Научная статья на тему 'Межличностные защитные стратегии матери как фактор формирования психологических защит ребенка в онтогенезе'

Межличностные защитные стратегии матери как фактор формирования психологических защит ребенка в онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МАТЬ-РЕБЕНОК / ОНТОГЕНЕЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русяева И.А.

В работе обсуждается проблема взаимоотношения родителей и детей младшего возраста в контексте формирования психологических защит. Наряду с данными литературы использованы и собственные исследования. Делается заключение, что в поведении ребенка наиболее ярко выступают те виды первичных реакций, которые применяют родители в реальном поведении в качестве межличностных защит. Показана также роль вторичных реакций на возникающие жизненные ситуации, более отсроченные и рациональные, которые представляют собой формы совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межличностные защитные стратегии матери как фактор формирования психологических защит ребенка в онтогенезе»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9

межличностные защитные стратегии матери как фактор формирования психологических защит

ребенка в онтогенезе

И.А. РУСЯЕВА* Тюменский государственный университет

В работе обсуждается проблема взаимоотношения родителей и детей младшего возраста в контексте формирования психологических защит. Наряду с данными литературы использованы и собственные исследования. Делается заключение, что в поведении ребенка наиболее ярко выступают те виды первичных реакций, которые применяют родители в реальном поведении в качестве межличностных защит. Показана также роль вторичных реакций на возникающие жизненные ситуации, более отсроченные и рациональные, которые представляют собой формы со-владающего поведения.

Ключевые слова: психологическая защита, совладающее поведение, межличностные отношения «мать-ребенок», онтогенез.

Онтогенез психологических защит и совладающего поведения напрямую связан с микросоциальным окружением, в котором живет и развивается ребенок. В нашем исследовании одна из задач состоит в выявлении общей природы онтогенетических механизмов психологических защит и совладающего поведения, источником которых служат межличностные стратегии в микросоциальном контексте.

Согласно бихевиористской модели семейного воспитания (Миллер Н., Доллард Дж., Сирс Р., Бандура А.), социализация представляет собой процесс научения ребенка родительским моделям поведения. В соответствии с концепцией дублирования родительских свойств (Торохтий В.С., 1996) [8], выполнять мужскую или женскую роль человек в значительной мере учится от своих родителей и неосознанно использует в своей семье их модель отношений. Элементарной психологической реакцией, на базе которой происходит такое

© Русяева И.А., 2010

* Для корреспонденции:

Русяева И.А.

Тюменский государственный университет

копирование, исследователи рассматривают идентификацию (отождествление) как на один из самых ранних механизмов развития личности. Значение идентификации само по себе шире, чем выполнение защитной функции, хотя идентификация лежит в основе многих защитных механизмов (проекция, интроекция, идентификация с агрессором и др.). Также говорят о подражании как об одном из ранних способов научения (Выготский Л.С., Пиаже Ж., Жане П.), с помощью которого внешняя социальная ситуация развития переходит во внутренний план. Имеется ряд отечественных работ, в которых обобщаются методологические подходы к разработке данной проблемы [1, 5].

Наиболее близким взрослым для ребенка представители психоаналитического направления (Фрейд З., Фрейд Анна [9], Адлер А., Хорни К. и др.) указывают мать, контакт с которой является первым и оказывает на ребенка наибольшее влияние. Основной мотивационной тенденцией идентификации представляется поиск одобрения. Зависимость ребенка от матери - основной источник идентификации ребенка с родителем (обухова Л.Ф., 1995)

[6]. Согласно Р. Сирсу, зависимое поведение ребенка от матери выражается в постоянной потребности в подтверждении, поиске позитивного и негативного внимания, а позже - в дошкольном и школьном возрасте детские варианты зависимости преодолеваются. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить.

Поскольку ребенок ищет одобрения родителей и приспосабливается к их системе оценок, он склонен чаще использовать поощряемые родителями стратегии. подкрепляя одни реакции и отвергая другие, родители формируют тип поведения ребенка в той или иной ситуации. по мере взросления ребенка ситуация меняется и поиск одобрения сменяется тенденцией к противоборству, отстаиванию собственных интересов. Здесь ставится задача поиска баланса между своими и чужими интересами, потребностями, желаниями. Как социальная задача возраста, этот феномен выступает основным в дошкольном возрасте. Защитные механизмы ребенка - это попытка уравновесить давление родителей, с одной стороны, и собственные стремления, с другой (Кривцова С., 2001) [3].

Поскольку именно мать зачастую занимается воспитанием ребенка, ее поведение становится одним из решающих факторов в развитии репертуара поведенческих реакций ребенка, в том числе и при реагировании на трудности. В целом, процесс воспитания строится на базовых допущениях родителей и тесно связан с их представлениями о себе. Запреты, указания, поощрения и санкции родителей, своеобразный стиль воспитания представляют собой частично осознанную, а частично и неосознанную систему, образующую некую целостность. В исследовании Е.В. Куфтяк (2003) [4] была зафиксирована связь между совладающим поведением родителей и их воспитательным воздействием на ребенка.

ребенок может своим поведением, расцениваемым как тревожащее, неприятное,

неожиданное, невольно, а порой и намеренно, нарушать эту целостность. Иными словами, в ситуации непослушания его поведение представляет по отношению к матери некую угрозу. Объектом угрозы может быть эмоциональное состояние, принципы воспитания, правила, установленные в семье, образ ребенка в представлениях матери, родительская самооценка и другие элементы материнской Я-концепции. В ответ на угрозу ребенок может сталкиваться со спонтанными реакциями матери на свое поведение, а также с наказаниями. И то, и другое следует рассматривать в данном случае как межличностные психологические защиты.

Логично предположить, что ребенок воспринимает эти способы поведения родителей. Механизм идентификации может срабатывать в случае, когда ребенок сам сталкивается с какими-либо угрозами, и тогда, подражая родительскому поведению, он применяет увиденные и испытанные на себе способы в межличностном общении (например, со сверстниками) к собственному содержанию, беспокоящему его (отрицательным эмоциям, противоположно направленным желаниям, инстинктам, столкнувшимся с запретами).

Таким образом, механизмы психологической защиты формируются первоначально в межличностных отношениях, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть в индивидуальном опыте происходит научение тем или иным защитным формам поведения (Сидоров П.И., Парников А.В., 2000) [7].

Важно не только то, какое поведение мать демонстрирует, необходимо также подчеркнуть то, какое поведение она хочет сформировать у ребенка. Видя ситуацию затруднения у ребенка в проблемной для него ситуации, родители так или иначе реагируют: дают советы, отрицательно или положительно подкрепляют попытки ребенка справиться с ситуацией, готовых вариантов решения которой у него еще нет. Эти способы, которые скорее всего

являются умозрительными, в отличие от конкретных (наказания и спонтанные реакции), также оказывают влияние на формирование репертуара защитного и совла-дающего поведения ребенка.

Все многообразие межличностных и внутриличностных защит удобно привести в единую систему, воспользовавшись типологией прототипных защитных действий по отношению к агрессору, предложенной Е.Л. Доценко (2000) [2] (табл. 1).

Таблица 1

Типология прототипных защитных действий

Переменные Пассивная форма Активная форма

Дистанцирование с агрессором Удаление себя: бегство, уход Удаление агрессора: изгнание, уничтожение, агрессия

Контроль характера воздействия Блокировка - выставление препон: барьера, «щита», поиск укрытия Контрвоздействие: контроль над агрессором, подчинение, управление им

Блокировка информации О себе: маскировка, замирание об агрессоре: игнорирование или отрицание угрозы

Сопоставляя виды наказаний, применяемые родителями, с видами прототип-ных защитных действий, можно установить между ними соответствие. Дистанцирование в пассивной форме проявляется в таких видах наказания, как уйти от общения с ребенком, покинуть его: «Я не буду с тобой разговаривать». В активной форме это такие виды наказания, как поставить ребенка в угол, закрыть в комнате, изолировать от общения с собой.

К вариантам контроля характера воздействия можно отнести выставление не-

ких барьеров в его деятельности. В пассивной форме это может быть ограничение в просмотре мультфильмов, лишение телефона, доступа к компьютеру, запрет любимого занятия, развлечений и т.д. В активной форме наказание может обнаруживаться как авторитарное подчинение ребенка. Возможно, применение физических наказаний является эквивалентом подчиняющего поведения в данном контексте. Выставление условий «Если ты не будешь слушаться, то я не буду встречать тебя из школы», «Если не ляжешь спать, отдам тебя разбойникам» служит также вариантом контроля характера воздействия, но уже в более тонкой, манипулятивной форме.

Блокировка информации обнаруживается между родителем и ребенком как игнорирование сигналов, исходящих от ребенка, когда эти сигналы представляются для родителей тревожащими, неприятными. В пассивной форме блокировка информации проявляется как уход от ребенка, стремление родителей сделать вид, что не замечают его.

В активной форме это может проявляться как намеренное игнорирование поведения ребенка, его потребностей, чувств: «Хватит ныть! Я не хочу это слушать!». Впоследствии вместо поиска решения данной проблемы может осуществляться стереотипное объяснение происходящего: «Вот такая она плакса, ну ничего, поплачет и успокоится».

Возможны также комбинации базовых защитных реакций в наказаниях: отшлепать (контроль характера воздействия) и выгнать (дистанцирование), продолжать игнорировать (блокировка информации).

Выявив тип преобладающих реакций матери на беспокоящее поведение ребенка и тип наказаний, преобладающих в семье, можно исследовать, по какому принципу у ребенка формируются защитные механизмы и совладающее поведение. На основе такой типологии можно предположить, что воздействие этих способов реагирова-

ния со стороны взрослых на ребенка будет проявляться в том, что он начнет перенимать данные действия в рамках родительского типа реакций и адаптировать их к своим ситуациям.

В поведении ребенка возможны проявления тех же прототипных защитных действий.

Дистанцирование в пассивной форме может обнаруживаться как желание спрятаться, «уйти в домик», закрыться в комнате, в активной форме - удаление обидчика, стремление выгнать его, отстранить, не общаться.

Контроль характера воздействия в пассивной форме в поведении ребенка может проявляться в виде поиска защиты, возможно, обращения к взрослым, в выставлении барьеров на пути обидчика. В активной форме - это контрвоздействие, когда ребенок активно применяет физическую силу в ответ или словесно «дает сдачи».

Блокировка информации в пассивной форме может выглядеть как обман, сокрытие своих чувств, отказ говорить о своих трудностях. Сюда можно отнести поведение, когда, например, школьник скрывает плохую оценку из страха расстроить маму. В активной форме - это игнорирование угрозы, отрицание. Вероятно, отвлечение внимания от угрозы в этом контексте будет также признаком блокировки нежелательных переживаний.

Исследования наказаний в семье в основном посвящены проблеме применения физических, телесных наказаний. Показаны связи между применением физических наказаний в семье и повышенным уровнем агрессии вне зависимости от возраста детей (Фурманов И.А., 2005) [10]. Результаты исследования М.А. Straus свидетельствуют о том, что дети, которые подвергались физическим наказаниям, в 4 раза чаще были агрессивными по отношению к сиблингам, чем дети, которых не наказывали. кроме того, как отметили родители в своих самоотчетах, те из них, кто в детстве имел опыт физических наказаний, в 3 раза

чаще проявляли физическую агрессию по отношению к собственному супругу [11] .

Таким образом, на примере применения физических наказаний прослеживается преемственность детьми родительского способа реагирования на угрозу. Мы подчеркиваем важность изучения не только телесных наказаний, но и других видов реакций родителей на негативное поведение ребенка в аспекте психологических защит и совладающего поведения.

Для того чтобы найти связи межличностных защитных стратегий матери и защитных стратегий у детей, необходимо было измерить следующие параметры в соотнесении их с таблицей прототипных защитных действий:

- Преобладающие методы наказаний, принятые в семье.

- Спонтанные реакции матери на негативное поведение ребенка.

- Реакции матери на поведение ребенка, когда он в трудной ситуации.

- Виды защитного поведения ребенка в трудной для него ситуации.

В исследовании автора принимали участие матери с детьми дошкольного (4-6 лет) и младшего школьного (7-11 лет) возраста. с одной стороны, данные возрастные периоды детей значительно отличаются по социальной ситуации развития, с другой стороны, достаточно сензитивны к восприятию способов поведения взрослых. Формирование большинства реакций психологических защит относят именно к данным возрастным периодам. Для выявления межличностных защит в семье применялось структурированное интервью с матерью ребенка. Информация о защитном поведении ребенка частично была собрана с помощью интервью, а также использовались рисуночные методики («Человек под дождем», серийные рисунки на темы: «Мне так плохо», «Мне трудно», «Я испугался») и проективная игра, в которой ребенку предлагалось завершить с помощью игры сложные ситуации. ситуации были взяты из интервью с матерью, а также дополня-

лись на основе возрастных задач развития (Доценко Е.Я., 2009).

Иллюстрацией того, что ребенок на межличностном уровне зачастую точно копирует защитное поведение матери, являются примеры случаев из пилотного исследования, проведенного на базе нескольких средних школ города Тюмени. Участниками пилотного исследования были матери с детьми младшего школьного возраста.

Случай № 1. Полная семья: мать, отец, сын 7 лет. Основным методом наказания и спонтанной реакцией на негативное поведение ребенка у матери являются формы дистанцирования (поставить в угол до тех пор, пока не извинится, уйти и не разговаривать, закрыть в комнате, «чтобы подумал над своим поведением»). Ребенок знает: чтобы наказание закончилось, нужно подойти, извиниться, сказать, в чем виноват. В этой ситуации он нашел путь влияния на длительность наказания. Однажды усвоенная стратегия неизменно работает, и он активно этим пользуется. Зачастую почти сразу признает свою вину, говорит, в чем она заключается, и освобождается от наказания.

В ситуации межличностного конфликта со сверстниками он предпочитает следующие стратегии: убежать, выгнать обидчика, сказать: «Я с тобой не буду разговаривать». интересно то, что в проективной игре ребенок демонстрирует иные стратегии: чаще бьет игрушку, отталкивает, дает сдачи. Анализируя ответы матери на вопрос о сознательном обучении ребенка методам поведения в сложной ситуации, выявляется прямая связь между этим поведением и советами матери: «Умей за себя постоять! Самому первым не нужно лезть, но всегда надо уметь дать сдачи. Кто обзывается, тот сам так называется!» (то есть контроль характера воздействия). при опросе, насколько характерны такие способы реагирования для ребенка в реальном поведении, получали ответ, что практически не характерны.

Случай № 2. Полная семья: мать, отец, сын 8 лет, сын 2 года. Мать наиболее часто применяет физическое воздействие на ребенка: «одернуть, взять за руку и вывести из комнаты, шлепнуть, иногда и дело доходит до ремня». Основным в данном случае служит вид контроля характера воздействия. сознательное обучение сводится к советам: «Все нужно решать словами. сначала подумай, а потом делай!», «Нужно всегда уметь договориться». «Кое-что можно и мимо ушей пропустить» (варьирование дистанцирования, контроля характера воздействия в пассивной форме, блокировки информации). ребенок обнаруживает по отношению к сверстникам высокую общительность, доброжелательность, первым агрессию не проявляет, настроен достаточно позитивно. В конфликте же демонстрирует агрессивность, «все решает кулаками», после таких драк обычно испытывает чувство вины, угрызения совести, плачет, переживает, искренне сожалеет, что сделал «неправильно», «не так, как надо», «причинил вред, не успел подумать, перед тем, как сделал». В проективной игре ведет себя сдержанно, рассудительно, проявляет реакции, схожие с советами матери: начинает объяснять, почему не нужно так поступать, часто повторяет фразу «Сначала подумай, потом сделай!».

Таким образом, анализ данных случаев позволяет предположить, что в поведении ребенка наиболее ярко выступают те виды первичных реакций, которые используют родители в реальном поведении в качестве межличностных защит. Без внимания не остаются и паттерны поведения, которым родители сознательно учат ребенка посредством советов, логического объяснения, анализа ситуаций. Возможно, они выступают как вторичная реакция на ситуацию, более отсроченная и рациональная. Вероятно, если соотнести эти паттерны поведения между собой, можно говорить о первичном способе как защитном и о вторичном как о совладающем поведении, образ которого уже присутствует в сознании и проявляется как компенсация в про-

ективной игре, но для его осуществления в реальном поведении недостаточно каких-либо ресурсов.

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Грант № 14.740.11.0235.

Литература

1. Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. -Тюмень, 2010.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.

- М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000.

3. Кривцова С. Защитные механизмы личности. // Педология/новый век. - 2001. - № 6.

- С. 28-33.

4. Куфтяк Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические

наказания: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003.

5. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001.

6. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

7. Сидоров П.И., Парников А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

8. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996.

9. Фрейд Анна. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1993 - 144 с.

10. Фурманов И.А. Физические наказания в семье и их последствия // Психология для нас. - 2005. - № 11/12 (24/25). - С. 52-57.

11. Straus M.A. Behind closed doors: Violence in American family. - 1994. - №. 20. - Р. 195202.

INTERPERSONAL DEFENSIVE STRATEGIES OF THE MOTHER AS THE PSYCHOLOGICAL FACTOR IN THE FORMATION OF CHILD PROTECTION IN THE ONTOGENY

I.A. RUSYAEVA Tyumen State University

The paper discusses the problem of relations between parents and young children in the context of the formation of psychological defenses. Along with the literature data used and author's own researches. It is concluded that the child's behavior is most clearly favored those types of primary reactions that employ parents in actual behavior as interpersonal defenses. Also shows the role of secondary reactions to emerging life situations, a more delayed and rational, which represent a form of coping behavior.

Keywords: psychological defense, coping behavior, interpersonal relations, «the mother-child», ontogenesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.