании современных, наиболее эффективных форм межмуниципального сотрудничества и методов управления, во-вторых, в ориентации на получение инновационных результатов от реализации межмуниципальных проектов.

Следует отметить, что само межмуниципальное взаимодействие может носить как стратегический, так и нестратегический характер. При определении характера межмуниципального взаимодействия можно исходить из различных логических построений.

С нашей точки зрения, целесообразно учитывать характер тех задач, решению которых будет способствовать межмуниципальное взаимодействие. В частности, можно утверждать, что если межмуниципальное сотрудничество обеспечивает решение функциональных задач, связанных с непосредственным выполнением законодательно закрепленных за уровнем местного самоуправления определенного типа муниципального образования функций, то эти взаимосвязи не носят стратегического характера и условно могут быть названы «предметно-функциональными». Предметно-функциональные взаимосвязи, как правило, реализуются через совместное осуществление какой-либо деятельности или нескольких видов деятельности, а также через обмен опытом и объединение ресурсов в решении управленческих задач. Если же речь идет о решении стратегических задач, например, обусловленных положениями документа, определяющего стратегические перспективы социально-экономического развития муниципального образования (концепции), то использование технологий межмуниципального сотрудничества представляет собой пример стратегического взаимодействия.

В самом общем виде развитие любого объекта — это особый вид изменений, отличающихся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. Реализуются стратегические взаимосвязи через совместные проекты и программы, долгосрочные соглашения о стратегическом партнерстве. Причем если применение технологий межмуниципального взаимодействия направлено на решение задач развития муниципального образования, то в этом случае установленные межмуниципальные взаимосвязи можно отнести также к разряду «стратегических» и рассматривать как фактор стратегического развития каждого из муниципальных образований, выступающих партнерами в этом взаимодействии.

Следует отметить, что на практике оба вида межмуниципальных взаимосвязей могут осуществляться одновременно и дополнять друг друга. Другое дело, что обоснование решений о целесообразности осуществления межмуниципального взаимодействия стратегического характера является более сложной задачей. Прежде всего, это касается оценки издержек. Муниципалитеты, участвуя в осуществлении совместной деятельности, объединяя свои ресурсы, реализуя совместные проекты и программы, вынуждены вносить определенные коррективы в свое

поведение. Если речь идет о предметно-функциональных межмуниципальных взаимосвязях, то на первое место выходят прямые издержки (затраты трудовых, финансовых, организационных ресурсов), связанные с осуществлением той или иной совместной деятельности, оценить которые довольно просто. Но есть и иные издержки, в большей степени характерные для стратегического межмуниципального взаимодействия, которые, по аналогии со сферой бизнеса [4], можно разделить на три вида: издержки координации, издержки негибкости и издержки компромиссов.

Издержки координации связаны с необходимостью осуществлять координационную деятельность в рамках межму-ниципального сотрудничества в области соответствующих затрат времени, труда персонала, иногда — финансов. Величина издержек зависит как от степени готовности муниципалитета к такому роду деятельности, так и от объема координационных усилий, что, в свою очередь, определяется характером, формой и содержанием межмуниципального взаимодействия.

Издержки негибкости можно охарактеризовать как возможное в условиях межмуниципального взаимодействия замедление процесса принятия управленческих решений, затрагивающих сферу и объекты межмуниципального взаимодействия.

Издержки компромисса обусловлены необходимостью согласования интересов муниципалитетов, осуществляющих межмуниципальное взаимодействие. При этом возникновение издержек возможно на любом этапе разработки и реализации вариантов, проектов и программ межмуниципального сотрудничества. Оно во многом в зависимости от того, насколько полно и своевременно решаются проблемы конфликта интересов на этапе принятия решения. Издержки компромисса могут носить интерактивный характер и иметь экономическое, социальное и политическое содержание. При принятии стратегических решений роль издержек данного вида существенно возрастает.

Важнейшим условием развития межмуниципального взаимодействия является наличие соответствующей правовой базы, которая, формируя правовое поле развития местного самоуправления вообще и межмуниципального сотрудничества в частности, претерпевает существенные изменения.

Усиление внимания к межтерриториальному, в том числе межмуниципальному, взаимодействию обусловлено целым рядом объективных причин, имеющих характер предпосылок для развития горизонтальных связей на всех иерархических ступенях управленческой «вертикали».

Во-первых, изменился характер проблем, которые призваны решать органы власти и управления на подведомственной территории: повысилась сложность, комплексность проблем, усилилось их влияние на процессы социально-экономического развития территории, возросла зависимость от изменений внешней среды. Во-вторых, произошло ускорение темпов изменений, как в политической, так и в экономической сферах, общественном сознании, качестве жизни населения муниципальных образований. В-третьих, благодаря бурному развитию информационных технологий, новым возможностям информационного обмена, резко возросла взаимозависимость и взаимовлияние стран и регионов различного ранга.

В связи с этим решение значительного числа проблем муниципального развития требует участия не только «своих» органов местного самоуправления, но и заинтересованных властных и хозяйствующих структур за пределами административных границ муниципального образования.

Управленческая наука также говорит о том, что формы горизонтальных связей применяются и развиваются пропорционально степени сложности, комплексности и неопределенности решаемых задач [5]. При этом горизонтальные связи, реализованные в матричных формах, кумулятивны и используются не как альтернатива, а как дополнение к существующим вертикальным структурным связям. Именно такой подход представляется наиболее целесообразным для организации межмуниципаль-ного взаимодействия, если его рассматривать как объект стратегического управления.

Литература

1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учебник. 3-е изд. -Томск: Изд-во НТЛ, 2001.

2. Гриценко Е.В. Проблемы развития межмуниципальных кооперационных связей в Российской Федерации // http://www. infokniga.ru/ellibr/municipal/sb2001

3. Ляско А. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации // Вопросы экономики. — 2003. — №11. — С.11.

4. Кэмпбелл Э., Саммерс Лачс. Стратегический синергизм. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

5. Мильнер Б.З. Теория организаций. — М.: ИНФРА-М, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.