УДК 35
Герасимова К.О.
студент
2 курс, факультет «Экономический» Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
(г. Чебоксары, Россия)
МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации межмуниципального взаимодействия в составе городской агломерации. Объектом исследования является Чебоксарская агломерация. Выявлены проблемы развития городских агломераций. Обоснована необходимость организации межмуниципального взаимодействия. Разработаны этапы организации межмуниципального сотрудничества в городской агломерации.
Ключевые слова: городская агломерация, межмуниципальное сотрудничество, межмуниципальное взаимодействие, этапы межмуниципального сотрудничества.
Городские агломерации являются одним из наиболее значимых трендов пространственной локализации производительных сил, а также развития современных поселенческих структур. В настоящее время в России насчитывается более 20 крупных городских агломераций. Доля городских агломераций в России, по экспертным оценкам, составляет 42% [2, с. 61].
Городские агломерации представляют крупнейшие инновационные управленческие центры, способствующие экономический рост, развитие образования, научной деятельности, культурного развития и пр. Агломерации представляют собой сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, инфраструктурными, социальными и
культурными взаимосвязями, располагают большими возможностями для эффективного социально-экономического развития. Городские агломерации, связанные общностью хозяйственной, социальной жизни с прилегающими местными сообществами, рассматриваются как «локомотивы роста» не только региона, но и страны в целом. Конечной целью развития агломерации должно стать повышение качества жизни населения и создание комфортной среды жизнедеятельности всех субъектов данной территории. Возрастание роли городских агломераций в социально-экономическом развитии страны и регионов обусловливает повышенный интерес к их изучению.
Исследованием проблем развития городских агломераций посвящены труды многих ученых. В основном ученые акцентируют внимание на исследовании содержания понятия «агломерация», необходимости правового регулирования развития агломерации и пр. В то же время недостаточны исследования, посвященные межмуниципальному взаимодействию муниципальных образований, входящих в агломерацию.
В настоящее время развитие городских агломераций сопровождается обострением ряда проблем. Ключевой проблемой является отсутствие единого механизма взаимодействия муниципальных образований, включенных в агломерацию. Развитие муниципальных образований в составе агломерации может быть успешным при условии организации межмуниципального сотрудничества. Обеспечение сбалансированного пространственного развития территорий, входящих в состав крупных городских агломераций за счет содействия межмуниципальному взаимодействию в целях формирования документов стратегического планирования, формирования единой градостроительной политики, решения общих социально-экономических проблем, в том числе инфраструктурных и экологических Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) определено одной из важнейших задач Правительства Российской Федерации.
Среди вопросов, требующих взаимного решения, первостепенными являются вопросы управления совместными объектами обеспечения жизнедеятельности, а именно жилищно-коммунальным хозяйством, содержанием и развитием транспортных систем, объектов социальной инфраструктуры, а также градостроительное регулирование.
Правительством Российской Федерации Чебоксарская агломерация включена в систему агломераций страны и объединена следующими территориями: города Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Цивильский муниципальные округа [1, с. 162]
Общая площадь Чебоксарской агломерации составит 3801 квадратных километров (20,7% от общей площади Чувашии) с населением более 739,8 тысячи человек, что позволяет характеризовать ее как крупную агломерацию.
В течение 2023 - 2024 годов в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и Фондом ДОМ.РФ была разработана стратегия пространственного развития (мастер-плана) Чебоксарской агломерации.
Мастер-план предусматривает выполнение задач по семи ключевым направлениям работы, включая развитие химической и электротехнической промышленности, машиностроения, туризма, жилищного строительства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства и коммерческой недвижимости, а также агропромышленного комплекса (АПК). Ожидается, что это приведет к увеличению валового муниципального продукта в агломерации на 24 процента к 2030 году по сравнению с 2022-м, созданию здесь около 25 тысяч рабочих мест и еще не менее 40 тысяч рабочих мест в смежных отраслях.
Вместе с повышением качества городской среды выполнение мастер-плана должно привести к увеличению численности населения на 150 тысяч человек, ежегодному строительству жилья площадью почти миллион квадратных метров, повышению инвестиционной и туристической привлекательности региона.
Мастер-план Чебоксарской агломерации предполагает развитие агломерации через 10 приоритетных точек роста. Общий объем инвестиций в ключевые проекты мастер-плана оценивается в 88 млрд. рублей.
Как понимаем, ни один из этих ключевых проектов не реализуется без соответствующей инженерной инфраструктуры. Так, в таблице 1 наглядно представлена потребность в финансировании строительства сетей коммунальной инфраструктуры.
Таблица 1. Потребность в финансировании строительства сетей коммунальной инфраструктуры.
Ключевая точка роста Водоснабже Электроснаб Отопление и Обращение
ние/водоотв жение горячее с твердыми-
едение водоснабжени е коммунальн ыми отходами
Комплексное развитие + 631 куб. м + 1535 кВт + 4,8 Гкал/ч. + 4795 куб.м
заволжской территории /сут
Комплексное развитие + 313,2 + 598 кВт + 2,4 Гкал/ч. + 2044 куб.м
территорий юго-западного куб.м /сут
района
г. Чебоксары
Строительств нового жилого + 2511 куб.м + 3762 кВт + 19 Гкал/ч. + 16641
района в /сут куб.м
д. Пихтулино
строительством общежитий + 372 куб.м + 1027 кВт + 1,5 Гкал/ч. +2141куб.м
и музея для химико- /сут
механического техникума
Строительства агрохаба в д. + 78 куб.м + 4867 кВт + 19,4 Гкал/ч. + 4823 куб.м
Ландыши /сут
Развитие туризма с. Ильинка + 135 куб.м /сут + 518 кВт + 1,4 Гкал/ч. + 2944 куб.м
Развитие промышленности + 72 куб.м + 22285 кВт + 12,4 Гкал/ч. + 5872 куб.м
д. Пихтулино /сут
Комплексное развитие + 1527 куб.м + 3860 кВт + 17,2 Гкал/ч. + 8834 куб.м
территорий г. Цивильск /сут
Реконструкция + 129,8 + 320 кВт + 0,52 Гкал/ч. + 468 куб.м
исторического центра куб.м /сут
Мариинского Посада
Итого, млн. руб. 720,3 740,2 440,9 50,0
Для реализации вышеуказанных проектов необходимо построить сети водоснабжения, канализационные сети, объекты электроэнергетики, сети тепло- и газоснабжения. По ряду проектов требуется создание новых водозаборов, запуск новых очистных сооружений, котельных.
Вышеуказанные вопросы могут быть решены с помощью развития межмуниципального сотрудничества как инструмента эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством городской агломерации
Межмуниципальное сотрудничество - это объединение усилий и ресурсов местных органов власти для решения общих проблем, предоставления общественных услуг, создания общественных благ и планомерного комплексного развития. Это достигается путем совместных действий органов местного самоуправления. Необходимость таких действий обусловлена тем, что интересы и проблемы часто выходят за пределы административно-территориальных границ. Поэтому для успешной политики развития муниципальных образований важно сотрудничество с другими муниципалитетами. Это позволяет экономить ресурсы, учитывать интересы населения более полно и обеспечивать доступ к различным видам ресурсов.
Ключевым аспектом укрепления материально-технического базиса межмуниципального сотрудничества является применение методов кооперации в разработке и управлении разнообразными материальными ресурсами. Сюда входят проекты по возведению и обслуживанию инфраструктурных объектов, включая инженерные, транспортные, социальные, культурные и спортивные учреждения, а также предприятия для хранения и переработки агропродукции. В рамках Чебоксарской городской агломерации это означает осуществление совместных инициатив, таких как возведение новых водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и электрических сетей.
Однако существуют проблемы с финансированием проектов из-за высоких затрат на многие планируемые проекты в агломерации. Основным направлением развития финансовых механизмов для обеспечения взаимодействия между муниципалитетами является возможность
использования проектов сотрудничества в финансировании в рамках Государственной программы комплексного развития сельских территорий, который реализуется с 2020 года. Поэтому предлагается разработать и утвердить инвестиционную стратегию для Чебоксарской городской агломерации, подготовить соответствующие инвестиционные площадки и создать привлекательные условия для инвесторов, желающих заниматься коммерческой деятельностью.
Для достижения максимального эффекта от сотрудничества между муниципалитетами необходимо следовать основным этапам этого процесса, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Этапы организации межмуниципального сотрудничества.
Этап Характеристика этапа
Обоснование организации межмуниципальн ых структур Анализ социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях. Выявление проблемных вопросов функционирования органов местного самоуправления. Разработка направлений межмуниципального сотрудничества. Оценка возможностей, рисков и недостатков в процессе осуществления межмуниципального сотрудничества.
Разработка проекта межмуниципальн ого сотрудничества Формирование рабочей группы. Разработка проекта межмуниципального сотрудничества. Определение целей и задач проекта. Формирование план-графика проекта. Расчет затрат муниципального образования на участие в межмуниципальном сотрудничестве. Разработка учредительных документов организации межмуниципального сотрудничества.
Организация обсуждения и согласование проекта Обсуждение проекта с гражданским активом на общественных слушаниях. Проведение обсуждения и согласование проекта с депутатским корпусом. Принятие учредительных документов организации межмуниципального сотрудничества. Внесение изменений в соответствующие нормативные документы муниципального образования.
Учреждение объединений межмуниципальн ого сотрудничества и реализация проекта Формирование общей структуры управления. Реализация мероприятий по достижению цели межмуниципального сотрудничества. Проведение мониторинга.
Этап Характеристика этапа
Оценка Разработка критериев, которые будут использоваться для оценки
результатов эффективности межмуниципального сотрудничества. Внесение
реализации поправок в деятельность межмуниципальных структур.
проекта
межмуниципальн
ого
сотрудничества и
корректировка
деятельности
объединения
межмуниципальн
ого
сотрудничества
Развитие механизмов сотрудничества требует постоянного внимания к динамике этого процесса, что подразумевает применение новых подходов и инструментов, возникающих в результате развития науки и практики управления на уровне государства и муниципалитетов. Важно также использовать широкий спектр возможностей, которые предоставляют научные и технические достижения, социальные и внутренние факторы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пузанов А. С., Попов Р. А., Полиди Т. Д., Гершович А. Я. Городские агломерации в современной России: проблемы и перспективы развития. / Тузанов А. С., Попов Р. А., Полиди Т. Д., Гершович А. Я. - 2023. - C. 162;
2. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Проблемы и перспективы развития городских агломераций // Регионалистика. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 60-66. https://doi.org/10.14530/reg.2020.3.60. (дата обращения: 5.05.2024 г.) НАУЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ;
3. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696. - URL: http://docs.cntd.ru/document/554801411 (дата обращения: 05.05.2024 г.);
4. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. -URL: http://static.government.ru/media/fïles/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 05.05.2024 г.)
Gerasimova K.O.
Chuvash State University (Cheboksary, Russia)
INTER-MUNICIPAL COOPERATION IN IMPLEMENTATION OF POWERS OF MUNICIPALITIES IN URBAN AGGLOMERATION
Abstract: the article discusses the issues of the organization of inter-municipal interaction within the urban agglomeration. The object of the study is Cheboksary agglomeration. The problems of urban agglomerations development are revealed. The necessity of organizing intermunicipal interaction is substantiated. The stages of organizing inter-municipal cooperation in the urban agglomeration have been developed.
Keywords: urban agglomeration, municipal cooperation, organization of municipal interaction, stages of organization.